На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ механизмов правового регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование, а также провести сравнительный анализ механизмов правового регулирования горной промышленности в России и за рубежом.
    Полезность  недр для человека и общества состоит  в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Необходимо отметить, что среди всех природных ресурсов, определяющих развитие человечества, наиболее важная роль отводится минеральным ресурсам, от которых во многом зависит экономическая и политическая независимость государства. Как показывает опыт, надёжное, бесперебойное снабжение минеральным сырьём правительства многих стран рассматривают как одну из приоритетных задач во внутренней и внешней политике. Требование по обеспечению потребности в минеральном сырье служит условием сохранения национальной безопасности, благосостояния и уровня промышленного производства.
    Недра удовлетворяют также научные  потребности, используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций, хотя приоритет в настоящее время отдаётся добыче полезных ископаемых. Кроме этого, следует учитывать, что недра являются невосполнимым ресурсом, так как в силу ограниченности и практической невозобновляемости запасов полезных ископаемых происходит их постепенное истощение и снижение качественных характеристик. В результате этого необходимо обеспечить наиболее полное и эффективное использование недр с учётом в первую очередь экологических требований (рациональное недропользование).
    Достичь данного результата возможно только путём создания качественной системы государственного регулирования предоставления недр в пользование. Ведущую роль в этой системе играет правовой механизм лицензирования недропользования. Поскольку правовое регулирование отношений недропользования согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, правовая база, регулирующая данные вопросы, включает в себя как законодательство Российской Федерации, так и региональное законодательство. В частности, в законодательстве, регулирующем предоставление недр в пользование, отражены такие аспекты, как:
    1. Основания для предоставления  недр в пользование.
    2. Процедура их предоставления.
    3. Взаимосвязь недропользования с  иными видами природопользования, регулируемая, помимо  Закона «О недрах», иными федеральными законами (Федеральный закон «О животном мире», Земельный кодекс, и т.д.) и законами субъектов Российской Федерации. 

    В связи с этим, целями данной работы являются:
    1. изучение действующего законодательства, практики его применения и  иной литературы, посвящённой данной теме;
    2. выявление противоречий в российском  законодательстве и конкретных  проблем реализации его на практике.
    3. сравнительный анализ механизмов  правового регулирования горной  промышленности в России и за рубежом.  

    Расчетная часть содержит расчет основных показателей, характеризующих деятельность, состояние и эффективность использования ресурсов организации, а также эффективность горного производства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Система предоставления недр в пользование в России 

      Понятие и виды предоставление недр в пользование.
 
