На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
   1.1 Развитие института лицензирования
   1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
   1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
   лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
    2.1 Критерии  определения лицензируемых видов  деятельности и 
    стадии  их регулирования
    2.2 Полномочия  правительства РФ и лицензирующих  органов при осуществлении лицензирования
    2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
    наличие лицензии
    2.4 Приостановление,  прекращение действия и аннулирование  лицензии
    2.5 Контроль  за соблюдением лицензионных  требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В современных условиях стремительного развития рыночных отношений одной  из главных и приоритетных целей  является регулирование и надзор в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.
       Именно  лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой  особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.
       Другими словами, лицензирование есть результат (способ) выполнения обязанности государства соблюсти и защитить права каждого человека и гражданина как отдельно, так в совокупности, т.е. всего общества.
       Тема  посвященная  лицензированию отдельных  видов деятельности в нашей стране в настоящее время,  как никогда актуальна.
       Об  этом свидетельствует и то, что  законодатель пытается совершенствовать существующее законодательство  о  лицензировании посредством принятия новых законодательных актов.
       Законодатель  выделяет особенно важные сферы деятельности, требуя получение специального разрешения на право заниматься ими.
       Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, регулирует гражданское  законодательство, в соответствии с  п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых переделяется законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии. Таким образом, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека. Основанием такого ограничения – ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована в п.2 ст. 1 ГК РФ. 
         Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование.
       Государство посредством выдачи лицензий выполняет  контрольные функции по отношению  к участникам предпринимательской  деятельности в условиях рынка.
       Это затрагивает интересы многих миллионов   людей как занимающихся предпринимательством, так и пользующихся результатами их труда.
       Немало  важен и тот момент, что существует лишь незначительное  количество научной  литературы по данной теме, особенно работ  комплексного характера. В основном – статьи в периодических изданиях посвящены лицензированию конкретных видов деятельности.
       Объектом  исследования данной работы является законодательство Российской Федерации  в области лицензирования.
       Цель  настоящей работы  является попытка  обобщения  материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования 

1.1 Развитие института  лицензирования 

       Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность  разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe)1.
       Однако  участие Российской империи в  континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.
       Применение  методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной  деятельности выдача лицензий Министерством  внешней торговли СССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора.
       Формирование  института лицензирования предпринимательской  деятельности в начале 90-х годов ХХ века было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.
       Развитие  института лицензирования на рубеже 1991—1992 гг. обусловлено сменой экономических  и правовых формаций; государство  в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.
       Наибольшие  темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.
       Принятый  в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
       Современный этап развития лицензирования характеризуется  сокращением числа лицензируемых  видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой3.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства 

       Практически любой вид лицензируемой деятельности, затрагивает в той или иной мере нравственные устои российского общества.
       Однако  непосредственно к таким видам  лицензируемой деятельности относятся: деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; производство табачных изделий; медицинская деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II. в соответствии в Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и некоторые другие5.
       Каждый  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь.6 Данное конституционное право обеспечивается государством не только предоставлением государственными и муниципальными учреждениями бесплатной медицинской помощи, но и иными мерами, в том числе лицензированием.
       Охрана  здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.7
       Охрана  здоровья граждан обеспечивается лицензированием таких видов деятельности, осуществление которых либо последствия осуществления которых могут причинить вред здоровью (физическому и/или психическому) или жизни человека.
       К таким видам деятельности, например, относятся: фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по оказанию протезно-ортопедической деятельности; культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; деятельность по обращению с опасными отходами.
       Лицензирование  определенных видов деятельности как  административно-правовой режим, метод  охраны жизни и здоровья человека первоначально предусмотрен специализированными  законодательными актами. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека8.
       Охрана здоровья населения обеспечивается также осуществлением контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, административно-процессуальными мерами: приостановлением действия лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий; аннулированием лицензии в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба здоровью граждан.
       Охрана  здоровья населения защищается установлением  юридической - административной и уголовной - ответственности за осуществление  подлежащей лицензированию деятельности без специального разрешения - лицензии, либо осуществление данной деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
       Защита  прав и законных интересов человека и гражданина осуществляется на самом  высоком - международно-правовом - уровне. На конституционно-правовом уровне Российской Федерации также существует должное нормативное обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. При этом в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
       Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. Между тем осуществление  прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц. Права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции). Таким образом, законодательно закрепленный институт лицензирования есть конституционный способ, позволяющий не допустить нарушение прав и свобод человека и гражданина осуществлением прав и свобод лицами, выполняющими лицензируемый вид деятельности. Последние, осуществляя лицензируемый вид деятельности, реализуют таким образом свое конституционное право на труд, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на сбор, хранение, использование и распространение информации и др. Лицензирование в этом случае выступает способом, формой (федеральным законом) и мерой (особый административно-правовой режим) ограничения этих прав и свобод человека и гражданина в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Оно связано с гарантией, обеспечением и защитой государством таких же прав и свобод, а также права на охрану здоровья – (согласно Конституции РФ)физического, психического и нравственного, права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, рядом других конституционных и иных прав и свобод.
       Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
       Обороноспособность  страны достигается комплексом мер, одной из которых является лицензирование. Оборона страны обеспечивается лицензированием таких видов деятельности, как: разработка вооружения и военной техники; производство вооружения и военной техники; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники; торговля вооружением и военной техникой и др.
       Положением  о лицензировании деятельности в  области вооружения и военной  техники, определен порядок лицензирования следующих видов деятельности, осуществляемой юридическими лицами: а) разработка вооружения и военной техники; б) производство вооружения и военной техники; в) ремонт вооружения и военной техники; г) утилизация вооружения и военной техники. Данное Положение не распространяется на утилизацию боеприпасов, ядерных боеприпасов и химического оружия.
       Несмотря  на то, что Положением о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники установлен единый порядок лицензирования для четырех видов деятельности (только разными лицензирующими органами), лицензия выдается на каждый вид деятельности.
       Лицензирование деятельности в области вооружения и военной техники осуществляется Российским агентством по обычным вооружениям, Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по системам управления, Российским агентством по судостроению и Российским агентством по боеприпасам по видам вооружения и военной техники, входящим в их компетенцию.
       Безопасность  государства - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важными интересами являются совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
       Безопасность  достигается проведением единой государственной политики в области  обеспечения безопасности, системой мер: экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
       Безопасность  государства обеспечивается лицензированием  широкого спектра видов деятельности, касающихся авиационной техники, шифровальных (криптографических) средств, конфиденциальной информации, оружия, патронов к оружию, взрывчатых материалов, предупреждения и тушения пожаров и др.
       Безопасность  государства обеспечивается участием практически всех федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, - лицензирующих органов, среди которых особо выделяются так называемые «силовые ведомства» - МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, МЧС России9.
       Культурное  наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также  памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре провозглашают протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре, искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.  
 
