На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая служба

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Донецкий  областной институт последипломного
педагогического образования
Факультет переподготовки и специализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая  научно-исследовательская работа 
 

Из  курса  «Основы психологии» на тему:
«Основы психологической  службы в средней  школе» 
 
 
 
 
 
 

                                           Слушателя 4 курса
                                           группы ППЗ 3А-08
                                           факультета переподготовки
                                           и специализации
                                           Кашубы Е.И. 
 

                                           Научный руководитель:
                                           Васильков В.Н.,
                                           канд. психол. наук, доцент,
                докторант кафедры психологии
                                           НПУ имени Н.П. Драгоманова 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк - 2008 

Содержание
Вступление………………………………………………..……………………3
Раздел 1. Содержание работы психологической службы в  средней школе
         1.1. Общие положения………………………………………………………….4
         1.2. Содержание роботы психологической  службы в средней школе
                    1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….
               1.2.2.Направление работы  школьного психолога…………………..
Раздел 2. Правовые и  организационные вопросы деятельности психологической службы в средней  школе
         2.1. Ответственность практического  психолога……………………………
         2.2. Основные обязанности практического психолога……………………
         2.3. Права практического психолога…………………………………………
      2.4. Организационные  вопросы деятельности практического  психолога в средней школе
Раздел 3. Особенности  практической деятельности практического  психолога в средней школе
         3.1. Документация практического психолога……………………………….
                     3.1.1. График работы практического психолога
                  3.1.2. Годовой план практического психолога
                  3.1.3.  Учетная документация
         3.2. Кабинет психолога в средней  школе
               3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………
Тезаурус………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 
 
 

    Современное состояние общества, обусловленное  ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
    Развитие  в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.
    Применение  научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Содержание работы психологической  службы в средней  школе 

1.1. Общие положения
    1. Психологическая служба (далее – служба) в структуре образования является составной частью государственной системы охраны физического и психологического здоровья молодых граждан Украины и действует с целью выявления и образования оптимальных социально-психологических условий для развития личности.
    2. Служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития и самообразования, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач учебного заведения.
    3. Психологическая служба в своей  деятельности руководствуется Конституцией  Украины (254к/96-ВР), Декларацией прав  человека (995_015), Конвенцией о правах  детей, Законами Украины “Об образовании”, “Об общем среднем образовании” (651-14), действующим законодательством Украины и этим Положением. (Пункт 1.3 с изменениями, внесенными согласованно с Приказом МОН N 439 от  07.06.2001)
    4. Деятельность службы обеспечивается практическими психологами, которые имеют высшее специальное образование. По своему статусу работники службы принадлежат к педагогическим работникам, и, в соответствии с действующим  законодательством, пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них.
    5. Психологическая служба тесно  сотрудничает с  органами охраны  здоровья, социальной защиты, семьи  и молодежи, внутренних дел, другими  заинтересованными ведомствами, также — гражданскими и благотворительными организациями. 
 

1.2. Содержание  роботы психологической службы в средней школе 

1.2.1.Цели и  задачи психологической службы
 
    Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи.
    Целями  службы является:
¦   содействие администрации и педагогическому  коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
¦   содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
¦   оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
¦   содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
    Задачи  Службы:
¦   психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
¦   содействие личностному и интеллектуальному  развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
¦   формирование у  учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
¦   содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;  психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;  профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии  обучающихся; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;  участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке
и создании психолого-педагогических условии преемственности в процессе непрерывного образования;
¦   содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
               
1.2.2.Направление  работы школьного психолога
    Основными видами деятельности практической службы средней школы являются:
      Психопрофилактика — своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и становлении личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
    Психопрофилактическая работа проводится с членами педагогического  коллектива, руководителями учебно-воспитательных программ, родителями и другими взрослыми, которые влияют на формирование личности ученика.
    В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие мероприятия:
а)   изучает  интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности  учащихся, их интересы, склонности по  запросам   учителей  и   администрации  школы;
б   предлагает  родителям  методы  занятий с детьми  для ликвидации  пробелов   в подготовке   к   обучению;
в)   совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для улучшения их адаптации к школе, обеспечения всестороннего развития в процессе обучения;
г)   проводит    психологическое    обследование  детей   при переходе    их из неполной  средней — в среднюю   общеобразовательную;
д) совместно с учителями, родителями, мастерами намечает программу индивидуальной работы с учащимися, с учетом их   индивидуальных   особенностей личности.
е)  предупреждают  психологическое перенапряжение учащихся,   нервные стрессы, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения. 