    Регулирование отношений недропользовании в России в основном осуществляется на основе Конституции Российской Федерации1, закрепляющей основные принципы использования природных ресурсов, Закона Российской Федерации «О недрах»2 и Положения о порядке регулирования пользования недрами3. В частности в статье 9 Конституции Российской Федерации использование и охрана природных ресурсов провозглашаются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то есть разнообразие, защита и равноправие форм собственности на природные ресурсы и объекты. При этом формулировка «могут находиться» дает основания для дискуссий между сторонниками развития форм собственности либо их сдерживания: первые полагают, что на все природные ресурсы разрешены любые формы собственности; вторые считают, что если в Конституции записано «могут быть», то это значит, что природные ресурсы могут и не быть (по усмотрению законодателя) во всех формах собственности4.
    При рассмотрении вопроса о предоставлении права пользования недрами необходимо остановиться на вопросе разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые определяются Конституцией Российской Федерации.
    К ведению Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, относятся:
    а) регулирование и защита прав и  свобод человека и гражданина, в  том числе касающихся экологии, использования недр;
    б) федеральная государственная собственность, прежде всего на природные ресурсы, управление государственной собственностью;
    в) установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экологического развития Российской Федерации;
    г) определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
    д) метеорологическая служба, стандарты, в том числе в области охраны окружающей среды, охраны и использования  недр.
    В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся:
    а) защита прав и свобод человека и  гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе в сфере экологии и природопользования;
    б) вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
    в) разграничение государственной  собственности, прежде всего на недра  и другие природные ресурсы;
    г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности, особо охраняемые природные территории и объекты (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения);
    д) законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
    Вне пределов ведения Российской Федерации  и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
    Закон Российской Федерации «О недрах»  конкретизирует данные положения, закрепляя за органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления конкретные вопросы в сфере недропользования (ст. 3, 4, 5 Закона Российской Федерации «О недрах»).
    Как уже отмечалось, недропользование наряду с землепользованием и другими видами ресурсопользования является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Это обусловлено статусом природных ресурсов, определенным в Конституции Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Деятельность любого добывающего предприятия неразрывно связана с использованием полезных свойств недр, что делает весьма важным вопрос об их рациональном использовании и охране. 
     Понятие «недра» достаточно давно используется в российском законодательстве, но единства мнений по поводу того, что  входит в его содержание, до сих  пор не  достигнуто. Ранее чаще всего он использовался как синоним понятия «полезные ископаемые». Однако в таком случае из определения и соответственно правового регулирования выпадают неразведанные запасы, выработанные пустоты и т.д. М.Е.Певзнер5 также отрицает данное сравнение, соотнося понятия «полезные ископаемые» и «недра» как часть и целое.
    Определение недр дается в преамбуле Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения»6.
    Говоря  о недрах7, понимают только часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водного объекта, простирающейся до глубин, доступных для ее геологического изучения и освоения (первый десяток километров). Однако надо отметить, что существует и другие точки зрения, согласно которой  определение недр не должно ограничиваться таким способом, как это сделано в действующем законе. В частности, А.И. Перчик указывает, что недра - это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, указывает он, с юридической точки зрения понятие "недра" является динамическим. Оценка величины недр как части земной коры во времени будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий8.
     Для эффективных поисков, разведки и  разработки месторождений полезных ископаемых необходимы исследования земных недр, познание их геологического строения и происходящих процессов, установления закономерностей формирования и размещения месторождений9. Весь этот комплекс работ, от исследований недр до добычи полезных ископаемых относится к сфере недропользования.
     Так, в соответствии с действующим законодательством к пользованию недрами относятся различные виды геолого-геофизических и других исследований, направленных на общее геологическое изучение недр. Но всё-таки одним из важнейших и масштабных по объему видов пользования недрами является деятельность, связанная с поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых и добычей полезных ископаемых, так как добыча ископаемых – это результат и причина всех предшествующих работ.
     Предоставление права недропользования оформляется лицензией, то есть документом, который удостоверяет право владельца на пользование участками недр. В лицензии должны быть указаны границы участка, цель, условия и срок пользования (ст.12 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах" подробно регламентирует ее содержание). Тем самым регистрация направлена на упорядочение и гармонизацию отношений между пользователями недр и землей на поверхности10. В ряде случаев право недропользования приобретается путем проведения конкурса или аукциона.
    В теории в России выделяют  два вида недропользования:
      Общее;
      Специальное.
     Общее недропользование регулируется статьей 19 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах". Под общим недропользованием понимается право владельцев земельных участков в границах своего участка осуществлять  без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд до пяти метров,  а так же устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения, соблюдая законодательство и интересы соседних землепользователей. Для осуществления права общего недропользования не требуется специального разрешения (лицензии).
    Специальное недропользование включает в себя следующие виды:
    регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
    геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, a также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
    образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости). При данном виде пользования недрами лицензия удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр.
    сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Этот вид характерен тем, что в случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов представляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с сообщением органам, предоставившим лицензию.
 
    Пользователями  недр могут выступать физические, юридические лица, иностранные граждане, иностранные юридические лица, объединения юридических лиц, хотя применительно к отдельным видам недропользования существуют ограничения, например: добычу радиоактивного сырья могут осуществлять только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Пользование недрами в отделенных случаях может быть ограничено, например: в целях национально безопасности,  при угрозе жизни или здоровью людей, если данный участок недр является особо охраняемым природным объектом. 
    А так же считается, что в отношении  допуска к недропользованию иностранных юридических лиц действующее российское законодательство о недрах до недавнего времени являлось одним из самых либеральных в мире11, но с принятием Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который внес изменении и дополнении в Закон «О недрах», об определении особого порядка предоставления права пользования недрами в отношении участков недр федерального значения. Тем самым подтверждает стремление государства как собственника недр установить особые ограничения в этой сфере.
    Основанием  для возникновения права недропользования может служить соглашение о разделе продукции. Данное соглашение представляет собой договор, по которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на возмездной основе на определенный срок на определенном участке, а инвестор производит указанные работы за свой счет и на свой риск. Если полезные ископаемые обнаружены, то происходит раздел полученной продукции между государством и инвестором, то есть происходит компенсация затрат. Если полезные ископаемые не обнаружены, то расходы составляют риск инвестора. При заключении данного соглашения инвестор имеет определенные преимущества пред другими недропользователями (например, освобождается от уплаты ряда налогов). Соглашения о разделе продукции возникли ввиду отсутствия у государства достаточных финансовых средств для разработки новых месторождений и необходимости привлечения высокозатратных специальных технологий12.  

    Таким образом, порядок предоставление недр в пользование в Российской Федерации, зависит, главным образом, от вида пользования недрами и вида добываемого, изучаемого полезного ископаемого. Необходимо точное соблюдение требований законодательства, где подробно прописаны необходимые условия, которым должны соответствовать лица, претендующие на получение права пользование недрами. Так же нужно четко различать виды недропользования, и отличать общее недропользование, не требующее наличие лицензии на право пользования недрами, и специальное недропользование, где пользование недрами возможно осуществлять только при наличии лицензии, которая выдается лицензирующим органом для определённого вида использования недр. Осуществление отдельных видов недропользования в отдельных случаях возможно также при  наличии разрешения уполномоченного органа.   
 
