На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая политика РФ и ее совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение                                                                                                             2
1.  Экономическое содержание налоговой политики государства               4
1.1.  Понятие налоговой системы                                                                    4
1.2.  Виды и значение налоговой политики                                                     6
2. Налоговая политика РФ                                                                                 12
2.1. Развитие  налоговой политики РФ до 2008 года                                       12
2.2. Современное  состояние налоговой политики  РФ                                    22
3. Развитие налоговой политики РФ. Совершенствование налоговой
системы                                                                                                                34                                           
Выводы и предложения                                                                                     41                       
Список  использованной литературы                                                                43 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее времени эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
       События произошедшие 17 августа  1998 года резко усилили роль  налогов в экономическом положении  страны так как любое государство  в после кризисной обстановке  пытается поправить свое экономическое  положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис не платежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Экономическое  содержание налоговой  политики государства
1.1Понятие  налоговой системы  Российской Федерации. 

     Финансовое  обеспечение всех уровней бюджета  – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.
     Основным  видом государственных доходов  являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах  рыночной экономики.
     Основные  положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции  РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях  изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов  в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой  налоговых законах.
     Для укрепления законности в области  налогового права был принят Налоговый  кодекс Российской Федерации. Наличие  этих документов позволило систематизировать  налоговое законодательство.
     К другим источникам налогового законодательства относятся акты исполнительных органов:
-Указы  Президента РФ.
-Постановления  Правительства РФ.
-Приказы  и инструкции министерств и  других центральных органов.
-Решения  органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение  другие.
     Кроме нормативных актов в правоприменительной  практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые  не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального  применения.1
     В налоговых законах и подзаконных  нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности  и ответственность участников налоговых  правоотношений, но и теоретические  положения налогового законодательства и практика его применения. Все  это в совокупности составляет единое целое налогового права.
     Таким образом, совокупность нормативных  актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему  налогового законодательства.
     Правовая  наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное  российское законодательство дает определение  налога в Налоговом кодексе РФ.
     Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований.2
     Однако  данное определение характеризует  налог, а сбор имеет свое определение.
     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий)3. 

1.2 Виды и значение налоговой политики 

     Российская  налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения  перехода к экономике инновационного типа. Налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики. В тоже время, налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.
     Под политикой в области налогов  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления по формированию элементов различных  налогов. Под налоговой политикой  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления, осуществляемую в рамках общей экономической  стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения  с учетом интересов и целей  конкретного государства на соответствующем  этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая  политика характеризуется деятельностью  не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками  налоговых правоотношений, налоговым  законодательством, налоговым администрированием.
     Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделяют три основные группы факторов, предопределяющих условия формирования и реализации налоговой политики:
     • временной фактор, который изменяет приоритеты целей и задач и  их ценность;
     • ресурсный фактор, который определяет возможности для проведения налоговой  политики, а также ограничения  при ее осуществлении;
     • человеческий фактор, когда в условиях ограниченности ресурсов приходится принимать  важнейшие решения в конкретных исторических условиях с учетом различных  рисков.
     Налоговая политика формируется и реализуется  под постоянным воздействием внешней  среды, влияние которой обусловливают  следующие ее сегменты: положение  страны на различных международных  рынках, отраслевая и региональная структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы.
     Для проводимой в настоящее время  в Российской Федерации налоговой  реформы главным является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов. Основной функцией налогов  общепризнанно является фискальная функция. Она непосредственно произрастает из функции государственных финансов и отражает движение стоимости в  форме фискального платежа - обязательного  взноса юридических и физических лиц в государственный бюджет или государственные внебюджетные фонды. В этом проявляется единство и взаимосвязь частной категории  налогов с более общими категориями  государственных финансов и финансов в целом, а также специализация  налогов в общей системе финансовых отношений - правовая, фискальная форма  движения стоимости от собственника денежных средств в государственную  казну. В этом случае, основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение  налогового бремени, переход к оптимальным  налоговым ставкам и общее  упрощение налоговой системы.