    Психодиагностика — психологическое обследование детей и подростков, их групп и коллективов, мониторинг содержания и условий индивидуального развития детей и подростков, определение причин, которые усложняют развитие и обучение, также изучение специфических особенностей деятельности педагогов и в данном учреждении, их социального статус, особенностей межличностных отношений в коллективах педагогов. Итог этой работы — подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия.
Сегодня диагностическая  работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
       Из  форм организации диагностической  работы можно выделить следующие.
1. Комплексное  психолого-педагогическое обследование  всех школьников определенной  параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик, Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д.. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
*   экспертные  опросы педагогов и родителей;
*   структурированное  наблюдение школьников в процессе обследования;
*   психологическое обследование школьников;
*   анализ  педагогической документации (классный  журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное  психодиагностическое обследование  используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное  психодиагностическое обследование  применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры  диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы. В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные. 

    Психокоррекция — осуществление  психолого-медико-педагогических методов с целью  устранения отклонений в психофизиологическом и индивидуальном развитии, в поведении, склонности к зависимости и  правонарушениям, преодоление разных форм девиантного поведения, формирование социально полезных жизненных перспектив.
    Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов).
    Коррекционно-развивающая  работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:
1)  реализация  коррекции как приведения к  усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;
2)  оказание  психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития.
    Психокоррекционная  работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.
    Психокоррекционная  работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:
1. С активным  развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.
2. Со снижением  мотивации к обучению у подростков  и избирательностью учебной мотивации  у старшеклассников.
3. С ростом  нестабильности эмоциональной сферы,  а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.
4. С расширением  сферы межличностных отношений  и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического  общения,
5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.
6. С необходимостью  профессионального самоопределения учащихся.
    Каждый  из указанных факторов может стать  основой для проведения коррекционной  работы.
    Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.
Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного, развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и т.п.
Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. 
 

    Психологическое консультирование включает объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни.
    Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям.
1. Консультирование  и просвещение педагогов.
2. Консультирование  и просвещение родителей.
3. Консультирование  и просвещение школьников.
    В свою очередь, консультирование может  проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
    Особенностью  консультативной работы психолога  в средней школе является то, что часто непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Однако в отличие от подобной ситуации в начальной школе, за психологической помощью в средней школе может обратиться сам подросток или старшеклассник. В связи с этим школьный психолог в своей практике должен уметь органично сочетать различные типы консультирования (семейное, возрастно-психологическое и др.). Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему  удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
      В целом задачу возрастно-психологического  консультирования составляет «контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1)  ориентация  родителей, учителей и других  лиц, участвующих в воспитаний, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2)  своевременное  первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3) предупреждение  вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4)  составление  (совместно с педагогическими  психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
5) составление  (совместно со специалистами по  семейной психотерапии) рекомендаций  по воспитанию детей в семье;
6) коррекционная  работа индивидуально или (и)  в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
7) психологическое  просвещение населения с помощью  лекционной и других форм работы.
    1. Консультирование  и просвещение  педагогов.
   В организации  психологического консультирования педагогов  можно выделить три направления.
1)  Консультирование  педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны методические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.
2) Консультирование  педагогов по поводу проблем  обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.
    Консультирование  в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.
Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.
    Перспективной формой организации и консультативной  работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.
3) Консультирование  в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель — учитель, учитель — ученик, учитель — родители и др.В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
    Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:
¦   организовать эффективный процесс обучения школьников;
¦   построить  взаимоотношения со школьниками  и коллегами на взаимовыгодных началах;
¦   осознать и осмыслить себя в профессии  и обучении с другими участниками  внутришкольных взаимодействий.
Желательно организовывать просветительскую работу таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания. Следует избегать формальных лекций и семинаров, темы которых повторяются из года в год. Организация «Уголка психолога», «Психологической стенгазеты», «Психологической почты» помогут психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.
2. Консультирование  и просвещение  родителей
      Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
    Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.
    3. Консультирование  и просвещение  школьников
Консультирование  подростков и юношей имеет свою специфику. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви — до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4—5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
    Одной из форм психологического просвещения  школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми. 

