На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ ВПО КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСЫ»
  
 
 

Дисциплина  «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» 
 

ОТЧЕТНОСТЬ  МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 
 
 

Вариант практического задания 8 
 

К у р с о в а я    р а б о т а 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка  группы 07-БУ шифр 070158-ЗФ________    /Мелетенко Н.Б./
                                                                                           ( подпись)                 (Ф.И.О.) 
 

Работа защищена «____» _____________ 2010 г. с оценкой _____________ 
 
 
 

Руководитель: к.э.н.доцент кафедры БУФ      _______________ / Древинг С.Р./
                                               (уч. степень, должность)                          (подпись)                       (Ф.И.О.) 
 
 
 
 
 
 

г. Петропавловск-Камчатский, 2010 год
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Отчетность малых организаций 5
1.1. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации 5
1.2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства 8
1.3. Особенности организации бухгалтерского учет на малом предприятии 10
    1.3.1. План счетов бухгалтерского учета 13
    1.3.1. Простая форма бухгалтерского учета 16
    1.3.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия 17
    1.3.4. Бухгалтерский учет на малых предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения 18
1.4. Состав отчетности предприятий малого бизнеса 19
в зависимости от системы налогообложения 19
    1.4.1. Сроки представления бухгалтерской отчетности 23
    1.4.2. Отчетность малых предприятий по УСН 25
    1.4.3. Отчетность малых предприятий по ЕНВД 26
1.5. Статистическая отчетность малых предприятий 27
1.6. Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В результате своей деятельности любое  предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает  те или иные решения. Практически  каждое такое действие находит отражение  в бухгалтерском учете.
     Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой  средство управления предприятием и  одновременно метод обобщения и  представления информации о хозяйственной  деятельности.
     Отчетность  выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
     Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы  бухгалтерского учета и выступает  завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней  показателей с первичной документацией  и учетными регистрами.
     Информация  о хозяйственных операциях, произведенных  экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих  учетных регистрах и из них  переносится в сгруппированном  виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной  информации необходима, в первую очередь, самому предприятию и связана  с необходимостью уточнения, а в  ряде случаев и корректировки  дальнейшего курса финансово-хозяйственной  деятельности конкретного предприятия.
     Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых  может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что  именно малый бизнес может заполнить  те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять  на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно  необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная  собственность существует в чистом виде.
     Целью данной работы является рассмотрение особенностей ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства.
     Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть существующую базу нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности малого предпринимательства;
     - ознакомиться с особенностями  ведения бухгалтерского учета;
     - изучить структуру бухгалтерской  отчетности субъектов малого  бизнеса;
     - получить представление о существующей МСФО в сфере малого предпринимательства и проследить связь с отечественным законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Отчетность малых  организаций 

