На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бухгалтерский баланс и отчетность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Бухгалтерский баланс и отчетность 
 
 
 

Коноров Евгений Викторович ЗИЭ-207п 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ ………….……………………………………………………………….. 3 

1. БУХГАЛТЕРСКИЙ  БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ………………………………………………………………………. 5
    1.1. Значение  бухгалтерской отчетности для организации ……………………. 5
    1.2. Понятие  бухгалтерского баланса и его классификация …………………..11
2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ………… 17
    2. 1. Структура  и содержание основных статей актива баланса …………….. 17
    2.2. Структура пассива баланса …………………………………………………21
3. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ
ПО ДАННЫМ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ …………… 28 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….. 36 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….. 38 

 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Во  всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса. Бухгалтерский  учет – основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления процессами производства и  продажей продукции – способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности. Основываясь на общих правилах ведения бухгалтерского учета, бухгалтерия предприятия обеспечивает весь управленческий персонал информацией, необходимой для контроля, анализа, управления и планирования хозяйственной деятельности.
     Принимая  экономические решения, внутренние пользователи бухгалтерской отчетности, инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные пользователи анализируют широкий спектр экономической информации об организации как финансового, так и нефинансового характера. В этом огромном массиве информации, который создается организацией, ключевое значение имеет публичная бухгалтерская (финансовая) отчетность, ядром которой является бухгалтерский баланс.
     Информация  о финансовом положении организации  формируется, главным образом, в  виде бухгалтерского баланса. Даже экспресс-анализ баланса и оценка его структуры: изменение валюты баланса, доля внеоборотных активов, структура основных средств, доля заемных средств могут стать определяющими в принятии управленческих решений, что подчеркивает важность и актуальность выбранной темы курсовой работы. 
     Также необходимо добавить, что в настоящее  время в России в условиях переходной экономики возникла необходимость адаптировать бухгалтерский учет и отчетность к требованиям переходного периода, что, в свою очередь, повлекло преобразование всего учета в более оперативную, не обремененную громоздкими регистрами доступную информационно-управленческую систему. Кроме того, чтобы российские предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний, происходит реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Всё это повышает уровень внимание к учету и степень значимости учетной информации, особенно выбранной для данного исследования формы – бухгалтерского баланса.
     Цель  курсовой работы - изучение бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности.
     Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть бухгалтерский баланс  как форму бухгалтерской отчетности;
     - изучить состав и структуру  бухгалтерского баланса;
     - провести оценку имущественного  положения и источников его  формирования по данным бухгалтерского  баланса выбранного предприятия. 
       

 

