На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психодрама

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ПЛАН  РЕФЕРАТА:
    ВВЕДЕНИЕ
    ВЗГЛЯДЫ МОРЕНО
    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ПСИХОДРАМЫ
    ПРОЦЕСС ПСИХОДРАМЫ
    ПСИХОДРАМАТИСТ
    ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    КАТАРСИС
    ИНСАЙТ-В-ДЕЙСТВИИ
    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
    ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ
    ПРОЦЕССИНГ
    ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ СЕССИИ И ПРОЦЕССИНГА
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
 
 
    ВВЕДЕНИЕ.
 
     Основоположником  в использовании драматургических элементов в терапии был   Дж. Л. Морено(1889 – 1974). Открытый им метод  он назвал психодрамой. Психодрама основана на допущении, что люди – это «актеры», выходящие на различные подмостки в течение жизни. Многое из того, что происходит в психодраме, с трудом поддается схематизации, и это делает работу ускользающей и странной, но в то же время волнующей и близкой. Происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства. Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском «комедия дель арте» наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действо.
     Сейчас  психодрама прочно занимает позицию  жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим подходам; она развилась в систематический метод с разработанными стратегиями и техникам во многом благодаря Зерке Т. Морено, чей вклад в эту область огромен.
     Еще один из ведущих современных психодраматистов – Питер Феликс Келлерман -
Директор  Иерусалимского центра психодрамы и групповой работы, в настоящее время возглавляет сертификационный комитет Израильской ассоциации психодрамы. Им была проделана большая работа по систематизации и разъяснению фундаментальных теоретических и практических аспектов психодрамы.
     В данной работе мы будем опираться  в основном на труды Келлермана и  на некоторые другие источники.
     Психодрама  – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития. В последнем случае психодрама имеет целью проработку «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими.
     Термин  «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Термин свободно используется для обозначения, кроме всего прочего, клинических ролевых игр, моделирования поведения путем репетиций, анализа действия, креативной драматики, драматерапии, театра импровизаций и даже спонтанного хэппенинга. Это связано с рядом причин:
     Проблема  определения психодрамы возникла вместе с появлением терминологии Дж.Л.Морено. Оригинальные определения Морено часто  непоследовательны и противоречивы, особенно когда идет речь о целях психодрамы. Например, ему принадлежат такие разные определения: теология с религиозными постулатами, форма драматического искусства с эстетическими идеалами, психотерапевтический метод с целью излечения и философия жизни.
     Еще одна причина – сходство психодрамы с такими подходами, как терапия фиксированной роли (Келли 1955), гештальт-терапия (Perls, Hefferline & Goodman 1973), группы встреч (Schuts 1971), драматерапия (Jennings, 1986; Landy 1986), и с другими методами, связанными с действием. Хотя эти методы могут содержать один или несколько элементов психодрамы, ни один подход не включает в себя психодраматическую систему целиком и не может, таким образом, быть определен как психодрама.
     Келлерман, проанализировав все проблемы связанные  с определением психодрамы, предлагает свое «исчерпывающее определение психодрамы»:
     «Психодрама – это метод психотерапии, в  котором клиенты продолжают и  завершают свои действия посредством  театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используется множество техник – обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг». (Питер Ф. Келлерман «Психодрама крупным планом» с.21) 

    ВЗГЛЯДЫ МОРЕНО.
     Морено  был склонен видеть оздоравливающий  эффект в непосредственной и обязательной связи с психокатарсисом. В то же время Морено уже более широко, с социально-психологических позиций  трактует необходимость психодраматических акций с целью воздействия на личность человека. Он дифференцирует и разграничивает термины «принятие роли» и ее «разыгрывание». В первом случае имеет место процесс приспособления к роли и усвоения очерченных в ней образцов поведения, во втором – процесс более или менее адекватного выражения индивидуальных свойств общественным экспектациям.
     Применительно к задачам психотерапии Морено понимает под ролью процесс решающего  создания структуры всего человеческого  поведения, определяемого влиянием «малых групп».
     Роль  выражает нереализованные потенции личности, отражая определенную структуру  отношений с другими лицами. Это  и служит основой для «присвоения» чьей-то роли, составляющей образец  для подражания и способствующей росту самосознания и поведенческих форм деятельности.
