На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные принципы, этапы и техника составления годовой бухгалтерской отчетности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Ярославский государственный университет имени  П. Г. Демидова
Кафедра бухгалтерского учета и финансов 
 

 «УТВЕРЖДАЮ»
Зав.кафедрой                 к.э.н.
ученая  степень,
                                   доцент                         
звание
                    И. Г. Кузьмин   
личная  подпись, и.о.фамилия
«____»____________2004г. 
 
 
 

Курсовая  работа
 «Основные  принципы, этапы и техника составления  годовой бухгалтерской отчетности»
(на примере  «Муниципального унитарного предприятия «РЭУ-26») 
 
 

Руководитель________к.э.н.
ученая  степень,
                               доцент
звание
      __________И. Г. Кузьмин
личная  подпись, и.о.фамилия
«____»_____________2004г.
Студентка      В. С. Тинкова
подпись, и.о.фамилия
                    БУ-ССО 2002г. 
группа
«____»_____________2004г 
 
 
 
 

г.Ярославль, 2004г. 

РЕФЕРАТ
      Курсовая работа написана на           90 страницах.
      В работе содержится:     10 приложений,
                                                14 таблиц,
                                                3 формулы,
                                                2  рисунка,
                                                38 источников 

      Перечень  ключевых слов, которые  в совокупности дают представление о  содержании данной работы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка учет. 

      Предметом исследования является годовая бухгалтерская отчетность. В качестве базы хозяйственной практики было исследовано муниципальное унитарное предприятие “РЭУ-26”. 

     Целью курсовой работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета по составлению годовой бухгалтерской отчетности  и разработка рекомендаций совершенствования техники составления бухгалтерской отчетности на предприятии МУП “РЭУ-26”. 

     При разработке и решении поставленных задач применялись методы наблюдения, группировки, сравнения, логического анализа теоретического и практического материла, обобщения и другие методы исследования. 

     В результате исследования дана характеристика и особенности составления годовой бухгалтерской отчетности, сделан ряд выводов.
 

 
Содержание
Введение
    Состав и основные принципы формирования и представления бухгалтерской отчетности
      Состав, требования порядок и сроки представления отчетности
      Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению отчетности
        Инвентаризация статей баланса
        Проверка записей на счетах бухгалтерского учета
        Порядок исправления выявленных ошибок
        Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции  
    Особенности составления бухгалтерской отчетности в условиях организации налогового учета
    Содержание и техника составления бухгалтерской отчетности (на примере МУП «РЭУ-26»)
      Бухгалтерский баланс (форма № 1)
      Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
      Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
      Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
      Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
      Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
      Пояснительная записка 
Заключение
Список  использованной литературы
Перечень  принятых сокращений
Приложения
4 
6 