Раздел 2. Правовые и организационные  вопросы деятельности психологической  службы в средней  школе 

2.1. Ответственность  практического психолога
Психолог в  средней школе несет персональную ответственность за точность    психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов и методик, ход и результаты психологического обследования, работу с учащимися, обоснованность даваемых психологических рекомендаций.
    Психолог несет также ответственность за сохранение документации,  протоколов  обследования     учащихся, оформление  их  в надлежащем   порядке. 

2.2. Основные обязанности  практического психолога
    В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
    Руководствоваться нормативными документами, которые относятся к типу учебно-воспитательного заведения, в котором он работает, Положением о психологической службе системы образования, приказами и инструкциями Министерства образования Украины и его структурных подразделений. Декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, постановлениями и нормативными документами Верховного совета Украины и руководящих организаций, главными положениями общей психологии, психологии личности, детской и возрастной психологии, педагогической психологии,  социальной психологии и психологии управления, медицинской психологии, основами дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психопрофилактики важными методами и методиками обучения, главными методиками психотренинга и коррекции психического состояния, 

    Рассматривать вопросы и принимать решения только в рамках своей компетентности. Не брать на себя решение вопросов, которые не могут быть решены при современном состоянии психологической науки и практики, а также тех, которые принадлежат компетенции представителей других специальностей; 

    Быть замеченным с новыми достижениями в области  психологии, особенно детской, возрастной, педагогической и практической. Использовать современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и профилактической работы. Постоянно повышать свое педагогическое мастерство;
    -препятствовать  проведению диагностической, психокоррекционной  и другой работы некомпетентными  личностями, которые не имеют профессиональной подготовки; 
    -в решении  всех вопросов исходить из  интересов учащихся, знаний их  полноценного психического развития;
- выполнять указания и рекомендации по психологическим проблемам только со стороны специалистов, ведущих психологов. По другим вопросам выполнять указания приказов руководителей школы, при условии, что они обеспечат соответственные условия для работы психолога;
    предоставлять необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных вопросов, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к ним. Всецело помогать школьникам в решении их личных проблем;
    сохранять профессиональную тайну : не разглашать сведения, полученные во время диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними  
    не является необходимым для педагогического аспекта психокоррекции и может навредить ученику;

    работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим колективом школы; вести запись  регистрации всех видов работ.
 Психолог  школы:
    изучает по просьбе учителей и администрациии школы интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности учащихся, их интересы, способности на каждом возрастном этапе и дает рекомендации к осуществлению личностно –ориентированного подхода к учащимся на протяжении всего обучения в школе;
    берет участие в приеме детей первого класса школы; помогает учителям определить уровень их интеллекта и психологической готовности к обучению;
    устанавливает , использованные методы и методики психодиагностики, психологические причины неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, нарушений межличностных отношений учащихся с одноклассниками; 

    проводить индивидуальные и групповые консультации с учащимися, что касается их обучения , культуры умственного труда, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и одноклассников;
    консультирует родителей по вопросам оказания помощи в выполнении домашних заданий и формировании к учебе; помогает им изучать характерологические особенности своих детей;
    составляет профессиограммы  и психограммы личности учащегося, подбирает методики для психодиагностики развития личности и оценки уровня сформированности профессионально важных качеств у учащихся;
    участвует в профессионально-ориентационной работе, помогает учителям выявлять и развивать наклонности и способности детей , формировать у них адекватную самооценку, ценностные ориентации, подводить молодых людей к сознательному выбору будущей профессии, способствовать поиску, выбору и творческому развитию одаренных учащихся ; выявлять школьников с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии;
    составляет психологические карты учащихся, в которые включены данные о их типологических, характерологических и психофизических особенностях с дальнейшим введением этих данных в ПЭОМ;
    предоставляет психологическую помощь учащимся и учителям школы в преодолении стрессов (особенно в период адаптации: поступление в школу, переход в новый класс и др.) осуществляет психокоррекцию, проводит психотренинги, организовывает работу «службы доверия»;
    определяет « группу риска», в которую входят учащиеся из семей алкоголиков, наркоманов, из неполных семей, с неудовлетворительной успеваемостью и поведением, с черепно-мозговыми травмами, которые стоят на учете комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних;
    проводит профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения среди учащихся;
    принимает участие в работе педсоветов, методических объединений, общешкольных и классных родительских собраний;
    готовит необходимую информацию для педагогического совета и педагогического консилиума с целью оказания помощи в решении основных проблем, связанных с индивидуальным и личностно-ориентированным подходом;
    проводить психологическую экспертизу психологического состояния учащихся, условий семейного воспитания и требования народного суда, милиции, органов опеки и опекунства, комиссий по делам несовершеннолетних;
    принимает участие в работе комиссий социально-правовой защиты учащихся и медикопсихологических комиссий;
    дает рекомендации учителям, воспитателям, родителям для преодоления конфликтов в коллективе, улучшения межличностных взаимоотношений; 
    знакомит с формами педагогического и управленческого общения;

