На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Становление и развитие рынка  ценных бумаг в  Республике Беларусь 

Курсовая  работа
по дисциплине «Экономика»
Специальность 1-25 01 09 «Товароведение и  экспертиза товаров» 
 
 
 
 

Руководитель  проекта                                          Выполнила
к.э.н., доцент                                                          студентка группы
____________А.И. Елисеев                                  _____________ А.С. Кускова
«__ » ___________2009г.                                     «__» ___________2009г. 

Могилев 2007 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:
    Введение…………………………………………………………..3
    Становление рынка ценных бумаг в РБ........................................4
      Возникновение и формирование рынка ценных бумаг………..4
    Развитие рынка ценных бумаг…………………………………...11
2.1 Развитие фондового рынка………………………………………11
2.2 Проблемы развития  рынка ценных бумаг………………………18
2.3 Рынок ценных  бумаг в РБ: факторы и приоритеты  развития….33
    Заключение………………………………………………………42
    Список  используемых источников……………………………43 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Введение
       В экономике рыночного типа широкое развитие получил такой механизм регулирования экономических процессов, как рынок ценных бумаг. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением. Рынок ценных бумаг представляет собой сферу реализации экономических отношений, выражаемых финансовым капиталом, и является частью финансового рынка, на котором капиталы аккумулируются, а затем инвестируются в реальный сектор экономики.
Как любой  рынок, финансовый рынок складывается из спроса, предложения и уравновешивающей цены на определенные товары и услуги и сводит покупателей и продавцов.
       Структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка  капитала, рынка ценных бумаг и денежного (валютного) рынка. Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом — рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка. Ценные бумаги служат краткосрочными платежными средствами на денежном рынке, а также выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на рынке капитала.
      Следует отметить, что инструменты рынка  ценных бумаг весьма разнообразны и  обслуживают не только финансовый, но практически все рынки (товарный рынок, рынок ресурсов и т.д.). В то же время рынок ценных бумаг — самостоятельный рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг.
       Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения.
     Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами.
   Объектом  исследования является становление  и развитие рынка ценных бумаг.
   Предметом исследования в данной курсовой работе является рынок ценных бумаг РБ.
   Целью работы является рассмотрение становления  и развитие рынка ценных бумаг  в РБ. 
 
 
 

1.Становление рынка ценных бумаг
1.1 Возникновение и формирование рынка ценных бумаг
     Проследить  развитие рынка ценных бумаг в  Беларуси интересно с позиции  тех или иных периодов в развитии рынка и состояния отдельных  его сегментов. Это можно сделать  путем сравнения, так как рынок  ценных бумаг в Российской Федерации и в Республике Беларусь начал развиваться практически одновременно.
     В истории белорусского рынка ценных бумаг аналитики выделяют несколько  периодов:
     - первоначальное стихийное возникновение рынка;
     - первый подъем, вызванный выпуском банковских акций и акций вновь образованных акционерных обществ;
     - кризис вторичного рынка из-за высокой инфляции;
     - развитие профессиональной деятельности и рост акционерных обществ, связанный с началом массовой приватизации;
     - новый кризис, возникший из-за политики правительства, препятствующей привлечению средств в ценные бумаги.
     Годом стихийного возникновения рынка  ценных бумаг в Беларуси считается 1991-й. Незадолго до этого 19 июля 1990 г. Совет Министров СССР принял Положение "О ценных бумагах". В соответствии с ним началось образование акционерных обществ (АО) на базе разваливающихся союзных министерств. Половина акций образуемых АО оставалась в Москве. К середине 1991 г., таким образом, было акционировано уже около десятка предприятий Беларуси.
     Однако 26 июня 1991 г. парламент республики принял постановление о недействительности проведенной союзными органами приватизации и о переходе предприятий союзного подчинения под юрисдикцию БССР - об этом сообщила газета "Белорусский рынок" в  № 1 за 1991 г.
     Началось  формирование рынка ценных бумаг и его структуры. В августе ,1991 г. началась подписка на акции АО "Белорусская фондовая биржа".
     Второй  этап в развитии рынка ценных бумаг  в нашей республике совпадает  с началом первого бума на рынке  акций в Беларуси в 1992 г. Зимой начали подписку на свои акции АО "Элтик" и "Содружество". В апреле начинают распродавать свои акции "Проминвест" и "Стройинвест". Аналитики рынка уделяют этому много внимания, в целом положительно оценивая планы АО - защитить сбережения населения от инфляции. В то же время отмечены новые подписки на акции акционерных коммерческих банков (АКБ): начал эмиссию банк "Поиск", состоялась учредительная конференция Белорусского биржевого банка.
   К маю 1992 г. уже около 25 АО закончили подписку на свои акции. Из финансовых компаний лидирует "Финэк" - ее можно считать пионером 

 

