На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие социологии в 19 начале 20 вв

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Тема: Развитие социологии в 19 – начале 20 вв. 

План:
      Введение
    Основные социологические идеи О. Конта.
    Классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции.
    Социологическая концепция марксизма.
    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Введение 

       Термин  социология в буквальном смысле слова  означает «наука об обществе» или  «учение об обществе». Впервые его  употребил Огюст Конт (1798-1857). В  главных своих сочинениях — «Курс  позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.
       Конечно, совокупность вопросов, относящихся  к социологии, занимала ученых с  древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Основные  социологические  идеи О. Конта.
 
       Огюст Конт (1798-1857) сделал первый шаг в создании новой науки об обществе. Историческая и научная роль Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией.
       Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Он разъяснял, что слово «позитивный» (positiv) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).
       По  его мнению, истинная наука характеризуется  тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдения. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал вопросы о сущности вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего.
       Разрабатывая  классификацию наук, Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего, он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию Главные категории естественных явлений — астрономические, физические, химические и биологические - он дополнил категорией общественных явлений, придав тем самым своей классификации «всеобщий, необходимый для ее окончательного конструирования характер».
       Плодотворным  было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и  стабильность социальных систем. Эта  тема стала ведущей во французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания.
       Социологию  как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим  и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке.  Критикуя  предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их  в  том,  что  они понимали общество как создание человеческого разума  (французские  философы-просветители), разумной воли индивидов. Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает,  как совершенствуется разум человека и  его  психика  под  влиянием  общественной жизни.
       Общественные  явления, отличие от биологических, постоянно находятся  в состоянии изменения, преобразования и развития но  времени.  Их  сущность  - историчность.  Поэтому  Конт  уважительно  относится  к  Кондорсе,   который рассматривал общество с исторической точки зрения.
       Не  отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что  человеческая цивилизация  есть,  прежде  всего,  духовно-психологические  идеи,   которые управляют миром и переворачивают его, и весь  социальный  механизм  покоится на мнениях.
       Область социологических исследований открылась  Контом  очень  широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за  пределы  компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
       Основной  и главной действительностью,  по  Конту,  из  которой  должен исходить  исследователь  социологии,  является  общество,   взятое   с   его целостности. Под обществом Конт понимал органическое единство  всего  человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой  части,  связанным  с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим  функционированием  его  и структурных  элементов.  Он  включал  в   предмет   социологии   не   только современное общество (цивилизации),  прошлые  поколения,  которые  оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином  общественно - цивилизационном процессе.
       Конт  стоял у истоков  системного  подхода  изучения  общества  как  единого, целостного, социального организма, он заложил основу  системного  подхода  к общественной жизни. Следует,  однако,  заметить,  что  он  не  понимал диалектики  социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как  простые, вечные  и  неизменные,  а  общественное  развитие  как  результат  различных комбинаций одних и тех же элементов.
       Однако  многие идеи, ассоциирующиеся с именем Конта, были фактически выдвинуты его  предшественниками, в частности Сен-Симоном. Кроме того, социологической концепции Конта, как и всей позитивистской социологии, свойственны два коренных порока: идеализм, выражающийся у Конта в законе трех стадий и в попытках объяснить исторические изменения прежде всего влиянием идей, и метафизичность, антидиалектичность. Последняя выразилась, в частности, в умозрительной природе его теории прогресса.
       Во  взглядах Конта можно усмотреть  зачатки того, что впоследствии стали  называть системным подходом к общественной жизни. Однако Конт не понимал действительной диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов. Плодотворные мысли об объективированных продуктах человеческой деятельности, которые могут явиться предметом изучения социологов, тонут у него в потоке общих рассужде-ний о человечестве как высшем, великом существе. Контовская социология была идеалистической философией истории, заключающей в себе немало метафизических спекулятивных элементов. 

       2. Классики социологии: Г. Спенсер, Э.  Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин. Социал-дарвинистские и психологические концепции. 

