На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительная характеристика финансовой отчетности в России и за рубежом на примере ЗАО «Ариадна» Г. Омска

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ПО ТЕМЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «АРИАДНА» Г. ОМСКА 
 
 
 
 

                                                        ИСПОЛНИТЕЛЬ: ст-ка 44 гр., Фролова В.В.
                                 РУКОВОДИТЕЛЬ: Борщева А.А.   
 
 
 
 
 

ОМСК 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 5
    1.1 Формирование финансовой отчетности в России 5
    1.2 Принципы и способы подготовки отчетности по МСФО 8
    1.3 Сравнение способов ведения бухгалтерского учета для составления отчетности по российским и международным стандартам 10
    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО РОССИЙСКИМ СТАНДАРТАМ В ЗАО «АРИАДНА» 16
    2.1 Анализ финансовых результатов деятельности организации 16
    2.2 Формирование показателей бухгалтерского баланса 19
    2.3 Формирование показателей отчета о прибылях и убытках 23
    3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 27
    ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 33
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
    ПРИЛОЖЕНИЯ 38
 

ВВЕДЕНИЕ 

    На  протяжении последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой учета и отчетности.
    Сложившаяся на сегодняшний день система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
    Ведущую роль в обновлении нормативной базы в свете Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности играли переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, регулирование финансового учета, органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями, взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
    Полезность  отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня Лондонская, Франкфуртская, Цюрихская, Люксембургская, Амстердамская, Римская, Гонконгская и ряд других фондовых бирж допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Сегодня российский бухгалтерский находится в стадии реформирования, перехода на международные стандарты, все это подчеркивает актуальность выбранной темы.
    Трудно  найти различия между российской и международной практикой в  отношении провозглашенной цели бухгалтерской отчетности. В обоих  случаях она заключается в  том, чтобы предоставить достоверную информацию о деятельности организации, полезную заинтересованным пользователям для принятия управленческих решений. Однако, несмотря на проделанную работу, данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличаются от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе отличий – разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Они проявляются, например, в учете основных средств, нематериальных активов, запасов, создании резервов, принципах отнесения доходов и расходов и т. д.
    Ведение параллельного бухгалтерского учета  по российским и международным стандартам – работа трудоемкая, требующая больших материальных затрат. Поэтому для большинства российских предприятий трансформация финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является более приемлемым способом представления финансовой отчетности по международным стандартам.
    Целью данной работы является изучение Международных стандартов бухгалтерского учета и сравнение их с российскими стандартами. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
    - изучить общие принципы международных стандартов;
    - исследовать формирование финансовой отчетности в РФ в общем и проанализировать формы бухгалтерской отчетности на примере предприятия ЗАО «Ариадна»;
    - определить основные различия формирования финансовой отчетности МСФО и РСБУ. 

 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В  РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
 
      Формирование финансовой отчетности в России
 
    Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
    Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно вышеназванного закона, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
    Бухгалтерская отчетность - это единая система  данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
    При формировании показателей бухгалтерской  отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, Приказом Минфина РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. N 34н, Приказом Минфина Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07. 2003 г. № 67н (с 2011 г. Приказом Минфина Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07. 2010 г. N 66н).
    При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как:
    отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
    отчетная  дата  -  дата,  по  состоянию  на  которую  организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
    По  периодичности составления бухгалтерская  отчетность делится на следующие группы:
    промежуточная;
    годовая.
    Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев.
    Состав  промежуточной и годовой бухгалтерской  отчетности различен. Промежуточная  бухгалтерская отчетность включает:
    Бухгалтерский баланс (форма №1);
    Отчет о прибылях и убытках (форма №2).
    Годовая бухгалтерская отчетность включает:
    Бухгалтерский баланс (форма №1) (Приложение А);
    Отчет о прибылях и убытках (форма №2) (Приложение Б);
    Отчет об изменениях капитала (форма №3);
    Отчет о движении денежных средств (форма №4);
    Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
    Пояснительная записка;
    Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
    По  охвату различают отчетность:
      индивидуальную (характеризует положение и результат деятельности отдельного хозяйствующего субъекта);
      сводную (составляется министерствами и ведомствами или по его подразделениям, филиалам, которые не являются юридическими лицами);
      консолидированную (составляется финансовой группой, которая рассматривается в качестве единой хозяйствующей организации).
    При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000  г.  N  4н "О формах  бухгалтерской отчетности  организаций", должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость, достоверность, целостность, последовательность, соблюдение отчетного периода, правильность оформления, существенность информации)
    В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом  положении  организации,  финансовых  результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. [25]
    Законом о бухгалтерском учете установлено, что все организации (за исключением  бюджетных)  представляют  годовую  бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации и в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать ее копии.
      В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и  помарок. Данные предоставляются за отчетный и предшествующий отчетному год или года.
    Представляемая  в установленные законодательством Российской
Федерации адреса бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
      Принципы и способы подготовки отчетности по МСФО
 