   
   профессиональной консультационной деятельности на фондовом рынке, которая возникла еще до начала ее лицензирования. В июне на рынке республики появляются новые ценные бумаги - депозитные сертификаты коммерческих банков, выпущенные Приорбанком и Комплексбанком. А с 1.07.92 г. появляется еще один вид ценной бумаги - Национальный банк принимает "Временные правила выпуска и обращения векселей в народном хозяйстве".
   Доходность депозитных сертификатов оказалась выше доходности акций вновь возникших АО. Однако акции продолжают оставаться столь же дефицитными, как и товары, например, АО "Содружество" отпускает их не более чем 3 в одни руки. В 1992 г. было выпущено ценных бумаг на 160 млн. рублей. При этом в общем объеме эмиссии ценных бумаг 81,6% составляли акции коммерческих банков. Первоначальное создание АО в республике происходило за счет учредительных взносов государственных предприятий, особенно при рождении новых банковских структур. Госсектор привлекала возможность получать кредиты, которые стали основным источником инвестиций после прекращения прямого бюджетного финансирования.
   А в это время в России в конце 1991г. принят Закон «О государственном  долге», который можно считать отправной точкой на пути к цивилизованному регулированию доходов и расходов государства, денежного обращения, объема инвестиций и т.д. Этот закон - предпосылка к созданию финансового рынка. В это же время Банк России провел экспериментальный аукцион но размещению Первого внутреннего республиканского займа РСФСР 1991г. Его характеристики:
   - срок обращения - 3 года;
   - купонная ставка - 8,5%. В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму 55 млн. рублей и были опробованы новые для России технологии выпуска и размещения облигаций;
       безбумажный выпуск (в виде записей по счетам владельцев);
       аукционный сбор заявок;
   - определение цены реализации на основе конкуренции ценовых предложений продавца и покупателя. 
   Следующим этапом на пути становления рынка  государственных ценных бумаг явилась начатая Центральным Банком России 10 августа 1992 г. постоянная торговля облигациями Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. (30-летний заем). Объем выпуска - 80 млрд. рублей, номинал облигаций - 100000 рублей. Срок обращения - 30 лет (01.07.91 г. - 30.06.2021 г.). Этот заем - первый в стране, котируемый Банком России. Новшеством в технике выпуска и обращения было использование Главных территориальных управлений Банка России в качестве дилеров, осуществляющих операции по покупке и продаже облигаций Центробанка на основе еженедельного объявления котировок. Однако долгосрочность выпущенных облигаций существенно сдерживала развитие рынка. Для существенного прорыва на рынке важно было обеспечить появление краткосрочных бумаг (3-6 месяцев). Дальнейшие события оказали существенное влияние на ход подготовки к выпуску краткосрочных облигаций.
   В мае 1992 г. был создан Российско-Американский банковский форум, инициированный с американской стороны делегацией американских банкиров, прибывших в Москву во главе с Президентом Федерального Резервного банка Нью-Йорка Дж. Кариганом. В рамках форума ставилась цель разработать и осуществить "демонстрационный проект" по выпуску в России государственных краткосрочных бумаг. В мае же 1992 г. в Банке России было создано Управление ценных бумаг с соответствующими отделами. В июле был проведен на конкурсной основе опрос, профессиональных участников рынка ценных бумаг в Москве с целью выяснить, какой же из бирж можно поручить создание и поддержание торговой, расчетной и депозитарной систем. По итогам конкурса роль технического организатора взяла на себя Московская Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ).
   В декабре ММВБ установила модельную  версию торговой системы депозитария  и рабочую версию расчетной системы. И, наконец, в конце декабря 1992 г. Министерство финансов России согласовало и утвердило совместно с Банком России "Основные условия выпуска государственных именных краткосрочных бескупонных облигаций". С момента утверждения этого документа можно считать, что на финансовом рынке России появился новый инструмент - государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Их основные характеристики:
      срок погашения - 3 месяца (в дальнейшем - 6);
      реализация со скидкой к номиналу (дисконтная цена);
      погашение по номиналу;
      доход-разница между ценой реализации и ценой погашения;
    доход от купли-продажи налогом не облагается.
   Особенности обращения ГКО:
   - совершение операций происходит только через выделенные организации-дилеры; первичное размещение - через аукционы, которые характеризуются множественностью цен предложения и "ценой отсечения", выбираемый эмитентом в зависимости от суммы спроса и максимального объема выпуска;
    сделки на вторичном рынке - только в рамках электронной торговой системы, вне которой сделки запрещены;
    учет владельцев - в пределах двухуровневой системы электронных депозитариев;
    расчет по сделкам - через систему электронных расчетов по принципу "день в день".
   Вообще, с позиции сегодняшнего дня аналитики  российского рынка ценных бумаг придерживаются того мнения, что рынок ценных бумаг России развивается по законам классического цикла: от подъема акта активности через пик спекуляций к резкому и сокрушительному падению. Начало цикла относят к весне 1992 г. Считается, что, если бы не приватизация в России и не ее ваучерный вариант, рынка ценных бумаг в России до сих пор не было бы. Во-первых, сам приватизационный чек стал объектом активных торгов, оживив тем самым фондовые площадки страны. Во-вторых, через приватизационный чек к российскому рынку ценных бумаг получили доступ не только массовый российский инвестор, но и иностранные инвесторы. В-третьих, и это особенно важно, опосредованность сделок с акциями (через чеки), а также растянутость приватизации во времени создали базу для высокодоходных арбитражных сделок, как с акциями, так и с чеками. Таким образом, появление и обращение чека означало возникновение условий для новых доходов в финансовой сфере.
   В 1992 г. начала осуществляться эмиссия  банковских коммерческих бумаг: векселей, чеков. Вексельное обращение, столь развитое на Западе, в России было искусственно прервано в период сталинской индустриализации.
   За  последние несколько лет произошло возрождение вексельного рынка, хотя обращение, векселей промышленных предприятий все еще развито слабо и в вексельном обороте в основном участвуют банковские векселя.
   В том же 1992 г. Минфином России впервые  были зарегистрированы выпуски облигаций займов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (5 эмиссий) на сумму 5,6 млрд. рублей, а со второго полугодия 1992 г. Москва поэтапно становится центром торговли товарными фьючерсами и опционами. Рынок фьючерсных контрактов в Российской Федерации создавался как альтернатива товарному направлению в условиях спада активности биржевой торговли, и в 1992 г. впервые на Московской товарной бирже были заключены сделки с фьючерсными контрактами на доллар США. Рынок банковских и депозитных сертификатов продолжает набирать обороты и становится довольно обширным сегментом фондового рынка.
   А в Республике Беларусь в этом же 1992 г. решается вопрос об исключительном характере деятельности на рынке ценных бумаг. Многие эксперты фондового рынка выступают против специализации, так как, по их мнению, в наших условиях специализированные фирмы просто не выживут. К сожалению, этот прогноз оказался верным. С 1 июня 1992 г. в Беларуси вводится Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах", что, однако, не приводит к большим изменениям, так как не была создана Госинспекция по ценным бумагам, которая должна практически управлять рынком. Поэтому регистрация новых АО приостановлена. Только в ноябре Госинспекция начала свою деятельность. За пару месяцев в ней зарегистрировали (и перерегистрировали) всего 9 АО открытого типа, хотя в республике насчитывалось уже несколько десятков АО, не зарегистрированных в инспекции. Среди первых зарегистрированных АО - АКБ Беларусбанк и Белорусский народный банк.
   В очередном обзоре фондового рынка  в конце 1992 г., подготовленном А. Лученком и Р. Тихоновым, речь впервые пошла о кризисе рынка ценных бумаг республики, вызванном отсутствием возможности для АО защитить сбережения своих акционеров от гиперинфляции. В условиях гиперинфляции и отрицательной ставки по банковским вкладам рынок ценных бумаг как рынок привлечения капитала существовать не может. В 1992 г. был создан и развивался рынок передела собственности, который сохранился и до сих пор. Акции выпускались для того, чтобы перераспределить собственность, а не для того, чтобы выгодно вложить средства. Эта особенность не была вовремя замечена, поэтому многие акционеры впоследствии пострадали, вложив свои средства в акции вновь образуемых АО.
   Начала  работу Белорусская фондовая биржа, первые торги на которой состоялись 28 января 1992 г. Однако Национальный банк недоволен _ организацией торгов валютой на бирже и планирует создать собственную биржу. На БФБ запрещается торговля кредитными ресурсами и проведение операций с ценными бумагами бывших союзных республик. Поэтому биржа совершала сделки лишь с акциями бирж, банков и депозитными сертификатами банков (40, 13 и 24% от общего объема соответственно). Всего за 7 месяцев работы на бирже было совершено 69 сделок на общую сумму 35 млн. рублей. После обзоров результатов 1992 г. информация о фондовом рынке практически исчезла со страниц газет.
   Итак, можно определенно сказать, что  в 199Г-1992 гг. произошли стихийное  возникновение и начальный этап формирования рынка ценных бумаг в Беларуси.
   Начинающийся  период кризиса и следующие периоды развития фондовых рынков Беларуси и России рассмотрим ниже.
   А сейчас проанализируем временной отрезок развития рынков ценных бумаг Беларуси и России и сравним их результаты. Перед этим необходимо сделать следующую оговорку. Официальная статистика по многим компонентам российского рынка ценных 6yмаг отсутствует (этой информацией в 1993-1995 гг. не располагали даже регулятивные государственные органы). По этому при анализе преобладают экспертные оценки. В некоторой степени это касается и Беларуси.
   Анализируя  развитие рынка ценных бумаг Беларуси в 1991-1992 гг., очевидно, что значительный разрыв между Россией и Беларусью  появился уже на начальных этапах развития фондовых рынков. Это касается как инструментов этих рынков, так и участников, и Законодательства. Для наглядности представим в виде таблицы инструменты фондовых рынков Беларуси и России в 1991-1992 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 1.Инструменты фондовых рынков Беларуси и России в 1991-1992 гг.
      Инструменты фондового рынка
    Республика Беларусь
    Российская Федерация
1. Государственные облигации 
5%-ного государственного займа
2. Частные ценные бумаги (ценные бумаги коммерческих банков, торговых домов, мелких АО)
1. 30-летний облигационный заем 
1991 г., долгосрочные и среднесрочные займы, размещенные среди населения
2. Частные ценные бумаги (акции и 
облигации банков, акции чековых инвестфондов, акции вновь создаваемых АО, облигации банков и предприятий, облигации органов исполнительной власти, банковские векселя и чеки, сберегательные и банковские сертификаты, товарные и валютные фьючерсы, опционы)