1. БУХГАЛТЕРСКИЙ  БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 

1.1. Значение  бухгалтерской отчетности для организации 

     Отчетность  предприятий классифицируют по видам, периодичности составления, степени  обобщения отчетных данных.
     По  видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
     Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
     Статистическая  отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
     Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
     По  периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - периодической бухгалтерской отчетностью.
     По  степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные (консолидированные), которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
     В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  квартальную и годовую бухгалтерскую  отчетность.
     Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
     Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса.
     По  внешнему виду отчетность представляет собой таблицы, заполненные по данным синтетического и аналитического учета.
     Приоритетная  роль бухгалтерской отчетности как  основного средства коммуникации проявляется  в том, что ее цели и требования, к ней предъявляемые, являются краеугольным камнем при разработке концептуальных основ теории бухгалтерского учета, получивших достаточно широкую известность в англоязычных странах Запада. Значительный вклад в их формализацию внесли такие известные западные теоретики, как У. Патон, Г. Свини, А. Литлтон и др.
     Одним из важнейших принципов бухгалтерского учета является принцип достаточной аналитичности генерируемых в системе и отражаемых в отчетности данных. Очевидно, что далеко не любые полезные сведения могут быть отражены непосредственно в отчетности, часть их приходится давать дополнительно в виде приложений и примечаний к отчетности, аналитических записок, схем, графиков. Это актуализирует проблему содержания и структурирования бухгалтерского отчета. Данная проблема должна рассматриваться в двух аспектах: допустимая степень унификации отчетных форм и собственно структурное представление годового отчета, а ее решение возможно на основе обобщения отечественного опыта, существующего состояния теории и практики подготовки отчетности, практики зарубежных стран, рекомендаций международных учетных стандартов.
     Цели  бухгалтерской отчетности, как и  анализа, определяются потребностями  пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период.
     Конкретизация целей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами; чаще всего строят иерархическую структуру дерева целей. В частности, можно упомянуть о классификации целей, разработанной в начале 1970-х гг. исследовательской группой Роберта Трублуда в рамках проекта по созданию концептуальных основ бухгалтерского учета в США. В этой классификации выделено двенадцать взаимосвязанных целей, специфицирующих требования различных пользователей.
       В Российской Федерации требования  к информации, формируемой в бухгалтерской  отчетности, определены Федеральным  законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
     Эти требования следующие: достоверность  и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении, по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98).
     Одно  из основных достоинств бухгалтерской  отчетности как средства коммуникации - ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в число основных разделов текущей деятельности финансовых служб предприятия. Важность его предопределяется тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, являющаяся, по сути, единственным средством коммуникации, достоверность которого весьма высока и при определенных условиях подтверждена независимым аудитом, становится важнейшим элементом информационного обеспечения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Именно бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера, публикуемой соответствующими агентствами в виде аналитических обзоров о состоянии рынка капитала, позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала возможного контрагента или объекта инвестиций.
     Значимость  бухгалтерской отчетности для предприятия  многоаспектна и может быть рассмотрена как в рамках теории бухгалтерского учета и финансов, так и с позиции практикующих бизнесменов и специалистов. Прежде всего, следует отметить, что концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран. Безусловно, этот факт неслучаен. Чем же объясняется такое внимание к отчетности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т.е. в основном с помощью своей отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
     Бухгалтерская отчетность позволяет:
     - определить общую стоимость имущества  предприятия;
     - определить стоимость иммобилизованных (т.е. основных и прочих внеоборотных) средств; 
     - определить стоимость мобильных  (оборотных) средств;
     - оценить стоимость материальных  оборотных средств;
     - определить величину собственных средств предприятия, заемных средств;
     - установить излишек или недостаток  источников средств для формирования  запасов и затрат, при этом  имеется возможность определить  обеспеченность предприятия собственными, кредитными и другими заемными источниками;
     - оценить кредитоспособность предприятия,  т.е. его способность полностью  и своевременно рассчитываться  по обязательствам;
     - определить ликвидность баланса  (определяется как степень покрытия  обязательств предприятия его  активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);
     - определить наиболее ликвидные,  быстро реализуемые, медленно  реализуемые и трудно реализуемые  активы;
     - установить срочные обязательства  предприятия;
     - определить краткосрочные кредиты и заемные средства;
     - оценить долгосрочные кредиты; 
     - оценить заемные средства;
     - принять решение о целесообразности  и условиях ведения дел с  тем или иным партнером;
     - избежать выдачи кредитов ненадежным  клиентам;
     - оценить целесообразность приобретения активов того или иного предприятия;
     - правильно построить отношения  с имеющимися заказчиками;
     - оценить финансовое положение  потенциальных партнеров;
     - принять в расчет возможные  риски предпринимательства и  т.д.
     В соответствии с международными стандартами, утверждённой Постановлением Правительства от 6 марта 1998 года в России в рамках Программы реформирования бухгалтерского учёта осуществляется переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта. В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МФСО - их адаптация к национальным стандартам. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов (6;С.4).
     В таблице 1 приведено сравнение состава  бухгалтерской (финансовой) отчётности, которую должны предоставлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством. Как видно из табл. 1, существуют значительные отличия:
     Таблица 1. Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству
МСФО Российское  законодательство
Бухгалтерский баланс Бухгалтерский баланс (форма №1)
Отчёт о прибылях и убытках Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2)
Отчёт о движении капитала Отчёт об изменениях капитала (форма №3)
Отчёт о движении денежных средств Отчёт о движении денежных средств (форма № 4)
- Приложение  к бухгалтерскому балансу (форма№5)
 

Продолжение табл. 1
МСФО Российское  законодательство
- Отчёт о целевом  использовании полученных средств  (форма  № 6)
Учётная политика и пояснительная записка Пояснительная записка
- Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности, если она подлежит обязательному аудиту
 
