На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Законодательство в области международной инновационной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Правовое  регулирование инновационной деятельности  в России………… 4
2. Государственная  инновационная политика………………………………… 8
3.Правовое  регулирование международной инновационной  деятельности… 14
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список  использованной литературы…………………………………………… 17
   Содержание
 

   
   Введение
   Определяя специфику международной инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России и в мире, так и возможные перспективы их развития. Если оценивать состояние правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране, то есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен. Так, пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.
   Если  сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные  для регулирования отношений, связанных  с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать  несколько видов правовых источников в зависимости от их формы и  целевой направленности. Так, следует  выделить законодательные акты с  нормами, призванными регулировать в качестве объекта интеллектуальную собственность, научно-техническую  деятельность и отношения, возникающие  в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов — объектов промышленной собственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Правовое регулирование  инновационной деятельности  в России.
   Следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является зако­нодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении.[1] Согласно ст. 138 ГК РФ в качестве интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования, что дает основание для констатации факта отнесения законодателем инноваций к специфическому объекту, который не может быть отнесен к традиционным гражданско-правовым институтам.
   Характеризуя  систему источников правового регулирования  инновационной деятельности, необходимо отметить особую роль таких федеральных  законов, как Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) (далее — Закон  о товарных знаках), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.) (далее — Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) (далее — Закон о правовой охране программ для ЭВМ), Закон о техническом регулировании, Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» (далее — Закон о селекционных достижениях). Сопоставление норм этих законодательных актов приводит к выводу о регулировании ими только отдельных видов отношений, связанных с инновационной деятельностью, что свидетельствует об отсутствии необходимой комплексности в решении данной задачи.
   Так, Закон о товарных знаках определяет правовую природу обозначения, используемого  для индивидуализации товаров, выполняемых  работ или оказываемых услуг. В Законе о правовой охране программ для ЭВМ закрепляется не только понятие программы как совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ с целью получения намеченного результата, но и баз данных, трактуемых в качестве совокупности систематизированных с использованием ЭВМ баз данных. Наряду с этим аспектом инновационной деятельности значимым является закрепление легального порядка оформления оптимальной топологии интегральных микросхем, созданных в результате научно-исследовательских разработок с определением пространственно-геометрического расположения совокупности элементов микросхемы и связей между ними, зафиксированного в специальном Законе о правовой охране топологий интегральных микросхем.
   В сравнении с указанными актами Закон  о техническом регулировании  нацелен на установление требуемых  со стороны государства технических  параметров, которые должны предъявляться  в отношении используемых в различных  сферах, в том числе в производственной, сырья, материалов, оборудования и т.д. Особо в приведенном перечне  стоит Закон о селекционных достижениях, основное назначение которого заключается  в определении защитного механизма  для таких участников инновационной  деятельности как разработчики новых  сортов растений и пород животных.
   В числе актов, нормы которых регулируют инновационные отношения, следует  выделить уже упоминавшийся в  предыдущем параграфе Федеральный  закон «О науке и государственной  научно-технической политике» и  Патентный закон Российской Федерации  от 23 сентября 1992 г. № 3517-11 (в ред. от 7 февраля 2003 г.) (далее — Патентный  закон). В отличие от Федерального закона «О науке и государственной  научно-технической политике», имеющего рамочный характер, Патентный закон  изначально был нацелен на решение  ряда конкретных проблем в вопросах регулирования правовых отношений, связанных с отдельными аспектами  научно-технического прогресса. Этот закон  устанавливает, например, систему охраны полезных моделей, технических и  художественно-конструкторских новшеств-дизайнов, существенно отличающихся от прежней  системы охраны промышленных прав.
   В соответствии со ст. 5 Патентного закона под полезной моделью понимаются конструктивно выполненные средства производства и предметы потребления, а также их составные части. Полезная модель признается новой, если совокупность ее существенных признаков не известна в соответствующей технической  сфере, что является актуальным для  признания ее в качестве инновации. При этом промышленная применимость полезной модели обусловлена возможностью ее использования в промышленности и других отраслях деятельности. Еще  одна особенность полезной модели заключается в том, что к ней, в отличие от изобретения, предъявляются требования относительной мировой новизны в сравнении с моделями более раннего применения.
   Данным  актом обеспечивается необходимая  охрана патентных прав для их широкого включения в экономический оборот, в том числе путем инвестирования, в частности, в виде паевого взноса в уставный фонд хозяйственных обществ. При этом необходимо учесть, что  в развитие Патен­тного закона, как  и других рассмотренных актов, принят комплекс подзаконных актов, в которых  детализируется правовой механизм оформления защиты отдельных элементов инновационной  деятельности. К числу таких актов  относится, например, Постановление  Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793 (в ред. от 12 августа 1996 г.), которым  утверждено Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию  товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставления права пользования  наименованиями мест происхождения  товаров.
   В рассматриваемой сфере большое  количество подзаконных актов представлено документами профильных ведомств. Так, Постановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998 г. № 80 была утверждена форма  федерального государственного статистического  наблюдения за технологическими инновациями  предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению. Необходимо также  отметить совокупность подзаконных  актов Российского агентства  по патентам и товарным знакам (Роспатента). В качестве примера можно привести утвержденные Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. № 83 Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель.
   В этих правилах дан перечень признаков, которыми может характеризоваться  полезная модель, а именно: наличие  конструктивного элемента; наличие  связи между элементами; взаимное расположение элементов; форма выполнения элемента или устройства в целом, в частности, геометрической формы; формы выполнения связи между  элементами и их взаимосвязь; материал, из которого выполнен элемент или  устройство в целом; среда, выполняющая  функцию элемента. Приведенные в  указанных правилах требования к  полезной модели практически не отличаются от соответствующих требований, содержащихся в аналогичных Правилах по изобретению.
   Представляют  также интерес и другие подобные документы, в числе которых выделим  утвержденные Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32  Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию  товарного знака и знака обслуживания, а также Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию  и предоставление права пользования  наименованием места нахождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения  товара, утвержденные Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 24.
   Наряду  с указанными документами следует  обратить внимание на наличие других нормативных правовых актов соответствующих  ведомств, в том числе о порядке  взимания пошлин за патентование и  регистрацию тех или иных объектов промышленной собственности, правил, определяющих составление и порядок подачи заявок на регистрацию отдельных  объектов, процедуру их рассмотрения с выдачей необходимых документов, подтверждающих соответствующие права  на те или иные нововведения.
   Обобщение состояния анализируемых правовых источников в сфере инноваций  свидетельствует не только об отсутствии системного комплекса норм в рассматриваемой  области, но и о необходимости  принятия специального законодательного акта об инновационной деятельности. Кстати, определенные шаги в этом направлении  уже предпринимались, однако они  не получили должного оформления. Так, разработанная в свое время Правительством РФ Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы предусматривала необходимость  разработки федерального закона «Об  инновационной деятельности и государственной  инновационной политике Российской Федерации», который пока не принят.
   В последующем по поручению Президента РФ Минэкономразвития России провело  работу по подготовке плана мер по развитию инновационной деятельности для внесения его на рассмотрение в Правительство РФ в 2006 г. В этом документе определяется прежде всего  технология закрепления инфраструктуры инновационной деятельности, а именно:
   -стартовый капитал;
   -связь науки и образования;
   -развитие предпринимательства в научно-образовательной среде;
   -защита интеллектуальной собственности;
   -трансферт технологий и другие мероприятия, включая шаги по облегчению налогообложения НИОКР, в том числе ускоренная амортизация и списание расходов по НИОКР на затраты.
   Данные  шаги свидетельствуют о предпринимаемых  органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации мерах  в целях упорядочения правового  механизма инновационной деятельности в стране. Вместе с тем, характеризуя соответствующие правовые источники  как элементы рассматриваемого механизма, необходимо также учитывать его  международно-правовую составляющую. Так, следует выделить прежде всего  значимые для анализируемой сферы  правового регулирования международно-правовые акты, ко многим из которых Россия присоединилась в порядке правопреемства по подписанным  СССР межгосударственным договорам  в форме соглашений, конвенций. 

