Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Муниципальное право РФ

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СУЩНОСТЬ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА  РФ
     1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА  И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО  ПРАВА
     2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА,  ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
     3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
     Конституция РФ ст3,8,10,12,15,130-133.
     Европейская хартия о местном самоуправлении от 15.10.1985 года, ратифицирована РФ 1.02.1996 года и вступившая в силу в РФ с 1.09.1988г.
     Собрание  законодательства РФ 1998г № 36.
     ФЗ  от 6 октября 2003 года с последующими изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»
     Учебник Кредов Ю.А Муниципальное право. Издание 3-ее.
     Учебное пособие Астафичев П.А Муниципальное право России. 

     1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
     Одной из отраслей правовой системы РФ является муниципальное право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают при организации и осуществлении местного самоуправления.
     Термин  «муниципальное» производен от латинских  слов мунис – тяжесть, бремя и ципио – принимать что либо на себя. Учитывая это, под муниципальным правом понимается право, регулирующее общественные отношения, возникающие в случаях, если население соответствующих территорий принимает на себя тяжесть (бремя) разрешать соответствующие вопросы местного значения. К таким вопросам относятся местные вопросы политического, экономического и социального характера.
     Современное местное самоуправление РФ это одна из форм осуществления народовластия. В ч.2ст.3 Конституции записано, что  народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и местного самоуправления. Учитывая это, в ст.1 ФЗ «о общих принципах организации местного самоуправлении РФ» местное самоуправление определяется следующим образом: «местное самоуправление» - форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ и в предусмотренных ФЗ случаях – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
     Территории, на которых осуществляется местное  самоуправление именуются муниципальными образованиями. В соответствии со ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в качестве муниципальных образований выступают городские и сельские поселения, муниципальные районы (городские районы или административно-территориальные районы), городские округа, а также внутригородская территория городов федерального значения.
     К городским поселениями относятся также и наукограды – Обнинск, Зеленоград, Дубна. В литературе по муниципальному праву эти муниципальные образования именуют специальными образованиями, поскольку они имеют свой специфический статус. К специальными муниципальным образованиями помимо наукоградов относятся также муниципальные образования в приграничных районах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях. На особом статусе находятся муниципальные образования города Москвы и СПБ. Этот статус определяется тем, что эти города имеют двойное значение: самостоятельные субъекты РФ и представляют собой муниципальное образование.
     Отдельные авторы также причисляют Москву и  СПБ к числу специальных муниципальных  образований.
     Как уже отмечалось, муниципальное право  регулирует общественные отношения, возникающие при организации и осуществлении местного самоуправления. В системе социального управления местное самоуправление является одной из его форм. В настоящее время в РФ выделяются следующие формы социального управления:
     1) государственное управление
     2) местное управление
     3) управление в общественных объединениях
     4) управление в коммерческих структурах
     Местное самоуправление, будучи формой осуществления  социального управления и формой осуществления народовластия имеет  целый ряд отличий от гос управления:
     1)государственное  управление представляет собой  исполнительную власть, т.е одну из ветвей гос власти. Местное самоуправление не является государственной властью, оно осуществляется в муниципальных образованиях и функционирует под контролем органов гос власти как субъектов РФ, так и РФ.
     2) Если исполнительная власть, как  ветвь гос власти разрешает, прежде всего, общие задачи в пределах всей РФ, то местное самоуправление разрешает только задачи местного значения, перечень которых содержится в ст.15 ФЗ « Об общих принципах..,»
     3) Исполнительную власть осуществляют  органы исполнительной власти  РФ и субъектов РФ. Местное  самоуправление осуществляется  населением муниципальных образований  в следующих формах:
     - непосредственное осуществление  населением местного самоуправления  путем проведения местных выборов,  референдумов, сходов и т.п
     - местное самоуправление может осуществляться также и через органы местного самоуправления, которые образуются населением муниципального образования. К органам местного самоуправления относятся представительные органы местного самоуправления и исполнительные органы местного самоуправления. Представительные органы формируются из числа депутатов (именуются по разному : совет народных депутатов, думы, собрания и т.п). Исполнительные органы образуются либо в составе главы муниципального образования и местной администрации, либо в составе главы местной администрации и местной администрации.
     3) местное самоуправление не входит  в  госуправление
     4) осуществление местного самоуправления  регулируется нормами муниципального  права, а осуществление госуправление регулируется нормами административного права.
