На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования Республики Беларусь 

    Учреждение  образования
    «Гомельский государственный  университет
    имени Франциска Скорины» 
 

    Факультет экономический 
 

    Кафедра бухгалтерского учета, контроля и анализа  хозяйственной деятельности 
 

    Инвентаризация  и отражение ее результатов в бухгалтерском учете 
 
 
 
 

    Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 

    Исполнитель:
    студент группы БУ-31                                                                 Волкова Е.Л. 

    Научный руководитель:
    Профессор                                                                                     Бабына В.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Гомель 2010
    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………………..3 

    1. Теоретические основы проведения и оформления инвентаризации…….….5 

    
       Понятие инвентаризации, ее цели и задачи………….……………………..5
 
    
       Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского  учета…………………………………………………………….11 

    
       Порядок проведения и оформления инвентаризации…………………….13
 
    
    Исследование  вопросов проведения инвентаризации и  отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника»)……………………………24
 
    
      Технико-экономическая  характеристика предприятия…………………...24
 
    
      Оформление  результатов инвентаризации имущества  и обязательств; отражение в учете ее результатов……………………………………………………...31
 
2.3. Отражение  результатов инвентаризации в бухгалтерском учете………..40 

    3. Рекомендации по совершенствованию порядка проведения, оформления и отражения в учете результатов инвентаризации……………………………………45 

    Заключение……………………………………………………………………….52 

    Список  использованных источников…………………………………………...53 

    Приложения……………………………………………………………………...55 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Одной из основных задач бухгалтерского учета  является формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.
    Одним из основных способов контроля полноты  и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций признается одним из способов ведения бухгалтерского учета и должен быть утвержден в составе учетной политики организации на соответствующий финансовый год.
    В данной курсовой работе приведены основные сведения о целях, порядке назначения и проведения инвентаризации, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
    Инвентаризация. Казалось бы, все просто в этом процессе: проставил инвентарные номера, сделал инвентаризационную опись - и все. Но это только на первый взгляд. На самом деле – это очень длительный, монотонный процесс, отнимающий много времени и сил у бухгалтеров, материально-ответственных лиц, руководителей организации. Специальной литературы по проведению инвентаризации и отражению ее результатов в учете практически нет, поэтому бухгалтерам приходится пользоваться лишь методическими указаниями по проведению инвентаризации. В связи этим уже на этапе составления инвентаризационной описи возникает множество кривотолков. Инвентаризация – операция очень ответственная, потому что по данным проведенной инвентаризации планируется работа на весь год. Ведь просто необходимо знать, что в организации есть в наличии и в каком количестве. Или взять, к примеру, случай, когда обнаруживаются недостачи товарно-материальных ценностей, причины которых в одночасье нельзя определить. Тогда перед руководителем ставится сложная задача, которая, в результате неправильного решения, может повлечь за собой финансовую и уголовную ответственность, определить виновника недостачи, списать товарно-материальные ценности в пределах норм естественной убыли или списать на издержки производства.
     Целью работы ставлю изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Кроме того, постараюсь выявить практически допущенные ошибки и недочеты. Необходимо определить область применения полученных в результате инвентаризации данных.
     Достижение  поставленной цели обуславливает решение  следующих задач:
    Рассмотреть сущность инвентаризации, ее цели и задачи.
    Изучить принципы организации проведения и оформления инвентаризации.
    Изучить организацию бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
    Изучить документальное оформление результатов инвентаризации на РДТУП «Медтехника».
    Выявить недостатки и предложить пути улучшения порядка проведения инвентаризации.
 
     Объектом исследования является РДТУП «Медтехника», которое является одним из крупнейших поставщиков медицинского оборудования в Республике Беларусь.
     Предметом исследования является практика осуществления инвентаризации на примере РДТУП «Медтехника».  

    На  мой взгляд, приведено достаточно причин, чтобы как следует изучить процесс инвентаризации и порядок отражения ее результатов в учете. Это и произойдет в ходе работы.
    Инвентаризация  актуальна, потому что налаживает бухгалтерский учет  и с ее помощью мы проверяем фактическое наличие имущества  у  организации  или предприятия
    При написании курсовой работы изучены  и использованы законодательные, нормативные и методические материалы, регламентирующие проведение инвентаризации в Республике Беларусь; статьи отечественных авторов по исследуемой проблеме; экономические обзоры, опубликованные в периодической печати. Исследование выполнялось на материалах РДТУП «Медтехника».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы  проведения и оформления  инвентаризации 

      Понятие инвентаризации, ее цели и задачи.
 
    Важным   этапом   подготовки   к   успешному    составлению    годового бухгалтерского  отчета  за  год  является   своевременное   и   качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных  ценностей, другого  имущества,  денежных  средств  и  прочих   финансовых   активов и обязательств организации. 

    В тех  организациях  где,  эта  работа  проведена  на  должном  уровне, реальность показателей баланса на 1 января следующего года, как правило,  не вызывает  никаких сомнений.  Если же проведению   инвентаризации   не уделяется должного внимания  (или она не  проводится  вообще),  показатели баланса по отдельным его статьям бывают нереальны.  

