На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджет прожиточного минимума Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание.
     Введение……………………………………………………………………….3
    Бюджет прожиточного минимума в странах с рыночной экономикой………………………………………………………………...5
    Бюджет прожиточного минимума и методика его расчета в условиях РБ………………………………………………………………………….13
    Основные направления совершенствования бюджета прожиточного минимума в РБ……………………………………………………………38
    Заключение…………………………………………………………………...46
     Список  использованных источников……………………………………….48
     Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     На  протяжении всей человеческой истории  от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.
     Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
     В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.
     Стержень  социальной политики – прожиточный  минимум, и с ним должны увязываться  все остальные социальные стандарты и гарантии.
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что от размера бюджета прожиточного минимума зависит качество нашей жизни.
     Целью данной курсовой работы является приобретение навыков научно – исследовательской  работы в рассмотрении бюджета прожиточного минимума и методики его расчета в Республике Беларусь.
     В задачи курсовой работы входят:
     -Рассмотрение  понятия бюджета прожиточного  минимума;
     -Изучение методики его расчета;
     -Выявление основных направлений, совершенствования бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь.
 

       Глава 1. Бюджет прожиточного минимума в странах с  рыночной экономикой.
     Основой для расчета прожиточного минимума служит так называемая потребительская корзина. Большинство людей , даже не задумывалось о том, что вплоть до недавнего времени наши самые необходимые потребности рассчитывались на основе потребительской корзины образца 1999 года. Нет смысла описывать, насколько она устарела. Но еще более устарела методика расчетов — она была разработана в 1992 году.
     Сразу заметим, что расчеты прожиточного минимума в разных государствах не совпадают, понятие «потребительская корзина» и цель ее формирования также  имеют принципиальные отличия.
     Итак, наш метод определения малоимущих: сами утверждаем состав и цену потребительской корзины, после чего, ориентируясь на нее, устанавливаем размер минимальной зарплаты, пособий и черту бедности.
     Сравним наш подход с французским. Во Франции ежегодно устанавливаемый размер минимальной зарплаты корректируется в зависимости от индекса цен, который рассчитывается на основе обширной потребительской корзины, включающей в себя группы из 507 цен и тарифов. А теперь самое интересное: прожиточным минимумом во Франции считается доход, составляющий менее 50% от медианы зарплаты по стране. Исследуются ценовые реалии страны, на их основе повышается минимальная заработная плата, а за ней — все другие выплаты, и только потом определяется, кто может считаться бедным. То есть в нашей стране и во Франции, как и в большинстве других стран ЕС, используются прямо противоположные подходы при определении малоимущих.
     Возникает наивный вопрос: а почему развитые страны могут позволить себе законодательно устанавливать такую высокую  минимальную зарплату? Почему их экономика  при этом не разваливается? Одним  из ответов является ориентация на повышение внутреннего платежеспособного спроса. Считается, что лучше платить населению более высокую зарплату, которую оно потратит на покупку товаров и услуг, чем доводить людей до нищего состояния, а потом не знать, кому продать все произведенное отечественным производителем.
     Ситуацию  даже не меняет тот факт, что многие бытовые товары производятся теперь в Азии, — поскольку продаются  они через местные дистрибьюторские фирмы. Получается самоподдерживающаяся система: населению платят нормальные деньги, оно их оставляет внутри страны, за счет этого развиваются производство, торговля и сектор услуг. Факты говорят сами за себя. Например, в Японии главным фактором прошлогоднего экономического роста официально признается увеличение внутреннего платежеспособного спроса, а не экспорт, как это было раньше.
     
 
 
     Наш же собственный метод, наоборот, консервирует класс малоимущих, определяя на основе удивительных убогих подсчетов, например, сколько квашеной капусты должен съедать человек за год. Или, в частности, в новой потребительской корзине оставлена прежняя норма, перешедшая из прошлой корзины: что на семь лет полагается только три разных наименования одежды из «пальтовой группы». Условно говоря, плащ, осеннее и зимнее пальто должны служить семь лет .
     Заглянем  за другую сторону зеркала. Если бы всем нам платили нормальные зарплаты, и мы могли бы себе позволять больше покупок, то, возможно, наша легкая промышленность также бы стала одной из наиболее прибыльных отраслей.
     Здесь мы подходим к очень интересному моменту. Наша законодательно утверждаемая потребительская корзина вообще не имеет ничего общего с западной. Она разная по составу, выражается в конкретной сумме . Наполнение французской или английской потребительских корзин считается не в абсолютных, а в относительных показателях, то есть является индексом. А затем на основе изменения индекса потребительских цен автоматически корректируется минимальная заработная плата.