     Отсюда  Морено выводит формулу неправильных поведенческих форм реагирования. Включая  и психотическое поведение как  результат разрегулирования правильных форм взаимоотношений между людьми, определяющихся мерой спонтаничности и «творческости» (креативности).
     Каждый  человек обладает творческими потенциями. Его нераскрытые резервы направляются на неразумные (иррациональные) пути, проявляющиеся  симптомами психической болезни. Ирреальная креативность присутствует в клинике  неврозов и пограничных психических состояний, полное извращение ее встречается уже при глубоких душевных заболеваниях, а игровое поведение способствует отрегулированию спонтаничности и отреагированию иррациональной креативности, направляемой на разумные формы созидательности и «творческости».  Печальной проблемой психологии человеческой личности является не фрейдовсткое подсознание («оно»), а изоляция и отрыв человека от «творческости», означающие болезнь или смерть личности.
     В отличие от Фрейда, Морено считал, что основные черты характера человека не являются раз и навсегда заданными, хотя структурные основы личности имеют и биологические компоненты, формирующиеся еще в раннем опыте детства.
     Морено  большее внимание сосредоточивает  на прошлом индивидуума. Принимая человека в настоящем, учитываются его непосредственные личностные и социально-культурные ориентации и проекции как в прошлое, так и в будущее. Помимо свободных словесных ассоциаций, психодрама сопровождается и поведенческой свободой жестомимического контура личности.
     Несмотря  на теоретическую невнятность психодрамы, Морено внес определенный вклад в  ее практическую разработку. От психоаналитической методики «лечебный театр» отличается «психосинтетической» направленностью, способной дать конструктивные результаты в решении некоторых сложных проблем личности. Она основана на вере в человека и его творческие возможности.
     Психодрама, социоанализ и социометрия получили развитие в некоторых разновидностях групповой психотерапии. Это так  называемая гипнодрама, лекарственно-направляемая психодрама, социометрическая терапия, групповая музыкальная и ритмическая терапия. По новой социально-утопической теории Морено, называемой социометрией, классовые противоречия можно разрешить не социально-экономическими реформациями, а сглаживанием конфликтов за счет средств психической терапии.  

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС  И РЕЗУЛЬТАТ ПСИХОДРАМЫ.
     Психодрама -   групповой метод,  поэтому  при работе необходимо учитывать  ряд моментов, такие, как: время и  частота сессий («когда?»), пространственное окружение («Где?»), характеристики клиента («Для кого?»), характеристики терапевта («Кем?»), характеристики группы и вспомогательных лиц («С кем?»).
     Время и частота сессий.
     Одна  сессия может продолжаться от одного до четырех часов, а среднее (и оптимальное) время – два с половиной часа. Из них около получаса длятся фаза разогрева, приблизительно полтора часа – психодраматическое действие, а оставшееся время – фаза шеринга. Дополнительные полчаса иногда требуются для до- или послесессионного процесс-анализа или дискуссии в группе. Если времени недостаточно, то многие начатые эмоциональные процессы могут остаться незавершенными. Длинные сессии без перерыва, напротив, утомляют и рассредоточивают участников.
     Психодрама  может проводиться раз в неделю с интенсивной работой в течение выходных или может быть организована в форме недельных семинаров с не более чем тремя сессиями в день.
     Психодрама  одной сессии сравнительно непродолжительна, имеет ограниченные цели, действие в ней сосредоточено на специфической, основной конкретной теме. 
     Пространственное  окружение.
     Психодрама  может быть организована в любом  месте, позволяющем физические перемещения  и обеспечивающем приватную обстановку без внешнего вмешательства. Чаще всего  работают в комнате среднего размера, с коврами, покрывающими весь пол, несколькими матрасами, подушками, удобными креслами и подвижным освещением. Успех психологического вмешательства сильно зависит от обстановки, в которой оно производится. Атмосфера, созданная любой данной обстановкой, будет влиять на эмоциональное состояние группы.
     Характеристики  клиента.
     Психодрама  не нацелена на какую-либо определенную группу людей. Участники могут быть любого пола. Что касается интеллектуальности, психодрама может применяться не только к умным и образованным участникам, но и к малообразованным и даже умственно отсталым людям, которые используют широкий спектр невербальных техник психодрамы как прекрасный инструмент общения.  Этнический или социально-экономический статус, религиозная принадлежность – являются несущественным критерием для выбора клиентов психодрамы.
