На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лизинг и его развитие в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

     ФИЛИАЛ  МИЭП г. БЕЛОРЕЦК

 
 
 
 
 
 
 
 
     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине: «Финансы и кредит. Часть 2»
     студентки 2 курса факультета экономики и управления
     Рыжовой Ирины Сергеевны 

     Тема:
     «Лизинг и его развитие в современной  России» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Руководитель - консультант                                                                                
         _________________________ 
 
 
 
 

     Защищена         «____» ____________ 2009 г.                
     Оценка      «_______________»
 
                       

     г. БЕЛОРЕЦК
     2009г
     ОГЛАВЛЕНИЕ 
Введение……………………………………………………………………..………3

Глава 1. Сущность лизинга……………………………………… …...…………....5
1.1. История  и причины развития лизинга………………………………................5
1.2. Понятие  и значение лизинга…………………………………………..……….7
1.3. Формы  и виды лизинга………………………………………………………..10
1.4. Объекты  и субъекты лизинга…………………………………………............16
Глава 2. Рынок лизинга в России………………………………………………….20
2.1. История развития лизингового законодательства в России………………...20
2.2. Состояние и проблемы на современном этапе……………….………….......23
2.3. Меры государственной поддержки…………………………………………..26
2.4. Перспективы развития….……………………………..………………………28 Заключение……………………………………………………………....................31
Список  использованных источников и литературы……………………………..34
Приложение…………………………………………………………………...……35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 ВВЕДЕНИЕ 
          Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а так же необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

     Выбор данной темы определили ряд причин.
     Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен.
     Во-вторых, лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
     И, наконец, в-третьих, с помощью лизинга  реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики. Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт возможность использовать в производстве наиболее передовую технику, не оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников, работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране резко возрастает необходимость использования лизинга, об этом свидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.
       Итак, целью данной работы является рассмотрение лизинга в современных условиях.
      В курсовой работе сформулированы следующие основные задачи: рассмотреть сущность лизинга и выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования; проанализировать тенденции развития лизинговой деятельности в России; установить факторы, способствующие развитию лизинга в РФ.
     Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития. В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.
   Прослеживается  очень тесная связь между выбранной темой и курсом «Деньги, Кредит, Банки»  т. к. в реализации лизинговых сделок ключевая роль принадлежит коммерческим банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям. На средства этих организаций кредитуются получатели оборудования. Финансовый лизинг становится кредитом на весь объем поставок оборудования.
     Глава 1. Сущность лизинга.
             1.1. История и причины развития  лизинга                       
        Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства. В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков. В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, утвержденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами. Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

     По  мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в  международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа. Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. Одними из первых лизинговых компаний в России были зарегистрированы "Росагроснаб" лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк). Изменения, которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего, связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации. Инфляция, по официальным оценкам, составила 11-12% за 1997 год, что вполне приемлемо для развития таких инвестиционных механизмов, как финансовый лизинг. С 1994 г. по январь 2001г. число лизинговых компаний выросло с 20 до 1400; и даже до 1500 к осени 2001г. Это свидетельствует о том, что в Российской Федерации отмечается огромная потребность в развитии лизинга, имеется широкая сеть лизинговых компаний (в том числе около 90 иностранных), однако до сих пор лизинг у нас занимает весьма скромное место в инвестициях.
     В качестве вывода, можно сказать, что  лизинг (в простых формах) в мире зародился ещё в далёком прошлом и просуществовал до наших дней. И раз он появился, значит, был необходим, в настоящее же время эта необходимость особенно прослеживается из-за усложнившихся экономических систем: денежно-кредитных, налогово-бюджетных и др. Понять необходимость лизинга можно рассмотрев его понятие и значение.  

     1.2.Понятие и значение лизинга
      Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано  как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах. В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.
      Лизинг представляет собой договор аренды, предусматривающий предоставление лизингодателем (арендодателем) принадлежащих ему оборудования, машин, ЭВМ, оргтехники, транспортных средств, сооружений производственного, торгового и складского назначения лизингополучателю (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение - арендную плату, которая включает процентную ставку, закрывающую стоимость привлечения средств арендодателем на денежном рынке с учетом необходимой прибыли банка и амортизацию имущества.[1]
      Другое  определение звучит так: под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. [2]
     Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
     Лизинг - это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи.
     Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости. В соответствии с Федеральным законом “О финансовой аренде (лизинге)”, принятым 29 января 2002 года, лизингом является совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. [15] Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую очередь потенциальному пользователю
     Какие же преимущества дает лизинг лизингополучателю?
     Во - первых, снижение потребности в собственном стартовом капитале. Лизинг предполагает, как правило, 100-процентное финансирование лизингодателем и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество, увеличивать оборотный капитал для расширения производства.
     Во - вторых, очень часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.
     В - третьих, считается, что лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, оно предоставляет возможность  обеим сторонам выработать удобную  схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут  производиться после получения выручки от реализации товаров, изготовленных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.
     В - четвертых, лизинговая сделка может  быть заключена на более длительный срок, чем кредитный договор. В  связи с этим величина периодических лизинговых платежей будет меньше, снижаются расходы пользователя по уплате этих платежей, и возрастает надежность исполнения лизингового договора.
     В - пятых, для лизингополучателя уменьшается  риск морального и физического износа и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
     В - шестых, лизинговое имущество может не числиться у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.
     В - седьмых, лизинговые платежи полностью относятся на издержки производства и обращения (себестоимость) и, соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.
     Таким образом, как мы видим в лизинге  заинтересованы все участники сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство, возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест. Лизинг как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг. 

