На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Задачи международной экономической интеграции, создание благоприятных условий во внутрирегиональной торговле, стимулирование развития экономических отношений в рамках объединений. Классификация и характеристика международных экономических организаций.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 15.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


75
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный университет путей сообщения
Кафедра мировой экономики и экономической теории
Интеграционные процессы в мировой экономике. Региональные аспекты интеграции
Курсовая работа по мировой экономике и ВЭД
Выполнил: Налётова А.А.
Проверил: преподаватель
Новолодская Г.И.
г.Иркутск
2009 г.
Введение

Экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Межгосударственное регулирование международных отношений - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.
Экономическая интеграция характеризуется следующими существенными признаками:
- взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
- широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
-глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
-целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Предпосылки МЭИ:
- близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой;
- географическая близость, сложившихся экономических связей;
- общность экономических и иных проблем;
- демонстрационный эффект;
- эффект «домино».
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых относятся:
1)более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям;
2) возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;
3) создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
4)совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т. п.).
Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
1) использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка,
2) сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки
3) создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
4) решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;
5) содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;
6) поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факторов производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Вместе с тем региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условий внешнеэкономических связей с третьими странами.
Функции международных экономических организаций:
Три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.
-Регулирующая функция (наиболее важная) состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов.
-Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать своё мнение в резолюциях.
-Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены.
1. Классификация международных экономических организаций

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.
1) В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.
К таким организациям относятся организации системы ООН.
Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определённого географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства.
Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран.
ЕС
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.).
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений,
а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-
участницами;
4) проведение общей аграрной и транспортной политики,
5) создание условий конкуренции внутри сообщества;
6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
7) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати.
10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) стали членами ЕС 1 мая 2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны - Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.
В настоящее время участниками ЕС являются государства Западной Европы с населением 325 млн. чел., ВНП в 4414 млрд. долл. (40% стран ОЭСР) и ВНП на душу населения - 13594 долл.
Основными целями Союза являются:
* Создание европейского гражданства
* Обеспечение свободы, безопасности и законности
* Содействие экономическому и социальному прогрессу
* Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:
* Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
* Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
* Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
* Суд (соблюдение закона);
* Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
* Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
* Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
* Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
* Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
* Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).
Расширение ЕС является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.
В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.
«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС
Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:
- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств;
- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;
- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
В 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики. С 1 января 2002 года евро введена в наличное обращение, исключение составили Великобритания, Дания, Норвегия.
В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 году доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта - 35% общего импорта, то к концу 90-х годов эти показатели достигли 61, 7% и 62% соответственно.
За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
Быстрый экономический рост Сообщества и масштабы его влияния на международную жизнь превратили его в один из трех основных центров современного мира.
На территории Сообщества нет сколько-нибудь существенных природных ресурсов. Поэтому его хозяйственная жизнедеятельность зависит от свободы мировой торговли. Неудивительно, что торговая политика Сообщества всегда отличалась либерализмом. Его внешние таможенные пошлины на промышленные товары не превышают 20% и являются одними из самых низких в ГАТТ.
ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти одна пятая часть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
ОТНОШЕНИЯ С ЕАСТ.
Главное отличие ЕАСТ от ЕС состоит в том, что при осуществлении свободной торговли между входящими в нее странами ни одна из них не поступается какими-либо элементами своего суверенитета и не создаются институты, обладающие законодательной властью.
В 1984 г. ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, черная металлургия.
ЕАСТ предпочитала бы заключить такие соглашения, которые предоставляли бы ее членам все выгоды от подобного союза, но позволяли бы избегнуть участия в институциональных аспектах деятельности ЕС.
В результате длившихся два года переговоров в мае 1992 года ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве. В пределах этой территории должны соблюдаться 4 известных свободы движения: людей, товаров, услуг, капитала.
США.