   2. Государственная  инновационная политика
   Государственная инновационная политика — это  составная часть социально-экономической  политики, которая выражает отношение  государства к инновационной  деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной  власти РФ в области науки, техники  и реализации достижений науки и  техники. Представляется в разрабатываемых  правительством Российской Федерации  концепциях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу.
   Цель  государственной инновационной  политики — развитие, рациональное размещение и эффективное использование  научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки  и техники в развитие экономики  страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных  структурных преобразований в сфере  материального производства, повышение  его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.
   Главные задачи государственной инновационной  политики:
   -обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности;
   -прямая и косвенная поддержка базисных и улучшающих инноваций в соответствии с государственными инновационными программами;
   -содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства;
   -формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры;
   -содействие активизации инновационной деятельности в регионах России;
   -поддержка совместных инновационных программ и проектов стран СНГ, создание совместных инновационных предприятий, развитие международного инновационного сотрудничества с учетом национальных интересов России.
   Государственная инновационная политика РФ формируется  и осуществляется исходя из следующих  основных принципов:
   -признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
   -обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
   -концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
   -создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
   -создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
   -активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
   -укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
   Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной  исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации  формируется и реализуется органами государственной власти субъектов  Российской Федерации с учетом государственной  инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики должны привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
   Политика  в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:
   -четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
   -органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
   -информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
   -инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
   Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
   -совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
   -создания условий для экономического стимулирования к инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, например, через систему налоговых льгот (в том числе по налогу на добавленную стоимость или земельному налогу для предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);
   -участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
   -организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения. 

   По  характеру государственного воздействия  на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной  и внешнеэкономической политики). 