 

      Лицензионная  система недропользования
 
    Как отмечалось, предоставление лицензий осуществляется через государственную  систему лицензирования. В структуре  федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с 1996г. функционирует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 
    Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы13.
    Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»14 в структуре Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации образованы органы, участвующие в  регулировании вопросов использования недр:  
      Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра);
      Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
      Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – в области мониторинга (в том числе состояния недр и лицензирующих участков).
 
    Вопросы выдачи лицензий на право пользования  недрами занимают центральное место в системе недропользования, т.к. она имеет существенное значение не только для защиты окружающей среды, но и способствует регулированию природопользования15.
    Право недропользования для целей сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов также ограничено и может быть получено на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом16.
    Решение вопроса о выдаче лицензии по объектам федерального значения, определяющим национальную сырьевую безопасность Российской Федерации, переносится на решение совместной лицензионной комиссии, формируемой на федеральном уровне, в состав которой включаются представители федерального органа и администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.  

    Как уже говорилось, институт лицензирования применим к определенному кругу  отношений, который четко разграничен от других общественных отношений. Разрешение является родовым понятием по отношению к понятию «лицензии» и включает в себя также право, возникающее в результате сертификации, аккредитации, стандартизации, регистрации и т.д. Эти разрешения являются основанием для совершения определенных действий либо осуществления конкретного вида деятельности, но общая их цель – обеспечение соблюдения конкретных норм и правил, закрепленных в различных нормативных актах.
    Некоторые исследователи полагают, что лицензирование является разрешительно-надзорной процедурой17, полагая, что здесь имеет место и разрешение, и  государственный надзор18. Однако, как уже отмечалось, порядок предоставления лицензии отличается предварительным и последующим контролем с одновременным решением вопроса о возможности допуска того или иного субъекта к осуществлению конкретной деятельности. В связи с этим, как правильно отмечает А.Б.Багандов19, целесообразно более детально зафиксировать в законе понятия и порядок их применения в отношении лицензий и разрешений.
    Некоторые авторы20 считают, что само требование лицензирования отдельных ее видов установлено не административным, а гражданским правом согласно п.1. ст. 49 ГК Российской Федерации 21, поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, к какому виду документов следует отнести лицензию: к административному акту или гражданско-правовому договору? Порядок предоставления лицензий имеет некоторые особенности, что отличает их от административных актов, поскольку:
    - они предоставляются только по  инициативе невластного субъекта;
    - присутствует диспозитивность при  определении содержания условий лицензии (поэтому многие авторы относят их к особому виду договоров между органами исполнительной власти и отдельными субъектами).
    Вместе  с тем лицензии имеют также  другие особенности, отличающие их от гражданско-правовых договоров.
    Во-первых, сфера применения таких отношений не ограничена предпринимательской деятельностью.
    Во-вторых, элемент свободы, диспозитивности  присутствует в период обращения  субъекта за её получением, однако, с  другой стороны, орган исполнительной власти, определяя конкретные условия, руководствуется в большей степени императивными правилами, лицензионные условия могут изменяться. 
    Лицензия  часто в одностороннем порядке  служит предпосылкой для возникновения  гражданских, административных и иных правоотношений, а не основанием возникновения. Обязательству, которое в соответствии со ст.420 ГК Российской Федерации 22 возникает из договора, предшествует согласование условий. А при предоставлении недр в пользование согласование условий осуществляется после получения права пользования недрами. Поэтому существующий подход к лицензии на пользование недрами, закрепленный в российском законодательстве, с одной стороны, не предоставляет пользователю недр необходимых гарантий23, с другой - запрещает государству использовать все рычаги воздействия на недропользователя24.
    Одними  же из важных отличий лицензии от гражданско-правового  договора являются интерес, на защиту которого направлены лицензионные условия, и характер санкций за неисполнение условий лицензии, поэтому целесообразно провести сравнение, лицензии как гражданско-правовой договор и  административный документ. Таким образом, лицензия относится к особому виду документов и сочетает как признаки административного документа, так и признаки гражданско-правового договора. Что заставляет нас делать вывод о том, что порядок лицензирования требует более особого внимания в регулировании вопроса предоставления недр, так как содержит в себе элементы гражданского и административного права. 
    Юридическое значение лицензии на право пользования недрами заключается в том, что она является основанием для оформления геологического и горного отводов и закрепляет исключительный характер пользования недрами субъектом, получившим такой отвод. В соответствии с Положением о лицензировании права пользования недрами участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр.
    На  сегодняшний день лицензия на право недропользования является основным и единственным подтверждением обладания права на вид специального недропользования, который признается и регулируется органами власти на различных уровнях Российской Федерации. И исходя из этого, необходимо более внимательно и детально подходить к институту лицензирования, так как именно он решает судьбу недр и соблюдение заданного режима недропользования обеспечивает рациональное использование недр.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Порядок предоставление недр в пользование 

