На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствования социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3-7
Глава1.Теоретический анализ, сущность и содержание социальной
работы  с гражданами пожилого возраста и старческого  возраста…………………………………………………………………….8-36
1.1.Граждане пожилого  и престарелого возраста как  объект
 социальной  работы……………………………………………………….8-22
1.2. Нормативно правовые документы в работе с гражданами
пожилого и  старческого возраста……………………………………….22-34
Выводы по главе …………………………………………………………34-36 

Глава 2.Исследование практики организации социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста на примере УСЗН
  района Строгино  и ЦСО Строгино…………………………………..37-64
2.1. Предназначение  и решаемые задачи УСЗН района  Строгино
 и ЦСО Строгино…………………………………………………………37-54
2.2. Особенности  социальной работы, реализованной  на 
практике УСЗН Строгино и ЦСО Строгино……………………………54-61
Выводы по главе ………………………………………………………….62-64 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы
с гражданами пожилого и старческого  возраста……………………64-72
3.1. Рекомендации  по совершенствованию социальной  работы с гражданами пожилого  и старческого возраста……………….…………64-68
3.2.Рекомендации  в социальной работе по надомному обслуживанию.69-71
Выводы по главе …………………………………………………………..71-72
Заключение………..……………………………………………………...73-76
Список  литературы……………………………………………………..78-80
Приложение………………………………………………………………81-92
Введение
     Забота о людях старшего поколения – это безусловный общечеловеческий и государственный приоритет. Надо помнить, что у нас в стране очень много людей зрелого возраста. По тем стандартам, которые мы обычно предъявляем, это более 30 миллионов людей пожилого возраста, то есть практически каждый пятый и даже больше.
     По оценкам экспертов, в предстоящее десятилетие число пенсионеров будет расти – так и должно быть, потому что мы стараемся увеличивать средний возраст, особенно в части, касающейся людей старше восьмидесяти лет. Надо сделать так, чтобы условия их жизни и в городах, и в сельской местности улучшались, чтобы люди в преклонном возрасте чувствовали себя вовлечёнными в нормальную жизнь1
     Изменения в социальном благосостоянии людей во всем мире, связанные со старением населения, медленным экономическим ростом, неравномерным распределением доходов, способствуют постановке вопроса об активизации пожилых людей.
     Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время граждане пожилого и престарелого возраста являются наиболее уязвимой категорией населения. В процессе своей жизнедеятельности они сталкиваются с такими проблемами как материальные, медицинские, бытовые, и, на наш взгляд наиболее тяжелая – это проблема одиночества.  Именно поэтому их благополучие напрямую зависит от мер социальной защиты и помощи. Забота о пожилых людях не должны быть формальностью, она должна быть в зоне постоянного внимания. К сожалению, заниматься пожилыми людьми, людьми престарелого возраста в нашей стране пока не очень модно. Другими словами актуальность обусловлена:
- во-первых, возрастанием в современных условиях  роли учреждений социального  обслуживания по организации  социальной поддержки пожилых  людей;
- во-вторых, социальный работник – это  человек, который непосредственно  контактирует с клиентом, он знает  его проблемы и пытается ему  помочь;
- в-третьих,  необходимость выявления пожилых  людей, опознавание их проблем  и  предпринятые наиболее эффективных способов по их устранению.
     Научная разработанность. Степень разработанности проблемы связана с увеличением интереса социологии к проблемам пожилых людей и их социальной поддержке как фактора преодоления и воспроизводства социального неравенства, стремлением переосмыслить роль социальной политики государства в общественном развитии.
     Социальная работа с пожилыми людьми является объектом исследования философии, социологии, психологии, педагогики. В философских, социологических трудах Л.П.Буевой, Э.В.Ильенкова, Е.И.Холостовой и др. раскрыты социально-философские основы социальной работы с этой категорией населения. В психологических исследованиях Г.М.Андреевой, Б.Г.Ананьева, Н.Х.Александровой, М.Д.Александровой, И.А.Зимней, И.С.Кона, Н.Ф.Дементьева и др. отражены психолого-педагогические проблемы старческого возраста. В педагогических работах И.Г.Зайнышева, Т.В.Карсаевской, А.В.Мудрика, Г.В.Мухаметзяновой, А.М.Панова, В.А.Фокина, И.В.Фокина, В.П.Юдина, Т.Ф.Яркиной и др. представлены общие основы социальной работы с пожилым населением.
     В диссертационных исследованиях Л.И.Гурье, М.В.Ефимовой, Е.Н.Коноваловой, О.П.Миненковой, Ф.Ш.Мухаметзяновой, Т.П.Пичужкиной, Т.М.Трегубовой и др
     Особенности адаптации людей к процессу старения рассматриваются в рамках различных социальных теорий: социального научения (А.Бандура, Д.Маккоби, А.Мартин), стадий изменения (Д.Прочастка), социальных систем (Н.Луман, Т.Парсонс), действия (Д.Мид), жизненного мира (Ю.Хабермас), концепции структурации (Э.Гидденс), экологических теорий (У.Бронфенбреннер, Н.Кобаяши). Анализ подобного рода теорий представлен в работах отечественных ученых М.Александровой, Т.Карсаевской, А.Шаталова.
