На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Мотивация трудовой деятельности у консультантов по рекламе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                             Введение…………………………………………………………………
Глава 1.   Мотивация трудовой деятельности у консультантов по рекламе

           1.1 Понятие «Мотив» и «Мотивация» в психологии………….

    1.2 Психологические  особенности трудовой деятельности ….
    1.3 Теории мотивации  трудовой деятельности отечественных  и зарубежных авторов……………………………………………….
    1.4 Психологический  портрет и трудовая деятельность  консультанта по рекламе………………………………………………………………….

Глава 2.   Организация  и методы исследования……………………

            2.1 Организация исследования……………………………..

            2.2  Методы исследования…………………………………..

Глава 3. Исследование мотивации  к деятельности у  менеджеров по       рекламе

           3.1 Описание результатов…………………………………
           3.2 Обсуждение результатов исследования……………..
Глава 4. Практические рекомендации по формированию мотивации  у        
            менеджеров по  рекламе…………………………………
Выводы и предложения…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Приложение…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Вопросы трудовой мотивации являются важными  для любой организации, поскольку  считается, и не без достаточных  на то оснований, что эффективный  работник — это высоко мотивированный работник. Если говорить о рядовых исполнителях, то труд их, как правило, регулируется различными регламентами, начиная с нормы выработки для рабочего и заканчивая должностной инструкцией для специалистов.  

Актуальность
Цель: Выявление особенностей мотивации трудовой деятельности у консультантов по рекламе.
Объектом  данной работы является  - мотивация трудовой деятельности.
Предметом – мотивация трудовой деятельности у консультантов по рекламе.
Гипотеза:
       Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить  особенности женщин ранней взрослости .
2. Выявить  мотивационные особенности женщин  ранней взрослости.
3.Рассмотреть  мотивацию к началу трудовой  деятельности женщин ранней взрослости.
В основе этой работы были использованы  труды следующих авторов:
 Г.Крайга,   А.Г. Маклакова,  Р.С Немова, А.А  . Реана,  С.Л.Рубинштейна,
 и  т.д 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

1.1  Понятия «мотив»   и  «мотивация»  в психологии 
       Существует множество определений  мотива. Для нашего случая подойдет  следующее. Мотив — это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив — это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация — это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно.
        Мотивационная сфера включает  в себя все внутренние побудительные  силы личности – её взгляды,  убеждения, идеалы, потребности,  цели, жизненные планы, склонности, установки , мотивы и др. Она  определяет избирательную направленность  активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов ( внимание, восприятие, мышление, возникших в других психологических сферах), влияя на степень, характер и способ использования возможностей имеющихся у личности.
         Мотив – это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е в которых отражается наличие в человеческой психике некой готовности, направляющей к определённой цели. Мотивация – рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека , его начало, направленность и активность.             «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают»(Ж.Годфруа)[1.144]. Вопрос о мотивации деятельности встаёт каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причём любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (психологические свойства субъекта), так и внешними (внешние условия и обстоятельства его деятельности) причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Внутренняя и внешняя мотивация взаимосвязаны. Внутренние могут актуализироваться под  влиянием определённой ситуации, а активизация определённых внутренних (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становиться избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. 
Мотивация тесно связана с потребностями  человека, так как появляется при  возникновении нужды, недостатка в  чём – либо, она есть начальный  этап психической и физической активности. Мотивация – побуждение к деятельности определённым мотивом, процесс выбора оснований  для определённой направленности  действий.
   Мотив – это такой гипотетический  конструкт, понятие, которое используется  для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся  в идентичных условиях. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.  Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Основная роль в формировании личности принадлежит осознанным мотивам. Осознавая объект потребности как цель, человек соотносит свои личные цели с целями группы, к которой он принадлежит, и вносит необходимые коррективы, поправки и содержание своих целей, либо маскирует их в случае несовместимости с целями общества. Следует отметить , что сами мотивы формируются из потребностей человека [7, 515].
       Потребность - интересы, цели, жизненные  планы, склонности, установки, мотивы и др. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов (внимания, восприятия, мышления, возникших в других психологических сферах), влияя на степень, характер и способ использования возможностей имеющихся у личности.