 
    помогает  педагогам и руководителям подбирать  кандидатуры для органов ученического самоуправления, выявлять неформальных лидеров;
    помогает учителям в половом воспитании и подготовке молодежи к браку;
    оформляет психологический кабинет и организовывает его работу, отвечает за сохранность оборудования, обеспечивает правильное его использование;
    ведет учет результатов психолого-педагогической работы согласно с формами установленными Центром психологической службы районного отдела образования;
    консультирует руководителей, учителей по вопросам оборудования классов, кабинетов, производственных мастерских, рабочих мест, изготовлении наглядных пособий соответственно рекомендаций и требований инженерной психологии и эргономики;
    изучает психолого-педагогические инновационные технологии с целью их пропаганды.
2.3. Права практического психолога
    Практический психолог имеет  право:
    самостоятельно формулировать конкретные задания работы с учащимися и взрослыми, определять ее формы и методы, решать вопросы о приоритете тех или иных методов, последовательность их проведения;
    требовать от администрации и высшего руководства создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций;
    отказываться от распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения являются психологически некомпетентными или не соответствуют требованиям Положения о психологической службе образования;
    знакомиться с документацией;
    обращаться по вопросам, которые касаются здоровья учащихся, в медицинские и дефектологические учреждения;
    принимать участие с правом советующего голоса в работе медико-психолого-педагогических комиссий, которые решают дальнейшую судьбу ученика. В случае несогласия с решением комиссии (оставлена на 2-й год, исключена и др.) психолог имеет право доказать свою точку зрения до ведома соответствующих инстанций;
    приобщаться к разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции, оценке их эффективности;
    проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты с исследовательской целью;
    выступать с обобщением опыта своей работы на конференциях, семинарах, педагогических чтениях, в научных и научно-популярных журналах, газетах и т.д.;
    пропагандировать вниманию психолого-педагогические знания, использовать разнообразные формы бесед, лекций;
    проводить учебные занятия в школе, в пединститутах, на факультетах подготовки практических психологов на условиях почасовой оплаты согласно с базовым образованием и психологической квалификацией в тех случаях, когда его учебная нагрузка не превышает 240 часов за учебный год;
- обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанными со здоровьем учащихся;
    поддерживать связь с Центром профориентации по проблемам профессионального самоопределения школьников.
     Практический  психолог должен бать знаком с Декларацией прав ребенка, Декларацией прав человека, постановлениями и нормативными документами Верховного Совета Украины.  

2.4. Организационные  вопросы деятельности практического  психолога школы
    1.Психолог в школе, является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов, консилиумов, методических объединений и т. д.
    2. Для успешной деятельности психолога создается психологический кабинет, который должен быть размещен в отдельном помещении, где созданы необходимые условия для проведения разных видов работ с учащимися, педагогами, воспитателями и родителями, кабинет должен быть оснащен соответствующим оборудованием: системой психологических методик, бланками методик, аппаратурой для психодиагностики и т.д.
    3. Режим   и расписание работы психолога устанавливается администрацией школы и согласуется с преподаванием соответствующих дисциплин. При этом учитывается необходимость работы по повышению квалификации, посещение разных психологических служб, медицинских заведений и др.
    В случае отсутствия психолога   (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности могут передать только той личности, которая имеет соответствующую квалификацию.
    Вопросы оплаты труда, нагрузки , продолжительности отпуска, права на дополнительную нагрузку определяются соответственно нормативным документам Министерства образования Украины.
    6. Для организации деятельности практического психолога целесообразно разработать структуру его подчинения и взаимодействия; составить годовой план работы (приложение 2), иметь представление примерной продолжительности разнообразных видов методик.
    
