На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО Модуль-Т

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия 6
      1.1. Понятие выручки от основной деятельности предприятия, ее структура и направления использования 6
      1.2. Факторы, влияющие на величину выручки от основной деятельности предприятия 12
      1.3. Планирование выручки от основной деятельности предприятия и направления ее использования 18
2. Анализ планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
      2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
      2.2. Анализ планирования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль-Т” 33
      2.3. Анализ направлений использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 38
3. Основные направления совершенствования планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 49
      3.1. Обобщение зарубежного опыта текущего планирования выручки на предприятиях и его использование в России 49
      3.2. Пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 59
Выводы  и предложения 67
Список  использованной литературы 72
Приложения 76
 

        Введение 

      Выручкой  от реализации продукции называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
      Своевременное поступление выручки – важный момент в хозяйственной деятельности предприятия:
      Во-первых – выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным регулярным источником поступления средств, для предприятия.
      Во-вторых – процесс кругооборота средств  предприятия заканчивается реализацией  продукции (работ, услуг) и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления, следующего кругооборота.
      От  поступления выручки зависят  устойчивость финансового положения  предприятия, состояние его оборотных  средств, размер прибыли, своевременность  расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях. Этим и определяется актуальность выбранной темы исследования.
      Целью исследования данной работы является планирование и использование выручки  от основной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Обобщить литературные источники по вопросу планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия;
    Рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО “Модуль - Т”;
    Проанализировать планирование выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
    Провести оценку направлений использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
    Изучить зарубежный опыт текущего планирования выручки на предприятиях и его применение в России;
    Предложить пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”.
      Объектом  исследования является производственно-хозяйственная  деятельность предприятия ООО “Модуль - Т”.
      Предметом исследования – выручка от основной деятельности предприятия, ее планирование и использование.
      Теоретической и методологической основой исследования послужили труды таких ученых-экономистов  как: Крейнина М. Н., Савицкой Г.В., Ковалева А.И., Шеремета А.Д., Гиляровской Л.Т. В работе также были использованы нормативно-правовые акты.
       При написании работы использовались следующие  методы исследования: анализ и синтез, сравнительный метод, логический подход к оценке экономических явлений, горизонтальный вертикальный и факторный методы анализа.
       Практическая  значимость работы состоит в том, что результаты исследования и рекомендации могут быть использованы анализируемым предприятием и на аналогичных предприятиях строительной отрасли.
      Информационной  базой исследования послужили данные годовых отчетов ООО “Модуль - Т”.
      В первой главе дипломной работы подробно рассмотрены теоретические аспекты  планирования и использования выручки  от основной деятельности, структура  затрат на производство продукции и  налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг. Так же определены факторы, влияющие на размер выручки от основной деятельности предприятия.
     Во  второй главе дана характеристика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия ООО “Модуль - Т”, рассмотрен процесс планирования выручки от основной деятельности, а так же проведена оценка направлений использования выручки от основной деятельности на предприятии.
      В третьей главе представлен зарубежный опыт текущего планирования выручки на предприятиях и разработаны направления повышения эффективности планирования и использования выручки на ООО “Модуль - Т”.
 

1. Теоретические основы  планирования и  использования выручки  от основной деятельности  предприятия 

