На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические основы профессиональной социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
  Психологическое осмысление феноменов социальной поддержки впервые было предпринято в раках функционализма, одного из ведущих направлений психологических исследований, предшествующих прагматизму (ХIХ в.). Многочисленные социально-психологические теории, возникшие в эпоху развития капиталистических отношений, содержали в себе весьма категоричные требования прекращения любой социальной помощи субъектами и группам, исходя из интересов общества. Изначально эти теории восходили к идеям социального дарвинизма, которые проповедовали естественный процесс выживания и адаптации.
  С точки зрения социального дарвинизма и функционализма, социальная поддержка противоречит естественному процессу социальной адаптации. Природой в человеке заложены приспособительные потенции по отношению к окружающему миру. Всем психическим процессам человека, так же как и его социальному опыту, присуща приспособляемость. Но и сам социальный опыт человека постоянно усложняется, так как усложняется жизнь, требующая все более сложного социального функционирования. Динамика поведения человека является частью обычного эволюционного процесса. Поэтому люди и социальные группы должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы, как живут все существа в природе. Если же общество будет стремиться к поддержке слабо функционирующих систем (индивидов, групп, организаций), то таким образом оно будет усиливать паразитирующий социальный слой за счет ослабления эффективно функционирующих систем.
  Позднее, когда проблемы общественных отношений стали осмысливаться в рамках других направлений психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология), был, выдвинут противоположный тезис о необходимости социальной поддержки нуждающимся субъектам. При этом не отрицались и эволюционные теории, опирающиеся на представления о потенциальных возможностях индивидуумов. Уже к середине ХХ в. психология имела достаточное количество информации о закономерностях функционирования и развития человека. Понимание сущности этих закономерностей оптимизирует взгляд на эффективность социальной работы, поскольку предопределяет гуманистический подход к человеку, способному к преодолению сложных обстоятельств жизнедеятельности, особенно в условиях социальной поддержки.  

 1.1. Гуманистический подход к пониманию человека
Отношение социального работника к возможностям личности служит одним из ключевых факторов успешности его профессиональной деятельности. Сама социальная работа представляет собой гуманистический  процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. Социальная работа нацелена на профессиональную помощь индивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценного социального функционирования. Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и филогенетических) психологических закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию. Представления о человеке как об открытой системе получили широкое распространение после исследований Л. фон Берталанфи, одного из основоположников общей теории систем. Он рассматривал человека в качестве открытой организованной динамической системы, способной функционировать независимо от нарушений начальных условий её существования. Человек – это открытая система. Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением, он открыт миру через свое поведение, деятельность, он что-то получает из мира и что-то ему отдает.
  Интенциональность человека обозначает его повсеместную вовлеченность в окружающее, в нечто, находящееся за пределами его самого. Это может быть деятельность, другие люди, природа, техника и т. д. Вовлеченность связана с мотивацией, интересами, целями и ценностями субъекта. Жизнедеятельность человека определяется системой отношений, различающихся по степени устойчивости в зависимости от личностной значимости внешних объектов. Если система отношений является устойчивой, она определяет формирование психических новообразований у индивида – новых качеств, характеристик, свойств. Взаимодействие человека с окружением ведет не к восстановлению его устойчивых параметров, но к его непрерывному развитию, совершенствованию. Непрерывное становление – основная форма существования человека.
  Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качество личности – сложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром. Личность поддерживает иерархию целей человека в контроле собственной активности. При этом происходит управление не только собственным поведением, но и возможностями приспособления к окружающей среде и людям. Личность целостна и одновременно открыта, в чем и проявляется её ключевое противоречие. С одной стороны личностная целостность предполагает некоторую законченность, завершенность, с другой, её открытость обусловливает определенную незавершенность. Целостность личности не представляет собой законченную раз и навсегда конструкцию, но она всегда неоднозначна, она существует одновременно реально и потенциально. Целостность и открытость выступают как интегральные характеристики человека, определяющие совокупность отношений между реальным и потенциальным. Чтобы понять, чем является личность, нужно адресоваться к тому, чем она может быть в будущем, потому, что каждое состояние полноценно функционирующей личности ориентировано в направлении реализации возможностей. Потенциал, направление развития, перспективы становления выделяются как важнейшие характеристики личности.