    В  ходе  осуществления  хозяйственной  деятельности организация должна иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении:  его  количестве,  состоянии, оценке при постановке на учет  и т.д. С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация. 

    Так что же такое инвентаризация? В  какие сроки она должна  проводиться? Какие имущественные  ценности  подлежат  инвентаризации?  Ответы  на  эти  вопросы содержатся в статье 29 Закона Республики Беларусь  "О  бухгалтерском  учете  и отчетности" от  18.10.94  г.  и  Методических  указаниях  по  инвентаризации имущества  и  финансовых   обязательств,   утвержденных   Приказом   Минфина Республики Беларусь от 5.12.95 г. 

    Мною  было найдено несколько понятий  инвентаризации. 

    Инвентаризация  -  это документы,   оформленные   в   соответствии   с предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль  за состоянием и изменением хозяйственных  средств  (активов)  и  источников  их формирования. (А. Борисов) 

    Инвентаризация - установление на определенную дату фактических  средств в натуральном  и  денежном  выражении  и  источников  их  образования  путем непосредственного пересчета (снятия  остатков)  инвентаризуемого  объекта  в натуре и сличения фактических остатков с данными  бухгалтерского  учета. (А. Ганаго) 

    Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию  о наличии  имущества  экономического  субъекта   и   получить   ориентировочную информацию  о  состоянии  и  стоимости  такого   имущества. (В.И. Евдокимович) 

    На  мой взгляд инвентаризация - это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов.  

    Таким  образом,  Существует  множество  определений   инвентаризации, которые  по  сущности  говорят  одно  и  тоже.  Для  меня  предпочтительнее придерживаться трактовки, которая  приводится  в  "Законе  о  бухгалтерском учете  и  отчетности".   

    Инвентаризации  подлежит  имущество  клиента  и  его  финансовые   обязательства.   В   ходе аудиторской проверки  аудиторы  могут наблюдать  за  процессом  проведения инвентаризации.  Такое  наблюдение  может  помочь  аудиторской   организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского  учета  и  действенность системы внутреннего контроля. 

    Инвентаризация  имущества и финансовых обязательств  -  это  проверка  и документальное подтверждение фактического наличия  имущества  и  финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. 

    С помощью инвентаризации проверяется  правильность данных текущего учета материальных и денежных средств,  выявляются  ошибки,  допущенные  в  учете, принимаются на  учет  не  учтенные  хозяйственные  объекты,  контролируется сохранность  хозяйственных  средств,   которые   числятся   у   материально ответственных  лиц.  Практика  показывает,   что в отдельных   организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности. 

    Под инвентаризацией понимается последовательность практических   действий   по   документальному подтверждению  наличия,  состояния,  оценки имущества и обязательств организации. Иными словами, инвентаризация - это контрольная функция учета,   позволяющая   выявить   случаи  необоснованного  уменьшения (увеличения)   капитала   хозяйствующего   субъекта,   вложенного  в различные виды имущества.  

    Инвентаризация  производится путем физического  пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизни организации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешней информацией (данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировок и т.п.). 

    Инвентаризация  преследует следующие цели: 

        выявление фактического наличия имущества (как  собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;
 
        выявление причин несвоевременного или неверного  отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.
 
         сопоставление  фактически полученных данных  о наличии имущества в натуре  с данными аналитического и  синтетического учета (выявление излишков и недостач);
        проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
 
        определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
 
        проверка  полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.
 
        проверка  состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,
 
        приведение  учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями.
 
    Инвентаризация - один из важнейших приёмов контроля сохранности собственности, качественного состояния сырья, материалов, готовых изделий, правильности ведения складского хозяйства и текущего учёта. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления. 

    Инвентаризация  проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением МинФина РБ от 30 ноября 2007 г. №180. Согласно этому документу предприятия обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса. 

    Основными задачами инвентаризации является: 

        выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и  денежных средств, ценных бумаг, а также  объемов незавершенного производства в натуре;
 
        контроль  за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств  путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
 
        выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
 
        выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
 
        проверка  соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
 
        проверка  реальной стоимости учтенных на балансе  товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
 
    Законодательством   предусмотрены   различные  формы  и  методы проведения  инвентаризации,  которые  организация может использовать при составлении порядка проведения инвентаризации с учетом специфики своей  деятельности  и  задач,  которые  необходимо  решить  в  ходе инвентаризации.   Виды   инвентаризации  отражены в таблице 1.1.1: 

     Таблица 1.1.1. – Виды инвентаризации 

Классификация Вид инвентаризации Отличительные особенности
1. Обязательность проведения Обязательная Проводится обязательно в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Инициативная Проводится  самостоятельно по решению руководителя организации
2. По периодичности Плановая  Проводится  в соответствии с утвержденным планом.
Внеплановая Проводится внезапно по решению руководителя организации.
3. По степени охвата Полная  Инвентаризации  подлежат все объекты имущества  и обязательств организации.
Частичная Проверяется один или несколько видов имущества  в определенных местах хранения.
 