1.1. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации 

     Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации  и осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г.) другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     Организация и ведение бухгалтерского учета  малыми предприятиями и вопросы  налогообложения в настоящее  время регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. К ним относятся:
     - Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
     - Положение по бухгалтерскому  учету (ПБУ 1/2008), «Учетная политика организации» приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н;
     - Положение по бухгалтерскому  учету (ПБУ 4/99), "Бухгалтерская отчетность организации" утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г.;
     - Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства: приказ  Минфина России от 21.12.1998 N 64н. и др.
     Особым  документом, являющимся основным для  субъектов малого предпринимательства  и действующим до настоящего времени, которым предусматривались вопросы  организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, были и остаются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64 н, при этом, типовые рекомендации в современных условиях по многим аспектам неприменимы на практике. Они противоречат положениям по бухгалтерскому учету, утверждавшимся Минфином России впоследствии, план счетов, на базе которого написаны типовые рекомендации не действует с 2001 года. В системе правового регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, однако в практической деятельности плану счетов придается первостепенное значение.
     Особенно  часто в предпринимательских  кругах вызывают недоумение игнорируемые законодателем пробелы правовых актов, затрагивающих финансово-хозяйственную  деятельность субъектов малого бизнеса. По мнению В.И. Ляховенко «пробелы» эти можно свести к следующим видам: противоречие принятых актов друг другу и положениям документов иных областей права, разрозненность, иногда отсутствие каких-либо нормативных актов, инструктивных материалов по имеющей место проблематике, в том числе выходящей за пределы сферы обычаев делового оборота, оторванность нормативных актов от практики их применения. Когда-либо специально издававшиеся для малого предпринимательства документы не обновляются, не адаптируются к современным условиям. [13]
     В целом о малых предприятиях можно  сказать, что налоговое и бухгалтерское  законодательство, находится в процессе неустанного совершенствования  и доработки. Постоянное изменение  законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения субъектов  малого бизнеса обусловлено интенсивным  развитием экономических отношений  в России, а в последнее время  и переходом отечественного учета  на международные стандарты.
     Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов  к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия  среднего предпринимательства и  микропредприятия.
     Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач  начиная с обеспечения благоприятных  условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении  товаров (работ, услуг), увеличением  доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).
     Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми  актами РФ предусматриваются следующие  меры:
     1) специальные налоговые режимы, упрощенные  правила ведения налогового учета,  упрощенные формы налоговых деклараций  по отдельным налогам и сборам  для малых предприятий; 
     2) упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;
     3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической  отчетности;
     4) льготный порядок расчетов за  приватизированное субъектами малого  и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество; 
     5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в  качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;
     6) меры по обеспечению прав и  законных интересов субъектов  малого и среднего предпринимательства  при осуществлении государственного  контроля (надзора);
     7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства; 
     8) меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;
     9) иные направленные на обеспечение  реализации целей и принципов  Федерального закона № 209-ФЗ  меры. [11]
     Для того чтобы получить поддержку в  виде перечисленных выше льгот, нужно  выполнить ряд условий, предъявляемых  Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства.  

1.2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства 

     Хозяйствующие субъекты, которые относятся к  малому и среднему бизнесу – это  внесенные в Единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  индивидуальные предприниматели и  крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
     Для юридических лиц, установлен отдельный  критерий отнесения к малому и  среднему бизнесу – суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц  не должна превышать 25 % (за исключением  активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
     В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих  субъектов. Для среднего предприятия  средняя численность работников за предшествующий календарный год  составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
     В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС или балансовой стоимости  активов для каждой категории  субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
     Величина  критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь  созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к  субъектам малого или среднего предпринимательства  в году начала деятельности на основании  показателей, рассчитанных со дня государственной  регистрации. Категория субъектов  малого и среднего бизнеса может  измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.
     С 1 января 2010 года вступила в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.
     Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
     Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется  в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ.
     Балансовая  стоимость внеоборотных активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.  

1.3. Особенности организации бухгалтерского учет на малом предприятии 

     Специфика ведения малыми предприятиями предпринимательской  деятельности (небольшие численность  работников, объемы производственных, торговых операций) обусловливает особенности  организации и ведения бухгалтерского учета.
     Общие требования к построению бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 №64 н. К ним относятся следующие:
     1. Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться только на основании первичных учетных документов, которые составляются при возникновении хозяйственных операций, по унифицированным формам, при отсутствии таких документов они разрабатываются самой организацией и прилагаются к приказу руководителя об учетной политике.
     2. Типового плана счетов бухгалтерского учета, на основе которого малое предприятие самостоятельно формирует рабочий план счетов, используемый в организации и отражающий специфику его хозяйственной деятельности.
     3. Обязательное проведение инвентаризации, необходимой для проверки данных  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, их документального  подтверждения, а также контроля  сохранности имущества.
     4. Ведение учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций организацией:
     - непрерывно с момента ее регистрации  в качестве юридического лица  до ликвидации или реорганизации;
     - своевременно, без каких либо  пропусков и изъятий, в том  числе и отражение результатов  инвентаризаций;
     - путем двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета  в хронологической последовательности.
     5. Соответствие данных аналитического  учета оборотам и остаткам  на счетах синтетического учета,  к которым были открыты соответствующие  аналитические счета.
     6. Организация раздельного учета:
     - имущества, находящегося в собственности  данной организации, имущества  других юридических лиц, находящегося  у нее, имущества собственников;
     - текущих затрат на производство  продукции, работ, услуг, продажу  товаров и других ценностей  и капитальных вложений (вложений  во внеоборотные активы).
     7. Ведение бухгалтерского учета  в рублях. Записи по валютным  счетам и операциям в иностранной  валюте производятся в рублях  с пересчетом по курсу ЦБ  РФ на дату совершения операции. Одновременно эти записи производятся  в валюте расчетов и платежей.
     Обязанность вести бухгалтерский учет установлена  Федеральным законом «О бухгалтерском  учете»  только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации.
     В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность  за организацию бухгалтерского учета  на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций несут руководители малых  предприятий.
     Малые предприятия могут применять  для документирования хозяйственных  операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
     Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных  учетных документах, и отражения  ее на счетах бухгалтерского учета  и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
     Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский  учет с применением следующих  систем регистров:
     единой  журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом  Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
     журнально-ордерной формы счетоводства для небольших  предприятий и хозяйственных  организаций, утвержденной Письмом  Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
     упрощенной  формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.
     Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым  в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета  определенных ценностей, преобладающих  в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы  счетоводства.
     При этом малое предприятие может  самостоятельно приспосабливать применяемые  регистры бухгалтерского учета к  специфике своей работы при соблюдении:
     - единой методологической основы  бухгалтерского учета, предполагающей  ведение бухгалтерского учета  на основе принципов начисления  и двойной записи;
     - взаимосвязи данных аналитического  и синтетического учета;
     - сплошного отражения всех хозяйственных  операций в регистрах бухгалтерского  учета на основании первичных  учетных документов;
     - накапливания и систематизации  данных первичных документов  в разрезе показателей, необходимых  для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
     При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.
     Для организации учета по упрощенной форме  малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов. 