 
     Сравнение инструментов рынка ценных бумаг двух республик пока позывает, что белорусские участники рынка ценных бумаг - это коммерческие банки, биржа (БФБ)  и государство.
     А в России круг участников значительно шире - государство, коммерческие банки, инвестиционные институты, инвестфонды, сеть бирж. На первом этапе (1990-1992 гг.) происходило быстрое развитие Московского и Петербургского рынков, которые "магнитом" притягивали к себе немногочисленные региональные эмиссии.
     Существенно отличие и в области законодательства между Россией и Беларусью. Если в 1991-1992 гг. Республики Беларусь только начинала формировать нормативную базу для функционирования фондового рынка, даже скорее лишь отдельных его сегментов или инструментов, то в российском законодательстве этого же периода уже была заложена (пусть и далекая от совершенства) правовая база для функционирования рынка ценных бумаг, его участников и инструментов. Для подтверждения вышесказанного приведем лишь некоторые законодательные акты, принятые в России в 1991-1992 гг., касающиеся рынка ценных бумаг:
    Условия выпуска Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. (регулирует выпуск государственных долговых обязательств);
    Указ Президента РФ от 14.08.92 г. № 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков";
    Постановление Президиума ВС РФ от 24.06.91 г. "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР";
    Положение о чеках, утвержденное Постановлением ВС РФ от 13:02.92 г. № 2349-1;
    Положение об АО, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.91 г. и Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 25.12.91 г. № 78, регулируют обращение не только основных ценных бумаг (акций и облигаций), но и производных ценных бумаг;
    ценные бумаги в инвалюте регламентируются Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ВС РФ 14.07.92 г.) и др. 
     Очевидно, что вышеуказанные отличия отразятся и на дальнейшем развитии фондовых рынков России и Беларуси.
     Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на ограниченное количество инструментов и практически полное отсутствие законодательства, в 1990-1992 гг. в Республике Беларусь произошло возникновение рынка ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Развитие рынка ценных бумаг 