    Не  вдаваясь  в  подробности  перечисления  положений,   изложенных   в Методических указаниях, хотелось бы обратить внимание  на  пункт таблицы 1,  где приводятся случаи, в которых инвентаризация проводится в обязательном порядке: 

      При смене  собственника или реорганизации предприятия
 
      При ликвидации предприятия
 
      Перед составлением годовой отчетности
 
      При  смене  руководителя  предприятия или  другого материально ответственного лица
 
      При смене  материально ответственных лиц (на  день  приема/передачи дел)
 
      При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления,  а также порчи ценностей
 
      После пожара или стихийных бедствий
 
      По решению  контролирующих, судебных и других уполномоченных  на  то органов.
 
    К сожалению, эти требования часто не  выполняются,  в результате  чего после  увольнения  материально-ответственных  лиц  нередко  вскрываются значительные суммы  недостач  материальных  и  денежных  средств,  иски  на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются,  и  списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты,  что делать категорически запрещено.
    Выборочные     инвентаризации     и     контрольные     проверки в течение   года    дисциплинируют    работников    предприятия,    позволяют своевременно  вскрыть   нарушения,   злоупотребления   и   факты   хищения, содействуют  сохранности  имущества  предприятия.  Там,   где   материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей  работой  со  стороны работников  бухгалтерской  службы,  вероятность  злоупотребления  и  фактов хищения имущества сводится к минимуму. 

    В  деле  обеспечения  сохранности  материальных  ценностей  и  денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и  воспитание  работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.
    В целях  усиления  ответственности  лиц  за  сохранность  вверенных  им материальных  ценностей  и  денежных  средств   администрация   предприятия заключает письменные  договоры  о  полной  ответственности  с  работниками, достигшими 18-летнего возраста,  занимающими должности или выполняющими работы,  непосредственно связанные с хранением,   обработкой,   продажей, перевозкой или применением в процессе  производства  переданных им ценностей.
    Назначение,  увольнение,   перевод  и   перемещение    работников,   с которыми  заключается    или заключены   письменные  договоры   о   полной материальной   ответственности,    производятся    по    согласованию с главным    бухгалтером    (лицом, его заменяющим).
    Таким образом, проведение инвентаризации – один из важнейших процессов в организации, так как она позволяет обеспечивать систематический контроль  за состоянием и изменением хозяйственных средств и источников  их формирования. 
 
 

    1.2.  Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета. 

    Все явления в природе и обществе  находятся  во  взаимосвязи  и  взаимообусловленности. Это в полной  мере  относится  к  объектам  бухгалтерского учета, которые находят отражение во взаимной связи и  постоянном  движении. Возможность получить  показатели,  отражающие  величину хозяйственных средств и их движения в  процессе  деятельности  предприятия, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для  метода  бухгалтерского  учета характерным является использование целого ряда приемов и способов,  каждый из которых дает  возможность  получить  информацию  об  отдельных  сторонах изучаемого  предмета,  а  в  совокупности  обеспечивают  его   сплошное   и непрерывное отражение. 

    Составные элементы метода бухгалтерского учета  обеспечивают  проведение наблюдения за объектами, их  измерение,  группировку  и  обобщение  учетных данных. 

    Элементы  метода бухгалтерского учета: 

      документация;
 
      инвентаризация;
 
      оценка;
 
      калькуляция;
 
      счета и  двойная запись;
 
      бухгалтерский баланс и отчетность.
 
    Все перечисленные элементы  метода  бухгалтерского  учета  представляют собой единую систему.  Бухгалтерский учет может  выполнить  предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности;  во-вторых,  в последовательности,  предопределенной  методологией   сбора,   регистрации, систематизации  и  передачи   информации   о   хозяйственной   деятельности предприятия. 

    Документация  должна  обеспечить  непрерывное  отражение  в  специальных носителях информации всех хозяйственных операций,  но  иногда  изменения  в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент,  когда они произошли. Например,   уменьшение  величины  материальных  ценностей  в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.
    Все  эти   факты   выявляются   и   регистрируются   путем   проведения инвентаризации.  

    Инвентаризация  не может проводится без оценки, т.к. в результате оценки мы получим фактическое наличие средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального.
    Но  в  основе  денежной  оценки  лежит   калькулирование.   Калькуляция позволяет  определить  фактическую  себестоимость  объектов   в  связи   с потребностью  выявить отклонения  индивидуальных  затрат  от   общественно необходимых.
    Применение  оценки и калькуляции в  бухгалтерском  учете  позволяет  все объекты  учета и изменения выразить в  едином  измерителе  -  в  рублях.  Это свойство  результатов  измерения  в  едином  стоимостном  измерителе  широко используется в инвентаризации.
    Результаты  инвентаризации  необходимо  как-то  отразить.   Для   этого применяются  счета.  Они  необходимы  для  группировки  и  текущего   учета состояния и движения каждого вида хозяйственных  средств  и  источников  их образования. Так  в  бухгалтерском  учете  выявленные  излишки  и  недостачи имущества находят свое отражение на счетах.  