1.3.1. План счетов бухгалтерского учета 

     На  малых предприятиях применяется  упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более  крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего  не используют счета для обобщения  информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем  монтажа (счет 07), отложенных налогах  ( счета 09, 77).
     Материальные  счета на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.
     Учет  денежных средств согласно плану  счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов  и расходов будущих периодов, а  также резервов предстоящих расходов отсутствуют.
     Это связано с тем, что малые предприятия  могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ  и услуг), а учет приобретенных  или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется  обособленно.
     Таблица 1.1.
     План счетов бухгалтерского учёта
     для малых предприятий  всех видов деятельности
Раздел Наименование  счёта Номер счёта
Внеоборотные активы Основные средства Амортизация основных средств
Вложения во внеоборотные активы
01 02
08
Производственные  запасы Материалы НДС по приобретённым  ценностям
10 19
Затраты на производство Основное производство 20
Готовая продукция и товары Товары 41
Денежные  средства Касса Расчётный счёт
Валютный счёт
Специальные счета  в банках
Финансовые вложения
50 51
52
55
58
Расчёты Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчёты по кредитам и займам
Расчеты по налогам  и сборам
Расчеты по страхованию
Расчёты по оплате труда
Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами
60 66
68
69
70
76
Капитал Уставный капитал Добавочный капитал
Нераспределённая  прибыль (непокрытый убыток)
80 83
84
Финансовые  результаты Продажи Прибыли и убытки
90 99
 
     Организация самостоятельно разрабатывает рабочий  план счетов на основе утвержденного  плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно  необходимые для себя, вводить (с  разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.
     На  основе системы субсчетов, предусмотренной  утвержденным Планом счетов и Инструкцией  по применению Плана счетов, организации  определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а  также полную номенклатуру аналитических  счетов и их кодовые обозначения.
     В связи с переходом на сокращенный  план счетов малым предприятиям рекомендуется  внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции  и финансовых результатов.
     На  счете 01 «Основные средства» рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».
     Выбывающие  основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также неамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.
     Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном  синтетическом счете 10 «Материалы».
     Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг  на малых предприятиях рекомендуется  учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).
     Если  ремонтные работы выполняются подрядным  способом, то затраты на ремонт рекомендуется  включать в состав общехозяйственных  расходов.
     Учет  готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Товары».
     Товары, приобретаемые для продажи, принимаются  к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при  выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.
     Учет  продажи продукции (работ, услуг) и  любого другого имущества малого предприятия, а также определение  финансового результата по этим операциям  осуществляются на счете 90 “Продажи”.
     Финансовые  результаты и их использование могут  учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».
     В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета — ее использование.
     По  окончании года на дату составления  бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется  со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
     Учет  всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету — возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.
     Учет  ссуд банка, заемных и целевых  средств осуществляется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения. 