     Получается, что наша бедность считается на основе базовых потребностей из 106 видов товаров и услуг, а западная — не менее 500. Вернее же сказать так: Запад не подсчитывает бедность как таковую, он рассчитывает нормальный уровень жизни, а то, что в него не вписывается, уже относится к бедности. Нормальный же уровень жизни имеет свойство меняться. Еще недавно мобильные телефоны были предметом роскоши, а сегодня без них не обходится ни одна нормальная потребительская корзина (европейская, разумеется, не наша), равно как и без цифровых фото и видеокамер. Почему мы в нашей стране законодательно консервируем нищету своей потребительской корзины? На этот вопрос есть множество политических ответов. 

     Набор  европейской потребительской корзины. 

     Раз уж мы сами так сузили свои базовые  потребности, то стоит хотя бы посмотреть, каковы они у других. Так, в частности, белорусские информационные агентства в свое время гордо сообщили, что в новую британскую потребительскую корзину вошла котлета по-киевски. Добавим, что не только она была сочтена достойной пополнить список, в котором появились еще тридцать новых наименований. Скажем, шампанское вытеснило обычное вино, отдельно стали считаться затраты на выпивку в барах и ночных клубах, а в раздел, посвященный тратам на технику, вошли mp3-проигрыватели и телевизоры с плоским экраном.
     Здесь мы подходим к главному отличию потребительских корзин развитых стран от нашего лукошка. Если по основным продовольственным товарам мы разнимся не так чтобы уж кардинально, то многих групп товаров и услуг в нашем подсчете просто нет. 
     Поскольку потребительские корзины развитых стран со всеми своими сотнями наименований легко и просто разыскиваются на специализированных сайтах, то не откажем себе в удовольствии просто перечислить некоторые базовые потребности, абстрагируясь от особенностей статистики в разных странах. В частности, затраты на те же «культуру и отдых», помимо билетов в театр, затрат на книги и периодику, включают в себя отдельными строками посещение футбольных матчей, абонементы в бассейны и на теннис. Причем отдельно считаются затраты в зимний и летний периоды. Англичане добавили себе также гольф и сквош. Не забыли составители и проявку фотопленки, прокат DVD, подписку на кабельные сети телевидения, затраты на подключение Интернета и изготовление визитных карточек, а также покупку компьютерных игр и столов для пинг-понга.
     Если  англичане стали считать средние  затраты на рестораны только недавно, то у французов этот перечень традиционно  занимает немалое место, где отмечается динамика цен на напитки, пиццу, салат, гамбургеры и другие общеупотребляемые компоненты ресторанных меню. Зато англичане постоянно записывают в свою потребительскую корзину акустическую гитару и немалый перечень того, что служит для ремонта дома, включая дверные ручки.
     Но, пожалуй, никто не заботится о  себе любимых так, как французы. Во французскую потребительскую корзину попали немалые затраты на посещение парикмахерской, покупка лаков для волос, гелей для душа и многочисленных косметических средств, а также целых четырнадцать наименований цветов, без которых, оказывается, нормальная жизнь даже малообеспеченного человека не представляется возможной. Презервативы записали в потребительскую корзину все европейские страны.
     Кроме того, элементарными базовыми потребностями, нашедшими свое отражение во французской  потребительской корзине, посчитали, среди прочего, затраты на приглашение няни, аппараты для исправления зубов, аренду автомашин, такси, использование мобильного телефона, а также еду для кошек и собак. Англичане же записали в свою потребительскую корзину затраты на садовника. Практичные британцы учитывают также затраты на частные школы и университеты, четыре вида страховок, финансовые услуги. Причем в финансовых услугах отражается изменение стоимости пересылки денег и комиссия биржевых брокеров.
     Еще раз напомним: Франция и Англия считают по своей потребительской корзине индекс потребительских цен и инфляцию, а у нас такой индекс считается не по нашей, законодательно утвержденной корзине, а на основе перечня Росстата, который гораздо более обширен. Получается, что бедность у нас считается на основе одного списка, а инфляция — на основе другого!
     Приведем  официальные цифры инфляции, не забывая  о том, насколько разная база используется при подсчетах у нас и в  действительно развитых странах. У  нас официально 10,9%, во Франции — 2,2%. А может быть, и наши показатели инфляции были бы ниже, если бы и нам вписали телевизоры с плоским экраном, цены на которые снижаются? При условии, конечно, что наши доходы вырастут так, чтобы большинство населения смогло их покупать.
     Набитая под завязку потребительская корзина стран—членов бывшей «Семерки», как и наша, содержит оплату за коммунальные услуги, однако учитывает иногда, к примеру, во Франции, и изменение стоимости аренды жилья. Покупка недвижимости в нее не входит, но при этом в большинстве развитых стран существуют обширные программы строительства жилья для малообеспеченных семей. Считается, что люди, платя годами арендную плату, в конечном счёте компенсируют государству эти вложения, а социальный мир стоит того, чтобы на него тратиться.
