На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Виды общения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


№ заказа

1104.6

Тип работы и дисциплина

Контрольная, психология

Тема  и вариант работы

Виды  общения

ВУЗ

СВГУ

Дата  сдачи

Сентябрь,2008

ФИО исполнителя

Шипачева  Е. В.

 

Содержание

 

Введение  

   Проблема  общения традиционно находится  в центре внимания отечественных  социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов, общения 

   Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт. Этот контакт представляет собой «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»1
   Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредственное или воображаемое.
   В общении происходит обмен информацией  и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
   Представленная  работа посвящена теме «Виды общения». Проблема данного вопроса носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Виды общения». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость вопроса «Виды общения» определяют несомненную важность для теории и практики обучения. Дальнейшее внимание к вопросу необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Виды общения» в современной науке и практическом использовании данной темы. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. 

 

1.Определение общения

   Понятие общения, как и любое понятие  социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
   Данное  понятие разработано на стыке  философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.
   В более узком психологическом  смысле общение понимается как процесс  и результат установления контактов  между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского (М., 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как персептивный аспект общения (Г.М.Андреева). Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно. В следующих главах эти аспекты будут представлены более подробно. Иногда коммуникация, перцепция и интеракция изучаются в качестве основных функций общения.
   Итак, Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
   В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
   Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
   Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
   В общении можно выделить ряд аспектов2:
   содержание,  цель и средства.
   Рассмотрим их подробнее. 

   1.1. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. 

   1.2. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 

   1.3. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.
   Информация  между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

2. Виды общения.

 
   В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно поделить на несколько видов.

2.1. По содержанию

 
   - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
   - Когнитивное (обмен знаниями)
   - Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
   - Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
   - Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2.2. По целям

 
   - Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
   - Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

2.3. По средствам

   - Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
   - Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
   - Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
   - Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). 

   Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
   Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 

   1. Установка контакта (знакомство). Предполагает  понимание другого человека, представление себя другому человеку.
   2. Ориентировка в ситуации общения,  осмысление происходящего, выдержка паузы.
   3. Обсуждение интересующей проблемы.
   4. Решение проблемы.
   5. Завершение контакта (выход из  него)

3. Основные категории общения и их характеристика

   Общение порождается потребностями в  совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.

3.1. Общение как деятельность

   Общение как деятельность представляет собой  систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом -- инициатором  общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
   Выделяют  следующие виды общения:
   1) социально-ориентированное общение;
   2) групповое предметно ориентированное общение;
   3) личностно ориентированное общение. 
   Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом -- явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий -- не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
   Содержание  коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.
   К коммуникативным категориям относятся  категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
   Можно назвать следующие некоторые  признаки категории общения:
   - установление знакомства между людьми;
   - поддержание определенных связей, отношений;
   - связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
   - общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.
   Все основные категории средств общения  формируются у человека прижизненно  в процессе реальных контактов с  окружающими людьми. Каждая категория  средств имеет свои специфические  возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.
   В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

3.2. Структура общения

 
   К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной3. Таким образом схематически структуру общения мы представим так:
   Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
   Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
   Перцептивная  сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
   Употребление  этих терминов условно, иногда, в более-менее  аналогичном смысле, употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
   Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее. 

   а) Коммуникативная  сторона общения. 

   Во  время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл4. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
   Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
   В условиях человеческой коммуникации могут  возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
   Сама  по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах). 

   - Средства коммуникации. 

   Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
   - Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»5 «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
   Модель  коммуникативного процесса Лассуэлла6 включает пять элементов:
   КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
   ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
   КАК? (осуществляется передача) – Канал
   КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
   С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
   Речь  является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как  объективация человеческого сознания посредством знаковой системы. Речь возникла в качестве одной из форм проявления возникающего сознания и прошла сложнейшие стадии развития на филогенетическом и онтогенетическом уровнях как одна из высших психических функций человека. Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Качество речи зависит от гармонии содержания, отношения и воздействия. Содержание связано с информацией, отношение - с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействие определяется влиянием речи на другого или других. Допустим, нам необходимо оценить социально-психологическое качество речи говорящего. В этом случае необходимо выяснить, насколько содержательной является его информация, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей.
   Речь  осуществляется посредством языка - знаковой системы, которая кодирует информацию в том или ином виде. Язык столь социален по своей функциональной сущности, что профессионалы - языковеды не однажды оказывались в рядах социальных психологов, начиная с момента возникновения социальной психологии как науки. Современное общество обладает множеством знаковых систем, хотя вполне очевидна тенденция к их некоторой интеграции, усилившаяся с развитием компьютерной связи. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. К ним относятся: громкость речи, темп, особенности произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические средства могут подтверждать смысл сказанного, либо, наоборот, опровергать его. Противоречие между сказанным и выраженным через паралингвистические средства следует рассматривать как фактор неполноценного общения.
   Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). 

