На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методологическая основа содержания и развития функций управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                                       3
1. Методологическая  основа содержания и развития функций управления         5
2. Функциональная деятельность в системе менеджмента                                   11
2.1. Функции управления и их характеристика
2.2. Функциональный подход при оценке системы менеджмента                       22
2.3. Совершенствование инструментальных и появление новых функций управления                                                                                                                 27
3. Результативность       функционального       разделения      труда   в   системе
менеджмента                                                                                                             32
Заключение                                                                                                                 39
Список  литературы                                                                                                    41 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Процессы  глобализации и информатизации, активизация  внешнеэкономических отношений  привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи. Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем.
       Функции управления характеризуют то или  иное направление активности взаимодействия объекта и субъекта системы управления (преимущественно воздействия субъекта на объект). Они занимают одно из ведущих мест в управленческой деятельности. На протяжении истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к рациональному, логическому, научно обоснованному процессу управления.
       Целью данной работы является рассмотреть и изучить функциональное содержание менеджмента для наиболее эффективного использования и достижения целей предприятия.
       Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
       –    изучение основных функций управления и их развития;
       – исследование функционального подхода при оценке системы менеджмента;
       – оценка результативности функционального разделения труда в системе менеджмента.
       Объектом  исследования было выбрано малое  частное предприятие ООО «ЮМА».
       Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на обретение научной обоснованности, полной ясности в наборе функций, их содержании, характере и взаимосвязи с другими элементами управленческого процесса до настоящего времени нет. Более того, по мере усложнения процесса управления в условиях глобализации, информатизации и усиления конкуренции перед наукой встают новые, все более сложные вопросы, требующие новых ответов в соответствии с реалиями современного управления. Проблема исследования функций управления в современных условиях является одной из наиболее актуальных, противоречивых и трудоемких.
 

        1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ  И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ 

       Деятельность  любой организации как в период кризиса, так и после него требует  управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.
       Функции управления представляют собой составные  части более сложного процесса –  процесса управления. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что большинство экспертов в области управления принимают следующее его определение: управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [12].
       Особенностью  современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
       Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование  и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей [5].
       В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности [12].
       Менеджмент  можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван  рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых  в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.
       Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей  организации путем рационального  использования имеющихся ресурсов.
       Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 1.1) [11]. 

       
       Рис. 1.1 Место категории "функции управления" в управленческом процессе 

       Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Классификация функций управления представлена в таблице:  

       Таблица 1.1
       Классификация функций управления
       Критерий классификации        Состав  функций управления
1Содержание управленческой деятельности Прогнозирование и планирование
Организация
Активизация (мотивация, стимулирование)
Контроль
Координация
Регулирование
Исследование
2 Организационная роль функции Функции интеграции (объединения)
Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)
3 Направление деятельности Интрафункции
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4 Сферы развития объекта управления Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)
Управление  социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера  и пр.)
Управление  организационными процессами (изменения  в организации, перераспределение обязанностей и др.
Управление  технологическими процессами (использование  техники, новые технологии и пр.)
5 Этапы производственного процесса Управление  подготовкой производства
Управление  процессом производства
Управление  обеспечением производства
Управление  процессами реализации продукции
6 Тип  производства Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7 Масштаб времени Стратегическое  управление
Текущее (тактическое) управление
Оперативное управление
8 Этапность процесса управления Целеполагание
Определение ситуации
Определение проблемы
Решение
9 Основные факторы производственного  процесса Управление  продуктом
Управление  персоналом
Управление  информацией
 
       В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
       – общее управление (установление нормативных  требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация  работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
       – управление структурой предприятия (его  создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
       – конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
       Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация  и регулирование; контроль, учет, анализ [1].
       Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Рекомендуется их типовой состав:
       – перспективное и текущее экономическое  и социальное планирование;
       – организация работ по стандартизации;
       – учет и отчетность;
       – экономический анализ;
       – техническая подготовка производства;
       – организация производства;
       – управление технологическими процессами;
       – оперативное управление производством;
       – метрологическое обеспечение;
       – технологический контроль и испытания;
       – сбыт продукции;
       – организация работы с кадрами;
       – организация труда и заработной платы;
       – материально-техническое снабжение;
       – капитальное строительство;
       – финансовая деятельность.
       Конкретные  функции управления тесно связаны  со спецификой предприятия и основными  сферами его деятельности (общее  управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
       Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля и объема управления.
       Из  приведенного можно сделать вывод  о том, что проблема исследования функций управления в современных условиях непосредственно связана с проблемой организации аппарата управления, совершенствованием всей системы руководства научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Однако, как бы хорошо ни были развиты функции управления, для осуществления управленческой деятельности этого еще недостаточно. Необходимы еще такие экономические рычаги и инструменты, которые позволяют реализовать эти функции достаточно полно и эффективно. Нужно исходить из положения, согласно которому функции управления и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления.
 

        2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В  СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 

       2.1. Функции управления и их характеристика 

       Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.
       Функции управления - это обособившиеся в результате специализации виды управленческой деятельности, обеспечивающие решение различных задач взаимодействия между подразделениями и работниками для осуществления комплекса мероприятий для достижения целей организации [9].
       Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.
       Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом [8].
       Основные  функции управления:
    Планирование.
    Организация.
    Мотивация.
    Контроль.
       Планирование  – основная функция менеджмента  представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к  важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.  Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения [14].
       В зависимости от содержания целей  и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:
       Формы планирования:
       - перспективное 
       -среднесрочное
       - текущее (бюджетное, оперативное)
       Планирование  предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер  и мероприятий, выбор методов достижения целей.
       В зависимости от направленности и  характера рассматриваемых задач  различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое  или текущее [9].
       Стратегическое  планирование ориентировано на продолжительное су-ществование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
       Стратегическое  планирование осуществляется в виде:
       - долгосрочных планов: где показатели  прошлого периода по принципу«будущее  будет лучше прошлого» претворяются  в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
       - стратегических планов: показатели  развития фирмы на будущий  период разрабатываются с учетом  научного обоснования проблем,  с которыми может столкнуться  фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.
       Стратегические  планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
       Некоторые организации, как и индивиды, могут  достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.
       Планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
       Для стратегического планирования характерны следующие положения.
       1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
       2. Возраст функции планирования  даже в наиболее крупных корпорациях  насчитывается менее десяти лет.
       3. Стратегические планы разрабатываются  на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
       4. Годовой стратегический план  обьединяется с годовым финансовым  планом.
       5. В большинстве организаций считают,  что функция планирования может  быть усовершенствована.
       Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более  всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.
       Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.
       Текущее (оперативное) планирование заключается  в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год.  Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
       Текущее планирование осуществляется путем  детальной разработки  оперативных  планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным  исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
       Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования. Составлением бюджета занимаются различные службы, редактируют их администраторы, утверждает руководитель.
       Бюджет  фирмы охватывает все стороны  её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и  предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.
       Важной  функцией управления является функция  организации, которая заключается  в установлении постоянных и временных  взаимоотношений между всеми  подразделениями фирмы, определении  порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
       Функция организации реализуется двумя  путями:  через  административно-организационное  управление и через оперативное  управление.
       Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
       Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
       Существует  два основных аспекта организационного процесса:
       1. Деление организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям.
       2.  Делегирование полномочий.
       Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
       Под организационной структурой фирмы  понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
       Проблема  совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя  и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
       Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
       Контроль – это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности [8].
       Существует  три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
       Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
       Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в  виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
       Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы  в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
       В процессе контроля есть три четко  различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
       Первый  этап процесса контроля - это установка  стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
       На  втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
       Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с  заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.