6
12 

12
15
20 

23 

30 

37
37
62
77
87
91
99 

101
105
109
112
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Отчетность  представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной  деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и управленческого учета, и является завершающим этапом учетной работы.
     Целью данной курсовой работы является проведение анализа   теоретической базы действующих систем и форм по технике составления бухгалтерской отчетности с учетом последних изменений в действующем законодательстве в сравнении с практическим применением нормативных документов на исследуемом предприятии, выяснение их преимуществ и недостатков.
     Задачами  курсовой работы является: определение содержания годовой отчетности, изучение техники составления бухгалтерской отчетности и применение основных принципов, а также анализ формирования и представления годовой отчетности на изучаемом предприятии.
     Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам хозяйствования в рыночных условиях реформирования экономики предприятий и по вопросам организации бухгалтерского учета по теме курсовой работы. При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по составлению годовой бухгалтерской отчетности. Широко использованы фактические материалы по учету и отчетности.
     Данная  курсовая работа выполнена на примере  МУП «РЭУ – 26». МУП «РЭУ-26» является муниципальным унитарным предприятием. Ремонтно-эксплуатационные участки предназначены для содержания, эксплуатации и производства ремонтных работ в жилищном фонде.
     В городе Ярославле 26 ремонтно-эксплуатационных участков и они обслуживают весь жилой фонд города. В обязанности РЭУ входит содержание домового хозяйства, уборка придомовой территории, сбор и вывоз домового мусора.
     Особенности работы РЭУ – сезонная подготовка жилищного фонда к бесперебойной  зимней эксплуатации. В нее входят промывка системы тепловых узлов для обеспечения нормального температурного режима внутри квартиры.
     Данная  тема недостаточно хорошо освещена в  учебно-экономической литературе. На практике встречается несоответствие предложенным методикам по технике  составления годовой бухгалтерской  отчетности, а также полезно в процессе исследования обнаружить ошибки и вовремя исправить положение. Этим объясняется выбор курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Состав и основные  принципы
      формирования  и представления
      бухгалтерской отчетности
      1.1.Состав, требования, порядок и сроки представления отчетности
      Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
      При формировании показателей бухгалтерской  отчетности следует руководствоваться  прежде всего Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н. В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности. На их основе Минфином России разработаны образцы форм бухгалтерской отчетности (приказ от 13 января 2000 г. № 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"). Приведенные в приложении к данному приказу формы бухгалтерской отчетности носят рекомендательный характер. Организации на основе утвержденных Минфином России образцов форм бухгалтерской отчетности могут разрабатывать собственные формы, которые должны содержать сведения, достаточные для формирования достоверного и полного представления о их финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в их финансовом положении.1
      Организации вправе вводить в рекомендованные  Минфином России образцы форм бухгалтерской отчетности дополнительные показатели и, наоборот, не приводить те или иные статьи ввиду отсутствия у них соответствующих активов и обязательств. При этом должны быть сохранены коды строк итогов, разделов и групп статей
бухгалтерского баланса, приведенных в образце его формы, т. е. организации не могут изменять принципы построения форм бухгалтерской отчетности.
      В соответствии с приказом Минфина  России от 13 января 2000 г. № 4н, а также  ПБУ 4/99 в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
          а) бухгалтерский баланс - форма № 1;
          б) отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
            в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях 
и убытках, в состав которых входят:

      отчет об изменениях капитала - форма № 3; отчет о движении денежных средств - форма № 4; приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5; пояснительная записка;
                    г) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации 
аудита бухгалтерской отчетности.

      Некоммерческим  организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
      Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку, а также некоммерческие организации, общественные объединения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов от продажи товаров (работ, услуг), имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5 и пояснительную записку. Это же относится к субъектам малого предпринимательства, обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, если у них отсутствуют соответствующие данные.
      Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности и другие формы отчетности (например, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку и др.).
      Организации, получающие бюджетные средства, представляют отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Минфином России.
      При составлении бухгалтерской отчетности к ней предъявляются следующие требования:
      достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации;
          соблюдение  в течение отчетного года принятой учетной политики;
      применение  утвержденных организацией форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому;
      обеспечение сопоставимости представляемых данных с показателями за предшествующий отчетный период;
      соблюдение  принципа нейтральности информации, т. е. исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
          расшифровка показателей в случае их существенности;
      включение показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс.
      Составление и представление бухгалтерской  отчетности производится в тысячах рублей без десятичных знаков, а при существенных объемах оборотов продаж, обязательств и т. п. - в миллионах рублей без десятичных знаков.2
      Субъекты  малого предпринимательства, общественные организации (объединения) и иные организации при незначительной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе, и во избежание трудностей использования отчетных данных могут составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целых рублях.
      Данные  по числовым показателям бухгалтерской  отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны приводиться как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года. Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием причин.
      Статьи  бухгалтерской отчетности, по которым  отсутствуют числовые значения активов и пассивов, должны прочеркиваться.
      Отчетным  годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной (либо реорганизованной) организации первым отчетным годом считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
      Годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а промежуточная — в течение 30 дней по окончании квартала. Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
      Днем  представления бухгалтерской отчетности считается день ее фактической передачи по принадлежности, дата ее почтового  отправления либо отправки по телекоммуникационным каналам связи. Если дата представления приходится на нерабочий день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
      Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям (участникам организации или собственникам ее имущества), а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия — органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. В другие адреса (иным пользователям) бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Бюджетные организации месячную, квартальную  и годовую бухгалтерскую отчетность представляют вышестоящему органу в установленные им сроки, а организации, состоящие на федеральном бюджете, месячную отчетность представляют также территориальным органам федерального казначейства.
      Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и  представляется ее пользователям на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять ее в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Согласно  п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности годовая бухгалтерская отчетность организаций является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, покупателей, кредиторов и др.), которые могут знакомиться с ней и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
      В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, организации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.
      В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам статистики для предоставления заинтересованным пользователям.
      В случае наличия у организации  дочерних и зависимых обществ помимо собственной бухгалтерской отчетности составляется сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели головной организации, дочерних и зависимых обществ. Составление сводной отчетности позволяет получить представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных организаций. При составлении сводной отчетности следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказами Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" и от 12 мая 1999 г. № З6н "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".
      Организации могут дополнять формы сводной бухгалтерской отчетности статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям.3
          1.2. Этапы подготовительной  работы, предшествующие составлению отчетности.
            1.2.1. Инвентаризация статей  баланса.
      Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. Объем работы, предшествующий составлению годовой бухгалтерской отчетности, значительно выше объема проводимой перед формированием промежуточной отчетности работы. Так, промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно на основе книжных данных. Формированию же годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:
    уточняется распределение доходов и расходов между смежны 
    ми отчетными периодами;

    проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных ста 
    тей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, това 
    ров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т. п.; заключительными за 
    писями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные 
    в учетной политике организации или действующим законодательством;

    выявляется окончательный финансовый результат путем сум 
    мирования всех частных результатов; закрывается счет 99 "Прибыли 
    и убытки";

    составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, 
    охватывающая все исправительные, корректирующие и дополните 
    льные записи, вызванные описанными выше действиями;

    в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О бухгалтер 
    ском учете" обязательно проводится инвентаризация всех статей ба 
    ланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются 
    в полном соответствии с результатами инвентаризации.

      Инвентаризации  подлежат все имущество организации  независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.
      Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Помимо вышеназванного случая (перед составлением годового бухгалтерского отчета) проведение инвентаризации обязательно:
      при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
          при смене материально ответственных  лиц;
      при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;
      в случае стихийного бедствия, пожара или  других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
          при реорганизации или ликвидации организации;
      в других случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.
      Инвентаризацию  проводят с той периодичностью, которая  указана в учетной политике организации (ежемесячно, раз в квартал), но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.
      Перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов обычно проводят не ранее 1 октября, затрат в незавершенном строительстве — не ранее 1 декабря, основных средств — не ранее 1 ноября. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года (библиотечных фондов — один раз в пять лет) (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчетности должны подвергаться внезапной проверке не реже одного раза в месяц. Расчеты с банками по расчетным, специальным и прочим счетам проверяются на 1-е число каждого месяца, расчеты с дебиторами и кредиторами — обычно не реже двух раз в год.
      Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.
      1. Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату 
проведения инвентаризации), и соответствующая сумма учитывается 
в составе прочих доходов:

      Д-т  сч. 10 (41, 50...) К-т субсч. 91-1.
      2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естествен 
ной убыли относятся на затраты производства:

      Д-т  сч. 20 (44...) К-т сч. 94.
      3. Недостача имущества и его порча сверх норм естественной 
убыли относится на виновных лиц:

      а) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимо 
сти), материалов, товаров

      Д-т  сч. 44 К-т сч. 01 (10,41...):
      б) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет ви 
новного лица

      Д-т  субсч. 73-2 К-т сч. 94:
      в) отражена разница между балансовой стоимостью недостаю 
щих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица

      Д-т субсч. 73-2 К-т субсч. 98-4:
      г) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) 
сумма материального ущерба

      Д-т  сч. 70 (50) К-т субсч. 73-2:
      д) соответствующая доля доходов будущих  периодов учтена в составе прочих доходов
      Д-т  субсч. 98-4 К-т субсч. 91-1.
      4. Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, т. е. учитываются в составе прочих расходов:
      Д-т  субсч. 91-2 К-т сч. 94.
      1.2.2. Проверка записей  на счетах бухгалтерского  учета
      Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:
      отражение хозяйственных операций в учете  только на основании надлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей);
      отражение за отчетный период всех хозяйственных  операций и результатов инвентаризации;
          совпадение  данных синтетического и аналитического учета.
      Цикл  учетной работы за любой месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:
    составление бухгалтерских записей (проводок) на основании 
    первичных документов, накопительных, группировочных ведомо 
    стей; это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный 
    период; именно на данном этапе от бухгалтера требуется хорошее 
    знание как нормативных бухгалтерских документов, так и налогово 
    го законодательства;

    перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации 
    за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета 
    (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др.);

    формирование информации об объектах бухгалтерского учета 
    на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных ре 
    гистров.

