На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВАЛЮТНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В  РОССИИ: СОВРЕМЕННАЯ  ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ 
 

      Банковское  регулирование  как система норм государственно-властного характера, имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в любом обществе представлено в двух видах: пруденциального и валютного регулирования. Пруденциальное регулирование имеет своей целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Эта цель достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.
      Целью валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие этого, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется. Таким образом, несмотря на разницу в целях, оба вида банковского регулирования имеют один и тот же результат в своем действии, выражающийся в оптимизации функционирования банков и других кредитных организаций, выполняющих банковских функции. Рассмотрим основные структурные элементы механизма валютного регулирования более подробно. 

I. Структура механизма валютного регулирования:
правовые  основы 

      Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.
      Существующая система нормативно-правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство». Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного  регулирования можно представить на следующей схеме: 
 
 

Валютное  законодательство Регулятивное  воздействие

Валютные  отношения

Акты  валютного законодательства (нормативный  аспект)
Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект)
Валютное законодательство осуществляет регулятивное воздействие на валютные отношения в форме предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъектов валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства Субъекты валютных отношений
Объекты валютных отношений

Валютные  операции
 
      Как видно из вышеприведенной схемы, механизм валютного регулирования  включает в себя  три структурных элемента:
      Валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
      Валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
      Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.
      Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего в силу своей особенности роль двигателя в данном механизме.
      Валютное  законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. Ж ст. 71)1. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ.
      Основным  актом валютного законодательства является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. в редакции от 30 декабря 2006 г.2 (в дальнейшем – Закон). Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (Глава 1 «Общие положения»; Глава 2 «Валютное регулирование»; Глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки»; Глава 4 «Валютный контроль» и Глава 5 «Заключительные положения»). Последняя редакция Закона содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее3. Во-первых, в Законе впервые четко сформулированы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, к числу которых относятся:
    приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
    исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
    единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
    единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (ст. 3).
      Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного регулирования, в число которых ныне входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем последнему отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5)4. В-третьих, в Законе по-иному определены методы регулирования валютных операций, в число которых входят требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19), а также требование о совершении резидентами и нерезидентами валютных операций через банковские счета, открытые в уполномоченных банках (ст. 13-14).
      Акты  валютного законодательства в широком  смысле слова включают в себя наряду с законами и акты органов валютного  регулирования (Центрального банка  РФ и Правительства РФ), а также  нормативно-правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. Акты валютного законодательства применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
      Акты  валютного законодательства, устанавливающие  новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты не применяются.
      Органы  валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных  валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения,  противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. 3-6    ст. 4).
      Выступая  как органы валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции  нормативно-правовые акты,  обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п. 1-2 ст. 13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 2 ст. 14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 3 ст. 14).
      Валютный  контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (в настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
      Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России5 (п. 1-6 ст. 22). Резиденты, за исключением физических лиц-резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12)6.
      Акты  валютного законодательства принимаются  Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ – в форме постановлений  и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия и регистрации регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1009 от 13 августа 1997 г. в редакции от 07 июля  2006 г.7
        Согласно этому документу нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти издаются  на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п. 1). Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается8. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п. 2).
      Акты  валютного законодательства, принимаемые  Президентом РФ как органом общей  компетенции в области валютного  регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее  время весьма узкую группу актов. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» от 21 ноября 1995 г. в редакции от 08 апреля 2003 г.9 Такое положение вещей обусловлено тем фактом, что большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке.
      Наряду  с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект. Он представлен теми государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением. Такие государственные органы выступают как органы специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функций по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции. Институционный аспект механизма валютного регулирования схематично можно представить  следующим образом: 
 

№№ п/п
Наименование  государственного органа Правовая  основа функционирования государственного органа
1. Центральный банк РФ (Банк России) ФЗ «О Центральном  банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. в редакции от 29 декабря 2006 г.10
2. Федеральная таможенная служба Положение о  Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 429 от 21 августа    2004 г. в редакции от 29 июля 2006 г.11
3. Федеральная налоговая  служба Положение о  Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. в редакции от 14 декабря 2006 г.12
4. Федеральная служба по финансовым рынкам Положение о  Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства  РФ № 317 от 30 июня 2004 г. в редакции от 14 декабря 2006 г.13
5. Федеральная служба по финансовому мониторингу Положение о  Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 июня 2004 г.14
 