     Для каждой отрасли права характерным  является наличие предметов и  методов правового регулирования. Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие при организации и осуществлении местного самоуправления. Эти отношения, будучи урегулированы нормами муниципального права именуются муниципальными правоотношениями. Муниципальные правоотношения делятся на 3 группы:
     1) муниципальные организационные  правоотношения, которые связаны с формированием муниципальных образований, установлением и изменением их границ, принятием уставов муниципальных образований, созданием представительных и исполнительных органов местного самоуправления, с осуществлением контроля и надзора за деятельность представительных и исполнительных органов, а также с ответственностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
     2) муниципальные управленческие правоотношения, которые возникают при осуществлении местного самоуправления. К ним относятся правоотношения, связанные с формированием, распределением и исполнением местных бюджетов, с управлением муниципальной собственностью, образованием, культуры, здравоохранения и т.п
     3) муниципальные правоотношения, которые  возникают при осуществлении  местным самоуправлением отдельных  функций государства. Государство в соответствии с ФЗ вправе передавать муниципальным образованиям свои отдельные функции, которые связаны с обеспечением занятости населения, охраной природы, использованием полезных ископаемых и т.п. Если муниципальное образование не надлежаще исполняет переданные ему государством функции, оно вправе отобрать их назад
     Метод – способы воздействия на регулируемые общественные отношения, применяемые  в целях обеспечения развития отношений в нужном направлении. Среди ученых юристов вопрос о  системе методов муниципального права является спорным. Обобщение  мнения ряда ученых (проф Шульгиной Е.С,Васильева В.И, Кутафина О.Е и .п), а также учитывая соответствующее положение действующего законодательства о местном самоуправлении представляется возможным выделить следующие методы:
     1) разрешительный. Выражается в том, что государство разрешает местное самоуправление и гарантирует его осуществление ( ст.3,12,130-133 Конституции РФ).
     2) уполномочивающий. Заключается в том, что государство наделяет местное самоуправление соответствующими полномочиями, определяет основную компетенцию представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также уполномочивает муниципальное образование на осуществление отдельных госфункций. Этот метод находит закрепление в ст 14-17, 19 ФЗ « Об общих принципах организации…»
     3) диспозитивный. Выражается в возможности выбора соответствующего варианта действий из нескольких дозволенных.  Выражается в возможности муниципального образования выбирать соответствующие формы непосредственного осуществление местного самоуправления, а также вправе избирать органы местного самоуправления и быть избранными в эти органы. Находит закрепление в нормах глав 5-6 ФЗ « Об общих принципах..»
     4) метод рекомендаций. Закреплен в целом ряде статей ФЗ « Об общих принципах..». В ст2 населению муниципальных образований рекомендуется учитывать исторические и иные местные особенности при осуществлении местного самоуправления. В ст.25 ФЗ населению муниципальных образований, в которых проживает менее 100 человек, пользующихся избирательных правом рекомендуется осуществлять местное самоуправление в ход схода. В таком муниципальном образовании также избирается орган местного самоуправления в лице главы муниципального образования.
     5) обязывающий. Выражается в обязанностях органов местного самоуправление, депутатов и должностных лиц, государства осуществлять поддержку муниципальных образований и контроль за их деятельностью (глава 6,10 ФЗ).
     6) запрещающий. Выражается в запрете, адресованном органам гос власти субъектов РФ ограничивать полномочия местного самоуправления, изменять без согласия населения муниципального образования границы муниципального образования, подменять органы местного самоуправления и т.п (ст11,12,13 ФЗ).
     Под системой понимается внутренне построение соответствующих отраслей права, при  котором выделяются часть общая  и особенная. Под структурой понимается содержание вышеназванных частей. Нормы  общей части муниципального права  имеют общее значение для всей организации и всего осуществления местного самоуправления. К ним относятся нормы:
     1) закрепляют понятие местного  самоуправление в РФ
     2) закрепляют права граждан по осуществлению местного самоуправления
     3) определяют правовую основу местного  самоуправления
     4) устанавливают полномочия органов  госвласти РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления
     5) определяют круг вопросов местного  значения
     6) закрепляют принципы местного  самоуправления в РФ
     Нормы части особенной регулируют отдельные  вопросы, связанные с организацией и осуществления местного самоуправления:
     1) закрепляют территориальные основы  местного самоуправления
     2) определяют формы непосредственного  осуществления местного самоуправления населением муниципальных образований
     3) предусматривают соответствующие  органы местного самоуправления, а также их должностных лиц
     4) регулируют вопросы, связанные с их муниципальной службой
     5) закрепляют систему муниципальных правовых актов и определяют порядок их принятия
     6) регулируют вопросы, связанные  с муниципальной собственностью  и муниципальными финансами, т.е местными бюджетами
     7) определяют особенности местного  самоуправления в специальных  муниципальных образованиях
     8) регулируют ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц
     9) регулируют вопросы осуществления гос контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 
 
 

     2 ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
     Под источниками муниципального права  понимается система нормативно-правовых актов, нормы которых регулируют общественные отношения, возникающие  при организации и осуществлении  местного самоуправления. В эту систему  включаются виды нормативно-правовых актов:
     1) международные нормативно-правовые  акты. Подразделяются на 2 подгруппы:
     А) общего характера. Содержат общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также такое право, как право на участие в управлении  делами государства и общества. К таким актам относятся: Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека, Международные пакты о гражданских и политических правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.
     Б) специального характера (имеют непосредственное отношение к организации и осуществлению местного самоуправления). Представлена документами: Европейская Хартия о местном самоуправлении, Декларация о принципах местного самоуправления.
