На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация планирования на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

   Современное предприятие является  сверхсложной системой, которой  приходится управлять в нестабильных  условиях перехода к рынку.  Сверхсложная природа предприятия  требует предварительного анализа  как его самого, так и внешней  среды и выработки детальной  последовательности действий по  постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия,  побуждает формировать план. Одновременно  динамичная и нестабильная внешняя  среда делает неработающими жесткие  и детерминированные планы.
   Получается, что план предприятия  должен быть, с одной стороны,  достаточно детальным, чтобы вовремя  предвидеть и решать возникающие  проблемы, а также, чтобы координировать  усилия различных подразделений  и специалистов. С другой стороны,  план должен быть достаточно  гибким для того, чтобы позволять  специалистам реагировать на  неожиданные возмущения со стороны  внешней среды и чтобы с  выгодой использовать случайно  появляющиеся возможности. Для  решения этой дилеммы — одновременного  обеспечения детальной проработки  и сохранения гибкости — разработаны  специальные методы, которые мы  и рассмотрим.
   Планирование хорошо работает  в условиях стабильной, четкой, формализуемой  и прогнозируемой среды. В этом  случае планирование позволяет  заранее предвидеть все основные  наступающие события и вовремя  принять все полезные меры, включая  эффективное размещение и использование  ресурсов.
   Однако планирование может использоваться  не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой  среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной.
   Таким образом, хочу отметить, что важную роль в развитии экономики на современном этапе играет повышение научного уровня планирования и дальнейшее совершенствование его систем. Это в одинаковой степени относится как к народнохозяйственному, так и к отраслевому и внутризаводскому планированию, заключительным этапом которого есть оперативное планирование.
   Итак, данная работа состоит из введения, двух глав, в которых отражены теоретические аспекты планирования на предприятии и оперативное управление основным производством, а также заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1: Теоретические  аспекты планирования на предприятии 

      Назначение  и цели планирования
 
   Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель должен решить три задачи: что, как и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.
   А. В. Волков в учебнике «Экономика предприятия» определяет планирование как предвидение цели фирмы, результатов ее деятельности; ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. В этом определении планирование определяется через понятие «предвидение».
   Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.
   Рынок не отрицает плановость, он перемещает ее в первичное производственное звено — предприятие. Да и в масштабе страны в целом планирование не заменяется полностью регулирующей функцией рынка. В зарубежных странах, где развита рыночная экономика, государство формирует стратегическое направление своего экономического развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны, расходы на оборону и др.
   На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое 
(долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

   В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержатся расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
   План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
   Таким образом, планирование — это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. 
   От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. 
Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

   Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются.
   Проводимая в стране экономическая реформа предоставила экономическую свободу предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям) освободиться от планирования, считая его «оковами» для себя. Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.
   Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.
   Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
1. По степени охвата сфер деятельности:
    общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
    частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.
2. По содержанию (видам)  планирования:
    технико-экономическое: поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
    оперативно-производственное — реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
3. По объектам функционирования:
    планирование производства;
    планирование сбыта;
    планирование финансов;
    планирование кадров.
4. По периодам (охвату  отрезка времени):
    текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
    перспективное технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени свыше года (с разбивкой на среднесрочное — на срок до 5 лет и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет).
   В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
    полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
    непрерывность планирования;
    гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;
    возможность контроля за выполнением плана.
   В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования:
    выработка глобальных целей (стратегий) фирмы;
    выработка локальных целей (стратегий) фирмы;
    анализ внутренней и внешней среды фирмы;
    поиск альтернатив и оценка наилучшей альтернативы;
    прогнозирование;
    принятие решения, постановка планового задания;
    разработка производственного (внутреннего) плана.
   Итак, рассмотрев общее понятие  планирования, перейдём уже к  более конкретным её видам. 

      Стратегическое  и оперативное  планирование
 
   Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы 
(стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

   Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей.
   Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит определять общие направления ее деятельности.
   Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
   Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. 
   Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

   Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.
   Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
   Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена.
   Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
   Другие различия:
    принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях количественные методы анализа;
    выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
    тактические решения легче оцениваются так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении новых мощностей);
    для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных, функциональных.
   Оперативное минирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин 
«тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.

   Таким образом, разобравшись в  том, что такое стратегическое  и оперативное (тактическое) планирование, можем говорить о процессе  планирования в организации. 

