На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.
     Провозглашение  в Конституции Российской Федерации  приоритета прав и свобод человека (в том числе и социальных прав) над другими направлениями государственной политики означает первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, а также первенствующее положение. Вследствие этого решение насущных вопросов социальной политики, признаваемые обществом как наиболее настоятельные и неотложные, требуют первоочередного решения, особенно в условиях мирового экономического кризиса.
     Сегодня государство стремится больше внимания уделять проблемам социальной сферы, интересам отдельного человека и отдельной семьи, в связи с чем государственные (национальные) проекты, сформулированные Президентом Российской Федерации и реализуемые в действиях органов государственной власти и местного самоуправления в качестве особой концепции социально-экономического развития современной России, играют первоочередную роль в реформировании социальной сферы.
     Представляется, что Конституция Российской Федерации  в этом случае является гарантией  в реализации государственных (национальных) проектов, так как провозглашение в Основном Законе страны России в качестве социального государства накладывает на органы государственной власти и местного самоуправления определенные обязательства по признанию, соблюдению и защите социальных прав и свобод, законных интересов человека и гражданина.
     Социальная  политика в Российской Федерации  представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих социально-приемлемое и материально-допустимое положение общественных групп и  различных слоев населения, при котором они могут реализовывать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом. Социальная политика осуществляется на основе интересов людей и представляет собой управление этими интересами. Она призвана устранять возникающие противоречия между несовпадающими интересами различных индивидуумов и социальных групп, и гармонизировать их с текущими и перспективными интересами всего общества в целом. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности российского общества и государства, их устойчивости и одновременно динамичного развития, недопущение социальных конфликтов. Управление социальной сферой российского общества осуществляется на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
     Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она выстраивается в русле государственной социальной политики и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
     При этом следует учитывать то, что  местное самоуправление по природе  своей предназначено для удовлетворения социальных нужд населения, для решения вопросов местного значения. Отсутствие местного самоуправления ведет к тому, что этими местными социальными вопросами придется заниматься органам государственной власти, что они не всегда могут делать достаточно эффективно, как показывает существующий российский и зарубежный опыт. Из этого следует, что при выстраивании взаимоотношений с органами местного самоуправления органы государственной власти должны создать условия для осуществления социальной политики на уровне муниципального образования.
     Объектом исследования является государственная социальная политика на муниципальном уровне.
       Предметом исследования  выступают механизмы реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне.
     Целью дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования.
     Для достижения поставленной цели в дипломном  проекте решаются следующие задачи:
    исследовать содержание и структуру управления социальной сферой на уровне муниципального образования;
    охарактеризовать полномочия муниципальных организаций в осуществлении государственной социальной политики;
    раскрыть содержание государственной социальной политики на муниципальном уровне;
    дать характеристику социальному развитию Чувашской Республики на современном этапе;
    проанализировать взаимодействие администрации Калининского района города Чебоксары с федеральными и региональными органами государственной власти в деле реализации государственной социальной политики;
    охарактеризовать основные проблемы в реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне;
    предложить пути и способы совершенствования механизмов реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне.
     При написании дипломного проекта нами были использованы федеральные и региональные нормативно-правовые акты, Стратегия социального развития Чувашской Республики до 2010 года, текущая документация и отчеты отдела социальной защиты населения Калининского района города Чебоксар.
     Теоретической основой исследования послужили  труды таких авторов как Н.С. Бондаря, Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, В.А. Козбаненко, О.Е. Кутафина, Б.И. Фадеева, Е.С. Шугриной и др.
     Научная новизна дипломного проекта обусловлена  постановкой проблемы и попыткой объективно и комплексно проанализировать механизмы реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне в целях внесения предложений и практических рекомендаций, направленных на их совершенствование. 
 
 
 
 

Глава 1  Основы государственной социальной политики на муниципальном уровне в Российской Федерации на современном этапе. 

    Говоря  о социальных правах, нужно четко  представлять, что государство понимает под терминами «социальная политика», «социальная защита», «социальное  обеспечение».
    Социальная  политика - один из основных видов политики, конкретных действий, осуществляемых как на государственном, так и  на внегосударственном уровне, государственными и внегосударственными организациями. Социальная политика выступает как «целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений с целью улучшения быта и труда широких слоев населения». Социальная политика государства подразумевает наличие социального обеспечения граждан.
    Социальное  обеспечение представляет собой  исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных  потребностей людей, нуждающихся в  поддержке со стороны общества. Социальное обеспечение связано с такими понятиями, как «социальная защита населения», «социальная помощь» и «социальная поддержка».
    Социальная  защита - это система общественных отношений по обеспечению условий  для нормальной жизнедеятельности  населения. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода, либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики.
    Социальная  помощь - это такой блок социального  обеспечения, который охватывает предоставление денежных выплат, натуральных выдач  и (или) услуг семьям и гражданам, среднедушевой доход которых  ниже прожиточного минимума.
    Социальная поддержка как один из блоков социального обеспечения охватывает предоставление помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в помощи в связи с трудными жизненными обстоятельствами. 