     Согласно  одной точки зрения, психодрама может  быть полезна всем в различные  периоды жизни, особенно во время  различных эмоциональных трудностей. С другой точки зрения, существует особая категория людей, для которых психодрама – предпочтительный метод, но до сих пор не существует способа идентифицировать данную категорию людей. Невозможно сделать это с позиции симптомов, синдромов или диагностических категорий. Полезными признаками могут служить адаптивность и сила «Я». Однако в этой области не много согласия.
     По  наблюдениям Келлермана, психодрама может быть полезна самым разнообразным  людям, но некоторые просто не подходят либо для самой психодрамы, либо для обстановки, в которой она  проводится. Таким людям, тем не менее, отлично помогают индивидуальная, групповая, семейная терапии или фармакологическое воздействие. Психодрама может оказаться полезной только тем, кто способен и достаточно мотивирован для того, чтобы принимать участие в довольно сложном психическом ритуале, характерном для данного подхода.
     Существуют  люди, для которых психодрама не является подходящим методом. Хронические  пациенты с неупорядоченным поведением, нуждающиеся в постоянной реабилитации,  непредставимы в психодраме. Кроме того, страдающие острым психозом, паранойей, суицидальными наклонностями, маниями, повреждениями мозга, социопатические и депрессивные пациенты являются плохими кандидатами для участия в психодраматической групповой терапии.
     Хотя  воздействие психодрамы на истерические, нарциссические и на другие, сходные с этими расстройства личности может иметь успех, для этого необходимы специальные условия и особым образом подготовленный штат вспомогательных лиц.
     Однако  психодраматическое  воздействие  было успешным для многих типов людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием, детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию, алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в лечении некоторых психосоматических заболеваний.
     Таким образом, психодрама может быть полезна  большому разнообразию типов людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.
     Характеристика  терапевта.
     Области, в пределах которых свойства терапевта  могут варьировать, включают в селя предпочтение персональной дистанции, активность, гибкость, склонность к терапии ограниченной цели, стиль лидерства, самораскрытие, тип взаимоотношений с клиентами. Исследованиями было показано, что личные характеристики, клинический опыт и профессиональная активность терапевта глубоко влияют на его технику и достижения, на процесс и результат терапии.
     Профессиональные  роли психодраматиста рассматриваются  как с самого начала определяющие для психодраматического процесса, а значительное влияние личности терапевта на терапию очевидно.
     Характеристики  группы и вспомогательных  лиц.
     Согласно  Морено, каждый участник психодрамы является потенциальным терапевтическим  агентом для остальных. Группа становится социальным микрокосмом, который создает  условия для появления новых  межличностных отношений. Следовательно, необходимо организовать такую психодраматическую группу, в которой может развиться терапевтическая атмосфера.
     Критерий  отбора в группу, учитывающий потенциальную  групповую сплоченность как главный  фактор – это сила «Я». Если участники сходи по этому параметру, они обычно развивают положительную межличностную «химию», или «общий язык», который существенно улучшает результат психодрамы.
     В идеале члены группы должны быть подобраны  так, чтобы представлять различные  стадии жизни и личностные характеристики, соответствовать необходимому разнообразию ролей, обеспечивать понимание в дублировании и многогранный шеринг после завершения психодрамы. 
     Размер  группы существенно варьируется. От пяти до более ста участников, хотя большинство практиков считают, что 10-15 участников – это оптимальный размер группы. Такая группа достаточно велика, чтобы обеспечить разнообразие ролей, и достаточно мала, чтобы предоставить психодраматисту возможность обращать внимание на межличностные взаимодействия. В больших группах снижена активность участников и возникают сложности с достижением групповой сплоченности. 

    ПРОЦЕСС ПСИХОДРАМЫ.