    Понятие "Международные стандарты финансовой отчетности" включает совокупность следующих документов:
    Концепция подготовки и представления финансовой отчетности,
    Стандарты (IAS, IFRS),
    Интерпретации Стандартов.
    Концепция подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) определяет цели финансовой отчетности, качественные характеристики информации, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и концепций поддержания капитала. Схема «Концепция подготовки и представления финансовой отчетности» приведена в Приложении Д. [23]
    Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, International Financial Report Standards) приведены в Приложении Г. [23] Вопрос о содержании МСФО является дискуссионным. Некоторые специалисты считают, что МСФО - это стандарты, посвященные исключительно отчетности, т.к. они не регламентируют ни план счетов, ни бухгалтерские проводки, ни формы первичных документов и учетных регистров, требования к которым описаны в РСБУ. Другие специалисты говорят о том, что следует отличать правила ведения учета и правила составления и представления отчетности. Есть стандарты, которые действительно говорят о составлении и представлении отчетности, но есть и такие, в которых написано, что их цель - установить порядок учета тех или иных активов или обязательств. Поэтому МСФО - это стандарты учета и отчетности.
    Интерпретации Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разъясняют положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Интерпретации обеспечивают единообразие в применении стандартов. [24]
    Цель  финансовой отчетности, подготовленной по МСФО - представить информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.
    Финансовая  отчетность по МСФО предоставляет информацию о следующих показателях:
    активы
    обязательства
    капитал
    доходы
    расходы
    Эти показатели являются элементами финансовой отчетности.
    Согласно  МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", финансовая отчетность состоит из следующих компонентов, каждый из которых раскрывает определенный вид информации:
    баланс;
    отчет о прибылях и убытках;
    отчет об изменениях в собственном капитале;
    отчет о движении денежных средств;
    приложения (существенные элементы учетной политики и пояснительные примечания).
    В состав российской бухгалтерской отчетности помимо перечисленных отчетов включен  отчет о целевом использовании  денежных средств и аудиторское заключение. [20]
    Подготовить отчетность по МСФО можно одним из способов:
    при помощи первичного (параллельного с российским) учета по МСФО,
    путем трансформации национальной финансовой отчетности в формат МСФО.
    Параллельный  учет дает более качественный результат. Но этот способ слишком затратный и не всегда экономически обоснован, поэтому большинство организаций готовят отчетность по МСФО при помощи трансформации, которая не требует ежедневных затрат и проводится единовременно после окончания отчетного периода. Трансформации бухгалтерской отчетности - это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета. Единого алгоритма трансформации не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации. [19]
    МСФО  базируются на трех главных концепциях:
    справедливой стоимости (суть состоит в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реально существующей стоимости);
    приоритета экономического содержания над правовой формой (согласно МСФО, не столь важно в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности, гораздо важнее, что он представляет собой с экономической точки зрения);
    прозрачности (в отчетности должен быть раскрыт достаточно большой объем о деятельности предприятия, причем таким образом, чтобы заострить внимание пользователей на всех существующих деталях работы организации). [21]
 
      Сравнение способов ведения бухгалтерского учета  для составления отчетности по российским и международным стандартам
 