     1.3.Формы и виды лизинга
     В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.[9] При выделении видов лизинга исходят, прежде всего, из признаков их классификации, которые характеризуют:
     1. Количество участников сделки;
     2. Тип имущества; 
     3. Сектор рынка; 
     4. Форма лизинговых платежей;
     5. По объему обслуживания передаваемого  имущества лизинг 
     1. В зависимости от состава участников (субъектов) сделки различаются следующие виды лизинга:
     · Лизинг с участием трех сторон. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, т.к. в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель;
     · Лизинг с участием множества сторон или раздельный лизинг. Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда, комплектное оборудование предприятий, буровые платформы и т.п. Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.
       2. По типу имущества различают:
     · лизинг движимого имущества: рабочие машины, оборудование для различных отраслей, промышленности и т.п.
     · лизинг недвижимого имущества: производственные здания и сооружения.
     3. В зависимости от сектора рынка, где производятся лизинговые операции, выделяют:
     · внутренний лизинг, при котором все участники сделки представляют одну страну;
     · внешний (международный) лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. В свою очередь международный лизинг может быть экспортным и импортным. В международной сделке лизингополучатель участвует в импортном лизинге, а лизингодатель, соответственно, в экспортном. Для России характерен импортный лизинг.
     4. В зависимости от форм лизинговых платежей различают:
     · лизинг с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме;
     · лизинг с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг;
     · лизинг со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в денежной форме, а другая в виде товаров или услуг.
     5. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на: чистый и полный.
     · «Чистый» лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель, поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.
     · «Полный» лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, а также его ремонт лизингодателем. Полный лизинг, по стоимости, считается одним из самых дорогих, т.к. у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, обеспечение квалифицированным персоналом.
     · частичный (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества. Например, Ростовский вертолетный завод сдает в лизинг изготовленные им вертолеты, в сопровождении экипажа. В основном на отечественном лизинговом рынке применяется «чистый» лизинг.
     В настоящее время в хозяйственной  практике развитых стран наиболее распространенными являются: [7]
     1) оперативный (сервисный) лизинг (operating lease)
     2) финансовый (капитальный) лизинг (Financial lease)
     3) возвратный лизинг (sale and lease back)
     4) долевой лизинг (с участием третьей  стороны) (leveraged lease)
     5) прямой лизинг (direct lease)
     6) сублизинг (sub-lease)
     · оперативный (сервисный) лизинг (схема №1) – это соглашение о текущей аренде. Срок такого соглашения меньше периода полной амортизации арендуемого актива. Таким образом, предусмотренная контрактом арендная плата не покрывает полной стоимости актива, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз. Важнейшая отличительная черта оперативного лизинга – право лизингополучателя (арендатора) на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать указание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда и второе, часто употребляемое название этой формы лизинга – сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату либо оплачивается отдельно. К основным объектам оперативного лизинга относятся быстро устаревающие виды оборудования (компьютеры, копировальная и множительная техника, различные виды оргтехники и т.д.) и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания (грузовые и легковые автомобили, воздушные авиалайнеры, железнодорожный и морской транспорт). В целом условия оперативного лизинга более выгодны для арендатора. В частности, возможность досрочного прекращения аренды позволяет своевременно избавиться от морально устаревшего оборудования и заменить более высокотехнологичным и конкурентоспособным. Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств арендатор может быстро прекратить данный вид деятельности, досрочно возвратив соответствующее оборудование владельцу, и существенно сократить затраты, связанные с ликвидацией или реорганизацией производства.
     Недостатки  оперативного лизинга: более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата; требования о внесении авансов  и предоплат; наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в  случае досрочного прекращения аренды; прочие условия, призванные снизить и частично компенсировать риск владельцев имущества.
     · финансовый (капитальный) лизинг (схема №2) - долгосрочное соглашение, предусматривающее полную амортизацию арендуемого оборудования за счет платы, вносимой арендатором. Поскольку подобные соглашения не допускают возможности досрочного прекращения аренды, правильное определение величины периодической платы обеспечивает владельцу полное возмещение понесенных затрат на приобретение и содержание оборудования, а также требуемую норму доходности. При этой форме лизинга все расходы по установке и текущему обслуживанию имущества возлагается, как правило, на арендатора. Часто подобные соглашения предусматривают право арендатора на выкуп имущества по истечении срока контракта по льготной или остаточной стоимости.
     В отличие от оперативного финансовый лизинг существенно снижает риск владельца имущества. По сути, его  условия во многом идентичны договорам, заключаемым при получении долгосрочных банковских кредитов, так как предусматривают полное погашение стоимости оборудования (займа); внесение периодической платы, включающей стоимость оборудования и доход владельца (выплата по займу – основная и процентная части); право объявить арендатора банкротом в случае его неспособности выполнить соглашение и т.д.
К объектам финансового лизинга относятся  недвижимость (земля, здания и сооружения), а также долгосрочные средства производства. Финансовый лизинг служит базой для образования двух других форм долгосрочной аренды – возвратной и долевой (с участием третьей стороны).
       · возвратный лизинг (схема №3) представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации финансового положения предприятий.
       · долевой лизинг (с участием третьей стороны) (схема №4) – еще одна разновидность финансового лизинга, предусматривающая участие в сделке третьей стороны – инвестора, в качестве которого обычно выступает банк, страховая или инвестиционная компания. В этом случае лизинговая фирма, предварительно заключив контракт на долгосрочную аренду некоторого оборудования, приобретает его в собственность, оплатив часть стоимости за счет заемных средств. В качестве обеспечения полученного займа используются приобретенное имущество (как правило, на него оформляется закладная) и будущие арендные платежи, соответствующая часть которых может выплачиваться арендатором непосредственно инвестору. При этом лизинговая фирма пользуется преимуществами налогового щита, возникающего в процессе амортизации оборудования и погашения долговых обязательств. Основные объекты этой формы лизинга–дорогостоящие активы, такие, как месторождения полезных ископаемых, оборудование для добывающих отраслей и т.д.
     · прямой лизинг (схема №5). При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-производителем (т.е. напрямую). Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, GATX, многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании. Например, лидеры мирового автомобильного рынка – концерны «Даймлер-Крайслер» и BMW состоят учредителями ряда ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многих странах мира.
       · сублизинг (схема №6) - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает  предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во  временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг  обязательно  должно быть согласие лизингодателя в письменной форме.
     Международный сублизинг, являющийся разновидностью международного лизинга. Отличительной его особенностью является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок действия договора сублизинга. При сублизинге  основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю. 