       Взгляды Конта развивал английский философ  и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма.
       Спенсер трактовал эволюцию как основополагающий и единый принцип всей реальности — природы и общества в равной степени. В разработке этого принципа он исходил из того факта, что реальность в основе своей материальна, она представляет собой единство материи, энергии и движения. «Эволюция — это изменение, переход от бессвязной гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородностный по составу), который сопровождается процессами рассеяния движения и интеграции материи» (373; 71). Модель этого процесса демонстрирует органический рост.
       На  начальной стадии каждый зародыш  состоит из субстанции, однородной по плотности ткани и химическому  составу. Сначала возникает различие между двумя частями этой субстанции; или, говоря языком психологов, происходит дифференциация. Каждая из появившихся в результате дифференциации частей начинает противопоставлять себя другой части; понемногу подобные вто­ричные дифференциации становятся столь же определенными, как и первая... Благодаря таким бесчисленным дифференциациям и образуется в конце концов та сложная комбинация тканей и органов, которые составляют взрослое животное или растение. Такова история всех без исключения организмов (373; 39).
       В истории человеческого общества закон эволюции находит специфическое  выражение. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора. Во-первых, однообразному, гомогенному населению  присуща нестабильность, люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются. Таким образом, обязательно возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности. Во-вторых, существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации постепенно расширяются. В-третьих, поскольку люди, занимающие одинаковое положение (относительно ролей, функций, престижа, достатка), как правило, стремятся объединиться, постольку общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому сегрегация населения усиливается и возвращение к гомогенности становится невозможным.
       Концепция социальных институтов по Спенсеру предполагает, что социальные  институты  -  это  механизмы  самоорганизации совместной  жизни  людей.  Социальные  институты  обеспечивают   превращение асоциального  по  природе  человека  в  социальное  существо,  способное   к совместным коллективным  действиям.  Институты  возникают  в  ходе  эволюции помимо сознательных намерений или  «общественных  договоров»  как  ответ  на рост численности популяции; согласно общему закону - прирост массы  приводит к усложнению структуры и  дифференциации  функций.
       Спенсер  начинает  с  семьи,  брака,   проблем   воспитания   (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных  отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь  между  типом  общества  и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие  под влиянием социального прогресса. Следующий тип социальных институтов Спенсер  обозначил  как  обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать  повседневное  поведение людей, устанавливая  обычаи,  обряды,  этикет  и  т.п.  Обрядовые  институты возникают раньше других  и  продолжают  действовать  в  любом  обществе  как необходимый   элемент    социальной    организации,    особое,    и    часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе. Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер  связывал  с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами.  Он был  убежден  в  том,  что  конфликты  и  войны  сыграли  решающую  роль   в становлении политической организации и классовой структуры общества. Следующий  тип  –  церковные   институты,   обеспечивающие   интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви.  Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты  жрецов способствовали   войны.   Постепенно   эта   каста   создает    организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая  традиции, обычаи, верования. Завершают   типологию    профессиональные    промышленные    институты, возникающие   на   основе   разделения   труда.   Первые   (гильдии,   цеха, профессиональные союзы)  консолидируют  группы  людей  по  профессиональным занятиям,  вторые   поддерживают-   производственную   структуру   общества.
       В конце XIX в. органическая концепция общества, согласно которой социальные явления объяснялись исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются боле сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так на рубеже XIX и XX вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.
       Наиболее  известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841-1913) - американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855-1931) - американский социолог, основатель первой в СIIIА кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) - социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843-1904) - французский криминалист и социолог профессор новой философии в Коллеж де Франс Гюстав Лебон (1841-1931) - французский социальный психолог, антрополог и археолог.
       Л. Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.
       По  мнению Ф.Гиддингса, социология — это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.
       У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.
       Г.Тард считал, что основу общественного  развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). При этом социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Тарда, являются «законы подражания».
       Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах учёного занимали проблемы “толпы“ и “расы”.
       Против  натурализма и психологизма в социологии выступил французский учёный Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он доказывал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием“. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. Главными признаками социального факта являются его независимое, объективное существование и его принудительный характер (способность оказывать на индивида внешнее давление).
       Центральной в творчестве Э.Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
       Для творчества Макса Вебера (1864-1920) характерны глубокие проникновения в предмет  исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.
       Основу  социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть понимающей , т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придает действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.
       Важной  составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных  типов. Идеальный тип - это “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции” (“ремесло”, “капитализм“, “церковь“, “хозяйство“), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Учёный разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и способом решения практических проблем.
       В работах М.Вебера затрагивались различные аспекты жизнедеятельности общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и социологии права, социологии религии и социологии хозяйственной жизни. Идеи М.Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.
       К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни  и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии.
       Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должная стать общественная жизнь  и ее процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У  П.А.Сорокина речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, появляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление («социальная клеточка»), из которого образуются более сложные общественные явления.
       П.А.Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию) изучающую процессы взаимодействия людей (поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология - это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.
       Центральным понятием системы П.А.Сорокина является «ценность». Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конструирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.
       Значительный вклад внёс П.А.Сорокин в разработку теории социальной стратификации в социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. П.А.Сорокин выделял три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя социальные перемещения не только индивидумов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что создано или видоизменено человеком. 
 

       3. Социологическая концепция марксизма.
       Карл  Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс был сторонником революционного пути изменения общества, все другие социологи – реформистского. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.
       Своеобразный  синтез классического и неклассического  типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?
       1) Одним из важнейших принципов  исторического материализма является  признание закономерности общественного  развития. Ф. Энгельс, выступая  на похоронах К. Маркса, среди  главнейших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории». Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.
       2) Признание закономерности в материалистической  концепции истории тесно связано  с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.
       3) Третьим важным принципом материалистического  учения об обществе является  утверждение о его поступательном  прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.
       4) Применение к анализу общества  общенаучного критерия закономерности  и причинной обусловленности  в развитии увязывается в марксизме  с признанием своеобразия развития  общественных процессов. Эта увязка  нашла свое яркое выражение  в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.
       5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного  типа научности и нацелена  на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата.
       Итак, сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и  владельцами средств производства. Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антогонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.