На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тенденции развития внешней торговли России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     Одним из важнейших средств развития международной  экономики является международная  торговля. С её помощью улучшается и повышается производительность труда, увеличивается объем производства.
     Страны, которые экспортируют свои товары в  другие государства, получают хорошую экономическую выгоду за счет развития производств, обладающих более высоким качеством и эффективностью. С другой стороны, свободный обмен товаров и услуг между странами предоставляет потребителям более широкий выбор.
       Мировой рынок представляет собой экономическое пространство, на котором все более динамично движутся, пересекая при этом государственные границы, товары и услуги, основные факторы производства - капитал и рабочая сила.
     Торговля  относится к основным формам внешнеэкономических связей. С её помощью осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и ноу-хау, инжиниринговая продукция.
     Понятие внешнеторговой деятельности было сформулировано в федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 следующим образом: «Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них» [1].
     Актуальность   и   острота  проблем  развития   внешней   торговли, а также механизмов, влияющих на внешнеэкономические отношения на современном этапе в России, определил выбор темы данной курсовой работы.
     Объектом  анализа являются внешнеторговые отношения России с зарубежными странами.
     Предмет анализа - процесс становления и  развития международной экономики  в нашей стране.
     Цель  работы  состоит в освещении уровня развития внешней торговли в Российской Федерации и подготовке рекомендаций по ее эффективному развитию.
     Теоретическую основу работы составили исследования, проводимые в трудах таких авторов как, Смита А.- Исследование о природе и причинах богатства народов, Портера М. - Конкурентные преимущества наций, Фомичева В.И. - Международная торговля, также интернет ресурсы-
http://www.cbr.ru  и http://www.gks.ru, и такие журналы как Внешнеэкономи-ческий вестник и Вопросы экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Теоретические основы международной торговли
1.1. Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики
     Международная торговля является одной из главных  форм экономических отношений между  странами. Внешний торговый обмен  является следствием международного разделения труда. Этот обмен прошел огромный исторический путь от мелких сделок до крупномасштабного экономического сотрудничества.
     Внешняя торговля занимает одно из первых мест в системе всемирных экономических  отношений. В послевоенное время, объемы внешней торговли резко увеличились, в результате чего, международная торговля стала одним из мощнейших факторов экономического роста. Таким образом, зависимость стран от внешнего товарообмена резко увеличилась.
     Для такого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являются международные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля, международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развивается иностранный туризм и т.д.
     Внешняя торговля- это главное звено в  огромной системе  международных экономических связей. Она объединяет все страны в одну единую экономическую систему.
     Современная внешняя торговля- это торговые отношения между странами, предполагающие ввоз и вывоз товаров. В этих отношениях участвуют корпорации, целые государства. С помощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повышать производительность своих же ресурсов, а так же увеличить объем производства. Географические, аналитические и национальные факторы обуславливают экономические и политические риски во внешней торговле. Характер современной внешней торговли очень динамичен.
     На  устойчивый и стабильный рост внешней  торговли влияние оказывает ряд факторов:
     - стабильность межгосударственных  отношений в условиях мира;
     - обновление основного капитала  в условиях НТР;
     - деятельность корпораций на международном  рынке;
     - принятие международных, торговых  соглашений;
     - деятельность финансово- экономических организаций;
     - свобода внешней торговли;
     - получение политической независимости,  ранее колониальными странами  [2, с. 105]. 
     Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в  основе которой лежит международное  разделение труда. Мировая торговля характеризуется такими основными показателями:
    Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;
    Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.
    Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт [3, с. 464].
     Основные  объемы международной торговли приходятся на развитые страны, прежде всего такие, как США, Германия, Япония, Франция. Индустриальные страны обеспечивают почти 70% стоимостного объема мирового экспорта, в то время как на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, приходится треть мирового экспорта.
     Активное  участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта – существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов.
     Таким образом, сущность международной торговли определяется тем, что, во-первых, через  нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.
1.2.Основные  теории международной  торговли
       В течение нескольких веков  экономисты разных стран стремились дать ответы на вопросы, почему страны торгуют между собой и на чём они основывают свой выбор в международной специализации. Так возникали теории (модели) международной торговли.