     Проблемы пожилого и старческого возраста рассматриваются в трудах Е.И.Холостовой2, А.Г.Вишневского3, Cаралиевой З.М., Балабаного С.С4, Обухова Л.Ф5 данной проблемой занимались советские демографы, такие как С.Г. Струмилин, Б.Ц. Урланис и т.д., а так же существенный вклад внесли авторы РГСУ: Макаренко Т.В.6, Яцемирская Р.С.7, Борзова Т.В.8, Ярецкий В.Ю9.
     Практическая значимость данной работы заключается в том, что внесенные предложения, по усовершенствованию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста могут существенно повысить качество предоставляемых услуг, а значит и конечный результат.
     Объект исследования: технология социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста.
     Предмет исследования: опыт работы ЦСО и УСЗН района Строгино
     Цель исследования: изучить организацию социальной работы с гражданами пожилого и старческого возраста и внести предложения по усовершенствованию данной деятельности.
     Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
     Задачи исследования:
-изучить  соответствующую литературу
-изучить  граждан пожилого и старческого  возраста как объекта социальной  работы
-рассмотреть  опыт работы УСЗН и ЦСО Строгино
-внести  предложения по усовершенствованию  работы
-сделать  соответствующие выводы.
     Нормативно-правовую базу работы составляет: Конституция Российской Федерации, семейная политика Российской Федерации, акты ООН, Федеральный закон «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации», Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Приказ Минздрава №279 от 28.07.99 «Об организации в поликлинике медико-социального отделения с включением социальных работников» и Постановление Минтруда №32 от 22.07.99 «О введении врача в штат центра социального обслуживания, в отделение дневного пребывания» и др.
     Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу работы составляет опыт работы УСЗН и ЦСО района Строгино.
     Метод исследования: Теоретическое исследование и анализ научной литературы, анализ и обобщение знаний, изучение опыта работы УСЗН и ЦСО  района Строгино.
     Гипотеза исследования: Качественно организованная социальная работа, с использованием инновационных технологий при работе с гражданами пожилого и старческого возраста поможет существенно повысить социальное благополучие данной категории людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретический анализ, сущность и содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста и старческого возраста
1.1.Граждане  пожилого и престарелого  возраста как объект  социальной работы
    В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.
      Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и т.д.
     Геронтологи единодушно подтверждают гипотезу о связи долго жительства с высоким уважением к человеку преклонного возраста в семье и обществе. Отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за социальное, психологическое, одним словом, комфортное положение людей преклонного возраста.
    Уважительное отношение к престарелым нужно формировать в семье, которая на последних этапах жизненного цикла индивида играет исключительно большую роль. Принадлежность пожилого человека к семье, тем людям, с которыми он теснейшим образом связан, цели которых он разделяет и которые в свою очередь заботятся о нем, предоставляя повседневную помощь, социальную и психологическую поддержку, может служить лучшим средством адаптации пожилого человека после выхода на пенсию. В связи с этим очень важно, чтобы пожилые люди их дети, даже если они не живут совместно, поддерживали между собой тесные взаимоотношения.
     В России доля людей пожилого (60–75 лет) и старческого (75–85 лет) возраста близка к показателям для Западной Европы и США и суммарно составляет около 30 млн., что превышает 20,7% всего населения страны10.
     Понятие «пожилого возраста» включает в себя не только биологические, но и социально-психологические характеристики. Границы пожилого возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного социума. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесло свои коррективы в возрастные границы понятия «пожилой человек».
     Современные исследователи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную и считают, что все её виды взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга. При этом, календарный возраст не всегда играет ведущую роль. Хронический больной человек гораздо раньше начинает чувствовать преклонный возраст, чем физически крепкий и здоровый. Наступление разных видов старости обычно не совпадает по времени, они могут обгонять и отставать друг от друга. В то же время, можно говорить о том, что все эти процессы тесно взаимосвязаны и невозможно уверенно утверждать, какой из названных видов наиболее активно влияет на общий процесс старения. Скорость старения характеризуется как биологическими, так и социальными условиями
     По данным статистики в России проживает около 39 миллионов людей «третьего возраста», что составляет 270 лиц пенсионного возраста на 1000 людей работающих. По прогнозам Госкомстата к 2016 году количество пожилых людей в России увеличится вдвое.
     Низкий уровень доходов пожилых людей приводит, прежде всего, к минимизации расходов на социально-культурные нужды, повышает уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказывается на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста.
     Сотрудниками Ростовского РО РКК совместно с РКК и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца проведено исследование среди граждан пожилого возраста с целью выявления их нужд и потребностей. Проведенное исследование показало, что главными проблемами лиц пожилого возраста являются правовая безграмотность, невозможность отстаивать свои интересы и социальная изоляция.