  В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее. Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Движущие силы развития личности, лежащие в основе её активности, связаны с двумя тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия со средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения. Личность взаимодействует с миром на разных уровнях. Некоторые системы поддерживают равновесие организма с окружающей средой и снимают состояние напряжения, но личностная система стремится к нарушению равновесия и поддержанию определенного уровня напряжения. Возникновение новых интересов, желание приобретать знания, чувство ответственности и другие формы жизнедеятельности выходят далеко за пределы редукционистского функционирования. Диалектика этих двух тенденций личности – стремления к напряжению и стремления к редукции напряжения является основным источником активности человека. Нарушение определенного баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности или начале социальной дезадаптации.
  В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития. Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Система является сложной целостностью, заключающей в себе тенденции, непосредственно друг с другом не совместимые, но имеющие опосредованную совместимость. Амбивалентные тенденции (подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными способами. К. Юнг выделил три доминирующих способа такого взаимодействия: компенсация, противостояние, объединение.
  Одна подсистема может компенсировать слабость другой. Отношения компенсации возможны и между функциями (в том числе социальными). Сам Юнг иллюстрирует компенсацию, определяя сущность противоположно направленных экстраверсии и интроверсии. Если, например, доминирующей сознательной установкой является экстраверсия, то на бессознательном уровне она будет компенсироваться через развитие вытесненной интровертированной установки. То есть, при фрустрации экстравертированной установки, интровертированная начинает доминировать. Поэтому периоды активного экстравертированного поведения сменяются периодами интровертированного поведения и такая смена является вполне естественной. Более того, абсолютно экстравертированное или абсолютно интровертированное поведение в принципе невозможно у здорового, полноценно функционирующего человека. Компенсация как способ взаимодействия подсистем личности обеспечивает своеобразный баланс между противоположными элементами.
  Вторым способом взаимодействия между разнонаправленными подсистемами является противостояние. Противостояние проявляется в том, что подсистемы или тенденции вступают в конфликт, за счет которого создается напряжение, порождающее энергию. Многие исследователи исходили из того, что оппозиции возникают в человеке повсеместно: между интеллектом, волей и эмоциями (А.Ф. Лазурский); между интериоризацией и экстериоризацией (Б.Г. Ананьев); в проявлении каждой личностной черты (Кеттел) и т. д. Напряжение, возникающее внутри системы, точнее его специфика определяет сущность самой личности на данном этапе функционирования. Третий способ взаимодействия – объединение. Полярные феномены не только противостоят друг другу или существуют на основе взаимокомпенсации, но также притягиваются и стремятся друг к другу. Их объединяет то, по поводу чего они возникли. Объединение противоположных подсистем не есть просто их сумма. Это единство достигается за счет трасцендентной функции, действие которой завершается синтезом противоположных систем с порождением нового качества или характеристики (например, появление нового смысла деятельности или существования).
  Смысловой контекст редуцирует многие виды напряжений внутри личности. Эти напряжения могут редуцироваться посредством субординационного или координационного принципа построения структуры личности (по Б.Г. Ананьеву). При реализации субординационного принципа более сложные и общие подсистемы личности подчиняют себе более простые. Координационный принцип реализуется во взаимодействии амбивалентных подсистем на паритетных началах, допуская относительную автономию каждого из них. В. Франкл отмечал, что в жестких условиях концентрационного лагеря заключенные выживали благодаря именно духовной активности, в то время как люди, утратившие смысл, даже при наличии физического здоровья очень быстро погибали. Выживали те заключенные, у которых сложное редуцирование значительно преобладало над простым редуцированием. Даже если человек не в состоянии изменить обстоятельства своей жизни, он может изменить свое отношение к ним. Энергия в данном случае переходит на уровень духовной активности. Это, безусловно, отношения управления между подсистемами, а не отношения простой редукции. В некоторых случаях может устанавливаться целая иерархия доминирования и субординации подсистем.