1.1 Управление социальной  сферой на уровне муниципального образования.
      С середины 1990-х гг. в нашей стране наблюдается повышение интереса к проблемам эффективного управления развитием муниципальных образований, что связано с осуществлением политических и социально-экономических реформ, усилением роли муниципальных образований в развитии общества в целом.
За рубежом (в странах Европы и Америки) эта  проблематика возникла ранее, однако и там она относительно нова: современные концепции муниципального социально-экономического развития распространились в разных странах мира только в конце 1980-х гг. Причинами этого послужили:
      - обострение экономических и социальных  проблем во многих странах мира (вторая половина 1970-х гг. - время мирового экономического кризиса);
      - нарастание специфических городских проблем (рост урбанизации, социальные трансформации, усложнение городской инфраструктуры, изменение пространственной структуры);
      - усложнение механизмов управления  на местном уровне;
      - глобализация и, как следствие,  обострение межтерриториальной и международной конкуренции, в которую втянуты города как «фокусы» всех социально-экономических процессов1.
      Понятие «социально-экономическое развитие»  не может быть применено (в строгом смысле этого словосочетания) к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления)2 комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (вне зависимости от его социально-экономического состояния) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Под строгим смыслом словосочетания здесь понимается то, что экономические и социальные законы (законы развития общества) не есть в чистом виде проявления чьей-либо субъективной воли, а в основном отражают объективные экономические и социальные связи. С этой точки зрения не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие даже в том случае, когда этого требует федеральный закон. И речь здесь идет не о временных экономических трудностях или недостатках законодательства, не обеспечившего финансово-экономическую базу местного самоуправления, а о потенциальной возможности устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в пределах существующих границ3.
Таким образом, комплексное социально-экономическое  развитие следует относить к компетенции тех муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями. Способность остальных муниципальных образований самостоятельно реализовывать собственные планы социально-экономического развития должна быть в каждом отдельном случае исследована дополнительно.
      Отсутствие  условий для самостоятельного осуществления  комплексного социально-экономического развития не означает отказ от местного самоуправления и возвращение к централизованному государственному руководству социально-экономическими процессами развития. Неспособность того или иного муниципального образования в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное социально-экономическое развитие объясняется тем, что за прошедший период сверхцентрализованной государственной экономики не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего муниципального образования и, следовательно, необходимо эту базу создавать. Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления.
      Для поселений, и особенно для городов, самостоятельное комплексное социально-экономическое развитие исторически неизбежно; другими словами, города и другие компактные поселения, являющиеся муниципальными образованиями, «обречены» на развитие, и поэтому органы местного самоуправления этих городов обязаны (даже хотя бы с формальной точки зрения — обязаны законом) ставить задачу комплексного социально-экономического развития и решать ее под свою ответственность. Развитие поселений и выход их на качественно новый уровень - единственная альтернатива деградации и исчезновению в условиях сменившейся политической и экономической ситуации в нашей стране4.
      В Законе об общих принципах организации  местного самоуправления не раскрывается сущность понятия «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования». Рассмотренные выше точки зрения и существующее законодательство дают основания дать следующее определение: под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования - с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
      Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  отнесено к полномочиям местного самоуправления не случайно, так как человек должен удовлетворять свои потребности и нужды, получать социальную поддержку там, где он живет и работает. На этом уровне должны быть сосредоточены основные социальные гарантии государства населению, а также финансовые ресурсы, предназначенные для решения экономических и социальных проблем5.
      В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и  реализуются местные целевые  программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия  предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д. 
Социальная  сфера является ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей, в первую очередь сталкивающихся с проблемами, проявившимися в этой сфере. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений: уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т. д.); народное образование; здравоохранение; поддержание правопорядка, общественная безопасность и профилактика правонарушений; культурная политика.
      На  территории муниципального образования  учреждения социальной защиты обычно представлены такими институтами, как центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, городские центры жилищных субсидий, отделы социального обеспечения (собесы), управления труда и занятости населения, биржи труда, благотворительные организации, дома ночного пребывания (ночлежки), центры общественных работ, приюты для детей и подростков, центры социальной реабилитации детей, инвалидов, спортсменов и пр.
      Социальная  сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в Российской Федерации в настоящее время уходит около 18% ВВП6. Причем львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми и не подлежат секвестрованию, средств не хватает даже па реализацию первоочередных целей. Все это требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.
      К основным задачам управления социальной сферой относятся: поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципалитета; разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ; распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам; оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских 
учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев); подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов; проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.