     Пожилые люди хотят знать, что нужно делать, чтобы продлить полноценную жизнь, как защитить себя от недугов, снимать стрессы. Многие из них желают быть социально активными, заметными и замеченными окружающими, молодёжью и властными городскими структурами.11
     Проблема старения населения является в настоящее время актуальнейшей для России. Пятая часть населения страны — лица старше 60 лет. Рост числа пожилых увеличивает затраты на выплату пенсий, медицинское обеспечение и социальное обслуживание и ставит иные проблемы перед страной и обществом. Численность лиц пенсионного возраста превышает численность детей и подростков до 16 лет. Сейчас в России количество детей до 14 лет в 2,5 раза меньше, чем лиц пенсионного возраста (соответственно: 10,6 и 27,2 млн. человек). Решение проблем, вызывающих такую неблагоприятную диспропорцию, является сложным, но необходимым, даже срочным.12
      Разработанные  Всемирной Ассамблеей  ООН по старению документы  содержат ряд обще гуманистических  рекомендаций  в области   улучшения   здоровья   и положения  пожилых. В  них  предусматривается    необходимость    обеспечить справедливое распределение как благ, так  прав  и  обязанностей  среди  всех возрастных групп общества,  создать всем пожилым   широкие  возможности    и условия    для   проявления   и   развития   их   физических,   духовных   и культурных потребностей.
     В отечественной социологической  литературе пенсионеров обычно     рассматривают     как     большую  общественную,   социальную   или    социально-демографическую группу,  причем  иногда  эти определения  объединяются.  Одни  авторы    считают  их  социальной  группой непроизводственного    характера:     хотя      они       не       участвуют непосредственно      в   общественном    производстве,    но    в    системе разносторонней общественной деятельности   занимают важное  место.  
     Другие утверждают,   что   пенсионеры,   прежде   всего,    социально-демографическая группа.  В качестве демографической,   более точно,     возрастной   группы, следует   рассматривать   только пенсионеров по старости.
      Пенсионером по старости может  быть и зрелый и пожилой,  и  старый,  и престарелый человек. Говоря о пенсионерах по старости, можно относить  их  в целом к людям, находящимся на поздних этапах жизненного цикла. Только  этим, более широком смысле, они являются  демографической (возрастной) группой.
      Период,  после  выхода  на  пенсию,   длительный,    он  составляет  в среднем, примерно 16 лет у мужчин и 24 года у женщин. Изменения в это время жизни, причем  не  только  биологические,        но    и    социальные,    и психологические, происходят значительно быстрее,  чем в  среднем   возрасте.
     Существенно    разделение    пенсионеров      и     по     полу:  пенсионный возраст  у  женщин  на  пять  лет   ниже,    а   средняя   продолжительность предстоящей, после   выхода на пенсию жизни в полтора  раза  больше,  чем  у мужчин.13
      Имеются большие колебания   и  в  уровне   материального   обеспечения, как   между неработающими   пенсионерами   и  занятыми     в    общественном   производстве,     так     и     между   отдельными     группами      самих неработающих      пенсионеров.   Главным      фактором,      обуславливающим последние    различия  является   величина  заработной  платы   и   доходов, получаемых работником  до выхода  на пенсию.   Не  вызывает   сомнения,  что    практические    мероприятия,     касающиеся       населения   пенсионного возраста не могут  опираться   на   представления  об одном     среднем пенсионере    вообще. 
      В    настоящее    время     положение    граждан   старшего  поколения характеризуется       такими       факторами     как    мало обеспеченность, неудовлетворительное  состояние   здоровья,   одиночество,     которые    в совокупности   приводят   к  состоянию  материальной      и      физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в  социальной помощи   и поддержке.
     С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное, и считают, что уровень их жизни заметно снизился. Наиболее острой остается проблема низкого размера минимальной пенсии по старости. Возможность удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг является определяющей характеристикой для оценки уровня жизни пенсионера. В современных рыночных  условиях приобретение благ и услуг зависит от уровня доходов пенсионера и цен на потребительские товары и услуги. Рост материального достатка отстает от растущих ожиданий пожилых людей относительно уровня и качества жизни. 
     Качество физического и психического здоровья также оставляет желать лучшего. Способность пожилых людей участвовать в жизни общества, самым непосредственным образом связана с состоянием здоровья. В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья россиян, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе от неестественных причин.
     Среди пожилых людей практически здоровых мало. В основном люди старших возрастов страдают различными хроническими заболеваниями. Отличительная особенность гериатрических больных - сочетание патологических изменений различных органов и систем, излишняя медикализация, а отсутствие альтернативных методов сохранения и реабилитации здоровья усугубляют проблемы.  Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских  практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения.
     К сожалению,  образ жизни многих россиян очень далек от идеала, но современная жизнь диктует всем российским гражданам необходимость активно укреплять и сохранять свое здоровье, повышая  значимость здоровья и его ведущее место в шкале жизненных ценностей. Многие экономически развитые страны основное внимание уделяют оздоровлению  своих граждан14
     Западные ученые выдвинули теорию активности, которая основывалась на проведенных в Голландии, Италии, Германии и США исследованиях. В соответствии с этой теорией, пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми  видами и формами. Любой пожилой человек в обществе способен найти место соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам, способностям. Данная теория самая популярная во многих западных странах. Концепция продуктивного старения считает, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, считается продуктивной. Подготовка и обучение пожилых людей, направленная на приобретение и овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская, забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность как дома, так и, вне его - тоже продуктивная деятельность.
