На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Производственная  физическая культура, ее цель и задачи 5
2. Методические основы  производственной  физической культуры 6
3. Влияние условий  труда и быта  специалиста на  выбор форм, методов  и средств ПФК 7
4. Производственная  физическая культура  в рабочее время 8
5. Физическая культура  и спорт в свободное  время 11
6. Дополнительные средства  повышения работоспособности 17
7. Профилактика профессиональных  заболеваний и  травматизма средствами  физической культуры 18
8. Влияние индивидуальных  особенностей, географо-климатических  факторов на содержание  производственной  физической культуры  специалистов 20
9. Роль личности  руководителя во  внедрении физической  культуры в производственный  коллектив 20
Заключение 22
Список  использованной литературы 24 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Значение  физической культуры и спорта для  здоровья, развития и общего состояния  человека трудно преувеличить. С малых  лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают  детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом  проходят, как правило, под наблюдением  опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным  развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в  основном выполняют учителя физической культуры в школе.
        К 16-ти годам самосознание человека  достаточно сформировывается.  Именно  с этого момента игровой характер  занятия спортом превращается  в серьезное и полное осознание  индивида всей полезности и  радости, которую приносят ему  физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество  прекрасны, а они так же, как  энергичность и сила, развиваются  в результате занятий спортом.
     Кроме того, есть еще один положительный  аспект: спорт помогает встретиться  с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать  себя  раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость  самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с  этим, реально рассчитывать свои силы.
      Хотелось бы еще упомянуть,  что физические нагрузки, активное  движение очень благотворно сказываются  на успехах в умственном труде,  что отнюдь не лишнее для  учащихся, студентов, рабочих и  служащих, и даже пенсионерам. 
       Человеку, хоть раз испытавшему  заряд энергии и бодрости, приливающих  к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем  себя этого лишить (естественно,  если в борьбу не вступает  такой отрицательный фактор, как  лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек  стремится к спорту. Естественно, 60-летний дедушка не сможет  так же быстро и долго бегать  трусцой, как он это делал  в свои 20. А если в 20 он этого  вообще не делал? Здесь можно  употребить достаточно избитую  фразу: “Лучше поздно, чем никогда!“ Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому общепринятые упражнения и нагрузки (они даются на среднего здорового человека) будут не приемлемы.
         Занятия физической культурой  - это, прежде всего профилактика  различных заболеваний и в  первую очередь гипертонии и  ишемической болезни сердца. Эти  болезни требуют длительного  лечения. Но, увы, оно не всегда  ведет к выздоровлению. Значительно  большой эффект дает их профилактика.
         Для того чтобы добиться профилактического  эффекта, необходимо заниматься  физической культурой не менее  2-х раз в неделю по 30 минут  с высокой интенсивностью, подходящей  именно для конкретного возраста  занимающегося, при условии, что  в выполнении упражнений будут  участвовать не менее 2\3 мышц  всего тела. Для предупреждения  болезней опорно-двигательного аппарата ( позвоночника, суставов ) следует делать  гимнастические упражнения, которые  выполняются с участием всех  суставов да еще с большей  амплитудой.
     В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность.
     Об  этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять  большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности  в состоянии мышечного покоя  уменьшается частота сердечных  сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью. 
 
 
 
 
 
 

1. Производственная  физическая культура, ее цель и задачи

 
     В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов  определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего  гуманитарного образования. Использование  новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра  и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует  обучению аспирантуре.
     Квалификация  «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовке. Бакалавр обязан понимать:
    роль физической культуры в развитии человека;
    ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни;
    владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизических способностей и качеств.
     Вторая  ступень профессионального обучения на степень «магистра» (мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке.
     Третья  ступень предполагает дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре на основе магистерской степени высшего духовно-творческого уровня осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.
     Использование средств физической культуры для  повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда было и  будет тесно связано с условиями  и характером труда.
     Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания более подробно можно рассмотреть  в процессе производственной физической культуры (ПФК).
     Производственная  физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
     Заниматься  ПФК можно как в рабочее, так  и в свободное время. При неблагоприятных  условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК  могут осуществляться только после  работы.
     Цель  ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.
     Задачи  ПФК:
    подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;
    активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
    заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
    профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