Сессия  классической психодрамы, согласно Морено, состоит из трех стадий:
          разогрев
          действие
          шеринг
     Морено  была предложена и четвертая стадия – анализ. Келлерман назвал эту стадию процессинг. Эти стадии включают в себя традиционные практически для всех методов психотерапии фазы. После заключения начального контракта о лечении и краткого или более расширенного исследования личности пациента, терапевт старается сфокусироваться на тех проблемах, к которым он вместе с клиентом обратится в процессе терапии. Сопротивления началу терапии анализируются и нейтрализуются, затем инициируется та или иная форма вербальной или невербальной коммуникации с внутренним миром пациента.
     Процесс психодраматической терапии подходит к этому описанию, включая в  себя фазу эмоционального разогрева  для воспроизведения событий  прошлого здесь-и-теперь. В середине фазы действия протагонист получает помощь в достижении катарсиса, обретении инсайта-в-действии и для завершения акта. Хотя важен весь процесс психодрамы, считается, что середина фазы действия оказывает наибольшее влияние на протагониста – пациент наиболее чувствителен ко внешним стимулам и наиболее открыт для перемен. После чего следует стадия успокоения, проработки, интеграции и переобучения. Фазы завершения и шеринга помогают протагонисту вернуться к внешнему миру и повседневной реальности.  

    ПСИХОДРАМАТИСТ.
     Занятия психодрамой – во многом требовательная профессия. Для овладевания ею необходимы сложные навыки и личные качества, которыми большинство людей не обладает. Одно только введение нужных вспомогательных ролей в психодраме – уже монументальная задача. Далее, ведущий должен постоянно сдвигать фокус от сочувствия к постановке, к разрешению проблемы, к руководству группой, давая ясно почувствовать свою личную вовлеченность.
     Человек, несущий ответственность за психодраматический процесс, называется по-разному: директор психодрамы, психодраматический терапевт, ведущий психодраму или практикующий психодраму. В данной работе мы будем использовать общепринятый термин «психодраматист».
     Профессиональные  роли психодраматиста.
     Все психодраматисты играют несколько  специфических и иногда перекрывающихся ролей. Морено назвал их ролями режиссера, терапевта-консультанта и аналитика. Келлерман добавляет четвертую роль – группового лидера.  

роли функции навыки идеал
Аналитик Эмпатик Понимание Герменевтический
Режиссер Постановка Режиссура Эстетический
Терапевт Перемены Влияние Исцеляющий
Ведущий группу. Управление лидерство Социальный 
 
     Психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные  и сложные задачи.
    Как аналитики они ответственны за обладание полной и подробной информацией о состоянии протагониста.
    Как режиссеры психодраматисты превращают полученный материал в действо, которое должно быть стимулирующим эмоционально и приятным эстетически.
    Как терапевты они вызывают перемены, воздействуя на протагонистов таким образом, чтобы облегчить исцеление.
    Как ведущие группу они заботятся о конструктивном рабочем климате в группе, который помогал бы развитию поддерживающего социального окружения.
     Переплетение  и взаимодействие этих разных ролей  образует профессиональный образ психодраматиста. 
     В данной работе мы подробно остановимся на ролях аналитика и терапевта, т.к. именно они, по моему мнению, требуют особого профессионализма и такта.
      Аналитик.
      Как аналитик – психодраматист – это  сочувствующий слушатель, стремящийся  понять личностные и межличностные  явления. Первичная задача данной роли состоит в том, чтобы овладеть детальным пониманием чувств, мыслей, поведения и отношения участников с генетической, топографической, динамической, экономической, структурной, адаптивной и психологической точек зрения.
      Для аналитической деятельности в психодраме скорее подходит термин «анализ действия», чем «психоанализ» или «социоанализ».  Умение эмпатически сопереживать – необходимое условие для исполнения роли аналитика в психодраме.  Это умение включает в себя способность точного постижения сложности механизмов возникновения человеческих эмоций.
      Пять  стадий анализа действия в процессе получения психодраматистом знаний о протагонисте:
    Психодраматист улавливает информацию, сообщаемую, как вербально, так и невербально. Некоторые на данном этапе становятся «дублями» протагониста – процесс, называемый в НЛП «следование». Во время следования психодраматист старается совпасть с протагонистом в его вербальном и невербальном поведении, уделяя особое внимание движению глаз, дыханию, позе, изменениям в напряжениях мускулов лица и цвету кожи.