     Большинство (92%) «благополучных  пожилых людей» (то есть имеющих семью, хорошее материальное положение, социальное самочувствие и нормальное настроение), согласно исследованиям З.М. Саралиевой, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют компетентность, и в постоянно меняющейся социальной среде проявляют «активный интерес к жизни за порогом дома» и являются социально-активными.15
     Инструментом для сохранения способности к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире является образование в пожилом возрасте. В настоящее время в развитых странах социализация граждан пожилого возраста признается важным средством повышения качества их жизни. Изменение мировоззрения и социального окружения вызывает у пожилых людей дестабилизацию психического состояния, снижение уровня социально-психологической адаптации. Лица старшего возраста вынуждены одновременно приспосабливаться к возрастным изменениям и к социальным изменениям как на уровне группы (потеря статуса, социальных ролей) так и на уровне общества. Прекращение работы сопровождается у многих из них коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением социокультурных возможностей, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием.
     Учреждения социальной защиты помогают пенсионерам организовать жизненное пространство таким образом, чтобы доступными средствами в возможной степени компенсировать последствия старения. Вместе с тем, требуется частичная реорганизация функций учреждений социальной защитной  так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем лиц пожилого возраста, способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах старения ("молодые пожилые", пожилой возраст, старость, долгожительство)16.
     В сфере межпоколенных отношений, в том числе в собственной семье, пожилыми людьми особенно болезненно переживается не востребованность имеющегося у них нравственного, духовного, культурного потенциала17.
     Семья играет исключительно важную роль на завершающих этапах жизненного цикла человека; образуя ближайшую среду, которая может предоставить пожилым людям материальную помощь и поддержку, обеспечить безопасность и уход, дополнить социальные контакты, сделать более активным образ жизни. В то же время, особенно, в расширенных семьях часто возникают проблемные ситуации, наблюдаются факты физического или психологического, прямого или косвенного насилия над пожилыми, эйджизм и отсутствие реальных возможностей для реализации права на справедливое обращение. В настоящее время традиционная установка на попечение о пожилых родственниках в семье меняется вследствие разных причин, из которых чаще всего встречаются возрастание издержек семьи, расширение урбанизации, увеличение миграции трудоспособного населения. Степень ответственности семьи за предоставление традиционного ухода и удовлетворение потребностей стареющих людей уменьшается параллельно с увеличением нагрузки на традиционных опекунов (как правило, женщин18).
     Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от зависимой, патерналистской опеки, от посторонней помощи должна преследовать   благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. Государство тратит громадные средства на развитие нанотехнологий, военной техники, а осуществление специальных мер, направленных на обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего.
     Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. 
     В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата - друзья и знакомые уходят из жизни, а группы по интересам, самопомощи и взаимопомощи, общественные объединения, локально организованные сообщества, включая религиозные организации, недостаточно развиты. Дома культуры, библиотеки, театры, музеи, концертные залы, кинотеатры - являются для пожилого населения важнейшими источниками поддержания контактов с культурными ценностями, но выход на пенсию ограничивает возможности пожилых людей нашей страны в пользовании услугами этих учреждений: во-первых, из-за ослабления стимулов для поддержания определенного культурного уровня, во-вторых, из-за финансовых затруднений, и в-третьих, за частую, новые элементы современной культуры отторгаются ими.
     Основным источником культурной информации для пожилых людей, который обеспечивает их сведениями о текущих социально значимых событиях, классических и новых культурных ценностях становятся СМИ и люди старших возрастов традиционно пользуются этими общедоступными средствами массовой информации. Хотя на  уровне государственных средств массовой информации создаются рубрики информирующего, консультативного, развлекательного характера, но они мало ориентированы на удовлетворение интересов и запросов пожилых людей, на их эффективную социокультурную адаптацию.
     Быстро изменяющийся поток фактов и разнообразной информации воспринимается пожилыми людьми большей частью консервативно.
     Сложность поддержания адекватной жизненной активности пожилых людей заключается в том, что возрастные изменения часто сочетаются с хроническими заболеваниями различной степени тяжести.  
     Соответственно охрана здоровья, медицинская помощь и лекарственное обеспечение, уход за тяжелобольными и слабыми становятся необходимыми компонентами социальной политики государства в отношении пожилых людей, требующими значительных материальных затрат и подготовки высококвалифицированных кадров, знакомых с особенностями стареющего организма и спецификой сохранения здоровья пожилых людей. На первый план выдвигается улучшение качества адресной реабилитационной и оздоровительной работы с пожилыми людьми
     Социальные проблемы пожилых людей - это специфические проблемы, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Назовем лишь некоторые из них: проблемы пенсионного обеспечения ("пенсионной малообеспеченности"), проблемы неудовлетворительного состояния здоровья и получения качественной медицинской помощи, проблемы одиночества и семейного благополучия, проблемы адаптации к новым условиям жизни и др19.