Несмотря на некоторые различия в торговой политике, в частности, в области обмена продукцией сельского хозяйства и сферы услуг, ЕС и США разделяют концепцию «единого мира», которая во многом способствовала их процветанию. Представители ЕС и США проводят постоянные взаимные консультации; с 1981 г. уровень их политического диалога возрос благодаря переходу к ежегодному обмену официальными делегациями во главе с высокими должностными лицами, как Государственный секретарь США и Председатель Комиссии ЕС.
В 1990 г. США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию, которая способствует дальнейшему укреплению их отношений, прежде всего в политической сфере.
ЯПОНИЯ.
Объем японского экспорта в Сообщество примерно вдвое выше, чем объем закупок Японии в ЕС. Этот дисбаланс вызывает напряженность во взаимных отношениях. В течение многих лет Сообщество критиковало Японию за «демпинг дешевых товаров» в Европе и за то, что японцы не спешат открыть свой внутренний рынок для европейских товаров.
Японские инвестиции в Сообществе уже достигли значительных масштабов. Например, вложение в завод автомобильных моторов в одной из стран ЕС породило юридический акт Сообщества, в соответствии с которым 80% всего объема автомобилей, производимых дочерними японскими предприятиями, должны производиться в Европе. Этот документ, а также подписанная совместная декларация, являются правовой основой отношений ЕС и Японии.
КАНАДА.
У Канады, как и у США, общие с европейскими странами ценности. Для Канады сходство даже глубже. Канада, большинство стран ЕС и США, достигли высокого уровня промышленного развития, во все большей мере основывающегося на высоком уровне технологии, а также значительной доли сектора услуг в экономике. Для Канады ЕС является вторым после США зарубежным торговым партнером и инвестором.
Для рассмотрения вопросов торговли дважды в год - поочередно в Брюсселе и в Оттаве - происходят встречи руководства ЕС и канадских высокопоставленных официальных лиц. Ежегодно происходит обмен мнениями с канадскими парламентариями и депутатами Европарламента по вопросам двусторонних и международных отношений. Всеамериканская хартия, аналогичная Трансатлантической хартии между ЕС и США, была подписана ЕС и Канадой в 1990 г.
АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ.
Эти страны также объединяет в ЕС историческая и культурная общность. Многие американцы и канадцы, австралийцы и новозеландцы уходят корнями в страны ЕС, а также в государства Центральной и Восточной Европы. Австралия и Новая Зеландия поддерживают с ЕС постоянный диалог - обмен парламентариями, консультации министров.
Для Австралии ЕС - основной экспортный рынок и ведущий импортер. Сообщество является также третьим по величине зарубежным инвестором в этой стране. ЕС выступает и ведущим контрагентом Новой Зеландии, на него приходится примерно 22% оборота новозеландской внешней торговли. ЕС обеспечивает также примерно половину осуществляемых в Новой Зеландии валовых капиталовложений.
СТРАНЫ АФРИКИ И КАРИБСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА.
ЕС - крупнейший единый экономический партнер развивающихся стран. Проводимая в отношении этой группы государств политика Сообщества включает помощь на цели развития и модернизации экономики и специальные торговые соглашения, нацеленные на обеспечение доступа товаров развивающихся стран на территорию Сообщества. Члены ЕС вместе с другими развитыми государствами участвуют в оказании срочной продовольственной помощи развивающимся странам, чье население страдает от голода. Параллельно ЕС финансирует стратегические продовольственные программы, направленные на снижение зависимости третьего мира от внешних источников снабжения продуктами питания.
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК.
Соглашения об ассоциированном членстве заключены Сообществом с Турцией, Кипром и Мальтой; все они уже подали заявки на вступление в ЕС в качестве полноправных членов.
В Южном Средиземноморье и на Ближнем Востоке у ЕС имеются торговые соглашения с 8 странами - Алжиром, Марокко, Тунисом, Египтом, Израилем, Иорданией, Сирией и Ливаном. В соответствии с этими соглашениями указанные страны получают право беспошлинного ввоза на территорию Сообщества своих промышленных товаров, а также льготной торговли своей сельскохозяйственной продукцией. Имеется и соглашение ЕС с Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, участниками которого являются Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА.