 

1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа
института лицензирования  

       Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 128 от 08.08.2001г (ст. 2) дает следующие определения:
       лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется  получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
       лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
       лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
       лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
       соискатель  лицензии - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление  конкретного вида деятельности;
       реестр  лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
       Лицензирование  — это мероприятия, связанные  с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий11.
       Здесь, сделан акцент на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности.
       Лицензирование  является особым методом регламентации  общественных отношений: взаимоотношения  лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, — именно данное обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 ГК, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.
       Хотя  ГК РФ в ст. 49 отмечает, что юридические  лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение — лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
       Из  смысла ст. 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.
       Видимо, ст. 49 ГК нуждается в корректировке.
       Во-первых, к юридическим лицам нужно  добавить и индивидуальных предпринимателей.
       Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет12.
       Гораздо более удачно сформулировано определение  лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со ст. 2 Закона лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
       Несмотря  на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным  является вопрос о сущности и юридической  природе этого института.
       По  мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства13. С этой точка можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.
       О. Олейник считает, что «лицензирование — это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:
       государственное подтверждение и определение  пределов права на ведение хозяйственной  деятельности;
       государственный контроль за осуществлением деятельности;
       возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства»14.
       В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.
       А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием  лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый  объект и что лицензирование —  это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов15. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.
       В целом эти точки зрения позволяют  выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.
       Во-первых, лицензирование, как специфический  вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий  по предоставлению, отзыву, приостановлению  действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.
       Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области  предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил.
       В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения  специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.
       В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной  политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.
       Основные  принципы осуществления лицензирования - базисные, конституирующие начала осуществления лицензирования (принцип - от лат. principium - начало). Принципы осуществления лицензирования отражают правовую природу административно-правового института лицензирования, являющегося федеральной законодательной мерой ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       В Законе о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:
       –  обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;
       –  установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
       –  установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;
       –  установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;
       – гласность и открытость лицензирования. Этот принцип реализуются несколькими методами. Во-первых, речь идет об обязательном опубликовании всех нормативных правовых актов, посвященных лицензированию. Конституционная основа этого принципа - ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой законы и любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. С другой стороны, гласность и открытость лицензирования означают, что лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, а информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц16.
       – соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов17. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Правовые основы лицензирования
отдельных видов деятельности 

2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности
и стадии их регулирования  

       Первым критерием для определения лицензируемого вида деятельности является потенциальная возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Это основание введения лицензирования и установления особого порядка его осуществления применительно к определенным видам деятельности является, с другой стороны, и целью осуществления такого лицензирования. Следует иметь в виду, что осуществление деятельности подлежащей лицензированию, может причинить как материальный, так и нематериальный (моральный) вред.
       Второй  критерий определения лицензируемых  видов деятельности - это невозможность  осуществления государственного регулирования  потенциально опасных видов деятельности иными методами, кроме как лицензированием.
       К иным государственно-разрешительным методам относятся прежде всего государственная регистрация (несколько видов), сертификация, стандартизация, квотирование18.
       Большинство стадий лицензионного регулирования  обеспечивается властными полномочиями компетентных органов. Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учёт в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить требуемые документы. Этап рассмотрения заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии завершается принятием лицензирующим органом решения о такой выдаче либо об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя. Соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа — последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения.
       Приоритет общегосударственных интересов обеспечивается и на последующих стадиях лицензионного регулирования: лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, а также подчиниться законному требованию государственного органа при осуществлении контроля и надзора.
       После получения лицензии ее соискатель именуется  лицензиатом. Данные о выдаче ему  лицензии (как и о приостановлении  и отзыве) заносятся в реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий19. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования  