    В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской  деятельности, в том числе участники  простого товарищества, иностранные  граждане и юридические лица.
    Однако  существуют некоторые ограничения, когда пользователями недр могут  быть только российские юридические  лица (например, при ведении работ  по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов). Статья 9 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает правило, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
    Таким образом, лицензия на право пользования  недрами предоставляется субъектам предпринимательской деятельности. Лицензии иностранным пользователям недр или совместным предприятиям, в которых участвуют иностранные фирмы, как действующим, так и вновь образованным, предоставляются только через Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
    Лицензия  на пользование недрами выдается в форме заполненного государственного бланка установленной формы с Государственным гербом Российской Федерации, который имеет определенные реквизиты (серию, номер, дату выдачи), набор обязательных сведений и который подписывается уполномоченными лицами органов исполнительной власти, предоставивших право пользования недрами, и недропользователем. К лицензии на пользование недрами в качестве составных и неотъемлемых её частей прилагаются текстовые (например, лицензионное соглашение), графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами25, определяющие существенные и дополнительные условия пользования участком недр помимо установленных законодательством Российской Федерации, правилами и стандартами в сфере недропользования.
    Лицензия  на недропользование включает в себя две группы условий. Первая группа –  это законодательные (определяемые в нормах законодательства о недрах) условия. Такие условия закреплены, например, в пункте 8.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами:
    -   данные о пользователе недр, получившем  лицензию;
    - данные о целевом назначении  работ, связанных с геологическим  изучением и иным использованием  недр;
    - указание пространственных границ  участка недр, предоставляемого  в пользование;
    - указание границ земельного участка,  выделенного для ведения работ,  связанных с геологическим изучением  и иным использованием недр;
    - сроки действия лицензии и  начала работ; 
    - условия, связанные с платежами,  взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
    - согласованный уровень добычи  минерального сырья, а также  соглашение о его долевом распределении;
    - соглашение о правах на геологическую  информацию, получаемую в процессе  пользования недрами;
    - условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
    - условия продления срока действия  лицензии;
    - объемы и виды сбрасываемых  в недра отходов производства и промышленных сточных вод.
    В ст.12 Закона Российской Федерации «О недрах» содержится несколько иной (более узкий) перечень обязательных условий.
    Лицензия  на право пользования недрами  закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования26, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг, а также может дополняться иными условиями.
    Это необходимо для того, чтобы пользователь недр, получивший лицензию, не нарушал ее существенные условия, то есть осуществлял определенный вид пользования недрами, указанный в лицензии. Кроме того, указание целевого назначения работ влечет за собой определение конкретных сроков пользования недрами, указание пространственных границ участка недр и земельного отвода.
    В лицензии указываются конкретные размеры  платежей за пользование недрами, размеры  акцизов и другие платежи. Указание согласованного уровня добычи минерального сырья необходимо в целях сохранения и рационального использования полезных ископаемых. Превышение или, наоборот, снижение согласованного уровня добычи минерального сырья будет являться нарушением существенных условий лицензии и повлечет за собой наступление конкретных правовых последствий.
    В лицензии должны определяться пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ. В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами27 они должны иметь подробное описание и координаты, а участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми  линиями.
    Вторая  группа - условия, предусматриваемые  сторонами (порядок урегулирования споров, порядок прекращения пользования, признания лицензий недействительными, сроки выполнения тех или иных работ и т.д.). Их содержание зависит от вида пользования недрами, от стадии разработки месторождения полезных ископаемых, вида добываемых полезных ископаемых и т.д. Данные условия закрепляются в лицензионном соглашении.
    Выданные  конкретным недропользователям лицензии на пользование недрами подлежат государственной регистрации в геологическом фонде. Именно с даты регистрации лицензии ведется отсчет срока действия лицензии.
    Предоставление  недр для пользования преимущественно  осуществляется через аукцион, либо через конкурс.
    При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения (Постановление ВС Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1)28.
    При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.                                                                                                                                                                                                               
    В статье 17 действующего Закона Российской Федерации «О недрах» прямо закреплено, что запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
    Регистрация лицензий на пользование недрами осуществляется федеральным геологическим фондом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (или его территориальным органом – в отношении лицензий на пользование недрами, выданных территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
    После получения  лицензии ее владелец имеет право  на получение полного объема геологической  информации по предоставленному ему  в соответствии с лицензией участку недр. Тем самым при рассмотрении данного вопроса,  и необходимо закрепить, что лицензия является неотъемлемой частью в пользовании недр, порядок выдачи которой регулируется органами государственной власти. 
 