     Проблемы создания рабочих мест для пожилых людей, социального обеспечения растущей массы неработающих пенсионеров, развития инфраструктуры бытовых услуг для пожилых людей, дифференциации мер социальной поддержки пенсионеров, технологизации социальной работы с семьёй пенсионера, инноваций в работе с пожилыми людьми, качества социального обслуживания, компетентности специалиста по социальной работе с пожилыми людьми и т. д. ? это проблемы уже другой категории.
     Проблемы социального обслуживания включают в себя и проблемы технологических инноваций, и проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старшего возраста, и проблемы профессионализма социальных работников, обслуживающих пенсионеров, и проблемы использования зарубежного опыта удовлетворения специфических потребностей людей старшего возраста20.
     Часто разговор о новых технологиях социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми ограничивается технологиями, связанными с организацией групп взаимопомощи, и программами различных ассоциаций, с деятельностью добровольцев по активизации образа жизни пожилых людей.
     Говоря о сотрудничестве органов государственной власти и общественных объединений в деле социального обслуживания граждан старшего поколения, следует учитывать реальный жизненный уровень этой категории, а также состояние нормативно-правовой базы, уровень развития социальной инфраструктуры.
     Современные западные технологии можно применять в работе с пожилыми людьми в полустационарных или нестационарных учреждениях социального обслуживания. Однако стационары пока не располагают современной материально-технической базой, специальным оборудованием и профессиональными кадрами, в них пока сложно организовать социальную адаптацию и социальную реабилитацию, в особенности гериатрическую реабилитацию, направленную на сохранение, поддержание и восстановление функционирования пожилых и старых людей.
     Стремление через инновационный опыт к дешевизне, минимизации расходов на социальное обслуживание часто сопровождается минимизацией численности специалистов: в штатном расписании могут быть не представлены психологи, специалисты социальной работы, гериатры, т. е. специалисты по поддержанию, восстановлению функционирования пожилых и старых людей.
     Примерный перечень распространенных сложных ситуаций, создающих проблемы в жизни пожилого человека следующие:
1. Осознание  потребности в индивидуальной  помощи. Различия в возможностях  справляться в повседневном быту. Положение немощных стариков.
2. Выявление  различных заболеваний пожилого  возраста: болезнь Альцгеймера, амнезии, инсульт, переломы, психические заболевания и др.
3. Инвалидность  пожилых людей, отсталость в  умственном развитии, ослабление  зрения и слуха.
4. Проблемы  наркозависимости и алкоголизма  у пожилых.
5. Пожилые  люди с психическими травмами  прошлого: инцест, война и эвакуация,  сложные человеческие отношения,  пережитые несчастные случаи.
6. Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей  в сельской местности, проблемы  одиноких и больных пенсионеров,  проживающих за пределами своей  страны.
7. Понимание  гендерной специфики старения  и старости.
8. Пожилые  люди с разными стрессовыми  факторами: одиночество, недавнее  вдовство, депрессивное и предсуицидальное  состояние, плохое обращение,  горечь от неудавшейся жизни.
9. Пожилые  люди, ухаживающие дома за взрослым  больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.
10.Проблемы  взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы  взаимоотношений поколений в  семье.
11. Пожилые  люди, страдающие от семейных  проблем, стареющая семья, семейные  противоречия, насилие в семье,  ревность21.
12. Проблемы  пожилых мигрантов по возвращении  на Родину.
13. Экономические  проблемы пожилых людей: низкий  уровень пенсии, бедность22.
14. Этот  перечень не исчерпывающий, его  цель – привлечь внимание к  тому, что у старых людей бывают  такие же трудные жизненные  ситуации как у молодых, что  и они нуждаются в помощи  профессионала.
     Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать:
 •  Особенности их психологии;
 •  Владеть коммуникативными навыками  и этикетом общения с клиентами  «третьего возраста»;
 •  Иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей  позиции пожилого человека по  отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру23. 

      Нормативно  правовые документы  в работе с гражданами пожилого и старческого  возраста
     В статье 1 Всеобщей декларации о правах человека говорится, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Это равенство не меняется с возрастом: пожилые мужчины и женщины имеют те же права, что и молодые24.
     Права пожилых людей еще не включены как отдельно взятые права в международные конвенции по правам человека в области экономических, социальных, гражданских, культурных и политических прав. Примерами могут служить право на равную защиту перед законом, право на владение собственностью, право на образование, право на труд и права на участие в управлении государством.
     Признавая важность всей совокупности проблем пожилых, Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. провозгласила 1 октября Международным днем пожилых людей. С 1991 г. во всем мире ежегодно отмечается этот день. В нашей стране этот день отмечается как День старшего поколения.
     ООН тем самым не только признала фактический и потенциальный вклад пожилых людей в развитие, но и обратила внимание на новое демографическое явление: старение населения, «эпоху старения».
     По решению ООН 1999 год был объявлен Международным годом пожилых людей.
     Генеральная Ассамблея ООН в отношении пожилых людей высоко оценивает вклад, который вносят пожилые люди в жизнь своих сообществ.   Всеобщая декларация прав человека ставит цель обеспечить осуществление универсальных норм в отношении конкретных групп населения, в частности  сделать полноценной жизнь лиц пожилого возраста.