Ключом  к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.
      Организационной трудностью в управлении социальной сферой на муниципальном уровне является то, что средства на социальные нужды главным образом сконцентрированы во внебюджетных фондах занятости, пенсионном, социального и медицинского страхования. В них сосредоточено 40 % всех поступающих по этим каналам средств. Другая часть (60 %) финансируется государством, равномерно распределяясь между различными бюджетными уровнями7. Режим управления социальной сферой задается с помощью государственных социальных стандартов, главными из которых являются: показатель прожиточного минимума, потребительская корзина, минимальная заработная плата и пенсия; минимальная часовая оплата труда и др.
      Наступившая в последние годы стабилизация структуры  предприятий по формам собственности (государственная, муниципальная, частная) требует обстоятельного анализа развития предприятий по всем этим группам.
Все эти  тенденции сформировали ряд сложнейших проблем перед государственными институтами, призванными отслеживать  и прогнозировать последствия от реализации этих тенденций. Следует обозначить хотя бы некоторые из этих проблем.
Во-первых, динамика изменений, происходящих в  институциональной структуре российского общества, не позволяет оперативно отражать количественные параметры этих изменений. Во-вторых, эффективный статистический контроль возможен лишь при организованном и надежном отображении сложившихся в обществе тенденций, поддерживаемом посредством постоянно действующего мониторинга. Существующая финансовая база органов Госкомстата не предоставляет такой возможности. В-третьих, сложившаяся схема статистической отчетности предприятий недостаточна в отношении к происходящим в российском обществе изменениям, связанным, главным образом, с изменением самой структуры общества, перераспределением его экономической и социальной базы, политическими тенденциями и т. д.
     Социальные  управляемые объекты (объекты, как  принято говорить, социальных услуг  либо социального обслуживания) осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его  физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу муниципального образования, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных продуктов и условий, так и одновременное воспроизводство человека. Социальные управляемые объекты тесно связаны с экономическими управляемыми объектами, основываются на продуктах (результатах) их деятельности и их потребления. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявление, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходимых услуг. Муниципальная политика в социальной сфере, прежде всего, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности: улучшение состояния окружающей среды; удержание на социально безопасном уровне безработицы; поддержку населения живущего ниже уровня прожиточного минимума. 

1.2 Содержание государственной  социальной политики  на муниципальном  уровне.
     Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах. Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.
     Социальная  защита и поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный  закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»8 (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) года относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения (рис. 1).
                      -----------------------------¬
                      ¦ Формы социальной поддержки ¦
                      L------------T----------------
     --------------T---------------+--T-------------T------------¬
-----+---¬---------+-------¬----------+-----¬-------+------¬-----+------¬
¦Денежны妦    Помощь в    ¦¦Льготы (скидки)¦¦   Субсидии  ¦¦Компенсации¦
¦пособия  ¦¦  натуральной   ¦¦   при оплате  ¦¦   (целевые  ¦¦(возмещение¦
¦        ¦¦форме (продукты,¦¦   ряда услуг  ¦¦ средства для¦¦ некоторых ¦
¦        ¦¦    одежда)     ¦¦               ¦¦оплаты услуг)¦¦ расходов) ¦
L---------L-----------------L----------------L--------------L------------ 

     Рис. 1. Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения
     Муниципальная политика в области социальной защиты и поддержки населения представляет собой реализацию собственных и  переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.
     К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным  категориям граждан на муниципальном  уровне относятся следующие: 1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов; 2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания; 3. Утрата жилища и имущества (рис. 2).
   
        --------------------------------------------------------¬
        ¦ Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке ¦
        L-------------------------T------------------------------
            -------------------T--+---------------------¬
------------+----------¬  ------+----¬ ------------------+---------------¬
¦   Нетрудоспособные   ¦ ¦Малоимущие¦ ¦Попавшие в экстремальные ситуации¦
LT----------------------  L----------- LT---------------------------------
 ¦  --------------------¬               ¦ -------------------------------¬
 +-+    Пенсионеры     ¦               +-+          Безработные         ¦
 ¦  L--------------------               ¦ L-------------------------------
 ¦  --------------------¬               ¦ -------------------------------¬
 +-+     Инвалиды      ¦               +-+    Беженцы и переселенцы     ¦
 ¦  L--------------------               ¦ L-------------------------------
 ¦  --------------------¬               ¦ -------------------------------¬
 +-+       Дети        ¦               ¦ ¦   Без определенного  места    ¦
 ¦  L--------------------               +-+          жительства          ¦
 ¦  --------------------¬               ¦ L-------------------------------
 ¦  ¦    Граждане,      ¦               ¦ -------------------------------¬
 ¦  ¦  находящиеся на   ¦               ¦ ¦Пострадавшие при чрезвычайных  ¦
 L-+    попечении      ¦               ¦ ¦ситуациях (пожары, наводнения,¦
   ¦   государства (в   ¦               L-+ землетрясения, радиационное  ¦
   ¦домах  престарелых, ¦                 ¦      воздействие и  др.)      ¦
   ¦инвалидов  и т.д.)  ¦                 L-------------------------------
   L-------------------- 

Рис. 2. Категории  граждан, нуждающихся в социальной поддержке
     Для каждой из перечисленных категорий  государством разрабатываются специфические  программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.
     Социальная  защита и поддержка населения  эффективны при применении программного подхода. Можно выделить два вида программ: объектные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение  какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
     Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов (рис. 3).
     