    Предоставления  права пользования недрами в  Российской Федерации в настоящее  время реализуется путём проведения конкурсов и аукционов. В правовом регулировании процедуры предоставления в пользование недр существует ряд  значительных противоречий и порождаемых ими проблем, среди которых можно выделить следующие группы:
    Первая  группа проблем - не четко сформирована  структура органов управления и  контроля недрами, в результате чего возникает дублирование полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации, неопределенность недропользователей в процессе предоставления лицензий , затягивание процедуры выдачи лицензии и др.
    Вторая  группа – законодательно не полно  определено содержание лицензии. Одним из ведущих недостатков, на мой взгляд, является нечеткое закрепление в условиях лицензии количества (объема) разрешенной добычи конкретного вида сырья. Полагаю, что соблюдение в России единообразного подхода к вопросу закрепления в содержании лицензии таких требований, приведет к наиболее экономически выгодному и рациональному использованию недр.
    Третья  группа – отсутствие чекой законодательной  регламентации процедур предоставления недр в пользование.
    Проблема  заключается в том, что порядок  проведения конкурсов и аукционов  закреплён в Законе Российской Федерации «О недрах», а на федеральном уровне регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами1 (утверждено Верховным Советом в 1992 г.). Во исполнение Положения были приняты Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденные распоряжением МПР РФ от 14 ноября 2002 г. N 457-р (далее – Методические рекомендации)29.
    Однако  в определенных условиях, становится целесообразным использование и конкурсной системы. Как правило, это характеризует ситуацию представления на конкурс месторождений (участков недр) со сниженной рыночной привлекательностью (низкорентабельных, с низким содержанием, требующих применения нестандартных технологий, требующих комплексной разработки и т.д.).
    Кроме того, проведение конкурсов, может с  большей эффективностью обеспечить задачу рационального недропользования, тогда как аукционы нацелены в  большей степени на получение разовой прибыли. А конкурсы более целесообразны не только в экологическом, но и в экономическом плане, так как с их помощью выявляются субъекты, способные осуществлять недропользование наиболее полным и эффективным образом, что создаёт перспективу появления высоких доходов в будущем. На практике же из-за наличия в законодательстве возможности совмещения данных процедур основным критерием является именно внесение платежа, что существенно сужает круг претендентов на получение права пользования участками недр.  

    Рассмотренные проблемы, по-видимому, могут быть решены только путём внесения в федеральное законодательство норм, устанавливающих:
    1) Статус субъектов, проводящих  конкурсы (аукционы), (организаторы  конкурса), их полномочия. Организаторами  конкурса должны быть государственные  органы, представляющие интересы собственника недр. Со стороны РФ это может быть Минприроды Российской Федерации (его территориальные органы). На них должны возлагаться лишь организационные полномочия, а именно: принятие решения о проведении конкурса (аукциона); подготовка перечня объектов; определение сроков проведения, формы и вида торгов; разработка проекта условий конкурса (аукциона); формирование экспертной комиссии; осуществление опубликования извещений о проведении конкурсов (аукционов) в СМИ; приём и регистрация заявок на участие в торгах; проведение аукциона; принятие решения об утверждении результатов конкурса (аукциона).
    2) Задачи экспертной комиссии. Проведению  экспертизы материалов. Экспертизу  материалов определить как оценку  соответствия представленных материалов  условиям конкурса, на основе, которой определяется победитель конкурса. Результатом является письменное заключение, выводы имеют обязательное значение для организатора конкурса и являются основанием принятия им решения о предоставлении участка недр в пользование.
    3) Требования к экспертам: специалист, имеющий научные и (или) практические знания в области разведки и добычи полезных ископаемых; исключающий личную заинтересованность при определении победителя (родственные связи, трудовые и иные договорные отношения с участниками конкурса).
    4)  Правило, запрещающее изменять  условия конкурса и аукциона  после их опубликования в средствах массовой информации. Для разрешения ситуации, когда объявленным условиям конкурса отвечают материалы, представленные двумя или более претендентами, можно заблаговременно, при определении условий конкурса установить критерий, на основе которого будет производиться окончательный выбор победителя конкурса. Эта информация также должна быть включена в извещение о конкурсе. В том случае, если такой критерий не определён организатором конкурса, выбор победителя может производиться по времени подачи заявки на конкурс, либо по жребию.
    5) Правило, не допускающее возможности  проведения смешанной формы торгов, сочетающей в себе процедуры конкурса и аукциона. Несмотря на внесение изменений в ст. 13.1 прямого запрета на использование подобной формы так и не было установлено.
    К сожалению, ввиду большого количества нормативных актов, регулирующих различные аспекты предоставления недр в пользование, можно выявить ряд проблем и противоречий, на практике приводящий к истощению минерально-сырьевой базы, сокращению прироста запасов, появлению острого дефицита отдельных видов минерального сырья, загрязнению окружающей среды при осуществлении недропользования и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Сравнительный анализ законодательства о недрах и недропользовании в России и за рубежом