     Налог как специфический институт базируется на асимметрии силы сторон, властном принуждении, регулярном и неотвратимом характере  изъятий. Подтверждением не совершенства налоговой системы России являются дискуссии по вопросу о природе налога, что имеет основополагающее значение для выработки общих условий установления налогов, определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. С принятием Налогового кодекса и Бюджетного кодекса, во-первых, происходит четкое разграничение налоговых и неналоговых доходов бюджета, во-вторых, совокупность налоговых платежей и взносов ограничивается только налогами и сборами.
     Из  анализа мирового опыта налогового регулирования известно, что косвенные  налоги в наибольшей степени, чем  другие налоги, препятствуют экономическому росту. При формулировании концепции  налоговой реформы представляется целесообразным использовать опыт стран  Европы, Азии, Америки, достигших наибольших успехов. Сегодня общепринятыми  в этих странах являются следующие принципы построения системы налогообложения:
     -Налоги  должны быть по возможности  минимальны;
     -Минимально  необходимыми должны быть и  затраты на их взимание;
     -Налоги  не должны препятствовать конкуренции; 
     -Налоги  должны соответствовать структурной  политике государства в экономической  сфере;
     -Налоги  должны быть нацелены на справедливое  распределение доходов; 
     -Налоговая  система должна исключать двойное  налогообложение.
     На  мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную сдержанную налоговую  политику. Эти страны привлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку  инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь, ориентируясь на размер налоговых ставок; в них  ускоренно формируется широкая  прослойка состоятельных собственников, что является основой благосостояния страны, её политической и экономической стабильности. Анализ данных тенденций приводит к заключению, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:
     1.Установление  налоговых ставок на уровне  ниже среднемировых.
     2. Отказ от прогрессивной системы  налогообложения для основной  массы получателей доходов.
     3.Установление  таких правил расчёта налогооблагаемой  массы, при которых инвестиции  в производство и производительное  накопление граждан и предприятий  фактически полностью освобождается  от налогообложения.
     Формирование налоговой политики России, результатом которой стала радикальная реорганизация налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:
     налоговая система ведущих западных стран  является образцом эффективности и  стимулирующего воздействия на экономическое  развитие;
     при копировании налоговая система  окажется столь же эффективной и  стимулирующей и для российских условий;
     конечным  итогом и целью формирования налоговой  системы России является принятие Налогового кодекса.
     В соответствии с этими убеждениями  в российские условия были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы. Между тем, по своим внешним параметрам и составу  налогов российская система налогообложения, в значительной степени копируя  западные модели, не учитывала российской специфики.
     История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и  инструментом регулирования тех  или иных социально-экономических  процессов. Например, правительства стран могут использовать налоговую систему для перераспределения доходов между членами общества, стимулировать некоторые виды деятельности. Сознательное использование налогов для достижения определенных целей происходит в рамках налоговой политики.
     Налоговая политика направлена на разрешение стоящих  перед обществом задач, среди  которых выделяют долгосрочные и  краткосрочные. Перед правительствами  развитых стран стоят следующие  долгосрочные цели: экономический рост, максимальный уровень занятости  и благосостояние населения. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, его сбалансированность на том или ином уровне по отношению  к ВВП, стимулирование инвестиционной деятельности.
     Если  налоговую политику не отрывать от фискальной, можно выделить следующие  типы бюджетно-налоговой политики:
     • дискреционную фискальную;
     •недискреционную, или политику «вмонтированных стабилизаторов».
     Дискреционной политика называется тогда, когда парламент  и правительство сознательно  вносят изменения в налоговую  систему и расходы бюджета  с целью влияния на реальный ВВП, занятость, инфляцию. Таким образом, при проведении дискреционной политики изменения в налоговой системе  зависят от решений правительства.