      Записи  на счетах бухгалтерского учета производятся на основании надлежаще оформленных первичных документов, которые могут быть приняты к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации.
      Перечень  лиц, имеющих право подписывать  первичные учетные документы, утверждает руководитель организации по согласованию
      с главным бухгалтером (п. 14 Положения  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
      Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:4
      наименование  документа;
          код формы;
      дату  составления документа;
      наименование  организации, от имени которой составлен  документ;
          содержание  хозяйственной операции;
      измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении;
      наименование  должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи;
      расшифровки подписей должностных лиц, подписавших  данный документ, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
      Допущенные в документах ошибки должны быть исправлены, в кассовых и банковских документах никаких исправлений быть не должно.
      Утраченные  документы подлежат восстановлению, а документы, неверно оформленные, — дооформлению в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
      В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета не менее 5 лет.
      В течение месяца на основании первичных  документов в учетных регистрах происходит формирование исчерпывающей информации об объектах бухгалтерского учета. Итоговые данные учетных регистров используются для составления счетов Главной книги.
      В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 75 "Расчеты с Учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", надо исчислять развернутое сальдо.
      Отражение развернутого сальдо в балансе (в  активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.
      Счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 40 " Выпуск продукции (работ, услуг)", 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.
      Счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и  расходы", 99 "Прибыли и убытки" закрываются один раз в конце года.
      Показатели  Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.
      Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета.
      Обычно  проверку записей по счетам Главной  книги проводят по следующим направлениям:
      сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;
      сравнивают  между собой обороты и остатки  или только остатки по всем счетам синтетического учета;
      сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
      Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости (табл. 1) отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т. е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна — по синтетическим.
      Табл. 1
            Оборотно-сальдовая ведомость (сокращенная форма) 

Счет С-до на нач. периода Обороты за период С-до на конец  периода
Код Наименование Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
1 2 3 4 5 6 7 8
 
      Проверка  учетных записей на синтетических  счетах осуществляется по итогам оборотно-сальдовой ведомости. Имеющиеся в ней три пары суммовых колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равные друг другу:
    сальдо на начало периода по дебету должно быть равно сальдо 
    на его начало по кредиту (колонки 3 и 4);

    обороты за период по дебету должны быть равны оборотам за 
    период по кредиту (колонки 5 и 6);

    сальдо на конец периода по дебету должно быть равно сальдо 
    на его конец по кредиту (колонки 7 и 8).

      Отсутствие  равенства в какой-либо паре колонок  указывает на ошибку в записях или в подсчете записей по счетам. Например, отдельные суммы могут быть записаны не на те счета, к которым они относятся. Для выявления таких и подобных им ошибок производят сверку данных синтетического учета с соответствующими показателями аналитического учета: итоги оборотно-сальдовой ведомости по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующих счетов в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета.
          1.2.3. Порядок исправления  выявленных ошибок
      Способ  исправления ошибочно сделанных  записей в первичных документах, учетных регистрах зависит от момента их выявления и характера ошибки. Исправление может производиться одним из следующих способов: корректурным способом, способами дополнительной и сторнировочной бухгалтерских записей.
      Сущность  корректурного способа состоит в зачеркивании ошибочной записи и в случае необходимости в написании правильного текста или суммы. Исправление должно быть подтверждено подписью ответственного лица. Этот способ применяется тогда, когда ошибка сделана в одном регистре и обнаружена до подсчета итогов и, следовательно, до их перенесения в Главную книгу.
      Способ  дополнительных бухгалтерских записей  (дополнительных проводок) применяется тогда, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. На разницу делается дополнительная проводка. При этом составляют бухгалтерскую справку, на основании которой исправляют ошибку во всех регистрах, этот способ применяется, когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов в регистрах или в Главной книге.
      Способ  сторнировочной бухгалтерской записи ("красное сторно") применяется в следующих случаях:
    если в регистрах записана большая, чем следовало, сумма;
    если составлена и разнесена по счетам ошибочная бухгалтер 
    ская запись.