     Был разработан ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно25.
     Принцип "независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.
     Принцип "участие" отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
     Принцип "уход" затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
     Принцип "реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
     Принцип "достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада в развитие общества.
     Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.
     Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека  о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости.
     Особое значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной медицинской, социальной, юридической и иной помощи, в том числе бесплатной.
     Однако, изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы в действительности.
     Конституция гарантирует много прав, и они полностью распространяются на пожилых людей и не содержат каких-либо ограничений, связанных с возрастом26.
          Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,5% /в городах - 19,4%, сельской местности - 23,3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 человек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожилых в общей численности населения  сохранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.
     Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа "Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.
     Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ "О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 года.
     В соответствие с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:
 -социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;
-стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
-срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. 27
     Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.
     Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ28.
     В Федеральном законе «Об основах социальной защиты населения Российской Федерации» (1995г.) социальная защита рассматривается как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»
     В этих законах подчеркивается необходимость обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг для пожилых людей, ориентация обслуживания на индивидуальные потребности и приоритет мер по социальной адаптации пожилых.
      Социальное обслуживание в соответствии  с Федеральным законом «Об  основах социального обслуживание  населения в Российской Федерации»  от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет  собой деятельность социальных  служб по социальной поддержке,  оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,  психолого-педагогических, социально-правовых  услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.
     Трудная жизненная ситуация –  это ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом,  болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие  определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение  в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть  самостоятельно.
     Граждане пожилого возраста (женщины  старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)  и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или  временной посторонней помощи  в связи с частичной или  полной утратой возможности самостоятельно  удовлетворять свои основные  жизненные потребности вследствие  ограничения способности к самообслуживанию  и (или) передвижению, имеют право  на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
     Федеральный закон «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов» от 2 августа  1995 г. № 122-ФЗ предусматривает  5 форм социального обслуживания:
1) социальное  обслуживание на дому (включая  социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное  социальное обслуживание в отделениях  дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;
3) стационарное  социальное обслуживание в домах-интернатах  для престарелых и инвалидов,  психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для  умственно отсталых детей, пансионатах  и других учреждениях социального  обслуживания независимо от их  наименования;
4) срочное  социальное обслуживание;
5) социально-консультативная  помощь.
     Социальное обслуживание граждан  пожилого возраста и инвалидов  осуществляется по решению органов  социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях,  либо по договорам, заключаемым  органами социальной защиты с  учреждениями социального обслуживания  иных форм собственности29.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты:
- материально-бытовые  услуги,
- услуги  по организации питания, быта, досуга,
- социально-медицинские  и санитарно-гигиенические услуги,
- правовые  услуги,
- содействие  в организации ритуальных услуг.
     За последние шесть лет были изданы приказы и постановления в Министерстве здравоохранения РФ и Министерстве труда и социального развития РФ (до слияния этих министерств в 2004 году) о совместной работе (Приказ Минздрава №279 от 28.07.99 «Об организации в поликлинике медико-социального отделения с включением социальных работников» и Постановление Минтруда №32 от 22.07.99 «О введении врача в штат центра социального обслуживания, в отделение дневного пребывания»), но пока это только поиск приемлемых решений.
      Формирование эффективных форм взаимодействия медицинских и социальных служб находится в стадии разработки. В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительством РФ было принято постановление №70 от 29 января 2002 года «О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы».
      Правительство также обязало ряд министерств при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию этой программы с ежегодным уточнением объема ассигнований и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ социально-экономического развития п Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 04-06-00057а «Определение приоритетов в области социальной и медицинской поддержки пожилых в России» — 2004 г.
    Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.
     Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.
     Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г.
      В соответствии с законом пенсии – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
    Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 – 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).
      Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.
       Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.
 Гражданам,  имеющим право на различные  виды пенсий, назначается и выплачивается  одна из них, по их выбору.
     Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).
       Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».
     Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.
     Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.
     В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.
     Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:
     Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.
       Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:
     Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.
Выводы по главе
     В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.
     Основные проблемы:
-медицинские
-бытовые
-экономические
-проблема  одиночества
     Социальная работа должна строиться  исходя из выделенных проблем,  и, несомненно, основываясь на  личностных качествах клиента.
      Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и т.д.
     Специалисту в области социальной работы с пожилыми людьми важно знать:
 •  Особенности их психологии;
 •  Владеть коммуникативными навыками  и этикетом общения с клиентами  «третьего возраста»;
 •  Иметь личные качества и компетентность, способствующие формированию устойчивой, оптимистической, жизнеутверждающей  позиции пожилого человека по  отношению к себе, своему возрасту, окружающему миру.
     Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста – социальная реабилитация – это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми.
     Формы социального обслуживания пожилых людей: стационарное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
     Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.
     Несмотря на существующую законодательную  базу, все же существует ряд  проблем.
     Права пожилых людей еще не включены как отдельно взятые права в международные конвенции по правам человека в области экономических, социальных, гражданских, культурных и политических прав.