1.1. Понятие выручки  от основной деятельности  предприятия, ее структура и направления использования
      Стоимость произведенной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.
      Выручкой  от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие  на расчетный счет предприятия за продукцию, отгруженную покупателю. Своевременное поступление выручки - важный момент в хозяйственной деятельности предприятия:
      В процессе осуществления своей экономической  деятельности предприятие получает доход. Доход в виде денежного потока классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой [41, С.392].
      Выручка от основной деятельности – это  выручка от реализации продукции (работ, услуг).
      Выручка от инвестиционной деятельности – это финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
      Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди  инвесторов облигаций и акций  предприятия [39, С.427].
      Понятие “выручка от реализации” и методы момента определения реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
      В отечественной практике применяются  два метода определения момента  реализации:
      - по отгрузке – метод начислений;
      - по оплате – кассовый метод.
      Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [5, С.439].
      Малые предприятия могут отражать в  учете выручку от реализации по мере ее оплаты. К таким относятся организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал [40, С.461].
      Если  организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.
      Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния организации. При выборе метода начислений предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам [22, C.24].
      Размер  выручки от реализации, равный совокупным затратам, называется критическим объемом  реализации. Если предприятие будет  получать выручку меньше критического объема, то это приведет к получению убытка, получение выручки в размере большем критического объема реализации принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на переменные и постоянные, рассчитывают критический объем реализации.
      Выручка состоит из нормы прибыли заложенной предприятием при определении цены и разного рода расходов. Исходя из экономического содержания, все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы связанные с извлечением прибыли, расходы не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.
      Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного  процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
      К расходам, не связанным с извлечением  прибыли, относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда же можно включить поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику предприятия. Затраты этого типа могут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж. Налаженная работа рекламной и маркетинговой служб позволяет широко использовать репутацию предприятия для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.
      К третьему типу расходов – относятся  налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкции.
      Расходы, связанные непосредственно с  извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда, накладных расходов, инвестиций [16, C.73].
      Затраты, включаемые в себестоимость продукции, учитываются по пяти основным признакам: материальным затратам, затратам на оплату труда, отчислениям на социальные нужды, амортизации основных фондов и прочим затратам.
      Понесенные  предприятием денежные расходы на закупку  сырья, материалов и других элементов материальных затрат, компенсируются лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной готовой продукции и складских запасах. Не все фактически понесенные предприятием затраты в отчетном периоде являются основанием для их полного включения в себестоимость произведенной и реализованной продукции, что имеет важное значение для планирования и налогообложения прибыли.
      Затраты на оплату труда включаются в состав себестоимости продукции при  их фактическом начислении независимо от того, произвело ли предприятие  реальные денежные выплаты.
      Отчисления  на социальные нужды – один из видов принудительных расходов, которые законодательно возложены на хозяйствующие субъекты. Это платежи по обязательному социальному страхованию и отчисления в социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Нормы отчисления установлены законодательно в процентах к фонду оплаты труда. Отнесение отчислений на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении средств на оплату труда независимо от фактических выплат.
      Предприятие осуществляет также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия. Сюда же относятся затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, дошкольных детских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств, профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступлений от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и другое.
      Операционные  расходы – это затраты особого  назначения: на проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию оборудования и другие. Особенность этой группы затрат состоит в том, что они носят долговременный характер, непостоянны, нестабильны по величине, окупаются на протяжении длительного периода времени, а потому не включаются в себестоимость продукции. Их назначение - способствовать повышению качества и эффективности производства. Источниками финансирования таких расходов является прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства, поступающие от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам средства, учитываемые в себестоимости на проведение научных исследований и экспериментальные разработки.
      Затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия. Они складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции, работ и услуг основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы затрат зависит величина прибыли предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг возмещаются после завершения кругооборота оборотных средств за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг [11, С.132].
       Затраты на производство и реализацию продукции  и услуг разнообразны и классифицируются по определенным признакам, основные из которых :
    способ отнесения на себестоимость;
    связь с объемом производства;
    степень однородности затрат.
       В зависимости от способов отнесения  на себестоимость продукции затраты  подразделяются на прямые и косвенные.
       Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных  видов продукции, которые могут  быть прямо и непосредственно  включены в себестоимость. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, а также на основную заработную плату производственных рабочих.
       К косвенным относятся затраты, связанные  с производством разных изделий, и потому, их нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции. Это расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, содержание и ремонт зданий, на заработную плату вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и др. Такие затраты включаются в себестоимость продукции с помощью специальных методов, определяемых отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от организационной структуры производства, его специализации, методов учета расходов и других факторов.
      В зависимости от связи затрат с  объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты.
      К условно-постоянным, относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы на административно- хозяйственные нужды и другое.
      Условно-переменные расходы зависят от объема производства продукции, они  растут или уменьшаются  в соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и тому подобное.
      Внепроизводственные расходы включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции [14, С.539].
      Таким образом, затраты на реализуемую  продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации продукции. Затраты, включаемые в себестоимость  продукции, учитываются по пяти основным признакам: материальным затратам, затратам на оплату труда, отчислениям на социальные нужды, амортизации основных фондов и прочим затратам.
      В зависимости от связи затрат с  объемом производства выделяются условно-переменные и условно-постоянные затраты.
      Все затраты на производство и реализацию продукции составляют их полную себестоимость. В современных условиях хозяйствования предприятие может использовать один из двух методов учета выручки, в зависимости от того, что считается  моментом реализации продукции: поступление денег на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.
      Для лучшего понимания структуры  выручки далее рассмотрим факторы, влияющие на ее величину. 

