На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ЕСН в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение  ………………………………………………..……………..…………2 

Глава 1 Сущность и назначение ЕСН
1.1  История возникновения единого  социального налога............................4
1.2  Характеристика основных элементов ЕСН……………………….….…….7
1.3 Правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН………………11 

Глава 2 Необходимость замены ЕСН страховыми взносами
2.1 ЕСН и страховые взносы: сходства и различия………………………..…16
2.2 Мнения ученых о замене ЕСН  страховыми взносами……………..……27
 
Заключение………………………………………...…………………….……….32  

Список  используемых источников и литературы…………………...………35  

Приложение……………………………………………………………………..37 
Ведение
 

     Социальное  страхование является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования  экономики, воздействия государства  на процесс воспроизводства и накопления капитала. Но это не означает, что оно было специально создано для этой цели. Его возникновение было обусловлено сложной совокупностью факторов, но, раз возникнув, социальное страхование приобретает затем, на определенном этапе своего развития, качественно новую функцию, становясь одним из главных каналов вмешательства государства в экономику и эффективным инструментом государственного воздействия на процесс расширенного воспроизводства. Важнейшей задачей внебюджетных фондов социального характера заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов.
Государственное социальное страхование предусматривает  предоставление различных видов  пенсий, пособий, медицинское страхование  отдельных категорий граждан на основе страхования и взносов.
С вступлением в силу с 1 января 2001 года второй части Налогового кодекса  на территории Российской Федерации  вводится в действие единый социальный налог (далее - ЕСН). Он призван заменить собой страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ, за исключением Государственного фонда занятости РФ, который с 1 января 2001 года ликвидировался.
В состав ЕСН не включены страховые  взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые будут уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования (ст.11 Закона о введении), и независимо от ЕСН. Если сравнить законодательство о взносах, действующие до Нового года и 24 главу НК РФ, то становится ясно, что каких-либо кардинальных изменений не произошло. Фактически проведена лишь некоторая унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов.
Таким образом, с 1 января 2001 года сохранился только один вид внебюджетных страховых  взносов, а именно – страховых  взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы на указанный вид социального страхования, согласно статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Актуальность  темы заключается в том, что как раз с 01.01.2010 года ЕСН был заменен страховыми взносами.
Целью курсовой работы является изучение Федерального закона №212- ФЗ и сравнение его  с ЕСН. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
- проанализировать сущность ЕСН  как одного из источников государственных  доходов в финансовой системе  нашей страны;
- охарактеризовать основные элементы  ЕСН;
- проанализировать правовые аспекты  механизма исчисления и уплаты  ЕСН;
- определить сходства и различия страховых взносов и ЕСН;
- обратиться к мнениям ученых  по поводу замены ЕСН страховыми  взносами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Сущность и назначение ЕСН 