1.3.1. Простая форма бухгалтерского учета 

     Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций как правило могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).
     Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании  можно определить наличие имущества  и денежных средств, а также их источников у малого предприятия  на определенную дату и составить  бухгалтерскую отчетность.
     Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками  и по налогу на доходы физических лиц  с бюджетом, требуют ведения также  ведомости учета заработной платы  по форме № В-8 (форма также  утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).  

1.3.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия 

     Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять  для учета финансово - хозяйственных  операций регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
     Каждая  ведомость применяется для учёта  операций по одному синтетическому счёту. Записи хозяйственных операций в  ведомости ведутся на основании  первичных и сводных документов. При открытии ведомости в ней  отражают сальдо на начало отчётного  периода по каждому виду материальных ценностей, основных и денежных средств и др. Хозяйственные операции в ведомостях отражаются по дебету с указанием номера кредитуемого счёта и по кредиту корреспондирующего счёта с аналогичной записью номера дебетуемого счёта.
     Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной  деятельности малого предприятия, отражённых в ведомостях, осуществляется в шахматной  ведомости формы «В-9, где по каждому синтетическому счёту выводят обороты по дебету и кредиту. На основании данных оборотов синтетических счетов ведомости (форма № В-9) за месяц составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, данные которой используют для составления бухгалтерского баланса.
     Перечень  указанных регистров учета приведен в Таблице 1.2.
     Таблица 1.2.
     Перечень  регистров бухгалтерского учёта
Наименование  хозяйственных средств  и их источников Наименование  регистров
Основные  средства Ведомость учёта  основных средств, начисленных амортизационных  отчислений (износа) – форма № В-1 Учёт ведётся  по счёту 01
Материалы, товары, готовая продукция, суммы  НДС, уплаченного по ценностям Ведомость учёта  производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям  – форма № В-2 Учёт ведётся  по счетам 10, 19, 41
Затраты на производство продукции и вложения во внеоборотные активы Ведомость учёта  затрат на производство – форма  В-3 Учёт ведётся  по счетам 08, 20
Кассовые  операции по расчётному (валютному) счёту, уставному капиталу, амортизация  основных средств, по кредитам и заёмным  средствам Ведомость учёта  денежных средств и фондов – форма  В-4 Учёт ведётся  по счетам 02, 50, 51, 52, 66, 80
Финансовые  вложения, расчёты по налогам и  сборам, по страхованию и с разными  дебиторами и кредиторами, по прибыли  и её использованию Ведомость учёта  расчётов и прочих операций – форма  № В-5 Учёт ведётся  по счетам 55, 58, 68, 69, 76, 83, 84, 99
Процесс продажи Ведомость учёта  реализации – форма № В-6 (оплата) Ведомость учёта  расчётов и прочих операций – форма  № В-6 (отгрузка)
Учёт ведётся  по счёту 90
Расчёты с поставщиками Ведомость учёта  расчётов с поставщиками – форма  № В-7 Учёт ведётся  по счёту 60
Расчёты с персоналом по оплате труда Ведомость учёта  оплаты труда – форма № В-8 Учёт ведётся  по счёту 70
Свод  оборотов по счетам бухгалтерского учёта  за отчётный период Ведомость (шахматная) – форма № В-9
 
1.3.4. Бухгалтерский учет на малых предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения 

     Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что  организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (УСН), не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. В реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета по сути является формальным так как:
     - бухгалтерский учет необходимо вести с целью контроля финансового положения фирмы и для того, чтоб можно было оценить результаты ее деятельности;
     - в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухгалтерский учет в силу законодательства.
     Например, бухгалтерский учет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». [17]
     Необходимость вести бухгалтерский учет может  возникнуть также в следующих  случаях:
     - при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов (п. 2 ст. 42, п. п. 1, 4 ст. 43 Закона № 208-ФЗ);
     - когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной (п. 1 ст. 78 Закона № 208-ФЗ ст. 46 Закона № 14-ФЗ);
     - для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, п. п. 8.1.1, 8.2 и 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ; Письмо Минфина России от 18.06.2008 № 07-05-06/137); [17]
     - когда организация совмещает УСН и ЕНВД.  