 
 
 
 
 

3.1. Документация школьного психолога 

    Фундаментом работы практического психолога  является «положение о психологической  службе системы образования Украины», утвержденное указом Министерства образования Украины 03.05.99 № 127 (изменения текста: Приказ МОН № 386 от 15.08,2000, №439 07.06.2001 г.). 

3.1.1. График работы  практического психолога
    Одним из важных документов, регламентирующих работу практического психолога, является «График работы практического психолога», который согласовывается с методистом методического кабинета районного отдела образования, отвечающего за психологическую службу. График утверждается руководителем учебного заведения, в штат которого включена ставка практического психолога.
    График  работы психолога подается в расписании рабочих часов, с конкретизацией часов, отведенных для работы с учениками/детьми, консультаций для учителей/воспитателей и родителей (приложение 1). Он размещается  в общедоступном месте. Один экземпляр графика предоставляется методисту. Об изменениях режима работы необходимо своевременно информировать методиста . отвечающего за психологическую службу. 

3.1.2. Годовой  план практического психолога
    Следующим важнейшим документом практического психолога является годовой план, который составляется исходя из конкретных психологических проблем школы и общешкольных мероприятий, утверждается руководителем учебного заведения и согласовывается с методистом , отвечающим за психологическую службу.
    Годовой план работы рекомендуется составлять помесячно. Первая часть плана должна включать:
-  краткий  анализ работы практического  психолога за минувший учебный  год;
- проблему работы  школы;
- проблему и  задачи психологической службы  учебного заведения на  учебный год.
    Вторая  часть - собственно план работы практического  психолога, т.е. конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач.
В годовой план работы необходимо обязательно отобразить следующие вопросы:
- работа с  одаренными детьми;
-   превентивное  воспитание   (ориентация  на  здоровый   способ жизни, защита  психического здоровья);
- профилактика  адиктивного поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения,  ВИЧ/СПИД,   бродяжничества,  преступности  среди  несовершеннолетних);
- мероприятия  по профилактике жестокого обращения  с детьми;
- профилактика  суицида;
- профориентационная  работа;
- изучение готовности  детей к школе;
- профилактика  дезадаптации учащихся;
-  работа с  детьми «группы риска» (дети, имеющие  проблемы в обучении, нарушения поведения, эмоциональные расстройства).
    Также при планировании необходимо учитывать, что работа должна проводиться со всеми категориями участников учебно-воспитательного  процесса, т.е. учащимися, учителями, родителями.
    Один  экземпляр годового плана работы подается методисту, отвечающему за психологическую службу. 

3.1.3
    Другой  ступенью в ведении документации является грамотный анализ проведенной  работы, который обеспечивает её системность  и последовательность.                    
    Для этого практический психолог должен иметь:
- «журнал ежедневного  учета работы» (приложение 4);
- «журнал консультативной  работы» (приложение 5);
- «журнал корреционо-развивающей  работы» (приложение 6);
-  «журнал   психологического  анализа урока»   (приложение  7); психологический    анализ    урока    осуществляется    практическим психологом по запросу администрации учебного заведения.
-  индивидуальные  карточки психологического развития  ребенка и психологического диагностирования; конфиденциальная информация о   клиенте  предоставляется только  с разрешения методиста, отвечающего за психологическую службу (письмо МОН Украины №20, 2000 г.)
-  планы коррекционно-развивающих  программ и учебных курсов (факультативов)  по психологии;
- темы и конспекты  выступлений на педагогических советах, педагогических консилиумах, семинарах-практикумах, родительских собраниях, лекториях для родителей
- конспекты занятий,  бесед, воспитательных часов и  т.п. для учащихся. 