      История возникновения единого  социального налога
 
     Наше  общество характеризуется сложностью и динамичностью процессов, происходящих в нем. Особенно стремительны эти процессы в экономике. Идея введения единого социального налога, т. е. объединения всех страховых взносов, возникла ещё в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учёта и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым. Через 2 года принятие части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ1 юридически оформило новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, который вступил в силу с 1 января 2001 г. Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН), в котором были консолидированы взносы в Фонд социального страхования РФ,  Федеральный  и  территориальный  фонды обязательного медицинского страхования, федеральный бюджет (ПФ РФ, ФОМС и ФСС), которые прежде выплачивались налогоплательщиками по отдельности.
    Так, один из элементов единого  социального налога, государственное  пенсионное  страхование  в  России  зародилось давно, но опять же значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, – в начале ХХ века.  До 1917  г. – пенсиями  обеспечивались  только  государственные служащие.  В период с 1920 по 1932 гг. – пенсионное обеспечение предоставлялось  не  на  основе  возраста,  а  на  основе  утраты  трудоспособности  и наступления  инвалидности. В 1929 г. впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать. 
    В 1932 г. пенсионное обеспечение  охватило рабочих всех отраслей  народного  хозяйства. Были  законодательно введены пенсионные  возраста: 55 лет для женщин и  60 – для мужчин. 
    Конституция 1936  года  закрепила   всеобщие права на пенсионное обеспечение  рабочих  и  служащих. На  колхозников  социальное  страхование не распространялось.  Следующий этап развития системы государственного пенсионного страхования  начался  в 1956  г.  с  принятием  Закона  о  государственных пенсиях.  Закон  увеличил  размеры назначаемых пенсий  по  отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 г., то есть 34 года.
  С началом рыночных преобразований  в  экономике и в целях   стабилизации материального положения  пенсионеров в 1990 г. был принят Закон СССР о пенсиях, однако с изменением государственного устройства  страны 20 ноября 1990  г. был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации. В последующем была сформирована структура Пенсионного фонда, и положено начало пенсионной реформе. 
    Серьезным  недостатком  пенсионного   обеспечения  в 1992-1994  г. стал  вопрос максимальной пенсии. Она  складывалась из 3-х минимальных   пенсий  и  была  невелика  по  размеру,  то  есть  совсем  не  учитывала рудовой вклад граждан. 
    В 1995 г. указом Президента РФ  была введена дифференцированная  компенсационная  выплата   к пенсии,  которая подняла  фактическую минимальную  пенсию  до 85%  прожиточного  минимума.  Однако,  несмотря  на  предпринимаемые  усилия,  реальное  содержание пенсий  устойчиво  снижалось,  и  реальные  доходы  пенсионеров  продолжали  падать, что подтверждало необходимость ускорения пенсионной реформы. 
    Сегодня  Пенсионный  фонд  является  крупнейшим  из  внебюджетных  социальных  фондов.  Основными задачами  Пенсионного фонда являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда на выплаты пенсий  гражданам,  утратившим  доход в связи с достижением пенсионного возраста, наступлением инвалидности и потерей кормильца. 
    Начало государственному социальному  страхованию было положено императором  Николаем II 2 июня 1903 г. В Российской  империи были  введены «Правила  о вознаграждении  потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской,  горной и горнозаводской промышленности». Первое  послереволюционное  положение  о  социальном  обеспечении трудящихся было принято в 1918 г. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера их труда пособиями при  временной  утрате  заработка  в  связи  с  болезнью,  беременностью  и родами, увечьем. С 1922 г. выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 г. государственное социальное страхование обрело единый бюджет.
    С 1 января 1991 г. на основании  Постановления  Совета Министров  РСФСР  и  Федерации  независимых   профсоюзов  от 25  декабря 1990  г. №600/3-3 «О  совершенствовании   управления  и  порядка финансирования  расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993  г. Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Управление  системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ. 
    В 2000  г. Фонд  социального   страхования  начал  выплаты   по  возмещению  вреда  пострадавшим  на  производстве  в  рамках  обеспечения нового  вида  страхования,  введенного Федеральным  законом  РФ  от 24 июля 1998  г. № 125 «Об  обязательном  социальном  страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 
    Сейчас  Фонд представляет собой  специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного  социального  страхования.  Он  призван  способствовать материальному  обеспечению  лиц,  по  ряду  причин  не  участвующих  в трудовом процессе. Задачами Фонда являются обеспечение пособий по временной  нетрудоспособности,  беременности  и  родам,  при  рождении ребенка, санаторно-курортного лечения и другие.
    Отделения Фонда созданы на  территориях  всех субъектов  Российской Федерации. Фонд организует  исполнение бюджета  государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным  законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых  случаях  Фонд  перераспределяет  средства  социального страхования  между  регионами  и  отраслями,  поддерживая  финансовую устойчивость  системы.  Бюджет  Фонда  складывается  из  сумм  единого социального налога.
       В 1842 в Министерстве внутренних  дел России было найдено решение,  благодаря которому малоимущие  петербуржцы смогли получать медицинскую  помощь  в  больницах.   В опубликованном  в газетах объявлении  содержался  призыв  ко всем гражданам, зарегистрированным по 4-му и 5-му разрядам (а это лакеи, кучера, дворники, каменщики, землекопы и т. п.) уплатить по 60 копеек  серебром. Деньги  взимались  раз  в  год. Уплативший  сбор получал «билет».  За  эту  символическую  плату (приблизительный  заработок  за полтора дня) петербуржцы указанных категорий получали право лечиться в городских больницах. Петербуржцы  других  категорий –  повара,  буфетчики,  садовники, приказчики, взнос не платили. За них 60-копеечный сбор платили их работодатели,  а  самим  гражданам  ставили штамп  в  паспорте  о  том,  что сбор уплачен. 
    Однако  уже совсем скоро стало  понятно, что собираемых средств не хватает, страховые взносы граждан составляли лишь 1/16 долю всех расходов  на  здравоохранение  населения.  Тогда  Александр II  утвердил рекомендации  межведомственной  комиссии  о том,  что страховой сбор надо увеличить до 1 рубля, а также взимать дополнительный сбор с хозяев-нанимателей, также равный 1 рублю.
      В 1861  г.  был  принят  первый  законодательный  акт,  вводивший   элементы  обязательного  страхования   в  России.2  При казенных  горных заводах учреждались   товарищества,  а  при  товариществах –  вспомогательные кассы, в задачи которых входили выдача пособий по временной нетрудоспособности,  а  также  пенсий  участникам  товарищества  и  их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Чуть позднее работодателям, владельцам  фабрик  и заводов было  предписано  создавать больницы  при предприятиях.
    Введенные законы позволили государству  значительно  уменьшить расходы   на  здравоохранение. В 1912  г.  почти 80%  работающих  петербуржцев  лечились бесплатно и получали  лекарства на своих производствах.  В  благотворительных  учреждениях  состояло  на  учете  свыше 107 тысяч  человек,  и  только 70  тысяч  все  еще  лечились  за  счет  государственной казны.
    Впервые  целевые  внебюджетные  фонды  стали  создаваться   в  Российской Федерации в период  перехода  страны  на  новые экономические отношения.  Среди них ведущую роль играли социальные внебюджетные фонды. Эти фонды являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.  Однако  эта самостоятельность имеет  свои  особенности, существенно  отличается  от  экономической  и финансовой  самостоятельности  государственных и частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.  Государство  определяет  уровень страховых платежей,  принимает решения об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.    