     Для классификации потребности  личности используются различные  критерии: по сфере жизнедеятельности  и осуществления (материальные  и духовные), по происхождению  (биогенные, социогенные), по возможности  удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.). Общеизвестна классификация потребностей А.Маслоу, которую он предложил в книге «Мотивация и личность»(1954). У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностной следующие потребности. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека , выделив 5 уровней:
    физиологические потребности(голод, жажда, сексуальные и др.);
    потребности безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности);
    потребности в социальных связях (потребность в сопринадлежности, социальной включенности, любви, нежности, доверии);
    потребности самоуважении (в признании, одобрении, достижении, в удовлетворяющей самооценке);
    потребности самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей).
Последнюю группу  потребностей он называет потребностями  развития, подчёркивая, что потребности  высокого уровня возникают тогда, когда  удовлетворены низшие потребности. А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они мене важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и могут быть выдвинуты им на поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Процессы мотивации имеют направление  - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определённую деятельность или воздержаться от неё; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями ( радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определённое психофизическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состоянием возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.
       Цель и мотив не совпадают.  Так например, у человека может  появиться цель – сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить своё положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту жительства; работа рядом с друзьями и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком. В приведённом примере человек может руководствоваться и считать главным мотив «работать с друзьями », не осознавая действительного мотива «избежать грядущих неприятностей». Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения  мы называем мотивацией. Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели. Смена мотивов при изменении социальной и  жизненной ситуации человека, преобразование структуры его ценностей, трудное прохождение возрастных этапов, резкая смена профессии нередко вызывают у отдельных людей мотивационный кризис.
Первоначальная  классификация социальных мотивов, предложенная Г.Мюрреем, объединила более 20 мотивов. Но основными являются – мотив достижения, мотив власти, мотив социального успеха , мотив аффилиации (стремление к людям), мотив помощи.
 Мотив  достижения как устойчивая характеристика  личности впервые был выделен  Г.Мюрреем и понимался как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро достичь определённого уровня в каком – либо деле. Затем он был дифференцирован на два вида – стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как предпочитают рисковать расчётливо; а мотивированные на неудачу выбирают либо лёгкие задачи ( с гарантией успеха), либо трудные( как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремиться к повышению уровня своих возможностей. Системно – динамическая модель мотивации разработана М.Ш. Магомед – Эминовым. В мотивационном процессе он выделял этапы актуализации мотивации и целеобразования, выбора действия; этапы формирования и реализации намерения, а также этап постреализации, где важны коррекция самооценки и переключения. М.Ш. Магомед – Эминов, Т.В Корнилова адаптировали многие важные методики для измерения мотивации достижения. Существует известная методика измерения мотивации Х. Шмальта и её компьютерные варианты.
С социально-психологическом  аспекте мотив достижения может  рассматриваться как мотив социального  успеха. Согласно последним исследованиям  он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследования М.Л Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха являются большая активн6ость и уверенность в себе, высокая самооценка с твёрдой уверенностью в своём обаянии; при этом женщины больше ценят свои деловые качества  и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины больше ценят качества, необходимые общественному деятелю, и стремятся  к признанию и  соперничеству. Оказалось также, что сильное стремление к социальному успеху способствует развитию у женщин свойств более присущих мужчинам
( доминантность,  агрессивность и т.д).
       Мотив власти. О власти речь  идёт тогда, когда кто- либо в состоянии побудить другого сделать что- то, чего этот человек никогда не стал бы делать. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность действующего лица  проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять своё могущество в действии. Сильный мотив власти обнаружен у представителей  тех профессий, которые по роду деятельности должны быть хорошими манипуляторами; это – учителя, священники, психологи, журналисты.
       Мотивы аффилиации – это стремление  к таким контактам с людьми, в том числе с незнакомыми,  которые предполагают доверие,  сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации – взаимный  поиск приятия, принятия  дружеской и симпатии. Важна взаимная доверительная связь, чтобы партнёр чувствовал, что ему предлагаются равные отношения, такое общение, которое увлекает и обогащает обе стороны. Существуют две формы аффилиативного мотива – надежда на аффилиацию(НА) и боязнь отвержения(БО). Наиболее известен в качестве измерительного инструмента аффилиации опросник А. Мехрабяна(1970).
       Мотив помощи, альтруистические  мотивы. Альтруизм – это самостоятельный  мотив, который отличается от  других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать  и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше её получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. Больше альтруизма, милосердия проявляется по отношению к зависимому человеку, чем независимому, приятному и привлекательному, знакомому и человеку той же самой этнической группы.