 
    Сравним учет основных средств в российской и международной практике. В соответствии с МСФО 16 «Основные средства» руководству компании разрешено самостоятельно определять  сроки службы основных средств зависимости от того, в течение какого периода времени предприятие собирается получать экономическую выгоду от их использования. Хотя в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» также прописано, что организация сама определяет срок полезного использования основных средств, на практике для целей бухгалтерского учета продолжают применять нормы амортизации, установленные постановлением Совмина СССР от 18 октября 1990 г. № 1072. Или используют нормы, прописанные в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. И не всегда эти сроки являются реальными сроками экономического использования объектов. Чаще всего они используются гораздо дольше.
    В МСФО отсутствует понятие полностью  самортизированных основных средств. То есть, если основное средство самортизировано, однако продолжает использоваться в производственном процессе, срок службы должен быть пересмотрен, а прибыль пересчитана. Возможна и обратная ситуация – эксплуатация объекта завершена, а он недоамортизирован. В этом случае также исправляется прибыль предыдущих периодов. В российской практике такой подход отсутствует.
    В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация может начисляться одним из четырех способов: линейным, уменьшающегося остатка, списания по сумме числе лет срока полезного использования или пропорционально объему продукции. В МСФО 16 также предусмотрены те же четыре метода. Правда, их названия звучат немного по-другому: равномерного начисления (линейный), уменьшаемого остатка, метод суммы лет и метод суммы изделий (или единиц продукции). [6]
    Важным отличием МСФО от российских стандартов учета является то, что выбранный метод начисления амортизации может быть изменен. Например, при увеличении объема и номенклатуры выпускаемой продукции. При этом, если принимается решение об изменении метода начисления амортизации, это решение нужно обосновать в пояснительной записке к финансовой отчетности. ПБУ 6/01 не предполагает такой возможности.
    Кроме того, по правилам МСФО 16 амортизация  за первый год эксплуатации основного средства может начисляться независимо от времени его покупки. То есть за весь календарный год. В российском учете, как известно, амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем покупки.
    Определения нематериальных активов, согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», в целом соответствуют друг другу, хотя есть и некоторые различия.
    Первое  состоит в том, что, согласно ПБУ, нематериальные активы (НМА) должны использоваться в течение длительного времени, то есть иметь срок полезного использования свыше 12 месяцев. МСФО не предусматривает временных критериев для признания нематериальных активов, а предполагает подход скорее по сути актива.
    Второе  отличие состоит в том, что, согласно ПБУ, для признания НМА необходимо наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и другие документы). В МСФО 38 нет требования к наличию юридических прав, так как основным критерием является способность контролировать будущие экономические выгоды от использования НМА.
    В результате несоответствия определений  существует ряд различий в признании тех или иных объектов НМА в учете. Например, ПБУ 14/2000 относит к таковым организационные расходы. В то же время в соответствии с МСФО 38 организационные расходы не признаются НМА.
    При учете материально – производственных запасов по российским и международным стандартам также можно выделить ряд различий. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает оценивать МПЗ по фактической себестоимости. А на конец отчетного года материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, должны отражаться в учете за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Однако при этом не ясно, как должны оцениваться запасы, текущая рыночная стоимость которых в одном отчетном периоде была ниже фактической себестоимости, а в следующем отчетном периоде выросла выше фактической себестоимости.
    В соответствии с МСФО 2 «Запасы» МПЗ должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене реализации (то есть за вычетом расходов на продажу). Такой подход не предусмотрен в ПБУ 5/01. [5]
    При списании материально-производственных запасов в МСФО разрешено методом ФИФО или по средней себестоимости, в РСБУ существует три метода: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости последних по времени приобретения запасов (метод ЛИФО).
    Учет  резервов в МСФО является областью, которая существенно отличается от РСБУ. Порядок создания резервов по РСБУ не описан в целом, и только отдельные стандарты лишь упоминают о возможности формирования резервов. В то же время МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» определяет понятие резерва как будущего возможного расхода, возникающего как результат прошлых событий на основании юридического или договорного обязательства.
    Резервы могут создаваться, например, под  будущие штрафные санкции, гарантийные  обязательства, обязательные выплаты  сотрудникам, будущие налоговые обязательства и пр. Отражение резервов в отчетности требует в большой мере профессионального суждения бухгалтера и является одной из самых сложных областей МСФО.
    Так, под обязательство, которое уже  существует у компании, следует создавать резерв даже если величину и срок исполнения этого обязательства точно определить нельзя. Например, при возможной выплате денежных компенсаций или штрафов в результате еще не законченных судебных разбирательств.
    А вот если обязательство носит  условный характер (то есть вероятность его исполнения не очень высока), создавать резерв не нужно. При этом информация об условном обязательстве должна быть раскрыта в пояснительной записке к отчетности. В случае же, когда вероятность исполнения обязательства совсем мала, в примечаниях к отчетности оно не упоминается. При этом значения вероятности, которая может считаться высокой, средней или низкой, определяют сами компании.
    Рассмотрим  различия в учете доходов. Принцип отнесения доходов по ПБУ 9/99 «Доходы организации» такой же, как и в МСФО - исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 «Выручка» в ПБУ 9/99 отмечается условность отнесения доходов к доходам по обычной деятельности для разных предприятий: одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата). [7]
    Критерии  признания дохода в ПБУ 9/99 во многом схожи с критериями признания  дохода по МСФО, однако есть некоторые  отличия. РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам, главное, произошел переход права собственности или нет, тогда как МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Так, например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.
    Критерии включения расходов в отчетность по МСФО и РСБУ сопоставимы. То есть сумма расхода может быть определена и имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
    Однако  в ПБУ 10/99 «Расходы организации» включено дополнительное условие, что расход признается в учете, если он «производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота». [8] То есть в отличие от МСФО расход не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен подтверждаться документально.
    Такое требование часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Возникающие из-за этого различия в сроках учета операций приводят к существенным расхождениям между МСФО и РСБУ в Отчете о прибылях и убытках.
    Наглядным примером является признание затрат по премированию работников. Предположим, что премии по итогам года утверждаются на совете директоров в мае-июне следующего года. В российском бухгалтерском учете затраты отражаются после принятия решения, то есть в себестоимости следующего отчетного периода. Для целей МСФО в отчетном году бухгалтер должен оценить примерную сумму возможных премий (например, на основании опыта прошлых лет) и начислить данную сумму в отчетности текущего года.
    По  факту принятия решения и выплаты (в следующем отчетном году) разница между фактической суммой и суммой бухгалтерской оценки отражается уже в Отчете о прибылях и убытках следующего года. Однако корректировка обычно незначительна и, следовательно, отчетность отвечает критерию достоверности в большей степени. [21]
 

    ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО РОССИЙСКИМ СТАНДАРТАМ В ЗАО «АРИАДНА»
 
      Анализ  финансовых результатов деятельности организации
 
    ЗАО «Ариадна» создано 10 октября 2004 года. Местонахождение - 644020, г. Омск, ул. Рождественского, 6.
    Организация осуществляет следующие основные виды деятельности:
    - прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
    - сдача внаем собственного нежилого  недвижимого имущества;
    - прочая оптовая торговля;
    - исследование конъюнктуры рынка;
    - деятельность в области права;
    - деятельность прочего сухопутного  пассажирского транспорта;
    - деятельность автомобильного грузового  неспециализированного транспорта;
    - организация перевозок грузов;
    - эксплуатация гаражей, стоянок  для автотранспортных средств,  велосипедов и т.п.;
    - деятельность туристических агентств;
    - предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;
    - техническое обслуживание и ремонт  автотранспортных средств;
    - полиграфическая деятельность;
    - копирование звукозаписей и аудиозаписей;
    - прокат аудио- и видеокассет,  грампластинок и записей на других технических носителях информации;
    - деятельность по организации  и постановке театральных и  оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений.
    Итоги деятельности ЗАО «Ариадна» отражаются в формах годовой бухгалтерской отчетности.
    Основными нормативными документами, регулирующими  деятельность данного рода организаций  являются Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 267-ФЗ), Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.09.2010 N 243-ФЗ) и (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.11.2010 N 306-ФЗ), Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ), (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 145-ФЗ), (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 105-ФЗ), (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 04.10.2010 N 259-ФЗ) и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об акционерных обществах".
    Проанализируем  финансовые результаты деятельности ЗАО «АРИАДНА». Основным документом, отражающим финансовое положение предприятия, является бухгалтерский баланс (Приложение А). В рыночной экономике бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей; отчетная информация необходима для удовлетворения нужд не только руководства предприятия, принимающего управленческие решения, а также и других заинтересованных лиц (налоговая инспекция, пенсионный фонд, прокуратура и т.д.).
    Величина  текущего финансового результата за определенный период отражается в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) (приложение Б).
    Произведем анализ данного документа (Таблица 1). Приведенные показатели отразим в тысячах рублях. 
 