  Меркантилизм и идея «свободы торговли» А. Смита и Д. Рикардо
     Попытки разработки последовательной экономической концепции, объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизни страны, начали предприниматься при ликвидации феодальной раздробленности европейских стран. Выступая против местничества отдельных феодалов, европейские государи обеспечивали создание централизованного государства с помощью сильной армии и флота; и то, и другое требовало полноценных денег, ассоциировавшихся в тот период с золотом и серебром.
     Потребности в денежном металле, в золоте и серебре, определили направленность теоретических разработок меркантилизма — господствовавшего тогда экономического учения.
     Меркантилизм – экономическое учение и экономическая политика, отражающие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV—XVIII вв.). Меркантилисты исходили из положения, что источником богатства является сфера обращения, а не сфера производства, богатство же отождествляли с денежным капиталом; они считали, что благосостояние государства зависит от возможно большего накопления в стране денег (золота и серебра), и добивались преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну [4, с. 22-28]. 
     Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного вмешательства  и контроля за состоянием внешней торговли. Меркантилисты давали рекомендации и в отношении торговой политики, сводившиеся к тому, чтобы стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая взамен своих товаров золото и серебро.
     Примером  меркантилистской политики была политика министра финансов Франции Ж.Б.Кольбера в XVII в.
     Однако  подобные действия противоречили развитию капиталистического производства, ориентированного на активный передел мировых рынков, всестороннее расширение международной торговли; требовались новые концепции.
     У классиков буржуазной политэкономии (П. Буагильбера, У. Петти, А.Смита, Д. Рикардо появилась идея (теория) «свободы торговли» [5, с. 26-28]. 
     Главной в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда [6, с. 54].
     Международное разделение труда, утверждал А. Смит, должно осуществляться с учетом тех  абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом [6, с. 59].
     «Путем  применения стеклянных рам, парников и  теплиц в Шотландии возможно выращивать очень хороший виноград и из него можно также выделывать очень хорошее вино, обходящееся по меньшей мере в тридцать раз дороже такого же количества вина, привозимого из-за границы... Но если очевидной нелепостью было бы обращать к какому-либо занятию в тридцать раз большее количество капитала и промышленного труда страны, чем для того, чтобы купить за границей такое же количество нужных товаров, то также является нелепостью — хотя и не столь же вопиющей, но совершенно такого же рода — обращать к подобному занятию хотя бы на одну тридцатую или одну трехсотую долю больше капитала или промышленного труда» [6, c. 334].
     Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда.
     Заключение  А. Смита противоречило выводам  меркантилистов.
     Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществ отдельных  стран и свободный торговый обмен  обеспечивают рост всеобщего благосостояния, то отсюда учеными и разрабатывались рекомендации в области внешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядам меркантилистов.
     Государству при этом предлагалось свести до минимума свое вмешательство в отбор отраслей межгосударственной специализации, предоставив его «невидимой руке конкуренции».
     Вмешательство же государства во внешнеторговый обмен допускалось лишь в редких случаях: с целью нейтрализации государственной поддержки экспорта в другой стране; в связи с необходимостью обеспечить безопасность или укрепить обороноспособность страны. 

     Доктрина  «сравнительных преимуществ» Д. Рикардо
    Дальнейшее  развитие теории международного разделения труда связано с именем Д. Рикардо, которому удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемые А. Смитом, представляют собой лишь частный случай общего правила. Даже страны, имеющие абсолютные более высокие уровни издержек производства по обоим товарам, могут выиграть от торгового обмена.
    Доктриной сравнительных преимуществ часто  руководствуются и в других ситуациях, не только при анализе результатов внешней торговли. Фирме или отдельному лицу целесообразно специализироваться на тех видах деятельности, где они обладают сравнительными преимуществами, приобретая остальное путем обмена.
    Таким образом, свободная торговля, стимулируя международную специализацию, обеспечивает следующее преимущество: позволяет каждой стране потреблять необходимое количество товаров, минимизируя реальные расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.
    Однако  здесь не учитывается то обстоятельство, что в реальности обмен происходит с участием денег. Страны обменивают одну валюту на другую, чтобы расплатиться друг с другом. Д. Рикардо удалось доказать и то, что отмеченное преимущество сохранится, если учитывается и обменный курс национальной валюты. В данном случае вероятен факт несбалансированности экспортно-импортных платежей. Подобное неравновесие компенсируется путем изменения курса валют или корректировки всех цен в какой-либо стране. Общий итог действия на практике доктрины сравнительных преимуществ остается неизменным.
    В соответствии с доктриной устанавливается, что торговля осуществляется за счет использования преимуществ в отношении условий производства. Однако при этом не определяется, какие конкретные количества товаров будут обмениваться.
    После установления соотношения между ценами на экспортируемые и импортируемые товары следует ввести такое понятие, как «условия торговли» (terms of trade). Для определения условий вводится индекс, рассчитываемый по формуле 1.1 [7, с. 85]:      
    индекс  условий торговли = индекс экспортных цен · 100 = Эи · 100    (1.1)
                                                    индекс импортных цен         Ии
    Рост  величины индекса, например, со 100 до 105 свидетельствует об улучшении условий  торговли, т.е. меньшее количество экспорта потребуется для того, чтобы оплатить данное количество импорта. Все страны стремятся улучшить условия торговли, т.е. добиться более благоприятного соотношения цен на импортируемые и экспортируемые товары.
    На  практике условия торговли будут  зависеть, во-первых, от изменения спроса на отдельные товары в соответствии с колебаниями цен. Производители товаров (например, поставщики нефти и нефтепродуктов), спрос на которые остается практически неизменным, несмотря на изменение цен, будут, очевидно, иметь преимущество.
    Во-вторых, условия торговли взаимосвязаны  с «эластичностью» поставок или производства. В тех случаях, когда поставщики или производители товара быстро реагируют на изменение цен на данный продукт, страна-экспортер вряд ли существенно выиграет от увеличения потребности в данном товаре. Примером товаров подобного рода могут быть машины и оборудование, производство которых гибко реагирует на спрос.
    Наконец, в-третьих, условия торговли изменяются в зависимости от изменений условий  производства или потребления товара. Для производителей сахарного тростника, например, негативным моментом выступило снижение мирового производства сахара, изготавливаемого из сахарного тростника, в связи с увеличением производства свекольного сахара.
    В 50-70-е годы ХХ века среди экономистов широко распространялось мнение об ухудшении условий торговли стран, менее развитых, специализирующихся на экспорте первичных сырьевых товаров, и, наоборот, об улучшении условий торговли стран, специализирующихся на производстве готовых изделий [8, c. 145].
    Индекс  условий торговли дает информацию, характеризующую положение страны в мировой торговле, но он имеет ряд недостатков. Важнейший из них заключается в том, что, свидетельствуя об общем улучшении условий, этот показатель не учитывает количества проданного товара. Другими словами, наряду с улучшением условий торговли может ухудшаться платежный баланс из-за сокращения объема экспортируемых товаров и, наоборот, из-за увеличения объема импортируемых товаров.