     В своих знаменитых законах С.Н.Паркинсон  высказал мысль, что уровень квалификации подчиненного определяется умением составлять разнообразные отчеты, а значимость начальства - умением их читать (18; с.15). Кроме того, отвечая на сакраментальный вопрос - для чего нужен бухгалтер, что является главной задачей бухгалтерского учета и что является результатом работы бухгалтера? - можно ответить: главной задачей бухгалтерского учета, а, следовательно, и основным результатом работы бухгалтера, является формирование отчетности, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям.
     В заключении остается добавить, что  имеются достаточные основания  утверждать, что умение работать с  бухгалтерской отчетностью предполагает по крайней мере знание и понимание: места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения деятельности финансового менеджера; нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; состава и содержания отчетности; методики ее чтения и анализа.   

1.2. Понятие  бухгалтерского баланса и его  классификация 

     Первым  в перечне документов, установленных  Приказом Минфина России от 13.01.2000 №4н  «О формах бухгалтерской отчетности организации», включаемых в состав квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, стоит Бухгалтерский баланс (Форма №1).
     Бухгалтерский баланс отражает влияние хозяйственных  операций и других событий, группируя  их в обширные классы в соответствии с их экономическими характеристиками. В бухгалтерском учете баланс рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном (стоимостном) выражении.
     К бухгалтерскому балансу предъявляются  следующие требования:
     а) правдивость - это условие вытекает из требования подтверждения показателей  документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами, инвентаризацией;
     б) реальность - соответствие оценок статей баланса объективной действительности;
     в) единство - заключается в построении его на единых принципах учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п.
     г) преемственность - на предприятии, существующем несколько лет, выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;
     в) ясность (5;  с.24).
     Баланс  является отчетным документом, составляется, как правило, на первое число месяца и представляется в установленные  адреса и сроки.
     Составление баланса является третьим этапом учетного процесса после текущего наблюдения, систематизации и группировки учетной информации. Правильная организация первых двух этапов учета гарантирует достоверность, точность и юридическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе.
     Данные  баланса необходимы:
     - для контроля за наличием и  структурой средств и источников;
     - для контроля за размещением  средств;
     - для контроля за степенью изношенности  основных средств предприятия;
     - для анализа финансового состояния  и платежеспособности предприятия.
     Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. При этом должны быть учтены все изменения, связанные с реорганизацией, а также с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).
     Основой построения баланса является классификация  хозяйственных средств предприятия, которые представлены по двум направлениям:
     - по составу и размещению средств  - актив баланса;
     - по источникам их формирования и целевому назначению - пассив баланса.
     Баланс  по строению представляет собой двустороннюю таблицу (схема 1):
       
БАЛАНС
АКТИВ БАЛАНСА (по составу  и размещению средств предприятия)
ПАССИВ  БАЛАНСА (по источникам  формирования средств и их целевому назначению)
Внеоборотные  активы Оборотные активы Собственный капитал Заемный капитал
 
 
 
 
 