 
 
 
 

    Таблица1
    Финансовые  результаты ЗАО «АРИАДНА» за 2008-2009 г., тыс. руб. 

Показатель 2008 г., тыс. руб. 2009 г., тыс. руб. Отклонение  от 2008 г.
тыс. руб. %
1 2 3 4 5
Доходы  и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
4477 4146 -331 92,6
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (1690) (1567) -123 92,7
Валовая прибыль 2788 2579 -209 92,5
Прибыль (убыток) от  продаж 378 (24) -402 -6,4
Прочие  доходы и расходы Прочие  доходы
- - - -
       
Прочие  расходы (20) (20) 0 100
Показатель 2008 г., тыс. руб. 2009 г., тыс. руб. Отклонение  от 2008 г.
тыс. руб. %
Прибыль (убыток) до налогообложения (358) (43) -315 12
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 185 (363) -548 -196
Рентабельность 10,95 -23,17 - -211,6
 
    Из  данных таблицы можно сделать вывод о том, что выручка от продажи товаров,  работ, услуг за исследуемые два года уменьшилась на 331 тыс. руб. или на 7,4%, скорее всего это произошло из-за мирового экономического кризиса и уменьшения в связи с этим покупательной способности граждан. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг так же уменьшилась на 123 тыс. руб. или на 7,3%,  что связано с общим уменьшением товарооборота организации. Валовая прибыль в период с 2008-2009 гг. уменьшилась на 209 тыс. руб. или на 7,5%. В 2009 г. ЗАО «Ариадна» получила убыток от продаж, который составил по сравнению с прибылью, полученной в предыдущем году минус 402 тыс. руб. С 2008 по 2009 год прочие расходы организации остались практически неизменными и составили 20 тыс. руб. В 2009 г. организация получила убыток в размере 363 тыс. руб., что в сравнении с прибылью 2008 г. составило минус 548 тыс. руб. (- 196%). Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в 2009 г. ЗАО «Ариадна» не окупила свои затраты и ее рентабельность составила – 23,17 %, что говорит о понесенных убытках за отчетный год.  
 

      Формирование  показателей бухгалтерского баланса
 
    Бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует  имущественное положение организации на определенную дату. (Приложение А)
      Бухгалтерский баланс составляется в денежном измерителе (в рублях), представляется либо в тысячах либо в миллионах рублей. Ин  формация, отраженная в балансе, представлена для сравнения на две даты: начало отчетного года (3-й столбец) и конец отчетного периода (4-й столбец).
    Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу из двух частей (актив и пассив). Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы. Актив баланса разделен на две части: внеоборотные активы и оборотные активы, пассив баланса представлен тремя разделами: капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства. Разложение  пассива  баланса  на  три  составляющие   имеет глубокий  экономический  смысл. В случае  ликвидации  экономического  субъекта  ввиду  несостоятельности (банкротства)  действующее законодательство в первую  очередь предусматривает  удовлетворение  обязательств  кредиторов  в  строго  установленной  очередности. Причем  требования  кредиторов  каждой  очереди  подлежат  удовлетворению  только  после  полного  погашения  обязательств  перед  кредиторами  предыдущей  очереди. В то  же  время  учредители   получают  только  ту  часть,  которая остается после  платежей  по обязательствам.
Каждый элемент  актива и пассива называется статьей  баланса, которые сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. [15]
    В системе бухгалтерской отчетности баланс занимает центральное место, так как информация, отраженная в нем, дает возможность создать представление об объеме, структуре и состоянии средств организации, об обеспечении их собственными и привлеченными источниками покрытия, а также дает представление о финансовых результатах деятельности организации. Эта информация важна для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности, так как позволяет оценить рентабельность, платежеспособность организации, состояние и эффективность использования ресурсов, состояние кредитных и расчетных отношений, а также жизнеспособность организации и эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
    Рассмотрим  более подробно содержание статей баланса  в организации ЗАО «Ариадна» (Таблица 2). [28,21]
    Таблица2
    Характеристика статей баланса в ЗАО «Ариадна» 