  Амбивалентными являются не только внутренние феномены личности как системы, но также и отношения к различным явлениям действительности, в частности, отношения к временным характеристикам существования. Многие представители гуманистической психологии рассматривали личность как процесс, в котором существует феноменальное единство настоящего, прошлого и будущего (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Гольдштейн). Личность не представляет собой статическое состояние человека. Она как бы простирается сквозь время. Она существует в настоящем, помня о прошлом и предвосхищая будущее. Прошлое влияет на формирование диспозиций личности, будущее – на ориентации и цели. Амбивалентность между временными характеристиками существования человека заключается в том, что и прошлое и настоящее и будущее не остаются неизменными для самой личности. Прошлое может быть переоценено под влиянием актуального опыта. Перспективы будущего могут быть переосмыслены. Настоящее динамично само по себе. Точка соприкосновения прошлого и будущего существует в настоящем. Определенный баланс между прошлым и будущим в сознании человека и влиянии временных феноменологических факторов на него, является важнейшим условием социальной адаптации. Рассматривая нормативность влияния временных характеристик на жизнедеятельность человека, следует всегда учитывать его возраст, поскольку для молодого и пожилого человека существуют различные варианты нормативности. Возраст во многом определяет уровень влияния временных факторов. Так, человеку в более пожилом возрасте более свойственно ориентироваться на прошлое, молодым на будущее, людям среднего возраста – на настоящее, прошлое и будущее в равной степени. Амбивалентность времени в жизнедеятельности человека означает его способность жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной.
  В широком смысле амбивалентность можно рассматривать как основную интегральную характеристику и закономерность развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В самом феномене амбивалентности человека заложены потенциальные возможности для успешной социальной адаптации, которые необходимо актуализировать в условиях особых социальных ситуаций, когда субъект не справляется с жизненными трудностями и ему нужна психологическая помощь социального работника.
  Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития. 

 1.    Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. 

 2.    Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения. 

 3.    Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности. 

 4.    Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности. 

 5.    На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью – сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований. 

 1.2. Психотерапевтический аспект социальной работы
Современные социальные работники достаточно широко используют различные психотерапевтические теории в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (пользователям) в условиях социальной дезадаптации. Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повышении его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, в изменении мотивации. Сложные ситуации, в которые попадают люди, всегда несут в себе позитивную и негативную функцию. Негативная функция определяет необходимость преодоления трудностей, а позитивная особую открытость к новому опыту. Теория и практика современной психотерапии имеет в арсенале немалое количество средств, которыми может воспользоваться социальный работник, от самой общей информации до конкретных методов действия.
  В Декларации, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. психотерапия определяется как особая дисциплина из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию [10]. Отмечается междисциплинарный характер психотерапии, которая вот уже несколько десятков лет как вышла за пределы клинического опыта. Психотерапевтические подходы широко используются не только в профессиональной работе врачей, но и в деятельности учителей, социальных педагогов, социальных работников и работников любой профессии, реализующих свои возможности в системе «человек – человек». В широком смысле психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера [11]. Многоплановость психотерапевтической деятельности проявляется в том, что она может выступать в виде метода оказания влияния или воздействия, актуализирующего процесс научения; в виде комплекса явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей; в виде метода инструментальной манипуляции, служащего целям социального контроля. Проведение психотерапевтических методик предполагает опору на психологические средства изменения личности, связанных с использованием основ психологии.
  В трудах Э. Берна [12] социальная работа рассматривается как смежная с психотерапией профессия, представители которой обязаны выполнять следующие функции: изучать напряжения, вызываемые средой (связанные с бедностью, безработицей, предрассудками и т. д.); изучать эмоциональные трудности и пути их преодоления; знать различные общественные учреждения (различные консультационные центры, центры реабилитации и т. д.) и поддерживать с ними связь; выступать в качестве посредников между клиентами и различными общественными учреждениями; работать совместно с клиническими психотерапевтами.