 
 
 
     В целях совершенствования отечественного законодательства в сфере договорных отношений недропользования важно  учитывать опыт зарубежных стран, в  которых договорные институты имеют устоявшуюся практику применения. В странах с развитыми отношениями недропользования договоры достаточно разнообразны и отражают характерные особенности различных правовых систем. Договор признаётся инструментом, без которого вообще невозможно функционирование системы горных отношений. Исследование вопросов зарубежного опыта актуально также и в той связи, что в настоящий момент министр экономического развития Набиуллина Э.С. не случайно поставила задачу приблизить российское законодательство к мировым стандартам . Кроме того, зарубежное законодательство в большинстве своём также основывается на концепции права государственной собственности на недра. В отечественной юридическое литературе зарубежный опыт законодательного обеспечения отношений недропользования систематизирован, обобщён и детально проанализирован в работах профессора Б.Д.Клюкина.
     Наиболее  распространённым публично-правовым договором  в странах с развитым горным законодательством  является концессия. Концессия представляет собой разновидность обязательств, предусматривающую прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой инвесторами. Право государства на предоставление концессии вытекает из права собственности и суверенитета государства над природными ресурсами, которые определяют право государства устанавливать режим природопользования.
     На  базе концессии построен Французский  Горный кодекс 1995 г. , который выражает идеи передачи горных участков в собственность недропользователей с сохранением широкого спектра государственного регулирования горных отношений. Каждая концессия предоставляется декретом Государственного Совета после рекомендации Общего совета шахт. Концессия устанавливается на срок не более 50-ти лет. По истечении этого срока концессия может быть продлена на 25 лет и более, если сохранились возможности дальнейшей эксплуатации месторождения.
     Разработка  месторождений предоставляется  на условиях, установленных концессионным договором. Концессионный договор содержит: общие условия концессии, характерные для данного вида минерального сырья; особые условия (строительство инфраструктуры, обеспечение охраны окружающей среды и пр.). Формы исчисления платежей в пользу государства могут быть весьма разнообразными: участие в прибылях, налог на продукцию, арендная плата и т.д. Прекращение концессии допускается в административном порядке, т.е. актом министра.
     Мировая практика регулирования концессионных  отношений позволяет отметить, что  хотя такие отношения и урегулированы, как правило, законодательными актами, однако предоставляют широкие возможности для утверждения договорных отношений между концессионером и государством. С правовой точки зрения концессионный договор предоставляет недропользователю больше свободы в планировании добычи, при инвестициях, в управлении и иных сферах, чем при разрешительной системе и лицензионном порядке недропользования.
     По  концессионному соглашению концессионеру  передаётся в собственность определённый земельный участок с находящимися под ним участком недр с месторождением полезного ископаемого. Главным характерным признаком концессии за рубежом является предоставление или уступка концессионеру государством права собственности на природные ресурсы. При этом следует учитывать, что в силу различных подходов к пониманию собственности в отдельных правовых системах, объём передаваемых прав также различен. Поэтому зачастую о собственности в нашем понимании говорить можно весьма условно. Правильнее говорить о передаче права распоряжения природными ресурсами по концессионному соглашению30.
     Концессионные соглашения широко используются во внешнеэкономических  отношениях такими странами, как Великобритания, Норвегия, США, Австралия, странами
Юго-Восточной  Азии, Центральной и Южной Америки, Африки и др. В настоящее время  концессии делят на традиционные и модернизированные. Первые характеризуются полным контролем концессионера над производством, незначительными платежами, более длительными сроками. Модернизированные концессии характеризуются возросшими возможностями государственного воздействия на концессионера. У таких концессий обычно меньше площади земельных участков, короче сроки, предусмотрен более жёсткий контроль и надзор за производством. Правительство обычно осуществляет контроль за принимаемыми концессионерами решениями и может даже принимать частичное участие в управлении концессией. К одной из форм модернизированной концессии можно отнести концессию, действующую на основе соглашения о разделе продукции. В качестве характерных черт концессионных соглашений следует выделить, во-первых, возложение рисков неудач на концессионера, во-вторых, финансовые вопросы урегулируются через корректировку условий налогообложения, договорённостей о разделе продукции. Отличительной чертой современного развития концессионных отношений за рубежом является то, что они строятся на базе детально разработанного законодательства о концессиях, урегулированности обязательственных отношений в гражданском праве.
     В зарубежном праве понятие концессии  распространяется на так называемые контракты типа "роялти - налог на прибыль", предусматривающие заключение пользователем недр договора на предоставление государством права на освоение природных ресурсов, устанавливающего право собственности пользователя недр на добытые полезные ископаемые и его обязательство уплачивать установленные налоги28. При этом государство взимает плату за право пользования недрами, налог на прибыль и некоторые другие налоги. После 70-х годов этот тип соглашений вытеснил широко распространённые в нефтедобывающих странах Азии, Африки, Америки и Австралии концессионные соглашения. Процесс вытеснения концессионных соглашений был эволюционным и шёл путём ужесточения со стороны государства контроля за действиями компаний и увеличением налоговых отчислений. Произошла постепенная замена права практически полной собственности концессионера на ресурсы недр на право собственности только на добытые полезные ископаемые. Эволюционный характер перехода от концессии к соглашению "роялти - налог на прибыль" привёл к тому, что сам термин "концессия"долгое время продолжал использоваться в качестве синонима .
     В зарубежной литературе под соглашением "роялти - налог на прибыль" понимается сделка, в силу которой нефтяная компания получает право при условии осуществления всех затрат и уплаты установленных налогов производить поиск нефтяного месторождения, а в случае его открытия - добывать и продавать нефть и газ . Данное соглашение характеризуется следующими основными положениями:
      пользователь недр получает исключительное право на поиск и разработку открытого месторождения за счёт собственных средств и на свой риск;
      вся добытая продукция принадлежит недропользователю, который свободно распоряжается ей; иногда в соглашении оговариваются определённые обязательства публичного характера, например, обязательность продажи добытого сырья на внутреннем рынке;
      недропользователь уплачивает государству платежи за право поиска и разведки, а также платёж за право добычи продукции, который осуществляется по усмотрению государства в денежной или натуральной форме;
      пользователь недр уплачивает налог на прибыль и иные установленные соглашением или законом общие налоги;
      оборудование является собственностью недропользователя31.
 