                  -------------------------------------¬
                 ¦Субъекты социальной защиты населения¦
                  ¦    в муниципальном образовании     ¦
                  L----T--------------------------T-----
                       Ў                          Ў
-----------------------------------¬  -----------------------------------¬
¦         Органы управления        ¦ ¦        Учреждения социального    ¦
¦    социальным обслуживанием      ¦ ¦            обслуживания          ¦
LT---------------------------------- LT----------------------------------
 ¦   -------------------------------¬  ¦  -------------------------------¬
 +->¦Отделы  пенсионного обеспечения¦  +->¦Муниципальные           центры¦
 ¦   L-------------------------------  ¦  ¦социального обслуживания      ¦
 ¦   -------------------------------¬  ¦  L-------------------------------
 +->¦Отделы  по  выплате социальных¦  ¦   ------------------------------
 ¦   ¦пособий                       ¦  +->¦Социально-реабилитационные    ¦
 ¦   L-------------------------------  ¦  ¦центры для несовершеннолетних  ¦
 ¦   -------------------------------¬  ¦  L-------------------------------
 +->¦Отделы  материнства и детства  ¦   ¦  -------------------------------¬
 ¦   L-------------------------------  +->¦Центры                        ¦
 ¦   -------------------------------¬  ¦  ¦психолого-педагогической      ¦
 L->¦Отделы  по  делам  ветеранов  и¦  ¦  ¦помощи населению              ¦
    ¦инвалидов и др.               ¦  ¦  L-------------------------------
    L-------------------------------  ¦  -------------------------------¬
                                      L->¦Стационарные        учреждения¦
                                         ¦социального обслуживания и  др.¦
                                         L------------------------------- 

Рис. 3. Субъекты социальной поддержки населения  в муниципальном                                образовании 

     Основную  организационную, практическую и координационную  деятельность по оказанию различных  видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цеха, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д.
     Муниципальные службы пенсионного обеспечения  создаются в случае принятия решений  органов местного самоуправления о  выплате муниципальных пенсий
     Ниже  рассмотрены основные направления  деятельности муниципальных органов  управления и учреждений социальной защиты населения.
     Федеральный перечень социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам, включает:
     - услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т.п.);
     - услуги, предоставляемые на дому  гражданам пожилого возраста  и инвалидам, нуждающимся в  посторонней помощи вследствие  частичной утраты способности  к самообслуживанию (услуги по  организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и т.п.).
     Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению  органов социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.
     В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее  по тексту – Закон о ветеранах)9 и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о социальной защите инвалидов)10 органы местного самоуправления:
     - определяют условия капитального  ремонта жилых помещений, принадлежащих  инвалидам Великой Отечественной  войны, за счет средств местных бюджетов;
     - определяют условия первоочередного  получения местных строительных  материалов инвалидами Великой  Отечественной войны для жилищного  строительства;
     - бесплатно предоставляют жилые  помещения в муниципальном жилищном  фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам войны I группы вне очереди);
     - обеспечивают реализацию других  мер социальной поддержки инвалидов  Великой Отечественной войны  и инвалидов боевых действий  на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.
     Инвалиды  освобождаются от арендной платы  за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся  в их личном пользовании. Они имеют  право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов.
     Деятельность  органов местного самоуправления в  этой сфере предполагает их участие  в решении следующих государственных  задач:
     - обеспечение условий для преодоления  негативных тенденций и стабилизации  материального положения семей, увеличение помощи малоимущим семьям;
     - улучшение охраны здоровья семьи;
     - увеличение помощи семье в  воспитании детей;
     - содействие обеспечению равных  прав женщин на рынке труда;
     - поддержка деятельности женских,  молодежных, детских общественных организаций;
     - развитие сети дошкольных и  внешкольных учреждений, учреждений  социального обслуживания, доступных  для всех типов семей; поддержка  детей, находящихся в особо  трудных обстоятельствах.
     Органы  местного самоуправления:
     - стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей;
     - создают органы опеки и попечительства, устанавливают опеку и попечительство;
     - исходя из установленных норм  материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения;
     - осуществляют необходимые организационные  меры, обеспечивающие предоставление  льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;
     - обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору.
     В соответствии с Законом об общих  принципах организации местного самоуправления11 все перечисленные функции (за исключением опеки и попечительства) следует рассматривать как государственные полномочия. К их числу относятся лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы, семьи, лишившиеся кормильца, погорельцы и другие граждане, нуждающиеся в срочной социальной помощи. Для ее осуществления в муниципальных образованиях создаются отделения срочной социальной помощи.
     Услуги отделений или муниципальных центров социального обслуживания включают в себя оказание разовых услуг остро нуждающимся гражданам, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и т.п.
     Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях, т.е. в отделениях дневного (ночного) пребывания, в том числе для лиц без определенного места жительства, могут включать услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и т.п.
     Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль соблюдения государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Они предоставляют муниципальным учреждениям помещения для организации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.
     Социальное  обслуживание осуществляется соответствующими учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется  в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Согласно  Федеральному закону от 10 декабря 2005 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об основах социального обслуживания)12, для учреждений социального обслуживания - как муниципальных, так и иных - предусмотрен льготный режим налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогообложении.
     Финансирование  муниципального сектора системы  социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации, направленных в  муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Муниципальные образования вправе направлять на эти цели дополнительные средства из местных бюджетов.
     В современном законодательстве наблюдается  тенденция к передаче исполнения функций социального обслуживания с муниципального уровня на уровень  субъектов Российской Федерации. Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций социального обслуживания субъектам Российской Федерации делает эту систему менее зависимой от конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты. Может снизиться качество и компетентность руководства социальными процессами, эффект использования адресного подхода к оказанию социальной помощи и обслуживания, гибкость и эффективное реагирование на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.
     Уровень социальной защищенности граждан - один из главных показателей цивилизованности общества. В Чувашии особое внимание уделяется заботе о гражданах пожилого возраста, инвалидах, семьях с детьми, повышению уровня жизни населения, так как социальная  защищенность граждан – одна из приоритетных задач деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. 
 