На все страны этого континента распространяются единые торговые преференции и некоторые льготы, цель которых - стимулирование экспорта латиноамериканских изделий в Сообщество. Традиционно данные страны имеют положительное сальдо в торговле с ЕС. Сообщество поддерживает процесс латиноамериканской региональной интеграции и направляет в этот регион все более масштабную финансовую и техническую помощь.
ЕС заключило коллективные соглашения о сотрудничестве с 6 странами Центральной Америки и 5 государствами-участниками Андского пакта. Цель этих соглашений - поддержание мира, упрочение демократии и стимулирование экономического развития в названных регионах. Со всеми остальными странами Латинской Америки заключены двусторонние соглашения о торговле и сотрудничестве.
АЗИЯ.
У ЕС имеется соглашение о сотрудничестве с общим рынком АСЕАН, который включает 7 восточно-азиатских государств, а также соглашения о торговле и сотрудничестве с Индией, Пакистаном, Шри-Ланка и Бангладеш. Все они пользуются торговыми льготами на основании общего режима торговых преференций Сообщества.
Важнейшими целями внешней политики ЕС являются поддержание свободы торговли и стимулирование экономического развития стран третьего мира. Задача состоит в защите самых широких интересов граждан Сообщества и, несомненно, ЕС способно выполнить ее лучше, чем каждая из его 12 стран-участниц - по отдельности.
ЕС И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
Еще в 1972 г. ЕС предприняло первую безуспешную попытку формально нормализовать отношения с восточно-европейскими странами (неформальные контакты существовали уже в 60-е гг.). Впоследствии такие попытки делались неоднократно. Среди них следует особо отметить предложение Комиссии ЕС от ноября 1974 г. о заключении торговых соглашений ЕС по отдельности с каждым европейским участником СЭВ.
Дорогу к установлению отношений на официальном уровне между Сообществом и каждой из стран-участниц СЭВ проложила лишь Совместная Декларация, подписанная в июне 1988 г. Летом 1988 г. эти отношения уже были установлены, и в том же году при Комиссии ЕС открылись представительства этих стран. Начались и переговоры о заключении соглашений о торговле и сотрудничестве между ними и Сообществом. Первое подобное соглашение - между ЕС и Венгрией - было подписано в декабре 1988 г.
Новый импульс отношения ЕС со странами Восточной и Центральной Европы получили в 1989 г. во время совещания глав государств и правительств 7 ведущих стран Запада, которое имело место в Париже 14 июля 1989 г., было принято решение о предоставлении экономической и финансовой помощи Венгрии и Польше. Последней выделялась также срочная продовольственная помощь. Координация помощи была возложена на Комиссию ЕС, что свидетельствовало о признании непрерывно возраставшей роли Сообщества на международной арене. Помощь должна была поступать в виде безвозвратных займов от 24 стран ОЭСР.
В рамках помощи ОЭСР Польше и Венгрии (как странам, предпринявшим наиболее конкретные шаги на пути к рыночной экономике) Сообщество разработало свой собственный механизм. Так возникла программа ФАРЕ, получившая имя по первым буквам английского названия программы: «Польша и Венгрия: помощь в целях модернизации экономики» (Poland and Hungary: Assistance for the Reconstruction of their Economy).
Вначале программа ФАРЕ была разработана для поддержки структурной перестройки экономики, стимулирования перемен, необходимых для перехода от планового к рыночно ориентированному хозяйству, к частному предпринимательству. Помощь в рамках этой программы оказывалась преимущественно в форме технического содействия и передачи технологий. Ее основными получателями выступают сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, энергетика, финансовые услуги. Она направляется также приватизации, стимулирования инвестиций, охраны окружающей среды и обучения специалистов.
Первоначально программа ФАРЕ была нацелена на оказание помощи исключительно Польше и Венгрии. Затем, однако, она распространилась на Чехо-Словакию, Болгарию, Румынию и Югославию, а с 1992 г. - на Албанию и государства Балтии.
Страны СНГ не подлежат включению в программу ФАРЕ. Для них ЕС создал параллельный фонд.
