На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировой кризис и посткризисная мировая финансовая архитектура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение 3
Глава 1. Финансовая глобализация 5
    Предпосылки финансовой глобализации 5
    Наднациональные объединения и организации как элементы мировой финансовой архитектуры 7
 
Глава 2. Положительные  и отрицательные  эффекты глобализации для мировой финансовой системы 11
    Косвенные выгоды финансовой интеграции 11
    Конвергенция международных стандартов в условиях финансовой интеграции 14
    Последствия финансовой глобализации для развивающихся стран 16
 
Глава 3. Мировой кризис и посткризисная  мировая финансовая архитектура 22
    Анализ сегодняшней ситуации в мировой финансовой системе 22
    Проблема внешнего долга Error! Bookmark not defined.
    Роли государств, финансовых институтов в новых реалиях и место России в посткризисной мировой финансовой архитектуре 26
 
Заключение 30
Список  использованной литературы 34
Введение 

      Мировая финансовая система –  это комплекс экономических отношений,  связанных с функционированием  мировых денег и обслуживающих  различные виды хозяйственных  связей между странами (внешняя  торговля, движение капитала, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, частные переводы и др.).
      В последние годы понятие «глобализация»  для мировой экономики становится  одним из ключевых, определяя  процесс быстрорастущих взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными рынками товаров, трудовыми ресурсами, а также валютными и финансовыми рынками. По данным экспертов МВФ и ЮНКТАД, в 2008 г. общий объем мирового экспорта товаров и услуг оценивался на уровне 7,5 трлн долл., годовой объем прямых иностранных инвестиций – 1,7 трлн долл. (прогноз на 2009 – 1,2 трлн долл.).[1] Глобализация, выражая в теоретическом плане высокую степень агрегирования единого общемирового экономического процесса, тем не менее имеет свои корни в конкретных локальных действиях различных категорий хозяйствующих субъектов. Поэтому глобализация оказывает конкретное экономическое воздействие на инвесторов и заемщиков, производителей и потребителей, игроков финансовых рынков и их регуляторов, в том числе в лице институтов, действующих в рамках механизма мировой финансовой системы.
      Актуальность проблемы глобализации  не требует особого обоснования.  Вместе с тем стоит отметить, что текущий мировой финансовый  кризис показал необходимость  активного участия государства в глобальных согласованных программах, предназначенных для нивелирования острых моментов кризиса и его последствий. По одной из версий причиной текущего кризиса стал кризис ликвидности, вызванный проблемами ипотечного кредитования в США в середине августа 2007 года. Сейчас правительствами США, ряда стран Европы и России предпринимаются комплексные меры в денежно-кредитной сфере по восстановлению объемов недостающей ликвидности. В последнее время лидерами России, Германии, Китая, Японии, ряда других стран на многих международных форумах отмечалось также, что текущий финансовый кризис выявил необходимость совершенствования мировой финансовой архитектуры и механизмов ее регулирования. В связи с особенностями перечисленных проблем, включая кризисную фазу мировых финансов, закономерны вопросы: в каком направлении должна развиваться система мировых финансовых отношений и какие первоочередные задачи стоят перед мировым сообществом в этой сфере?
      Целью исследования является  определение результата влияния глобализации на сферу международных финансов и поиск возможных мер по смягчению ее негативных последствий, анализ предпринимаемых в настоящее время шагов по преодолению мирового финансового кризиса а также перспектив развития мировой финансовой системы. 