      В данном разделе авторы не ставили  своей целью дать всесторонний анализ бухгалтерских ошибок. Это тема для отдельного серьезного исследования. Здесь рассмотрены лишь некоторые ошибки и порядок их исправления. Грамотное и своевременное исправление ошибок позволяет составить достоверную бухгалтерскую отчетность, избежать штрафных санкций, которые способны значительно ухудшить финансовое состояние любой организации.
      Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 75, 120, 122 и др.) в случае обнаружения ошибки при проведении проверки к организации могут быть применены следующие финансовые санкции:
      взыскание штрафа в размере 5 (15) тыс. руб. —  за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и др.), допущенное соответственно в течение одного (более одного) налогового периода;
          взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы налога;
      взыскание пеней в размере 1/300 установленной  ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки уплаты налога.
      Порядок исправления ошибок регламентирован  Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 39 и 80), Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности (далее - Методические рекомендации), а также ПК РФ.
      Так, в Методических рекомендациях (п. 11) рассмотрены сроки, в которые организация может обнаружить ошибки:
          до  конца отчетного периода;
      после окончания отчетного периода, но до утверждения бухгалтерской отчетности;
      после окончания отчетного периода  и утверждения бухгалтерской отчетности.
      В п. 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности указывается, что "прибыль или убыток, выявленные
      в отчетном году, но относящиеся к  операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года". Все исправления в бухгалтерском учете делаются в том отчетном периоде, в котором выявлена ошибка.
      Если  период совершения искажений не установлен, то исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке.
      Исправления в бухгалтерский учет за прошлый  год также не вносятся, а отражаются в году, в котором были обнаружены ошибки в учете.
             Указанный порядок исправления ошибок в учете и отчетности применяется при выявлении искажений учетных и отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых как самой организацией, так и контролирующими органами.
      К наиболее типичным бухгалтерским ошибкам  относятся: необоснованное отнесение на себестоимость расходов, не связанных с производством; неправильное начисление и отражение в бухгалтерском учете налогов и сборов; необоснованное отнесение различных сумм на финансовые результаты; занижение полученной выручки (налогооблагаемой базы).
      До  вступления в действие Налогового кодекса  Российской Федерации организация освобождалась от каких-либо штрафных санкций при самостоятельном обнаружении и исправлении ошибок. С момента его введения в действие организация несет ответственность за каждое налоговое нарушение даже в тех случаях, когда оно выявлено и исправлено ею самостоятельно. Однако это не означает, что штрафные санкции обязательно последуют. Так, если налогоплательщик обнаружил ошибку самостоятельно, внес изменения в налоговую декларацию и уплатил в бюджет соответствующую сумму до вручения ему акта налоговой проверки, штрафные санкции могут и не применяться. В этом случае кроме доплаты соответствующей суммы налога ему придется заплатить пени за несвоевременную уплату налога независимо от применения или неприменения других мер ответственности5.
      В случае обнаружения ошибки необходимо составить бухгалтерскую справку, где фиксируется выявленная ошибка, отражаются причины ее возникновения и способы исправления при составлении учетных регистров и бухгалтерской отчетности. Предприятию следует внести сумму недоплаченного в бюджет налога непосредственно после выявления ошибки, а не ждать наступления очередного срока его уплаты, составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Бухгалтерская справка составляется в произвольной форме с указанием реквизитов, установленных требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" к оформлению первичных документов (п. 2 ст. 9). 
          Кроме того, о факте обнаружения ошибки следует сообщить в нало- 
говую инспекцию соответствующим письмом. 

      Если организация обнаружила ошибку за прошедший налоговый период, исправления следует внести в налоговую декларацию того периода, когда была совершена ошибка. Если же невозможно определить конкретный период совершения ошибки, организация должна откорректировать налоговые обязательства отчетного периода, в котором была выявлена ошибка.  

      1.2.4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции.
      Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской  отчетности предшествует процедура  закрытия счетов, причем при формировании годовой бухгалтерской отчетности она является более сложной. Условно весь этот процесс можно разбить на следующие этапы (рис. 1.1 и 1.2): 
 

Рис. 1
      Закрытие  счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности 

      Общие этапы процедуры закрытия счетов при составлении промежуточной  и годовой бухгалтерской отчетности
 
Этап 1 Списание себес-ти работ (услуг) со счета 23
Этап 2 Закрытие счетов 25 и 26 Этап 3 Списание себес-ти готовой продукции Этап 4 Определение  финансового результата от продаж на счете 90 Этап 5 Определение  сальдо прочих доходов и расходов на счете 91 Этап 6 Определение остатка на счете 99        
 