Программа Фаре Европейского Союза, которая изначально была программой технического содействия, теперь приобрела задачу поддержать в качестве программы структурной помощи стратегию на вступление стран Центральной Европы в Европейский Союз.
Падение коммунистических режимов привело к активизации отношений между ЕС и странами Центральной Европы. В том числе были подписаны соглашения об ассоциации, так называемые "Европейские Соглашения".
"Эти отношения стали еще более тесными с тех пор, как на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года было заявлено, что страны, подписавшие "Европейские Соглашения" с ЕС, имеют право быть членами ЕС.
В настоящее время действуют десять Соглашений. Шесть из них - с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией вступили в силу. Соглашения с Эстонией, Латвией, Литвой и Словенией пока не ратифицированы.
Эти соглашения придают странам, их подписавшим, ассоциированный статус и охватывают как политические, так и экономические отношения. Они устанавливают регулярный и интенсивный политический диалог, постепенную экономическую интеграцию и финансовую помощь.
Соглашения являются бессрочными и позволяют странам Центральной Европы в течение десяти лет устранить экономические и финансовые барьеры, в то время как ограничения со стороны ЕС на импорт промышленной продукции из этих стран были сняты к 1 января 1995 года.
ОТНОШЕНИЯ ЕС И РОССИИ.
Для Европейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду причин. Россия играет важную роль на мировой арене, и от нее во многом зависит стабильность на всем европейском континенте. Россия также обладает значительным экономическим, торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС является не только основным торговым партнером России, но - с присоединением к нему Финляндии в 1995 г. - и ее соседом.
Европейский Союз первым оценил масштабы задач политических и экономических перемен, к которым приступила Россия. Он также первым стал активно содействовать этому процессу. В качестве основы такого содействия ЕС начал переговоры с целью заключения рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), предназначенного для развития диалога и обеспечения равноправного партнерства практически по всем направлениям потенциального сотрудничества.
Целью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.
Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.
Сфера его действия чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и монументов.
Политическая значимость соглашения состоит в том, что оно строится на общепринятых принципах политических свобод и прав человека, оно вписывается в систему многосторонних договоров и других действующих в Европе институциональных отношений.
Одновременно Европейским союзом была предложена осязаемая поддержка в области передачи ноу-хау через Программу технического содействия новым независимым государствам (ТАСИС), которая охватила широкий спектр направлений: реформирование системы государственного управления, реструктуризацию государственных предприятий и развитие частного сектора, финансы и банковский сектор, развитие инфраструктуры транспорта и связи, энергетику, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования, охрану окружающей среды и др.
Таким образом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована целостная стратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по политическим, экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам безопасности.
Сейчас разрабатываются новые сферы сотрудничества и предпринимаются меры по созданию делового и инвестиционного климата, который будет практически способствовать установлению подлинного долгосрочного партнерства.
ЕАСТ
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в нее входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн.
Основными целями ЕАСТ являются:
-содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;
-предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;
-содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.
Действие ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-членами ЕАСТ
В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е - начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле.
НАФТА
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза):создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге - сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части -- Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
- географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
- тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
- в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
- усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз - Мексики.
Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами.
По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом. например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.
Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.
Главное отличие - асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.
Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям. обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы группой экспертов.
Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секритариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996 - 97 финансового года Секретариат назначил 14 рассмотрений группами экспертов в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 году были приняты восемь решений группой экспертов согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.
Что же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. НАФТА также требует от национальных агенств уважения к принципам справедливости и прозрачности.
На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была возложена ответственность за администрирование процесса разрешения споров согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и такая же ответственность по канадско-чилийскому соглашению о свободной торговле
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.
Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.
Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:
- отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;
- поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
- смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
- либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
- защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
- создание американо-канадской арбитражной комиссии.
В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются, право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.
В соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет.
Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.
О роли Канады в НАФТА
Канада - это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.
Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных - о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды - по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.
Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.
Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989-2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.
В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады - в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).