       Следует отметить, что в отдельных областях человеческой деятельности выделяют специфические системы мотивов. Так, например , по мнению Э. Шейна, человек, выстраивая свою профессиональную карьеру, может руководствоваться одним из восьми мотивов:
    профессиональная компетентность, быть мастером своего дела;
    управление различными сторонами деятельности своего предприятия, успешный менеджер;
    стремление к автономии и независимости от любых организационных ограничений;
    стремление к безопасности и стабильности как места работы, так и места жительства;
    служение высоким целям, помощь людям;
    решение трудных задач, преодоление препятствий, вызов и борьба;
    интеграция стилей жизни, уравновешивание семьи, работы, карьеры;
    предпринимательство, стремление иметь своё дело.
     Мотивы связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на 3 группы:
    мотивы трудовой деятельности,
    мотивы выбора профессии
    и мотивы выбора рабочего места;
Конкретная  деятельность определяется в конечном  итоге всеми этими мотивами ( мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к к мотивам выбора работы). 

1.2 Психологические  особенности  трудовой  деятельности.
Понятие деятельности играет ключевую роль в  психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип — трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности — функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией всего трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством — методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами — внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в це-лом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.
  Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями — сознания, личности, поведения, общения и другими, — яркий пример этого. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность — это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.
  Другой  общей для основополагающих категорий  психологии особенностью является то, что они представляются на первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого — деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержании.
  Уяснив  специфику и основные функции  понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания. В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная
с созданием  общественно значимых ценностей  или освоением социального опыта. Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.
  С логической точки зрения определить что-либо — это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов. Деятельность — это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (например, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение определенных знаний и пр.). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен — явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.
  Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава-емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:
    предметности — направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;
    адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внеш 
    них и внутренних условий ее реализации;

    системности, согласно этому свойству деятельность 
    предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, 
    а их организованной целостностью. При этом особо важно 
    то, что у деятельности как целостности возникают такие 
    новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонен 
    тов, ни у их простой суммы, — так называемые системные 
    качества
    деятельности. Следует подчеркнуть, что деятель 
    ность является одной из наиболее сложных среди известных 
    в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее 
    изучение должны осуществляться на адекватной методоло 
    гической основе — принципах системного подхода.

  Так, именно системность деятельности обусловливает  существование двух ее основных планов — внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невоз-можны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней — объективированной — характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического — содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.
  Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.
  Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.
  Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.
  Условия труда — система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.
  Внутренняя  характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.
  Свойство  системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной —сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности — это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуетсяСистемность организации деятельности наиболее полно и явно проявляется  в особенностях ее структуры. Понятие структуры (от лат» вЪгиеге — строю) используется для обозначения особенностей строения, внутренней организации того или иного объекта, процесса, явления. Определение структуры — это раскрытие основных компонентов и изучение связей между ними. Познание практически любого объекта, а не только деятельности почти всегда начинается с попыток решения именно этой задачи. Установление содержания и структуры какого-либо объекта во многом тождественно его познанию как такового. Это нашло отражение, в частности, и в житейских представлениях — в смысловой близости выражений «Что это такое?» и «Как это устроено?». Все иные аспекты познания во многом производны от содержательно-структурного аспекта и определяются им. Поэтому последний является объективно главным для познания и понимания того или иного объекта.
  К настоящему времени в психологии профессиональной деятельности сложились два основных способа решения данной проблемы. Первый из них условно обозначают как структурно-морфологическую парадигму психологического анализа деятельности. Согласно данному подходу, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности (см. об этом ниже). Второй подход обозначают как функционально-динамическую парадигму психологического анализа деятельности. Он, являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном (унитарном) компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов — своих единиц. Они закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Указанные подходы не взаимоисключают друг друга и уж тем более не антагонистичны. Они, скорее, взаимодополняют друг друга, поскольку второй из них является, по существу, развитием и углублением первого (хотя и его частичным отрицанием). Рассмотрим эти подходы более подробно.
