На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночный механизм.Конкуренция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по здравоохранению  и социальному  развитию
    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
     
     

    МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
    МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    Кафедра экономической теории
    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    НА  ТЕМУ: Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция. 
     
     

    Выполнил: студент 2 курса 1 группы
    Евлоева Лейла Магомедовна
    Научный руководитель:
    Кандидат  экономических наук, профессор
    Стерликов Павел Федорович 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Москва, 2011 
 

    Содержание:
    Введение………………………………………………………………………………..... 3
    1. Элементы  рыночного механизма и принципы  их функционирования. Рыночное равновесие……………………………………………………………………………….. 5
    2. Конкуренция  как элемент рыночного механизма………………………………….. 13
    3. Конкуренция  и монополия…………………………………………………………... 15
    4. Процесс  становления рыночного механизма  в современной экономике России..  24 

    Заключение……………………………………………………………………………… 29
    Список  использованной литературы…………………………………………………. .33
    Приложения……………………………………………………………………………....34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

Рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии  под редакцией В. Медведева и  Л. Абалкина дается такое определение  рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного  производства и обращения? 2. Как  понимать совокупность отношений товарного  и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это  общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т. д.
Рынки принимают самые разные формы. Восточный  базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.
Вышеизложенные  положения и многообразие трактовок  определений рынка, изученные по научным работам зарубежных и  отечественных авторов, внесли некоторую  неопределенность в само понимание рыночного механизма, и его действие в современной России.
Это и  определило актуальность выбранной  темы для написания данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение, и выявление теоретических аспектов и методологических особенностей становления  рыночного механизма современной  России, проявление его сущности и  признаков, а так же ответ на вопрос: «Существует ли рыночный механизм современной  России в чистом виде и функционирует  ли вообще?».
Исходя  из поставленной цели, были определены задачи курсовой работы:
· Выявить  элементы рыночного механизма и  принципы их функционирования, рассмотреть  законы рыночного равновесия;
· Раскрыть понятие, сущность и особенности  конкуренции, как элемента рыночного  механизма
· Проанализировать предпосылки становления и взаимодействия конкуренции и монополии;
· Охарактеризовать и проанализировать процесс становления  рыночного механизма в современной  экономике России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Элементы  рыночного механизма и принципы  их функционирования. Рыночное равновесие. 