   Прямое  регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной  сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных  контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).
   В качестве негативных сторон прямого  государственного регулирования можно  отметить:
   -неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.;
   -субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений;
   -замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок;
   -концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии;
   -неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.
   Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными  возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и  разработках. Сущность косвенного регулирования  заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении  организаций, ориентированных на инновационную  деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в  общественном мнении и престижа образования  и науки. При этом государство  не контролирует конкретные научные  проекты.
   Одним из основных нормативных документов, регламентирующих государственную  инновационную политику в РФ, являются «Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Переход к инновационному развитию страны определен в этом документе как основная цель государственной  политики в области развития науки  и технологий. И как одно из важнейших  направлений государственной политики в области развития науки и  технологий — формирование развития национальной инновационной системы. 

   Основные  задачи, которые призвана решать федеральная  целевая программа:
   -определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;
   -развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнерства;
   -развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;
   -содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности вузов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. 

   По  шести основным научно-техническим  направлениям сформированы приоритеты:
   1) наноиндустрия и перспективные  материалы;
   2) энергосберегающие технологии и  альтернативные источники энергии;
   3) технологии живых систем;
   4) информационно-телекоммуникационные  системы;
   5) экология и рациональное природопользование;
   6) безопасность и противодействие  терроризму. 

   Меры  государственной инновационной  политики могут быть реализованы  через бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере; Российский фонд технологического развития (РФТР) или Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
   РФТР  — внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются  за счет 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку  серьезных научно-технических, инновационных  проектов.
   Цель  РФФИ — поддержка научно-исследовательских  работ по всем направлениям фундаментальной  науки, содействие повышению научной  квалификации ученых, развитие научных  контактов, в том числе поддержка  международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Финансирование Фонда осуществляется за счет средств федерального бюджета (в настоящее время — 6% от средств, выделяемых на науку). Допускается прием добровольных взносов от организаций и частных лиц для использования в уставных целях. 

   Для достижения основной цели Фонд:
   -проводит отбор проектов на конкурсной основе;
   -разрабатывает и утверждает порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов, порядок проведения экспертизы проектов и предложений;
   -осуществляет финансирование отобранных проектов и мероприятий, а также контролирует использование выделенных средств;
   -поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов;
   -осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о деятельности Фонда;
   -участвует в выработке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.
   РФФИ  проводит конкурсы на получение грантов  для выполнения российскими учеными  фундаментальных научных исследований по следующим областям знаний:
   1) математика, информатика и механика;
   2) физика и астрономия;
   3) химия;
   4) биология и медицинская наука;
   5) науки о Земле;
   6) науки о человеке и обществе;
   7) информационные технологии и  вычислительные системы;
   8) фундаментальные основы инженерных  наук.
   Все решения о поддержке проектов в РФФИ принимаются по результатам  экспертизы. Каждая заявка проходит в  РФФИ независимую многоэтапную экспертизу. После регистрации заявку рецензируют  два-три эксперта, работающих независимо и анонимно. Экспертом РФФИ может  быть признанный авторитетный специалист высшей квалификации с ученой степенью доктора (в основном) или кандидата  наук (как исключение) из числа активно  работающих ученых. Всего в состав экспертов Фонда входят более 2 тыс. человек.
   3.Правовое регулирование международной инновационной деятельности.
   Одним из ключевых международных актов  для инновационной деятельности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности  от 20 марта 1883 г. (далее — Парижская  конвенция) с последующими многочисленными  поправками, в том числе в связи  с подписанием 14 июля 1967 г. и вступлением  в силу в 1970 г. Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Россия как правопреемница СССР считается участницей Парижской  конвенции с 1 июля 1965 г.
   Участие в Парижской конвенции рассматривается  в международном сообществе как  одно из необходимых условий привлечения  технологий и инвестиций в перспективные  отрасли промышленности. В рамках Парижской конвенции осуществляется международная гармонизация национального  законодательства в области промышленной собственности, включая охрану прав на научно-технические достижения в  новейших областях техники (микроэлектроника, генная инженерия, информационные технологии). Одним из важнейших условий этой Конвенции является то, что охрана промышленных образцов не может быть поставлена в зависимость от использования  в данной стране или от ввоза (ст. 5 ч. В). В отношении фирменных наименований предусмотрена обязанность государств-участников охранять их без обязательной подачи заявки или регистрации (ст. 8) с теми же санкциями в случае незаконного  использования, что и для товарных знаков (ст. 9), а именно по принципу «как он есть» в стране происхождения.
   В целях определения механизма  регистрации товарных знаков, действующих  одновременно в нескольких государствах, 14 апреля 1891 г. в Мадриде было заключено  Соглашение о международной регистрации  товарных знаков, которое в последующем  неоднократно пересматривалось. Данное мадридское соглашение как договор  открыт для государств — участников Парижской конвенции, в том числе  и для России. Его депозитарием (хранителем) является Генеральный  директор ВОИС. Международная регистрация  товарных знаков в соответствии с  этим соглашением воспринимается их владельцами как определенная гарантия от недобросовестной конкуренции, что  способствует привлечению на рынок  государств, являющихся его участниками, потребительских и промышленных товаров из других стран.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.