          В том случае, если в качестве единицы деятельности (ее основной психологической ячейки) берется действие, ее психологическая структура принимает вполне определенное строение — уровневое. Оно наиболее подробно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории, деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, который конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека; во-вторых, эти уровни иерархически соподчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: операций, действий и автономной деятельности. Второй из этих уровней — действий, занимая срединное, т. е. центральное, место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения.
          Действие — это  основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели. С психологической точки зрения действие обладает двумя основными атрибутивными характеристиками.
  Первая  заключается в том, что любое действие имеет не только цель как таковую, но и цель, обязательно не совпадающую с общими целями всей деятельности. Имеет место феномен расхождения целей действий и деятельности, лежащий в основе всей структуры деятельности. Конкретные формы и способы активности субъекта определяются не непосредственно целями всей деятельности, не потребностями и мотивами ее субъекта, а целями отдельных действий и условиями, в которых они реализуются.
  Вторая  основная особенность действия состоит в его осознаваемом, произвольном характере. Само свойство осозна-ваемости собственной активности возникает именно в силу того, что имеет место расхождение целей действия и деятельности. Активность субъекта начинает строиться как сложно-опосредованная и, следовательно, требующая осознавае-мого контроля. В психологических исследованиях установлено, что благодаря свойству осознаваемости действие сохраняет и воспроизводит (мультиплицирует) все главные психологические особенности деятельности в целом. Оно, как и деятельность, характеризуется свойствами целенаправленности, произвольности, предметности, активности, осознаваемости, адаптивности, системности и др. Стоит, однако, сделать лишь один шаг «вглубь» и перейти к более дробной единице — неосознаваемым операциям, как оказывается, что эти единицы уже не будут адекватно воспроизводить указанные основные характеристики деятельности.
          Л.С. Выготский разделял способы анализа деятельности на компонентный и элементный. Компонент — это та мельчайшая часть целого, которая еще имеет свойства самого этого целого; элемент — это та часть, из которой состоят компоненты, а следовательно, и само целое, но у которой отсутствуют свойства целого. Например, для воды ее компонентом будет молекула, поскольку она является носителем качеств жидкости, а элементами — атомы водорода и кислорода; они уже утрачивают специфику целого (жидкости) и являются газами. Поэтому психологический анализ деятельности должен быть именно компонентным (а не элементным); лишь тогда он будет и достаточно детализированным, и одновременно содержательно наполненным, воспроизводящим в своих результатах все богатство исходного анализируемого целого.
          Сходная, получившая еще более глубокую теоретическую  проработку точка зрения сформулирована другим крупнейшим отечественным психологом — С.Л. Рубинштейном. Он считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии, как в «клеточке» деятельности, представлены зачатки всех сторон психики и что все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.
          В отличие от действий, психологические операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями (и подцелями), а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия —это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия — это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и т. д), которыми располагает субъект. Если совокупность внешних и внутренних условий такова, что она необходима и достаточна для реализации того или иного действия, то оно имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться на неосознаваемый (так называемый фоновый) уровень регуляции. Действие, представленное без свойства осознаваемос-ти, переведенное на автоматизированный уровень регуляции, — это и есть психологическая операция. И наоборот, если условия (как внешние, так и внутренние) усложняются, то уже сформированная операция не только может, но и должна дезавтоматизироваться, переводиться на осознаваемый уровень, т. е. трансформироваться в действие.
          Высший уровень  — собственно деятельность — выделяется А.Н. Леонтьевым на основе того, что данный уровень соотносится не с целями и тем более не с условиями их достижения, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории, сама деятельность как таковая (отдельная автономная деятельность) как раз и выделяется на основе критерия наличия у нее какого-либо самостоятельного, специфического мотива. Мотив и деятельность суть взаимополагающие понятия; немотивированной деятельности не может быть просто по определению. Мотив деятельности непосредственно связан с ее предметом и даже определяется им, в силу чего возникает свойство предметности деятельности. Оно рассматривается как основное свойство деятельности; беспредметной деятельности, так же как и немотивированной, быть не может. Как отмечает А.Н. Леонтьев, выражение «беспредметная деятельность» лишено смысла. Деятельность только кажется беспредметной, но научное исследование деятельности требует раскрытия ее предмета. Причем предмет деятельности выступает двояко: как подчиняющий себе и преобразующий предметную деятельность и как образ предмета, как продукт психического отражения.