Финансовая  глобализация 

Предпосылки финансовой глобализации 

      В экономике процесс глобализации  наиболее далеко продвинулся  в финансовой сфере, что нашло  выражение в формировании мирового  финансового рынка. Предпосылкой  этого явились три основных  фактора: новые информационные технологии, связавшие основные финансовые центры и резко снизившие транзакционные издержки финансовых сделок и время, необходимое для их совершения; изменение условий деятельности финансовых институтов в связи с дерегулированием банковской деятельности; развитие нового инструментария финансового рынка – механизмов хеджирования и управления рисками.
      Дерегулирование банковской деятельности, которое имело место в развитых  странах в 80-90-х годах, явилось  ответом на усиление конкуренции на рынке банковских услуг и снижение рентабельности банковских операций, связанных с экспансией иностранного капитала на национальных финансовых рынках после кризиса Бреттон-Вудской системы. Дерегулирование сопровождалось расширенной приватизацией и секьюритизацией активов, снижением налогов и комиссионных сборов с финансовых трансакций, формированием сети оффшорных банков, функционирующих в льготном режиме.
      В процессе дерегулирования были  сняты ограничения на проведение  банками и другими финансовыми учреждениями разносторонних финансовых операций: инвестиционные банки получили возможность заниматься коммерческим кредитованием, коммерческие банки – эмиссионно-учредительской деятельностью, страхованием, торговлей фьючерсами. В результате возникли финансовые холдинги, предлагающие клиенту полный набор услуг в области финансового посредничества. Именно эти финансовые холдинги в настоящее время доминируют на мировом финансовом рынке. Этому способствовали такие системные факторы, как формирование глобальных финансовых сетей, в центре которых находятся эти холдинги, эффект синергии в связи с объединением в одну систему всех видов финансовой деятельности, и эффект масштаба, связанный с волной слияний крупнейших финансовых институтов.
      По мере того, как финансовые институты и финансовый капитал все больше выходит за границы национального финансового пространства, формируется наднациональная география. В центре этой системы – группа влиятельных финансовых структур, состоящая из густой сети финансовых институтов и рынков, обладающих глобальным влиянием. Но в то же время глобальное перемещение капитала на мировом рынке имеет в основном стихийный характер, а масштабы его таковы, что никакие управляющие структуры, частные или государственные, не способны его эффективно контролировать.
      Рост неопределенности на финансовом  рынке, в частности, в отношении  валютных курсов и курсов ценных  бумаг, стимулирует развитие механизмов  хеджирования и управления рисками.  Традиционные финансовые инструменты  дополняются новыми видами ценных бумаг и обязательств – деривативами, являющимися производными от других ценных бумаг. Деривативы открывают возможности для игры на изменении курсов валют, акций, других видов финансовых активов. Особенностью рынка деривативов является то, что, позволяя перераспределять риски и снижать их уровень для отдельных участников финансовой операции, функционирование этого рынка ведет к повышению общего уровня системного риска. Транзакции с деривативами оказались, по существу, вне системы правового регулирования и открыли возможности для широкомасштабных спекуляций, ускоряя процесс обособления валютно-финансовой сферы от реальной экономики. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров роль. За последние 20 лет ежедневный объем сделок на мировых валютных рынках возрос от 1 млрд долл. до 1200 млрд долл., а объем торговли товарами и услугами – всего на 50%.[2] 

Наднациональные объединения и организации как  элементы мировой финансовой архитектуры 