Статья  баланса Характеристика  статьи значение в 2008 году, тыс. руб. значение в 2009 году, тыс. руб.
I Внеоборотные активы
120 Основные средства, находящиеся в эксплуатации, на реконструкции  и модернизации, на восстановлении, на консервировании или в запасе, по остаточной стоимости (первоначальна стоимость – сумма начисленной амортизации). В соответствии с ПБУ 6/01 основными средствами являются активы, которые: используются в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации; служат в течение длительного времени (более 12 мес.); не будут перепроданы; способны приносить доход в будущем 367 363
190 Указывается сумма  строк по первому разделу  баланса
367 363
 
 
 
Продолжение таблицы 2
Статья  баланса Характеристика  статьи значение в 2008 году, тыс. руб. значение в 2009 году, тыс. руб.
II Оборотные активы
210 Даная строка определяется суммированием всех входящих в группу «Запасы» статей. По этой строке показываются остатки запасов сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и  комплектующих изделий, запасных частей, тары, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, товаров, готовой продукции, и других материальных ценностей. При формировании показателей группы статей «Запасы» необходимо руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» 869 593
211 Материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости в сумме фактических затрат на их приобретение, заготовку и доставку до места использования, включая расходы по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию. При выбытии МПЗ организация может использовать один из следующих способов их оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). Выбранный способ списания указывается в учетной политике организации. 4 8
213 Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим  процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. 5 2
214 Готовая продукция  является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.  Фактическая  себестоимость материально-производственных  запасов при их изготовлении  самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
855 577
Продолжение таблицы 2
216 Показывается  сумма расходов, произведенных в  текущем налоговом периоде, но подлежащих погашению в следующих отчетных периодах путем отнесения на издержки производства (обращения) или другие источники в течение срока, к которому они относятся. К таким расходам относятся расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств (в организациях, не образующих ремонтного фонда), затраты по сертификации продукции (работ, услуг), суммы расходов на рекламу, подготовку кадров, расходы по подписке и др. Расходы будущих периодов могут списываться несколькими методами: равномерно, пропорционально объему продукции и другими – в пределах срока, к которому они относятся 5 6
240 Показывается  общая сумма задолженности, которую должны погасить в течение 12 месяцев после 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором дебиторская задолженность была отражена в учете 44 27
260 По строке 260 показывается остаток денежных средств организации в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах в банках. В типовой форме нет отдельных строк для расшифровки статьи 260, но бухгалтер может включить в баланс дополнительные строки и в них указать данные о наличии денежных средств раздельно 27 32
290 Указывается сумма  строк по второму разделу баланса 939 651
300 По строке 300 вписывается сумма строк 190 «ИТОГО по разделу I» и 290 «ИТОГО по разделу II» 1306 1015
III Капитал и резервы
410 Величина уставного капитала, которая указывается в учредительных документах 24 24
420 Величина добавочного  капитала 14 14
430 Величина резервного капитала (не менее 5% от УК) 4 4
470 Нужно показать как нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет, так и нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) отчетного года. Сумма убытка отражается в балансе в круглых скобках. Решение собственников о распределении прибыли или покрытии убытков отчетного года – это факт хозяйственной деятельности организации, который имеет место не в отчетном, а в следующем году. 1024 661
490 По строке 490 дается сумма строк 410 «Уставный капитал», 420 «Добавочный капитал», 1065 702
Продолжение таблицы 2
  430 «Резервный  капитал», 470 «Нераспределенная прибыль  (непокрытый убыток)» (если образовалась прибыль) за вычетом данных по строке 411. Если получен убыток, то показатель строки 470 вычитается.    
IV Долгосрочные обязательства
V Краткосрочные обязательства
620 Отражают общую  сумму кредиторской задолженности организации. Расшифровку приводят в статьях 621 – 625 241 313
621 Задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги 127 183
622 Приводят сумму  начисленной, но еще не выданной заработной платы 73 68
624 Отражается  задолженность организации по всем видам платежей в бюджет 39 62
625 По данной строке представляется прочая кредиторская задолженность организации: суммы страховых взносов, арендная плата, долги перед подотчетниками и т.п. 2 -
690 Вписывается сумма строк 610 «Займы и кредиты», 620 «Кредиторская задолженность», 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов», 640 «Доходы будущих периодов», 650 «Резервы предстоящих расходов»,660 «Прочие краткосрочные обязательства» 241 313
700 По строке 700 вписывается сумма строк 490 «ИТОГО по разделу III», 590 «ИТОГО по разделу IV» и 690 «ИТОГО по разделу V» 1306 1015
 