      Рис. 2
      Закрытие  счетов при составлении годовой  бухгалтерской отчетности
 
      Дополнительные  этапы процедуры закрытия счетов при составлении годовой бухгалтерской  отчетности
 
Закрытие всех субсчетов к счету 90 Закрытие всех субсчетов к счету 91 Закрытие счета 99
 
 
      В течение отчетного месяца на счетах 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства" собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ, оказанием услуг (расход материалов, заработная плата производственных рабочих и др.). Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в отчетного месяца учитываются на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".6
      На  дебете счета 25 отражаются затраты  по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, заработная плата цехового персонала, амортизация, затраты по содержанию, ремонту зданий, сооружений и прочих основных средств, расходы по охране труда, расходы по проведению испытаний, опытов и прочие расходы цехового характера. Собранные на дебете счета 25 расходы в конце месяца полностью списываются на счета 20 и 23, т. е. счет 25 ежемесячно закрывается и остатка на конец месяца на нем не должно быть.
      На  дебете счета 26 отражаются затраты  на заработную плату персонала заводоуправления, расходы на командировки и служебные разъезды, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, амортизация, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и другие расходы. Накопленные в течение месяца расходы на дебете счета 26 в конце месяца полностью перечисляются с его кредита в зависимости от выбранной учетной политики или в дебет счета 20 "Основное производство" (в дебет счета 23 "Вспомогательные производства"), или в дебет счета 90 "Продажи". На этом счете на конец месяца остатка быть не должно.
      При наличии производственного брака  на счете 28 "Брак в производстве" выявляются окончательные потери от брака. Они определяются так (формула 1):
      (Себестоимость  окончательного брака + Затраты  на исправление брака) —
      — (Удержания с виновников брака + Стоимость  возвратных отходов
      по  цене возможного использования).
 
      Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются с кред ный остаток по дебету счета 23 показывает стоимость незавершенного производства.
      В конце месяца по данным счета 20 "Основное производство" исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Она определяется так (формула 2):
 
      Незавершенное производство на начало месяца + Затраты  за месяц --  Незавершенное производство на конец месяца — Стоимость возвратных отходов — Себестоимость окончательного брака.
 
      В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета ютовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 или в дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости), или в дебет счета 43 "Готовая продукция" (при учете продукции по фактической себестоимости).
      Учет  готовой продукции в течение  месяца ведут по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускной цене и др.). В конце месяца выявляют отклонения по готовой продукции, которые списывают следующим образом. При учете готовой продукции по нормативной себестоимости:
      на  превышение фактической себестоимости над нормативной себестоимостью (перерасход)
      Д-т субсч. 90-2 К-т сч. 40;
      на  превышение нормативной себестоимости  над фактической себестоимостью (экономия)
      Д-т субсч. 90-2 К-т сч. 40 - сторно.
      При учете готовой продукции по фактической  себестоимости:
      на  превышение фактической себестоимости  над учетной стоимостью (перерасход)
      Д-т  сч. 43 К-т сч. 20;
      на  превышение учетной стоимости готовой  продукции над ее Фактической себестоимостью (экономия)
      Д-т сч. 43 К-т сч. 20 — сторно.
      На  фактическую (нормативную, плановую) себестоимость  отгруженной покупателю продукции: Д-т субсч. 90-2 К-т сч. 43.
      Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому  виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой или хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
      Записи по субсчетам 91-1 "Прочие доходы", 91-2 "Прочие расходы" и 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" производятся накопительно в течение отчетного года, т. е. все субсчета счета 91 в течение года не закрываются, на субсчете 91-1 в конце каждого месяца всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчете 91-2 - дебетовое.
      В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат - сальдо прочих доходов и расходов (прибыль или убыток), для чего сумму прочих доходов (суммарный кредитовый оборот за отчетный месяц субсчета 91-1) сравнивают с суммой прочих расходов (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-2). Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 91-9.
      Если  сумма прочих доходов (кредит субсчета 91-1) превышает сумму прочих расходов (дебет субсчета 91-2), сальдо прочих доходов и расходов означает прибыль:
      Д-т  субсч. 91-9 К-т сч. 99.
      Если  сумма прочих доходов (кредит субсчета 91-1) меньше суммы прочих расходов (дебет субсчета 91-2), сальдо прочих доходов и расходов означает убыток:
      Д-т  сч. 99 К-т субсч. 91-9.
      Иными словами, в конце каждого отчетного  месяца на субсчете 91-9 сальдо может быть или дебетовым (прибыль), или кредитовым (убыток). В целом же синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
      По  окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 91 (кроме субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов'), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9:
      а) закрытие субсчета 91-1 
Д-т субсч. 91-1 К-т субсч. 91-9;