      В настоящее время развитию  национальных финансовых систем придают импульс как возможные выгоды нарастания процессов глобализации, так и их потенциальная конфликтность. Новая волна финансовой глобализации породила весьма деструктивную разновидность валютно-финансовых кризисов.
      Внимание к последнему аспекту все более усиливается ввиду увеличения частоты и масштабов кризисов различного рода во всех странах. В связи с этим основные участники международных валютно-кредитных и финансовых отношений вынуждены разрабатывать меры по предупреждению валютно-финансовых потрясений и/или блокировать их распространение по горизонтали (от страны к стране, от региона к региону) и по вертикали (от одних элементов мировой финансовой архитектуры к другим).
      К настоящему моменту заключены  многочисленные соглашения о телекоммуникациях и финансовых услугах, выработаны такие соглашения, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное во Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой на сегодня являются 153 страны[3]; Многостороннее соглашение по инвестициям (МАИ); Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Принятие этих договоров и соглашений требует проведения неолиберальной политики в качестве условия получения дальнейших займов от МВФ/ВБ и частных банков.
      Помимо хорошо известных договоров  – ГАТТ, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, есть и другие, сравнительно малоизвестные  соглашения: ГАТС (Генеральное соглашение  по торговле услугами); ТРИП (Соглашение  по торговым аспектам прав  интеллектуальной собственности); ТРИМ (Соглашение по торговым аспектам инвестиционной политики).
      Цель ГАТС – открытие рынков  для индустрии услуг. Предполагается, например, что частным корпорациям,  предоставляющим почтовые и экспедиционные  услуги, будет позволено конкурировать  с национальной почтовой службой. Другим частным корпорациям, которые предоставляют банковские и финансовые услуги, конкурировать с местными или национальными банками. Частные корпорации, предоставляющие услуги в области здравоохранения, получат право конкурировать с государственной системой здравоохранения, а частные корпорации, известные под именем частных университетов, будут предоставлять образовательные услуги.
      ТРИП (Соглашение по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности) охраняет не только интеллектуальную собственность авторов текстов музыкантов, издателей, производителей музыки и фильмов, но также и патенты фармацевтических фирм и корпораций, действующих в сфере биологии и медицины. Они получают патенты на многочисленные живые объекты (не только на нечто изобретенное или рукотворное), например, на природные лекарства, приобретенные у коренных народов, улучшают характеристики этих природных лекарств и семян, а затем организуют их массовое производство и сбыт. Это приводит к неоправданной дороговизне лекарств.
      Соглашение по торговым аспектам  инвестиционной политики гарантирует,  что ни одна страна не может  вводить дискриминационные меры  против продукции или инвестиций  какой-либо корпорации. Например, страна  не может запретить импорт  продовольствия, изготовленного с использованием генетически модифицированных организмов, или мяса животных, в корм которым добавлялись гормоны. Более того, страны не смогут содействовать развитию местного производства путем защиты его от дешевых продуктов из других стран, не смогут ограничить объем прибыли, переводимый транснациональной корпорацией “домой”. Такого рода договоры и соглашения ведут к беспомощности национальных правительств перед лицом ТНК.
      Что касается интеграционных  группировок, наиболее мощными являются три региональных объединения: ЕС, НАФТА и АСЕАН. Наряду с ними активно формируются менее значимые блоки и зоны свободной торговли в различных частях мира: Андская группа, Центрально-американский общий рынок, МЕРКОСУР (объединение Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая). Наряду с этим в мировой экономике усиливается значение таких стран-гигантов, как Китай и Индия, каждая из которых в ближайшем будущем может превратиться в экономическую систему, соизмеримую с региональным блоком.
      Новым акцентом в эволюции мировой финансовой архитектуры становится формирование и развитие механизма международного финансового регулирования для скоординированного воздействия на процесс финансовой глобализации и, соответственно, возрастание роли и значения международных финансово-кредитных организаций как проводников этой политики. Эти международные организации, обладающие элементами наднациональности и концентрирующие ключевые функции по регулированию и мониторингу экономических процессов в мировой экономике, должны способствовать решению проблем глобального характера. Две наиболее важные и самые трудные из них заключаются в том, каким образом:
      - укрепить глобальную финансовую  систему, чтобы сделать ее в  меньшей степени подверженной  финансовым кризисам, и повысить ее способность справляться с кризисами, когда они наступают,
      - как вести дальше борьбу с  бедностью в странах с низкими  доходами.
      Надежды на решение этих проблем  во многом возлагаются на международные  финансовые институты, имеющие  самостоятельное значение и автономно определяющие приоритеты своей деятельности: Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Роль и значение этих организаций в современной мировой финансовой архитектуре обусловлены необходимостью достижения следующих задач:
      - адаптация рассматриваемых международных  финансовых институтов к потребностям  мировой экономики и их способность  оказывать своевременную помощь  странам-членам в случае возникновения  финансовой нестабильности и  даже кризисов различного рода;
     - гармонизация политики данных международных организаций и государств в этой сфере.
      В целом финансовую глобализацию  можно определить как процесс  создания оптимальных условий  существования финансовых групп,  процесс сопровождающийся массой  противоречий. Он игнорирует устоявшиеся принципы международного права (суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств, территориальной целостности), делает прозрачными государственные границы. Демократия финансово-экономических групп отличается от традиционного понимания этого термина прежде всего тем, что при ней в основу принятия решений заложен принцип голосования в МВФ, где число учитываемых голосов пропорционально количеству денежных средств, вложенных голосующим в уставный фонд. 

Положительные и отрицательные эффекты глобализации для мировой финансовой системы 