1.2. Факторы, влияющие  на величину выручки  от основной деятельности  предприятия
     На  величину выручки от реализации продукции  влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия.
     Непосредственно зависящими от предприятия являются:
     - объем выпускаемой продукции  (выполняемых работ, оказываемых  услуг);
     - ассортимент продукции (работ,  услуг), При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
     - определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
     - оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
     - изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
     - оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
     - качество и конкурентоспособность производимой продукции;
     - уровень цен.
     Выпуск  продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.
     Кроме того, сумма выручки зависит от:
     - ритмичности работы предприятия;
     - комплектности продукции;
     - характера отгрузки;
     - спроса на данную продукцию;
     - форм расчета за продукцию.
     Работа  по графику содействует равномерной  отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции  пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки,  поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту, это непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.
     К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
     - перебои в работе транспорта;
     - несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей;
     - задержки банковских расчетов и так далее [30, C.50].
     В рыночной экономике ведущее место  занимает величина отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие, внедряющееся на новые рынки, иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции с тем, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
     После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.
     Однако  для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.
     Свободные (рыночные) цены устанавливаются в  зависимости от спроса на продукцию  на рынке, определяются непосредственно  самим предприятием. Они могут  меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать выгодного потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.
     Поэтому реализация по сниженным ценам при  условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия  зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.
     Кроме того, если предприятие не имеет  льготы в виде полного освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. Вместе с тем для определения налогооблагаемой базы по некоторым налогам такой косвенный налог как акциз, включается в состав выручки, то есть, для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов [32, С.386].
     В условиях стабильного развития экономики, когда можно с достаточной достоверностью предсказать поведение экономических субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями. Спрос считается эластичным, если его эластичность меньше единицы, и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки [25, C.43].
     Ценообразование имеет первостепенное значение в  случаях, когда:
     - предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;
     - организационно-технические условия вынуждают предприятие изменить цены;
     - конкуренты изменяют цены;
     - нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий, с точки зрения спроса на них и их себестоимости [9, С.214].
     Эти обстоятельства относятся к маркетинговым  исследованиям, но одновременно связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием выручки от реализации продукции.
     При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:
     - учетную – так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;
     - стимулирующую – так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;
     - распределительную – так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен, отражает направление распределения прибыли, или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;
     - регулирующую – учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и, закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.
     Эти функции полностью реализуются  в условиях рыночных отношений [35, C.32].
     Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.
     Все предприятия, кроме тех, которые  продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования.
     Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка. Чтобы четко выполнять вышеназванные функции, предприятие обязано спланировать ее величину и направления использования. 