  2.1 Развитие фондового рынка в Республике Беларусь 

     Рынок ценных бумаг Беларуси относится  к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым  относятся рынки стран, где интенсивное  развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов XX столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высокоразвитыми странами.
     Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют соответственно США и Германию.
     К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг;  низкая доля прямо о банковского кредита (25 — 30 %) в финансировании экономики страны; низкая доля участия банков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов, тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
     К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счет выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций — 10: 1); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита (50 — 60 %) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
     В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в второй присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.
     К настоящему времени в Беларуси создана  законодательно-правовая база фондового рынка. К числу основных законов, в той или иной степени определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т.д., относятся:
    Гражданский кодекс Республики Беларусь;
    Законы Республики Беларусь:
     «О  ценных бумагах и фондовых биржах»;
     «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью »;
     «О  Национальном банке Республики Беларусь»;
     «О  банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» ;
     «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»;
     «О  разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;
     «О  депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;
     •Законодательные акты Республики Беларусь по проблемам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Мингосимущества Республики Беларусь и других министерств и ведомств, имеющих право регламентировать деятельность рынка ценных бумаг или быть его участниками.
     Беларусь  характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
    Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;
    Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция — это собственно регулирование фондового рынка посредством издан я законодательных актов. Вторая — непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом г правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозитария, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;
    Государственный комитет, по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:
    — государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
    — регистрация выпусков ценных бумаг;
    — лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
    Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;
    Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.
     В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К ее элементам, прежде всего, относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.
     В республике создана единая двухуровневая  депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70 % от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Учет прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.
    Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг — его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:
    посредническая;
    коммерческая;
    деятельность инвестиционного фонда;
    деятельность депозитария;
    доверительная (трастовая) деятельность;
    деятельность специализированного регистратора (независимго реестродержателя);
    прочие виды деятельности.
      В динамике, начиная с 1996 г., количество профессиональных участников составляло соответственно: в 1996 г. — 293 профучастника, в 1997 г. - 285, в 1998 г. - 255, в 1999 г. - 186. Как видно из представленных данных, в республике идет сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг, что может свидетельствовать как о снижении операций с ценными бумагами на фондовом рынке, так и о повышении требований к его участникам. 
 

    Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит  из следующих основных сегментов:
     • корпоративных  ценных бумаг (акций, облигаций);
    государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО);
    муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),
    ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);
    именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».
      Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путем периодической переоценки стоимости основных фондов, в результате которой соответственно возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счет их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг, практически нет, поскольку объем биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
      Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных  ценных бумаг. На нем обращаются такие  виды ценных бумаг, как:
    краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;
    долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
    государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;
    краткосрочные, обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении.
     Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
     Рынок государственных ценных бумаг в  Беларуси является наиболее развитым и технически хорошо оснащенным. Причем в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации.
     Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний  срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяйствования по операциям с ними.
     Депозитные  и сберегательные сертификаты выпускаются банками республики на срок до одного года. Векселя — на срок около одного месяца. В республике также выпускаются и товарные векселя.
     Именные приватизационные чеки «Имущество»  предназначены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации государственного имущества. В соответствии с законодательством гражданин Беларуси должен получить свою долю государственного имущества сначала путем получения определенного количества ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных государственных предприятий. Обмен чеков на акции производится в отделениях Беларусбанка. Однако можно констатировать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Обмен чеков на акции предприятий идет вяло как в силу неравномерности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу потери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности. К тому же к настоящему времени стал достаточно очевидным тот  факт, что чековая приватизация государственной собственности не приводит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к росту доходов ее граждан.
     Еще одной характеристикой рынка ценных бумаг в Беларуси выступает межгосударственное обращение ценных бумаг субъектов хозяйствования, то есть операции по вывозу ценных бумаг белорусских эмитентов либо по ввозу ценных бумаг иностранных эмитентов. Процесс ввоза-вывоза ценных бумаг регламентируется Советом Министров Республики Беларусь. К настоящему времени иностранными инвесторами были приобретены акции более чем 100 белорусских предприятий. Однако говорить о том, что портфельные инвестиции за счет вложения средств в акции белорусских предприятий стали весомым фактором в экономике Беларуси, было бы преждевременным.
     Таким образом, можно считать, что основополагающие атрибуты фондового рынка в Беларуси существуют. Тем не менее капитализация рынка ценных бумаг в Беларуси составила в 1998 г. по официальному курсу Национального банка чуть больше 950 млн. USD. Для сравнения: этот показатель в Венгрии составляет свыше 13 млрд. USD, в Польше — 22 млрд. USD, в Чехии — 12,5 млрд. USD, в России — 26 млрд. USD." Приведенные данные показывают, что рынок ценных бумаг Беларуси следует относить к малоразвитым.
    Основными причинами низких темпов развития рынка  ценных бумаг в республике являются:
      отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики; низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;
      недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;
      приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;
      преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.
      Следовательно, для развития рынка ценных бумаг Беларуси следует, по меньшей мере, нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.
                             
     
     
     
     
     

    2.2 Проблемы  развития рынка ценных бумаг
     С кризиса вторичного рынка в конце 1992г. начался следующий, третий этан в развитии белорусского рынка ценных бумаг. После длительного молчания, лишь в мае 1993г. появляется обзор вторичного рынка ценных бумаг в республике, в котором построен первый рейтинг акций белорусских АО.
     В первые две группы не попало ни одно общество, но в группу акций с благоприятными инвестиционными свойствами, риск вложений в которые выше возможного, попали акции АКБ "Приорбанк", "Агропром-биржа" и АО "Элтик". К акциям со средним коэффициентом риска отнесены акции АКБ "Беларусь", АКБ "Комплекс", АО "БФБ". Еще ниже расположились АО "Содружество", "Проминвест", "Ранар". В самую нижнюю группу попали акции АКБ "Белорусский биржевой банк", который тогда переживал сложный период. АО ожидала сложная судьба, хотя в то время многие из них казались примерно одинаковыми - уставные фонды АО "Содружество" и "Проминвест" в сумме примерно равнялись уставному фонду "Приорбанка", хотя теперь о первых и не слышно, а банк стал одним из крупнейших в Беларуси.
     Началось  и оформление рынка профессиональных услуг в том виде, в котором  он существует до сих пор. Лицензию № 1 профессионального участника  рынка получила "Белорусская фондовая биржа".
     К концу года были выданы 52 лицензии на профессиональную деятельность. Состав профессиональных участников рынка ценных бумаг показан в таблице 2. 

   Таблица 2.
         Состав профессиональных участников рынка ценных бумаг 

      Участники рынка ценных бумаг
      Количество
     
    1993 г.
    1994 г. 1995 г.
    Всего: 52 1174 136
    в том числе ведущих деятельность:      
    посредническую 49 129 125
    коммерческую 49 128 125
    консультационную 47 124 125
    депозитарную 16 4 16
    инвестфондовую - 38 14
    биржевую 2 - -
    Из общего количества профучастников 11 13 13
    банки      
    инвестфонды - 38 15
    ОАО (кроме банков, СИФов) 1 4 1
    ООО 21 60 56
    ЗАО (кроме банков) 6 44 43
    Прочие 10 15 6
 
