Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные последствия информатизации общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ИНСТИТУТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Кислая  Ирина Юрьевна

СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 

    Реферат по Теоретическим основам информационных процессов и систем
     студентки 2-го курса очной формы обучения  
     
     
     
     
     
     
     
     

   
 
Руководитель
    _______________________
    (ученая  степень, ученое звание)
_______________________ 

                                  
 
 
 
 
 
 
Москва  2010
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО..........................................................................................4 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА...............................7 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................12 

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................................13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Вторая  половина ХХ века стала началом новой  эпохи. Этому послужила научно-техническая  революция, основными направлениями которой стали новейшая электронно-вычислительная техника, комплексная автоматизация, создание новых материалов и технологий производства. Под воздействием НТР осуществляется переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства. Коренным образом изменяются место и функции человека в системе производства. Он выходит из непосредственного участия в производственном процессе и превращается в его контролера, передавая функции управления этим процессом техническим средствам. Это качественно меняет содержание и характер материально-производственной деятельности людей.
Конец ХХ века ознаменован широко развернувшейся информационной революцией, приближающей нас к информационному обществу, в котором информация и знания выступают в качестве основной социальной ценности.
Не смотря на то, что новая эпоха несет  много положительного, глубина влияния ее на жизнь людей, а особенно скорость происходящих перемен не может не вызывать общественных проблем. Уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между людьми, чья трудовая деятельность непосредственно связана с информационными технологиями, и отдельными категориями людей, например, жителями села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.
Размышляя над всем этим, невольно приходим к выводу, что проблема информатизации общества весьма актуальна и должна рассматриваться не только в экономическом, политичском и научно-техническом аспектах, но и с точки зрения социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЩЕСТВО 

С экономической  точки зрения в научной литературе сегодня выделяют следующие основные виды обществ:
    доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;
    индустриальное общество, которое начало формироваться на нашей планете около 300 лет тому назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;
    постиндустриальное общество, начало формирования которого относят к середине XX века и главной характеристикой которого является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;
    информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.
    Можно выделить три сферы информационных услуг: для населения (в основном развлекательные и финансовые услуги), для бизнеса (электронный обмен данными, реклама, торговля, групповые методы работы) и для государства ( данные для управления, информация о населении и для населения). 

Если  принять данную выше классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том, что сегодня, в самом начале XXI века большая часть развитых стран мира все еще находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них – в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу. 

 В  настоящее время существует несколько  определений понятия «информационное  общество». Одно из них, наиболее  сжатое, но достаточно емкое, принадлежит  профессору А.И. Ракитову: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания».
А.И. Ракитов  считает, что главными отличительными чертами информационного общества являются:
    каждый член этого общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной ему информации.
    общество способно обеспечить каждого члена информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи).
    общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информацию.
Только  одновременное выполнение всех этих условий дает возможность говорить о том, что данное общество информационное. 

Формирование  информационного общества происходит в передовых странах на наших  глазах в результате глобальной информатизации. Впервые этот термин был использован в докладе «Информатизация общества», который был подготовлен в 1978 году группой французских специалистов по поручению президента Франции Жискара д'Эстена. 

Американский  социолог Э. Тоффлер в опубликованной им в 1980 году монографии «Третья волна» утверждает, что одной из причин начавшегося во второй половине XX века процесса информатизации общества является вполне закономерная реакция социального отторжения той массовой стандартизации и унификации, которая характерна для индустриального общества. Именно поэтому во второй половине ХХ века экономика и промышленное производство в развитых индустриальных странах мира начали приобретать принципиально новые черты. Все большее значение и социальный спрос в обществе начали получать разного рода услуги. В соответствии с этим быстро изменялась и структура занятости населения. Таким образом, начало формироваться постиндустриальное общество – общество оказания и потребления услуг, которое достигло своего расцвета в передовых странах к началу XXI века. 