1.3. Планирование выручки  от основной деятельности  предприятия и  направления ее использования
      В зависимости от целей планирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно.
      Годовое планирование выручки, так же как  и затрат на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных условий хозяйствования. Квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное  в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия.
      Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период (год, квартал) включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера [38, C.89].
      Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, товарных и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции – без экспортных тарифов).
      Налог на добавленную стоимость, хотя и включен в цену товара, не принадлежит предприятию и как косвенный налог поступает в бюджет. Торговые и сбытовые скидки также не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы оплачивают предприятия – экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, кожевенного и текстильного сырья авиатехники, вооружения и другой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому не учитываются при определении выручки.
      Величина  выручки от выполненных работ  и оказанных услуг зависит  от объема работ и услуг и соответствующих  расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг [21, С.471].
      Денежные  поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от реализации продукции. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении общей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться  оперативно, например, при составлении платежного календаря.
      Планирование  выручки от реализации осуществляется одним из двух методов:
      - метод прямого счета: 
      В = Р * Ц (1)
где, В – выручка от реализации;
      Р – объем реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении;
      Ц – цена без налогов в виде надбавок (НДС, акцизы).
      - расчетный метод: 
      Врп = О1 + ТП – О2 (2)
где, Врп – планируемая сумма выручки от реализации продукции;
      О1 – нереализованные остатки готовой  продукции на начало планируемого периода;
      ТП  – товарная продукция, предназначенная  к выпуску в планируемом периоде;
      О2 – остатки нереализованной продукции  на конец планируемого периода [17, C.75].
      Все остальные части расчета выручки  от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года – в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции в ценах планируемого периода.
      В основе определения товарного выпуска  в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
      Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать.
      Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков нереализованной продукции так же, как и при планировании затрат на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета.
      Он  равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
      Стоимость остатков нереализованной продукции  на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости этих остатков, то есть, исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным четвертого квартала, при квартальном – по данным соответствующего квартала.
      Состав  остатков нереализованной продукции, при планировании выручки по поступлению денег на расчетный  счет (в кассу предприятия), на начало года включают готовую продукцию на складе, в том числе: товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем; товары на ответственном хранении у покупателя.
      На  конец года остатки нереализованной  продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил [26, С.14].
      При планировании выручки по отгрузке нереализованной  продукции является только готовая  продукция на складе предприятия.
      Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно, оплаченной в ближайшее  время. На практике, к сожалению, более  вероятна другая ситуация – длительный период осуществления расчетов или не поступление платежа от покупателя продукции.
      На  случай не поступления платежей от покупателей предусматривается создание фонда риска, или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, не обеспечена гарантиями.
      На  стадии планирования выручки это  учесть невозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются на отдельном счете (счет 82), и относить не поступающие от дебиторов долги в течении года на счет резерва.
      Источник  образования резерва – прибыль  до ее налогообложения. Резерв можно  образовать в конце года за счет отчетной прибыли после проведения тщательной инвентаризации по расчетам для выявления всех сомнительных дебиторов, которые не в состоянии погасить задолженность. Величину резерва определяют по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и вероятности погашения долга полностью или частично.
      В следующем году отчисления в резерв могут происходить ежеквартально. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяют к прибыли соответствующего года.
      Другой  способ исчисления сомнительных долгов – определение процента сомнительных долгов в общей сумме дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) по наблюдениям за несколько лет. Этот процент служит основой для расчета первоначальной суммы резерва.
      В конце отчетного года в резерв осуществляют доначисления по проценту сомнительных долгов и установленной суммы дебиторской задолженности [36, С.290].
      Планирование  выручки от реализации продукции  тесно связано с условиями поставки продукции и применяемыми формами расчетов. Многие предприятия практикуют полную или частичную предоплату поставляемой продукции. Понятно, что это в какой-то мере снимает проблему нереализованных остатков продукции, отгруженной потребителю, и обеспечивает поступление выручки поставщику.
      Обоснованному планированию размера выручки от реализации продукции и сроков ее поступления могло бы способствовать использование товарных векселей. Вексель – это не только форма расчетов, но форма кредитования покупателя поставщиком. Рассчитываясь векселем, покупатель минует банк, что зачастую предпочтительнее.
      Например, предприятия-смежники, имеющие налаженные производственные связи, хорошо знают платежеспособность друг друга и могут осуществлять расчеты и коммерческое кредитование, не прибегая к услугам банков.
      Это приводит к ускорению расчетов и более эффективному использованию оборотных средств, не говоря о снижении потребности в банковском кредите [34, С.318].
      Если  поступление выручки на денежные счета предприятия представляет собой завершение кругооборота оборотных  средств предприятия, то ее использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов.
      На  этой стадии формируется доходная база бюджетов разных уровней, и обеспечиваются, тем самым, общегосударственные  интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
      Поступая  на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой  и чистый доход. Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль.
      Поступление выручки на денежные счета предприятия  завершает кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших  средств – это начало нового оборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, государства, других заинтересованных лиц. Направления использования выручки представлены на рисунке 1.

Рис 1. Направления использования  выручки от основной деятельности предприятия
      Итак, затраты на реализуемую продукцию  возмещаются за счет выручки, поступающей  от реализации продукции. Затраты, включаемые в себестоимость продукции, учитываются  по пяти основным признакам: материальным затратам, затратам на оплату труда, отчислениям на социальные нужды, амортизации основных фондов и прочим затратам.
      В зависимости от связи затрат с  объемом производства выделяются условно-переменные и условно-постоянные затраты.
      Все затраты на производство и реализацию продукции составляют их полную себестоимость. В современных условиях хозяйствования предприятие может использовать один из двух методов учета выручки, в зависимости оттого, что считается моментом реализации продукции: поступление денег на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.
      Уровень свободных и регулируемых цен  является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.
      Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования.
      Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка [8, С.264].
      Если  поступление выручки на денежные счета предприятия представляет собой, как завершение кругооборота средств, то ее использование представляет как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов. На этой стадии формируется доходная база бюджетов разных уровней и тем самым обеспечиваются общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
      Итак, выручка от реализации делится на материальные затраты и валовой доход.
      В первую очередь выручка используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход. Из выручки выплачивается заработная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль предприятия.
      Изучив  теоретические аспекты планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия, перейдем непосредственно к анализу планирования и использования выручки от основной деятельности на примере ООО “Модуль-Т”.
 