     Дискреционная политика может быть стимулирующей  и сдерживающей. Считается, что стимулирующую  политику целесообразно проводить  при экономическом спаде. В области  налогов она предусматривает  уменьшение налоговых изъятий из доходов граждан с целью увеличения совокупного спроса.
     В теории и практике бюджетно-налоговой  политики часто используются две  важные категории — «предельная  склонность к потреблению» и «предельная  склонность к сбережениям». Первая характеризует долю дополнительного  дохода, которую граждане расходуют  на потребление, вторая — долю сбережений в доходах. Увеличение спроса должно стимулировать рост ВВП и занятости. Совокупный спрос можно повысить посредством не только изменения  налогов, но и увеличения расходов бюджета.
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика целесообразна  тогда, когда экономика находится  в состоянии чрезмерного подъема  и спрос превышает предложение. В таком случае возникает инфляция спроса и появляется необходимость  ограничения потребительских расходов населения. Это можно сделать, либо уменьшая расходы бюджета, либо увеличивая налоговые изъятия путем повышения  ставок налогообложения или рационализации налоговых льгот.
 


2. Налоговая политика  РФ
2.1 Развитие налоговой политики РФ до 2008 года 

     К началу 1990-х годов в советской  экономической системе налоги играли вспомогательную роль, в решающей степени подчиняясь общей логике планового развития. В данной связи, сфера налоговых отношений оказалась  существенно ограниченной и максимально  формализованной. Главным источником налоговых поступлений в тотально огосударствленной, централизованной экономике СССР являлись несколько  основных налогов (на прибыль предприятий, с оборота, подоходный и др.), определение  размера и взимание которых определялись не столько объективными экономическими потребностями, сколько административно  понятой целесообразностью. В итоге, характер интересов государства  в налоговой сфере состоял  скорее в обеспечении некоего  формального присутствия фискальной политики в экономической жизни  страны.
     По  мере неуклонной радикализации экономических  преобразований, в частности, с принятием  еще на завершающем этапе «перестройки»  мер по раскрепощению частной  инициативы и разгосударствлению экономики, советская налоговая система  неизбежно стала давать сбои. Антисистемные  в своей основе попытки совместить прежнюю модель с решением новых  задач (в частности, введение в 1990 г. 5% налога с продаж) привели к тому, что налоговая политика запустила деструктивные, разбалансирующие процессы.
     Налоговую ситуацию в начале 1990-х годов существенно  осложнило углубление внутриполитического  кризиса. Уже в 1990-1991 гг. он породил  налоговое противостояние союзного и российского центров, в последующем  нашедшее продолжение в процессах  «суверенизации», создания «налоговых барьеров» на уровне субъектов Российской Федерации. Итогом данных процессов  стало существенное ослабление федерального бюджета.
     Особенно  негативное влияние на сферу налоговых  отношений оказало стремительное  нарастание кризисных явлений в  реформируемой экономике. В течение 1991-2000 гг. уровень производства в  стране сократился вдвое. В промышленности доля убыточных предприятий приблизилась к 50%, в строительстве - к 40%, в сельском хозяйстве - составила более 80%. Это  существенно сузило налогооблагаемую базу. Негативно сказались на ней  и процессы обнищания основной массы  россиян, существенно сократившие  поступления от столь значимого  для рыночных экономик подоходного  налога с населения. В итоге, проблема обеспечения налоговых поступлений  в бюджет приобрела крайнюю остроту. В частности, в отчете Счетной  палаты РФ за январь-сентябрь 1998 года отмечалось, что в это время общий сбор налогов составлял всего 49,1% от установленных  плановых заданий.
     Поскольку налоговая система не обладает самодостаточностью, представляя собой лишь элемент  социально-экономической системы, формирование новой налоговой модели происходило  одновременно с развитием параллельных блоков реформы, прежде всего, с изменениями  в системе собственности, денежно-кредитной, бюджетной, ценовой политики и т.д. В каждой из отмеченных сфер были допущены серьезные ошибки. К примеру, серьезно задерживало налоговые поступления  в казну несовершенство банковской системы, «прокрутка» налоговых  сборов в уполномоченных коммерческих банках.