     Широкую практику применения в зарубежном законодательстве получили соглашения о разделе продукции, которые представляют собой договоры, посредством которых недропользователи получают право вместо уплаты связанных с добычей и реализацией минерального сырья налогов и таможенных пошлин производить расчёт извлечёнными полезными ископаемыми. Зарубежная практика знает соглашения о разделе продукции двух видов. Во-первых, соглашения, по которым раздел происходит после вычета издержек инвестора. Во-вторых, соглашения, по которым раздел происходит в отношении всей непосредственно добытой продукции. Отличие от концессионных соглашений состоит в том, что здесь не происходит предоставления контрактанту прав собственности на недра, а одним из основных условий договора является налоговый и таможенный режимы. Конструкция соглашения о разделе продукции применяется в основном в странах, не имеющих достаточных сил для горного производства. Такая форма регулирования отношений прижилась в Индонезии, Перу, Малайзии, Гватемале, Ливии, Египте, Сирии, Иордании, Бангладеш и Филиппинах.
     Для соглашений о разделе продукции характерны три основных элемента, по которым в основном идут торги между государством и концессионером - стоимость возмещения затрат, раздел продукции и налог с дохода. Основные правовые характеристики соглашений следующие:
      обязательным субъектом соглашения является государство, его правительство либо по его поручению государственная или иная национальная компания; государство на конкурсной основе определяет компанию, которая по сути выполняет роль подрядчика при освоении конкретного участка недр; компания получает исключительное право на поиски и разработку месторождения за счёт собственных средств и на свой риск; государство и компания владеют долями добытой продукции на определяемых соглашением условиях;
      участие принимающей страны осуществляется обычно путём образования государственной компании совместно с подрядчиком;
риск  поисково-разведочных работ ложится  на компанию, затраты которой не возмещаются, если в установленные сроки запасы не будут обнаружены; компания имеет право на возмещение своих расходов за счёт части добытой продукции;
    оборудование переходит в собственность государства или с момента их приобретения или по мере его амортизации;
    доля распределяемого сырья, принадлежащая компании-подрядчику, выступает объектом налогообложения.
     Соглашения о разделе продукции могут содержать обязательства, касающиеся не только изменения публичного режима налогообложения, но и иных обязательств, перечень которых довольно обширен. Они включают обязательства об удовлетворении национальных потребностей в добытой продукции, экспортные обязательства, о привлечении на работу местного персонала, его обучении, об использовании передовых технологий и оборудования страны пребывания. Иногда в соглашениях оговариваются цены на добываемую и реализуемую продукцию.
     Современные соглашения о разделе продукции отличаются также тем, что государство выступает не только в качестве суверенного распорядителя природными ресурсами своей страны, но часто и в качестве косвенного регулятора, что проявляется в создании национальных государственных горных компаний, на которые законодательством возлагается помимо коммерческих функций выполнение ряда административных обязанностей в области горных отношений. Наиболее распространённой формой государственного участия в коммерческой деятельности является установленная в законодательстве обязанность подрядной компании привлекать в качестве партнёра государственную компанию. Доля государственного участия в таком объединении чаще всего устанавливается в размере не менее 51%. При этом государство может участвовать и в форме совместного предприятия. Зачастую при заключении соглашений о разделе продукции государство получает от концессионера акции, часть активов или долю в участии.
     Принципиальные  различия между соглашениями "роялти - налог на прибыль" и соглашениями о разделе продукции состоят в следующем. Соглашение типа "роялти - налог на прибыль" предусматривает предоставление пользователю недр права собственности на добываемую продукцию. Государство в этом случае имеет право на взимание с него платы за пользование недрами (роялти), а также налогов, предусмотренных национальным законодательством. Таким образом, такое соглашение позволяет недропользователю владеть всей добытой продукцией, но при этом уплачивать достаточно высокие налоги. Соглашение о разделе продукции предусматривает, что нефтяная компания является своеобразным подрядчиком у государства. При этом компания получает право собственности на долю добываемой продукции, эквивалентную её затратам и рискам. Государство в таком соглашении имеет возможность более тщательно контролировать как сами работы в рамках проекта, так и связанные с добычей вопросы собственности33. В соглашении о разделе продукции применяется более гибкий фискальный и экономический режим, обеспечивающий инвестору надёжное покрытие его затрат и получение справедливой прибыли с учётом рисков. 