Теория  конкурентных преимуществ М.Портера

  Одна  из общих проблем теорий внешней  торговли - совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: "как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?". Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию "международной конкурентоспособности наций" [9, c. 9].
  Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоянные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и обновляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования - это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.
  М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех (рис. 1.1). 

  
 

  Рис. 1.1. Детерминанты конкурентного преимущества страны /9, c. 127/
  Эти детерминанты, каждый в отдельности  и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.
  Страны  добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда  в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя  перед фирмами сложные задачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества и искать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т.е. каждый детерминант влияет на все остальные.
  Преимущество  по каждому детерминанту не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Именно взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конкурентам недоступны.
   М. Портер - сторонник классической теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том  числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).
   Второй  компонент - спрос - определяющий для  развития фирмы. При этом состояние  внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход М. Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.
   Третье - состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.
   В-четвертых, стратегия фирмы и конкурентная ситуация. Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, предполагающая необходимую гибкость -важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки - негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в     90- х годах ХХ в.
    По  теории конкурентной экономической  политики М. Портера, изложенной в работе "Конкурентные преимуществе наций" (1990 г.), факторы мировой конкурентоспособности намного шире факторов эффективного производства товаров [9, c. 125]. 
    Можно говорить о выделении трех стадий конкурентного производства товаров (рис. 1.2):
    1) фактороинтенсивной;
    2) инвестиционно-активной;
    3) инновационо-активной.
    Фактороинтенсивная  экономика     --->     Инвестиционно-активная экономика     --->     Инновационно-активная экономика
     