      б) закрытие субсчета 91-2
      Д-т субсч. 91-9 К-т субсч. 91-2.
      Записи  на счете 99 ведутся накопительно в  течение года.
      В конце каждого месяца финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи продукции (работ, услуг) и сальдо доходов и расходов со счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" переносятся на счет 99 "Прибыли и убытки": прибыль от продажи продукции (работ, услуг)
      Д-т  субсч. 90-9 К-т сч. 99;
      убыток  от продажи продукции (работ, услуг)
      д-т сч. 99 К-т субсч. 90-9;
      прибыль от прочих видов деятельности
      Д-т  субсч. 91-9 К-т сч. 99;
      убыток от прочих видов деятельности
      Д-т  сч. 99 К-т субсч. 91-9.
      Непосредственно на счете 99 отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, а также суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.
          Начислен  налог на прибыль:
      Д-т  сч. 99 К-т сч. 68.
      Отражены  суммы штрафных санкций, начисленных  за нарушение налогового законодательства:
      Д-т  сч. 99 К-т сч. 68.
      Списана стоимость имущества (оборудования, материалов, товаров и др.), утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств:
      Д-т  сч. 99 К-т сч. 07, 10, 41 и др.
      Оприходованы  материалы от разборки имущества, испорченного в результате чрезвычайных операций:
      Д-т сч. 10 К-т сч. 99.
      Аналогично  учитываются другие доходы и расходы, связанные чрезвычайными обстоятельствами, т. е. по дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации.
      Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период позволяет определить конечный финансовый результат от-четного периода — чистую прибыль или убыток (формула 3):
 
      Чистая  прибыль (убыток) за отчетный период = Прибыль (убыток) от продаж ± Сальдо прочих доходов и расходов ± Чрезвычайные доходы и расходы — Налог на прибыль.
      В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской  отчетности счет 99 закрывается (реформация баланса). Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года переносится со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", т. е. на 1-е число следующего за отчетным года остатка по счету 99 быть не должно.
 