     Основным  элементом бухгалтерского баланса  является бухгалтерская статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Балансовые статьи объединяются в группы - разделы баланса. Объединение балансовых статей в группы (разделы) осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая статья (строка) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы для цифровых показателей на начало отчетного года и конец отчетного периода.
     Бухгалтерские балансы классифицируют по различным  признакам:  по времени составления; по источникам составления; по объему информации; по формам собственности; по объекту отражения и др. (схема 2):
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 2. Классификация бухгалтерского баланса (20; С.77)
     По  времени составления различают  балансы: вступительные, текущие (периодические) и годовые, ликвидационные, разделительные, объединительные. Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. Периодические (текущие) балансы составляют в течение всего времени существования предприятия (месячный, квартальный). Годовой баланс отражает сальдо (остатки) на 1 января года следующего за отчетным. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия. Разделительный составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц. Объединительный формируют при объединении нескольких предприятий в одно.
     По  источникам составления балансы  подразделяются на инвентарные, книжные  и генеральные. Инвентарные составляют только на основании инвентаризации. Книжный баланс составляют без предварительной проверки путем инвентаризации на основании только книжных записей. Генеральный баланс основывается на основании учетных записей и данных инвентаризации.
     По  объему информации различают единые и сводные балансы. Единый баланс отражает деятельность только одного предприятия. Сводные балансы получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива.
     По  формам собственности различают  балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных предприятий, а также общественных организаций.
     По  объекту отражения балансы делятся  на отдельные и самостоятельные. Самостоятельный баланс имеют только предприятия являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия.
     Отражая состояние экономических ресурсов на определенный момент времени, баланс раскрывает структуру активов и  источников их образования в разрезе  видов и групп, позволяет определить удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость их между собой, служит источником информации, необходимой для выявления важнейших показателей, характеризующих его финансовое состояние.
     По  данным баланса определяется обеспеченность активами, правильность их использования, размеры материальных запасов, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность работы и др. сигнализируя о недостатках в работе и финансовом состоянии, он служит основой выявления их причин.
     На  основе данных баланса разрабатываются мероприятия по их устранению, контролируется правильность использования активов по целевому назначению. Он дает законченное и цельное представление не только о финансовом состоянии предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.
     Что касается бухгалтерского баланса, международными стандартами не предусмотрена какая  либо стандартная форма баланса  и определяется лишь круг обязательных статей баланса: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы; инвестиции, учтенные по методу участия; запасы; торговые и другие дебиторские задолженности; денежные средства и их эквиваленты; задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность; налоговые обязательства; резервы; долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов; доля меньшинства; выпущенный капитал и резервы.
 

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО  БАЛАНСА 

2. 1. Структура  и содержание основных статей актива баланса 

     «Баланс» в переводе с латинского языка означает «двухчашечные весы» и употребляется как символ равновесия, равенства, поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов. В балансе: сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива (16; с.78)
     Левая сторона баланса - актив (от латинского слова activus - деятельный). В активе баланса отражаются действующие финансовые ресурсы, которые носят активный характер.
     Проблема  интерпретации актива баланса с  большей или меньшей интенсивностью постоянно дискутирует в среде специалистов. От того, какие посылы заложены при формировании состава статей и структуры баланса, зависит наполнение его активной стороны. Наиболее распространено представление об активе баланса как об описи его имущества. Вместе с тем достаточно очевидно, что в современном представлении актив обременен рядом статей, которые даже с натяжкой вряд ли можно отнести к имуществу (к таковым относятся, в частности, расходы будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям и др.).
     В настоящее время наибольшее распространение  получили две взаимосвязанные трактовки  актива баланса, условно называемые предметно-вещностной и расходно-результатной.
     Согласно  предметно-вещностной трактовке в  активе баланса показывают состав, размещение и фактическое целевое использование средств организации. Основной упор делают на то, во что вложены финансовые ресурсы организации, каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. В соответствии с этим, актив баланса – это средства, которые, образно, говоря, «можно потрогать руками» и которые могут быть подтверждены инвентаризацией. Подобная интерпретация актива баланса была доминирующей в нашей стране в советское время.
     Второй  – расходно-результативный – подход к интерпретации актива баланса более глубок по своей сути. Согласно этому подходу актив баланса представляет собой величину затрат организации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею расходов ради возможных будущих доходов. Здесь упор делается на сам факт вложения средств, то есть рассматривается финансовая, а не вещностная природа объектов учета, представленных в активе. Кроме того, актив в этом случае дает и вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым в данный момент владеет организация и который может быть получен после расчетов со всеми кредиторами. Эта трактовка закреплена в международных стандартах бухгалтерского учета (10; с.13).
     Содержание  бухгалтерского баланса определено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». В соответствии с ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны отражаться в зависимости от срока обращения как кратко- и долгосрочные. Краткосрочными являются активы и обязательства, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
     В соответствии с ПБУ 4/99 активы должны быть сгруппированы в балансе в два раздела:
     - внеоборотные активы (объединяет  эти активы то обстоятельство, что, возникнув на предприятии  в некоторой материально-вещественной  форме как результат определенных  сделок, они пребывают в этой  форме, как правило, в течение более одного года);
     - оборотные активы (в отличие от  внеоборотных средств, активы  этого раздела очень динамичны  – многие из них, как правило,  потребляются в течение года  и полностью переносят свою  стоимость на стоимость производимой  продукции).
     По  каждому из этих разделов выделены группы статей и отдельные  статьи актива.
     По  внеоборотным активам выделены следующие  группы статей и статьи баланса (таблица 2).  
Таблица 2. Раздел 1 «Внеоборотные активы»
Строка  баланса Код строки Откуда взять  данные
Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы; организационные расходы; деловая репутация организации 110 Дебетовое сальдо по счету 04, уменьшенное на кредитовое сальдо по счету 05
Основные  средства: земельные участки и  объекты природопользования; здания, машины, оборудование и другие основные средства 120 Дебетовое сальдо по счету 01, уменьшенное на кредитовое сальдо по счету 02
Незавершенное строительство 130 Дебетовое сальдо по счетам 07 и 08 плюс сумма авансов, выданных подрядчикам, осуществляющим капитальное строительство (субсчет  «Расчеты по капитальному строительству»)
Доходные  вложения в материальные ценности:  имущество для передачи в лизинг; имущество, предоставляемое по договору проката; 135 Дебетовое сальдо по счету 03, уменьшенное на амортизацию  этого имущества, начисленную по кредиту счета 02
Долгосрочные  финансовые вложения:  инвестиции: в  дочерние общества; в зависимые общества; в другие организации; займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев 140 Финансовые  вложения учитывают на счете 58 и  субсчете «Депозитные счета» счета 55.
 