   - Невербальная коммуникация.
   Выделяют  четыре группы невербальных средств общения: 

   1) Экстра- и паралингвистические (различные  околоречевые добавки, придающие  общению определенную смысловую  окраску – тип речи, интонирование,  паузы, смех, покашливание и т.д.) 

   2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на  расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) 

   Жест  – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
   - коммуникативные (заменяющие речь)
   - описательные (их смысл понятен только при словах)
   - жесты, выражающие отношение к  людям, состояние человека. 

   Мимика  – это движение мышц лица. 

   Пантомимика – совокупность жестов, мимики и  положения тела в пространстве. 

   3) Проксемика (организация пространства  и времени коммуникативного процесса) 

   В психологии выделяют четыре дистанции  общения: 

   - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней  общаются люди, связанные, как  правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. 

   - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На  ней осуществляется общение между  друзьями). 

   - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для  делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. 

   - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется  выступлением перед аудиторией. При таком общении человек  должен следить за речью, за  правильностью построения фраз. 

   4) Визуальный контакт. Визуалика,  или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.7 

   в) Интерактивная сторона  общения. 

   Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны со взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция8. 

   - Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. 

   - Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. 

   г) Перцептивная сторона  общения
     – это процесс восприятия и  понимания людьми друг друга. 

   Все три стороны общения тесно  переплетаются между собой, органически  дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

3.3. Стили общения

 
   Одной из форм делового, профессионального  общения выступает педагогическое общение, - психологический контакт учителя и ученика в процессе обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благоприятный, психологически комфортный климат для успешного решения педагогических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессиональных способностей ученика. Возможность создания такого климата в отношениях педагога и ученика определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с одной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика, в характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. Так, при обучении  учитель обычно исходит из тех или иных установок в отношении ученика, считая его более или менее способным в овладении теми или иными навыками умениями. И в зависимости от содержания установки, более или менее критического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит его действиями на уроке, более или менее детализирует свои указания, чаще или реже контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его поведение.
   Можно выделить два основных стиля педагогического  общения; авторитарный, монологичный, односторонний или партнерский, диалогичный, двухсторонний.
   В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности, ориентируется на себя, единолично устанавливая цели и педагогические задачи, которые необходимо решать в учебном процессе. Ученик в этом случае рассматривается лишь как исполнитель указаний, которого не следует посвящать в конечный смысл решаемых задач, в общую цель совместной работы. Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с недоверием к способностям ученика, его возможностями управлять собой и эффективно заниматься самостоятельно, а основными приемами общения выступают приказ, или команда. При обучении такой стиль общения проявляется в требованиях беспрекословного подчинения учительским указаниям, игнорировании инициатив ученика,
   Во  втором случае (при партнерском стиле  общения) учитель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, главным образом, особенности учеников, ориентируется на то, что отличает одного ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение конечной цели работы. Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный участник совместной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные возможности, уважает его, проявляет тактичность.  

 

Заключение

   Общение -- сложный, многофакторный и многофункциональный  процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы.
   Общение возможно только между одушевленными существами.
   Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен  информацией, мыслями, чувствами через  язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей  для тех, кто вступает в контакт  и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.
     Общение порождается социальными, общественными  и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять  совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.
       Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт.
 

Список  использованой литературы:

 
    Андреева  Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996
    Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995
    Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978
    Брушлинский A.B. , Поликаров ?.?. Мышление и общение. Минск, 1990
    Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987
    Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.,1991
    Кан-Калик ?.?. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя М., 1987
    Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
    Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979
    Ломов Б.Ф. Общение и психические процессы // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
    Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987
    Немов  Р.С.  Психология.  Книга  1:  Основы  общей  психологии.  –   М.,Просвещение, 1994
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.