      Валютные  отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородной массы, а в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам15. Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, а именно, резиденты и нерезиденты. Важность выделения этих категорий субъектов заключается в том, что в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. Закон включает в категорию резидентов следующих лиц:
    физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
    находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц-резидентов;
    дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
    Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения (п. 1(6) ст. 1).
      К нерезидентам Закон относит следующих  лиц:
    физические лица, не являющиеся резидентами;
    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
    аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
    межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
    находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов – юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
    иные лица, не являющиеся резидентами (п. 1(7) ст. 1).
      Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов16, поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Так, Закон относит к резидентам физических лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. в редакции от 06 января 2007 г.17 Согласно этому Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:
      временно пребывающие в России;
      временно проживающие в России;
      постоянно проживающие в России (п. 1 ст. 2).
      В каждом из трех случаев предусмотрены  определенные основания и сроки  нахождения иностранных граждан  на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток (ст. 5). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6).
      В течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее  одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим. Очевидно, что именно эта и только эта категория иностранных граждан, находящихся на территории России, будет признана резидентами в значении, придаваемом валютным законодательством.
      Что же касается юридических лиц, то в  основе их отнесения к категории  резидентов и нерезидентов лежат  общепризнанные в международном  частном праве критерии инкорпорации и оседлости. Резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (т.е. учрежденные в России). Создание юридического лица по российскому праву предполагает его регистрацию и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Регистрация осуществляется в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. в редакции от 02 июля 2005 г.18 (ст. 13).
      Нерезидентами признаются юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории РФ. В МЧП под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц-резидентов как субъектов валютных отношений принимаются во внимание критерии гражданства и постоянного местожительства (известного в МЧП как домицилий). В отношении же юридических лиц при определении их статуса резидентства используются критерии инкорпорации и оседлости.
      Рассмотрев  специфику субъектов валютных отношений, остановимся на характеристике их объекта. Именно объект определяет особенности тех отношений между субъектами, которые мы называем «валютными». В самой общей форме особенность валютных отношений состоит в том, что их объектом всегда являются валюта19 и ценные бумаги. Ни драгоценные металлы, ни драгоценные камни не квалифицируются как объекты валютного регулирования. Закон относит к числу объектов валютных отношений следующие категории:
      1) валюта РФ:
    денежных знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
    средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
      иностранная валюта:
      денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
      средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
      внутренние ценные бумаги:
      эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
      иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;
      4) внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
     5) валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 1(1) – 1(5) ст. 1). 

II. Понятие и виды валютных операций банков:
общая характеристика 

      Среди всех видов банковских операций валютные операции занимают особое место. Это связано с тем фактором, что содержательный аспект таких операций (будь то расчетные, гарантийные, вексельные и иные операции) неизбежно испытывает влияние валютного регулирования, приводящего в конечном итоге к удвоению структуры банковской операции: с одной стороны, по содержанию она остается чисто банковской операцией (например, кредитовый перевод; выдача банковской гарантии; акцепт векселя), а с другой стороны, по форме она приобретает характер валютной операции (кредитовый перевод иностранной валюты с банковского счета клиента-резидента в уполномоченном банке на его счет в банке-нерезиденте за рубежом; выдача банковской гарантии в качестве банка-гаранта в пользу бенефициара-нерезидента в иностранной валюте; акцепт векселя, выставленного трассантом-нерезидентом в иностранной валюте).
      Валютные  операции являются важнейшей составляющей валютных отношений. Наиболее общая характеристика валютных операций отражает тот факт, что такие операции всегда связаны с движением валютных ценностей и иных объектов валютных отношений20. Более детальное определение валютных операций может быть дано в следующей формулировке. Валютные операции это комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме различного рода сделок, существенной чертой которых выступает движение валюты и ценных бумаг в виде перехода права собственности на них и/или их физического перемещения. Можно выделить три основания классификации валютных операций – по содержанию, по форме и по субъектному составу. По содержанию, т.е. по существу, можно выделить следующие виды валютных операций:
      1) приобретение резидентом у резидента  и отчуждение резидентом в  пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
      2) приобретение резидентом у нерезидента  либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
      3) приобретение нерезидентом у  нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
      4) ввоз на таможенную территорию  РФ и вывоз с таможенной  территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
      5) перевод иностранной валюты, валюты  РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
      6) перевод нерезидентом валюты  РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ (п. 1(9) ст. 1 Закона).
      По  форме, т.е. по порядку  осуществления, в теории валютного права среди всех разновидностей существующих валютных операций выделяется их обособленная группа: валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами. В ранее действовавшем валютном законодательстве России по этому основанию классификации все операции четко разделялись на две группы: текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Необходимость именно такой классификации объяснялась существенным различием правового режима осуществления в отношении каждой группы:  текущие валютные операции осуществлялись резидентами без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требовали получения лицензии (разрешения) Банка России на совершение такой операции. В предыдущей редакции нового Закона жесткая классификация валютных операций на текущие и связанные с движением капитала отсутствовала (Закон даже не употреблял термина «текущая валютная операция»), однако особая группа валютных операций движения капитала все-таки была выделена в Законе. Это объяснялось  тем обстоятельством, что Закон устанавливал отдельный правовой режим осуществления валютных операций движения капитала, который определялся Правительством РФ и Банком России, однако данная разновидность валютных операций просуществовала до 01 января 2007 г.
      По  субъектному составу, т.е. по характеру участвующих в валютной операции субъектов, все разновидности валютных операций можно разделить на три категории: валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами. Остановимся на их правовом регулировании более подробно. 

      Валютные  операции между резидентами  и нерезидентами
 
      Валютные  операции между резидентами  и нерезидентами  осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. В отношении таких операций устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6). Следует отметить, что установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков по просьбе самого физического лица (п. 2 ст. 11). 