     Законодательная база в области  защиты пожилых и престарелых  граждан недостаточно развита.
     Социальная  защита  населения  должна  быть  одним   из  главных направлений государственной политики.
   Необходимо   продолжать   работу    по    совершенствованию
законодательно-нормативной   базы,   ввести   стандарты   по    организации социального  обслуживания населения, используя  для  этого  научный  потенциал  страны и зарубежный опыт. 
   
  
 

    Глава 2. Исследование практики организации социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста на примере УСЗН района Строгино и ЦСО Строгино
2.1. Предназначение и  решаемые задачи  УСЗН района Строгино  и ЦСО Строгино
     Департамент управления, а также другие органы и учреждения социальной защиты, образуют единую государственную систему социальной защиты г. Москвы.
     Работники   УСЗН   Строгино   полностью    несут ответственность  за  работу  подведомственных  организаций  и   учреждений, осуществляют  постоянный   контроль   деятельности   служб   ЦСО  и  УСЗН, распределяют поступающие  финансовые  средства  из  Отделения   Пенсионного фонда по г. Москве,  а также средства  фонда Префектуры  и контролируют  их использование.
     Управление социальной защиты населения района Строгино  города Москвы (УСЗН района Строгино) является территориальным подразделением Департамента социальной защиты населения города Москвы, подведомственным Управлению соцзащиты СЗАО.
     УСЗН района Строгино обеспечивает реализацию федеральной и городской политики в области социальной защиты инвалидов, престарелых граждан, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке на территории района Строгино Северо-Западного административного округа города Москвы.
     УСЗН в своей деятельности  руководствуется Конституцией Российской  Федерации;  федеральными и областными  нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами  органов местного     самоуправления Октябрьского района, постановлениями и распоряжениями главы Октябрьского района, приказами и распоряжениями министра труда и социального развития области, постановлениями коллегии министерства труда и социального развития области.
     Организационно-правовая форма управления - муниципальное учреждение.
     Задачи УСЗН.
Реализация  переданных отдельных государственных  полномочий в области:
   — социальной  поддержки семьи,  материнства и детства, пожилых  граждан, ветеранов, инвалидов,  тружеников тыла, граждан, пострадавших  от политических репрессий, граждан,  подвергшихся воздействию радиации  на Чернобыльской АЭС и лиц,  приравненных к ним и др. льготных  категорий населения;
   — обеспечения своевременного  и правильного назначения и  выплаты пособий, компенсаций;
   — предоставления гражданам субсидий  на оплату жилья и коммунальных  услуг.
     Подробнее о функциях УСЗН.
     Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
   — предоставляет меры социальной  поддержки в натуральном или  денежном выражении    инвалидам,  ветеранам, гражданам, подвергшимся  воздействию радиации на Чернобыльской  АЭС и лицам, приравненным к  ним, гражданам, пострадавшим  от политических репрессий,  многодетным  семьям, отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, по оплате жилищно-коммунальных услуг;
   — осуществляет прием населения;
   — ведет учет и подтверждение  права граждан на меры социальной  поддержки;
   — формирует личные дела получателей;
   — осуществляет  ведение  единой  базы  данных  получателей   мер  социальной поддержки  и поддержание ее в актуальном  режиме, обмен информацией с предприятиями  поставщиками услуг;
   — заключает договоры с предприятиями  поставщиками услуг;
   — осуществляет   возмещение  расходов поставщикам услуг по  предоставлению мер социальной  поддержки населению;
   — составляет ежемесячно акты  сверки с предприятиями поставщиками  услуг о фактически предоставленных  мерах социальной поддержки по  оплате ЖКУ;
   — осуществляет    контроль  состояния базы данных, внесение  изменений (изменение места жительства, изменение законодательства, по  заявлениям) и т.д. Предоставляет  отдельные меры социальной поддержки  гражданам, подвергшимся воздействию  радиации на Чернобыльской АЭС  и лицам, приравненным к ним30:
   — осуществляет прием документов;
   — ведет учет и определяет  право на выплату возмещения  вреда, мер социальной поддержки;
   — формирует личные дела получателей;
   — обеспечивает учет и хранение  личных дел получателей;
   — ведет базу данных по возмещению  вреда и мерам социальной поддержки;
   — ежемесячно представляет в   министерство труда и социального  развития области и   отделение  Федерального казначейства сведения  на граждан, имеющих право на  выплату ежемесячной денежной  компенсации в возмещение вреда  здоровью, мер социальной поддержки;
   — ведет работу по оформлению  документов на получение удостоверений  о праве на льготы гражданам,   подвергшимся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС;
   — ведет базу данных по учету  удостоверений;
   — производит выдачу удостоверений  и направляет в министерство  труда и социального развития  области отчет о выданных удостоверениях.
     Предоставляет   отдельные меры социальной поддержки гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России»:
   — осуществляет прием населения;
   — формирует ведомости на получение  ежегодной денежной выплаты;
   — ведет базу данных.