2. Методические основы  производственной  физической культуры

 
     Основы  производственной физической культуры – теория активного отдыха. Великий  ученый И.М. Сеченов показал, что  для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и  групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность  восстанавливается быстрее и  полнее не в состоянии покоя или  пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными  частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.
     В трудах другого великого русского физиолога  И.П. Павлова мы находим объяснения того, как устойчивая работоспособность  зависит от правильного чередования  периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.
     Методическое  обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную  напряженность труда, которая характеризуется  степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических  процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших  полушарий головного мозга, тем  важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.
     Итак, методика ПФК находится в зависимости  от характера и содержания труда  и имеет «контрастный» характер:
    чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;
    чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;
    чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

3. Влияние условий  труда и быта  специалиста на  выбор форм, методов  и средств ПФК

 
     Производственная  физическая культура проявляется в  различных формах:
    в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной, физической подготовки;
    в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ.
   Занятия в любых формах ПФК могут проводиться  как индивидуально, так и в  группах.
   При выборе методов и средств важно учитывать  условия труда и технологические  особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять  во внимание такие факторы, как рабочая  поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и  профилактические упражнения рекомендуется проводить  в положении сидя или лежа. При  рабочей позе сидя или в неудобных  позах упражнения проводятся стоя в  свободной позе. Соответственно подбираются  и конкретные упражнения по «контрастному» методу.
   На  подбор методов и средств ПФК  оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления  в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного  переутомления человека метод активного  отдыха менее эффективен, чем пассивный  отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него - необходимое  условие для подбора оптимальных  методов и средств ПФК.

4. Производственная  физическая культура  в рабочее время

 
     В рабочее время ПФК реализуется  через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так  как производственная гимнастика может  в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.
     В особых случаях для некоторых  специалистов даже в рабочее время  могут быть организованы занятия  по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.
     Производственная  гимнастика
     Производственная  гимнастика - это комплексы специальных  упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую  и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.
     Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная  пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
     При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:
    рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
    рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или раз­нообразие, степень напряженности движений);
    характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);
    степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);
    возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;
    санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).
     Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5-7 мин.
     Цель  вводной гимнастики в том, чтобы  активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при  выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в  рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда  в начале рабочего дня и снижает  отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.
     В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные  упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым  во время работы, имитируют их.
     В зависимости от технологии и организации  профессиональной деятельности вводная  гимнастика может проводиться непосредственно  перед началом рабочего времени  или может быть включена в это  время.
     Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.
     Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности  рабочего дня и динамики работоспособности.
     При обычном 7-8-часовом рабочем дне  с часовым обеденным перерывом  при «классической» кривой изменения  работоспособности рекомендуется  проводить две физкультурные  паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы  подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности  труда.
     Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических  условиях может проводиться на рабочих  местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических  условий) проводить физкультпаузу  невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование  ПФК в свободное время.
     Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.
     Физкультминутки с успехом применяются, когда  по условиям организации труда и  его технологии невозможно сделать  организованный перерыв для активного  отдыха, т.е. в тех случаях, когда  нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать  надолго внимание работающего. Физкультминутка  может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем  месте. Работающий человек имеет  возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает  потребность в кратковременном  отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.
     Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим  условиям не допускается проведение физкультурной паузы.
     Микропауза  активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с.
     Цель  микропауз - ослабить общее или локальное  утомление путем частичного снижения или  повышения возбудимости центральной  нервной системы. С этим связано  снижение утомления отдельных анализаторных  систем, нормализация мозгового и  периферического кро­вообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые  можно многократно применять  в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.
     Методика  составления комплексов упражнений в различных  видах производственной гимнастики и определение  их места в течение  рабочего дня
     Методика  производственной гимнастики  включает два компонента: методику составления  комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба  компонента тесно  связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.
     Методики  составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко – до начала работы, то время  проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение  трудового дня.