   В 1993 г. произошло резкое изменение структуры АО в направлении значительного опережения темпов роста эмиссии акций в сфере производства и услуг по сравнению с выпуском акций коммерческих банков (В течение 1993 г, общий объем эмиссии акций составил 3283,9 млн. рублей, Сумма эмиссии, но акционерно-коммерческим банкам - 1585,6 млн. рублей, сумма акций приватизированных предприятий -  1080,6 млн. рублей.) Удельный вес акций комбанков снизился с 81,6% в 1992 г. до 45% в 1993 г. Открытые АО стали эмитентами 86% акций, в отличие от предыдущего года, в котором превалировали акции закрытых АО.
   Внебиржевой рынок в том же году складывался как рынок относительно крупных пакетов акций, приобретаемых оптовыми юридическими инвесторами при разовых сделках на этапе первичного размещения ценных бумаг путем подписки. Вторичный рынок ценных бумаг практически отсутствовал. Фондовая биржа на своих торгах выставляла в основном кредитные ресурсы. Удельный вес купли-продажи акций, депозитных сертификатов, векселей субъектов хозяйствования и банков, облигаций в торговом обороте биржи (БФБ) в 1993 г. составил только 63%. Сумма сделок на БФБ в 1993 г. представлена в таблице 3.
       Таблица 3.
                              Сумма сделок на БФБ в 1993 г. 

        Сделки по:      
      Сумма, млн. рублей
      Акциям 0,65
      Облигациям 0,12
      Векселям: 734,0
      - субъектов хозяйствования
       
      - банков
      5,6
      Приватизационным чекам
             2,3
      Кредитным договорам 1860,0
 
     Из  приведенных данных видно, что очень мало совершено сделок с акциями и облигациями - 4,3% от общего количества сделок. Объяснялось это, в первую очередь, медленными темпами проведения экономических реформ, а также несовершенством действующей налоговой системы, которая не стимулирует совершение сделок на бирже.
     В Российской Федерации в 1993 г. продолжают активно развиваться все сегменты фондового рынка. На Московской Межбанковской валютной бирже (ММВБ) 18 мая 1993 г. состоялся аукцион по размещению первого выпуска государственных краткосрочных облигаций Российской Федерации (бескупонных ГКО). В аукционе приняли участие 24 организации, уполномоченные банком России. В мае-июле 1993 г. состоялось 3 аукциона ГКО, на которых было размещено более 70 тыс. ценных бумаг, общая стоимость составила по номиналу 7,08 млрд. рублей, а на их приобретение дилеры Центробанка России затратили 5,7 млрд. рублей. По результатам 3-х прошедших аукционов (майского, июньского, июльского) можно сделать вывод, что, с одной стороны, значительно увеличилось количество реализованных облигаций (см. таблицу 8), т.е. в 4,2 раза.
   Таблица 4.
   Первые  аукционы ГКО в РФ 

             Дата  аукциона    Количество  реализованных
           
             облигаций
             18.05.93 г.    8854
             15:06.93 г.    24934
             20.07.93 г.    37020
 