    Чтобы  иметь  реальное  представление  о  результатах  инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно  быть  отражено  в  годовом  бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности  того  месяца,  в  котором  была  окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации  в  балансе  и отчетности  является  завершающим  этапом  бухгалтерского  учета,  в   ходе которого отражают полученные  в  его  системе  наиболее  общие  стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.
    Инвентаризация  преследует  ряд  задач   и   целей. Ее роль очень велика, потому что с  ее  помощью проверяется правильность данных  текущего  учета  материальных  и  денежных средств, выявляются ошибки допущенные  в  учете,  принимаются  на  учет  не учтенные хозяйственные объекты,  контролируется  сохранность  хозяйственных средств, которые  числятся  у  материально  ответственных  лиц.    А  также инвентаризация тесно связана с  другими  элементами  метода  бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется  в  виду,  что  это  именно система, т.е. упорядоченная система  отдельных  приемов,  а  не  какие-либо случайные  способы,  действия.  Каждый  предыдущий   элемент   обеспечивает применение   последующего.   Поэтому   проведение   инвентаризации   должно осуществляться  в строгом   единстве   с   остальными   элементами   метода бухгалтерского учета. 
 

    1.3. Порядок проведения и оформления инвентаризации. 

    В соответствии со ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в организации в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация. 

    Порядок проведения инвентаризации имущества  и  финансовых  обязательств предприятия и оформления   ее   результатов   установлен Министерством финансов Республики Беларусь в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств. 

    Необходимость   проведения  инвентаризаций,  их периодичность, порядок    проведения,   оформление   ее   конечных результатов определены следующими документами Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
     
    Количество  инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества  и  финансовых  обязательств,  проверяемых  при  каждой  из  них, устанавливаются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. 

    Инвентаризации  проводятся в обязательном порядке: 

        при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
 
        при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
 
        перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период наименьших остатков;
 
        при смене  материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
 
        при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
 
        при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов;
 
        после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;
 
        при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.
 
    Принятый  Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий также предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества предприятия-должника при проведении конкурсного производства. В практике имеют место случаи, когда происходит ликвидация предприятий без проведения соответствующей работы по выявлению фактического наличия имущества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно. 

    Для  проведения  инвентаризации  на  предприятии  создается   постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. При большом объеме работы и наличии на предприятии ревизионной  комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее. 

    Основу  инвентаризации материально-производственных запасов составляет полная или выборочная проверка наличия этих ценностей специально созданной комиссией. Это может быть: 

        постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в организационно-контрольные функции которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период (в течение года - в межинвентаризационный период - в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки).
 
        рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций;
 
        разовые комиссии - в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости - по проверке и выборочной инвентаризации.
 
    Персональный  состав постоянно действующих и  рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе об инвентаризации. В нем же конкретизируется состав имущества, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации (контрольная проверка, смена материально ответственного лица, переоценка либо иные действия), определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, и назначается председатель инвентаризационной комиссии.
    Вещественная  и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально.  

    Перед  началом  проведения  инвентаризаций  членам   инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала  и  окончания  проведения  работ.  Запрещается проводить   инвентаризацию   ценностей   при   неполном   составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результата недействительным.  

    До  начала проверки фактического наличия  имущества  инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации  приходные  и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей: 

        опломбирует помещения, в которых находятся  материальные ценности;
 
        проверяет весы, мерную тару;
 
        получает  от материально ответственных лиц  отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей, расписку в том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие в их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
 
    Материально ответственное лицо дает расписку о том, что  к началу инвентаризации все расходные  и  приходные  документы  на  имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на  их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. 

    Сведения  о фактическом наличии имущества  и реально  учтенных  финансовых обязательств записываются инвентаризационные описи (акты инвентаризации) не менее чем в двух экземплярах. 

    Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и  точность внесения  в описи данных о фактических остатках  основных  средств,  запасов,  товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
    Фактическое  наличие  имущества  при  инвентаризации  определяют  путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. 

    Инвентаризации  подлежит все имущество (все виды имущества, принадлежащие предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств. 

    Пунктом 2 Инструкции № 180 определен перечень инвентаризируемых активов и обязательств организации. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных) путем: 

      сопоставления с данными бухгалтерского учета;
 
      выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
 
      выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;
 
      проверки  обязательств с целью правильного  формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;
 
      проверки  образования и использования  источников собственных средств, средств  целевого финансирования и др.
 
    Обратим внимание, что инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) (п.5 Инструкции № 180). 

    Согласно  п.7 Инструкции № 180 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности провести инвентаризацию активов и обязательств необходимо в следующие сроки: 

        основных  средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой  продукции - не ранее 1 ноября;
 
        незавершенного  производства и полуфабрикатов - не ранее 1 ноября;
 
        денежных  средств - не ранее 1 декабря;
 
        обязательств  и других активов - не ранее 1 декабря.
 
    Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации. Для проведения инвентаризации руководитель организации издает Приказ (приложение 1) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22), являющийся письменным заданием, в котором указывается конкретное содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. После подписания руководителем приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии. Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ–23). Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации. 