     Что случится с нашей великой страной, если будет расширена потребительская корзина и повышена минимальная заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Зато вполне возможно, что произойдет просто перераспределение национального богатства, выравняется уровень жизни, возрастет внутренний платежеспособный спрос, что будет способствовать созданию новых рабочих мест. 

     Потребительские привычки немцев. 

     Заказ пиццы на дом, услуги фитнес-клубов и соляриев, замороженные готовые  продукты, булочки, выпекаемые в домашних условиях – все эти товары и услуги входят в немецкую потребительскую корзину сегодня.
     Статистическая  служба ФРГ обновила содержимое немецкой потребительской корзины. И для того, чтобы понять, как и чем живет сегодня среднестатистический немец, достаточно просто заглянуть в эту самую корзину. Надо сказать, что ее содержимое определяется в соответствии с изменениями вкусов потребителя.
     За "весом" потребительской корзины  в Германии внимательно следит Федеральное  статистическое ведомство, которое  регулярно обновляет данные по набору в ней товаров и услуг. Его специалисты изучают, на что и сколько денег тратят немцы. Причем исследуются различные социальные группы: большие семьи с детьми, матери-одиночки, пенсионеры и т.д.
     Как подчеркивает начальник отдела статистики цен Юрген Клумский, на основе этих наблюдений определяется список товаров и услуг, которые входят в потребительскую корзину в современной Германии:
     "Совокупность  всех этих благ мы и называем "потребительской корзиной". По  сути дела, сами потребители решают, что будет входить в эту корзину. В Германии это происходит следующим образом: каждые пять лет в рамках статистического исследования опрашиваются 60.000 семей. Мы выясняем размеры и структуры их расходов. Все эти люди ведут специальный дневник. В нем они детально описывают, на что конкретно тратят деньги. Кроме того, ежегодно мы проводим небольшой опрос, в котором принимают участие только 6.000 респондентов. Именно эти исследования являются базисом для нашей работы".
     Итак, раз в пять лет содержимое потребительской корзины пересматривается. Этот срок выбран не случайно. На рынке все время происходят изменения: появляются новые продукты, другие, напротив, выходят из употребления. В конце февраля этого года Федеральное статистическое ведомство опубликовало новые данные о том, как же выглядит сегодня потребительская корзина в Германии:
     "Потребительская  корзина включает в себя около  750 товаров и услуг из различных  сфер нашей жизни. Это продукты  питания, алкогольные напитки,  табачные изделия, одежда, плата  за квартиру и т.д. Опираясь на полученные в результате опросов данные, какие-то блага мы добавили, а какие-то изъяли. Например, сейчас в Германии наблюдается интересный феномен: продукты в стеклянной посуде и консервы пользуются все меньшим спросом у населения. А вот замороженные готовые продукты и полуфабрикаты, такие как булочки, выпекаемые в домашних условиях, или пицца, покупатели, напротив, берут намного охотнее".
     Юрген Клумский отмечает, что на содержимое потребительской корзины влияют достижения научно-технического прогресса. Электрическая пишущая машинка нынче не в моде. Ее в домашнем хозяйстве вытеснил компьютер. Соответственно, бумагу для пишущих машинок заменили на бумагу для принтеров. За последние пять лет заметно выросло и число пользователей интернетом, так что значительно увеличились расходы на оплату телекоммуникационных услуг:
     "Мы  несколько расширили список товаров, и теперь он отражает
     развитие  современных технологий. Еще пять лет назад мало кто пользовался  дома такими приборами, как цифровой фотоаппарат или видеокамера, сканер или лазерный принтер. Сейчас же мы добавили в нашу корзину эти предметы. Мы внимательно следим и за техническими новинками в области медицины. И как результат - в список был включен прибор для измерения кровяного давления на запястье".
     По  статистике, современный потребитель  в Германии больше денег тратит не столько на приобретение товаров, сколько  на сервис:
     "Мы  включили в список новые услуги, которые стали в последнее  время очень популярны в Германии. Стало в каком-то смысле модно привлекать к ведению хозяйства, так сказать, третье лицо. Поэтому потребители охотно заказывают горячую пиццу на дом. Кроме того, все больше жителей Германии пользуются услугами соляриев, фитнес-клубов, и велосипедных мастерских".
     Начальник отдела статистики цен Юрген Клумский также подчеркнул, что новая потребительская корзина пополнилась услугами социальной сферы, как того требуют общеевропейские стандарты. К ним относится и ежемесячная стоимость детских ясель, и амбулаторный уход за больными, и содержание в домах престарелых и инвалидов, а также доставка продуктов питания на дом, так называемые "горячие обеды на колесах".