      Характеристика  основных элементов  ЕСН 
 
   В составе единого социального  налога консолидированы взносы в федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в Пенсионный фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (см. приложение, табл.3). При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Связь между этими двумя платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму уплаченного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.  

Налогоплательщиками3 признаются лица, производящие выплаты физическим лицам:
    организации и индивидуальные предприниматели;
    физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
Если  налогоплательщик одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог  по каждому основанию.
Для каждой из двух групп плательщиков единого социального налога предусмотрен отдельный объект налогообложения. 4
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объект налогообложения состоит  из следующих видов выплат:
1)  по трудовым договорам; 
2)по  договорам гражданско-правового  характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
3) по авторским договорам. 
Для физических лиц, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями, объектом налогообложения  признаются следующие выплаты:
1) по трудовым договорам; 
2) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Статьей 238 Налогового кодекса РФ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению  единым социальным налогом. Данный перечень применяется при исчислении налога в части сумм, зачисляемых во все государственные социальные внебюджетные фонды.
Единственное  исключение касается Фонда социального  страхования, для которого помимо общего перечня выплат, не подлежащих налогообложению, предусмотрено дополнительное правило, согласно которому не облагаются ЕСН в части взносов в ФСС суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.
В полном объеме не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, следующие выплаты:
1) государственные пособия, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  РФ, законодательными актами субъектов  Федерации, решениями представительных  органов местного самоуправления;
2) все виды установленных законодательством  РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ);
3) суммы единовременной материальной  помощи, оказываемой налогоплательщиком;
4) суммы оплаты труда и другие  суммы в иностранной валюте, выплачиваемые  своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками,  финансируемыми из федерального  бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5) и др.
Выделяется  два вида налоговых баз по ЕСН:
• налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
• налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и адвокатов.
Налоговые базы, предусмотренные для двух видов  групп налогоплательщиков, определяются независимо друг от друга.
Налоговую базу организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты  физическим лицам, формируют следующие показатели:  