     При анализе зарубежного опыта договорного  оформления отношений недропользования нельзя не рассмотреть особенности, связанные с участием в соглашениях иностранных инвесторов. Их участие часто оговаривается как в общем, так и в специальном инвестиционном законодательстве. В гражданском законодательстве определяется лишь общий правовой режим участия иностранных лиц в национальной экономике. Инвестиционная деятельность в области горного производства регулируется законодательством и соглашениями, где решаются вопросы публичного порядка: порядок экспорта добытой продукции, режим таможенного обложения, определяется правовая судьба горного имущества после окончания соглашения, определяется режим инвестируемых активов, порядок их защиты и вывоза. По целому ряду соглашений устанавливается обязанность инвестора выделять часть продукции для внутренних потребностей государства.
В США  добыча полезных ископаемых осуществляется на достаточно разнородных основаниях:
    на основе регулирования заявок на добычу полезных ископаемых на базе Горного закона 1872 г.;
    на основе горной аренды, введённой Законом "О горной аренде" 1920 г. (в настоящее время эти арендные договоры строятся на основе стандартных соглашений, которые позволяют правительству гибко управлять развитием арендных отношений);
    путём приобретения прав собственности на полезные ископаемые;
    приобретением на аукционе права на разработку залежей полезных ископаемых.
 
     Подобная  система недропользования заложена и в Южно-Африканской Республике. Права на недра здесь принадлежат государству. Горные предприятия получают недра на условиях горной аренды. После оплаты заявочного сбора недропользователи получают права в форме разрешения на разведку или добычу на срок свыше 2-х лет с правом последующего продления. Исходя из публичных интересов министр, ведающий недропользованием, вправе лишить недропользователя права на пользование земельным участком либо участком недр35. К важнейшим договорным формам недропользования относится аренда участков недр. Наиболее широкое развитие такая форма получила в США. Регламентация отношений горной аренды в США осуществляется посредством специальных федеральных законов, среди которых Законы "О горной аренде" 1920 года, "О правах на лизинг на землях транспорта" 1930 года, "О горном лизинге на приобретённых землях" 1947 года, "О континентальном шельфе" 1953 года, "О лизинге земель для добычи каменного угля" 1976 года. Кроме названных законов, регулирование арендных отношений осуществляется посредством федеральных программ, осуществляемым Бюро по управлению земельной собственностью и Управлением по охране прав Комитета геологических обзоров, являющимися главными составителями лизинговых программ.
     Существенную  роль играет в этом процессе Служба леса, если в арендные отношения вовлечены леса. Ведущую роль здесь играет Бюро по управлению земельной собственностью - агенство, которое проводит продажи и устанавливает условия арендного договора . При этом Служба леса принимает два ключевых решения. Во-первых, о возможности предоставления участка в аренду; во-вторых, на каких условиях предоставлять участки леса для горной аренды. Служба леса вправе предлагать специальные условия договоров об охране лесов, окружающей среды или отказывать в заключении договоров вовсе. Права на недропользование на континентальном шельфе в США могут быть получены только через систему аренды.
     Разработка  арендованного месторождения может  выполняться третьим лицом по так называемому "соглашению с оператором", которое должно быть одобрено министром внутренних дел или его представителем. Общим правилом является получение аренды по результатам конкурса или аукциона. Однако, как и в большинстве других стран, законодательством США предусматривается получение аренды и без конкурса для территорий, в отношении которых неизвестно, имеются ли в их недрах залежи полезных ископаемых. В таких случаях право аренды предоставляется тому, кто первым представит заявку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.