   Являясь высшим в общей структуре деятельности, этот уровень одновременно интегрирован в еще более сложную систему — систему личности. В связи с этим, деятельность рассматривается как «молярная неаддитивная единица жизнедеятельности» субъекта, личности. Иными словами, личность — это своеобразная система ее деятельностей — того, что она может, чего она хочет и в чем она проявляет себя другим людям.
          Три охарактеризованных уровня, являясь важнейшими, в то же время не исчерпывают собой все иерархии реально существующих макроуровней в структуре деятельности. Проведенные в последние годы исследования показали, что возможно (и необходимо) выделение также и иных уровней организации деятельности. В частности, уровень операций требует детализации и выделения уровня так называемых функциональных блоков, т. е. таких психофизиологических единиц, реализующих действия и отдельные движения, которые, в отличие от операций, практически недоступны дезавтоматиза-ции. В диапазоне между уровнем действий и деятельности также обнаружен качественно специфический уровень организации, обозначенный понятием инфрадеятельностного уровня. Он специфичен тем, что по степени сложности своей организации (по технологии) равнозначен сложности самой деятельности в целом; однако формально он ей нетождественен, поскольку не имеет самостоятельного мотива.
          Согласно второму  основному подходу (функционально-динамическому), психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности.
          Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т. е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике — функционировании — они же являются основными регулятивными процессами реализации деятельности.Все указанные основные структурные компоненты деятельности представлены в реальной деятельности в виде сорганизованной и скоординированной целостности, т. е. в таком виде, который является оптимальным с точки зрения достижения целей деятельности. Цель, интегрируя все компоненты деятельности, переводит их в так называемый режим взаимодействия в плане ее достижения. Тем самым совокупность основных компонентов деятельности предстает уже не только как их определенная структура, но и как целостная система. Для ее обозначения в психологии сложилось понятие психологической системы деятельности.
          Психологическая система  деятельности (ПСД) — это целостное единство психических структур субъекта и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функций конкретной деятельности (схема 2).
  Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности.
          Процесс формирования ПСД обозначается понятием систе-могенеза. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.
  Важнейшим — исходным и базовым — компонентом  деятельности является мотивация. Она реализует по отношению к деятельности как собственно побудительные, так и регулятивные функции, динамизирует и организует всю систему деятельности. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования — потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.
          Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т. е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование деятельности — ее личностный смысл. Существует также понятие вектора «мотив — цель», уподобляемого своеобразному стержню, вокруг которого организуется вся система деятельности. Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель является идеальной формой представления результатов деятельности. Эта идеальная форма будущего результата складывается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает решающее влияние на все ее содержание. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.
               Под информационной основой деятельности (ИОД) понимается совокупность признаков, которые характеризуют предметные и субъективные условия деятельности, позволяющие организовать ее в соответствии с ее целями и мотивами. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности. В психологическую систему деятельности входят те психические свойства субъекта, которые позволяют точно, своевременно и адекватно воспринять физический носитель профессионально важной информации (психофизические качества), психические свойства, способствующие установлению прагматической значимости тех или иных сигналов (интеллектуальные качества) и обеспечивающие процесс когнитивного научения, а также знания, являющиеся результатом этого научения. Сами же информационные признаки в форме физических носителей (сигналов) в ПСД не входят. ИОД выступает в двух формах: материальной и идеальной. Материальная форма представлена совокупностью сигналов, несущих профессиональную важную информацию, идеальная форма — образами сигналов и их значениями. Они и выступают в качестве компонентов ПСД.
  В ряде случаев, в особенности в  операторских профессиях, в качестве ИОД выступает концептуальная модель — «умственная картина» управляемого процесса, которая формируется на основе восприятия и декодирования сигналов, поступающих к оператору. Концептуальная модель представляет собой динамическую систему информационных признаков, отнесенную к объекту управления в целом и соотнесенную с субъектом деятельности. Эта система информационных признаков приобретает черты целостного образа, развернутого во времени.
  Прогнозирование тесно связано с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опирается на прогноз будущих событий, а также антиципируемых изменений объекта и условий деятельности. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Важной особенностью антиципации и прогнозирования является то, что они имеют уровневое строение. Это означает, что они могут реализо-вываться с использованием совершенно различных психических процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть основных уровней антиципации: субсенсорная, сенсорная, перцептивная, представленческая, речемыслитель-ная и рефлексивная.