    Стоимость первичных факторов производства           Эффективность использования факторов производства           Уникальность  товаров и услуг
    Рис. 1.2. Стадии экономического развития (по М. Портеру) /9, c. 129/
     В основе разделения стран по стадиям  экономического развития лежит модель трех стадий экономического роста, предложенная М. Портером, которая объясняет причинно-следственную зависимость между конкурентоспособностью компаний в стране и уровнем развития этой страны. Модель содержит три стадии экономического развития, характеризующие процесс поступательного развития экономики, в котором бизнес-среда страны способствует появлению сложных и прогрессивных форм конкуренции компаний на внутреннем рынке. Таким образом, компании различных стран конкурируют между собой внутри своей страны по-разному, в силу различных уровней экономического состояния бизнессреды, в которой они находятся. По мере экономического развития страны повышается и ее конкурентоспособность.
     В первой стадии преобладающего влияния  базовых экономических факторов такие факторы, как дешевая рабочая  сила или неистощенные запасы природных сырьевых ресурсов, играют основную роль в определении конкурентоспособности страны. Компании производят товары широкого потребления или другие несложные продукты. При этом технологии импортируются, ввозятся иностранными производителями или имитируются. Страны, которые находятся на первой стадии, особо чувствительны к фазам развития мировой экономики, ценам на предметы первой необходимости и колебаниям курсов валют. К таким странам, например, относятся Китай, Монголия, Чад.
     На  второй стадии эффективность производства стандартных продуктов и услуг становится преобладающим фактором в достижении конкурентоспособности стран. Большие инвестиции в создание эффективной инфраструктуры, правительственные структуры, содействующие развитию бизнеса, доступность заемного капитала — все это помогает наращиванию производительности. Производимые в стране продукты и услуги становятся более совершенными, но технологии по-прежнему в основном импортируются. Такие страны подвержены высокому риску финансовых кризисов в целом и кризисам в отдельных отраслях. Россия, например, находится на второй стадии.
     На  третьей стадии основным фактором конкурентоспособности  является способность создания инновационных  продуктов и услуг с использованием наиболее передовых технологий. Все составные части бизнес-среды этих стран хорошо развиты. Такие страны характеризуются совокупностью сильных отраслей,  для которой не существует предела развития. Институты и механизмы, обеспечивающие инновационные процессы, работают очень эффективно. Компании конкурируют в области обладания уникальными технологиями. Сфера сервиса в странах с преобладанием инновационных предложений имеет очень большую долю в экономике, а в целом такие страны более устойчивы к нестабильности экономической среды и кризисам. На третьей стадии находятся, например, страны Скандинавии, США, Германия, Швеция.

Факторы производства и теория Хекшера-Олина, теорема  Рыбчинского о  «голландской болезни»:

     Главным фактором, влиявшим на производство товаров, считали А. Смит и Д. Рикардо, был труд, и цена зависела от трудовых издержек, т.е. они придерживались трудовой теории стоимости.
     Последующие исследования дали возможность использовать в качестве определяющих и такие факторы производства, как земля и капитал. Если рыночной ценой труда была величина заработной платы, которую мог получать рабочий, то цена капитала определялась процентной ставкой, а цена земли — величиной земельной ренты [10, c. 114].
     В 30-е годы шведские ученые Э. Хекшер и  Б. Олин развили доктрину Д. Рикардо.
     Основные положения их теории сводились к следующему:
    в странах наблюдается тенденция экспортировать товары, для изготовления которых используются имеющиеся в избытке факторы производства и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы. Теория факторов производства объясняет производство товаров как результат использования первичных элементов – факторов производства. Классическая экономическая теория выделяет три основных фактора: труд, землю, капитал;
    в международной торговле, при соответствующих условиях, прослеживается тенденция к выравниванию «факторных цен». Под ценой фактора подразумевается вознаграждение, которое получает владелец фактора за его использование. Для труда – это заработная плата, для капитала – процентная ставка, для земли – рента;
    экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства.
     Э. Хекшер и Б. Олин, являясь последователями  Д. Рикардо, негативно оценивали  различные ограничения, затрудняющие межстрановое перемещение как товаров, так и факторов производства.
     Концепция Хекшера — Олина включает ряд  положений, касавшихся особенностей функционирования факторов.
     В соответствии с первым положением допускается  постепенное уменьшение величины предельной полезности каждого из дополнительно включаемых в производство факторов. Это означает, что при увеличении, например, численности рабочих, занимающихся производством картофеля на 10%, объем выпуска продукта увеличится на меньшую величину. Дальнейшее увеличение численности рабочих будет вести к меньшему росту объема производимых товаров [11, c. 168].
     Второе  положение характеризует особенности  потребления товаров. В обеих странах предполагаются одинаковыми структура потребления, вкусы, привычки населения. Все производители находятся в равных условиях, имеют аналогичные производственные возможности. Практически не изменяются тарифы, транспортные расходы и другие издержки производства.
     Третье  положение констатирует возможность  страны расширить производство товаров, использующих значительное количество имеющихся в избытке факторов. В стране-производителе такие факторы будут расходоваться во все возрастающих объемах, а их цена повышается по мере снижения предельной полезности каждого нового фактора. В стране-импортере, где потребность в данном факторе заменится потреблением соответствующего товара, цена фактора будет уменьшаться.
     Например, производство шерсти и зерна в  Австралии и Новой Зеландии с  последующей продажей этих товаров в Великобританию будет означать расширение использования дешевых австралийских и новозеландских земель под зерновые и пастбища. Результатом должно стать повышение цены земли в Австралии и Новой Зеландии и снижение земельной ренты в Великобритании, которая станет импортировать австралийское зерно.
     Что касается «мобильных факторов», прежде всего труда и капитала, то по концепции Хекшера — Олина, признающей возможность их передвижения за пределы  национальных границ, прогнозируется вероятность замены движения товаров движением факторов производства. Так, Германия вместо расширения экспорта товаров в Польшу может перевести туда свой капитал и построить завод, начав на месте производство данного товара в Польше.
     Неравномерный рост предложения факторов имеет  еще одно важное последствие, отраженное в теореме Рыбчинского: рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров.
  Такая ситуация может возникнуть, например, при производстве сукна в Португалии, если произойдет прирост капитала (рис. 1.3). 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Рис. 1.3. Изменения в производстве товаров в Португалии при росте предложения одного фактора капитала /12, c. 20/
    Теорема Рыбчинского неоднократно подтверждалась практикой. Так, уже хрестоматийным стал пример деиндустриализации Голландии — «голландская болезнь». Проблема была связана с активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже усиливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоремы      Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сократился. Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объясняет наличие двух тенденций во внешнеторговой политике — свободной торговли и протекционизма [12, c. 19-20].
     Американский  экономист русского происхождения  В. Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера—Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева. [13, c.96].
     Дальнейшие  исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
     На  современном этапе неоклассическая  школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины XX в. на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории международной торговли полностью отвергали базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению мировой торговли.
      Все эти теории вполне подходят развитым странам. Однако они не подходят для создания равных возможностей участия в международной торговле развивающихся стран. На конференции ВТО в Канкуне (2003 г.) развивающиеся страны впервые консолидированно выступили как противовес политике ведущих развитых стран. Теория и практика либерализации международной торговли нуждается в корректировке с учетом интересов развивающихся стран и стран с переходной экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Тенденции развития  внешней торговли  России