Наряду  с этим в результате увеличения разнообразия товаров, услуг и технологий осуществлялась децентрализация и усложнение производства, происходило дробление специализации  труда, усложнялись организационные  формы управления производством  и     сбытом продукции. Появились и быстро стали популярными новые виды деятельности: реклама, маркетинг, менеджмент. Результатом всего этого стал стремительный рост объемов циркулирующей в обществе информации. По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение – к началу XX века, т.е. за 150 лет. Третье удвоение – уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что к началу XXI века объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз, т.е. на  несколько десятичных порядков. 

И это  явление вполне закономерно. В свое время академик А. Харкевич показал, что для того, чтобы увеличить вдвое производство какого-либо товара, необходимо в четыре раза увеличить объем производства необходимой для этого информации. Другими словами, материальное благосостояние общества теснейшим образом связано с объемом продуцируемой и используемой информации. И эта зависимость – экспоненциальная. 

Также не стоит забывать о таких политических предпосылках информатизации, как демократизация.  Демократии необходима совершенная информационная среда как ее атрибут. Только информированный и компетентный человек может принимать участие в осуществлении народовластия. Органы власти без совершенной информационной среды не могут в полной мере осуществлять социальное управление, реализовывать данные им народом полномочия и быть уверенными в том, что народ поддерживает проводимую политику. 

Вообще, информатизация общества – это процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества.
Процесс информатизации общества предлагается рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных между собою процессов, а именно:
    процесса медиатизации общества, направленного на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации;
    процесса компьютеризации общества, имеющего целью совершенствование средств поиска и обработки информации;
    процесса интеллектуализации общества, представляющего собой развитие способностей людей к восприятию и порождению информации, формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей средств искусственного интеллекта.
Важно заметить, что все эти три составляющих процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологические, но главным образом, социальные, «человеческие» компоненты. 

    Последние полвека информатизация  является спутницей перетока  людей из сферы прямого материального производства в, так называемую, информационную сферу. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Все больше тех, кого называют "белые воротнички" - людей, не создающих материальные ценности непосредственно, а занятых обработкой информации (в самом широком смысле): это и учителя, и банковские служащие, и программисты, и многие другие категории работников. Появились и новые пограничные специальности. Можно ли назвать рабочим программиста, разрабатывающего программы для станков с числовым программным управлением? - По ряду параметров можно, однако его труд не физический, а интеллектуальный. 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 

Под социальными  последствиями информатизации понимаются реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. 

Общие прогнозы ряда специалистов об изменении социальной структуры под влиянием информатизации выглядят так:
а) количество социальных групп будет расти, что  приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера.
Современные информационные технологии предоставляют  реальную возможность более точного, оперативного учета индивидуальных интересов людей. Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень интеллекта, образования, квалификации др.
б) возникнут  новые процентные соотношения между  социальными группами, выделяемыми  в обществе по различным критериям, которые, вероятно, будут выглядеть следующим образом:
    возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса "интеллектуалов", формирование и развитие так называемого "двухклассового информационного общества". Вводится понятие "когнитариат" (работники умственного труда) как альтернатива понятию "пролетариат". Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые в сумме с интеллектуальным сектором, как уже ранее отмечалось, в информационном обществе должны составлять более 50% в структуре занятости, или же труд в сфере аграрно-промышленного производства.
    увеличится количество работоспособных, занятых людей. Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности люди старшего возраста, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста - очевидно, что тело стареет раньше мозга. Состав рабочей силы в целом может существенно измениться из-за появления большого числа информационных работников с минимумом подготовки за счет сохранения в составе рабочей силы лиц пенсионного возраста и инвалидов.
    "пирамидальная" социально-экономическая структура все больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре общества. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.
 
На сегодняшний день социологи обращают наше внимание на такие основные проблемы общества:
    Проблема языковой коммуникации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. Например, в России широко распространены нерусифицированные программные средства. Формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.
    Инфо
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.