     2) федеральные нормативно-правовые акты. Относятся Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об основах муниципальной службы  в РФ»
     3) нормативно-правовые акты субъектов  РФ. Относятся Указы Президента РФ, закрепляющие политические, экономические и социальные гарантии осуществления местного самоуправления, а также акты Правительства РФ по вопросам финансовой поддержки местного самоуправления и социальным реформам. ИХ Конституции или уставы, законы субъектов РФ о местном самоуправлении и о муниципальной службе, а также постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъектов РФ.
     4) нормативно-правовые акты местного  самоуправления. Относятся Уставы муниципальных образований, а также решения, постановления, распоряжения и положения, принимаемые органами местного самоуправления.
     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.
     1) Европейская хартия о местном  самоуправлении. Состоит из преамбулы  и 3 частей, которые включают 18 статей. В преамбуле отмечается, что местное  самоуправление является основой  любого демократического строя. Часть 1, включающая статьи от 2 по 11, закрепляет положения, большинство из которых являются международными принципами местного самоуправления:
     А) положения о законодательном  закреплении местного самоуправления во внутреннем законодательстве государств и по возможности в конституциях, как основы демократического строя, т.е народовластия
     Б) определяют понятие местного самоуправления, а также формы его осуществления
     В) определяют круг полномочий местного самоуправления, т.е вопросы местного значения, которые должны быть закреплены в конституции
     Г) о допустимости изменения границ муниципального образования только с учетом волеизъявления населения
     Д) закрепляют право органов местного самоуправления самостоятельно определять свою структуру с учетом местных  потребностей и обеспечения эффективности  управления
     Е) закрепляют право местного самоуправления на собственные материально-финансовые ресурсы, т.е на муниц собственность и местные бюджеты
     Ж) предусматривают право муниципальных  образований создавать ассоциации ( союзы муниципальных образований)
     З) закрепляют право муниципальных  образований на судебную защиту для  обеспечения своих полномочий
     Часть 2 включает 3 статьи: 12-14 основным содержанием  которых является обязанность государств соблюдать положения, закрепленные в первой части
     Часть 3 содержит статьи 15-18, которые предусматривают  процедурное правило, относящееся к порядку подписания хартии, ее ратификации и вступления в силу, а также денонсации, т.е отказом от участия в хартии.. Государства, которые ратифицировали хартию должны исполнять содержащиеся  в ней положения не позднее 3 месяцев со дня ратификации. Денонсация допускается не менее чем через 15 лет со дня вступления.
     2) Конституция РФ. Содержит 2 группы полномочий, относящихся к местному самоуправлению. К первой группе относятся положения общего характера:
     А) статья 3  - местное самоуправление это одна из форм народовластия
     Б) статья12 – закрепляется признание  местного самоуправления и его гарантированность  государством, а также обособленность местного самоуправления от органов гос власти
     В) статья 15 – закрепляется обязанность местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ, а также законы РФ , содержаться положения  о том, что международные акты, содержащие общепризнанные нормы и принципы, являются составной частью правовой системы РФ.
     Вторая  группа содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к местному самоуправлению. Эти нормы содержаться в главе 8 Конституции и закрепляют:
     А) предназначение местного самоуправления и основные формы его осуществления (ст 130)
     Б) территории, на которых осуществляется местное самоуправление (ст131)
     В) основные полномочия органов местного самоуправления (ст132)
     Г) государственные гарантии местно самоуправления, в качестве которых выступают  судебная защита местного самоуправления, право муниципальных образований  на компенсацию денежных расходов в  связи с выполнением отдельных  функций государства, а также  недопустимость ограничения прав местного самоуправления (ст133)
     3) ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Состоит из преамбулы, 12 глав  и 86 статей. В преамбуле отмечается, что данный закон устанавливается общие правовые и организационные принципы местного самоуправления в РФ, определяет гос гарантии его осуществления.
     Первая  глава « Общие положения» включает статьи 1-9, вторая глава «принципы  территориальной организации местного самоуправления» включает ст10-13, третья глава « вопросы местного значения»  включает ст14-18 ( в этой главе содержаться  как общие вопросы местного значения, так и вопросы, которые входят в компетенцию отдельных видов  муниципальных образований), четвертая глава « наделение органов отдельными гос полномочиями» содержит ст 19-21, пятая глава «формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» содержит ст 22-33, шестая глава «органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления» содержит ст34-42, седьмая глава «муниципальные правовые акты» содержит ст43-48, восьмая глава «экономическая основа местного самоуправления» (муниципальная собственность и местные финансы) содержит ст49-65, девятая глава «межмуниципальное сотрудничество» содержит ст 66-69, десятая глава «ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, контроль и надзор за их деятельностью» содержит ст70-78, одиннадцатая глава « особенности организации местного самоуправления ( в наукоградах, приграничной полосе, в ЗАТО, в городах Москве и СПБ)» содержит ст79-82, двенадцатая глава «переходные положения»
     В вышеуказанных источниках содержаться  нормы муниципального права. Под нормой муниципального права понимаются конкретные правовые предписания, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением местно самоуправления. Нормы муниципального права классифицируются на соответствующие виды с учетом следующих критериев:
     1) по предназначению:  материальные  нормы (закрепляют соответствующие права, обязанности, ответственность субъектов) и процессуальные нормы (регулируют соответствующие процедурные вопросы: процедуру образования и деятельности органов местного самоуправления, осуществления местного самоуправления непосредственно населением, принятия решений и т.п)
     2) характер, содержащийся в нормах  материального права предписаний:  уполномочивающие, рекомендательные, обязывающие, запрещающие.