     В итоге, одним из основных векторов российской модернизации стало, предпринятое в  интересах преодоления несбалансированности бюджета страны, усиление налоговой  нагрузки, причем сам порядок изъятия  налогов приобрел репрессивный характер. В частности, следствием такой политики государства стало изъятие от 60 до 80% прибыли предприятий, что, по сути, разрушило основную традиционную налогооблагаемую базу.
     Подобная  налоговая политика встречала острую критику. Несмотря на понимание необходимости  поиска источников наполнения бюджета, многие разработчики налоговой, бюджетной, финансовой политики считали необходимым  ослабление налогового пресса, особенно на реальный сектор экономики. Именно благодаря активности оппонентов официальному курсу, а также выносу темы на суд  широкой общественности, в российскую налоговую политику были привнесены очевидные позитивные моменты, в  основном связанные с наработкой опыта использования налогового инструментария для оптимизации  финансовых процессов.
     Тем не менее, реальных перемен, обеспечивающих увеличение налоговых поступлений  за счет восстановления разрушенной  экономики и повышения уровня жизни населения, в рамках периода  обеспечить не удалось.
     Системные преобразования, направленные на формирование новой налоговой системы России, были проведены уже на заре радикальных  экономических реформ. Ее общие контуры  наметил пакет налоговых законов, принятых в декабре 1991 г. и определивших как основные принципы налогообложения, так и ключевые виды налогов, сборов, пошлин. По сути, в это время произошла налоговая революция. Ее результатом было создание новой модели, основную роль в которой стали играть налог на прибыль предприятий и организаций и НДС. Это был существенный разрыв с советской традицией, где НДС отсутствовал, а налог с прибыли не играл существенной роли, поскольку прибыль и ее распределение планировались централизованно, а инвестиции в основном выделялись из госбюджета.
     Не  имея навыков налогового регулирования  в рыночных условиях, реформаторы, с  одной стороны, максимально использовали западный опыт, а с другой – испытывая  сильное давление нараставшего кризиса, решая задачи спасения бюджета, вынужденно учитывали отечественную специфику. В итоге, российская налоговая политика приобрела противоречивый характер, а вновь созданная налоговая система базировалась на разнородных источниках.
     Прежде  всего, с учетом текущих реалий, основная ставка вначале была сделана на прямое налогообложение основных субъектов  экономической жизни. В итоге, удельный вес налога на прибыль предприятий  и организаций в структуре  налоговых доходов государства  к середине 1990-х годов дошел  почти до 30% (при 7-8% среднемировых). Несмотря на растущую ориентацию на косвенные  налоги, ожидания от их поступлений  оправдывались далеко не в полной мере. Так, удельный вес НДС не достиг 25% (30-35% среднемировых). Между тем, эти  налоги наносили удар по товаропроизводителю. Чрезмерные изъятия из прибыли ставили  предприятия на грань банкротства, а высокий НДС снижал конкурентоспособность  товаров. Соответственно, основной проблемой  периода стали хронические недоимки по данным налогам.
     В условиях нараставшей деградации отечественной  экономики, сложное положение в  налоговой сфере все в большей  мере спасали за счет косвенных налогов, прежде всего акцизов на сверхприбыльный  бизнес, таможенных сборов и т.д. Наряду с этим, российскую налоговую практику отличало наличие довольно сумбурных  действий, связанных с введением  различного рода специальных и чрезвычайных налогов, изменением налоговых ставок и др.
     К числу серьезных нерешенных проблем  относят проблемы доминирования  федеральных налогов в доходах  бюджетов всех уровней, а также неупорядоченности  региональных и местных налогов. Следствием этого, с одной стороны, стала финансовая несостоятельность  местных властей, а с другой –  быстро возраставшее число региональных налогов (около 100 видов). Данный налоговый курс вызывал острую критику, однако в основе своей сохранялся неизменным.