     Одним словом, новая немецкая потребительская  корзина как нельзя лучше отражает веяния времени1.
 

      Глава 2. Бюджет прожиточного минимума и методика его расчета в условиях РБ.
Мировая практика разработала несколько  вариантов определения прожиточного минимума в стране.
Статистический  метод предусматривает установление прожиточного минимума на уровне доходов, которые имеют 10-20% наименее состоятельных граждан определенного государства. Этот метод можно применять в странах с достаточно высоким уровнем доходов граждан.
Субъективный  или социологический подход базируется на проведенных социологических  опросов населения о необходимый  минимальный доход. Такой метод является скорее консультативным, поскольку его результаты не могут быть подкреплены реальными экономическими возможностями государства, однако он выражает истинные потребности людей.
Ресурсный метод исходит из возможности  экономики обеспечивать прожиточный минимум, он применяется в высокоразвитых странах.
Комбинированный метод сочетает в себе несколько  методов, в том числе стоимость  питания определяется по нормам, жилищно-коммунальные услуги — по факту, а непродовольственные товары за их процентной долей в общих затратах.
На практике применяется нормативный метод, который заключается в установлении стоимостной величины прожиточного минимума через минимальный потребительский  корзину. Каждое государство имеет  свои особенности формирования минимальной потребительской корзины.
Например, в Болгарии было предложено шесть  таких корзин, которые давали ряд  комбинаций относительно состава семей  по их признакам. Пищевая часть корзины  включала градации для работающих, пенсионеров и детей, включая 149 позиций продовольственных товаров.
В разных странах используется или социальный, как в Литве, Белоруссии и Эстонии, или физиологический прожиточный  минимум, как например в России или  Казахстане.
Существует  еще один метод формирования уровня прожиточного минимума, так называемый относительный метод. Относительный метод или метод вычисления медианного дохода в основном применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Во медианное доходом следует понимать таким доход, при котором половина населения имеет больший доход, а половина меньше, или это уровень благосостояния, который чаще всего встречается в определенной стране (практически он отвечает среднедушевой доход населения). Так в США, Великобритании, Германии прожиточный минимум устанавливается на уровне 40% от медианного дохода, в Финляндии, Италии, Греции, Испании — 50%, в Португалии и Ирландии — 60% соответственно.
По мнению ученых-экономистов во время подсчета размера прожиточного минимума учитываются  следующие факторы:
Экономические, включая требования экономического развития, формирование организационных и правовых основ рыночной экономики, внешнеэкономической деятельности, демократизации трудовых отношений, меры по наполнению доходной части бюджета;
Правовые: соблюдение общепризнанных прав человека в соответствии с Международного Пакта «О экономические, социальные и культурные права», в котором под правом на труд понимают способность человека самостоятельно зарабатывать себе на жизнь;
Социальные: общий уровень заработной платы, установления взаимозависимости между оплатой труда и его продуктивностью, повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий с постепенным приближением их к уровню прожиточного минимума.
     Для измерения уровня жизни фактические  показатели сравнивают со стандартом ("потребительской корзиной").
     Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.
       Различают: 
     а) минимальную потребительскую корзину, которая лежит в основе расчета прожиточного минимума;
     б) рациональную потребительскую корзину, которая лежит в основе расчета  минимального потребительского бюджета.
     Как уже отмечалось, минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются па основе минимальной "потребительской корзины". Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.
     Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления,  формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
     Статистический  метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
     Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов.
     Общая схема формирования минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума представлена ниже: 

     
       Формирование минимального потребительского  бюджета и прожиточного минимума 

     Минимальная "потребительская корзина" с  учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ).
     Бюджет  прожиточного минимума РБ.
     Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) – это порог бедности, обеспечивающий сохранение здоровья, нормальное развитие и воспитание детей (это социальный порог выживаемости). Данные о величине МПБ в Республике Беларусь приведены в приложении 1. 
 

     Из  приведенных таблицы видно, что длядетей в возрасте от 3 до16 лет же величина МПБ в 2008-2009 годах имеет наибольшее значение, а для детей в возрасте до 3 лет – наименьшее значение по сравнению с другими социально-демографическими группами населения.
     Данные  таблиц свидетельствует о том, что размер бюджета прожиточного минимума с каждым годом увеличивается. Однако, эти изменения незначительны. На сегодняшний день его величина в среднем на душу населения составляет 250070 рублей.