 

1.3 Полномочия муниципальных органов в осуществлении государственной социальной политики
     Рассмотрим  направления социально-экономического развития муниципального образования на примере развития города, как наиболее развитой социально-экономической системы. Более мелкие системы могут включать эти направления только частично. Приоритетными направлениями по реализации концепции социально-экономического развития города являются13:
      - повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования, увеличение на этой основе доходной части местного бюджета, необходимого для решения социальных проблем;
      - удовлетворение потребностей народного  хозяйства за счет высококачественной продукции предприятий, ликвидация диспропорций в развитии отраслей материального производства;
      - комплексное развитие инфраструктуры  города на основе использования современной архитектуры, строительства коммуникаций, коммунального хозяйства;
      - развитие общественного пассажирского транспорта;
      - повышение уровня и качества  жизни населения муниципального  образования, в том числе за  счет формирования благоприятных  экологических, политических, правовых гарантий;
      - обеспечение полной и продуктивной  занятости в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями населения, улучшение динамики социально-профессиональной мобильности населения муниципального образования;
      - повышение уровня доходов малообеспеченных  слоев населения города;
- обеспечение доступности форм и методов предоставления образования, оказание поддержки образовательным учреждениям с учетом приоритетных потребностей территориального развития;
      - создание условий для социального  и культурного становления и  развития молодежи города;
      - соблюдение конституционных гарантий  по оказанию медицинской помощи  и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических  условий жизнедеятельности населения муниципального образования;
      - создание гарантий защиты жизни,  имущественных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка14.
Все описанные  ниже элементы модели управления социально-экономическими процессами составляют определенную целостность, являются составными частями системы стратегического управления указанными процессами и находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, изменение целей системы приведет к трансформации концептуально-инструментальной подсистемы, эволюция концепций и инструментов повлечет за собой модификацию организационно-функциональных механизмов и информационных ресурсов. Поэтому управление социально-экономическими процессами должно осуществляться системно, путем мониторинга изменений, происходящих в разных компонентах модели, с учетом того, как изменения одной составной части модели отразятся на других ее составляющих15.
      Инструменты и механизмы управления социально-экономическим  развитием муниципального образования  стоит рассмотреть применительно к каждому объекту управления.
      Субъектами  управления процессами развития промышленного  производства на муниципальном уровне являются комитет по экономическому развитию и промышленности и финансовое управление данного города. Главная цель развития производственной сферы муниципального образования - наращивание производственного потенциала, его реструктуризация и адаптация к постоянно изменяющимся условиям хозяйствования. В связи с этим необходимо создать для городских предприятий условия, предполагающие сбалансированность объемов потребления энергоресурсов, численности персонала, размеров производственных площадей, объемов производства и сбыта продукции; следует также внедрять высокие технологии производства конкурентоспособной продукции, создавать новые рабочие места за счет освоения предприятиями новой и импортозамещающей продукции.
      Муниципальные органы управления располагают определенными возможностями для косвенного воздействия на развитие промышленности в целом и отдельных предприятий, в частности путем:
      - предоставления налоговых льгот  по отчислениям в муниципальный бюджет - для активизации инвестиционной политики предприятий, направленной на внедрение высоких технологий и обновление основных фондов;
      - создания рыночной инфраструктуры, способной оказывать качественные маркетинговые консультационные, аудиторские, страховые, правовые, информационные услуги.
      Для развития промышленного комплекса  муниципальные органы власти должны способствовать его реструктуризации путем:
      - освобождения предприятий от  объектов социальной, инженер 
ной инфраструктуры, не соответствующих профилю деятельности этих предприятий;