    До  проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организовано складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты: 

        осуществляется  ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
 
        заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования;
 
        соответствуют ли должности материально ответственных  лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности;
 
        созданы ли материально ответственным лицам  условия для обеспечения сохранности  материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей;
 
        оснащены  ли места хранения материальных ценностей  необходимыми измерительными приборами;
 
        существует  ли контроль над порядком вывоза ценностей  из организации и выдачей доверенностей  на их получение;
 
        хранятся  ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно;
 
        назначена ли приказом руководителя постоянно  действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.
 
    Руководитель  организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы. 

    Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи (Приложение 1), не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.
    В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества   и   достоверности  учтенных  обязательств  записывают  в инвентаризационные    описи   и   акты,   оформленные   на   бланках унифицированных  форм  первичной учетной документации, заполненные в соответствии   с  требованиями,  предъявляемыми  ст.9  Закона.  Акты обмеров,  технические  расчеты  и  ведомости  отвесов в обязательном порядке   прилагаются   к   описям.  Наименование  инвентаризируемых объектов, а также их количество указывается в описях по номенклатуре и  в единицах измерения, принятых в учете. Документы, применяемые при оформлении  результатов  инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, представлены в таблице 1.1.2. 

    Таблица 1.1.2. – Документы, применяемые при оформлении результатов инвентаризации 

Наименование  документа Номер формы
Нормативно-правовой акт, утвердивший форму
Книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации  
-
Методические  указания №54, приложение 2
Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией - Методические  указания №54, приложение 5
Инвентаризационная  опись основных средств ИНВ -1 Методические  указания №54, приложение 6
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей ИНВ -3 Методические  указания №54, приложение
Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение ИНВ-5 Методические  указания №54, приложение 10
Акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-9 Методические  указания №54, приложение 14
Инвентаризационная  опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности ИНВ -10 Методические  указания №54, приложение 15
Сличительная  ведомость результатов инвентаризации основных средств ИНВ-12 Методические  указания №54, приложение 17
Сличительная  ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей ИНВ-13 Методические  указания №54, приложение 18
 
    Заполненные  и  подписанные  инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию организации для составления сличительных ведомостей и выявления  результатов  инвентаризации  путем  сопоставления данных, указанных  в  инвентаризационных  описях,  с  данными бухгалтерского учета.   Результаты  инвентаризации  могут  рассматриваться  как  на заседании    центральной    инвентаризационной   комиссии,   так   и непосредственно    руководителем   организации.   При   рассмотрении результатов  выявляются  причины  недостач и излишков. Отклонения от учетных  данных, выявленные при инвентаризации, отражаются на счетах бухгалтерского  учета  в  соответствии  с  Инструкцией по применению Типового    плана    счетов   бухгалтерского   учета,   утвержденной постановлением  Минфина  РБ  от  30.05.2003  №  89  (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция № 89). 

    Согласно  п.5.1  Методических  указаний  №  54  выявленные  при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского  учета  регулируются  в  соответствии  с  Законом   в следующем порядке: 

         -  стоимость  выявленных  при   инвентаризации излишков основных  средств,   материальных   ценностей,   денежных  средств  и  другого  имущества  подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного  года  с  последующим  установлением  причин возникновения излишка и виновных лиц; 

         -  стоимость  недостачи,  порчи   или  иной  утраты  имущества  в пределах  норм  списывается по распоряжению руководителя организации на   издержки   производства   или   обращения.  Нормы  убыли  могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.  

    Следует  помнить,  что убыль ценностей  в пределах установленных норм  определяется  после  зачета  недостач  ценностей  излишками по пересортице. В случае если после зачета по пересортице, проведенного в  установленном  порядке,  все же оказалась недостача ценностей, то нормы   естественной   убыли   должны  применяться  только  по  тому наименованию  ценностей,  по  которому  установлена  недостача.  При отсутствии  норм  убыли  по  товару  данный факт рассматривается как недостача сверх норм; 

         -  недостача материальных ценностей,  денежных средств и другого  имущества,  а также порча сверх  норм естественной убыли относятся  на виновных  лиц  или  за  счет  страхового  возмещения.  Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов. 

    Наименование  инвентаризуемых  ценностей  и  объектов,  их   количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью  число  порядковых  номеров материальных ценностей и общий итог количества в  натуральных  показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того,  в  каких  единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
    Исправление  ошибок  производится  во  всех  экземплярах  описей  путем зачеркивания  неправильных  записей  и  проставления   над   зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть  оговорены  и  подписаны  всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
    В описях не допускается  оставлять  пустые строки,  на  последних страницах незаполненные строки подчеркиваются. Также на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку. 

    Описи  подписывают  члены  инвентаризационной  комиссии  и  материально ответственные лица. В  конце  описи  материально  ответственные  лица  дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии,  об отсутствии членам комиссии каких-либо и  принятии  перечисленного  в  описи имущества на ответственное  хранение.  При  проверке  фактического  наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший  имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества.
    На  имущество, находящееся на ответственном  хранении,  арендованное  или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
    Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней,  то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии   должны   быть   опечатаны.   Во   время   перерыва   в    работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
    В  тех  случаях,  когда  материально  ответственные   лица обнаружат   после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия  склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об  этом  председателю  инвентаризационной комиссии.  Инвентаризационная  комиссия  осуществляет  проверку   указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. 