2.1. Общая характеристика внешней торговли РФ

    Одной из традиционных форм участия нашей  страны в системе международных  экономических отношений является внешняя торговля.  
    Несмотря  на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию [14, c. 95-98]. 
     Существуют  две основные группы носителей экономических  интересов в области внешней торговли: экспортеры и импортеры, которые делятся на резидентов и нерезидентов. Экономические интересы экспортеров и импортеров — резидентов одной страны различны. Экспортеры заинтересованы в слабой национальной валюте и снижении ввозных пошлин, отмене нетарифных ограничений в странах-партнерах. Импортеры, наоборот, — в сильной национальной валюте и ослаблении протекционизма в своей стране. Интересы экспортеров и импортеров страны часто вступают в конфликт. 
          Важность импорта  и экспорта для страны можно свести к следующему:
          Импорт увеличивает объем удовлетворенного спроса на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, при этом появляется реальная возможность удовлетворения потребности в товарах, которые не производятся внутри страны. В результате развития импорта появляется также возможность приобрести товары по более низким ценам и более высокого качества. Импорт расширяет конкурентную среду и таким образом оказывает стимулирующее влияние на отечественных товаропроизводителей, заставляя их повышать конкурентоспособность своей продукции (снижать затраты, повышать качество, расширять ассортимент и др.). В условиях формирования и развития рыночных отношений роль импорта резко возрастает.
          Экспорт расширяет  рынок сбыта продукции и таким образом создаются возможности увеличения масштабов производства в стране, т.е. это фактор экономического роста. В условиях спада, стагнации производства, спросовых ограничений такая роль экспорта особенно значима. Экспорт позволяет реализовать продукцию по более высоким ценам мирового рынка, является основным источником валютных поступлений в страну и таким образом увеличивает доходы хозяйствующих субъектов-экспортеров, укрепляет финансовую базу государства. Экспорт расширяет конкурентную среду за счет зарубежных товаропроизводителей и повышает ее эффективность, так как повышается вероятность появления на рынке конкурентов более высокого уровня. Таким образом, экспорт стимулирует хозяйствующих субъектов-экспортеров производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, соответствующую мировым стандартам. В условиях низкой конкурентоспособности значительной доли продукции, производимой на российских предприятиях, такая роль экспорта становится одной из приоритетных.
          Экспорт сырьевых ресурсов стал стабилизирующим фактором кризисной российской экономики в период рыночных преобразований. Экспорт оказывает существенное воздействие на финансовую стабилизацию страны. Вместе с тем позитивная роль экспорта как макроэкономического стабилизатора проявилась как фактор поддержания объема ВВП, но не его отраслевой структуры. Российская экономика с утяжелевшей за время реформ отраслевой структурой слабо использовала положительный эффект либерализации внешней торговли для переориентации своих ресурсов на прогрессивные направления экспортного производства. За годы реформ ухудшилась и структура импорта за счет увеличения доли потребительских и сокращения доли инвестиционных товаров. Импорт наполнил потребительский рынок и ликвидировал дефицит, однако многие импортные товары при нормальном налоговом режиме можно было бы производить внутри страны.
          Мировой экспорт  и российский имеют разные структуры. В его составе примерно одинаковую долю занимает продукция химической промышленности, но наполнение этой товарной группы тоже разное. Россия экспортирует в основном минеральные удобрения, а другие страны - широкий ассортимент продукции этой отрасли. По доле в экспорте топлива, металлов и драгоценных камней Россия превосходит среднемировые показатели более чем в 5 раз, а по доле машин и оборудования уступает им в 3,5 раза.
          Российский импорт по своей структуре также существенно  отличается от импорта как развитых, так и развивающихся стран. Россия в большей мере ориентирована на ввоз продовольствия и сырья. Значительное превышение экспорта над импортом не свидетельствует однозначно только о положительном вкладе внешней торговли в развитие национальной экономики. Способствуя поддержанию производства и занятости в экспортоориентированных отраслях, в то же время внешняя торговля служит каналом оттока ресурсов из страны.
     В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (около 30 % совокупного импорта), а также  продовольствие и сырье для его  производства(около30 %),удельный вес импортируемых химических продуктов составляет около10 %, изделий  легкой промышленности – около 10 %,черных и цветных металлов и изделий из них – 3-4%.
     Объемы  неофициального импорта по каналам  так называемой неорганизованной торговли в целом оцениваются в 40 % от официального, особенно велика его доля в импорте потребительских товаров.
     Основными партнерами в торговле России с ближним  зарубежьем являются Украина, Казахстан, Белоруссия и Узбекистан, на долю которых в товарообороте со странами СНГ приходится около 49, 19, 18 и 6% соответственно.
     Экспорт сырьевых товаров в государства  Содружества составляет около 50%, а машин и оборудования — около 17%.
     Основные  товары, импортируемые Россией из стран СНГ, — продовольствие, продукция легкой промышленности и сырье для ее производства. На долю машин и оборудования в импорте России приходится около 18%. Прирост импорта в значительной степени обеспечивается за счет продовольственных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков из Украины и Молдовы, зерновых культур из Казахстана и Украины, сахара из Украины. Увеличиваются также объемы импорта продукции черной металлургии [15, с. 59-75].  