5. Физическая культура  и спорт в свободное  время

 
     Основные  формы занятий физкультурой в  свободное время:                                                                    
    утренняя гигиеническая гимнастика;
    утренние или вечерние специально направленные занятия физическими упражнениями;
    краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв;
    попутная тренировка;
    физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, профессионально-прикладной физической подготовки.
Утренняя  гигиеническая гимнастика
     Комплекс  несложных упражнений утренней гигиенической  гимнастики («зарядки») позволяет легко  и приятно перейти от утренней вялости к активному состоянию, быстрее ликвидировать застойные  явления, возникающие в организме  после ночного бездействия. Применительно  к производственной физической культуре утренняя зарядка повышает возбудимость центральной нервной системы, постепенно активизирует основные функциональные системы организма и тем самым  ускоряет врабатываемость в трудовой процесс. Наблюдения за группой студентов, регулярно выполнявших утреннюю зарядку, и за теми, кто не делал  ее, показали, что у первых период включения в качественный учебный  труд составил 15 мин, у вторых – до 45 мин.
     В комплекс упражнений утренней гигиенической  гимнастики включают упражнения и корригирующего, и профилактического характера.
     При составлении индивидуального комплекса  следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
    упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой деятельности;
    выполняться в определенной последовательности;
    носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;
    нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки;
    комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.
   Рекомендуется следующая примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики (для  работников умственного труда):
    Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, медленный бег, потягивание).
    Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы (махи руками в разных направлениях, неглубокие выпады и т.п.).
    Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, туловища, повороты вправо и влево, наклоны в сторону, прогибание назад).
    Упражнения на развитие силовых возможностей.
    Упражнения, способствующие подвижности суставов.
    Упражнения для мышц брюшного пресса.
    Упражнения для ног, включая приседание на одной ноге, подскоки.
    Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движениями рук).
   Продолжительность утренней гимнастики от 8-10 до 20-30 мин. Практически  здоровые люди в возрасте до 40 лет  могут проводить такую зарядку  в темпе, при  котором пульс  повышается до 150 удар/мин (после 50 лет  – пульс до 140 удар/мин, для 60-летних – 120 удар/мин).
   Однако  далеко не все люди легко и безболезненно  переносят в ранние утренние часы повышенные нагрузки. Для некоторых  целесообразно ограничиться минимумом  упражнений, направленных на снятие утренней вялости, а более активные упражнения перенести на послерабочие вечерние часы.
   Утренние  или вечерние специально направленные физические упражнения
   Занятия в виде специально подобранного комплекса  упражнений проводится с повышенной нагрузкой и имеют профилактическую направленность. С помощью специально-направленных упражнений (табл.1) снимаются неблагоприятные  последствия малоподвижного, тяжелого физического, монотонного труда, работы в вынужденной неудобной позе, с повышенной нервно-эмоциональной  напряженности, в неблагоприятных  санитарно-гигиенических условиях.
   Таблица 1. Направленность комплексов физических упражнений профилактического воздействия на самостоятельных и групповых занятиях (с использованием материалов Н.А. Мусаелова, Л.Н. Нифонтовой)

     Благодаря физическим упражнениям можно повысить устойчивость организма и к другим неблагоприятным факторам (вибрация, укачивание, недостаток кислорода).
     Краткие занятия физическими  упражнениями в обеденный  перерыв
     Известный кардиолог профессор Н.Мухарлямов писал, что тем, у кого «сидячая»  работа, в обед следует ограничиться чаем с бутербродом, а остальное  время перерыва использовать для  прогулки, игры в настольный теннис, легкой пробежки. Иными словами, вместо того чтобы приобретать калории, следует активно их расходовать, а полный обед лучше перенести  на послерабочее время.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.