     Открытое  недовольство сложившейся налоговой  практикой высказывали даже представители  Минфина РФ. В частности, заместитель  министра финансов России С.Д. Шаталов  настаивал на необходимости «резко сократить количество налогов… уменьшить  налоговую нагрузку… поддержать отечественных производителей…  сделать налоговую систему более  справедливой и стабильной».
     Тем не менее, общий вектор реформ, являлся  верным. Созданная в 1990-е гг. налоговая  система, по своей структуре и  принципам построения в основном соответствовала общепринятым рыночным схемам налогообложения. В частности, это доказал принятый в острой политической борьбе и с большим  опозданием Налоговый кодекс.
     Отличительной чертой налоговой политики 1990-х годов  стало ведущее значение в системе  налогов единого социального  налога (в среднем ? бюджета), обусловленное  сохранением высокого уровня государственного финансирования социальной сферы. Несмотря на хроническую критику правительственного курса, в рамках периода социальные проблемы решались в максимально  возможных объемах, причем ставки социальных налогов в России были в среднем  выше мировых.
     Таким образом, трудности становления новой налоговой системы России были обусловлены отсутствием общей продуманной стратегии реформ, обусловившим деградацию российской экономики.
     Возрастание значения налоговой политики в условиях рыночных реформ обусловило существенное усиление налоговых органов, повышение их статуса. При этом организационные инновации осуществлялись стремительно, в чем-то даже сумбурно. Так, уже в ноябре 1991 г. в изменение закона РСФСР от 21 марта 1991 г., указом Президента Государственная налоговая служба была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и превращена в самостоятельный государственный орган.
     Тенденция усиления фискальных органов была закреплена созданием налоговой полиции, существенно  изменившим общую конфигурацию налоговой  системы России. Причины появления  данной структуры состояли в стремлении любой ценой обеспечить наполнение доходной части бюджета в условиях нарастающей криминализации экономики, теневой сектор которой, по некоторым  оценкам, охватывал более 30 млн. человек, т.е. более половины трудоспособного  населения, обеспечивая 55% ВВП России.
     Целый ряд проблемных моментов в налоговой  сфере был порожден несовершенством  порядка взаимодействия налоговых  ведомств, возникшими элементами дублирования, конкуренции в работе. Среди недостатков  в организации деятельности налоговых  органов особо выделены проблемы, связанные с их финансированием  и оплатой труда сотрудников, в силу которых с 1996-1997 гг. в них  наметился отток высококвалифицированных  кадров, участились должностные нарушения  и преступления. В данной связи, в 1998 г. было решено дополнительно усилить налоговый аппарат, что повлекло за собой создание Министерства РФ по налогам и сборам.
     Следует отметить, что в начале 90-х годов  в России произошел переход к  рыночным отношениям, и налоги приобретают  свойственную им роль и функции в  экономической системе. Данный этап характеризуется развитием в  условиях разрыва экономических  связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, социально-экономического и  политического кризиса, почти полного  «рыночного хаоса» и, следовательно, отсутствия налоговых поступлений. В 1991 г. началось формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. №2118-1 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»4 (утратил силу с 2005 года).
     Вторым  этапом налоговой реформы стало  введение в действие с 01 января 1999 года части первой НК РФ5, в основу которого были положены прогрессивные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых правоотношений, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговой обязанности, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Цель создания НК РФ — воздействовать через такой экономический инструмент, как «налоги», на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения и др.
     В целях совершенствования налоговых  отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразования системы налогообложения. Значительным шагом в совершенствовании  налогового законодательства являлась его кодификация — разработка и принятие Налогового кодекса РФ.
     В числе безусловных успехов налоговой реформы следует отметить принятие в 1998 году части первой Налогового кодекса, которую стал основополагающим документом, обеспечивающим на протяжении 7 лет эффективное регулирование отношений по установлению и введению налогов, налоговому контролю и привлечению к налоговой ответственности. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает трехуровневую систему налогов и сборов — в России взимаются федеральные, региональные и местные налоги.