2.  Анализ планирования  и использования  выручки от основной  деятельности ООО  “Модуль-Т” 

2.1. Общая характеристика  финансово-хозяйственной  деятельности ООО  “Модуль-Т”
      ООО “Модуль-Т” является одним из крупнейших предприятий Нижнекамска, осуществляющих строительство зданий и сооружений производственного и жилого назначения. В соответствии с лицензией предприятие может осуществлять следующие виды работ: строительство зданий и сооружений, подготовительные работы, земляные работы, каменные работы, монтаж бетонных и железобетонных конструкций, кровельные работы, отделочные работы, монтаж стальных конструкций, монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы. Основная деятельность ООО “Модуль-Т” направлена на улучшение финансово-экономического состояния предприятия, а именно получение прибыли, снижение себестоимости и увеличение объемов производства продукции, расширение ассортимента, освоение новых рынков сбыта [1, C.364].
      Предприятие ООО “Модуль-Т” основано в 1996 году. Уставный капитал ООО “Модуль-Т” составляет 1129 тысяч рублей. Исходя из устава, по своей организационно-правовой форме предприятие является обществом с ограниченной ответственностью. Оно создавалось как предприятие, которое будет удовлетворять спрос в сфере строительства зданий и сооружений производственного назначения. И если в первые годы своего существования предприятие могло осуществлять только лишь строительство, монтажные и подготовительные работы, то в настоящее время, предприятие может осуществлять помимо строительства еще около десятка смежных видов работ. Такое расширение видов деятельности произошло благодаря большому потенциалу высококвалифицированных инженерно-технических  кадров, специалистов  и рабочих, а также благодаря грамотно
 разработанной  политике развития предприятия.
     Далее ознакомимся с динамикой основных показателей деятельности предприятия  на протяжении отчетного периода, приведенных  в таблице 1.
     Таблица 1.
Сводный отчет о прибылях и убытках за 2004-2007 года, тыс. руб
Наименование 2004 2005 2006 2007
Выручка от продажи товаров, работ, услуг 56998 92716 150398 156035
Себестоимость товаров, работ, услуг. 54646 89193 130515 148987
Управленческие  расходы - - - 8668
Валовая прибыль 2352 3523 19883 7048
Прибыль (убыток) от продаж 2352 3523 19883 (1620)
Прочие  доходы 39 161 64 52416
Прочие  расходы 165 127 -224 -47951
Прибыль (убыток) до налогообложения 2226 3557 19723 2845
Отложенные  налоговые обязательства 70 36 -4734 -2243
Чистая  прибыль (убыток) отчетного года 1745 2731 14989 602
 