    По  окончании  инвентаризации  могут проводиться  контрольные  проверки правильности проведения инвентаризации. Их  следует  проводить  с  участием членов  инвентаризационных  комиссий  и   материально   ответственных   лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции  и  т.п.,  где  поводилась инвентаризация.
    Результаты контрольных проверок  правильности  проведения  инвентаризации оформляются актом и регистрируются  в   книге  учета  контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций.
    В межинвентаризационный периода предприятиях  (учреждениях)  с  большой номенклатурой  ценностей  могут  производится   выборочные   инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
    Контрольные   проверки   правильности   проведения   инвентаризаций   и выборочные инвентаризации,  проводимые  в  межинвентаризационный  период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по  распоряжению  руководителя предприятия.
    При внезапных инвентаризациях все  товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии.
    После осуществления всех необходимых  подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.
    Инвентаризация  основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.
    Проверка  фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).
    Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера. 

    После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации (Приложение 2) и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации. По тем наименованиям имущества, по которым выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации, составляются сличительные ведомости (Приложение 3) с указанием в них выявленных расхождений как в натуральных, так и в стоимостных измерителях. 

    Правила оформления инвентаризационной описи (акта) 

    1. Инвентаризационные описи (акты) заполняются четко и ясно, без помарок и подчисток. Они могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной или другой организационной техники, так и ручным способом (чернилами или шариковой ручкой). 

    2. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.  

    3. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на одной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. 

    4. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. 

    5. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 

    6. На последней странице описи должна быть сделана отметка: “Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил” за подписью бухгалтера, производившего проверку. 

    7. Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. 

    8. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. 

    9. При проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Исследование вопросов проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете (на примере РДТУП «Медтехника») 

        Технико-экономическая характеристика предприятия
 
    Республиканское дочернее торговое унитарное предприятие «Медтехника» начало свою деятельность 31 июля 2000 года.  

    Юридический адрес: 246007, Республика Беларусь, город Гомель, ул. Чонгарской дивизии, 14. 

    Вид деятельности: снабженческо-сбытовой. 

    Организационно-правовая форма предприятия: Республиканская. 

    Форма собственности: государственная. 

    РДТУП «Медтехника» г. Гомель является дочерним предприятием Производственно-торгового республиканского торгового предприятия «Белмедтехника», имеет статус юридического лица и является коммерческой организацией.
    Предприятие создано с целью обеспечения  населения и организаций здравоохранения изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, а также иной продукцией, работами и услугами.
    Предприятие в установленном порядке осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
    Группа  компаний «Медтехника» является одним  из ведущих поставщиков медицинских материалов и оборудования на территории Беларуси.
    С момента основания в 2000 году компания сделала значительный шаг вперед и является не только крупнейшим поставщиком медицинского и стоматологического оборудования ведущих мировых производителей, но также динамично развивающимся производственным предприятием.
    Постоянное  внимание к качеству, активное использование  новых технологий и долгосрочное планирование позволили предприятию занять уверенное положение среди производителей медицинской мебели.
    На  основании бухгалтерского баланса  за 2010 год (Приложение 3) можно сделать анализ финансового состояния предприятия. 

    Таблица 2.1.1. Структура баланса за 2010 год.  

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на __01 января__ 2010_г.
 
 
 
  КОДЫ
Форма 1 
по ОКУД
 
0502070
Дата (год, месяц, число) 09 12 31
Организация  РДТУП «Медтехника» По ОКЮЛП 100876557 
Учетный номер плательщика УНП 400052327
Вид деятельности  снабженческо-бытовой по ОКЭД 51460
Организационно-правовая форма  Республиканская по ОКОПФ 1310.2
Орган управления  Министерство здравоохранения по СООУ 2040
Единица измерения млн.руб. по ОКЕИ 408
Адрес  246007 г. Гомель, ул. Чонгарской дивизии, 14    
   
 
 
 
 
Контрольная сумма   
Дата  утверждения  
Дата  отправки 26 ноября 2008 г.
Дата  принятия  
   
Актив Код строки На начало года На конец  отчетного периода Отклонение 
1 2 3 4 5
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        
Основные  средства:        
первоначальная  стоимость  101 4 963  5 440  477
амортизация 102 2 401  2 636  235
остаточная  стоимость  110 2 562  2 804  242
Нематериальные  активы:        
первоначальная  стоимость 111 15  -10
амортизация 112 12  -8
остаточная  стоимость 120 -2
Доходные  вложения в материальные ценности:        
первоначальная  стоимость  121 -
амортизация 122 -
остаточная  стоимость 130 -
Вложения  во внеоборотные активы 140 54  13  -41
В том числе:  
незавершенное строительство
141  
 