Продолжение табл. 2
Строка  баланса Код строки Откуда взять  данные
Отложенные  налоговые активы 145 Дебетовое сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые  активы»
Прочие  внеоборотные активы 150 Внеоборотные  активы, которые не отражены в предыдущих строках раздела
 
     В разделе актива «Оборотные активы»  выделены следующие группы статей и  статей баланса (таблица 3).  
Таблица 3. Раздел 2 «Оборотные активы»
Строка  баланса Код строки Откуда взять  данные
Запасы, в том числе: - сырье, материалы  и другие аналогичные ценности,
- затраты в  незавершенное производство,
готовая продукция, товары для перепродажи,
- товары отгруженные,  расходы будущих периодов,
- прочие запасы  и затраты  
210 В запасы включают: -сумму остатков  по счету 10 и по счету 16 (если  же сальдо по счету 16 кредитовое, то разность остатков по счету  10 и по счету 16);
- сумму остатков по счетам 20, 21, 23, 29, 44 и 46;
- дебетовое сальдо  по счетам 41 и 43 за минусом кредитового  сальдо по счету 42;
- сальдо по  счету 45;
- сальдо по  счету 97;
- стоимость ТМЦ,  которые не попали в предыдущие  строки статьи «Запасы»
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 Сальдо по счету 19
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты), в том числе  покупатели и заказчики 230 Перечисленные авансы (дебетовое сальдо по счету 60); задолженность покупателей (дебетовое сальдо по счету по счету 62); переплаченные налоги и платежи в фонды (дебетовое сальдо по счетам 68 и 69); деньги, выданные подотчетникам (дебетовое сальдо по счету 741); прочая задолженность поставщиков и заказчиков (дебетовое сальдо по счету 76). По этой строке отражают задолженность, которую погасят после 31 декабря 2008г.
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются менее чем через 12 месяцев  после отчетной даты), в том числе  покупатели и заказчики 240 Задолженность по тем же счетам, что и в строке 230, но со сроком погашения не позднее 31 декабря 2008г.
 