    Психодраматист эмоционально «сливается» с протагонистом, одновременно оставаясь самим собой. (Необходима отточенная интуиция и умение быть одновременно близким и отстраненным). Критерии хорошей эмпатической индукции – «резонанс» обратной связи и чувствительность, в результате достигается субъективное осознавание того, что происходит с протагонистом.
    расшифровываются неявные сообщения и скрытые смыслы в том, что открыто выражается протагонистом. Это не требует необычайных способностей к восприятию, скорее следует вслушиваться с «равномерно распределенным вниманием» в мелодию подсознания. Необходимо читать между строк.
    Психодраматист информативно сообщает протагонисту, что было им понять. Это требует умения точно определять наступление походящего момента, для того чтобы вербализовать понимание или предложить интервенцию в соответствии с этим пониманием.
    Психодраматист старается получить от протагониста подтверждение своему пониманию, и, если в понимании допущена ошибка, психодраматист должен быть готов исправить ее. Несмотря на то, что известные теоретические построения дают психодрматисту концепции и модели, в соответствии с которыми он строит свое понимание, заготовленное заранее знание может быть подавляющим, если оно используется как универсальная истина, которую протагониста убеждают принять.
      Терапевт.
      Как терапевты психодраматисты служат проводниками перемен, влияющими на протагонистов способами, облегчающими излечение. Согласно Морено, конечная ответственность за психотерапевтическую ценность всего происходящего лежит на плечах психодраматиста. В качестве терапевтов психодраматисты проводят многочисленные интервенции, призванные облегчить страдания и продвинуть протагонистов еще на один шаг вперед в их терапевтическом путешествии. Эта работа требует от психодраматистов обширных знаний в области нормальной и патологической психологии, психиатрии и психотерапии, умения применить психодраматический метод к разнообразным типам протагонистов, нуждающимся в уменьшении симптомов, кризисной интервенции, разрешении конфликта и изменении личности. Кроме того, необходимо обладать способностью использовать различные терапевтические факторы, такие как высвобождение эмоций, когнитивное понимание, межличностная обратная связь и поведенческое научение.
      Репертуар психодраматиста включает в себя вербальные и невербальные терапевтические  интервенции. Терапевтические интервенции  – это сознательные акты влияния, рассчитанные на то, чтобы вызвать  терапевтический (предупреждающий, стабилизирующий, восстанавливающий, развивающий, поддерживающий) импульс. Они являются возможными ответами на то, что протагонист делает или говорит. Таким образом, терапевтические интервенции предоставляют рамку коммуникации для оказания помощи в психодраме.
      Одной из самых сильных невербальных интервенций  в психодраме является физическое прикосновение. Для разных протагонистов оно  имеет разный смысл. Одна из труднейших задач – найти оптимальную  для прогресса протагониста физическую дистанцию.
      Как невербальные, так и вербальные интервенции  должны быть тщательно отмерены. Наиболее часто в психодраме используются следующие вербальные интервенции:
      Конфронтация  – относится к утверждениям, фокусирующим внимание на очевидных моментах, которые должны подвергнуться дальнейшему исследованию. Конфронтацию можно также рассматривать как интервенцию, не позволяющую пациенту избежать неприятных тем и удерживающую его «на месте».  Но конфронтацию можно использовать только в рамках безопасных и поддерживающих взаимоотношений, когда ощущение надежности усиливает способность протагониста переживать болезненные эмоции.
      Прояснение – относится к уточняющим вопросам о том, что только что было сообщено, для составления более детального описания ситуации.
      Интерпретации – это вербальные объяснения, раскрывающие источник, историю или причину переживания, объяснения, призванные создать для него когнитивную рамку. В противоположность классическому психоанализу, который дает словесные интерпретации, психодрама вводит новые инсайты посредством дублирования, обмена ролями или других методов действия, таким образом подчеркивая постепенный процесс эволюции инсайта-в-действии.
      Катарсис  – связан с усилиями психодраматиста, направленными на то, чтобы вызвать высвобождение сдерживаемых чувств. Специфика функции катарсиса в психодраме состоит в том, что он служит не только для облегчения эмоционального отреагирования, но и для интеграции выражаемых чувств.
      Принятие – состоит в том, что психодраматист независимо ни от каких обстоятельств проявляет к протагонисту во время сессии положительное отношение. Это создает необходимую свободную обстановку, в которой протагонист может выразить себя, не боясь критики и осуждения.