     Источники права, в том числе и налогового, установлены и прямо обозначены Конституцией РФ6: международные договоры Российской Федерации (ст. 15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и другие); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и другие); регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76. ч. 2 ст. 85, ст. 125), федеративный и иные государственно-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).
     Обобщенное  представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, которые  соответственно называются «Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах, законодательство субъектов  Российской Федерации о налогах  и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах»  и «Действие международных договоров  по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные  договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.
     Налоговый кодекс как основа налогового права призван выполнять две взаимосвязанные задачи.
     Во-первых, он является неотъемлемой частью финансового  правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений  финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления.
     Во-вторых, он представляет собой форму существования  налоговых норм, т, е, внешнее объективированное  выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых  отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем  законодательстве, регулирующем налоги и сборы.
     Статья 57 Конституции РФ7 определяет, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Положение ст. 57 Конституции РФ получило развитие в НК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.
     Вместе  с тем Кодекс имеет свои характерные  черты, отличающие его от совокупностей  нормативно-правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.
     Во-первых, НК РФ регулирует общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества  в налоговой сфере.
     Во-вторых, вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном законе «О референдуме  в Российской Федерации»8. Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т. е. посредством представительной демократии.
     В-третьих, налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники  налогового права характеризуются  множественностью, обусловленной принципом  разделения властей и федеративной природой российского государства. Налоговый кодекс РФ использует обобщенное понятие «законодательство о  налогах и сборах», особенностью которого является включение не только законов в собственном смысле, но и других нормативных правовых актов. 

     . 

2.2. Современное состояние  налоговой политики  РФ 

     В отличие от предыдущих лет Министерство финансов РФ впервые сделало публичным  документ "Основные направления  налоговой политики на 2008 – 2010 годы". И в прошедшие годы Министерство финансов РФ готовило аналогичный документ в привязке к ежегодному федеральному закону "О федеральном бюджете". Но этот документ не был столь открытым, не выносился на широкое обсуждение. Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 года размещены на сайте Министерства финансов РФ. Это своеобразный сигнал налоговому сообществу, ориентир о тех мерах, которые государство планирует предпринять. Этот документ создает условия стабильности, предсказуемости налоговой политики. В нем приведены констатация достижений в области налоговой политики к 2007 году и меры по ее совершенствованию, которые планируется реализовать в ближайшие три года.
Общий вывод, и он становится ритуальным –  А.И. Иванеев в прошлом году его  озвучивал, заключается в том, что  в целом формирование основ налоговой  системы завершено:
1)   созданы законодательные основы налоговых правоотношений;
2) приняты и введены в действие все главы НК РФ, устанавливающие порядок исчисления и уплаты налогов;
3) определена компетенция органов власти, закреплены права и обязанности участников налоговых правоотношении, но это не значит, что законодательство остановилось, что оно не будет реагировать на импульсы социально-экономического развития. Отрасль будет продолжать динамично развиваться. Акцент во внесении поправок смещается: от коренных, масштабных преобразований осуществляется переход к более точечным правкам. Налоговое законодательство будет изменяться, совершенствоваться в отношении инновационной деятельности, организаций некоммерческого сектора, улучшения налогового администрирования. Изменения в налоговом законодательстве, сопоставимые с той реформой, которую пережили в начале 2000 – х годов, в ближайшие три года не предполагаются.