Рынок возник еще на стадии варварства и  на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской  деятельности, активно воздействовал  на формирование производственных и  личных потребностей населения. Конкуренция  между продавцами вела к тому, что  нежизнеспособный предприниматель  выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом  рынке постоянно совершаются  революции. Выросли цены на мясо и  другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель  и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи  с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных  1богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Рынок выполняет определенные функции1:
- выдает  сигналы производству по выработке  определенных товаров и услуг,  их увеличению или сокращению;
- уравновешивает  спрос и предложение; 
- обеспечивает  сбалансированность экономики; 
- на  основе дифференциации товаропроизводителей  ведет к утверждению нового, прогрессивного  в жизни общества;
- это  своеобразный двигатель научно-технического  прогресса; 
- объективно  формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных  отношений. 
Свободный рынок характеризуется следующими чертами 2:
- неограниченным  числом участников рыночных отношений  и свободной конкуренцией между  ними;
- свободным  доступом к любым видам хозяйственной  деятельности всех членов общества;
- неограниченной  свободой продвижения капитала  и рабочей силы;
- наличием  у каждого участника полной  информации о рынке; 
- стихийным  установлением цен в ходе свободной  конкуренции; 
- на  свободном рынке ни один участник  не в состоянии изменить рыночную  ситуацию по своему усмотрению.
В известной  мере можно говорить, что свободный  рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
- Рынок  ведет к дифференциации доходов,  а следовательно, и уровней жизни населения;
- Не  создает условий для реализации  права на труд;
- Не  гарантирует полную занятость  населения; 
- Не  создает стимулов для производства  товаров и услуг коллективного  пользования; 
- Не  создает мотиваций для фундаментальных  научных исследований;
- Не  защищает среду обитания человека  от загрязнения; 
- Рынок  готов удовлетворить любую потребность,  вплоть до патологической.
В чистом виде капитализм и свободный рынок  никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода  рынка всегда была относительной. Правительства  вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для  достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации  хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало  очевидным, что крупное высококонцентрированное  производство стало просто не в состоянии  успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающийся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера
Рынок можно рассматривать по географическому  положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному  ассортименту (рыбный, мясной, рынок  одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов3:
1. Рынок  средств производства
Торговля  средствами производства - это грандиозный  рынок, на котором взаимодействуют  между собой непосредственные производители  продукции. Все предприятия органически  связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного  назначения покупаются и продаются  обычно оптом, большими партиями. Оптовая  торговля выступает посредником  между предприятиями-производителями  и предприятиями-потребителями продукции.
Характерная особенность рыночной экономики  состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция  и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.
2. Рынок  рабочей силы 
Рынок рабочей силы теснейшим образом  связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.
3. Рынок  капитала и финансов 
В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.
4. Рынок  потребительских товаров 
На нем  взаимодействует все население  с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и  других предметов потребления. Без  развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния  потребительского рынка зависит  обеспеченность населения, уровень  потребления, устойчивость денежного  обращения. Это сосудистая система  общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
5. Рынок  информационных материалов и  информационных услуг 
Для рыночного  хозяйства достаточно высокая степень  неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом  и предложением, это всегда ожидаемые  затраты и выгоды. Производители  и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых  условий. Качество принимаемого решения  тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
Основной  способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем  начать действовать. На рынках, где  информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают  информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и  предложении. Информация - это дорогое  благо. Вы хотите продать дом по самой  высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который  готов заплатить такую цену. Без  посредника не обойтись ни продавцу, ни покупателю. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию.
Человек оказался без работы. Он может искать ее сам, а может обратиться к посреднику. Работодатели в свою очередь обращаются в агентства. Выгодно обоим сторонам.
Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:
 - кто готов купить данный товар или услугу;
- почему  потребитель будет покупать именно  ваш товар или услугу;
- в каком  виде потребитель желает получать  ваш товар; 
- в какое  время он намерен покупать  ваш товар; 
- где  он хотел бы покупать ваш  товар; 
- какими  партиями и как часто он  готов покупать ваш товар и  т.д. 
Надо  знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах  хотят делать другие. От услуг посредников  в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.
В последние  десятилетия быстро формируется  рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией.
Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".
В современных  условиях экономика управляется  не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Регулирующая  функция рынка - самая важная. Она  связана с воздействием рынка  на все сферы экономики. Рынок  дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.
Американские  профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену".
Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять  друг другу разрушительный ущерб, когда  они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает  пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
Объектом  конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны:
1) она  способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;
2) она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев ведет к их снижению;
3) в  известной мере выравнивает норму  прибыли на капитал и уровень  заработной платы во всех отраслях  национальной экономики. 
К числу  негативных сторон можно отнести:
1) придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства; 
2) ведет  к дифференциации доходов и  создает условия для их несправедливого  распределения; 
3) ее  следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.
На рынке  продавцов и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При  совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей  не способен оказать существенного  влияния на цену товара. Численность  и состав групп продавцов и  покупателей изменяется при изменении  цены. При высокой относительной  цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при  падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного  блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается  тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом  при данной цене. Равновесной ценой  и называется цена, при которой  уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную  цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток  вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.
Способность конкурентных сил предложения и  спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже  и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная  цена не оставляет обременительный  излишек у продавцов и не создает  ощутимых нехваток для потенциальных  покупателей. Взаимодействие спроса и  предложения представляет собой  процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.
При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять  сильнейшим потрясениям. Важнейшим  условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.
Если  в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень  влиять на цены. Сила монополиста тем  больше, чем выше входные барьеры  в отрасль и чем меньше товарозаменителей  у данного товара. В реальной экономике  развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился  в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались  отраслью и находились под контролем  государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения  вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских  людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя  затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена  продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения  всевластия монополий в ряде стран  еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты  антитрестовские законы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Конкуренция как элемент рыночного механизма. 