      Суггестия – это наведение у протагониста измененного состояния сознания; суггестия может вызвать род транса, похожий на тот, который возникает при гипнозе. Суггестия используется для пробуждения воспоминаний, фантазий, мечтаний или как приглашение к регрессии в более  раннее состояние. Суггестии могут вызывать столь живые образы, что появляются все виды безумных идей. Протагонист ориентируется в реальности, но до конца не осознает, что действительно происходит.
      Совет и обучение – включают в себя дидактические инструкции, дающие протагонисту информацию или руководство. Стараясь усилить желательное поведение и ослабить нежелательное, психодраматисты используют скорее похвалу и ободрение, чем негативную критику и осуждение.
      Самораскрытие происходит, когда психодраматист делится своими переживаниями, которые он испытывает в данный момент времени, или прошлым опытом, чувствами и мыслями. Позиция «прозрачности» (позиция терапевта, при которой он понятен для клиента), занимаемая многими психодраматистами, оттеняет как реальные, так и связанные с переносом аспекты взаимодействия клиента и терапевта.
      Одна  из трудностей, относящаяся к терапевтической  функции психодраматиста, касается правомерности использования манипуляции. Слово «манипуляция» имеет два  значения. С одной стороны, оно  означает «умелое обращение с  чем-либо» - например, умелое направление эмоциональных, интеллектуальных и адаптивных ресурсов протагониста в разумном благоприятном направлении. В таком виде манипуляция представляет собой необходимое воздействие в психодраме. Но если под манипуляцией понимать авторитарное принуждение, которое происходит, когда протагониста заставляют делать что-либо против его воли в отсутствии истинного взаимопонимания, тогда такое воздействие неправомерно и вредно для любой разумной терапии: оно может оказывать разрушительное долгосрочное влияние на автономию и независимость протагониста.  

      6.ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ. 
      Терапевтический аспект (или фактор) можно определить как элемент, вызывающий терапевтический  эффект. Терапевтические аспекты  представляют собой те самые «проводники  перемен», «исцеляющие факторы» или «механизмы роста», которые вносят позитивный вклад в психотерапию.
      Психотерапевты  различных школ отмечают те «основные» факторы, которые, как они полагают, наиболее эффективны в практикуемом ими определенном виде терапии.
      Психодрама использует множество факторов исцеления. В лечении индивидуальных протагонистов можно гибко применять разные аспекты для разных терапевтических целей, таких как тренировка в роли, уменьшение симптома, кризисная интервенция, общее познание себя, разрешение конфликта или изменение личности.
      Исследования  показали, что наиболее полезными  аспектами терапевтического процесса являются эмоциональное отреагирование, когнитивный инсайт и межличностные  отношения.
      Не  смотря на то, что терапевтические  факторы сложны и многогранны, Келлерман делит их на семь больших категорий: («Психодрама крупным планом» с.85)
      Искусство терапевта (компетентность, личность).
      эмоциональное отреагирование (катарсис, высвобождение сдерживаемого аффекта).
      Когнитивный инсайт (самопонимание, знание себя, интеграция, реконструкция восприятия).
      Межличностные отношения (встреча, «теле» и исследование переносов и контрпереносов).
      Поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии).
      Имитационное моделирование воображаемого (поведение «как будто», игра, символические представления, иллюзии).
      Неспецифические целебные влияния (глобальные вторичные факторы).
      Очевидно, что любое понимание терапевтического механизма психодрамы потребует создания мультивариантного поля, которое будет включать в себя не только отдельные элементы, но и сочетание различных аспектов, например, катарсиса и «теле».
      Если  эмоциональные проблемы могут быть вызваны комбинацией факторов (например, это могут быть конфликты времен детства, остановка развития, нарушенные отношения, вытеснение, подавление, неадекватное обучение навыкам), то и лечение должно идти по разным направлениям и объяснение должно быть получено с различных точек зрения.  По ходу терапии относительное значение терапевтических факторов может меняться: в начале сессии катарсис будет важнее, чем инсайт в действии, а в конце может быть и наоборот.  

    7. КАТАРСИС.
      Остановимся более подробно на некоторых терапевтических  факторах, рассмотренных выше.