 
-
Прочие  внеоборотные активы 150 -
ИТОГО по разделу I 190 2 619  2 818  199
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ         
Запасы  и затраты: 210 3 722  5 313  1591
В том числе: 
сырье, материалы и другие аналогичные активы
211  
453 
 
482 
 
29
животные на выращивании и откорме 212 -
затраты в незавершенном производстве и полуфабрикаты 213 -
расходы на реализацию 214 5
готовая продукция и товары для реализации 215 3 215  4 790  1 575
товары  отгруженные  216 -
Выполненные этапы по незавершенным работам 217 -
Расходы будущих периодов 218 53  35  -18
Прочие  запасы и затраты 219 -
Налоги  по приобретенным товарам, работам, услугам 220 0
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230  
 
 
-
В том числе: 
покупателей и заказчиков
231  
 
 
-
прочая  дебиторская задолженность 232 -
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240  
1 258 
 
413 
 
-845
В том числе: 
покупателей и заказчиков
241  
858 
 
325 
 
-533
поставщиков и подрядчиков  242 143  -135
по  налогам и сборам 243 13  -9
по  расчетам с персоналом 244 0
разных  дебиторов  245 243  75  -168
прочая  дебиторская задолженность 249 -
Расчеты с учредителями 250 -
В том числе: 
по вкладам в уставный фонд
251  
 
 
-
прочие 252 -
Денежные  средства 260 241  4 324  4 083
В том числе: 
денежные средства на депозитных счетах
261  
 
 
-
Финансовые вложения 270 0
Прочие  оборотные активы 280 0
ИТОГО по разделу II 290 5 230  10 059  4 829
БАЛАНС (190+290) 300 7 849  12 877 5 028
   
Пассив Код строки На начало года На конец  отчетного периода Отклонение
1 2 3 4 5
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ        
Уставный  фонд 410 0
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей) 411  
 
 
-
Резервный фонд 420 61  67  6
В том числе: 
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
421  
 
 
 
 
 
-
резервные фонды, образованные в соответствии с учредительными документами 422  
61 
 
67 
 
6
Добавочный  фонд 430 2 442  2 683  241
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 440 -
Нераспределенная (неиспользованная) прибыль (непокрытый убыток) 450  
157 
 
162 
 
5
Целевое финансирование 460 250  250  0
Доходы  будущих периодов 470 -
ИТОГО по разделу III 490 2 916  3 168  252
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА        
Долгосрочные  кредиты и займы 510 -
Прочие  долгосрочные обязательства 520 -
ИТОГО по разделу IV 590 -
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА        
Краткосрочные кредиты и займы 610 70  100  30
Кредиторская  задолженность 620 4 863  9 609  4 746
В том числе: 
перед поставщиками и подрядчиками
621  
4 444 
 
5 627 
 
1 183
Перед покупателями и заказчиками 622 103  3 738  3 635
по  расчетам с персоналом по оплате труда 623 123  124  1
по  прочим расчетам с персоналом 624 0
по  налогам и сборам 625 92  32  -60
по  социальному страхованию и обеспечению 626 27  27
по  лизинговым платежам 627 -
Перед прочими кредиторами 628 100  60  -40
Задолженность перед участниками (учредителями) 630 -
В том числе: 
по выплате доходов, дивидендов
631  
 
 
-
прочая  задолженность 632      
Резервы предстоящих расходов 640      
Прочие  краткосрочные обязательства 650 -
ИТОГО по разделу V 690 4 933  9 709  4 776
БАЛАНС (490+590+690) 700 7 849  12 877  5 028
Из  строки 620:        
долгосрочная  кредиторская задолженность 701 -
краткосрочная кредиторская задолженность 702 4 863  9 609  4 746
 
 
Активы  и обязательства, учитываемые за балансом Код строки На начало года На конец  отчетного периода Отклонение
1 2 3 4 5
Арендованные (в том числе полученные в пользование, лизинг) основные средства 001  
200 
 
367 
 
167
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 002 107  711  604
Материалы, принятые в переработку 003 -
Товары, принятые на комиссию 004 460  12  -448
Оборудование, принятое для монтажа 005 -
Бланки строгой отчетности 006 0
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 007 10  -1
Обеспечения обязательств и платежей полученные 008 -
Обеспечения обязательств и платежей выданные 009 -
Амортизационный фонд воспроизводства основных средств 010 -
Основные  средства, сданные в аренду (лизинг) 011 -
Нематериальные  активы, полученные в пользование 012 13  13  0
Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов 013 -
Потеря  стоимости основных средств 014 -
   
Руководитель ________________   _____С.И. Уткин_____
                 (подпись)   (инициалы, фамилия)
Главный бухгалтер ________________   ____Л.В. Хахелько____
                      (подпись)   (инициалы, фамилия)
«10» ______матра_______ 2010 г.  

    По  данным бухгалтерского баланса на основании  структуры баланса за 2009г. имущество предприятия увеличилось на 5 028 млн. рублей. В основном это произошло за счет увеличения готовой продукции и товаров для реализации, которые увеличились на 1 575 млн. рублей, а так же за счет увеличения денежных средств на 4 083 млн. рублей. Долгосрочные обязательства, как на начало, так и на конец отчетного периода отсутствуют, это положительно характеризует предприятие. Краткосрочные обязательства увеличились на 4 776 млн. рублей.  