    вознаграждения  и выплаты, начисляемые в соответствии с трудовыми договорами;
    вознаграждения и выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям);
    вознаграждения по авторским договорам;
    суммы полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи.
Налоговая база физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, производящих выплаты  иным физическим лицам, определяется как  сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, за налоговый период в пользу физических лиц.
Никакие иные выплаты у данной категории  налогоплательщиков в налоговую  базу не включаются.
Налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для отдельных категорий налогоплательщиков предусматриваются следующие налоговые  льготы:
1) организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или Ш группы;
2) следующие категории налогоплательщиков  — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение на- логового периода на каждого отдельного работника:
• общественные организации инвалидов (в том числе созданные как  союзы общественных организаций  инвалидов), среди членов которых  инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их региональные и местные отделения;
• организации, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов  и в которых среднесписочная  численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
• учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов).
Указанные льготы не распространяются на следующих  налогоплательщиков:
• организации, занимающиеся производством  и (или) реализацией подакцизных  товаров;
• организации, занимающиеся производством  и (или) реализацией минерального сырья  и других полезных ископаемых;
• организациям, занимающимся производством  и (или) реализацией товаров в  соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению  общероссийских общественных организаций  инвалидов.
3) индивидуальные предприниматели,  являющиеся инвалидами I, II или Ш группы, освобождаются от уплаты налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и, иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода. Если доходы указанных налогоплательщиков от предпринимательской и иной профессиональной деятельности превысят 100 тыс. руб. в течение налогового периода, с суммы превышения налог уплачивается в общеустановленном порядке. Ставки налоги Шкала ставок единого социального налога является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. Предусмотрено несколько шкал ставок, установленных для различных категорий налогоплательщиков.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.5
Отчетность  по ЕСН должна быть представлена работодателем  в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (соответственно до 20 апреля, 20 июля, 20 октября).
По  итогам каждого квартала работодателям  необходимо рассчитать разницу между  суммой налога, начисленной исходя из налоговой базы, которая рассчитана нарастающим итогом с начала года, и суммой фактически уплаченных авансовых  платежей. Эту разницу плательщики должны перечислить в срок представления расчетов по авансовым платежам соответственно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а именно 20 апреля, 20 июля и 20 октября.6
По  окончании календарного года работодатели также должны подсчитать разницу между суммой налога, подлежащей уплате, и суммами, которые уже были перечислены в течение этого года. Выявленная недоплата должна быть погашена не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации (соответственно до 15 апреля следующего года (включительно).
Если  же организация переплатила, то сумму  переплаты можно зачесть в  счет предстоящих платежей либо вернуть  в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. 