  В теории и практике социальной работы наиболее часто используются три основных направления психотерапевтических исследований: социокультурное, гуманистическое (изучение сущности и факторов самоактуализации личности), когнитивно-эмотивное.
  Социокультурные теории связаны с проблемой конфликта человека и общества, который возникает в меняющихся социально-экономических условиях. Чем выше развито общество, тем более неоднородным оно становится, представляя собой совокупность различных жизненных миров. Индивиду демонстрируются различные нормы, ценности, модели эталонного поведения. Их противоположная направленность содержит в себе угрозу невротического конфликта для субъекта, который интериоризировал разнонаправленные ценности. Представители социокультурных психотерапевтических теорий – К. Хорни, Э. Фромм полагают, что отношения конкуренции, доминирующие в рыночном обществе, негативно влияют на психологическое состояние и развитие личности. Конкуренция пронизывает все аспекты жизнедеятельности человека, начиная с самого детства. Человек в таких условиях находится перед выбором: много иметь или «быть многим». Ориентация на успех начинает приобретать навязчивый характер. Многие люди стремятся достигнуть идеала преуспевания любой ценой. При этом непомерно развивается честолюбие, потребность в триумфе, стремление к внешним проявлениям статуса и успеха, презрение к слабым и зависть к сильным. Возникает феномен двойной морали. Неразрешимость проблемы заключается в том, что человека побуждает к успеху не столько его богатая одаренность и развитые способности, сколько навязанный обществом шаблон, стереотип поведения. Претензии личности нередко значительно превышают весьма скромный результат его деятельности. В таких условиях люди болезненно реагируют на неудачи, отсутствие признания со стороны других. Формируются непродуктивные стратегии взаимодействия с другими. Стратегия «прилипания» к людям с бессознательной целью заслужить их одобрение и симпатию; стратегия агрессивного поведения, вызванная тем, что окружающие не подтверждают идеализированный образ «Я»; стратегия дистанцирования от людей для сохранения собственной автономии.
  Психотерапевтическая работа в этих условиях должна быть направлена на идентификацию собственного «Я» клиента. Обычно идентичность личности, не справляющейся с ситуацией, характеризуется некоторой диффузностью, поскольку зависит от спроса. Позицию «рыночного» типа Э. Фромм выражает в положении – «я тот, кого вы изволите» [13]. Поскольку центристская самонаправленность личности мешает ей преодолевать трудности (а порой сама и создает эти трудности), необходимо переключать внимание на внешние объекты, постепенно развивая интенциональность личности. Следует отметить, что появление социокультурных психотерапевтических теорий было обусловлено влиянием на психическое состояние человека социально-экономических кризисов, сопровождающихся «неврозами безработицы» и потерей смысла жизни, описанных Фроммом и Франклом. В целом, в рамках социокультурных психотерапевтических теорий исследовались проблемы невротических состояний и конфликтов личности, их истоки, динамика развития и результат.
Гуманистические теории (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) отличаются тем, что нацелены на исследование психологически здоровой и полноценно функционирующей личности. Ключевой проблемой гуманистических теорий является изучение феномена самоактуализации. Под самоактуализацией понимается высшая потребность человека, которая реализуется в условиях его всестороннего развития. А. Маслоу разработал одну из наиболее популярных классификаций потребностей человека. Все человеческие стремления он разделил на дефицитарные (потребности нужды) и потребности роста, развития, реализации высших ценностей. Маслоу выстроил иерархию человеческих потребностей в зависимости от значимости их удовлетворения. Всего было выделено семь групп потребностей от низших к высшим: физиологические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.); потребности в безопасности и защите (стремление избавиться от страха и жизненных неудач); потребности в принадлежности и любви (стремление принадлежать к определенной общности, находиться рядом с людьми, быть признанным ими и т. д.); потребности в уважении и самоуважении (стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению признанию и авторитету); познавательные потребности (стремление постигать сущность явлений окружающего мира); эстетические потребности (стремление к гармонии, красоте, порядку, идеалу). Высшей потребностью Маслоу назвал потребность в самоактуализации – стремлению к максимальной реализации своих способностей, к развитию собственной личности. Феномен самоактуализации рассматривался как мотив, цель, процесс, результат и даже эпизод жизнедеятельности. Для социального работника представляет интерес мотив и процесс самоактуализации.