      2. Особенности составления
      бухгалтерской отчетности в условиях
      организации налогового учета
      Формы бухгалтерской отчетности, как известно, составляются согласно правилам, установленным в соответствующих Положениях но бухгалтерскому учету.
      Однако  некоторые показатели формы № 2 "Отчет  о прибылях и убытках" формируются в соответствии только с налоговым законодательством (налог на прибыль, НДС, акцизы, транспортный налог, налог на имущество и др.).
      В настоящее время в связи с  организацией налогового учета заполнять форму № 2 стало гораздо сложнее: необходимо вести специальные регистры налогового учета, которые являются основанием для составления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
      Налоговый учет — это система обобщения  информации в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (ст. 313 НК РФ). Налоговая база по другим налогам (НДС, налог на имущество и др.) рассчитывается в порядке, изложенном в соответствующих главах Налогового кодекса Российской Федерации и федеральных законах, т. е. для ее расчета данные налогового учета не используются.
      Налоговый учет ведется в соответствии с главой 25 НК РФ. Порядок его ведения должен быть установлен организацией в учетной политике для целей налогообложения.
      Вышесказанное означает, что любая организация  должна начиная с 1 января 2002 г. вести две системы учета:
      традиционную  систему бухгалтерского учета;
      систему налогового учета.
      Предусмотрено, что система налогового учета  организуется каж-дым налогоплательщиком самостоятельно.
          На  практике возможны два варианта организации  налогового учета:
      первый  вариант — параллельное ведение  налогового и бухгалтер-°кого учета;
      второй  вариант — максимально возможное  сближение бухгалтерского и налогового учета, которое обеспечивается тем, что некоторые способы налогового учета совпадают со способами, принятыми в бухгалтерском учете. (Так, с 1 января 2002 г. для целей исчисления налога на прибыль применяется утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая может использоваться и для целей бухгалтерского учета Но для бухгалтерского учета данный порядок распространяется только на основные средства, приобретенные после 1 января 2002 г.)
      Второй  вариант организации налогового учета предпочтительнее так как требует меньших затрат и является наиболее простым. При этом варианте данные, полученные в бухгалтерском учете, используются и для налогового учета. Правда, для отражения некоторых расходов (амортизации, прочих расходов и др.) данных бухгалтерского учета недостаточно, и для этого необходимо ведение налоговых регистров.
      При составлении налоговых регистров  требуется корректировка информации, отраженной в некоторых первичных документах. Например, в актах приемки-передачи основных средств стоимость основных средств формируется по правилам бухгалтерского учета тогда как в налоговом учете действуют несколько другие правила. То же относится и к нематериальным активам.
      По  некоторым объектам в налоговом  учете предусмотрены способы учета, отличные от способов бухгалтерского учета. Это, например, относится к порядку оценки остатков незавершенного производства, готовой продукции, отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг).
      Налог на прибыль уплачивается по итогам календарного года в течение которого организация перечисляет авансовые платежи го данному налогу. Авансовые платежи уплачиваются или ежеквартально, или ежемесячно исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале, либо из фактической прибыли. Именно последний вариант уплаты налога на прибыль применяет МУП "РЭУ-26" в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения (см. прил.10).
     При составлении и представлении  бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным  законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).
     В случаях выявления неправильного  отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного  года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного  периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.
     В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного  отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.
     При отражении данных в бухгалтерской  отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).
     Некоммерческая  организация при принятии формы  Бухгалтерского баланса (форма N 1) в  разделе "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) включает группу статей "Целевое финансирование".
     В годовом бухгалтерском балансе  данные по группам статей "Резервный  капитал", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" показываются с  учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.
     Данные  отчета о движении денежных средств  должны характеризовать изменения  в финансовом положении организации  в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
     Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.
     Инвестиционной  деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).
     Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).
     Сведения  о движении денежных средств организации  представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной  валюте формируется информация о  движении иностранной валюты по каждому  ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей Отчета о движении денежных средств.
     При раскрытии организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации о принадлежащих ей активах в качестве основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности раздельно приводятся данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и начисленной амортизации.
          При раскрытии информации о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим элементам, данные приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др.
     В пояснительной записке следует  привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.
     При изложении в пояснительной записке  основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины в случае необходимости следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).
     При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут  приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.
     При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации  от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
     Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта  продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.
 
 
 
 
 
            3. Содержание и техника  составления бухгалтерской отчетности
          3.1.Бухгалтерский  баланс (форма №1)
 
     В графе "На начало отчетного года" показываются данные на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным графы "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс) с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности, связанных с применением Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.
     В графе "На конец отчетного периода" показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).
     В разделе "Внеоборотные активы" по группе статей "Нематериальные активы" показывается наличие нематериальных активов по остаточной стоимости (за исключением объектов нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).
     По  группе статей "Основные средства" приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).
     Результаты  проведенной организацией в соответствии с установленным порядком до начала отчетного года переоценки по состоянию на первое число отчетного года объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе месяце и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года.
     По  этой группе статей также показываются находящиеся в собственности  организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств, включенные в установленном порядке в состав основных средств.
     По  статье "Незавершенное строительство" показываются затраты на строительно - монтажные работы (осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способами), приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно - изыскательские, геолого - разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
     По  указанной статье отражается стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.
     Незавершенные капитальные вложения отражаются в  бухгалтерском балансе по фактическим  затратам для застройщика (инвестора).
     Кроме того, по указанной статье отражаются затраты по формированию основного стада, стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки.7
     По  группе статей "Доходные вложения в  материальные ценности" организации, осуществляющие доходные вложения в  материальные ценности, предоставляемые  за плату во временное владение и пользование (включая по договору финансовой аренды, по договору проката), с целью получения дохода, отражают остаточную стоимость указанного имущества.8
     По  группе статей "Финансовые вложения" данные должны быть представлены в  бухгалтерском балансе с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Финансовые вложения представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения представляются как долгосрочные и отражаются в разделе "Внеоборотные активы".
     По  группе статей "Долгосрочные финансовые вложения" показываются, наряду с  долгосрочными инвестициями в дочерние и зависимые общества, долгосрочные инвестиции организации в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
     Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат на их приобретение с отнесением непогашенной суммы по соответствующей статье группы статей "Кредиторская задолженность" в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет оплаты подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по соответствующей статье группы статей "Дебиторская задолженность".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.