     3) вид источника, в котором содержится  нормы: нормы международного права,  нормы федерального законодательства, нормы законодательства субъектов  федерации и нормы муниципальных  образований.
     4) территория действия: нормы, закрепленные в федеральных источниках, действуют на всей территории РФ, нормы субъекта – на территории субъекта, нормы муниц образования – в пределах муниц образования. 

     3 ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
     Под принципам понимаются основные положения  правового характера, определяющие местное самоуправление как одну из форм осуществления народовластия  в РФ, которая выражается в самостоятельном  и под свою ответственность разрешением  населения всех вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
     Принципы  муниц права истекают из европейской хартии о местном самоуправлении и закреплены в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Система принципов следующая:
     1) принцип демократизма (ч.2ст.3 Конституции  РФ). Демократизм выражается в том, что народ РФ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и местного самоуправления. Осуществляя свою власть, народ (население муниципальных образований) самостоятельно и под свою ответственность разрешает все вопросы местного значения, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения закреплен в ст 14,15,16 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления»
     2) принцип законности (ч.2.ст.15 Конституции). Согласно данной статьи, органы гос власти, местного самоуправления, их должностные лица, граждане и общественные объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Гарантиями законности  в деятельности населения по осуществлению местного самоуправления являются государственный контроль за осуществлением местного самоуправления, который возложен на органы государственной власти РФ и органы гос власти субъектов РФ, на органы прокуратуры и на суд.
     3) принцип организационной обособленности  местного самоуправления (ст.12 Конституции). Согласно данной статьи местное самоуправление  в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти. Основными признаками организационной обособленности являются:
     А) органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти
     Б) структура органов местного самоуправления устанавливается населением муниц образования самостоятельно
     В) должностные лица органов местного самоуправления не являются государственными служащими
     Г)осуществление местного самоуправления государственными органами, либо их должностными лицами не допускается
     Д) образование органов местного самоуправления со стороны органов гос власти запрещается
     Е) изменение границ территорий муниц образований может иметь место только с учетом мнения населения этих образований.
     Ж) решение представительных органов  местного самоуправления или решения, принятые на местном референдуме  могут быть признаны несоответствующими законам только судом
     4) принцип самостоятельности в  решении вопросов местного значения (ч.1.ст.130 Конституции). Эти вопросы местного значения касаются владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, формирования местных бюджетов и их использования, обеспечение населения электричеством, водой, газом и т.п, предоставление населению транспортных и других услуг, обеспечение населения медицинскими услугами, образовательными, охраны порядка и т.д.
     5) принцип многообразия форм осуществления  местного самоуправления (ч.2.ст.130 Конституции). Прежде всего местное самоуправление может осуществляться  населением муниципального образования самостоятельно, либо через образуемые им органы местного самоуправления. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает 11 форм непосредственного осуществления населением муниципального образования местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления, сходы граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания,  собрания от граждан, конференция представителей муниципального образования, опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления.
     Если  в муниципальном образовании  создаются органы местного самоуправления, то под таковыми понимаются представительные органы муниципального образования  и исполнительно-распорядительные органы муниципального образования. ПО общему правилу создание органов  местного самоуправления для большинства  муниципальных образований является обязательным и только для тех  муниципальных образований, в которых  проживают не более 100чел пользующихся избирательным правом органы местного самоуправления заменяет сход граждан. Однако на муниципальных выборах  избирается глава такого муниципального образования
     6) принцип территориальной организации местного самоуправления (ст.132 Конституции). Местное самоуправление осуществляется на соответствующих территориях, которые именуются муниципальными образованиями. Это территории городских поселений, внутригородские территории и городские округа, административные районы, а также поселки, села, деревни, находящиеся на территории административного района.
     7) принцип гласности и учета  общественного мнения (ст.31,32 ФЗ «об  общих принципах организации  местного самоуправления»). Этот принцип выражается в том, что все решения, которые принимаются местным референдумом на местных выборах представительными или распорядительными выборами местного самоуправления подлежат обязательному доведению до населения через средства массовой информации. Учет общественного мнения выражается в таких формах непосредственного осуществления местного самоуправления, как правотворческая инициатива (жители муниц образования, пользующиеся избирательным правом могут вносить свои предложения по вопросам разработки и принятия соответствующих муниципальных нормативно-правовых актов) и обращение граждан (жалобы, заявления, предложения) в органные местного самоуправления.