Косвенные выгоды финансовой интеграции 

      Вопрос о роли глобализации  в увеличении трансграничных  потоков капиталов (как акционерного  так и заемного) нам хотелось  оставить за рамками данной работы, поскольку статистические данные однозначно свидетельствуют об огромном росте объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в последние десятилетия. Интереснее в данном случае рассмотреть косвенные выгоды для финансовых систем (национальных и мировой), которые несет с собой глобализация.
      Потенциальные косвенные выгоды  от финансовой глобализации, по  всей вероятности, будут иметь  важное значение в трех ключевых  областях: развитие финансового  сектора, качество институтов  и макроэкономическая политика. Достаточно большое число исследований позволяет сделать вывод о том, что международные финансовые потоки служат одним из важных катализаторов развития внутреннего финансового рынка, отражаемого как простыми показателями размера банковского сектора и рынков акционерного капитала, так и более общими концепциями развития финансового рынка, включая надзор и регулирование.
      Исследования, основанные на разнообразных  методиках, включая целевые исследования  на примере конкретных стран,  подтверждают представление о том, что чем шире присутствие иностранных банков в стране, тем лучше качество финансовых услуг и тем выше эффективность финансового посредничества. В отношении рынков акционерного капитала преобладает теоретическое предположение о том, что иностранное участие повышает эффективность, и данные, как представляется, подтверждают это. Действительно, фондовые рынки имеют тенденцию увеличиваться и становиться более ликвидными после либерализации рынков акционерного капитала.[4]
      Эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что финансовая глобализация побудила ряд стран внести изменения в структуру корпоративного управления в ответ на иностранную конкуренцию и запросы со стороны международных инвесторов. Кроме того, ПИИ в финансовый сектор, поступающие из стран с высоким уровнем регулирования и надзора, как правило, способствуют институциональному развитию и управлению в странах с формирующимся рынком.
      Либерализация операций с капиталом,  благодаря повышению потенциальных  издержек, связанных со слабой политикой, и повышению выгод, связанных с надлежащей политикой, должна способствовать также установлению дисциплины в макроэкономической политике. Именно в силу того, что либерализация операций с капиталом делает страну более уязвимой по отношению к внезапным изменениям настроений глобальных инвесторов, она может сигнализировать о приверженности страны лучшей макроэкономической политике как средству снижения вероятности таких изменений и их негативных последствий. Хотя эмпирические данные по этому вопросу наводят на размышления, они весьма скудны. Страны с более высоким уровнем финансовой открытости, по-видимому, с большей вероятностью могут добиться лучших результатов денежно-кредитной политики с точки зрения более низкой инфляции, однако данные о систематический связи между финансовой открытостью и более качественными мерами налогово-бюджетной политики отсутствуют.
      Данные, рассмотренные нами в  настоящем разделе, едва ли  носят окончательный характер, но  они последовательно указывают  на то, что международная финансовая интеграция является катализатором целого ряда выгод в плане повышения производительности. Учитывая выявленные трудности при интерпретации данных о темпах экономического роста в различных странах, отрадно видеть, что интеграция финансового рынка, как представляется, действует посредством ряда косвенных механизмов.
      Стремительное развитие информационных  и компьютерных технологий имело  самые серьезные последствия  для финансовых рынков. Широкое  распространение электронной торговли сделало статичный рынок более конкурентным, открытым и мобильным. Таким образом, происходит постепенная интернационализация финансовых рынков – формирование устойчивых международных связей в финансовой сфере на основе международного разделения труда.
      Возникновение альтернативных торговых систем и сетей электронной коммуникации способствовало коренным изменениям в торговле активами. Первоначально альтернативные торговые системы предназначались для профессионалов фондового рынка, но теперь они доступны и для розничных инвесторов. Иными словами, произошла либерализация финансовых рынков (переход к свободному от государственных и иных ограничений формированию цен на финансовом рынке) за счет развития и усиления факторов политического, экономического и информационного характера.
      В последнее время многие из  международных институтов озаботились  проблемами глобализации финансовых  рынков. Например, Организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Центральным банком  Канады подготовила отчет, в котором рассматриваются многие из аспектов глобализации. Специалисты обоих учреждений настаивают на том, чтобы национальные власти не противились процессу глобализации, и прежде всего таким явлениям, как развитие электронной торговли, дезинтермедиация и конвергенция биржевых структур. Противостояние глобализации приведет к росту издержек для рыночных игроков и снижению эффективности рынков. Если же власти пойдут навстречу изменениям, они будут вознаграждены новыми рабочими местами, дополнительными налоговыми поступлениями и спросом на услуги специализированных учреждений.[5] 