2) Валютные операции  между резидентами 

      Основной  постулат валютного регулирования  валютных операций между резидентами заключается в том, что такие операции запрещены Законом (п. 1 ст. 9). Вместе с тем из общего правила есть целый ряд исключений, который и по смыслу, и по содержанию представляет собой не что иное, как перечень разрешенных на законодательном уровне валютных операций между резидентами. Их можно классифицировать по нескольким категориям.
      а) Валютные операции юридических  и физических лиц-резидентов:
    операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
    операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
    операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов;
    операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ,  при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;
    операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ;
    операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте;
    операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;
    операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
    операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
    операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
    переводы физическим лицом-резидентом из РФ в пользу иных физических лиц-резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5,000 долларов США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица-резидента;
    переводы физическим лицом-резидентом в РФ со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, в пользу иных физических лиц-резидентов на их счета в уполномоченных банках;
    операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
    операции, указанные выше, совершаемые доверительными управляющими;
    операции, связанные с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории РФ физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, по договорам перевозки пассажиров (п. 1(2) – 1(16) ст. 9).
 
б) Валютные операции физических лиц-резидентов: 

      
    передача  физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
    дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
    завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
    приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
    перевод физическим лицом-резидентом из РФ и получение в РФ физическим лицом-резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемые в установленном порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
    покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом-резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты;
    расчеты физических лиц-резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам-резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
    расчеты, осуществляемые физическими лицами-резидентами, по договорам перевозки пассажиров с транспортными организациями, если физические лица-резиденты находятся за пределами территории РФ (п. 3(1) – 3(8) ст. 14).
 
    в) Валютные операции  по сделкам между  уполномоченными  банками,
совершаемые ими от своего имени и за свой счет: 

      операции, отнесенные к банковским операциям;
    операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнение регрессных требований поручителей;
    операции, связанные с приобретением у третьих лиц – уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам – уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
    операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
    операции с внешними ценными бумагами;
    операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними ценными бумагами и внешними ценными бумагами;
    операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
    операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами;
    операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеуказанным операциям.
      Валютные  операции, не включенные в данный перечень, осуществляются уполномоченными банками  в порядке, установленном для  юридических лиц-резидентов, не являющихся уполномоченными банками (п. 1-2 Указания ЦБ РФ № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» от 28 апреля 2004 г.21) 

г) Валютные операции между  резидентами
      и уполномоченными  банками, связанные: 

      
    с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
    с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
    с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
    с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
    с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
    с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
    с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям (п. 3 ст. 9).
      Существенная  детализация некоторых из вышеуказанных  валютных операций была проведена в отдельном нормативно-правовом акте Банка России, а именно: в Инструкции ЦБ РФ № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» от 28 апреля 2004 г. в редакции от 29 ноября 2006 г.22 Настоящая инструкция содержит Главу 3 «Операции с наличной валютой и чеками», которая различает две группы таких операций. Первая группа объединяет операции с наличной валютой и чеками, которые могут осуществлять обменные пункты, вторая группа операций предполагает их выполнение уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков. Очевидно, что вторая группа операции значительно шире первой, т.к. включает все виды операций первой группы плюс 16 новых видов. В обобщенной форме элементный состав операций с наличной валютой и чеками может быть представлен следующим образом. 

№№ п/п
Виды  операций с наличной валютой и чеками  
1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.  
2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.  
3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).  
4. Размен денежного  знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).  
5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).  
6. Замена поврежденного  денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).  
7. Покупка поврежденного  денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.  
8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка  России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.  
9. Покупка чеков  за наличную валюту РФ.  
10. Покупка чеков  за наличную иностранную валюту.  
11. Продажа чеков  за наличную валюту РФ.  
12. Продажа чеков  за наличную иностранную валюту.  
13. Оплата чеков  наличной валютой РФ.  
14. Оплата чеков  наличной иностранной  валютой.  
15. Прием для направления  на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.  
16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.  
17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета  физических лиц с использованием платежных карт.  
18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных  карт.  
19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц  с использованием платежных карт.  
20. Покупка чеков  с зачислением средств на счета  физических лиц в иностранной валюте. *
21. Покупка чеков  с зачислением средств на счета  физических лиц в валюте РФ. *
22. Продажа чеков  за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте. *
23. Продажа чеков  за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ. *
24. Прием наличной иностранной валюты для осуществления  перевода из РФ по поручению физического  лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов). *
25. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов). *
26. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам  в РФ без открытия банковского  счета в пользу физического лица. *
27. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без  открытия банковского счета в пользу физического лица. *
28. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в  их подлинности, для проверки их подлинности. *
29. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц. *
30. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной  валюте. *
31. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ. *
32. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета  физических лиц в иностранной  валюте. *
33. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте. *
34. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ. *
35. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц  в иностранной валюте. *
 
____________________
*Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла  и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков. 

3) Валютные операции  между нерезидентами 

      Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной  валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).
      Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной  валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.