     8) принцип сотрудничества с политическими  партиями, общественными объединениями  и взаимодействия с органами  государства (ст.20 ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления»).  Сотрудничество с политическими партиями и иными общественными объединениям осуществляется в следующих формах:
     А) политические партии и иные общественные объединения вправе выдвигать своих  кандидатов в выборные органы местного самоуправления или на выборные должности  местного самоуправления
     Б) политические партии и иные общественные объединения принимают участие  в разработке совместных предложений  относительно структуры органов  местного самоуправления
     В) политические партии и иные общественные объединения вправе выделять соответствующие  доли своих денежных средств для  разрешения вопросов местного значения.
     Взаимодействие  местного самоуправления с органами гос власти выражается в:
     А) праве государства передавать органам  местного самоуправления отдельные  государственные полномочия
     Б) наделении органов местного самоуправления правом законодательной инициативе в представительных органах субъектов  федерации
     В) в обязанности органов гос власти субъектов федерации рассматривать обращения органов местного самоуправления, их депутатов и должностных лиц
     Г) в праве органов местного самоуправления передавать государству обратно  отдельные полномочия, которые ранее  были переданы им государством при  условии невозможности их осуществления
     Д) в государственных гарантиях  местного самоуправления на судебную защиту, возмещение дополнительных расходов, связанных с  осуществлением отдельных  гос функций(?), недопустимости изменения границ без согласия населения и т.п
     9) принцип государственной гарантии  местного самоуправления (ст.133 Конституции,  ст60,63 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления). В качестве таковых выступают дотации со стороны государства, субвенции и судебная защита местного самоуправления. Дотации это денежные средства, которые выделяются муниципальному образованию из фонда поддержки муниципальных образований субъекта РФ в случаях, если собственных денежных средств муниципального образования недостаточно для разрешения вопросов местного значения. Субвенция это денежные средства, которые государство передает муниц образованию для обеспечения исполнения органами местного самоуправления соответствующих гос полномочий, переданных государству муниципальному образованию.  В судебном порядке муниципальные образования могут защищать свои имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниц собственности, с местными финансами, с границами муниц образований и т.п. Эти вопросы рассматриваются либо судами общей юрисдикции, либо арбитражными судами. 
 

     ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
     1) МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  РОССИИ (ДО ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА)
     2) УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ В СОВЕТСКОЙ  РОССИИ
     3) ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

     1 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (ДО ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА)
     Основы  местного самоуправления. Как отмечает проф. Конанов А.И были заложены еще в древней Руси  в11-12 веках и нашли свое выражение в вечевой демократии Новгорода, Пскова и Вятки. Вече- народные собрания, на которых сам народ решал наиболее важные вопросы: войне и мире, приглашении или изгнании князей и т.п. Местное самоуправление  в форме вечевой демократии сохранялось до 15 столетия. При Иване Грозном была осуществлена централизация гос власти, но на местах вместо вечевой демократии было введено губное, земское и посадское управления, которые представляли собой местное самоуправление. Губное управление осуществлялось на территориях, где было помещичье землевладение. Административной единицей для губного управления был уезд, органом местного самоуправления была губная изба, которая избиралась из дворян в составе губного старосты, дьяка, целовальников и выборников из зажиточных крестьян. Губная изба разрешала все вопросы местного значения: хозяйственного, финансового характера, а также осуществляла судебные и полицейский функции.
     Земские управы водились на казенных землях. Земское  управление осуществляла земская изба, состав которой избирался на сельском сходе из числа зажиточных крестьян в составе старосты, дьякона и  целовальникв. Земские избы в отличие от губных изб ведали только хозяйственными вопросами.
     В городах из числа зажиточных горожан  избирались посадские избы, которые  выдали всем хозяйственными вопросами, вершили суд и наделялись  полицейскими функциями.
     В 1702г Петр I упразднил губные избы и вместо них ввел выборные дворянские советы. В сельских населенных пунктах вопросы местного значения разрешали волостные старосты, которые ведали не только хозяйственными делами, но и творили суд и выполняли полицейский функции.
     В 1720г в городах была осуществлена реформа местного самоуправления. В  Петербурге учреждается главный  магистрат, а в  других городах  подчиненные ему магистраты. Магистраты пришли на смену посадским избам. Они представляли собой выборные органы местного самоуправления в составе президента, 2-4 бургомистров, 2-8 ратманов, которые избирались из числа зажиточных горожан. Магистраты ведали всем делами в городе.
     В 1775г были внесены некоторые изменения  в административно-территориальное  деление России. Если ранее территория России делилась на губернии, округа и  уезды, то теперь было введено деление  на губернии и уезды. В этих территориях вводится сословное местное самоуправление  в лице губернских и уездных дворянских собраний. Городовым уложением 1785г для городов органом местного самоуправления стало городское собрание, которое избирало городскую думу и городскую управе в составе городского главы и бургомистров. Эти городские органы местного самоуправления ведали всеми местными делами за исключением судебных и полицейских.