  Следующий базовый компонент — принятие решения — занимает в структуре деятельности центральное, иерархически главное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода мост от фазы ориентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий. Процессы принятия решения оказывают наиболее сильное, определяющее влияние как на результативные параметры деятельности, так и на ее процессуальные особенности.
  Процесс принятия решения (ПР) дифференцируют на ряд основных этапов: 1) ориентировки в ситуации неопределенности, определение ее вида и типа, а также системы требований к итоговому решению; 2) информационной подготовки решения, связанный с поиском и анализом возможных путей снятия исходной неопределенности, а также с оценкой возможных результатов и последствий принятия тех или иных альтернатив; 3) собственно принятия решения, на котором осуществляется выбор одной из нескольких сформулированных ранее альтернатив; 4) реализации выбора (исполнение); 5) коррекции и (или) компенсации принятого решения. В основе любого процесса ПР, независимо от вида и типа, лежит обязательный набор его основных компонентов. Они обозначаются понятием формальной структуры процесса ПР и включают следующие образования: информационная основа решения, критерии, правила, способы, альтернативы, гипотезы, ценности, нормы и цели.
          Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определения программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: работа по ориентирам, работа по образцам и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности. Содержание процесса планирования имеет в своей основе определенную последовательность основных этапов, составляющих временную структуру планирования: 1) общая ориентировка в ситуации, определение основных трудностей для достижения стоящих перед субъектом целей; 2) выработка ряда альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации; 3) сравнительный анализ этих вариантов, взвешивание их преимуществ и недостатков, а также определение цены, которой потребует реализация каждого; 4) собственно выбор того или иного варианта, максимизирующего вероятность достижения целей деятельности; 5) конкретизация и детализация этого варианта и разработка технологии его осуществления; 6) реализация плана; 7) оценка эффективности, внесение в случае необходимости коррекции в него; сопоставление реально достигнутых результатов с исходными целями.
                Два следующих функциональных компонента (блока) психологической системы деятельности — контроль и коррекция — взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущность контроля, который реально представлен в деятельности, в основном, как самоконтроль, состоит в сопоставлении идеальной формы антиципированных результатов деятельности (конечных и промежуточных) с реально достигаемыми результатами. При этом в ходе деятельности складывается система субъективных эталонов, служащих для оценки реальных результатов.
Рассмотрим  те побудительные причины, которые  заставляют человека заниматься трудом.
     Первая группа причин – побуждения  общепринятого характера. Это и осознание необходимости приносит пользу обществу, это и делание оказывать помощь другим людям ( что может проявляться в обучении детей, в лечении больных в защите своего отечества и т.д.), это и общепринятая установка на необходимость трудовой деятельности (кто не работает - тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем.
    Вторая группа – получение   определенных материальных благ  для себя и семьи: зарабатывание  денег для удовлетворения материальных  и духовных потребностей.
   Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по  своей природе, а природа его такова, что он – не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования.  К этой же группе относится мотив, связанный с удовлетворением  потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
Мотивы  выбора профессии. Общие мотивы  трудовой деятельности, о которых речь шла выше, реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии-довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью.
     Сознательный выбор профессии  происходит с ориентацией человека  на имеющиеся у него социальные  ценности. Если главным для человека  является общественный престиж,  то профессия выбирается исходя  из существующей моды, престижности в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие.
Ряд людей  выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес  имеет романтический характер, навеянный  литературой телепередачей и т.д.
Но часто  романтика профессии быстро улетучивается  и остаются суровые будни, к которым  человек не готов ни морально, ни физически, ни по  своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он  вынужден менять профессию.
  Таким  образом, профессию можно выбирать  в зависимости от многих обстоятельств,  но важно прежде всего принимать  во внимание, насколько выбираемая  деятельность соответствует склонностям  и способностям человека.
 Имеющиеся  у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность-неуравновешенность) могут обусловливать склонность человека к определенному типу деятельности – к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера и т. п. Осознание этой склонности и ее  причины (правда , не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься  определенным видом деятельности, так как  в его глазах эта деятельность по своему характеру имеющейся склонности ( отсюда важность реального, адекватного представления человека о психологической структуре данной деятельности).Соответствующе же сочетание типологических  особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет в высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и покрепляет мотив выбота профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человеком и «закрепляет» его в данной профессии. Происходит самоподкрепление мотива
Мотивы  выбора места работы. Здесь речь скорее должна идти о «внешних» и «внутренних» факторах(мотиваторах), которые рассматриваются человеком в процессе принятия решения -  куда лучше пойти работать. В основном это касается оценки внешней ситуации, своих возможностей и состояния, соответствия  выбираемой работы профессии, своим интересам и склонностям.