      В настоящее время существует множество  видов психотерапии, основанных на катарсисе: наркоанализ, гештальт-терапия, терапия первичного крика, биоэнергетический  анализ и др. общим для этих видов  психотерапии было допущение, что эмоции «скапливаются» в резервуаре, как пар в котле, если не находят выражения. Это порождает внутреннее давление, или напряжение, которое приводит к нарушению функционирования психики. Чтобы вновь обрести состояние благополучия, пациент должен освободить («катартировать»)  хранилище путем выражения эмоций,  там находящихся. Эта теория иногда называется «гидравлической моделью» (Bohart 1980). Она восходит к «экономическому» воззрению Фрейда на психику как на резервуар энергий, который нуждается в периодической разрядке.
      Как и любое выражение чувств в  состоянии аффекта, катарсис возникает  невольно и спонтанно – «экспромтом». Слово «эмоция» здесь принимает  свой буквальный смысл – происходящий от латинского «e-movere» (движение вовне). Но катарсис отличается от других аффективных выражений чувств своей интенсивностью, «сыростью» и примитивностью, а также пространственно-временном искажением, при котором «здесь и теперь» воспринимается как «там и тогда». Например, плач как реакция на недавнюю потерю – это нормальная реакция, но взрыв слез после долгого периода сдерживания горя можно рассматривать как катарсис.
      Катарсис  различается у разных людей как  качественно, так и количественно. Интенсивность высвобождения чувств очень относительна и должна оцениваться  не объективно, а с позиции устройства мира переживаний конкретного человека.
      Одно  из твердо установленных правил в  психодраме гласит, что достижение протагонистом катарсиса – это  главный лечебный фактор терапевтического воздействия. Таким образом, катарсис поощряется. Независимо от того, когда он случается – его часто рассматривают как вершину, или кульминацию, сессии, и после считают единственным, самым значительным событием в психодраме. Из чего можно сделать вывод, что роль катарсиса в изменении личности, с точки зрения психодрамы сильно преувеличено. Несомненно, освобождение эмоций является центром психодраматического процесса, но только в комбинации с другими факторами. Катарсис может «оформить сцену» для процесса изменения путем ослабления фиксированных позиций, но рано или поздно нужно будет работать с конфликтами, лежащими за этими фиксациями – либо путем взаимодействия с окружающим миром, либо разбираясь в собственных чувствах человека.
      Специфическая функция катарсиса в психодраме состоит в том, чтобы облегчить самовыражение и усилить спонтанностью самовыражение – это нечто большее, чем просто аффективное высвобождение, оно включает в себя и сообщения о восприятии внутреннего и внешнего мира, представлениях о себе и об объектах, о ценностях, защите, образах тела и так далее. Протагонистов побуждают к самовыражению любым удобным способом, в идеале – в атмосфере, свободной от неодобрения и противодействия.
      Вторая  фаза психодрамы включает в себя интеграцию высвобожденных чувств: то, что выражено, должно быть реинтегрировано, чтобы не «улететь, как дым» (Келлерман с.102). Такая интеграция может включать в себя восстановление порядка во внутреннем эмоциональном хаосе, обучение новым адаптационным стратегиям, проработку межличностных отношений или превращение неясных чувств в определенные. При этом очень важно, чтобы у протагониста было осознание своих чувств, мыслей и действий. Связь между аффективным и сознательным необходима протагонисту, чтобы интегрировать сессию, даже если он не может интегрировать все полностью при окончании сессии.  

      ИНСАЙТ-В-ДЕЙСТВИИ.
      Эмоциональное высвобождение было бы неэффективным, если бы не сопровождалось работой  разума, обращением к рациональности и не завершалось когнитивным  инсайтом.
      Инсайт  традиционно считался важным фактором, вызывающим излечение. Психоанализ и практически все психодинамически ориентированные виды психотерапии использовали самоосознание как центральный аспект процесса лечения. Не зависимо от того, каким термином оно обозначается, самоактуализацией, превращением бессознательного в сознательное, просветлением, озарением или инсайтом, большинство психотерапий, включая и некоторые когнитивно-поведенческие подходы, сходятся на том, что он дает пациентам понимание себя, своих трудностей и того, как они возникают и что в этой ситуации можно изменить.