      Правовые  аспекты механизма  исчисления и уплаты ЕСН
 
   В Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года Президент РФ обратил внимание на то, что после завершения реформы  налоговая система должна стать  необременительной для бизнеса, в том числе в части процедур исчисления и уплаты налогов. В то же время эта система не должна позволять уклоняться от уплаты налогов. В Послании была также подчеркнута необходимость снижения единого социального налога, выведения из "тени" значительной части оплаты труда, защиты социальных прав работников и стимулирования заботы граждан о собственном пенсионном обеспечении.
С 2005 года совокупная базовая ставка этого налога снижена на 9,6 процентных пункта (с 35,6% до 26%). В то же время  вопрос упрощения процедур исчисления и уплаты единого социального  налога, повышения эффективности его администрирования требует проведения анализа сложившейся практики работы налогоплательщиков, налоговых и судебных органов, выявления и систематизации пробелов и противоречий в законодательстве (в первую очередь налоговом) и внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
Единый  социальный налог имеет ряд особенностей в механизме его исчисления и  уплаты, а именно:
- наличие регрессивной шкалы налогообложения,  предусматривающей снижение размера  налоговой ставки при достижении  суммы выплат на каждое физическое лицо установленного порогового значения(до 2005 года шкала налогообложения распределялась по 4 уровням налоговой базы, с 2005 года действуют 3 уровня шкалы налогообложения). Необходимость расчета налоговой базы и, соответственно, применение ставок налога, дифференцированных по шкале налогообложения, по каждому физическому лицу приводит к большой трудоемкости как расчетов, так и налогового учета;
- использование налогового вычета  в виде страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование и механизм перевода разницы между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в недоимку по единому социальному налогу;
- различия в налогооблагаемой  базе по долям единого социального  налога (в части Фонда социального страхования РФ);
- зачетный механизм уплаты налога  в Фонд социального страхования  РФ.
Все эти факторы привели к тому, что единый социальный налог является одним из самых трудоемких налогов, и практика работы по его администрированию, а также администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование показала, что проблемы заключаются в несовершенстве законодательства по этим платежам.
Вместе  с тем действующие нормы главы 24 Налогового кодекса РФ позволяют  налогоплательщикам применять законные схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, в частности:
- не уплачивать единый социальный  налог с выплат, не относимых  к расходам, уменьшающим налоговую  базу по налогу на прибыль  (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ);
- исключать из налогообложения  суммы выплат в пользу физических  лиц, не являющихся инвалидами, но работающих в общественных  организациях инвалидов; организациях, уставный  капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов; учреждениях, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей (подп. 2 п. 1 ст. 239);
- не уплачивать авансовые платежи  по единому социальному налогу  в IV квартал календарного года (календарный год не является отчетным периодом, а согласно п. 3 ст. 243 налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу в течение отчетного периода (1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев) по итогам каждого календарного месяца).
- не уплачивать единый социальный  налог в связи с переходом  на специальные налоговые режимы  налогообложения путем, например, дробления предприятий на несколько  мелких платежных документов. Однако  количество платежных документов, оформляемых плательщиками единого социального налога, не только не сократилось, но и увеличилось.
Введение  единого социального налога обусловило необходимость появления новых  кодов бюджетной классификации - по недоимке, пени и штрафам по страховым  взносам, уплачиваемым ранее в государственные внебюджетные фонды. С учетом "расщепления" в рамках проводимой пенсионной реформы в 2002 году дол и единого социального налога, зачисляемой в ПФР, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и долю единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, количество платежных документов по платежам в государственные внебюджетные фонды и федеральный бюджет, потенциально оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в 2000 году до 11 документов в 2002 - 2004 годах и до 12 - в 2005 году.
Если  в 2000 году плательщик страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды оформлял отдельными платежными поручениями их уплату в каждый из пяти фондов (ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации), то в 2005 году он должен оформлять отдельными платежными документами следующие платежи:
- единый социальный налог, зачисляемый  в федеральный бюджет;
- единый социальный налог, зачисляемый  в ФСС;
- единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС;
- единый социальный налог, зачисляемый  в ТФОМС;
- страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование в Российской  Федерации, зачисляемые в ПФР  на выплату страховой части  трудовой пенсии;
- страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
- пени и штрафы за несвоевременную  уплату единого социального налога  в части, зачисляемой ранее  в бюджет ПФР, образовавшиеся  на 1 января 2002 года;
- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ПФР;
- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ФСС;
- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ФОМС;
- недоимку, пени и штрафы по  взносам в ТФОМС;
- недоимку, пени и штрафы по  взносам в Государственный фонд  занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами.
Каждому из вышеперечисленных платежей присвоен код бюджетной классификации  доходов.
Таким образом, введение единого социального налога не только не сократило количество платежных документов для налогоплательщика, но потенциально увеличило их более чем в 2 раза.
В соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство и  законодательство о пенсионном страховании Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ7, была снижена ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Ее размер с 2005 года составляет 20%. В то же время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для этой же категории страхователей составляет 14%, что делает принципиально невозможным реализацию приведенного выше положения п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ, и его сохранение в Налоговом кодексе приводит к недопониманию у налогоплательщиков механизма применения налогового вычета.
Таким образом, единый социальный налог является одним из важнейших источников формирования доходной базы бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Снижение эффективной ставки единого социального налога актуализирует проблему финансовой устойчивости этих фондов и поиска дополнительных источников финансирования их расходов.
Цели, декларируемые при введении единого  социального налога, не были достигнуты в полном объеме. Введение единого социального налога предполагало упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой. Однако замена страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, единым социальным налогом практически ничего не изменила для их плательщиков с точки зрения упрощения процедур исчисления и уплаты обязательных платежей. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а потенциально даже увеличилось; органы управления государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) продолжают участвовать в администрировании обязательных платежей, зачисляемых в их бюджеты, а также получать отчетность от плательщиков единого социального налога. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога возложен на налоговые органы, осуществляющие также контроль за уплатой (а с 2005 года и правильностью исчисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом взыскание недоимки и пеней по ним осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Возложение на налоговые органы функций контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, не являющихся налоговыми платежами, представляется небесспорным.
При сохранении имеющихся особенностей законодательства по единому социальному  налогу упростить процедуры исчисления и уплаты этого налога практически не представляется возможным. Это обусловлено следующим:
- порядок исчисления единого социального  налога таков, что осуществлять  его уплату единым платежом  с последующим расщеплением этой  суммы органами федерального казначейства по установленным действующим законодательством ставкам невозможно (применение механизма налогового вычета; различия в налоговой базе по долям единого социального налога; зачетный механизм уплаты налога в части Фонда социального страхования Российской Федерации);
- сложившийся за десятилетия порядок  исчисления и уплаты страховых  взносов в Фонд социального  страхования Российской Федерации,  сохраненный при введении единого  социального налога в части,  зачисляемой в бюджет названного  фонда (исключение из налоговой  базы выплат по договорам гражданско-правового характера; зачетный механизм уплаты, при котором плательщик вправе самостоятельно использовать средства налога на выплату социальных пособий (по временной нетрудоспособности и др.), способствует оперативности в обеспечении необходимыми средствами людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и поэтому корректировка этого механизма представляется нецелесообразной.
Сказанное позволяет предположить два возможных  пути повышения эффективности процедур исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога. Первый путь предполагает принципиальное реформирование единого социального налога с отказом от установления единой ставки налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выделением из этого налога страховых взносов на обязательное социальное страхование, осуществляемое в рамках системы Фонда социального страхования Российской Федерации. Эти функции возлагаются в полном объеме на страховщиков - органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Второй путь связан с совершенствованием законодательства по единому социальному налогу при сохранении существующих механизмов его исчисления и уплаты путем устранения имеющихся пробелов и противоречий. 
 