    Внеоборотные  активы увеличились на 199 млн. рублей. Основной причиной этого сиало увеличение остаточной стоимости основных средств по сравнению с началом 2009г. В общем можно сказать, что у предприятия существует надежная база для хозяйствования.  

     Оборотные активы также уменьшились на 4 829 млн. рублей. На увеличение повлияло увеличение запасов и затрат.  

     По  данным баланса можно сделать  вывод: на предприятие отслеживается рост производства, по сравнению с предыдущим годом, об этом говорят практически все позиции баланса. В общем финансовое положение предприятия удовлетворительное.  

     Таблица 2.1.2. - Конечные финансово-экономические показатели деятельности РДТУП «Медтехника» за 2006-2008 гг. 

Показатели Годы Темп  роста, %  
или отклонение (+, -)
2006 2007 2008 2007 к  
2006
2008 к 
2007
2008 к 
2006
1. Выручка от реализации товаров,  продукции, работ, услуг, млн р. 175234 177385 209766 101,23 118,25 119,71
2. Начисленные налоги из выручки, млн р. 16500 19289 21186 116,90 109,83 128,40
3. Выручка от реализации (за вычетом налогов и других обязательных платежей, взимаемых из выручки), млн р. 158734 158096 188580 99,60 119,28 118,80
4. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р. 126863 139540 166436 109,99 119,27 131,19
5. Расходы на реализацию товаров, продукции, работ, услуг, млн р. 5836 6069 8047 103,99 132,59 137,89
6. Прибыль от реализации продукции:            
    сумма, млн  р.
26035 12487 14097 47,96 112,89 54,15
    в процентах к реализованной продукции (за минусом налогов и других обязательных платежей, взимаемых из выручки),  %
16,40 7,90 7,48 -8,50 -0,42 -8,93
7. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов,  
млн р.
707 2288 -1193 +1581 -3481 -1900
8. Убыток от внереализационных  доходов и расходов, млн р. -4284 -3874 -7524 +410 -3650 -3240
9. Прибыль отчетного периода            
    сумма, млн  р.
22458 10901 5380 48,54 49,35 23,96
    в процентах к реализованной продукции (за минусом налогов и других обязательных платежей, взимаемых из выручки),  %
14,15 6,90 2,85 -7,25 -4,04 -11,30
10. Налоги, сборы и платежи, взимаемые из прибыли, млн р. 8385 4177 4607 49,82 110,29 54,94
11. Прочие расходы из прибыли, млн р. 77 82 230 5 148 153
12. Чистая прибыль             
    сумма, млн  р.
13996 6642 543 -7354 -6099 -13453
    в процентах к выручке от реализации (за минусом налогов и др.обязательных платежей, взимаемых из выручки),  %
8,82 4,20 0,29 -4,62 -3,91 -8,53
 
     В 2008 г. организацией были получены значительные убытки от операционной деятельности – 1193 млн р., в то время как в 2006 г. прибыль от операционной деятельности составила 707 млн р., а в 2007 г. – 2288 млн р. Кроме того, в 2008 г. значительно увеличился размер убытков, полученных от внереализационной деятельности, — на 3240 млн р. Это привело к резкому сокращению прибыли отчетного периода. Ее размер за анализируемый период сократился более чем в 4 раза, а итоговая рентабельность снизилась с 14,15 % в 2006 г. до 2,85 % в 2008 г. По итогам 2008 г. РДТУП «Медтехника» было получено только 543 млн р. чистой прибыли. Рентабельность чистой прибыли составила только 0,29 % по сравнению с 8,82 % в 2006 г.
     Таким образом, в деятельности РДТУП «Медтехника» за анализируемый период имеет место значительное снижение конечных финансово-экономических показателей деятельности. В такой ситуации особо остро стоит поиск путей увеличении объемов сбыта готовой продукции и эффективности работы организации. Важным направлением решения данной проблемы является совершенствование материального стимулирования труда работников РДТУП «Медтехника». Положительной чертой работы предприятия является стабильность кадрового потенциала организации, однако, некоторые руководящие должности занимали работники, имеющие профессионально-техническое и среднее образование, что является отрицательным явлением. Решением данной проблемы является замена указанных работников высокообразованными специалистами. 

    2.2. Оформление результатов инвентаризации имущества и обязательств 

    На  предприятии РДТУП «Медтехника» основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя о проведении инвентаризации (Приложение 2). Этим распоряжением утверждается состав проверяющих, перечень инвентаризируемого имущества и финансовых обязательств, а также сроки проведения инвентаризации.  

    К основным документам, которые определяют порядок проведения инвентаризации относятся Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РБ и Основное положение по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. 

    Инвентаризация  собственного имущества и финансовых обязательств является одним из тех ответственных мероприятий, о которых предприятию не стоит забывать перед завершением финансового года. От результатов этой ревизии зависит правильность всей годовой отчетности.  

    Инвентаризация  имущества и финансовых обязательств  -  это  проверка  и документальное подтверждение фактического наличия  имущества  и  финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.