Прожиточный минимум – это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порог выживаемости).  Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
    Минимальный потребительский бюджет  представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
          Минимальный потребительский бюджет  используется как социальный  норматив для:
     - прогнозирования изменений уровня жизни населения;
     - усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения;
     - определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
     - разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
     Минимальные потребительские бюджеты рассчитываются для различных социально-демографических групп населения:
     семьи из четырех человек;
     мужчины трудоспособного возраста;
     женщины трудоспособного возраста;
     молодой семьи с двумя детьми;
     молодой семьи с одним ребенком;
     семьи пенсионеров;
     мужчины-пенсионера;
     женщины-пенсионерки;
     студента;
     студентки;
     детей различного возраста.
     В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения  применяется среднедушевой минимальный  потребительский бюджет семьи из четырех человек.
     Основой натурально-вещественной  структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.
     Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих  конкретные функциональные потребности  человека в определенные отрезки  времени, исходя из конкретных условий  и особенностей, сложившихся в  республике.
     Потребительские корзины формируются по основным статьям расходов человека или семьи  на:
     питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, другие продукты;
     одежду, белье, обувь;
     лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
     мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
     жилье и коммунальные услуги;
     культурно-просветительные мероприятия и отдых;
     бытовые услуги, транспорт, связь;
     содержание  детей в дошкольных учреждениях,
     обязательные  взносы и платежи.
       Структура и состав потребительских  корзин пересматриваются с учетом  социально-экономического развития  республики и изменений в нормах потребления. Состав нынешней потребительской корзины отражен в приложении 2.
   Для стоимостной оценки потребительских корзин используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В случае отсутствия товара в каком-либо виде торговли учитываются цены, по которым его можно приобрести в альтернативных видах торговли.
        Параметры минимальных потребительских  бюджетов пересматриваются по  мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал.
     При ежеквартальном пересмотре минимальных  потребительских бюджетов для различных  социально-демографических групп  населения используются средние  цены последнего месяца каждого квартала.
       Структуру и размеры минимальных потребительских бюджетов для различных    социально-демографических    групп    населения    утверждают ежеквартально.
       Данные о структуре и величине  минимальных потребительских бюджетов  и потребительских корзин публикуются  в официальных изданиях республиканской и местной печати не позже одной недели со дня их утверждения.
       Методика расчета статей минимальных потребительских бюджетов
      Формирование минимальных потребительских  бюджетов осуществляется с использованием  нормативного и статистического методов.
     Нормативный метод предполагает, что профилирующие  учреждения и организации на основании  исследований определяют состав товаров  и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, разрабатывают нормы и нормативы потребления с учетом особенностей половозрастных групп населения.
     Статистический  метод построения минимального потребительского бюджета основывается на анализе  фактического потребления населением товаров (услуг) и соответствующей структуры денежных расходов населения, исходя из данных обследования домашних хозяйств.
       Формирование потребительских корзин  начинается с определения набора  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, разработанных  по соответствующим нормам и нормативам.
       Удовлетворение потребностей в  питании закладывается на уровне  научно обоснованных физиологических  норм для взрослого человека, а для детей и подростков  до 18 лет - на уровне рациональных  норм питания.
     Формирование  набора продуктов питания производится в два этапа. На первом - производится расчет химического состава и энергетической ценности набора продуктов для конкретных групп населения на основе норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии.
     Потребность в соответствующих энергетических затратах для различных социально-демографических групп населения составляет:
     - для мужчины трудоспособного  возраста (30-59 лет) - 2813 ккал в сутки;
     -  для женщины трудоспособного  возраста (30-54 года) - 2325 ккал в сутки;
     - для молодого мужчины (18-29 лет) - 3050 ккал в сутки;
     - для молодой женщины (18-29 лет) - 2400 ккал в сутки;
     - для мужчины-пенсионера - 2125 ккал  в сутки;
     - для женщины-пенсионерки - 1838 ккал  в сутки;
     - для студента - 2450 ккал в сутки;
     - для студентки - 2000 ккал в сутки;
     - для ребенка до трех лет  - 1540 ккал в сутки;
     - для ребенка от трех до шести  лет - 1970 ккал в сутки;
     - для девочки от шести до  четырнадцати лет - 2283 ккал в  сутки;
     - для мальчика от шести до  четырнадцати лет - 2367 ккал в  сутки;
     - для девочки от четырнадцати до восемнадцати лет - 2600 ккал в сутки;
     - для юноши от четырнадцати  до восемнадцати лет - 3000 ккал  в сутки. Расчет химического  состава набора продуктов питания  для различных
     социально-демографических    групп    населения    производится    с    учетом нормативного соотношения белков, жиров и углеводов приведенные в приложении 3. 

     Второй  этап заключается в определении  конкретного набора продуктов питания, который удовлетворяет потребность  в пищевых веществах и энергии  по соответствующим группам населения.