     Источник: Отчет о прибылях и убытках  ООО “Модуль-Т” за 2004-2007 года.
     Как видно из таблицы 1, динамика выручки  за анализируемый период положительная. Казалось бы, это означает, что предприятие находится в благоприятном положении, но при кажущемся благополучии, по итогам 2007 года фирма понесла убытки в размере 1620 тысяч рублей. Судя по данным годового отчета о прибылях и убытках, это произошло в результате потери денежных средств, в виде управленческих расходов, которые составили в 2007 году 8668 тысяч рублей. Но, несмотря на понесенные убытки, предприятию удалось избежать задолженности по заработной плате перед своими работниками. Прослеживается следующая динамика средней заработной платы, если в 2005 году она составляла порядка 8600 рублей в месяц, то к 2007 году ее размер увеличился почти в два раза и составляет 15500 рублей в месяц.
     В условиях нарушенных экономических  связей (в конце 90-х начале 2000-х  годов) между промышленными предприятиями достаточно сложно существовать любому производству. Но, несмотря на это, ООО “Модуль-Т” не допустило снижения объемов производства. Условия хозяйствования предприятия складывались как под влиянием  действия общеэкономических (внешних) факторов, так и в результате влияния внутренних факторов.
     К числу общеэкономических факторов относятся:
     - экономический рост промышленности;
     - увеличение цен на сырье и  материалы, рост тарифов на  энергетику.
     К числу внутренних факторов относятся:
     - увеличение цен на основные  виды сырья;
     - увеличение цен на готовую  продукцию;
     - эффективная ассортиментная политика;
     Основными поставщиками предприятия являются: ОАО “Камснаб”; ООО “Сталепромышленная компания”; ООО “Урал век”; ОАО  “НЗЖБИ”; ЗАО “Завод металлоконструкций”; ООО “КЭСП”; ООО “Камастройдеталь”; ООО “Камаглавстрой Кирпипчный завод”; ООО “Колорит”.
     Основными конкурентами ООО “Модуль-Т” на Нижнекамском рынке строительных работ являются такие предприятия как: ООО “НМУ-1”; OOO “НМУ-3”; OOO “НМУС ТСТМ”; OOO “Прометей Плюс”; OOO “Холодсервис”; OOO “НК-Стройиндустрия”; TOO “Гидроэлектромонтаж”. 
      Со  дня основания и до настоящего времени основным заказчиком на проведение строительных работ является ОАО  “Нижнекамскнефтехим”. За анализируемый  период предприятие осуществило  согласно договорам подряда,  заключенным с ОАО “Нижнекамскнефтехим”, капитальный ремонт на заводах “Дивинил”; “Окись этилена”; “СКИ”, и капитальное строительство на заводах “Полиолефинов”; “Полистирол”; “УАТ”; “Торговый дом Нефтехим”.
      На  предприятии трудятся высококвалифицированные специалисты и рабочие. Из общей численности работающих на предприятии (108 человек) по состоянию на 31.12.2007, непромышленный персонал составляет 23 человека (21,3 %), промышленный – 85 человек (78,7 %).
      Среднесписочная численность персонала представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Среднесписочная численность персонала
Категория работников на 31.12.2005 на 31.12.2006 на 31.12.2007 Средняя численность  работников
Всего работников 105 114 108 109
ИТР 22 24 23 23
Рабочие 83 90 85 86
 
     Как видно из таблицы 2 коллектив ООО “Модуль-Т” отличается стабильным составом по численности на протяжении всего интервала исследования. Руководящий состав состоит из Генерального директора, коммерческого директора, исполнительного директора, начальников отделов и служб. Организационная структура управления включает в себя установление вертикали власти как на уровне предприятия в целом, так и отделов. Этим достигается эффективность управления и принятия оперативных решений, что положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг. Возникающие в процессе деятельности проблемы решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела. При невозможности устранить проблему  или решить какую-либо задачу на уровне отдела или подразделения она переходит на рассмотрение к руководству предприятия.
     Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Организационная  структура предприятия 

     Особое  внимание уделяется соответствию уровня образования сотрудников и занимаемой ими должности. Такой вид контроля позволяет повысить оперативность и эффективность принимаемых решений, что, в свою очередь, позитивно влияет на качество выполнения поставленных задач и на работу предприятия в целом.
     Инфраструктура  предприятия включает в себя совокупность отделов, служб и подразделений, необходимых для его бесперебойной работы.
     Состав  и масштаб подразделений предприятия  зависит от поставленных задач, количества и объёма заказов и так далее. Численность сотрудников определяется таким образом, чтобы избежать простоев и перегрузки в производственном процессе.
      Приоритетной  задачей по развитию предприятия  является поиск новых заказчиков, выход на рынок строительства  Республики Татарстан, а также поиск  клиентов за пределами республики, так как техническая и квалификационная оснащенность предприятия позволяет ему конкурировать среди организаций данной отрасли.
      Системный подход к управлению качеством продукции  – основа конкурентоспособности  предприятия. Качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем, но контролем всех этапов строительства, включая этапы проектирования, работы с поставщиками сырья, обеспечения точности соблюдения технологии строительства.
      Таким образом, основной целью деятельности предприятия ООО “Модуль-Т” является удовлетворение спроса организаций и заинтересованных лиц в продукции, производимой предприятием, извлечение прибыли и использование ее в интересах учредителей, а также реализация социальных и экономических интересов трудового коллектива.
      Рассмотрев  общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перейдем к анализу планирования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т”. 