     1.4.Объекты и субъекты лизинга
     Объектом  лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской  деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и недвижимое имущество. В зависимости от объекта лизинга следует различать лизинг движимого имущества (лизинг оборудования) и лизинг недвижимого имущества. Земельные участки и другие природные объекты у нас в стране могут быть предметом договора аренды, но не могут быть переданы в финансовую аренду. Данное ограничение предмета финансовой аренды объясняется тем, что такое использование с предпринимательской целью земли и других природных объектов регулируются в первую очередь земельным кодексом. Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:
- транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.);
- оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т. п.);   
-сельскохозяйственное оборудование;
- строительное (краны, бетономешалки и т. п.) и многое другое.
     Типичная  лизинговая сделка выглядит следующим образом:
     
 Рис. 1. Лизинговая сделка
Сложная схема трехсторонней лизинговой сделки представлена на схеме № 7.
     Таким образом, субъектами лизинга являются:
     1. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
     2. Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
     3. Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения. [7].
     В качестве лизингодателя могут выступать:
     1. Банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.
     2. Лизинговые компании - финансовые  компании, специализирующиеся только  на финансировании сделки (оплате  имущества), или универсальные, оказывающие  не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные  с реализацией лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.
     3. Любая фирма, в учредительных  документах которой предусмотрена  лизинговая деятельность, имеющая  лицензию и достаточное количество  финансовых средств. 
     Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающего имущество в пользование по договору лизинга.
     Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.
     Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность. Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий). Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные виды машин и оборудования. На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:
     · страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.
     · Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:
       а) координацию деятельности организаций,  входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;
     б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
     в) подготовку проектов законодательных  актов;
     г) участие в работе международных  ассоциативных общественных организаций. Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Рынок лизинга в России
     2.1 История развития лизингового законодательства в России
     Договор лизинга получил свое распространение  в странах Европы в 60-х годах, куда он был «привезен» из Америки. В Англии он был известен и уже применялся в средние века. В России договор  лизинга появляется в 90-е годы, когда ее экономика терпит кризис, и, следовательно, нуждается в инвестициях, льготах.
     Организационно-правовые основы широкомасштабного использования  лизинга в России были определены в 1994 г. Указом Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». И хотя он не содержал норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручил Правительству РФ «разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге» (которое, кстати, опоздало почти на год) и, более того, допускал ошибки в определении параметров будущего правового регулирования лизинговых отношений, тем не менее, это был первый нормативный правовой акт, посвященный правовому регулированию лизинговых правоотношений. Он установил приоритеты развития лизинга в России и в течение ряда лет определял политику государства в этой области.
     К моменту принятия Указа в ряде отраслей народного хозяйства лизинговая деятельность уже набирала темпы. В  развитие его положений в последующие годы был принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, позволивших перевести лизинг на законодательную основу. Главными актами в этом направлении, не потерявшими свое значение в определенной мере и в настоящее время являются:
         · Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», с дополнениями от 23.0496 г., включая Временное положение о лизинге;
          · Приказ Министерства финансов РФ от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций»;
          · Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»;
          ·  Гражданский Кодекс РФ. Часть II. Закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ;
          · Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией. Утв. Минэкономики 29.12.1995 г.