  В рамках гуманистического направления исследований впервые был, выдвинут тезис о методе психотерапии творческим самовыражением. Поскольку реализация подлинных способностей является одним из источником энергии, для человека весьма важно заниматься делом, которое ему действительно нравится и в котором он может достигнуть значительных успехов. Такая деятельность является призванием, и сама по себе служит мощной движущей силой, способной вывести человека из кризиса.
  Когнитивно-эмотивные теории (А. Эллис, А. Бек) нацелены на исследование сознания, особенностей восприятия и интерпретации событий людьми, которые воспринимают себя как жертву ситуации. Различные эмоциональные нарушения вызываются у человека не только сами событиями и ситуациями, но опосредующими восприятие нерациональными убеждениями или идеями. В структуре восприятия этих людей информационные аспекты сознания всегда связаны с оценочными суждениями негативного характера. Так Эллис выделял четыре группы иррациональных установок таких клиентов: катастрофические установки, установки долженствования, установки обязательной реализации своих потребностей, оценочные установки [14]. Катастрофические установки способствуют оцениванию любого неприятного события в жизни человека как ужасного, неисправимого, чудовищного. Установки долженствования формируют убеждения в том, что мир держится на универсальных позитивных принципах, которые не могут быть изменены. Установки обязательной реализации своих потребностей определяют идеализированный образ «Я», с которым субъект постоянно сравнивает себя и которого никогда не достигает. При оценочных установках человек генерализирует оценку какой-либо одной черты или свойства другого на личность в целом (чрезмерное обобщение). Все эти установки вызывают различные эмоциональные нарушения, которые, в свою очередь, провоцируют или усиливают дезадаптивное социальное поведение.
  Кроме иррациональных установок, влияющих на эмоциональную сферу личности, адекватное восприятие действительности блокируется когнитивными искажениями (от англ. cognition – знание). Наиболее распространенным когнитивным искажением является персонализация – склонность интерпретировать все события действительности с позиций личной значимости. Так, неприветливый вид случайного прохожего индивид может интерпретировать как негативное отношение лично к нему. Другим когнитивным искажением является выборочное абстрагирование, когда субъект интерпретирует событие только на основе какой-то одно детали, наиболее значимой для него. Третье когнитивное искажение – дихотомическое мышление – склонность мыслить крайностями. В этом случае все события трактуются либо как прекрасные, либо – ужасные. К когнитивным искажениям относятся также и произвольные заключения, которые не подтверждаются фактами и даже противоречат им. И, наконец, сверхгенерализация, при которой широкое обобщение производится на основе лишь единичного случая.
Любопытным  является тот факт, что по результатам  исследований Бека и Эллиса, многие люди, не страдающие эмоциональными расстройствами, склонны к иррациональным установкам и когнитивным искажениям в сложных социальных ситуациях. Это наиболее часто встречающиеся феномены. Однако далеко не все субъекты, попадая в сложную ситуацию, проявляют себя подобным образом, а лишь те, кто предрасположен к тому, чтобы чувствовать себя в её качестве жертвы.
В связи  с повсеместным развитием профессиональной социальной работы, её психотерапевтические аспекты привлекают к себе все  большее внимание ведущих отечественных  психотерапевтов, многие из которых уже разработали свои собственные уникальные методы коррекции и реабилитации человека в сложных жизненных условиях (Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов, Б.Е. Литвак, Б.Д. Карвасарский, В.В. Макаров и др.). 