Оценка  внешней ситуации (положительных и отрицательных производственных факторов) включает в себя: величину заработной платы, льготы,  предоставляемые работающим на данном предприятии; близость к дому, удобство транспортного сообщения;  эстетику места работы и наличие вредного производства; одно-двух-или трехсменность, наличие твердого или свободного графика работы;  надежность  и престиж фирмы, компании; меру ответственности; возможность одновременно учиться в вузе; психологический климат в коллективе, систему поощрений и наказаний (штрафов и т.п.).
Оценка  своих возможностей включает: состояние здоровья, наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств, уровень образования, склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к мотнотонной работе в заданным темпом.
Оценка  выбираемого места  работы с учетом интересов касается возможности продвижения на данном предприятии или в  учреждении по «служебной лестнице», руководящей работы, профессионального роста, проявления личной  инициативы и выдумки(творчества) и т.п.
    Мотивы выбора профессии и  места работы классифицированы  Э.С. Чугуновой(1985). Она выделяет доминантный тип профессиональной мотивации ( устойчивый интерес к профессии), ситуативный тип профессиональной мотивации ( влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с  интересами человека) и комформистский (или суггестивный) тип профессиональной мотивации( внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения -  советы родных, друзей, знакомых)
   Упрочнение мотивов зависит от  удовлетворенности работающих многими  факторами трудовой деятельности. Это  положение нашло отражение в  ряде  распространеныых на  Западе теорий. В. Врум и Э . Диси (1972) выделяют «патерналисткую» концепцию мотивации трудовой деятельности. В соответствии с ней, чем больше удовлетворены люди своей работой, тем больше они будут побуждаться ее выполнять, и чем больше награждать их, тем усерднее они будут работать. Вознаграждения, которые используются при таком подходе, не зависят от продуктивности деятельности работников, а получаются ими  в силу принадлежности к данному учреждению( организации, фирме, компании). Это  различные дополнительные льготы: пенсии. Субсидии на получение образования, отдых, организованный компанией, и т. д.
Работа  может определить, какую подвижную  или оседлую жизнь будет вести  человек. Какие люди будут его  окружать, и какие жилищные условия он будет иметь. Работа может обуславливать его дружеские связи, образ мысли, взгляды, предрассудки и политические пристрастия.
          Для понимания мотивации людей  к трудовой деятельности необходимо  отталкиваться от понятия «потребности». В наиболее простом смысле мотив – это отражение потребности, т.е нужды, недостатка в чём – либо, что человеку необходимо. Люди сильно отличаются  содержанием  и интенсивностью своих потребностей. В разнообразие потребностей выделим лишь те, которые являются наиболее значимыми и полезными для понимания поведения людей в организациях.
       К трудовой деятельности и  вступлению в организацию, как  уже отмечалось, индивида побуждают  потребности, которые организация  способна удовлетворить. Какие  же это потребности?
Потребности в безопасности:
    иметь надёжную, стабильную работу;
    быть социально защищённым в случае болезни/потери трудоспособности;
    иметь безопасное рабочее место;
    быть защищённым  от физической и агрессии со стороны других;
    быть защищённым в случае экономических спадов;
    избегать рискованных задач и решений.
Потребность в аффилиации:
    нравиться многим людям;
    быть полноправным членом организации;
    участвовать в приятных социальных мероприятиях;
    работать с дружелюбными и понимающими людьми;
    поддерживать гармоничные отношения;
    избегать межличностных конфликтов.
Потребности в уважении:
    чувствовать уважение со стороны сотрудников организации;
    получать похвалу со стороны коллег и руководства;
    добиться формального признания своих заслуг;
    иметь высокий статус и авторитет в организации и обществе;
    получить признание своей неординарности и значимости.
Потребности в независимости и самостоятельности:
    чувствовать ответственность за себя и своих подчинённых;
    быть свободным от опёки и жёсткого контроля;
    не ощущать жёсткой финансовой и  моральной зависимости;
    работать без жёсткой регламентации;
    быть хозяином самому себе.