      Самопонимание, однако, не дает автоматического терапевтического эффекта. В целях проведения успешной терапии необходимо, чтобы процесс  самопознания был скорее эмоциональным, чем интеллектуальным, и сопровождался  значимым обучающим опытом. Пациенты должны не просто увидеть в прошлом причину своих страданий, но и ощутить значение своих чувств и действий в настоящем. Цель реконструктивной терапии состоит не в том, чтобы достичь интеллектуального прозрения, которое в большинстве случаев является механизмом защиты, а в том, чтобы достичь прозрения эмоционального, то есть возможности «войти в контакт со своим бессознательным» на физической и эмоциональной основе.
      Чтобы подчеркнуть, что процесс самопонимания  в психодраме движется действием, а не вербальной интерпретацией, Морено назвал его «инсайтом-в-действии».
      Инсайт-в-действии достигается в результате работы различных видов обучения действием. Его можно определить как интеграцию эмоционального, когнитивного, поведенческого, межличностного и воображаемого обучающего опыта. Инсайта в действии нельзя достичь посредством интроспективного анализа, лежа на кушетке. Интроспективный анализ может служить важным аспектом многих видов терапии, но для достижения инсайта-в-действии в психодраматическом процессе он не нужен.
      Разные  люди по-разному переживают инсайт-в-действии. Он может проявиться как внезапная  вспышка озарения, или как постепенно, в течение долгого времени  разворачивающаяся последовательность открытий. Невозможно, тем не менее, определить, с кем «это» случилось, а с кем – нет. Скорее, его нужно рассматривать как процесс, во время которого человек становится все более и более понимающим и осознающим впечатления всей своей жизни.
      Инсайт-в-действии близок к катарсису, его можно  рассматривать как некий способ высвобождения идеи из области подсознательного. Катарсис, пережитый в полном сознании, облегчит воспоминание-переживание, которое ведет к инсайту-в-действии.
      Шаги  достижения инсайта-в-действии напоминают процесс творческого решения  проблемы. Такой процесс обычно включает в себя четыре стадии:
      Подготовку,
      Созревание
      Озарение 
      Проверку.
      На  первой стадии драматизируется ситуация, содержащая проблему и представляющая фактическую сторону событий. На второй стадии проблемная ситуация исследуется  и фрустрация находит свое выражение. Спонтанные бессознательные процессы доминируют и создают неожиданные связи. На третьей стадии возникают новые инсайты, и находится решение проблемы. В заключительной стадии инсайт проверяется в реальной ситуации, возможно, при помощи действия.
      Инсайт-в-действии происходит тогда, когда протагонист  понимает, где находятся корни  конфликта, и восстанавливает воспоминание о подавленном переживании. Инсайт и катарсис должны работать вместе: протагонист обязан понимать свои чувства  и чувствовать то, что понимает.  

      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
      Большинство практиков оценивают отношения, развивающиеся между членами  группы и между терапевтом и пациентом, как потенциально важную целительную  силу в психодраме. Эта точка зрения совпадает с данной Морено характеристикой психодрамы как «межличностной терапии» и как «приглашения к общению, общению двоих лицом к лицу» (1914).
      Когда возникает необходимость дать рациональное объяснение своей работе, терапевты, концентрирующиеся на межличностных  отношениях, используемых для усиления терапевтических эффектов психодрамы, оценивают свою практику с помощью социальной психологии, межличностной психологии, теории объектных отношений или трансактного анализа. Согласно Шектеру (1973), человеческие взаимоотношения возникают в результате «социальной стимуляции и взаимодействия, часто игрового и необязательно понижающего напряжение» теория развития личности, предложенная Морено в 1953г., имеет сходство с этими формулировками, поскольку тоже находит существенным для развития внутреннего мира взаимоотношения личности и окружения. Морено утверждал, что личность ребенка развивается из взаимоотношений с родителями и другими важными для него людьми, с которыми у него имеется тесный контакт. Поэтому невозможно полностью понять клиента, не беря в рассмотрение его «социальный атом».
      Межличностная терапия основана на том допущении, что люди изменяются и развиваются  не только в результате совместного  существования, но и в процессе активных проработок межличностных чувств, восприятия, конфликтов, отношений, коммуникации с «обобщенным другим» в их социальных атомах.
      На  психодраматической
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.