     Сдерживающими факторами торгово-экономических  связей со странами Содружества являются рост их задолженности России вследствие дисбаланса в торговле, отсутствия надежных механизмов регулирования долга на межправительственном уровне, низкое качество производимых в странах СНГ товаров, наличие множественности курсовых паритетов национальных валют, отсутствие реальной (рыночной) взаимосвязанности между ними, неэффективность обслуживания взаимных расчетов национальными банковскими системами и др.
     Торговые  отношения России со странами дальнего зарубежья развиваются по нескольким региональным направлениям.
     Прежде  всего, это европейский регион. Торговые отношения с европейскими странами развиваются по четырем субрегиональным направлениям: Европейский Союз, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), страны Балтии, Балканский регион [16, c. 8 -21].
     Отношения с Европейским Союзом представляются приоритетным направлением внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России в целом.
     ЕС  является основным торговым партнером  России (свыше 1/3 общего товарооборота и около 2/5 российского экспорта). Фирмы стран ЕС являются наиболее крупными инвесторами в экономику России.
     В июне 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС), в котором определены условия сотрудничества и поэтапной экономической интеграции между Россией и ЕС, создания с ЕС после 1998 г. зоны свободной торговли товарами, а также трансграничной торговли услугами и движения капитала.
     Среди стран ЕС ведущими торговыми партнерами являются Германия (крупнейший торговый партнер России), Италия и Нидерланды.
     Из  Послания Президента РФ Федеральному Собранию в 2009 году следует, что Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальными интересами. Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды [17].
     Споры вокруг самой целесообразности и  дальнейшей судьбы Содружества не утихают  до сих пор, и Россия заинтересованно  работает над вопросами реформирования СНГ.
     Очевидно, что Содружество помогло без  особых потерь пройти период становления  партнерских отношений между вновь образованными молодыми государствами, сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве.
     Острота многих из них была снята именно благодаря участию России, которая  и впредь будет также ответственно выполнять свою миротворческую миссию.
     Из  опыта СНГ выросло и несколько  продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно  на основе совпадающих интересов  сторон развивается Союзное государство  с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. И сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом реально видим, что многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью.
     Содружество стало хорошей основой и для формирования Организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии.
     Отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации.
     Также необходимо остановиться и на взаимодействии с другими нашими партнерами.
     Внешнеэкономические связи России носят в настоящее время выраженный евроцентрический характер. На страны ЕС приходится более половины нашего внешнеторгового оборота, они же выступают основными инвесторами в отечественную экономику. Развитию сотрудничества Россия – ЕС благоприятствует целый ряд факторов. Это – их географическая близость, позволяющая быстро и с относительно меньшими затратами осуществлять транспортировку внешнеторговых грузов и передачу информации, поддерживать регулярные деловые контакты между представителями бизнеса [18, с. 34-37]. Дальнейшему развитию российско-европейского сотрудничества будут способствовать ожидаемые сдвиги в хозяйственном развитии ЕС и России. Экономика объединенной Европы, по оценкам отечественных специалистов, до конца следующего  десятилетия будет расти умеренными темпами – на 2,3% в среднем в 2011-2015 гг. и на 2,6% в 2016-2020 гг. [19, с. 53].
    Особое  значение для России  и для всей международной системы имеют отношения с Соединенными Штатами Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. И Россия готова предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять сотрудничество в обеспечении глобальной и региональной стабильности, наращивать объемы взаимной торговли, инвестиций, развивать гуманитарные связи.
    В условиях глобализации, когда определяется новая международная архитектура, кардинально возрастает и роль Организации  Объединенных Наций. Это самый представительный и универсальный мировой форум, и он продолжает оставаться несущей  конструкцией современного мирового порядка. Очевидно, что основы этой всемирной организации закладывались совсем в другую эпоху, и ей, безусловно, нужна реформа [20, с. 45-58]. 
   Современное положение России во внешней торговле, с моей точки зрения,  не соответствует ее природному, производственному, научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалам. Мощная природно-ресурсная база, имеющая мировое значение, сохранившийся несмотря на существенные потери производственный, научно-технический и технологический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров во всех основных сферах деятельности — эффективное использование всех этих факторов стало основой выхода России из кризисной ситуации 90-х гг. и перехода к динамическому экономическому росту в XXI в.
    Из  опыта СНГ выросло и несколько  продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно  на основе совпадающих интересов  сторон развивается Союзное государство  с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое  пространство. И сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом реально видим, что многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью.
    Также крупнейшим партнером является Европейский  союз. Наш постоянный диалог с ЕС создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов.
     Особое  значение для России  и для  всей международной системы имеют  отношения с Соединенными Штатами  Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки. И Россия готова предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять сотрудничество в обеспечении глобальной и региональной стабильности, наращивать объемы взаимной торговли, инвестиций, развивать гуманитарные связи. 