3.2. Кабинет психолога в  средней школе
    Многие  направления деятельности школьного психолога (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.
    Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой (компьютером), закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3м.
    Часть кабинета, используемая для сеансов  тренинга, психологической разгрузки, консультирования, должна быть оформлена особым образом. Три стены — две боковые и передняя — расписаны. Задняя стена задрапирована двойной массивной шторой темно-зеленого цвета. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета могут быть двойные. Наружная часть стены представляет собой подрамник для натягивания живописного холста.
К росписи предъявляются  особые требования. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы  через рисунок не проступала фактура ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписыванием мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовыми красками, не отражающими блики света. Роспись может быть выполнена и на стенах. Она несет значительную психологическую нагрузку, способствует формированию эмоционального состояния покоя, отдыха. В фазе сюжетного воображения психологической тематики используются конкретные ассоциации, возникающие у людей в период восприятия картины живой природы, изображенной на стенах кабинета. Роспись композиционно представляет собой единое целое.
Закругленный  потолок и стены создают иллюзию  расширенной перспективы, стереоскопический эффект, что очень важно при ограниченных габаритах помещений — потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, изображается спокойная тёмно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, углубляет стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: подчеркивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение.
На росписи не должно быть изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, например, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции.
    В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Зеленая трава, кустарники выполняются с минимальным содержанием холодных тонов.
    Пространство  между внутренней и наружной сторонами  стен — около 0,5 м. Оно служит для  дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. Потолок также двойной, в виде полусферы, имитирующей лето. Настенная роспись освещается группой светильников, установленных над шторой задней стены. Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне-вечерний, дневной и ночной свет.
    Такой кабинет дает школьному психологу  возможность для научной организации труда, повышает эффективность его работы, помогает создать обстановку доверительного, общения, психологического комфорта.
учащихся средней  школы 

3.3.Конспект психокоррекционного  занятия «Сказкотерапия»  

Тема. Волшебная  страна внутри нас
Цель: на интересном материале проследить психоэмоциональное состояние для 
           его коррекции в дальнейшей  работе; развивать эстетический  вкус,
           воображение, внимание; формировать жизненную компетентность;
       воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: цветные  карандаши, бланк методики, рабочая  тетрадь, запись
                          классической музыки. 

      Ход урока: 

1. Организация  класса
2 Сообщение темы  и цели урока
2.1 Вступительное  слово учителя
- Добрый день, дорогие дети! Мы живем в мире, который очень быстро меняется. Знания, которые мы получаем в школе, не всегда помогают нам в решении сложных задач. Поэтому занятия Сказкотерапии научат нас преодолевать трудности, открывать свое сердце добру. На помощь придет сказка.
2.2 Работа над  содержанием сказки. Рассказ учителя.
   
  (Звучит спокойная   радостная музыка) 

- Далеко, далеко, а может и близко, есть волшебная  страна, и живут в ней Чувства:  Радость, Удовольствие, Ужас, Вина, Грусть, Злость, Заинтересованность. Живут они в маленьких цветных домиках. Каждое чувство живет в домике своего цвета: кто-то – в красном, кто-то - в синем, кто-то в зеленом. Каждый день, как только солнце поднимается, жители страны начинают заниматься своими любимыми делами.
   
( Звучит наиболее тревожная музыка) 

- Но однажды  произошло горе. На страну налетела  страшная буря. Ветер был такой  сильный, что срывал крыши с  домов, ломал деревья. Все жители  начали прятаться кто куда. Их  дома были повреждены… 

( Звучит музыка  спокойная, но грустная) 

- Внезапно буря  закончилась. Ветер утих. Жители  вышли и увидели, что  произошло   с их домами. Их не возможно  было узнать! Чувства очень расстроились  и загрустили. Но слезами горю  не поможешь. Взяли они инструменты и начали ремонтировать дома. Когда дошли до покраски, то заметили, что ветер забрал с собой краску. 
-Так что, оставим  домики не раскрашенными? 
- Хотели бы  вы помочь Чувствам?
- У вас есть  цветные карандаши. Помогите, пожалуйста, раскрасить отремонтированные дома.
- Чувства были  такие испуганные, что забыли, каким  цветом был их дом. Разукрасьте  каждый дом таким цветом, каким  вы считаете подходит каждому  жителю. 

  3. Практическая  работа в тетради
  3.1. Разукрашивание  домиков
  3.2. Разукрашивание  «карты» страны Сказкотерапия  

   4. Итог  урока 
   
    - Понравилось  вам помогать жителям сказочной  страны?
    - Хотели  бы вы еще путешествовать по  карте  сказочной страны? 

   5. Обработка  полученных результатов психоэмоционального  состояния детей.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕЗАУРУС 

Адаптация - приспособление органа или организма, личности к изменениям внешних условий.
Агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.
Ведущий вид деятельности - деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Возраст психологический - возраст физический, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.
Карта личности - короткая характеристика, составленная относительно концепции динамической функциональной структуры личности, которая содержит систематизированный перечень ее основных элементов.
Интеллект - совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Личность - понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки. Поведение среди людей.
Мотив - устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Обучение - профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков.
Педагогическая  психология
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.