       Полномочия  Правительства РФ при осуществлении  лицензирования и субъект, на который возлагается осуществление этих полномочий, - федеральное Правительство, обусловлены конституционным принципом единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Согласно п. «е» «и» «ж» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического развития Российской Федерации, установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации, а административное законодательство, в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
       Правительство РФ осуществляет регулирование экономических  процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической  деятельности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов; обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ и др. в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительством РФ. Указанные полномочия Правительство осуществляет, участвуя также в лицензионных правоотношениях
       При осуществлении лицензирования Правительство  РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Эти  положения утверждаются постановлениями Правительства РФ - актами, имеющими нормативный характер в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительством РФ. Следовательно, и сами положения о лицензировании конкретных видов деятельности также носят нормативный характер. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России; они подписываются Председателем Правительства РФ. Поскольку постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения о лицензировании конкретных видов деятельности затрагивают права, свободы и обязанности граждан, они вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
       Кроме того, любое постановление Правительства  РФ и утвержденное им положение о  лицензировании конкретного вида деятельности могут быть обжалованы в суд. Рассмотрение дел об оспаривании постановлений  Правительства РФ и утвержденных ими положений о лицензировании конкретных видов деятельности отнесено к компетенции (подсудности) Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 27 ГПК РФ.
       Правительство РФ наделено также полномочиями по определению федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, возглавляя единую систему исполнительной власти в РФ.
       К компетенции Правительства РФ отнесено установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ20.
       Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставляют лицензии; переоформляют  документы, подтверждающие наличие  лицензий; приостанавливают действие лицензий; возобновляют действие лицензий; аннулируют лицензии в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии; ведут реестр лицензий; осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращаются в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.
       Порядок осуществления полномочий лицензирующих  органов устанавливается положениями  о лицензировании конкретных видов деятельности.
       Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов  РФ могут передавать им осуществление  своих полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности.
       Передача  осуществления лицензионных полномочий как от федеральных лицензирующих органов лицензирующим органам субъектов РФ, так и от последних к федеральным закрепляется в специальном соглашении, носящем административно-правовой характер.
         Должностные лица лицензирующих  органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены21. 
 

2.3 Получение и переоформление документа,
подтверждающего наличие лицензии  

       Процедура предоставления лицензии состоит из следующих этапов: 1) представление соискателем лицензии в лицензирующий орган документов по установленному перечню; 2) рассмотрение лицензирующим органом представленных документов; 3) принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии и уведомление о принятом решении соискателя лицензии.
       Цель  осуществления процедуры предоставления лицензии - принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии.
       Задачи, которые решает лицензирующий орган  на настоящем этапе лицензирования, - выяснение вопроса о достоверности  информации, содержащейся в документах, представленных соискателем лицензии, и разрешение вопроса о соответствии соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
       Главная проблема при реализации процедуры  предоставления лицензии заключается в том, не установлено единых для всех лицензирующих органов правил, определяющих, какие мероприятия они вправе проводить при рассмотрении представленных соискателем лицензии документов, не установлен единый порядок обжалования отказа в предоставлении лицензии в административном порядке. Таким образом, все эти вопросы решаются на ведомственном уровне. Причем каждый орган исполнительной власти, который в силу постановления Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. осуществляет лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает различные системы мероприятий, осуществляемые его служащими в рамках процедуры предоставления лицензии22.
       Для получения лицензии соискатель предоставляет  в соответствующий лицензирующий  орган следующие документы:
       - юридическое лицо: 1) заявление о  предоставлении лицензии с указанием  наименования и организационно-правовой  формы юридического лица, места  его нахождения, лицензируемого  вида деятельности, который он  намерен осуществлять; 2) копию учредительных  документов; 3) копию документа о государственной регистрации; 4) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 5) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; 6) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
       - индивидуальный предприниматель  обязан представить в лицензирующий  орган следующие документы: 1) заявление  о предоставлении лицензии с  указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, лицензируемого вида деятельности, который он намерен осуществлять; 2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; 3) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; 5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
       Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством. Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом23.
       Документы, необходимые для получения лицензии, представляются соискателем в подразделение лицензирующего органа, ведающее вопросами лицензирования. Каждое ведомство самостоятельно определяет, будет ли осуществлять лицензирование отдельное подразделение или соответствующие функции объединить с другими функциями и передать их осуществление одному подразделению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.