   "Взрыв" активности на вторичном рынке произошел сразу же после 30-го аукциона ГКО, что объясняется повышением доходности по новому выпуску и приближением срока погашения по предыдущим выпускам ГКО. В результате на торгах 22.07.93 г. был зафиксирован рекордный объем купли и продажи ГКО - 1,25 млрд. рублей, причем операции проводились по всем трем выпускам ГКО (со сроками погашения 17.08, 21.09 и 19.10.93 г.). Практически равномерно 44653 ценные бумаги 1-го, 3009 - 2-го, 6709 - 3-го выпусков поменяли собственников. Таким образом, в июле сумма месячного объема операций на вторичном рынке увеличилась по сравнению с июнем 1993 г. с 397,47. млн. рублей до 2459,91 млн. рублей.
   Первые семь месяцев функционирования ГКО (с мая по декабрь 1993 г.) относятся к периоду становления рынка, причем в начальный период своего существования рынок ГКО находился в некоторых особенных условиях. На протяжении 1993 г. рынок стремительно развивался. Среднемесячный темп роста объема ГКО в обращении составил 185%, причем на погашение в среднем шло около 15% объема выручки.
   Но, несмотря на столь высокий рост, на протяжении всего 1993 г. объем рынка ГКО в масштабах экономики России незначителен. Именно с этим связаны особенности функционирования рынка ГКО в 1993 г. Относительно небольшой объем рынка объясняется нестабильностью рыночной конъюнктуры, колоссальным потенциалом роста, влиявшим на спрос на первичном рынке, высокой зависимостью от других секторов финансовой сферы и т.д. Кроме того, в условиях неустойчивого спроса и предложения цена, которая в принципе должна определяться их равновесным сочетанием, носила в значительной степени случайный характер. Иными словами, конъюнктура как первичного, так и вторичного рынка в 1993 г. принципиально отличалась от современной, поэтому их сравнительный анализ не может дать практического результата. Это связано не только с тем, что за время функционирования ГКО его масштаб увеличился на качественно новый уровень взаимодействия с внешней средой. Никакие дефляторы и корректирующие коэффициенты не дадут возможность сравнивать единственный выпуск ценных бумаг, обращавшихся в 1993 г., с современным мощным сектором финансового рынка.
   Колебания цен спроса и предложения на российском рынке акций инвестфондов, приватизированных  предприятий, коммерческих банков в 1993 г. в основном объясняется двумя  факторами:
    закрытием рееста акционеров большинства АО в 1 квартале 1993 г.;
    проводимой политикой самих эмитентов.
   Вопреки всем закономерностям, присущим развитым рынкам ценных бумаг, на российском рынке  никакого падения курса после  объявления дивидендных выплат не произошло, хотя ни один из банков не предпринимал активных мер для его поддержания. Причины - высокая ликвидность и неплохая доходность. Сделки по акциям приватизированных предприятий заключаются на большинстве фондовых бирж. Объем сделок по акциям приватизированных предприятий время от времени (например, в апреле 1993 г.) значительно превысил оборот торговли акциями АО.
   Май 1993 г. - один из самых богатых событиями  месяц в сфере приватизации. Завершился чековый аукцион но размещению акций  промышленных гигантов, среди которых ЗИЛ, Уралмаш, Первоуральский новотрубный завод, Ростельмаш и др. В это же время исполнительная власть занялась вопросами ускорения приватизации. 8 мая был издан Указ Президента Российской Федерации "О Государственных гарантиях прав граждан России на участие в процессе приватизации". Кроме этого, председателем Госкомимущества России А. Чубайсом и министром топливной и энергетической промышленности Ю. Шафарником было подписано соглашение о продаже на чековых аукционах акций предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В нем предполагалось, что на аукцион будут выставлены акции предприятий ТЭК на сумму 300 млрд. рублей, т.е. почти 20% от общего количества эмитированных приватизационных чеков. На ускорение приватизации повлиял вышеупомянутый Указ Президента России, основные положения которого оказали радикальное воздействие на ход приватизации:
    на чековый аукцион выставляется не менее 29 % от Уставного капитала предприятия;
    значительно либерализируется приватизация предприятий оборонного комплекса;
    чековым инвестфондам запрещено заниматься другой деятельностью, кроме инвестирования ваучеров в акции приватизированных предприятий;
    при приватизации величина уставного капитала определяется без учета переоценки основных фондов.
   Началом широкомасштабной приватизации в Москве и других регионах России можно считать февраль-март 1993 г. За 9 месяцев 1993 г. на чековых аукционах, организованных Фондом имущества г. Москвы, были реализованы акции 97 московских предприятий, преобразованных в АО.
   На  оплату части уставных капиталов этих АО в процессе аукциона было собрано более 4 млн. приватизированных чеков (на 1 чек -500 рублей номинальной стоимости).
   С первых месяцев приватизации борьба вокруг ваучера развернулась в основном между российскими финансовыми структурами. Ожидание дохода от приобретения акций красноречиво подтверждает стоимость ваучера. Для большей наглядности цены на ваучеры приведены в долларах США, что устраняет инфляционный фактор, присущий в динамике рублевой цены (рис. 1)
   Динамика  цен показывает, что реальный интерес к приватизированным предприятиям возник в конце лета 1993 г. Причинами тому были ожидаемое истечение срока действия ваучера и приватизация наиболее инвестиционно привлекательных предприятий, постепенное усиление конкуренции на чековых аукционах, медленный приток иностранцев и др.
   Рис. 1  Динамика цены приватизационного чека в 1993-94 гг. 

            