     Калорийность  набора продуктов должна соответствовать  энергетическим затратам группы населения, для которой он предназначен, и  рассчитываться на основании химического  состава и энергетической ценности пищевых продуктов которая приведена в приложении 4.
     Набор должен быть сбалансирован по содержанию белков, жиров, углеводов, обеспечив  уровень растительных жиров и  углеводов. Следует учитывать потери части пищевых веществ в процессе обработки пищи и ее усвоения. При  расчетах используются следующие размеры обобщенных потерь: для белка - 11%, жира - 12%, углеводов - 10%.
     Набор должен удовлетворять потребность  в витаминах и минеральных  солях, а также пищевых волокнах.
     Конкретный  набор продуктов питания должен включать: хлеб и хлебопродукты; картофель, овощи, фрукты; мясо и мясопродукты; молоко и молокопродукты; рыбу; яйца; растительные и прочие жиры; сахар и кондитерские изделия; чай; соль.
     При этом учитываются социально-экономические  условия и устойчиво сложившиеся  традиции населения к потреблению отдельных продуктов, в том случае, если они не противоречат требованиям рационального питания, а также отвечают реальной возможности обеспечения необходимыми продуктами.
       С целью учета фактора сезонности  при определении величины расходов  на покупку картофеля, овощей, фруктов и ягод изменения потребительских цен на эти продукты принимаются в расчет соответственно периодам их массовой продажи.
     В течение всего года учитываются  изменения цен на картофель, капусту  квашеную, огурцы и помидоры соленые, свеклу столовую, морковь, лук репчатый, яблоки и сухофрукты; с июня по февраль - на капусту свежую; с июня по сентябрь - на огурцы свежие; с августа по сентябрь - на помидоры; с июня по июль - на редис и клубнику; с июня по август - на лук зеленый и зеленые культуры; с июля по август - на вишни и смородину; с июля по сентябрь - на груши, сливы; с сентября по февраль - на чеснок.
     По  окончании периода массовой продажи  для каждого вида плодоовощной продукции  в расчет величины расходов на покупку  принимается цена, зарегистрированная в последнем месяце периода массовой продажи.
       Наборы непродовольственных товаров  объединены в следующие группы:
     одежда, белье, обувь;
     предметы  культурно-бытового и хозяйственного назначения;
       предметы санитарии, гигиены,  лекарственные средства.
     В потребительскую корзину включаются непродовольственные товары, уровень  обеспеченности которыми достиг и превышает 70 процентов среди всего населения.
        С учетом возрастной структуры  населения, национальных особенностей  потребления, сложившихся традиций и образа жизни, а также уровня социально-экономического развития республики определяются наборы (потребительские корзины) одежды, белья и обуви.
     Набор необходимой одежды, белья и обуви  формируется для различных социально-демографических  групп населения с учетом нормативных сроков их износа.
     Наборы  предметов группы "одежда, белье, обувь" включают: верхнюю одежду, костюмную группу, платья, сорочки, белье, головные уборы, обувь, галантерейные  изделия.
       В состав потребительской корзины  включаются минимально необходимые на данном этапе социально-экономического развития наборы предметов мебели, бытовой техники, посуды, предметы хозяйственного назначения и культтовары.
     В потребительские корзины входят простейшие наборы мебели для наиболее важных зон жилища: жилых комнат, кухни, ванной. Расходы рассчитываются с учетом нормативных сроков эксплуатации.
     Расходы на приобретение посуды и товаров  хозяйственного назначения определяются исходя из минимального набора предметов  для различных потребительских  единиц и нормативного запаса. Расходы по указанной группе рассчитываются с учетом нормативных сроков службы.
     Потребительская корзина предметов культурно-бытового назначения включает в себя канцтовары и школьно-письменные принадлежности для различных социально-демографических групп населения. При этом наборы предметов должны отвечать необходимым потребностям.
        Расходы на предметы санитарии:  отбеливающие и чистящие средства, средства против бытовых насекомых,  салфетки и бумагу для хозяйственных  нужд определяются с учетом фактических расходов на приобретение этих товаров населением по данным обследований домашних хозяйств.
     Набор предметов гигиены составляется с учетом норм потребления для  каждой социально-демографической  группы населения. В него включаются такие предметы, без которых человек  не может соблюдать личную гигиену: мыло,    мочалка,    зубная    паста,    шампунь,    одеколон,    лосьон,    крем бактерицидный.
     Расходы на лекарственные средства и изделия  медицинского назначения определяются с учетом необходимого набора лекарственных  средств и изделий медицинского назначения и фактического потребления  этих товаров населением.
     Необходимый набор лекарственных средств  и изделий медицинского назначения включает (10 таблеток):
     1) сосудорасширяющие (спазмолитические);
     2) ненаркотические анальгетики;
      3)антибиотики;
     4) витамины;
     5) антисептические средства;
     6) бинт (5 х 10);
     7) вата (50 г);
     8) лейкопластырь.