Продолжение табл. 2
Строка  баланса Код строки Откуда взять  данные
Финансовые  вложения:  займы, предоставленные  организациям на срок до 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; прочие финансовые вложения 250 Финансовые  вложения учитывают на счете 58 и  субсчете «Депозитные счета» счета 55.  
Денежные  средства: расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства 260 Дебетовое сальдо по счетам 50, 51, 52 и 55 (кроме субсчета «Депозитные счета» – сальдо по нему относят к финансовым вложениям  и отражают по строке 140 или 250).
Прочие  оборотные активы 270 Оборотные активы, которые не отражены в предыдущих строках этого раздела баланса
      
2.2. Структура  пассива баланса 

     Правая  сторона баланса - пассив (от латинского слова passivus - недеятельный). 
     Пассив  баланса отражает отношения, возникающие  в процессе привлечения средств, это в определенном смысле сумма  обязательств организации. Это скорее юридическая интерпретация пассива, а экономической точки зрения пассив баланса представляет собой свод источников средств.  Любая статья в пассиве трактуется не как собственные финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хозяйственному субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме.
     Разграничение в пассивной части баланса  обязательств и капитала соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственником и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения.
     Источники средств и собственно средства –  это совершенно разные категории, поэтому  они и представлены в различных  разделах  - соответственно в пассиве и активе баланса.
     Пассив  состоит из трех частей:
     1) Капитал и резервы. В этом  разделе приводятся данные о  собственных источниках средств  в различных группировках.
     По  статье «Уставный капитал» показывают суммы средств, выделенных собственниками организации для осуществления хозяйственной деятельности. Величина этих средств согласно Гражданскому кодексу  РФ называется по-разному в зависимости от организационно-правовой формы организации: складочный капитал (хозяйственные товарищества); уставный фонд (государственные и муниципальные унитарные предприятия); паевые взносы (производственные кооперативы); уставный капитал (все остальные организации). В балансе уставный капитал отражается в сумме, определенной учредительными документами и определяет минимальный размер её имущества, гарантирующего интересы её кредиторов.
     «Добавочный капитал» является, по сути, дополнением  к уставному капиталу, обычно отражается в пассиве баланса отдельной  строкой.  Его основные компоненты: эмиссионный доход (разница между  продажной и номинальной стоимостью акций, вырученная при реализации их по цене выше номинала) и прирост стоимости внеоборотных активов при переоценке (возникает как следствие двойной записи – увеличение стоимости  основных средств из-за инфляции, отражаемое в активе баланса, сопровождается равновеликим увеличением пассивной статьи «Добавочный капитал» как источника появившегося актива).
     «Резервный  капитал» может создаваться в  организации либо в обязательном порядке, либо в том случае, если это предусмотрено в учредительных документах. Формирование резервного капитала осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера.
     Помимо  резервного капитала организации могут  создавать за счет чистой прибыли  и другие фонды в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой. К ним прежде всего относятся:
     - фонды накопления как средства  нераспределенной прибыли, зарезервированные  (направленные) согласно учредительным  документам или решению участников  в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества;
     - фонд социальной сферы, формируемый  за счет суммы прироста в  результате переоценки основных  средств социальной сферы, стоимости  имущества, относящегося к социальной сфере организации и полученного ею безвозмездно, а также средств нераспределенной прибыли, зарезервированных (направленных) согласно учредительным документам или по решению участников в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вложений) социальной сферы;
     - фонды потребления, предназначенные  для осуществления мероприятий  по развитию социальной сферы  (кроме капитальных вложений) и  материальному поощрению работников  и иных аналогичных мероприятий,  не приводящих к образованию нового имущества организации.
     Возможно  создание и других специальных фондов.
     Рассмотренные источники в полной мере можно  назвать собственными, в частности, потому что их формирование осуществляется за счет прибыли, а использование  определяется учредительными документами  и учетной политикой. Помимо них в балансах могут быть и специальные источники – средства целевого финансирования. Обычно они предоставляются организации из бюджета или внебюджетных фондов и используются на подготовку кадров, научно-исследовательской работы, содержание детских учреждений и другие нужды.
Таблица 4. Раздел 3 «Капитал и резервы»
Строка  баланса Код строки Откуда взять  данные
Уставный  капитал,  Собственные акции, выкупленные  у акционеров 410 Сальдо по счету 80, дебетовое сальдо по счету 81, учитывается  со знаком «минус» и отражается в скобках
Добавочный  капитал  420 Сальдо по счету 83
Резервный капитал, в том числе: -резервы,  образованные в соответствии  с законодательством;
-резервы,  образованные в соответствии  с учредительными документами
430 Сальдо по счету 82. Создавать резервы закон обязывает только акционерные общества. Резервы, которые фирма создает в соответствии с уставом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.