  2.2. Место и роль  внешней торговли  в экономике России
  Распад  СССР в 1991–1992 гг. принес России огромные геополитические потери  и существенно уменьшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия потеряла южные порты, южные   территории, из природные ресурсы. Транспортные магистрали и трубопроводы на Запад и Юг проходят теперь через иностранные государства. 70%  территории России – зоны с суровыми климатическими условиями. Это усугубило проблему с продовольствием. К тому же большинство колхозов и совхозов распалось, и Россия импортирует 25 – 30% продовольствия.
     В то же время РФ унаследовала от  СССР около 60% его экономического потенциала, около 70% внешнеэкономических связей. Это немало. Внешняя торговля РФ в кризисные 90-е гг. ХХ в. не сдала позиций, напротив, она постепенно наращивала объемы и приносила немало валютных средств за счет  положительного сальдо внешнеторгового баланса [6, c. 177].
     По  данным Б. Болотина в 1990 г. товарный экспорт СССР был в 13 раз меньше, чем в Западной Европе. Россия являлась единственной страной, где экспорт товаров в 90-е гг. сократился; в 1990 г. он составлял 155 млрд долл., а в 2000 г. – 90 млрд долл. [21, c. 111].
     Экономический рост во многом определяется развитием  промышленного производства. Наращивание  выпуска промышленной продукции  сдерживают следующие факторы: отсутствие структурных преобразований; замедление развития экспортоориентированных отраслей вследствие ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры; недостаточный уровень инвестиций в основной капитал; ухудшение финансового состояния промышленных предприятий.
     В начале XXI в., особенно до мирового кризиса, российская внешняя торговля бурно развивалась: наблюдался рост более чем в 3 раза по стоимости за 2000 – 2008 гг. В основном этот рост произошел за счет повышения мировых цен на основные товары российского экспорта [23, c. 3]. 
        Динамика показателей внешнеторгового оборота РФ показывает, что объём внешней торговли в 1995 – 2008 гг. имел тенденцию к возрастанию. В стоимостном выражении товарооборот увеличился с 145,0 до 763, 7 млрд. долл., а в процентном выражении на 137,5% [24, с. 76-81].
       Внешнеторговый оборот России в 2010 г. составил 132,7 млрд. долл. и по сравнению с 2009 г. возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 114,4 млрд долл. (рост на 47,2%), со странами СНГ – 18,4 млрд долл. (рост на 44,5%) [25].
       Таким образом, можно сделать вывод, что внешняя торговля играет огромную роль в экономике России. Положительные изменения в динамике экономического развития во многом связаны с благоприятными внешними факторами. Экспортные поставки следует рассматривать, во-первых, как важную составляющую доходной части бюджета, поддержания платёжеспособного спроса населения и удовлетворения им жизненных потребностей в питании, одежде, жилищном строительстве. Во-вторых, экспортная выручка выступает источником формирования инвестиционных фондов на предприятиях-экспортёрах, создания новых рабочих мест, повышая занятость населения.  