Однако соглашение принесет выгоды экономике Мексики.
Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.
О роли Мексики в НАФТА
Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993-1999 выросли вдвое.
Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности - практически невозможным.
Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.
Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.
Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА), подписанное в 1983 году, способствовало росту объема взаимной торговли между Австралией и Новой Зеландией в 1,5 раза.
Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран
В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобный созданным в индустриальных странах.
Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция - это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран - это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно это означает, что цели экономической интеграции развивающихся стран заключается в:
-ускорении экономического роста;
-оптимизации структуры национальной экономики;
-ослаблении зависимости от бывших метрополий;
-изменении своего подчиненного положения в системе международного разделения труда.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.
Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь "прединтеграцией". Тем не менее, можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции. В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.
1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Находится на этапе общего рынка.
Цель ЛАИ - развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка.
2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.
3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Имеет целью создание общего Андского рынка.
Основное направление деятельности Андской группы:
-выработка единой экономической политики стран-членов, координация совместных проектов;
-гармонизация законодательства и единая интерпретация принятых правовых норм.
4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 14 стран: Багамы, Барбадос, Бели, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидат, Тобаго, Антигуа, Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс, Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находятся на этапе общего рынка
5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) образован в 1991 году, объединяет 4 страны: Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Соответствует уровню общего рынка. Договор предусматривает свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами; введение единого внешнего тарифа по отношению к третьим странам; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также в валютно-финансовой сфере.
6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981 году, входят 7 государств: Антигуа, Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент, Гренадины, Сент-Китс, Невис, Сент-Люсия. Цели ОВКГ:
-содействие развитию экономического и политического сотрудничества;
-экономическая интеграция;
-согласование внешней политики.
Соответствует этапу общего рынка со свободным перемещением товаров и капиталов. Предполагается введение свободного движения услуг.
АСЕАН
Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 - Вьетнам, в 1997 - Лаос и Мьянма, в 1999 - Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.
И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.
В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом году появилось
АСЕАНовское соглашение по льготной торговле, которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.
Диалоговые отношения России и АСЕАН
Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году России было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе.
В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.
В арабском мире наиболее значимы 2 интеграционных объединения:
1. Совет Арабского экономического единства (САЭЕ) образован в 1964 году. В его состав входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Сирия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сомали, Судан.
Цель САЭЕ: создание общего рынка (в настоящее время его членами являются 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Сирия, Мавритания). В рамках САЭЕ страны-участницы:
-согласовывают экономическую политику;
-унифицируют национальные нормативные акты в сфере внешнеэкономической деятельности, промышленности и сельского хозяйства;
-разрабатывают совместные программы развития арабских стран, включая создание совместных арабских программ.
2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) создан в 1981 году. Объединяет 6 государств-членов: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовскую Аравию. Целями создания ССАГПЗ являются координация, интеграции и расширение взаимосвязей между странами-членами Основные направления деятельности:
-финансовое, экономическое и торговое сотрудничество;
-объединение усилий для преодоления монотоварной структуры экспорта (нефть);
-содействие развитию предпринимательства в регионе;
-стимулирование совместных научно-технических программ.
В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок, однако наиболее крупными и действующими выступают следующие шесть:
1. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 году и объединяет 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Гамбия, Кот-д`Ивуар, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Представляет собой экономический союз.
2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) создан в 1964 году на базе зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (РТА). Состоит из 20 государств-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Находится на этапе зоны свободной торговли.
3. Западно-Африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) образован в 1994 году, объединяет 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д`Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того
4. Организация африканского единства (ОАЕ) создана в 1963 году. Объединяет 53 страны. Наряду с политическими целями, ОАЕ предполагает координацию и сотрудничество в области экономики, науки и техники. В 1991 году страны-участницы подписали
5. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 году. В его составе 6 государств-членов: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика. Чад, Экваториальная Гвинея. В цели ЮДЕАК входит поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление реально действующего таможенного союза.
6. Южноафриканское сообщества развития (САДК) создано 1992 году на базе Южноафриканской конференции по координации развития (САДКК).