       Расходы за пользование жилым  помещением и коммунальные услуги  определяются на основании цен  и тарифов, действующих в республике, и включают плату за пользование  жилым помещением и коммунальные  услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), отчисления на капитальный ремонт жилого дома, пользование телеантенной и радиоточкой, приобретение слесарно-плотничьего инструмента, а также материалов для ремонта квартиры (один раз в пять лет).
     Расчет  расходов за пользование жилым помещением и тепловой энергией, отчислений на капитальный ремонт жилого дома производится исходя из следующей концепции жилищных условий для различных социально-демографических групп населения:
     для семьи из четырех человек - двухкомнатная  квартира с общей площадью 49 квадратных метров;
     для одиночек в трудоспособном возрасте и пенсионеров, семьи пенсионеров, молодой семьи с одним ребенком - однокомнатная квартира с общей площадью 35 квадратных метров;
     для студентов - общежитие.
     Расходы за пользование холодным и горячим  водоснабжением, канализацией, газом, вывозом и обезвреживанием твердых  бытовых отходов определяются в  зависимости от количественного  состава семьи, проживающей в жилом помещении.
     В основе расчета расходов за пользование  электрической энергией предусмотрены  следующие нормы потребления  электроэнергии, учитывающие оснащенность жилого фонда республики газовыми и  электрическими плитами и количественный состав семьи:
     для семьи из четырех человек - 135 квт  в месяц;
     для семьи из трех человек - 101 квт в  месяц;
     для семьи из двух человек - 84 квт в  месяц;
     для одиночек - 64 квт в месяц. ?
        В основе расчета расходов  на бытовые услуги закладываются  необходимые потребности различных социально-демографических групп населения в традиционных платных бытовых услугах:
     ремонт  обуви ремонт одежды химчистка
     ремонт  товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, мебели)
     ремонт  часов услуги прачечных услуги парикмахерских фотографии.
          Расходы за пользование внутригородским  общественным транспортом определяются  из стоимости:
     двух  проездных билетов на один из видов  внутригородского транспорта - для  семьи из четырех человек с  двумя детьми; молодой семьи с  двумя детьми; молодой семьи с одним ребенком; семьи пенсионеров;
     одного  проездного билета на один из видов  внутригородского транспорта - для  одиночек в трудоспособном возрасте; пенсионеров; учащейся молодежи.
     Расходы на поездки за город определяются с учетом фактических расходов населения на загородные поездки и отдых по данным обследований домашних хозяйств.
        При определении расходов на  связь необходимо исходить из  минимальных потребностей населения  в этих услугах. Минимальные  расходы на связь включают  в себя оплату почтовых отправлений и абонентную плату за телефон.
        Расходы на культурно-просветительные  мероприятия и отдых предусматривают  необходимые на данном социально-экономическом  уровне развития республики потребности  населения в услугах культуры.
     Расходы на культурно-просветительные мероприятия и отдых включают расходы на посещение следующих зрелищных мероприятий: кинотеатры, видеосалоны, театры, концерты, цирки.
     Базовая величина расходов определена с учетом сложившихся в республике средних  фактических цен на билеты и фактического посещения культурно-просветительных заведений населением.
         Расходы на содержание детей  в дошкольных учреждениях закладываются  в минимальные потребительские  бюджеты молодой семьи с одним  ребенком и двумя детьми, детей  в возрасте от 3 до 6 лет и определяются по действующим в республике тарифам.
       Расчеты базовых расходов на  ремонт квартиры, приобретение слесарно-плотничьего  инструмента, аптекарские товары, бытовые услуги, поездки за город,  почтовые отправления производятся  на основе фактической структуры денежных расходов в низкодоходных группах населения исходя из обследований домашних хозяйств. Расходы по указанным статьям в дальнейшем корректируются на индекс цен (тарифов) по соответствующей группе товаров (услуг).
       При расчете минимальных потребительских бюджетов для детей разных возрастов расходы по статьям "Предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения, мебель", "Предметы санитарии, гигиены, лекарства", "Оплата жилища и коммунальные услуги", "Бытовые услуги, транспорт, связь", "Культурно-просветительные мероприятия и отдых" определяются как размеры среднедушевых расходов по аналогичным статьям бюджета семьи из четырех человек.
        Расходы на взносы в Фонд  социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты Республики Беларусь (далее -Фонд) и подоходный налог входят в минимальные потребительские бюджеты семьи из четырех человек, мужчины трудоспособного возраста, женщины трудоспособного возраста, молодой семьи с двумя детьми и молодой семьи с одним ребенком.