  2.3. Специфика географической структуры российской внешней торговли
     География внешней торговли радикально изменилась в постсоветское время, если судить по торговле товарами. Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% российского внешнеторгового оборота. Это в значительной мере способствует увеличению экспорта сырья. Сократилось число торговых партнеров – стран СНГ и развивающихся государств. Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте составляет 15% [26, c. 183].
     В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2010 году приходилось 50,3%  российского товарооборота (в 2009 году – 52,1%). На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,2%), на страны АТЭС – 20,7% (20,3%).           
       Основными торговыми партнерами России среди стран дальнего зарубежья были: Германия, товарооборот с которой составил 39,9 млрд  долл. США, Нидерланды – 39,9 млрд долл.США, Китай – 39,5 млрд долл.США, Италия – 32,9 млрд долл.США, Турция – 19,6 млрд долл.США, США – 18,4 млрд долл.США, Франция – 17,1 млрд  долл.США, Польша – 16,7 млрд  долл.США, Япония – 14,5 млрд долл.США, Финляндия – 13,1 млрд  долл.США [27].
     Лидирующие  позиции среди стран-членов Евросоюза  занимали Германия, Нидерланды и Италия, доля которых составила 47,8% внешнеторгового оборота  с данной группой стран. Товарооборот со странами-членами ЕС в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 38,3%, экспорт  – на 39,6%,  импорт – на 35,3 процента (рис. 1.4).
     Страны  дальнего зарубежья являются  главными  партнерами России. В 2010 году их доля в товарообороте  составила 85,4%, в том числе в экспорте – 84,5%, в импорте – 87,0 процента. Стоимостные объемы российского экспорта и импорта с этими странами в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились на 35,9% и 36,8% соответственно. Сальдо торгового баланса осталось положительным  - 109,3 млрд. долларов США, но уменьшилось на 34,7 процента.  
     Удельный  вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос  на 0,4 процентных пункта. Основными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являлись Китай, США, Япония и Республика Корея, на долю которых приходилось более 85,3% внешнеторгового оборота с данной группой стран. Товарооборот со странами  АТЭС  снизился на 35,0%, экспорт - на 24,7%, импорт - на 41,9 процента. 


Рис. 1.4. Структура внешнеторгового  оборота России по группам стран  в 2009 году (в 2008 году), в процентах /34/
     Незначительно увеличилась доля стран СНГ. Удельный вес стран ЕврАзЭС  вырос с 8,2% до 8,7 процента.
     Динамика  торговли со странами СНГ  почти сравнялась  с  динамикой торговли со  странами дальнего зарубежья (падение на -36,3%  против -35,5% соответственно).
     Сокращение  внешнего спроса и падение цен  на мировых товарных рынках в 2009 г. отразилось на динамике российского экспорта. Экспорт товаров в 2009 г. относительно 2008 г. снизился на 35,5% и составил 301,6 млрд. долларов США.
     Наиболее  существенно уменьшился экспорт  в страны ЕС на 39,6% (экспорт в Германию сократился на 43,6%, Италию – на 40,3%, Нидерланды – на 36,3 процента). Снизился экспорт в основные страны  АТЭС: в США - на 31%, Японию - на 29,7%, Китай - на 21,2 процента ( Рис.1.5).
     Основу российского экспорта в 2010 году по-прежнему составляли топливно-энергетические товары, доля которых сократилась на 2,1 процентных пункта к уровню 2009 года. Снизился также удельный вес металлов и изделий из них и продукции химической промышленности. Одновременно возросла доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), машин, оборудования и транспортных средств [28].
     С Россией поддерживают экономические  отношения все страны-члены ЕС, но в основном, как уже отмечалось выше, это Германия, Италия, Нидерланды. Они импортируют из России энергоносители – нефть, нефтепродукты, природный газ, в крупных количествах закупаются также различные виды сырья, в том числе необработанные алмазы. 

 

Рис. 1.5. Основные торговые партнеры России
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.