     Говоря  о части первой Налогового кодекса  РФ, о состоянии налогового администрирования, следует отметить, что с 1 января 2007 года введены в действие поправки в НК РФ, внесенные Федеральным  законом № 137-ФЗ от 27 июля 2006 года. Уже  сформировалась практика применения данного закона. Основная идея закона, предусмотренная законодателем, – обеспечение баланса прав и интересов налогоплательщиков и контролирующих органов. Чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщика от излишнего административного воздействия, с другой стороны, предоставить налоговым органам достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. По мнению законодателя, этот баланс реализован через детальное процессуальное описание действий, которые совершает налоговый орган при осуществлении своих прав. В частности, установлены:
1) порядок и сроки направления требования о предоставлении документов;
2) порядок вынесения решений о проведении выездной налоговой проверки;
3) порядок составления акта и оформления результатов налоговой проверки;
     Впервые более детально прописана процедура обжалования решения налогового органа и введена новая процедура апелляционного обжалования результатов налоговой проверки.
     Как в отношении камеральной, так и выездной налоговой проверки действует общий порядок оформления ее результатов: обнаружено правонарушение – составлен акт. Налогоплательщику предоставляется время, для того чтобы предоставить свои возражения по акту. Независимо от того, предоставил или не предоставил налогоплательщик возражения по акту налоговой проверки, налоговый орган должен выдержать промежуток времени – 15 дней, предусмотренный законодателем на подготовку возражений. Далее налоговый орган уведомляет о дне рассмотрения материалов проверки. Если такое уведомление налогоплательщик не получает, решение, вынесенное налоговым органом, признается недействительным по формальному основанию – налогоплательщику не было предоставлено право на защиту своих прав. Это серьезная процессуальная гарантия, и последствия ее нарушения для налогового органа самые печальные.
     С 2009 года вводится обязательная процедура  досудебного разбирательства налоговых  споров. Это большое пространство для творчества налоговых консультантов, поскольку налогоплательщик не сможет обжаловать решение налогового органа непосредственно в суде, минуя стадию обжалования в вышестоящем налоговом органе. Государство создает некоторые преимущества для административного порядка обжалования. Работа налогоплательщика совместно с налоговым консультантом по административному обжалованию и защите своих прав - это более дешевая процедура для государства.
Если  говорить о том, что не сделано  в отношении части первой Налогового кодекса РФ – это вопрос трансфертного  ценообразования. Министерство финансов РФ трижды вносило и отзывало из правительства законопроект по данному  вопросу. В настоящий момент Министерство в очередной раз подготовило  этот законопроект (размещен на сайте  Министерства финансов РФ), которым  предусмотрено введение новой специальной  главы, посвященной трансфертному  ценообразованию, т.е. контролю за теми сделками, в которых цена может  отклоняться от рыночных цен, тем  самым, создавая условия для минимизации  налогообложения. Этот законопроект предполагает следующие основные положения (по сравнению с действующими нормами части первой НК РФ):
     1) уточнение и расширение перечня взаимозависимых лиц;
     2) предоставление суду права признавать сделки контролируемыми;
     3) уточнение источников информации о ценах;
     4) уточнение порядка определения цены и расширение методов их определения;
     5) введение в обязанность налогоплательщика обосновывать цену в целях налогообложения (и здесь опять поле деятельности для налогового консультанта);
     6)представление в налоговый орган документов по итогам года о контролируемых сделках, совершенных за налоговый период;
     7)возможность налогоплательщика заключать соглашение с налоговым органом о цене и (или) методе определения цены, что избавит налогоплательщика от возможных доначислений.
     Реализация  последнего положения, предусмотренного в законопроекте, также невозможно без привлечения налогоплательщиком налогового консультанта. Неизвестно, насколько будет успешна эта попытка, но в ноябре рассмотрение законопроекта запланировано в Правительстве РФ, а обсуждение его в Государственной Думе произойдет в следующем году.
     Говоря  о налоговом администрировании, следует остановиться на болезненной теме – это информирование налогоплательщиков и ведение разъяснительной работы с налогоплательщиками.
     Налоговым кодексом предусмотрена четкая градация, которая заключается в следующем.                   .  
Налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах. Обязанностью налогового органа является ответить налогоплательщику на вопросы: когда должен быть уплачен налог; по какой форме и в какие сроки представляется декларация, и т.п.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.