      - закрытия и ликвидации убыточных  производств;
      - реализации программ антикризисного  управления и финансового оздоровления конкретных предприятий
      - экономической интеграции предприятий,  создания холдингов и вертикально-интегрированных  компаний, сотрудничающих с инновационными фирмами16.
      Чтобы рационально и эффективно использовать незагруженные производственные площади  муниципальных предприятий, местные  органы власти могут:
      - создавать на базе производственных  площадок центры бизнеса, выставочные  залы, фирмы, офисы;
      - расширять муниципальное складское  хозяйство17.
      Указанные действия будут способствовать сближению  экономических интересов бизнеса и муниципальной власти.
      Развитием транспорта и связи в муниципальном  образовании занимается управление строительства, транспорта и связи или аналогичные подразделения.Для усовершенствования процессов связи на территории муниципального образования необходима массовая компьютеризация рабочих мест, внедрение сетевых технологий, создание новых разветвленных каналов связи и увеличение пропускной способности существующих. Развитие каналов связи и транспортных маршрутов существенно расширяет возможности товаропроизводителей, оказывает непосредственное влияние на экономику города, способствует развитию бизнеса.
      В сфере транспорта первоочередной мерой должна быть разработка и реализация целевой комплексной программы по развитию транспортного комплекса муниципального образования. Финансирование данной программы может осуществляться за счет введения штрафных санкций, связанных с загрязнением автотранспортом внешней среды, введения платной парковки, организации муниципальных автостоянок и центров обслуживания автомобилей.
      Отдел строительства администрации города курирует процессы развития строительного  комплекса в рамках данного муниципального образования. В современных условиях увеличение объемов строительства возможно при ориентации на новые виды строительных материалов и конструкций18.
      Муниципальные органы власти должны способствовать:
      - применению современных технологий, позволяющих снижать материалоемкость, трудоемкость строительства;
      - привлечению индивидуальных проектов, учитывающих местные климатические,  природные особенности и обеспечивающих  высокое качество строительных объектов;
      - использованию технологичных, современных строительных материалов.
      За  формирование финансового потенциала муниципального образования отвечает финансовое управление города. Его деятельность должна быть ориентирована на решение следующих задач:
      - разработку целей и обоснование  направлений укрепления финансовых основ местного самоуправления;
      - формирование комплекса мер по  обеспечению финансовой базы, достаточной  для решения проблем социально-экономического  развития муниципального образования: выбор и обоснование системы финансовых регуляторов; организацию системы контроля над движением ресурсов, составляющих финансовую базу местного самоуправления19.
Рационально используя местный социально-экономический  потенциал, органы муниципального управления могут получать финансовые средства путем коммерциализации деятельности муниципальных предприятий, а также путем осуществления эффективной политики по аренде нежилых помещений и т.д.
      Одна  из основ укрепления финансовой базы муниципального управления - рациональная налоговая политика на местах. Так, гибкая налоговая политика будет способствовать деловой активности предприятий, предпринимателей муниципального образования, привлекать дополнительные финансовые ресурсы в муниципальный бюджет20. Укрепление финансовой базы муниципальных образований может происходить и за счет эффективного взаимодействия органов муниципального управления с другими организациями, участвующими в реализации местной финансовой политики (специализированными муниципальными банками и т.д.). Для этого необходимо создавать бизнес-центры при соучредительстве муниципальных органов власти. Такие центры, действующие как акционерные общества, занимаются поиском источников финансирования, обеспечивают реализацию инвестиционной политики на территории муниципального образования.
      Процессы занятости - важное условие хозяйственной деятельности людей. За счет этих процессов формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов и социальных групп.
      Субъектами  управления данными процессами на муниципальном  уровне выступают: администрация города (отдел по труду и социальным вопросам), профсоюзы, городской центр занятости, работодатели, объединения и союзы работодателей. Эффективному регулированию процессов занятости населения на муниципальном уровне могут способствовать соглашения о социальном партнерстве между администрацией города, работодателями и трудящимися в лице соответствующих органов профессиональных союзов.
      Приоритетными задачами политики занятости, формируемой в муниципальном образовании, могут быть:
      - содействие занятости выпускников  школ, средних и высших профессиональных учебных заведений;
      - повышение конкурентоспособности  рабочей силы (организация профессиональной  переподготовки и повышение квалификации занятого населения муниципального образования), развитие новых форм взаимодействия с работодателями, стимулирующих их к созданию новых рабочих мест;
      - осуществление информационной поддержки  людей, ищущих работу21.
      Цели, приоритеты, механизмы реализации стратегии социально-экономического развития города должны быть представлены в виде специальных программ занятости, разрабатываемых администрацией муниципального образования. Данные программы направлены на сохранение эффективно действующих, создание новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, а также содействуют трудоустройству социально незащищенных групп населения.
      Один  из действенных механизмов реального  содействия занятости населения в городе - это организация общественных работ, которые не требуют предварительной профессиональной подготовки участвующих в них людей, имеют социально полезную направленность и организуются для обеспечения временной занятости безработных граждан. Финансирование общественных работ должно проводиться за счет средств организаций и предприятий, в которых они организуются.
      Общественные  работы могут касаться следующих  видов трудовой деятельности:
      - озеленения и благоустройства  территории города, развития лесопаркового хозяйства;
      - проведения общественно-культурных мероприятий (спортивных соревнований, народных гуляний и т.д.);
      - ухода за престарелыми, инвалидами, больными;
      - проведения сельскохозяйственных  работ, работ в лесном хозяйстве;
      - строительства автомобильных дорог  и т.д.
Важнейшим инструментом регулирования процессов занятости в городе должно быть стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест. Для этого следует применять: компенсацию затрат работодателей по созданию рабочих мест; льготный режим налогообложения;  льготные ставки па оплату коммунальных услуг и т.д.22
      Хорошо  зарекомендовавшей формой содействия занятости населения являются ярмарки вакансий. Цель данной акции - ознакомить население с «банком» вакансий, проконсультировать по вопросам трудового законодательства, помочь выбрать учебное заведение для профессиональной переподготовки. Ярмарки целесообразно проводить в известных жителям муниципального образования местах (кинотеатрах, дворцах культуры и т.п.).
      Для людей, нуждающихся в психологической  помощи, целесообразно иметь в городе службу психологической поддержки и профессиональной ориентации незанятых граждан. Основными направлениями деятельности данной службы могут стать:
      - психологическое консультирование  граждан, ищущих работу;
      - повышение конкурентоспособности незанятых граждан на рынке труда путем развития личностного потенциала;
      - психологическая реабилитация безработных;
      - профориентационная работа с  выпускниками школ города23.
      Субъектами  управления процессами формирования и  использования доходов населения, его социальной защиты и мобильности является на муниципальном уровне администрация города, центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, отделы социальною обеспечения. Важнейшим инструментом по разработке и реализации стратегических решений в области формирования и использования доходов населения, социальной защиты и социального обеспечения служат муниципальные социальные программы (объектные и проблемные)24.
      Объектная социальная программа должна содержать  взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, направленных на улучшение положения конкретных социальных групп населения. Проблемная социальная программа должна быть нацелена на решение конкретных социальных проблем города. Данные программы, являясь типовыми документами, имеют фиксированную структуру, стандартизированный набор элементов, типовую процедуру формирования и реализации.
      Финансирование  городских социальных программ можно  осуществлять посредством муниципального заказа (за счет средств местного бюджета). Действующее законодательство предусматривает обязательность размещения муниципального заказа на основе открытого конкурса. Это позволит: повысить эффективность программ, направленных на решение наиболее острых проблем муниципального образования; обеспечить экономное расходование бюджетных средств, внебюджетных фондов, повысить эффективность их использования;  использовать дополнительные ресурсы за счет привлечения общественных объединений, некоммерческих и благотворительных организаций; привлечь частных инвесторов; гарантировать гласность и открытость (прозрачность) реализации социальных программ; развить конкуренцию и повысить качество предоставляемых услуг. Процесс размещения муниципального заказа регламентируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
      Субъектами  управления образовательными процессами выступают управление образования администрации города, а также учреждения, организации и предприятия различных организационно-правовых форм, функционирующие в сфере образования. Функции муниципальных органов власти в области образования могут быть следующими: регулирование трудовых отношений в образовательных процессах, компетенций образовательных учреждений в развитии муниципального образования; разработка и реализация политики в области высшего и среднего образования на муниципальном уровне; производство общественно значимых образовательных услуг (государственные школы, вузы); субсидирование частных производителей образовательных услуг; субсидирование потребителей в сфере образования (льготные цены, кредиты, стипендии); покупка образовательных и научных услуг (государственные и муниципальные программы, заказы); реализация целевых образовательных программ на уровне муниципальных образований, районов города и отдельных групп местного населения; обеспечение социальных гарантий и защиты работников сферы муниципального образования25.
      Основные  приоритеты муниципальной политики в сфере образования таковы:
      - формирование личностно-ориентированной,  адаптивной образовательной среды;
      - развитие системы диагностирования  и коррекции индивидуальных особенностей интеллектуального, физического развития и профессиональной ориентации;
      - внедрение инновационных технологий  на всех уровнях образовательной системы;
      - рационализация сети образовательных  учреждений города, формирование единой кадровой политики и единого информационного пространства;
      - обеспечение гарантий доступности  образования для социально незащищенных  категорий населения;
      - обеспечение достойного уровня жизни для педагогов и работников сферы образования26.
      Процессами  культурного развития на муниципальном  уровне занимаются управление культуры в структуре администрации города, учреждения и организации, функционирующие в сфере культуры. Генеральная стратегическая цель субъектов управления данными процессами - обеспечить устойчивое сбалансированное развитие социально-культурных составляющих качества жизни населения, приумножить творческий потенциал людей. Данная цель может быть представлена системой стратегических задач, ориентированных на среднесрочную перспективу:
      - развитие культурного потенциала  муниципального образования на  основе использования духовных  традиций и эффективных образовательных технологий;
      - формирование творческого потенциала  жителей, создание условий для проявления массовых культурных и образовательных инициатив;
      - ориентация социально-культурной  политики на семью, обеспечение соответствующих социальных гарантий для детей и молодежи;
      - сохранение, реставрация и использование  памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных и библиотечных фондов;
      - возрождение и развитие народных  художественных промыслов и ремесел;
      - поддержка молодых дарований  и культурных инноваций. 
Достичь поставленных целей социально-культурного развития можно с помощью разработки и реализации стратегии развития социально-культурного комплекса. Основным механизмом реализации данной стратегии должны быть комплексные, адресные и целевые программы, ориентированные на сбалансированное развитие отдельных составляющих социально-культурного комплекса27.