Конвергенция  международных стандартов в условиях финансовой интеграции 

      Интеграция, наряду с интернационализацией  и глобализацией выступает как  основной процесс, характеризующий развитие международных отношений на современном этапе. Чаще всего интеграция рассматривается как процесс взаимоприспособления национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах, что предполагает «срастание экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей»[6]. Очевидно, что этапу финансовой интеграции должен предшествовать подготовительный этап, создающий экономические и финансовые предпосылки для последующей интеграции национальных финансовых систем. В экономике его принято называть конвергенцией, т.е. сближение различных экономических систем, экономической и социальной политики различных стран.
      В экономической науке под  термином «конвергенция» понимают два аспекта интеграционного процесса: в широком смысле конвергенция – это качественное сближение экономических структур и систем стран или регионов; в более узком определении конвергенция – это сближение экономических показателей регионов или государств.[7] В зависимости от характера воздействия на экономику страны или региона различают номинальную, реальную и структурную конвергенцию. Номинальная конвергенция – это сближение ценовых и бюджетных параметров экономик стран или регионов. Реальная конвергенция – это сближение долгосрочных, стратегических параметров экономического и социального развития, в той степени, в какой степени экономические структуры стран однородны и насколько их бизнес циклы коррелируют между собой.. Понятие устойчивой конвергенции, означает способность экономики страны на постоянной основе адаптироваться к действующим в международной системе процентным ставкам и обеспечить достижение целей высоких и стабильных темпов экономического роста и занятости, а также бесперебойное финансирование расходов на образование, здравоохранение и решение других задач в социальной сфере. В отличие от реальной и номинальной, структурная конвергенция не определяется снижением различий экономик государств в целом, она выявляется при факторном анализе, а также анализе долгосрочных трендов экономического и социального развития. Структурная конвергенция представляет собой долгосрочную проекцию процесса сближения экономик, а также трендообразующий фактор в сближении либо расхождении уровней ВВП на душу населения или уровней занятости.
      Необходимость конвергенции международных  стандартов – следствие роста  взаимозависимости в результате  влияния процессов финансовой  глобализации на национальные  финансовые системы. Конвергенция  международных финансовых стандартов ведет к изменению системы управления эффективностью деятельности компаний и взаимодействия с рынками при значительном повышении уровня прозрачности и раскрытия информации.
      Одной из приоритетных задач  Российской Федерации на сегодняшнем  этапе является освоение оптимальных форм финансовой и экономической интеграции. В России происходит процесс постепенного перехода на международные стандарты. Наиболее заметным является внедрение Международных стандартов финансовой отчетности, поскольку эффективность работы, как отдельных финансовых институтов, так и государства в целом, достигается только в том случае, если в их отношении имеется реальная и сопоставимая информация.
      Существует объективная необходимость  предварительного достижения устойчивой и долгосрочной конвергенции стандартов функционирования российских финансовых институтов с международными, а также расширения возможностей гибкой адаптации национальной экономики к последствиям финансовой глобализации, в том числе путем проведения правительством институциональных реформ, за которыми будет следовать гармоничная интеграция финансовой системы России в мировую финансовую архитектуру. Однако следует понимать, что само по себе установление и признание международных стандартов не может гарантировать стране финансовую стабильность, оно является лишь условием и средством, которое создает предпосылки для укрепления финансовой системы, и дополнительный потенциал экономического роста. 

Последствия финансовой глобализации для развивающихся  стран 

      Позиции развивающихся стран в мировой торговой системе, а также скорость и структура роста мировой экономики значительно влияют на их потребность во внешних ресурсах, поскольку они стоят в ряду важных факторов, определяющих объем валютных доходов и расходов. Поэтому дисбалансы в торговых отношениях могут привести к несоответствию между потребностью в зарубежных финансовых ресурсах и их наличием.
      Подобным образом инвестиционные  решения транснациональных финансовых  и других корпораций оказывают  большое влияние на дефицит финансовых средств и проблемы внешнеторгового баланса развивающихся стран. Поэтому при рассмотрении проблем финансирования развивающихся стран следует особо учитывать взаимную зависимость международной торговли, инвестиций и финансов.
      Не менее важно и то обстоятельство, что из-за взаимной зависимости  торговли и финансовой сферы  частные финансовые потоки, поступающие  в развивающиеся страны, оказывают  аналогичное влияние извне как  на растущие рынки, так и  на бедные страны. Как показал опыт последних лет, перевод частных финансовых потоков на растущие рынки, как правило, сопровождается сбоями в мировой торговле и глобальным дефляционным давлением.
      Это не только усугубляет проблемы  этих стран, но и приводит - вследствие падения цен на сырье - к негативным последствиям для бедных стран. Иными словами, глобальная финансовая стабильность имеет значение и для тех стран, которые остаются в стороне от частных рынков капитала, поскольку последствия мировых финансовых неурядиц сказываются и на них. На самом деле этим странам приходится нести двойное бремя: у них очень ограниченный доступ на международные финансовые рынки, и в то же время они терпят ущерб от финансовых кризисов, возникающих в других частях системы.
      Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) неоднократно указывала на то, что развивающимся странам необходимо около шести процентов ежегодного экономического роста, чтобы иметь возможность решать проблемы бедности, устранять структурные преграды для развития и постепенно преодолевать пропасть в уровне доходов, зияющую между ними и маленьким клубом бог
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.