     8 февраля 1998 года был принят  Закон N 16-ФЗ «О присоединении  к Конвенции УНИДРУА о международном  финансовом лизинге», в соответствии  с которым и ст. 7 Гражданского Кодекса РФ ее нормы получили большую юридическую силу по сравнению с внутренним законодательством Российской Федерации.
     29 октября 1998 года был принят  Федеральный Закон РФ «О лизинге», который придал лизингу статус  самостоятельного вида инвестиционной деятельности, что существенно расширило возможности развития лизинговых схем и механизмов финансирования капитальных вложений. (После принятия этого Закона Указ Президента РФ 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был признан утратившим силу согласно Указ президента РФ от 22.04.1999 г. № 524). Закон «О лизинге» сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории Российской Федерации. Однако практика показала, что закон не соответствовал современным экономическим реалиям и создал определённые барьеры для развития лизинга. По словам заместителя Председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы, депутата А.Г.Аксакова, "старый закон изобиловал внутренними противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге".
     Работа  над совершенствованием Федерального закона "О лизинге" велась на протяжении нескольких лет. Как юристы, так и представители лизингового сектора считали, что закон требует серьёзной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть поправки в закон, долгое время велись жаркие дискуссии.
     29 января 2002 г. вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Вносимые данным законом поправки столь многочисленны, что могут рассматриваться как новая редакция Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге".
     Поправки  к федеральному закону "О лизинге" устраняют многочисленные недостатки закона "О лизинге" 1998 года, а  также добавляют в него новые  гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга. В основном преобразования направлены на преодоление внутренней несогласованности предписаний Закона, коллизий с иными нормативными правовыми актами и унификацию терминов. В то же время Закон по-новому регламентирует отдельные вопросы, касающиеся предмета лизинговой деятельности, прав, обязанностей и ответственности ее участников. В целом внесение поправок в закон "О лизинге" - это важный шаг на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми законодательной базы по лизингу.
     8 августа 2001 г. был принят Федеральный  закон РФ № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»,  который вступил в силу 10.02.2002 г. Данный Закон признает утратившим  силу Федеральный закон РФ  «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 158-ФЗ (ст. 19 Закона), в соответствии с которым деятельность по финансовой аренде (лизингу) подлежала лицензированию. Федеральный закон РФ № 128-ФЗ не предусматривает лицензирование лизинговой деятельности, также как и ФЗ «О лизинге» в последней редакции. Таким образом, начиная с 10.02.2002 г. организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять лизинговую деятельность без получения каких-либо разрешений (лицензий), связанных с этим видом деятельности.
     С 1 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Данный закон имеет непосредственное отношение к осуществлению лизинговой деятельности, поскольку лизинговые сделки на сумму равную или превышающую 600000 рублей подлежат обязательному контролю. В связи с этим лизинговые компании обязаны предоставлять сведения по указанным сделкам в соответствующий уполномоченный орган - Комитет РФ по финансовому мониторингу.
      
           2.2.Состояние и проблемы на современном этапе

     Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим  инвестиционным инструментом, с помощью  которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть  существенную роль в преодолении  инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления. Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность.
     Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?
     Первая  и наиболее существенная помеха это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Председатель правительства Михаил Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает. Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы. [10].
     Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, по мнению автора, являются:
     1. Высокая инфляция, бюджетный и  долговой кризисы и, как итог, запредельные процентные ставки за кредит;
     2. Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система налогообложения лизинговых операций;
     3. Равнодушие, неисполнительность и  безответственность различных звеньев государственной власти;
     4. Отсутствие чёткой и обоснованной  государственной инвестиционной  стратегии и несогласованность действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти;
     Огромные  надежды российские предприниматели  возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге. К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались. Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.