2.2. Анализ планирования  выручки от основной  деятельности на  предприятии ООО  “Модуль-Т”
      При анализе планирования выручки на предприятии ООО “Модуль-Т” будут приведены расчеты в форме таблиц, где будут сравниваться плановые показатели основных элементов выручки. Также при планировании суммы выручки необходимым элементом планирования, является нахождение точки безубыточности производства и реализации продукции.
      В таблице 3 приведем данные плановых и  фактических показателей выручки  на 2004 – 2005 годы.
Таблица 3.
Планирование  выручки на 2004-2005 год, тыс. руб.
Показатели 2004 2005 Абсолютное  отклонение Отклонение  в процентах
План Факт План Факт
2004 2005 2004 2005
Выручка 57761 56998 87452 92716 -763 5264 -1,32 6,02
Себестоимость 49893 54646 83674 89193 4753 5519 9,53 6,60
Валовая прибыль 7868 2352 3778 3523 -5516 -255 -70,11 -6,75
Налог на прибыль 419 551 1130 862 132 -268 31,5 2
Чистая  прибыль 1326 1745 3580 2731 419 -849 31,60 -23,7
 
      Таким образом, исходя из данных таблицы 3, можно  сделать следующие выводы: плановый показатель выручки за 2004 год, по сравнению с фактическим, оказался выше на 763 тысячи рублей или 1,32%, а в 2005 году фактический показатель превысил плановый на 6% и составил 92716 тысяч рублей. При планировании суммы выручки на 2005 год предприятие основывалось на договорах заключенных с ОАО “Нижнекамскнефтехим” о проведении капитального ремонта на заводах “Дивинил” и “Окись-этилена” на сумму 87452 тысячи рублей. Рост себестоимости обусловлен повышением цен на сырье и материалы, необходимые для проведения работ в соответствии с договором подряда.
      Планирование  выручки на 2005 – 2006 года рассмотрим в таблице 4.
Таблица 4.
Планирование  выручки на 2005-2006 год, тыс. руб
Показатели 2005 2006 Абсолютное  отклонение Отклонение  в процентах
План Факт План Факт 2005 2006 2005 2006
Выручка 87452 92716 157682 150398 5264 6 -7284 -4,6
Себестоимость 83674 89193 134576 130515 5519 6,6 -4061 -3
Валовая прибыль 3778 3523 23106 19883 -255 -6,7 -3223 -14
Налог на прибыль 1130 4734 4743 862 3604 319 -3881 -82
Чистая  прибыль 3580 14989 15018 2731 11409 319 -12287 -82
 
      Исходя  из таблицы 4 видно, что в планируемом периоде предусмотрено увеличение выручки на 70230 тысяч рублей, данная сумма выручки спланирована на основе договоров подряда с ОАО “Нижнекамскнефтехим” на проведение капитального ремонта на заводе “СКИ”, а также на осуществление капитального строительства завода “Полиолефинов”. Рост себестоимости продукции на 50902 тысяч рублей, является следствием увеличения объема строительных работ, и количества необходимых материалов для выполнения работ. Исходя из роста выручки, планируется рост прибыли на 11438 тысяч рублей.
      Планирование  выручки на 2006 – 2007 года рассмотрим в таблице 5.
Таблица  5.
Планирование  выручки на 2006-2007 год, тыс. руб
Показатели 2006 2007 Абсолютное отклонение Отклонение  в процентах
План Факт План Факт 2006 2007 2006 2007
Выручка 157682 156035 148984 150398 -1647 -1,05 1414 0,95
Себестоимость 134576 130515 141982 148987 -4061 -3,02 7005 4,93
Валовая прибыль 23106 19883 7002 7048 -3223 -13,95 46 0,66
Налог на прибыль 4743 4734 2161 2243 -9 -0,19 82 3,8
Чистая  прибыль 15018 14989 6997 602 -29 -0,19 -6395 -91,4
 
     Из  таблицы 5 видно, что плановая выручка  в 2006 году была больше чем в 2007 году на 1647 тысяч рублей, которая в  свою очередь к 2007 году составила 150398 тысячи рублей. Фактические показатели в анализируемом периоде практически совпадают с плановыми.
     На 2006-2007 год планируется снижение выручки  на 8698 тысяч рублей. Данная сумма выручки в планируемом периоде основывается на договорах подряда с ОАО “Нижнекамскнефтехим” на проведение работ по капитальному строительству на заводе “Полистирол”, а также строительство объектов на территории “УАТ” и “Торговый дом Нефтехим”.
      Из  таблицы 5 видно, что снижение выручки  и рост себестоимости абсолютно непропорциональны. Прежде всего, такая большая разница между этими показателями возникла из-за необходимости применения в ходе строительства более дорогих материалов. Следствием чего стало снижение суммы прибыли с 15018 до 6997 тысяч рублей.
     Далее в таблице 6, рассчитаем рентабельность плановых показателей исходя из данных таблиц 3, 4 и 5 воспользовавшись формулой 4.
  (3)
      Рентабельность  – показатель эффективности деятельности предприятия, его инвестиционной привлекательности и перспективность бизнеса.
      Таблица 6.
Расчет  плановых показателей  рентабельности
Период 2004 2005 2006 2007 Среднее значение
Значение 4,7 4,1 11,5 2,4 5,7
 