      Примечание. Цена приватизационного чека рассчитана на основании курса доллара на конец месяца.
      Динамика цен на ваучер показывает и то, что, в первую очередь, финансовых посредников и участников приватизации интересовали предприятия телекоммуникации, нефтяной и газовой промышленности, металлургические предприятия. Аукционы по акциям этих предприятий были отнесены на завершающие этапы передела собственности. Именно неоправданные расчеты на появление акций таких предприятий в конце 1993 г. привели к падению курса приватизационного чека, а затем стимулировали его рост весной 1994 г. после того, как стало известно о начале аукционов Лукойла (14 марта) и других нефтяных компаний. Важно отметить, что до приватизации предприятий ТЭК интерес покупателей распределился по конкретным предприятиям и конкретным регионам. Этим обуславливался большой разброс в аукционных ценах на акции. С началом аукционов по предприятиям ТЭК цены на акции других предприятий выровнялись и стали определяться общим, национальным интересом всех групп инвесторов.
       В 1993 г. на российском фондовом рынке активизируется вексельное обращение. В конце года 15%-ный налог с ценных бумаг, удерживаемый непосредственно с источника получения дохода, установлен только для векселей, размещенных по процентной схеме.
      Доход от дисконтных векселей подлежит обложению по обычной ставке 35% (ставка налога на прибыль), со II квартала 1994 г. - 38%.
      Эмитентами процентных векселей являются Российский национальный коммерческий банк, банк "Гермес-Центр", Инкомбанк и другие. Дисконтных - Эмиссионный синдикат (Ялосбанк, "Век Руси", "Русский стиль"), банк "Гермес-Центр", Инновационный банк и другие.
      Некоторые коммерческие банки приступили к выпуску нового для российского фондового рынка финансовых инструментов валютного банковского векселя. В конце 1993 г. их эмиссию осуществляли Инкомбанк и Глориябанк. В 1994 г. Мосстройэкономбанк, "Столичный" и другие. В 1993 г. на рынке появляется золотой вексель АЛД-Банка - ценная бумага, обеспеченная золотым запасом. В апреле 1994 г. Инкомбанк выпустил антиинфляционный вексель - разновидность валютного. Таким образом, есть все основания констатировать появление нового сегмента фондового рынка.
      В 1993 г. в обмен на замороженные счета  российских предприятий во Внешэкономбанке  Минфин России выпустил облигации государственного внутреннего валютного займа (таежные). В марте ММВБ была предпринята попытка организовать рынок валютных облигаций, не утруждая себя развитием особых торговых и депозитных сервисов. ММВБ просто объявила об информационных торгах, в ходе которых биржа ограничила свои функции простым сбором заявок на покупку и продажу с фиксацией сделок с валютными облигациями. Еще более важным шагом в развитии инфраструктуры рынка валютных облигаций в марте стало утверждение Внешэкономбанком перечня коммерческих банков, которые будут выполнять традиционные функции по обслуживанию рынка валютных операций .
      Что касается ценовой ситуации на рынке, то доходность к погашению существенно снизилась. Курс облигаций первого транша с погашением 14.05.94 г. впервые преодолел номинальную отметку, а доходность облигаций всех траншей испытывала снижение в среднем на 5-7 процентных пунктов. Вторичный рынок валютных облигаций начал формироваться в феврале 1994 г.
      Осенью 1993 г. Минфин выпустил в обращение  новый вид бумаг государственного внутреннего долга - золотые сертификаты, ежедневная официальная котировка которых определяется на основе базовых показателей: курса золота на Лондонской бирже цветных металлов и курса доллара по отношению к рублю на валютном рынке. Появление новых государственных ценных бумаг вызвало высокий инвестиционный интерес среди участников рынка, так как, кроме валютных облигаций, золотые сертификаты оказались единственными ценными бумагами на рынке государственных долговых обязательств, которые защищены от падения курса рубля. В январе 1994 г. в состав столичных банком, уполномоченных на размещение золотых сертификатов, был включен ряд региональных коммерческих банков, что существенно расширило географию этого рынка.
      Начало  февраля было отмечено значительным ростом цены золотого сертификата со 188,4 млн. рублей 1 февраля 1994 г. до 196 млн. рублей 7 февраля. Это было вызвано ростом цены золота на Лондонской бирже (с 31.01. по 04.02.94 г. она увеличилась на 10,45 долларов США) и заметным снижением курса рубля (с 1542 до 1560 рублей за один доллар). В дальнейшем цена снижалась и стабилизировалась в районе 194 млн. рублей.
      Что касается участников российского рынка ценных бумаг, то осенью 1993 г. наряду с банками более 1000 небанковских институтов имели лицензии финансового брокера, инвестиционной компании и инвестиционного консультанта.
      Банки многократно превосходят небанковские инвестиционные институты по объему капиталов, активов и финансовых операций. Многие финансовые компании являются дочерними предприятиями банков. В 1993-1994 гг. некоторые банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами. Причем порядка 86% инвестиционных институтов (осень 1993 г.) являются индивидуальными предприятиями, товариществами с ограниченной ответственностью и АО закрытого типа, что косвенно свидетельствует об их незначительных размерах. За 1992-1993 гг. получили лицензию профессиональных участников рынка ценных бумаг:
   - инвестиционные институты (брокеры, дилеры, инвестконсультанты) - 1493;
   - инвестфонды - 586.
     К середине 1993 г. в России официально были признаны более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж. По данным на 01.11.94 г. это число составляло 63. Размеры капиталов бирж находились в диапазоне от 3 до 250 млн. рублей (осень 1994 г.). В уставных капиталах бирж значительна доля банковских инвестиций. При товарных и валютных биржах быстро развиваются фьючерсные и опционные секции.
     В 1993 г. объем сделок на фондовых биржах по сравнению с предыдущим годом возрос более чем в 12 раз. Величина биржевого оборота по ценным бумагам в 1993 г. составила 583,7 млрд. рублей, а в первом полугодии 1994 г. - 4,94 трлн. рублей, что несопоставимо с общей номинальной суммой эмиссии ценных бумаг за эти периоды (общая сумма эмиссии негосударственных бумаг в 1993 г. всеми эмитентами, за исключением банков, составила примерно 19 трлн. рублей, а в первом полугодии 1994 г. аналогичный показатель равнялся 50 трлн. рублей).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.