      Процесс планирования в организации
 
   Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:
    Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
    Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
    Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.
   Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.
   Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
   Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
   Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
   Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
   Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды 
(ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

   Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
   Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
   Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
   Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
   Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
    что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
    каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
   В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
   Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
   Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
    Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана.
    Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.
    Оперативные планы организации:
    общефирменные планы текущей деятельности, так называемые 
    «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

    текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
    Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.
   Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.
   Внутрифирменное  планирование приносит хорошие плоды, если процесс планирования с самого начала правильно организован.
   Прежде чем приступить к непосредственному планированию, ответственные за планирование на предприятии должны принять содержание и последовательность процесса планирования.
   Крупное предприятие, как правило, осуществляет процесс планирования целиком, без существенных изъятий. Сложно организованная фирма нуждается как в стратегическом плане, так и в среднесрочных планах и программах, а также во всех разновидностях оперативного планирования. Большая фирма должна заботиться о подготовке и реализации проектов развития новых товаров, новых подразделений.
   Фирмы более скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5-летнего стратегического плана и годичных оперативных планов.
   При этом, если небольшая организация ориентирована на создание наступательных планов, она также подготавливает проект развития своего производства (дела).
   Определив составные элементы процесса планирования, ответственные за эту деятельность должны установить последовательность действий по планированию.
   Логически, как это вытекает из схемы процесса планирования, составление тактических планов следует за стратегическим планированием. 
   Однако многие менеджеры и плановики, являясь крепкими практиками и имея обширный опыт оперативного планирования, при первых шагах в стратегическом планировании опасаются начинать плановую деятельность с определения стратегии. Формулирование самых общих направлений деятельности организации представляется им занятием слишком абстрактным, не совсем полезным и даже опасным с точки зрения потери времени и внимания к
-неотложным-задачам. 
   Такие менеджеры занимаются разработкой оперативных планов как основным видом плановой деятельности, а стратегическое планирование рассматривают как пробное, побочное занятие. В таких случаях последовательность планирования оказывается противоположной: сначала составление оперативных планов, а затем разработка стратегии. Но, как показывает опыт, постепенно, через 2-3 годичных цикла, менеджеры осознают важность стратегического планирования, приобретают необходимые навыки и обнаруживают, что им удобнее следовать от стратегии к тактике.

   Встречаются ситуации, когда стратегические и оперативные планы выполняются одновременно. Главный недостаток такой практики — это возникновение препятствия к эффективному планированию: неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами, и фирма теряет основные ориентиры своей деятельности.
   Если содержание и последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды и т.д. В любом случае такие схемы помогают организации:
    лучше уяснить процесс планирования в целом;
    классифицировать его и распределить стадии процесса по различным периодам года;
    организовать процесс контроля за выполнением каждого этапа процесса планирования.
   Конечно, последовательные схемы не могут стать всеобъемлющим документом планирования, потому что:
    во-первых, они не могут отразить всех изменений, происходящих в рамках фирмы, показать все элементы процесса планирования;
    во-вторых, на схеме трудно обозначить все взаимосвязи между элементами процесса планирования, все силовые воздействия и потоки информации.
   Большая часть информации по планированию передается в устной форме, в виде специальных сообщений, на совещаниях и т.д.
   Тем не менее, составление схем очень полезно для участников планирования, так как это дисциплинирует плановую деятельность.
   Процесс планирования в организации продолжается непрерывно в течение года. Две основные части планирования выполняются в разные периоды года: составление стратегического плана обычно происходит в I и II четвертях 
(кварталах) финансового года, оставшееся время занимает оперативное планирование. Оперативные планы конкретизируют содержание 5-летних планов для первого года действий.

   Для того, чтобы процесс планирования был непрерывным и не возникало разрыва между двумя 5-летними планами, многие организации составляют так называемые скользящие (переходные) планы. В скользящем плане вместо истекшего года каждый раз прибавляется новый год (так в плане на 1996—2000 гг. по истечении 1994 г. добавляется 1999 г., определяя новый пятилетний горизонт — с 1997 г. по 2001 г.). При этом учитываются изменения, произошедшие в состоянии рынка, технологии, политики, внутренних факторов организации в предыдущем (1996) году, и во вновь составленные планы вносятся необходимые изменения.
   В соответствии со схемами последовательного планирования определенные операции по планированию (например, составление бюджета) осуществляются регулярно, ежегодно, приблизительно в один и тот же период года. Но если в выполнении планов есть серьезные отклонения, то нет другого выхода, как пересмотреть план в тот момент, когда эти отклонения обнаружились 
(например, произвести пересмотр бюджета не в январе, а в мае).

   В процессе планирования принимают участие:
    во-первых, высшее руководство организации;
    во-вторых, команда плановиков;
    в-третьих, руководители и специалисты подразделений.
   Идеальной, как уже указывалось, является такая ситуация, когда все работники организации привлекаются к обсуждению и составлению планов.
   Высшее руководство является «архитектором» процесса планирования, определяет его основные фазы и последовательность планирования.
   Высший менеджмент должен сделать процесс планирования доступным и понятным для каждого сотрудника организации, он должен уметь максимально вовлекать в него своих работников.
   Другая функция высшего руководства заключается в разработке стратегии фирмы и принятии решений по стратегическому планированию. Руководство фирмы определяет общие цели ее развития и основные способы их достижения. 
Разработка стратегии требует от высшего менеджмента аналитических способностей и масштабного мышления.

   Руководство среднего и низшего звена, а также специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных планов. В обязанности специалистов входит также анализ внутренней и внешней среды организации, составление прогнозов. Руководители подразделений и штатные работники объединяются в оценке альтернативных стратегий, предложенных для организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.