     Размеры взносов в Фонд и подоходного  налога определяются в соответствии с законодательством.
     При определении расходов на взносы в  Фонд и подоходный налог принимается  доход в размере тарифной ставки первого разряда для оплаты труда  работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, с учетом корректирующего коэффициента.
     Методика  по расчету среднедушевых потребительских расходов и располагаемых ресурсов домашних хозяйств с учетом шкалы эквивалентности
      Настоящая Методика предназначена для сопоставления уровней потребительских расходов и располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах, отличающихся по размеру и составу, и используется при расчете статистических показателей по данным выборочного обследования домашних хозяйств.
       Шкала эквивалентности представляет  собой совокупность весовых коэффициентов,  необходимых для пересчета общего  числа всех членов домашнего  хозяйства в число эквивалентных  потребителей с учетом эффекта  совместного проживания.
     В качестве эквивалентного потребителя принимается один из членов домашнего хозяйства в возрасте старше 16 лет.
     Шкала эквивалентности содержит следующие  весовые коэффициенты:
     1,0 — присваивается одному из  членов домашнего хозяйства в  возрасте старше 16 лет,
     0,8 - остальным членам домашнего хозяйства в возрасте старше 16 лет,
     0,9 - детям в возрасте от 3 лет до 16 лет,
     0,5 - детям в возрасте до 3 лет.
       Число эквивалентных потребителей  по каждому домашнему хозяйству  определяется по формуле:
     N,= 1 +0,8x(n-l) + 0,9xn,+0,5xn2,
     где N3 - число эквивалентных потребителей;
     n - число членов домашнего хозяйства в возрасте старше 16 лет, человек;
     П] - число детей в возрасте от 3 лет  до 16 лет, человек;
     П2 - число детей в возрасте до 3 лет, человек.
       Расчет среднедушевых потребительских  расходов и располагаемых ресурсов с учетом шкалы эквивалентности, то есть в расчете на эквивалентного потребителя, осуществляется путем деления общего объема потребительских расходов и располагаемых ресурсов домашнего хозяйства на число эквивалентных потребителей в домашнем хозяйстве по следующей формуле:
Sэ = 

     где Sэ - среднедушевые потребительские расходы (располагаемые ресурсы) с учетом шкалы эквивалентности, рублей;
     S - общий объем потребительских расходов (располагаемых ресурсов) домашнего хозяйства, рублей;
     N3 - число эквивалентных потребителей в домашнем хозяйстве.
       Шкала эквивалентности используется  также для расчета уровня потребления  продуктов питания в расчете  на эквивалентного потребителя  в домашних хозяйствах с различным  размером и составом.
     Понятие "качества жизни" более сложное, чем уровень жизни. Оно включает оценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья и т.п. К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и т.д. [5]
     Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
     Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных.
     Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов. Степень бедности характеризуется затратами на питание: чем выше доля затрат на питание в потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможно путем роста эффективности общественного производства, политической и социальной защиты. [5]
     Различают два вида программ:
     1) программы социального страхования,  которые частично возмещают потери  заработка, связанные с заболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы  финансируются за счет отчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а не государственной благотворительной помощью.
     Социальное  страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального  страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
     2) программы государственной помощи  (пособия на детей, пенсии инвалидам  и т.п.) – это государственные  благотворительные программы, которые  финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получения необходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь). [6]
     В РБ в основе официальной методики измерения бедности лежит концепция  абсолютной бедности, которая реализуется  через построение минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.
     В белорусском законодательстве нет  понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными.  Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.
       По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси жили за  чертой бедности. Сейчас официальные источники утверждают, что этот показатель снизился до 18 %, то есть за чертой бедности живет каждый шестой белорус. [4]
     В то же время в Беларуси, как и  во многих других странах Восточной  Европы и бывшего СССР, встречаются  некоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные» — люди, которые имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, в развитых странах образованный человек — практически синоним человеку состоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантией того, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.
     По  оценкам Продовольственной и  сельскохозяйственной организации  Объединенных Наций (ФАО), ежедневно  нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]
     Бедность  в Республике Беларусь носит в  основном временный характер. Распределение  населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7%  населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность – временное явление, длящееся менее года. [4]
     Необходимо  отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:
     - здоровье и продолжительность  жизни;
     - уровень образования;
     - возможность участвовать в общественной  жизни, иметь достаточный уровень  дохода для удовлетворения других  социально-культурных потребностей.
     Согласно  программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
     Для ее достижения необходимо обеспечить:
     - рост реальных денежных доходов  населения, в том числе заработной  платы, пенсий, стипендий, пособий  и других социальных выплат;
     - работу органов государственного  управления в интересах человека  в целях удовлетворения его  потребностей;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.