      Из  таблицы 6 видно изменение плановых показателей рентабельности, она имеет колебательный характер, и за последний год рентабельность резко снизилась. Далее динамика этого показателя будет представлена графически и в сравнении с фактическими значениями.
     Основываясь на данных таблиц 3, 4, 5, отразим динамику плановых и фактических показателей  выручки, себестоимости и прибыли, которая представлена на рисунках 3,4,5.
Рис. 3. Динамика выручки  от основной деятельности

      Исходя  из рисунка 3, можно сделать следующие  выводы:
      Во-первых – за анализируемый период выручка  предприятия увеличилась втрое, предприятие планомерно, из года в год увеличивает объемы производства, а тем самым и выручку.
      Во-вторых – на данном рисунке прослеживается практически полное совпадение плановых и фактических показателей, что  позволяет сделать вывод о  высоком качестве планирования, и профессионализме сотрудников осуществляющих планирование.
Рис. 4. Динамика себестоимости  продукции

     Основываясь на данных рисунка 4 нельзя не отметить, что рост себестоимости является, в большей степени, следствием роста суммы выручки, то есть он закономерен. И, конечно, свою роль играет и рост цен на сырье и материалы. Также следует заметить, что на этапе планирования себестоимости продукции, значения плановых показателей соответствуют значениям фактических, что подтверждает качество планирования.

Рис. 5. Динамика плановых и фактических показателей  чистой прибыли
     Из  рисунка 5 видно как происходит снижение суммы чистой прибыли к концу анализируемого периода, хотя ранее наблюдалось только увеличение. Также заметно как рознятся плановые и фактические показатели. На предприятии ожидалось снижение суммы прибыли, но такое существенное изменение – это следствие возникновения непредвиденных управленческих расходов.
      Итак, для планирования суммы выручки  предприятию необходимо спланировать основные ее составляющие: себестоимость продукции и выручку от  продаж. При этом необходимо опираться на заключенные договоры подряда, по осуществлению строительно-ремонтных работ, так как цена на продукцию в строительной отрасли устанавливается иным образом, нежели в остальных отраслях экономики, она устанавливается на основании утвержденных нормативов.
      На  исследуемом предприятии планирование выручки от основной деятельности основывается на заключенных договорах-подряда строительно-монтажных работ.
      После изучения планирования выручки от основной деятельности, перейдем к оценке эффективности использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т”. 

2.3. Анализ направлений  использования выручки  от основной деятельности  ООО “Модуль-Т”
       Анализ  направлений использования выручки предприятия от реализации продукции проводится в двух направлениях: на основании отчетных данных предприятия, а именно на основании отчета о прибылях и убытках, а также на основании аналитических данных предприятия, которые в отчетности отсутствуют [37, C.153].
       В процессе структурного анализа отчета о прибылях и убытках дается характеристика основных соотношений отчетных показателей (например, себестоимости и выручки  от продажи продукции или товаров; прибыли (убытка) от продажи и выручки  и чистой прибыли) и выявляются основные причины их изменений.
       Также необходимо дать подробное описание причин изменения анализируемых  показателей, и в конечном итоге  оценить эффективность деятельности предприятия. Для проведения анализа  целесообразно составить аналитический отчет о прибылях и убытках по результатам деятельности анализируемого  предприятия, за исследуемый период.
       Такие данные представлены в таблице 7.
       Таблица 7.
Отчет о прибылях и убытках  за 2004-2005 год, тыс. руб
Наименование Базовый период 2004
 Отчетный  период 2005 Изменение в абсолютных единицах Изменение в процентах
Доходы  и расходы по обычным видам  деятельности
1 2 3 4 5
Выручка от продажи товаров, работ, услуг 56998 92716 35718 62,7
Себестоимость товаров, работ, услуг. 54646 89193 34547 63,2
Валовая прибыль 2352 3523 1171 49,8
Прибыль (убыток) от продаж 2352 3523 1171 49,8
Прочие  доходы и расходы
Прочие  доходы 39 161 122 312,8
Прочие  расходы 165
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.