   Осуществляет работу по выплате социального пособия на погребение и возмещению  затрат  специализированным службам по вопросам похоронного дела:
   — обеспечивает прием документов  и определяет право на получение  социального пособия, возмещения  затрат;
   — ведет базу данных;
   — оформляет документы на выплату  социального пособия на погребение.
     Предоставляет меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим от политических репрессий:
   — осуществляет прием,  регистрацию  и рассмотрение     заявлений  и других документов реабилитированных  лиц, имеющих право на выплату  единовременной денежной компенсации  за время пребывания в местах  лишения свободы;
   — определяет право на получение  компенсации и производит расчет  денежной компенсации;
   — формирует личные дела и  направляет в министерство труда  и социального развития области  для выплаты;
   — принимает и направляет в  министерство труда и социального  развития области для выплаты  решения органов местного самоуправления  о назначении единовременной  денежной компенсации реабилитированным  лицам за конфискованное имущество.
     Предоставляет отдельные меры социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям России, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена трудовой Славы:
   — осуществляет прием документов  на получение мер социальной  поддержки в натуральной форме;
   — формирует личные дела получателей;
   — обеспечивает учет и хранение  личных дел получателей;
   — ведет базу данных на предоставление  мер социальной поддержки;
   — заключает договоры с предприятиями  поставщиками услуг;
   — осуществляет возмещение расходов  поставщикам услуг по предоставлению  мер социальной поддержки населению;
   — составляет ежемесячно акты  сверки с предприятиями поставщиками  услуг о фактически предоставленных  мерах социальной поддержки по  оплате ЖКУ;
   — осуществляет контроль состояния  базы данных, внесение изменений  (изменение места жительства, изменение  законодательства, по заявлениям) и  т.д.
     Организует   работу по выдаче проездных талонов ветеранам   труда, труженикам тыла и реабилитированным гражданам:
   — осуществляет прием граждан  по выдаче проездных талонов;
   — производит регистрацию выданного  проездного талона в журнале  выдачи и базе данных льготных  категорий граждан;
   — оформляет ежемесячную заявку  на возмещение расходов транспортным  предприятиям за   перевозки  льготных категорий граждан по  количеству выданных проездных  талонов;
   — поддерживает базу данных  льготных категорий граждан в  части регистрации проездных  билетов в актуальном режиме (смерть  гражданина, смена места жительства, переход на федеральные льготы).
Организует  работу по ежемесячной выплате ветеранам  труда в виде денежной компенсации  абонентной оплаты за пользование услугами связи:
   — осуществляет прием граждан  по вопросам назначения компенсации  за услуги связи;
   — осуществляет прием документов (заявление, копия договора с  оператором связи, копия лицевого    счета в кредитном учреждении, на который перечисляется денежная  компенсация);
   — формирует выплатную информацию, на основании списков оператора  связи, оплативших за услуги  связи и направляет ее в  кредитное учреждение для зачисления  сумм компенсации на лицевые  счета льготников;
   — формирует заявки на финансирование  расходов, связанных с выплатой  денежной компенсации, и направляет  в министерство труда и социального  развития области;
   — поддерживает базу данных  льготных категорий граждан в  актуальном режиме.
     Заключает   договоры   с   предприятиями   транспорта,   стоматологическими поликлиниками, поставщиком услуг по предоставлению льготных медикаментов, связи;
   — осуществляет возмещение расходов  поставщикам услуг по предоставлению  мер социальной поддержки населения;
   — формирует отчеты-заявки на  финансирование.
     Предоставляет меры социальной поддержки детей первого-второго года жизни из малоимущих семей и детей из многодетных семей:
   — ведет прием населения, формирует  личные дела получателей, осуществляет  назначение мер социальной поддержки;
   — составляет и направляет  заявки на финансирование мер  социальной поддержки в министерство  труда и социального развития  области;
   — формирует и ведет автоматизированную  базу данных получателей;
   — осуществляет  ежемесячную   денежную  выплату многодетным  семьям для приобретения лекарственных  препаратов детям до 6 лет, обеспечения  школьной или спортивной формой  и бесплатного проезда на внутригородском  транспорте, а также в автобусах  пригородных и внутрирайонных  линий на детей, учащихся общеобразовательных учреждений;
   — осуществляет ежемесячную денежную  выплату малоимущим семьям с  детьми 1-2 года жизни для приобретения  специальных молочных продуктов  детского питания.
     Организует работу по назначению и выплате государственных пособий, неработающим родителям в связи с   рождением и воспитанием детей: единовременные пособия при рождении ребенка, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячные пособия по беременности и родам, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, компенсационные выплаты по уходу за ребенком в  возрасте до 3 лет, ежемесячное пособие на ребенка (до 16 лет, продолжающим обучение в общеобразовательном учреждении - до 18 лет):
   — ведет   прием   населения,   формирует  личные  дела  получателей,   назначает пособия;
   — формирует заявку на выплату  пособий на ребенка;
   — осуществляет подготовку, передачу  документов и выплату пособий  на ребенка;
   — формирует и ведет автоматизированную  базу данных получателей пособий  на ребенка;
   — формирует и направляет в  министерство труда и социального  развития области отчеты о  выплаченных суммах пособий на  ребенка;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.