 1.3. Социальная работа как фасилитация
Социальный работник активизирует способности людей решать проблемы и выходить из затруднительных ситуаций; налаживает связи людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами, услугами и возможностями; способствует эффективному и гуманному функционированию этих систем; развивает социальную политику и выполняет множество других функций, облегчающих или делающих возможной актуализацию собственных личностных, индивидуальных и социальных ресурсов субъектов социализации. Поэтому основной психологической функцией социальной работы является фасилитирующая функция. Фасилитация (от англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать) – обусловленное социальным контактом взаимовлияние людей, повышающее их активность [15]. Фасилитация проявляется в улучшении результатов деятельности человека, облегчении его реакций в условиях, когда он взаимодействует с другими людьми. Однако профессиональная направленность социального работника на решение проблем клиента не во всех случаях сопровождается фасилитацией. При нарушении социальным работником этических норм, игнорировании основных принципов профессиональной деятельности, может произойти обратный процесс – социальная ингибиция (от англ. inhibition – торможение, подавление, сдерживание активности субъекта).
 Следует иметь в виду, что люди, нуждающиеся в социальной помощи, довольно часто воспринимают себя в качестве жертв социальной ситуации. А.В. Мудрик выделил целое направление в социальной педагогике – социально-педагогическую виктимологию, определив её как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Он определил два основных направления развития данной отрасли: изучение особенностей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации [16].
  Комплекс жертвы может развиться у каждого человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Этот комплекс проявляется в снижении или утрате чувства собственного достоинства, ощущение своей неспособности предпринять какие-либо активные действия, чувство бесполезности собственных усилий и т. д. Социальный работник может способствовать изменению виктимогенных установок клиента, а может, напротив, провоцировать их дальнейшее развитие. В первом случае он будет выступать как фасилитатор социальной адаптации, во втором как субъект, вызывающий социальную ингибицию. Неподходящие и непродуманные действия социального работника могут причинить вред. Профилактика социальной ингибиции заложена в реализации психологических принципов деятельности социального работника и его профессиональной гуманистической позиции по отношению к клиенту. К психологическим принципам социальной работы относятся: принцип конгруэнтности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип позитивно ориентированной активности. Характер системы труда профессионального социального работника определяется многими требованиями. Данные принципы выступают в качестве основополагающих моментов долженствования психологического аспекта его деятельности.
  Принцип конгруэнтности предполагает единство выдвигаемых социальным работником целей, задач и направлений деятельности, связанных с решением проблем клиента. Профессиональная компетентность социального работника является необходимым условием реализации данного принципа. В каждом конкретном случае социальный работник должен относительно объективно оценивать возможности и потребности индивидов и социальных групп, с которыми он взаимодействует.
  Принцип беспристрастности требует не допускать предвзятого отношения к любому человеку или организации. Отношение социального работника не может зависеть от субъективного мнения или требования третьих лиц. Социальный работник проявляет интерес к клиенту без личной заинтересованности в нем. Беспристрастность не противоречит гуманистическому подходу, но предполагает возможность его реализации. Социальная дистанция (т. е. степень психологической близости) между социальным работником и клиентом должна быть средней. Отношения не должны быть чрезмерно формализованы (большая социальная дистанция) и, в то же время не могут быть фамильярными (отсутствие социального дистанцирования). Средний уровень социальной дистанции обусловливает этикетные отношения и позволяет клиенту поддерживать уровень собственного достоинства и не чувствовать себя в роли жертвы, как это может произойти, если социальный работник ведет себя слишком авторитарно или фамильярно.
  Принцип конфиденциальности означает, что информация о социальной поддержке не может быть разглашена, если объект социальной помощи испытывает некоторые психологические затруднения в связи с этим. Несмотря на то, что в современном обществе большинство людей не испытывают неловкости от того, что им оказывают помощь государственные или общественные организации, принцип конфиденциальности остается в силе. Он нацелен на то, чтобы уважать чувства людей, которые в определенный период своей жизни вынуждены принимать помощь со стороны. Ни процесс, ни результаты социальной работы не должны наносить ущерба пользователю, его репутации, психологическому состоянию, интересам, здоровью и т. д. Социальная работа предполагает безопасность применяемых методов и технологий профессиональной деятельности для клиента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.