     В 1837г местное самоуправление было распространено на территории, где  жили государственные крестьяне. Основными единицами местного самоуправления на этих территориях были волости и отдельные села. Волость включала несколько сел, а органами местного самоуправления были волостной сход и волостное управление. Волостной сход представлял собой собрание зажиточных крестьян, которые делегировались от сел, входивших в состав волости. Волостное управление избиралось на сходе в составе волостного главы и 2 волостных заседателей. В каждом селе волости проходили сельские сходы, на которых выбирались сельские старшина и его помощники.
     После отмены крепостного права, в 1861, вышеназванные  формы местного самоуправления были распространены и на те земли, где  ранее жили крепостные помещичьи  крестьяне.
     В 1864г в России была проведена очередная  реформа местного самоуправления, выразившаяся в образовании губных и уездных  земств как органов местного самоуправления. Они ведали всеми местными делами, в том числе полицией и судом  и просуществовали вплоть до начала советской власти.
     После октябрьской революции земства  выступили против оппозиции советской  власти и были ликвидированы.
     Реформой 1870г также было несколько реформировано  городское самоуправление. По этой реформе представительным органом  местного самоуправления стало городское  избирательное собрание, избиравшее исполнительные органы городского самоуправления в лице городской думы и городской  управы. Это городское самоуправление сохранилось до революции 1917г. 
 

     2 УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
     После октябрьской революции вся полнота гос власти перешла к Советам. Органы местного самоуправления были ликвидированы. Последняя система Советов просуществовала в России до осени 1993 года и была представлена 5 звеньями Советов:
     1) верховный совет РСФСР. Создавал президиум верховного Совета РСФСР. Остальные Советы образовывали свои исполкомы.
     2) советы народных депутатов областей, краев, автономных республик, национальных округов
     3) советы народных депутатов районов  и городов
     4) поселковые советы
     5) сельские советы народных депутатов
     Депутаты  Советов осуществляли свои полномочия на безвозмездной основе не порывая  с выполнением своих производственных или служебных обязанностей. Избиратели давали наказы своим депутатам, которые  отчитывались о проделанной работе перед избирателями, либо перед трудовыми  коллективами. Советы, как представительные органы, создавали свои исполнительно-распорядительные органы, т.е органы, которые должны были исполнять решения советов и на основании этих решений они могли принимать свои собственные решения.
     Президиум верховного Совета и исполнительные комитеты избирались на заседаниях соответствующих  советов и были постоянно действующими органами гос власти
     9 апреля 1990г  Верховный Совет СССР принял закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» в соответствии с которым районные, городские, поселковые и сельские советы, а также исполкомы должны были автоматически превратиться в органы местного самоуправления. На основании данного закона Верховный Совет РСФСР 6 июля 1991 года принял закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Однако в декабре 1991г СССР прекратил свое существование и эти законы не были реализованы. 

     3 ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
     31 марта 1992 года был подписан  федеративный договор провозгласивший  Россию федеративным государством. В этом документе также закреплялось  и местное самоуправление в  РФ, согласно чему районные, городские,  сельские и поселковые комиссии  автоматически должны были превратиться  в органы местного самоуправления, однако политическое и экономические  положение в стране не содействовало  превращению Советов и их исполкомов  в органы местного самоуправления. Особо напряженные отношения  между президентом РФ и Советами сложились в сентябре 1993г. 21 сентября 1993 года Ельцин издает указ номер 1400 «Об поэтапной конституционной реформе в РФ», которые прекращал деятельность Советов и их исполкомов. Сопротивление Советов приобрело характер вооруженного противостояния  с президентом и его окружением. 4 октября 1993 года Верховный Совет был расстрелян из танков. Этим прекратилась деятельность всех Советов. Официальное прекращение деятельности Советов было подтверждено 2 указами Ельцина: от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления» и от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ». Этими указами местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в материальном, ни в организационном, ни в правовом отношениях.
     Первые  выборы в новые органы местного самоуправления состоялись в начале 1994 года на основании  законов, которые принимались в  каждом субъекте РФ. Разнобой в законах  повлек и разнобой наименований органов  местного самоуправления, например, их называли Думами, Советами, Казачьими  кругами и т.п. Были различия и в компетенции. Вплоть до августа 1995 года в РФ не было единого, т.е федерального закона о местном самоуправлении и только 28 августа 1995 года был принят первый ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Однако и этот документ не  исправил положение, в силу недостаточного финансирования муниципалитетов. В последующие годы в этом направлении были осуществлены мероприятия по укреплению финансовой базы местного самоуправления.
       Произошедшие изменения в системе  органов местного самоуправления обусловили необходимость принятия нового закона РФ по общим вопросам организации и деятельности местного самоуправления. Таким законом стал ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в новой редакции. Однако введение этого закона было рассчитано на определенные этапы вплоть до 1.01.2006 года. В последующем отдельные положения этого закона указом президента были введены в силу в 2008-2009 годах. Новый закон сохраняя прежнее назначение местного самоуправления значительно расширил количество форм его непосредственного осуществления населением, более четко определил круг вопросов местного значения в целом, а также круг вопросов, подлежащих разрешению отдельными муниципальными образованиями, закрепил источники формирования местных бюджетов, определил перечень муниципальных нормативно-правовых актов, т.е актов, которые принимаются органами местного самоуправления и учредил соответствующие контролирующие органы в системе органов местного самоуправления. Также были закреплены такие гарантии, как дотации и субвенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СУБЪЕКТЫ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
     1) ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
     2) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК  СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.  ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА  СПЕЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
     3) НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ГРАЖДАНЕ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДЕПУТАТЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. 