Термин "конкуренция" происходит от латинского слова concurentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его  значение происходит от французского слова courir - бегать, concurrence - совместные бега с соперником.4 Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение приобретает с появлением и образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими.
Конкуренция - это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между  ними за наиболее выгодные условия  приложения капитала. Это борьба между  производителями одинаковой продукции за покупателя.
Стремление  предпринимателя получить максимум личного дохода и удовлетворить  свой личный интерес побуждает его на свой страх и риск выбрать, где и когда, что и сколько производить.
Конкуренция на рынке выступает в различных  формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае предприниматели одной отрасли  хозяйства соперничают между  собой за более выгодные условия  выпуска и сбыта товаров. В  результате этой борьбы устанавливается  единая рыночная цена на данный вид  продукции, т.к. все предприятия этой отрасли вынуждены продавать  продукцию по практически одинаковой цене. В случае межотраслевой конкуренции  борьба происходит в разных отраслях. Она влияет на изменение направления  вложения капитала, на его распределение  по сферам экономики, т.е. регулирует потоки капиталовложений. Это значит, что  происходит перераспределение капитала в наиболее выгодные отрасли. В результате этого снижается рыночная цена, увеличивается  размер производства и сбыта товара, и, следовательно, увеличивается прибыль  предприятия этой отрасли.
Различают свободную и монопольную конкуренцию.
Свободная конкуренция ведется посредством  снижения цены, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Она характеризуется  очень большим числом независимо действующих фирм, стандартизированным, однородным типом продукта, отсутствием  контроля над ценой со стороны других фирм и государства, свободным вступлением в отрасль и выходом из нее. Модель свободной конкуренции является в основном теоретической и на практике встречается довольно редко.
Монопольная конкуренция - характеризуется большим  числом фирм, разнообразным типом  продукции, существованием небольшого контроля над ценой, сравнительно легкими  условиями вступления в отрасль.
В настоящее  время наиболее распространенным типом  конкуренции является конкуренция  качества, отвечающая в наибольшей мере интересам потребителей и обществу в целом. Она предполагает соперничество  производителей товаров на основе технического превосходства, параметров качества и  надежности товаров и услуг, более  эффективных методов реализации, расширения видов предоставляемых  сбытовых услуг, применения маркетинга.
Конкуренцию также делят на:
1. Функциональную - когда конкурируют фирмы, которые  выпускают непохожие товары, но  эти товары выполняют одну  и ту же функцию для потребителя. 
2. Видовую - предприятие выпускает товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся одним или несколькими принципиально важными параметрами.
3. Предметную - предприятие выпускает по сути идентичную продукцию, отличающуюся только качеством, а может быть даже одинакового качества.
Конкуренция представляет собой регулирующую силу на рынке. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и  повышать ее. Конкуренция вынуждает  экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и  т.д. С помощью установления соответствующих  цен она сообщает об изменениях в  потреблении и вызывает соответствующую  реакцию производителей: сокращать  производство или обновлять и  расширять его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Конкуренция и монополия. 

Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Термин Монополия произошел от греческого слова monos - один, единый, единственный и poleo- продаю5. Монополия - исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это тип рынка, на котором действует один продавец товара или услуги.
Выделяют  несколько характерных черт монополии:
1. Одна  фирма-монополист является единственным  производителем некоторого товара.
2. Продукт  фирмы-монополиста не имеет заменителей.  Это значит, что покупатель будет  приобретать данный товар только  у этой фирмы или не будет  покупать его вообще.
3. Абсолютный  контроль над ценой и над  объемом выпускаемой продукции. 
4. Различные  препятствия (экономические, технические,  юридические и др.) для вступления  в отрасль других производителей.
Различают закрытую, естественную и открытую монополии. Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических  ограничений. Примером является монополия  почтовой службы США на доставку почты  первым классом или патентная  защита, или институт авторских прав.
Естественная  монополия - это состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Это связано с существенным понижением затрат на производство единицы товара по мере увеличения объема его производства. В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года осуществляется регулирование деятельности фирм занятых производством и реализацией товаров в условиях естественно монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, транспортные услуги, услуги электрической и почтовой связи.
При открытой монополии одна фирма, по крайней  мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Примером может служить  фирма, выходящая на рынок с новой  продукцией.
Некоторые фирмы могут относиться сразу  к нескольким типам монополии. Например, телефонные компании, электрические  и газовые компании, которые могут  относиться и к естественной монополии  и к закрытой.
До сих  пор мы рассматривали конкуренцию  и монополию в качестве абстрактных  рыночных моделей, раскрывающих ''арифметику'' поведения субъектов рынка, выбор  ими оптимальных решений относительно объема продаж в условиях, отвлеченных  от множества реальных общественных отношений.
Конкуренция в самом общем значении этого  слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Монополия  по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает  как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия - неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.
В обыденном  рыночном сознании конкуренция ассоциируется  с равенством условий экономической  деятельности и, по мнению сторонников  рыночной идеологии, символизирует  справедливость. Поэтому каждый участник рынка ратует за честную конкуренцию, хотя сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные  меры к тому, чтобы стать таковым  в действительности. Как отмечал  еще Адам Смит, когда представители  одной и той же отрасли встречаются  друг с другом, ''беседа между ними завершается сговором против публики  или каким-то маневром с целью повысить цены''. Монополия как общественное экономическое отношение имеет длительную историю. Цеховой строй феодальной эпохи представлял, в сущности, монополистическую систему хозяйства. Для занятия тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т. д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам или компаниям скупщиков на производство того или иного промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники обладали исключительными привилегиями при учреждении определенного рода предприятий по производству и сбыту товаров.
В Англии исключительные привилегии отдельных  лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы значительно  раньше, чем в остальной Европе. Но намного дольше сохранялись привилегии, принадлежавшие различным корпорациям  и цехам.
Известно, например, что во время пребывания Адама Смита в Глазго там работал  над своей моделью паровой  машины Джеймс Уатт. Узнав о его  деятельности, корпорация механиков, к  составу которой он не принадлежал, запретила ему продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического  результата свое изобретение.
Промышленный  капитал, в конце концов, разбил феодальные оковы в виде средневековых ограничений  и привилегий, но тут же стал себе ковать новые. Эпоха свободной капиталистической  конкуренции не просуществовала  и ста лет. Если в конце XVIII в. еще  сохранялись остатки цеховой  монополии, то уже в середине XIX в. на новой, не существовавшей прежде, крупной промышленной основе начала складываться монополия капиталистическая.
Как любому другому общественному отношению, капиталистической монополии предшествовали качественные изменения в уровне развития производительных сил. Они  заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении машин  и возникновении на их основе новой  формы промышленности - фабрики. Быстрое  развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход от применения отдельных машин к кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному прежде росту  производительности труда.
Машина  сначала технически опрокидывает старую форму разделения труда, на месте  которой создаются новые формы  кооперации и разделения труда, организации  и управления производством. Применение машин и укрупнение фабрик обусловливают  рост концентрации и централизации  капитала. Создается, таким образом, новый способ производства, а именно крупный машинный способ производства. Его специфическими чертами являются высокий и непрерывно растущий уровень  разделения, специализации и кооперации труда в общественном масштабе, концентрация производства и капитала, централизация  капитала.
Концентрацией производства называется процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, обусловленный экономическими преимуществами крупного производства. Происходящее в связи с этим увеличение размеров капитала посредством капитализации части прибавочной стоимости называется концентрацией капитала. Централизацией капитала принято называть увеличение размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов в форме акционерных обществ. Однако такое определение неточно отражает сущность явления, которая состоит в централизации управления капиталом во все возрастающем масштабе. Управление объединенным капиталом фирм, ранее действующих обособленно, подчиняясь стихии рынка, и потому недостаточно эффективно, является самостоятельным мощным фактором повышения эффективности производства. Поэтому более правильно данное явление называть не централизацией капитала, а централизацией управления капиталом.