 

 

Глава 2 Необходимость  замены ЕСН страховыми взносами 

2.1 ЕСН и страховые  взносы: сходства  и различия 

Плательщиками являются:
    ЕСН
Пункт 1 статьи 235 НК РФ содержит 2 категории  плательщиков:
    лица, производящие выплаты физическим лицам (к которым отнесены три типа плательщиков: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями)
    индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
    Страховые взносы
Ст.5 Закона «копируя» НК РФ, допускает, что:
- для лиц,  не производящих выплаты физическим лицам, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования может быть установлено иное;
- федеральными законами о конкретных  видах обязательного социального  страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.
Федеральными  законами о  конкретных видах обязательного  социального страхования состав плательщиков может быть как расширен, так и сужен в сравнении  с ЕСН.
Постановка  на учет плательщиков по:
    ЕСН
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ. Минфин РФ вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Минфином РФ.8 
    Страховые взносы
В целях проведения контроля за уплатой  страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются правительством РФ.9
Для плательщиков страховых взносов в Законе не установлена обязанность становиться на учет по месту нахождения обособленного подразделения, хотя есть (так же, как и в НК РФ) обязанность письменно сообщать в орган контроля по месту нахождения организации о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течении одного месяца создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращение деятельности организации через обособленное подразделение).
Объект  обложения по:
    ЕСН
Выплаты и иные вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
- у налогоплательщиков организаций  такие выплаты не отнесены  к расходам, уменьшающим налоговую  базу по налогу на прибыль  организации в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- у налогоплательщиков - индивидуальных  предпринимателей, нотариусов, занимающихся  честной практикой, адвокатов,  учредившие адвокатские  кабинеты, или физических лиц такие выплаты  не уменьшают налоговую базу  по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.10
Объектом  обложения признаются выплаты и  иные вознаграждения, начисляемые в  пользу физических лиц по авторским  договорам.11
Не  относятся к объекту налогообложения  выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).12
    Страховые взносы
При сохранении общего подхода к определению  понятия объекта обложения отсутствует  указание на то, что выплаты и  иные вознаграждения, не признаваемые расходами, уменьшающими налоговую  базу по налогу на прибыль, не являются объектом.
В Законе конкретизирован перечень договоров «авторского» характера с учетом положений части четвертой ГК РФ.13
Воспроизводя  данную норму, Закон содержит новеллу: такого рода выплаты не относятся  к объекту обложения, за исключением  выплат по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.14 
Объектом  обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Применение  этой новеллы требует обращения  к отдельным законам об обязательном социальном страховании.
Очень важное отличие объектов страховых  взносов от объекта ЕСН: выплаты  и вознаграждения, отвечающие определению  объекта обложения страховыми взносами, будут в любом случае облагаться страховыми взносами, не зависимо от налога на прибыль.
Правила определения расчетного (налогового) и отчетного периода:
    ЕСН
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.15
    Страховые взносы
Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев  календарного года.16
При переносе правил ст. 55 НК РФ (см. ч. 3-6 ст.10 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования») была «потеряна» часть случаев, которые могут произойти на практике (абз. 2 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 55 НК РФ).
База  для исчисления по:
    ЕСН
Для организаций база определяется как  сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками  за налоговый период в пользу физических лиц.17
    Страховые взносы
Закон содержит дополнительные положения18:
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. С 01.01.2011г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января) индексации (размер определяется Правительством РФ) в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ.
Это также очень важное изменение – сверх определенного дохода работника за год взносы вообще не будут начисляться, но при этом и максимальный размер соответствующих пособий, положенных работнику (например, на случай временной нетрудоспособности), будет определен с учетом предельной величины базы.
Суммы, не подлежащие обложению (изменения  в правовом регулировании)19:
    ЕСН
Все виды установленных законодательством  РФ, законодательными актами субъектов  РФ, решениями представительных органов  местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:
1) с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение  профессионального уровня работников;
2) с выполнением физическим лицом  трудовых обязанностей (в том  числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
- членам семьи умершего работника  или работнику в связи со  смертью члена (членов) его семьи;
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
- суммы страховых платежей (взносов)  по обязательному страхованию  работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ;
- суммы платежей (взносов) налогоплательщика  по договорам добровольного личного  страхования работников, заключаемым  на срок не менее одного  года, предусматривающим оплату  страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
- суммы платежей (взносов) налогоплательщика  по договорам добровольного личного  страхования работников, заключаемым  исключительно на случай наступления  смерти застрахованного лица  и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лиц;
- стоимость проезда работников  и членов их семей к месту  проведения отпуска и обратно,  оплачиваемая налогоплательщиком  лицам, работающим и проживающим  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
- суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.   
    Страховые взносы
Все виды установленных законодательством  РФ, законодательными актами субъектов  РФ, решениями представительных органов  местного самоуправления компенсационных  выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связных:
1) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
2) с выполнением физическим лицом  трудовых обязанностей, в том  числе в связи с переездом на работу в другую местность, за  исключением
    - выплат в денежной форме за  работу с тяжелыми, вредными и  (или) опасными условиями труда,  кроме компенсационных выплат  в размере, эквивалентном стоимости  молока или других равноценных  пищевых продуктов;
    - выплат в иностранной валюте  взамен суточных, производимых в  соответствии с законодательством  РФ российскими судоходными компаниями  членам экипажа судов заграничного  плавания, а также выплат в  иностранной валюте личному составу  экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых  взносов:
- работнику в связи со смертью  члена (членов) его семьи;
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течении первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не  более 50 000 руб. на каждого ребенка;
-   дополнительно включены в этот  перечень суммы платежей (взносов)  плательщика страховых взносов  по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ;
- а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
  Дополнительно сформулировано правило: 
1)в  случае проведения отпуска указанными  лицами за пределами территории  РФ не подлежит обложению страховыми  взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.;
2)суммы  материальной помощи, оказываемой  работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период;
3) суммы выплат и иных вознаграждений  по трудовым договорам, в том  числе по договорам авторского  заказа в пользу иностранных  граждан и лиц без гражданства,  временно прибывающих на территории  РФ.
Здесь приведены не все, а только значимые отличия норм ст. 238 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Порядок и сроки уплаты и представления  отчетности для организаций:
    ЕСН
В течение налогового (отчетного) периода  по итогам каждого календарного месяца – уплата ежемесячных авансовых платежей, не позднее 15 числа следующего месяца.
По  итогам отчетного периода – отчет  не позднее 20го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Ежеквартально отчетность в ФСС о начислениях  налога и соответствующих выплатах за счет этого фонда – до 15 числа месяца, следующего за кварталом.
По  итогам налогового периода – налоговая  декларация не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При прекращении деятельности индивидуального  предпринимателя декларация подается в 5 дневный срок со дня подачи заявления о прекращении деятельности.20
    Страховые взносы
В течение расчетного (отчетного) периода  по итогам каждого календарного месяца – уплата ежемесячного обязательного  платежа в срок не позднее 15го числа  следующего календарного месяца.
Ежеквартально - отчет по взносам не обязательное пенсионное страхование в срок до 1го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Ежеквартально – отчет по страховым взносам  на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, а по расходам на выплату соответствующего обязательного страхового обеспечения – до 15го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Поскольку отчетным периодом признан и календарный  год, то расчет по страховым взносам за год надо подать до 1 февраля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.