1.4. Состав отчетности предприятий малого бизнеса
в зависимости от системы  налогообложения 

     Бухгалтерская отчетность малых предприятий —  единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным  формам.
     Представляемая  годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном  учредительными документами организации.
     В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчётность организация  включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность  информации, содержащейся в бухгалтерской  отчетности, то есть, исключено одностороннее  удовлетворение интересов одних  групп заинтересованных пользователей  бухгалтерской отчетности перед  другими. Если посредством отбора или  формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей  с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной [13].
     При общей системе налогообложения  организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. Бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «O бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено Приказом Минфина России от 06.07.99 г. N 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 г. N 67н «O формах бухгалтерской отчетности организаций».
     Субъект малого предпринимательства может  составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.
     Субъект малого предпринимательства, не обязанный  проводить аудит годовой бухгалтерской  отчетности, может принять решение  о представлении бухгалтерской  отчетности в объеме показателей  по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Такой субъект малого предпринимательства имеет право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.[18]
     Субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской  отчетности.
     (Приказ  Минфина России от 22 июля 2003 г.  N 67н, пункт 3).
     Субъект малого предпринимательства может  раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению  с объемом, предусмотренным для  иных субъектов предпринимательства.
     Субъект малого предпринимательства, за исключением  эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может не отражать условные факты  хозяйственной деятельности и их последствия в бухгалтерской отчетности. (Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н, пункт 2). [17]
     Субъект малого предпринимательства, за исключением  публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным  документам либо по собственной инициативе, может не раскрывать информацию о  связанных сторонах в бухгалтерской  отчетности. (Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н, пункт 3). [17]
     Субъект малого предпринимательства может  не представлять информацию по сегментам  в бухгалтерской отчетности. (Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н, пункт 3). [17]
     Субъект малого предпринимательства может  отражать в бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного  периода без отражения сумм, способных  оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут  не раскрываться отложенные налоговые  активы, отложенные налоговые обязательства  и т.п. объекты. (Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, пункт 2).
       При отражении в бухгалтерской  отчетности событий после отчетной  даты субъект малого предпринимательства  должен исходить из требования  рациональности. (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).
     Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях обособленно лишь в  случае их существенности и если без  знания о них заинтересованными  пользователями невозможна оценка финансового  положения субъекта или финансовых результатов его деятельности. (Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, пункт 11).
     Субъекты малого предпринимательства - плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД) составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством. Состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.
     При упрощенной системе налогообложения (УСН) субъекты малого бизнеса не обязаны в качестве отчетности составлять и представлять бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.). 

1.4.1. Сроки представления бухгалтерской отчетности 

     Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.
     Согласно  пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны  представлять квартальную бухгалтерскую  отчетность в течение 30 дней по окончании  квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     День  представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления  или дате фактической передачи по принадлежности.
     Если  при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  о финансовом положении данного  предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.
     При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией  о порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчетности и другими  указаниями, утверждаемыми Министерством  финансов Российской Федерации.
     Малые предприятия, применяющими специальные налоговые режимы, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.
     Как указывают контролирующие органы, «если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации» [12]
     Субъекты  малого предпринимательства, которые  применяют специальный налоговый  режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства.  

     1.5 Порядок применения новых форм бухгалтерской отчетности субъектами малого бизнеса  