Концентрация  капитала и централизация управления им представляют собой два способа  укрупнения капитала, тесно связанных  между собой и опосредуемых друг другом. Быстрый рост капитала вызывается экономическими преимуществами, свойственными  крупному капиталу, которые в конечном счете выражаются в удешевлении продукции и повышении ее качества. Такими преимуществами в сфере производственной деятельности являются: использование крупной высокопроизводительной техники; уменьшение доли постоянных расходов на единицу продукции; возможности специализации рабочих мест; комбинирования производственных процессов; стандартизации и унификации продукции. В сфере торговой деятельности к этим преимуществам добавляется возможность монополизации рынка, а следовательно, и получения монопольной сверхприбыли, оправдывающей материальные затраты и объясняющей нравственные проступки или даже преступления, которые приходится совершать ради завоевания рынка.
Таким образом, процесс монополизации  рынка определяется двумя причинами. Во-первых, общественной выгодой, которую  концентрация производства и централизация  управления им приносит так или иначе каждому члену общества. Во-вторых, частной выгодой, которую получает монополист в виде сверхприбыли, благодаря своему господству на рынке. Эта особенность составляет внутреннее противоречие процесса монополизации. Несомненная общественная польза монополий и столь же несомненный их вред от господства частных интересов над общественными являются двумя противоположностями существования монополий, находящимися в диалектическом единстве и служащими внутренней основой их развития. Одна сторона противоречия обусловливает общественную поддержку развитию монополий, вторая - общественное сопротивление им и необходимость установления над их деятельностью общественного контроля.
Прежде  чем конкуренция превращается в  монополию, она проходит олигополистическую стадию развития. Именно на этой стадии завязываются ожесточенные бои за господство на рынке.
На олигополистическом рынке прибыльность предприятия  зависит не только от соотношения  спроса и издержек, но и от действий конкурирующих фирм. Результатом  воздействия этого фактора на поведение фирм являются так называемые ''ценовые войны'', сущность которых заключается в значительном снижении цены предприятием с целью не допустить на рынок потенциальных конкурентов и вытеснить с него наиболее слабых из действующих конкурентов. Таким образом, как отмечают источники, при олигополии цены и количество продукции могут изменяться не только в результате объективного изменения соотношения спроса и предложения, но и под воздействием чисто субъективных свойств человеческого характера, таких как упрямство, лояльность, терпение и агрессивность.
Всякая  война вынуждает ее участников вступать в разнообразные более или  менее длительные и прочные союзы. Поэтому поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположном направлении. Первая - это заинтересованность каждого  продавца в максимизации собственных  прибылей. Вторая - поиск союзников  для достижения своей главной  цели. Поскольку такие союзы часто  создаются втайне от конкурентов  и покупателей, этот процесс называется сговором. Сговор - это явное или  молчаливое соглашение между предприятиями  отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов  выпуска или в целях ограничения  иным способом соперничества между ними. Сговаривающиеся олигополисты могут вести себя подобно монополисту, устанавливая монопольную цену. Но прочности сговора мешает опасение каждого участника, что другие участники могут нарушить соглашение и с помощью обмана значительно увеличить свои прибыли, немного снижая свою цену и отбирая тем самым часть объема продаж у своих партнеров. Поэтому возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли посредством самостоятельной политики, основанной на недоверии к соперникам, может привести некоторые предприятия к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Но если все предприятия станут вести себя независимо и, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре. Это заставляет их вновь и вновь возвращаться к сговору.
С точки  зрения управления рынком целесообразно  знать, в каких ситуациях сговор является более или менее вероятным. Вероятность сговора тем выше, чем:
- в большей  степени правовая система благоприятствует  явным соглашениям с целью  повышения цены и ограничения  объема производства;
- меньшее  число фирм к нему причастно.  Когда в дело вовлечено множество  лиц, труднее договориться и  выявить случаи нарушения соглашения;
- ближе  партнеры по своим экономическим  характеристикам. Например, различия  в издержках затрудняют соглашения  по наиболее выгодной цене, так  как предприятия с высокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем предприятия с низкими издержками;
- легче  выявляются нарушения достигнутого  соглашения.
Сговор  обусловливает повышение цен  и прибылей и тем самым привлекает новые предприятия. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, предприятиям приходится принимать  согласованные меры по предотвращению проникновения на рынок новых  продавцов.
Сговор  не обязательно может иметь форму  официального соглашения. Если явные  соглашения о ценах между частными корпорациями законом запрещены, олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству. В арсенале современных олигополистов есть достаточно средств, чтобы принимать согласованные решения в неявном виде.
Чаще  всего молчаливый сговор происходит в форме равнения на олигополистического  лидера в области ценообразования. Такой лидер устанавливается  с молчаливого согласия остальных  предприятий отрасли, которые сохраняют  свои цены неизменными до тех пор, пока лидер не объявит об изменении  своих цен, и, как правило, они  следуют за ним, объявляя о таких  же изменениях.
Ценовой лидер самостоятельно решает, когда  необходимо изменить цену. Если его  расчет верен, то другие предприятия  следуют за ним, и в результате лидер изменяет отраслевую цену, не прибегая к явному сговору с другими  фирмами. Если другие фирмы не поддерживают его политику, то лидер отказывается от увеличения цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.