    После отдельно указывается «Расшифровка отдельных показателей» и «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах». Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, ставится печать.  

      Формирование  показателей отчета о прибылях и  убытках
 
     Основное  назначение отчёта о прибылях и убытках (форма № 2) – характеристика финансовых результатов деятельности организации за отчётный период. Отчёт состоит из четырёх глав: наименование показателя, код, за отчётный период или за аналогичный период предшествующего года. (Приложение Б)
     Отчёт о прибылях и убытках состоит  из двух разделов:
    Доходы и расходы по обычным видам деятельности
    Прочие доходы и расходы
     Отчёт о прибылях и убытках характеризует  финансовые результаты деятельности предприятия, их формирование и использование. Такая информация представляет особый интерес для оценки рентабельности и эффективности предпринимательской деятельности предприятия. В отчёте представлен весь процесс формирования финансовых результатов: выявляется прибыль от реализации продукции как разница выручки от реализации продукции, работ и услуг и их себестоимости. Прибыль от реализации, дополненная прочими доходами за вычетом расходов по ним позволяет получить показатель прибыли отчётного периода. Вычет из неё налога на прибыль и отвлечённых средств выявляет нераспределённую прибыль отчётного периода.
     В сводный отчёт формы № 2 не включают:
     1. Все доходы и расходы, возникшие  по операциям, произведённым между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной группы.
     2. Финансовый результат дочерних  обществ в части доходов и  расходов, не относящихся к деятельности группы при условии, когда головная организация имеет 50 и менее процентов голосующих акций дочернего общества. В этом случае в сводный отчёт включают доходы и расходы дочернего общества по доле участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.
     При самостоятельной разработке формы  отчета организации вправе представлять показатели, приведенные в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков», в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»). Отдельно показывается каждый вид доходов, если его доля в общей сумме доходов организации составляет 5 и более процентов. нарастающим итогом с начала года.
     Характеристика  Отчета о прибылях и убытках приведена  в табл. 3. [28,21]
Таблица 3
Характеристика Отчета о прибылях и убытках
в ЗАО «АРИАДНА»
Статья  Характеристика  статьи значение в 2008 году, тыс. руб. значение в 2009 году, тыс. руб.
Доходы  и расходы по обычным  видам деятельности
010  Выручка  (нетто) от продажи товаров,  продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Что считать обычным предпринимательством фирма определяет самостоятельно (ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Заполняя данную строку нужно учитывать только выручку, которую: можно определить, организация имеет право получить, организация знает, когда получит (или уже получила) 4477 4146
020 По этой строке отражаются затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также траты, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Иными словами, все расходы, которые в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» считаются расходами по обычным видам деятельности. К расходам по обычным видам деятельности относятся и амортизационные отчисления (1690) (1567)
029 Это промежуточный итог. Здесь приводят валовую прибыль предприятия. Она рассчитывается как разница между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020) (2788) (2579)
030 По этой строке отражаются коммерческие расходы (2410) (2602)
050 По данной строке указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Эту строку можно заполнить на основании оборота по счету 90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» или на основании данных Отчета о прибылях и убытках (строка 010 – строка 020 – строка 030 – строка 040) 378 (24)
100 Прочие операционные расходы  (20) (20)
140 Прибыль (убыток) до налогообложения  (финансовый результат деятельности организации) (358) (43)
190 Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода (Строка 150 «Прибыль (убыток) до налогообложения» + строка 160 «Отложенные налоговые активы» - строка 180 «Текущий налог на прибыль») 185 (363)
 
     В расшифровке отдельных показателей приводится расшифровка выручки, себестоимости, прочих доходов и расходов, а так же приводятся дополнительные показатели.
 