Интеграционные процессы в африканском регионе своими определяющими мотивами имеют создание условий для развития промышленности и удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а определяющей концепцией интеграции является "опора на собственные силы". Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
-различные побудительные причины интеграции;
-различные исходные экономические и политические условия интеграции;
-развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
-отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах.
Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа "коллективного самообеспечения".
Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой
После распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1990 году страны Восточной Европы создали интеграционное объединение под названием "Вышеградская тройка", в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия.
После распада последней оно было преобразовано в "Вышеградскую четвертку".
ЦЕФТА
С 1 марта 1993 года в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого - стимулировать развитие торгово- экономических, научно - технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2001 году зоны свободной торговли. В тоже время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС.
СНГ
На смену СССР в декабре 1991 года пришло Содружество Независимых Государств (СНГ), куда вошли Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргыстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли: Латвия, Литва, Эстония.
Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств:
-взаимозависимость хозяйственных комплексов бывших советских республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации, сформировавшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса ССР;
-технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковым и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделия на альтернативные внешние рынки;
-единство применяемых технических стандартов;
-единство сетей коммуникации;
-факт сопредельности государств и возможности использования единых транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
-общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.
Одновременно можно выделить следующие 4 группы факторов дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.
1.Первая группа текущих конъюнктурных факторов, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:
-повсеместный спад производства;
-приоритетное внимание в каждом из государств к удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта;
-вынужденные административные меры по защите собственного рынка
2.Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в отношениях с Россией.
3.Третья группа системных факторов, затрудняющих интеграцию на начальном этапе взаимодействии стран СНГ, включала в себя:
-несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;
-низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;
-отсутствие у России не только передовых, но и средних по классу технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;
-все более ощутимая потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, в изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.
4.Четвертая группа институциональных факторов, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:
-различия реформационной социально - экономической политики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве;
-различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, либерализации ВЭД, ее таможенного регулирования, степени прямого государственного управления экономикой.
Все это порождает трудности в хозяйственном сплочении Содружества.
Ряд стран-членов СНГ предпринимает реальные шаги по укреплению взаимного сотрудничества: в 1995 году подписано соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией (в 1996 году к ним присоединилась Киргизия), в октябре 2000 года учрежден Евразийский экономический союз с теми же участниками, 8 октября 1999 года - договор о создании союзного государства между Россией и Белоруссией.
2) В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией.
В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН.
3) По соотношению объёма компетенции, передаваемой государствами
Международной организации различают:
- межправительственные организации, выполняющие координационные функции.
- международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении.
- наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил.
4) В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:
-А) международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);
- Б) международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортёров продовольственных и сырьевых товаров);
-В) международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);
- Г) международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК и др.);
- Д) международные неправительственные организации и объединения. Содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).
Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными.
А) Система Организации Объединённых Наций
Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:
- поддерживать международный мир и безопасность, для чего принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; улаживать или разрешать, в соответствии с принципами справедливости и международного права, международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;
- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
- осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;
- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
В соответствии с Уставом главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также международное агенство по атомной энергии (МАГАТЭ).
ООН является универсальной международной организацией, как по членству, так и по проблемам, находящимся в ее компетенции.
Её структура:
1. Генеральная Ассамблея (ГА)
2. Совет Безопасности
3. Экономический и Социальный Совет
4. Совет по опеке
5. Международный Суд
6. Секретариат, Верховный комиссар по правам человека
Б) Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю
Условно можно разделить на две группы:
1) международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;
2) международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.
1. Первая группировка включает в себя: ГАТТ/ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП.
ГАТТ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли.
Она была создана в 1947 году в Женеве, а начала свою работу в 1948 году.
Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.
В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:
1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;
2) фиксация тарифов на уровне, определённом договаривающимися сторонами;
3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;
4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
5) принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.
Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО функционирует во многом, так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.
Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путём последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ -- Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.
ГАТТ -- многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле основывается на ряде принципов и норм:
-недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.