      Субъектами  управления процессами охраны здоровья населения выступают управление здравоохранения, коммерческие и некоммерческие организации здравоохранения. Коммерческие организации здравоохранения создаются в форме муниципальных унитарных предприятий, некоммерческие организации - в форме муниципальных учреждений, финансируемых за счет соответствующего бюджета.
      Стратегическими целями в области управления муниципальными процессами здравоохранения должны стать: улучшение здоровья населения города, уменьшение показателей смертности, увеличение показателей рождаемости; оказание медицинской помощи гражданам на территории муниципального образования; осуществление мероприятий по охране окружающей среды и надзору за санитарно-эпидемиологическим состоянием муниципального образования28.
      Чтобы в условиях острого дефицита бюджетных  средств обеспечить гарантированные права населения в области здравоохранения, требуется оптимально использовать имеющиеся ресурсы, поэтому наряду с государственными средствами необходимо привлекать и использовать:  внебюджетные средства; средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; средства добровольного медицинского страхования;  благотворительные взносы и пожертвования.
     Важным  инструментом управления процессами здравоохранения  служит использование системы добровольного  страхования в качестве одного из источников финансирования здравоохранения. Это позволит: расширить возможности населения по выбору медицинского учреждения; при необходимости пользоваться более квалифицированной медицинской помощью; применять индивидуальный подход к клиенту. Не менее важным направлением развития здравоохранения является его постепенная коммерциализация, которая осуществляется посредством создания коммерческих медицинских центров при лечебно-профилактических учреждениях города. Данные медицинские центры могут функционировать совместно с медицинским факультетом ВУЗа, обладающим мощным научно-практическим потенциалом, и привлекать высококвалифицированных специалистов. Функционирование коммерческих медицинских центров должно осуществляться на основе договоров с лечебно-профилактическими учреждениями.
      Таким образом, государственная социальная политика в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных не только на поддержку социально обездоленных  и экономически нетрудоспособных слоев населения, но и на создание социальных благ и инфраструктуры, ориентированных на всех граждан Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Реализация государственной  социальной политики на муниципальном уровне в Чувашской Республике 