     1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
     Нормы муниципального права регулируют осуществление  местного самоуправления в ходе которого возникает особый вид правоотношений, именуемых муниципальными правоотношениями. Для данных правоотношений характерно наличие своих соответствующих субъектов, наделенных определенными правами и несущих соответствующие обязанности, а также для которых предусмотрены определенные меры ответственности. С учетом роли соответствующих субъектов в организации и осуществлении местного самоуправления их можно классифицировать на 3 группы:
     1) субъекты, которым принадлежит руководящая  роль в организации местного  самоуправления, в обеспечении его  функционировании и  в осуществлении  контроля за осуществлением местного  самоуправления. (органы гос власти РФ и органы гос власти субъектов РФ, которые издают общефедеральные нормативно-правовые акты, либо нормативно-правовые акты субъектов по основным вопросам организации и осуществления местного самоуправления соответственно, либо на всей территории РФ, либо на территории конкретных субъектов
     2) субъекты, которые непосредственно  участвуют в осуществлении местного  самоуправления. Действующее законодательство о местном самоуправлении предусматривает 6 видов таких субъектов:
     А) муниципальное образование
     Б) население муниципального образования  как собирательное понятие
     В) граждане РФ постоянно проживающие  на территории муниципального образования
     Г) органы местного самоуправления
     Д) депутаты муниципального образования, иные должностные выборные лица муниципального образования, а также лица, исполняющие  исполнительно-распорядительные функции.
     Е) иные субъекты непосредственно принимающие  участие в осуществлении местного самоуправления (межмуниципальное хозяйственное  предприятие, союзы и т.п)
     3) другие субъекты, участвующие в  муниципальных правоотношениях,  которые находятся на территории  муниципального образования, но  не являются муниципальными. (государственные  и негосударственные организации,  учреждения и предприятия, общественные  объединения и их должностные  лица). 
 

     2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
     В соответствии с ч.1 ст.131 Конституции  местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и  других территориях, которые именуются  муниципальными образованиями. Конкретизация  отдельных видов муниципальных  образований осуществлена в ст.10 ФЗ «об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» к  ним относятся:
     1) городские и сельские поселения.  К городским поселениям относятся  все населенные пункты, имеющие  статус городов. К сельским  поселениям относятся отдельные  сельские населенные пункты с  количеством населения более  1000 человек. Если в сельском  поселении менее 1000 человек, то  оно может входить в состав  другого муниципального образования
     2) муниципальный район – территория  всех сельских поселений в  пределах административного района  за исключением территории городов.
     3) городской округ – представляет  собой отдельный район города, в котором осуществлено внутригородское  районирование.
     4) внутригородские территории городов  федерального значения
       Муниципальное образование как  субъект муниципального права  характеризуется признаками:
     1) наличие муниципальной собственности
     2) наличие устава муниципального  образования
     3) самостоятельность в решении  всех вопросов местного значения
     Муниципальная собственность является экономической  основой местного самоуправления и  включает:
     1) муниципальное имущество
     2) местные бюджеты
     3) имущественные права муниципальных  образований
     В состав имущества входят следующие  виды имущества:
     1) имущество, которое необходимо  для решения вопросов местного  значения
     2) имущество, которое необходимо  для осуществления муниципальными  образованиями переданных им  отдельных гос полномочий
     3) имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также работников муниципальных учреждений и предприятий
     Местные бюджеты являются финансовыми средствами муниципальных образований, они  включают в себя собственные доходы, субвенции и дотации, а также  заимствованные средства. Любой местный бюджет состоит из двух частей:
     1) доходы
     2) расходы
     Под имущественными правами муниципальных  образований понимаются предоставленные  им полномочия по владению, распоряжению и использованию муниципальной  собственности.
     Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативно-правовым актом. ПО своему содержания он представляет собой конституцию муниципального образования, которая должна содержать  сведения:
     1) наименование муниципального образования
     2) перечень вопросов местного значения, которые входят  в компетенцию  муниципального образования
     3) формы, порядок и гарантии участия  населения в решении вопросов  местного значения
     4) структура органов и порядок  их формирования
     5) наименование и полномочия выборных  и иных органов и их должностных  лиц
     6) виды, порядок принятия официального  опубликования и вступления в  силу муниципальных правовых  актов
     7) срок полномочий представительного  органа местного самоуправления, депутатов муниципального образования,  его выборных должностных лиц, иных выборных органов местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.