Потребность в достижении:
    делать что – либо лучше других;
    достичь или приблизиться к трудной цели;
    внести свой уникальный вклад;
    успешно справиться с новыми обязанностями;
    развиваться и становиться лучше.
Потребность во власти:
    влиять на людей. Побуждая их изменять свое поведение и отношение;
    наносить поражение оппоненту или врагу;
    занимать руководящий пост;
    контролировать ресурсы или источники информации;
    контролировать людей и их деятельность.
Потребность в безопасности и защите значительно  влияет на выбор профессии (Maslou,1987). Предпочтение надёжной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение - всё это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Как показывают последние исследования , именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время. Это связанно с тем, что практические соображения обычно выступают домирующим мотивом в выборе профессии среди молодёжи, именно в период экономического спада и массовой безработицы, каковым является насыщенный период развития в России. В это время часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т.е. пользуется спросом, и даст средства к существованию. 

1.3 Тории мотивации  трудовой деятельности  отечественных и  зарубежных авторов. 

Существует  несколько теорий мотивации трудовой деятельности. Теории, рассмотренные ниже, ни в коем случае не исчерпывают полный перечень теорий мотивации, предложенных учеными. Но эти теории оказали самое большое влияние.
      Существует 3 осн. группы теорий мотивации: теории потребностей — мотивов — ценностей {need — motive — value theories); теории когнитивного выбора {cognitive-choice theories) и теории само-регулирования-метапознания {self-regulation-metacognition theories). Теории потребностей—мотивов—ценностей претендуют на объяснение мотивационпых факторов исходя из устойчивых диспозиций, таких как черты личности, структуры потребностей и ценностей. К таким теориям относятся теория иерархии потребностей А. X. Маслоу и теория существования —отношений —роста {existence — relatedness — growth theory) С. П. Алдерфера. Нск-рые теории интринсивной (внутренней) мотивации ставят в центр мотивы высшего порядка, напр., теория когнитивной оценки Э. Л. Деси, и теория характеристик работы Дж. Р. Хекмана и Г. Р. Олдхэма. Последняя описывает влияние работы и событий, происходящих в орг-ции, на интерес сотрудника к заданию и его восприятие личного контроля, к-рые считаются важнейшими психол. состояниями в трудовом поведении. В созданной Дж. С. Адамсом теории справедливости рассматриваются отношения когнитивного и соц. обмена, осн. на представлениях сотрудника о том, насколько справедливо с ним обращаются по сравнению с остальными. К др. известным теориям этой группы относятся теория мотивирующих и гигиенических факто ров Ф. Герцберга и теория мотивации достижения Д. К. Мак Клелланда.
      Теории  когнитивного выбора ставят в центр  когнитивные процессы, участвующие  в выборе. Трехфакторная теория В. Врума (валентность —инструментальность  —ожидание) — представительный образец  используемого в теориях этой группы подхода, придающего особое значение воспринимаемой вероятности успешности деятельности при условии приложения определенных усилий. В трехмерной теории атрибуции Б. Вайнера (локус, устойчивость и подконтрольность) подчеркивается мотивирующее влияние атрибуций на поведение. “Атрибутивная” модель мотивации 3. М. Вонга наглядно показывает, что структуры целей (индивидуальные против командных) рабочей системы влияют на характер атрибуций, к-рые, в свою очередь, во многом определяют последующие эмоции, ожидания и трудовую мотивацию работников.
Теории  саморегулирования метапознания выдвигают  на первый план мотивационные процессы целенаправленного поведения. Разраб. Локком теория постановки целей предполагает возможность повышения эффективности  выполнения задач и работоспособности  за счет точного описания целей и желаемых рез-тов.орию организации.
        Возможно, наиболее влиятельная  из них - иерархия потребностей  А. Маслоу. Классификация А. Маслоу  основана на приоритетах, в  соответствии с которыми, по его  мнению, удовлетворяются потребности.
Первичные потребности 
1. Физиологические  потребности (например в пище, воде, сне).
2. Потребность  в безопасности, т. е. в окружающей  среде, не содержащей угрозы  для жизни, здоровья и т.  д. 
Социальные  потребности 
3. Потребность  в принадлежности к определенной социальной г pynne, в любви и привязанности, т. е. потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с членами своей группы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.