2.1 Государственная  социальная политика  в Чувашской Республике на современном этапе
     В Чувашской Республике проводится последовательная работа по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан: труженикам тыла, ветеранам труда, ветеранам труда Чувашской Республики, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий.
     На 1 января 2009 г. ежемесячные денежные выплаты назначены 123,2 тыс. региональным льготникам, на предоставление мер  социальной поддержки гражданам  названных категорий из республиканского бюджета Чувашской Республики направлено  1043,2 млн.руб., что в 1,12 раза больше чем в 2007 году29
     Во  исполнение Послания Президента Чувашской  Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики  «Успехи  Чувашии - в инициативе каждого!» сохранено действие льготного проездного билета федеральным и региональным льготникам для проезда в городском автомобильном и электрическом транспорте и автомобильном транспорте пригородного сообщения в 2009 году со стоимостью 345 руб. до введения на территории Чувашии интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт.
     Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики совместно с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике проводилась работа по оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. На укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Чувашской Республики направлены средства в сумме 3,4 млн. рублей. На оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам Чувашской Республики выделены субсидии на сумму 6,0 млн. рублей. Адресная социальная помощь оказана 8 тыс. гражданам - участникам Великой Отечественной войны и неработающим пенсионерам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
     Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики активно взаимодействует с общественными организациями ветеранов и инвалидов в решении вопросов социальной поддержки граждан старшего поколения, инвалидов. В 2008 году проведены конкурсы социальных проектов некоммерческих организаций. По их итогам на реализацию 21 проекта направлено 750,2 тыс.рублей.
     В республике создана и действует  разветвленная сеть многопрофильных  учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Минздравсоцразвития Чувашии. В структуре 28 центров социального обслуживания действуют 65 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, 11 отделений дневного пребывания на 200 мест, 56 отделений временного проживания на 948 мест, 23 отделения срочного обслуживания и консультативной помощи. Под постоянным вниманием социальных работников находятся около 6 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов. Данными учреждениями предоставлены различные виды срочных социальных услуг и консультативная помощь около 90 тыс. гражданам.
     На  платном социальном обслуживании находятся 55 % граждан на надомном и полустационаром социальном обслуживании, в 2005 году этот показатель составил  35 %, а в 2006 – 47 %, в 2007 – 49 %. Из общего числа граждан, получающих социальные услуги, стабильно растет доля лиц, состоящих на социальном обслуживании, получающих пенсии выше величины прожиточного минимума. В истекшем году дополнительные средства в сумме 8,5 млн.руб. (в 2007 г. - 5,4 млн.руб.) направлены на развитие учреждений и на стимулирование труда социальных работников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.