     8) ответственность органов и должностных  лиц, виды ответственности и  основания ее наступления, основания  и порядок отзыва должностных  лиц, досрочного прекращения полномочий  выборных органов и выборных  должностных лиц.
     9) порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета  и контроль за его расходованием 
     10) порядок внесения изменений и  дополнений в устав
     Устав  принимается представителем органа местного самоуправления, но в муниципальных образованиях, в которых проживает менее 100 граждан, пользующихся избирательным правом, устав принимается на сходе граждан. Принятый устав подлежит регистрации в органах юстиции.
     В ст.14 ФЗ «Об общих принципах..»  содержится общий перечень вопросов местного значения. В ст.15 – перечень вопросов, относящихся к главе  муниципального района, а в ст.16 –  относящиеся к компетенции городского округа. В ст.17 содержатся вопросы  местного значения, являющиеся исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
     К муниципальным образованиям относятся  городские и сельские поселения. Перечень вопросов местного значения. Которые разрешают эти муниц образования определяется законодательством субъектов РФ с учетом положений ст.14 ФЗ.
     Муниципальное образование вправе иметь свою символику  – герб, флаг, гимн, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные  традиции.
     ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ
     К ним относятся закрытое административно-территориальное  образование, населенные пункты на приграничных территориях, города федерального значения, наукограды.
     Закрытым  административно-территориальным образованием признается образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, хранению и т.п оружия массового поражения, по использованию и переработке радиоактивных и других опасных материалов, военные и другие объекты, для которых устанавливается особый режим функционирования, включая спец условия проживания граждан.
     Сегодня статус ЗАТО на территории РФ имеют  приблизительно около 40 населенных пунктов. ЗАТО имеют свой особый правовой статус:
     1) решение о создании или упразднении  ЗАТО принимается Президентом  РФ по представлению Правительства.  Границы устанавливаются указом  Президента и могут не совпадать  с границами субъектов РФ и  с границами административных  районов, входящих в состав  этих субъектов
     2) особенностью осуществления собственного  местного самоуправления в ЗАТО  является то, что органы местного  самоуправления на этих территориях  наделены следующими дополнительным  полномочиями: координация деятельности предприятий и объектов, подразделений охраны, полиции, МЧС и других служб при угрозе возникновения ЧС; разрабатывают меры оповещения и эвакуации населения в случае аварии на объектах и предприятиях ЗАТО; глава местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решение об эвакуации населения из территории ЗАТО; органы местного самоуправления содействуют реализации пропускного режима в ЗАТО, иных особых мер, за исключением режимов на предприятиях и других объектах, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон.
     Особенности местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются ФЗ «О гос границе РФ». Эти особенности заключаются:
     1) органы местного самоуправления  должны оказывать пограничным  органам, другим воинским формированиям,  государственным органам, осуществляющим  различные виды контроля на  гос границе помощь по осуществлению возложенных на эти органы и войска полномочий, исполнять их законные требования, а также предоставлять необходимую для них информацию
     2) органы местного самоуправления  создают условия для участия  граждан на добровольных началах  в защите гос границы в пределах приграничных территорий
     3) В муниципальных образованиях  приграничных территорий могут  назначаться должностные лица  по пограничным вопросам
     Особенности местного самоуправления в Москве и  СПБ определяются:
     1) эти города являются одновременно  и субъектами РФ и городскими  поселениями
     2) властные структуры этих городов  являются одновременно и органами  гос власти и органами местного самоуправления.
     Согласно  уставу Москвы местное самоуправление осуществляется на территориях городских  районов, объединенных в административные округа
     Городская Дума и московская городская администрация  являются органами гос власти субъекта федерации и органами местного самоуправления. В каждом районе создается свой исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – районная управа. Районные управы подчиняются правительству города Москвы. Роль представительного органа местного самоуправления в каждом районе осуществляет районное собрание, избираемое населением района в составе советников районного собрания и главы районной управы.
     В СПБ в соответствии с его уставом  внутригородскими муниципальными образованиями  являются не городские районы, а 111 микрорайонов, границы которых совпадают с  территориями, которые обслуживаются  ремонтно-эксплуатационными учреждениями. Органами местного самоуправления, а  также органам гос власти в СПБ является городское собрание и городское правительство. В каждом из 111 микрорайонов учреждаются свои управы, подчиненные городскому правительству.
     Наукограды как муниципальные образования возникли в РФ в 1999году. Статус наукоградов предоставляется городам, которые располагают соответствующими научными учреждениями, вносящими весомый вклад в развитие отечественной науки. Статус наукоградов имеют Зеленогорск, Дубна, Обнинск, Королев и т.п. Статус  наукоградов присваивается указом Президента сроком на 25 лет. При присвоении статуса наукограда Президент РФ утверждает рекомендованное правительством РФ приоритетное для данного муниципального образования направление научной, научно-технической деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и т.п, а также утверждает программу развития наукограда.
     В наукоградах помимо представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления образуются также научно-технические советы муниципальных образований, а в уставах муниц образовании предусматриваются обязанности органов местного самоуправления по поддержке развития научно-производственного комплекса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.