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
 
    Многие  положения российских стандартов бухгалтерского учета позаимствованы из практики международного учета. Тем не менее отличий между международными и российскими стандартами бухгалтерского учета немало. Так, порядок подготовки отчетности по российским стандартам основан на исполнении инструктивных положений и требований регулирующих органов. Российский учет отводит бухгалтеру роль исполнителя законов, постановлений, писем, инструкций. В то же время международные правила предоставляют бухгалтеру гораздо большую свободу действий. [21]
    Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.
    В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" задача бухгалтерского учета в России - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО.[14]
    Одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции.
    Еще один принцип международных стандартов учета, отличающий их от российской системы учета и ведущий к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, - отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.
    В законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность в Российской Федерации, нет определения категорий «активы», «обязательства» и «капитал». В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) отсутствует трактовка актива и пассива баланса как хозяйственных средств и их источников. При этом капитал рассматривается как один из видов пассива (до недавнего времени убытки прошлых лет вообще рассматривались в российском законодательстве как активы). Трактовки элементов баланса в отечественных нормативах не совпадают с их трактовками в МСФО. Единственным документом, в котором они приближены к международным стандартам, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Однако заявленные в Концепции трактовки активов, обязательств и капитала не согласуются с нормативными актами, в результате отсутствует механизм их реализации на практике.
    В соответствии с МСФО элементы отчетности могут оцениваться в учете, использующем следующие методы:
    - фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость;
    - текущая или восстановительная  стоимость;
    - возможная стоимость продажи  или погашения;
    - дисконтированная или приведенная  стоимость.
    Перечень  возможных методов оценки, устанавливаемых  Концепцией, совпадает с перечнем в МСФО, однако их трактовка в Концепции, в отличие от МСФО, дается только для активов.
    В российских нормативных актах содержатся различные способы оценки для  конкретных статей баланса. Наиболее распространенной является фактическая себестоимость, хотя в ряде случаев используются иные оценки, разрешенные законодательством Российской Федерации. Следует отметить также большую степень регламентации оценок элементов отчетности в российском законодательстве по сравнению с требованиями МСФО. Соответствия и различия положений МСФО и РСБУ приведены в Приложении Г. [23]
    Как видно из приведенной таблицы, далеко не всем МСФО соответствуют уже утвержденные ПБУ. Некоторые ПБУ в свою очередь не имеют аналогов среди МСФО, поскольку рассматриваемые в них вопросы слишком узки.
    Следует отметить, что отечественные положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это документы различного правового статуса. Кроме того, при подготовке этих документов применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров капиталистических стран.
    Недостатком МСФО является то, что они предусматривают вариантность, т.е. возможность выбора самой отчитывающейся организацией применяемых ею способов отражения в учете (т.е. признания и оценки) и в отчетности. Эта вариантность способствует искажению отчетной информации.[20]
    Одной из важнейших проблем, которые следует решить при определении порядка отражения объекта учета, является адаптация способа регулирования к многообразию обстоятельств, влияющих на адекватность отражения объектов учета.
    Три подхода к определению порядка  отражения объекта учета:
    1) определить только один вариант учетного отражения (т.е. игнорировать указанное многообразие обстоятельств);
    2) попытаться определить все возможные  случаи этого многообразия обстоятельств и для каждого случая указать используемый вариант учетного отражения;
    3) указать несколько вариантов учетного отражения и определить подход, в соответствии с которым в зависимости от конкретных обстоятельств следует выбирать используемый вариант.
    Эти подходы отличаются тем, в какой  степени и каким образом способ регулирования обеспечивает адекватность учетного отражения.
    Первый (безвариантный) подход - единственный нормативно допустимый вариант - не обеспечивает адекватного отражения объекта  учета. Второй подход (с фиксированной вариантностью) не реализуем для подавляющего большинства объектов учета, так как не может быть перечислено все то многообразие обстоятельств, которое возможно в процессе хозяйственной деятельности. Третий подход (с адаптивной вариантностью) требует не только понимания логики, определяющей обусловленность выбора варианта отражения, но и способности сформулировать эту логику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.