     Новые формы бухгалтерской отчетности, по которым организации будут  обязаны отчитываться, начиная с  годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, утверждены приказом Минфина  России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н, далее — Приказ № 66н.
     Состав  отчетности
     Состав  новой отчетности следующий:
     - бухгалтерский баланс (Приложение  № 1 к приказу);
     - отчет о прибылях и убытках  (Приложение № 1 к приказу);
     - отчет об изменениях капитала (Приложение № 2 к приказу);
     - отчет о движении денежных  средств (Приложение № 2 к приказу);
     - отчет о целевом использовании  полученных средств, (для общественных  организаций (объединений), не осуществляющих  предпринимательской деятельности  и не имеющих кроме выбывшего  имущества оборотов по продаже  товаров (работ, услуг)).
     Начиная с отчетности за 2011 год организации  самостоятельно будут определять детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации будут изложены в соответствующих пояснениях.
     Пояснения (ранее – пояснительная записка) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее —  Пояснения) могут быть оформлены  в табличной и (или) текстовой  форме. В случае выбора организацией табличной формы пояснений, за основу берется Приложении № 3 к приказу, которое напоминает ныне действующую «пятую» форму.
     Для субъектов малого предпринимательства  предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности:
     — в бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей);
     — в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках приводится только та информация, без которой невозможна оценка финансового  положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
     При этом за малыми предприятиями остается право формировать отчетность в  общем порядке, без каких-либо сокращений.
     Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской  отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных  проводить обязательный аудит, установлены  Федеральным законом «Об аудиторской  деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года.
     Минфин  России внес изменения в несколько  ПБУ (приказ от 08.11.2010 г. № 144н). В новом документе прописано, что малые фирмы могут учитывать доходы и расходы по оплате, а не по начислению. А в ПБУ 15/2008 появилось уточнение - малые предприятия теперь вправе все проценты списывать единовременно в состав прочих расходов. Даже если кредит получен для покупки инвестиционного актива.
     Изменения можно учитывать, составляя отчетность за 2010 год. 

1.4.2. Отчетность малых предприятий по УСН 

     Плательщики единого налога, применяющие УСН, - организации и индивидуальные предприниматели - ведут налоговый учет по правилам гл. 26.2 НК РФ и заполняют Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Форма Книги и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. По данным книги формируется декларация по единому налогу, уплачиваемому при УСН.
     Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении  налогового (отчетного) периода.
     Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.
     Налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.
     Форма и Порядок заполнения налоговой  декларации по единому налогу, уплачиваемому  в связи с применением УСН, утверждена Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 58 

1.4.3. Отчетность малых предприятий по ЕНВД 

     Система налогообложения в виде ЕНВД установлена гл. 26.3 НК РФ. Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).
     Вмененный доход - это потенциально возможный  доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (абз. 2 ст. 346.27 НК РФ).
     Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.
     Ставка  ЕНВД составляет 15% величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).
     Уплата  ЕНВД производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 1 ст. 346.32 НК РФ).
     Налоговые декларации по ЕНВД следует подавать в налоговые органы по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
     Декларацию  по единому налогу на вмененный доход  для отдельных видов деятельности обязаны представлять все налогоплательщики  ЕНВД (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
     Декларация  представляется вместе со всеми документами, если таковые должны быть к ней  приложены. В частности, к декларации прилагается копия документа, подтверждающего  полномочия на ее подписание, - в случае, когда декларация подписывается  уполномоченным представителем налогоплательщика (п. 5 ст. 80 НК РФ).
     Форма декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".
     Налоговые декларации по итогам налогового периода  плательщики ЕНВД представляют в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). 

1.5. Статистическая отчетность малых предприятий 

     Для организации статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства Росстат разработал новые формы. Они применяются  с 2008 года. Для микропредприятий Росстат постановлением от 15.10.2007 N 77 утвердил форму N П-5(м), а постановлением от 15.10.2007 N 78 - формы для малых предприятий (кроме микропредприятий) N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием" и ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"
     Не  зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия  должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:
     - № ПМ «Сведения об основных  показателях деятельности малого  предприятия»;
     - № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;
     - № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке  товаров в Республику Беларусь»
     - № 1-лицензия «Сведения о коммерческом  обмене технологиями с зарубежными  странами (партнерами)»; 
     - № ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;
     - № 2-МП инновация «Сведения  о технологических инновациях  малого предприятия (организации)». 
     Статистическая  отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной  статистики.
     Субъекты  малого предпринимательства, обязанные  представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным  подразделениям юридического лица.
     Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной  статистической информации и не могут  быть использованы в целях налогообложения  или предоставлены другим коммерческим организациям. [11]
     Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ (статья 5) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что «федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки».
     Сплошные  статистические наблюдения за деятельностью  субъектов малого и среднего предпринимательства  будут проводиться один раз в  пять лет. 

     1.6. Международные стандарты  финансовой отчетности  для субъектов  малого предпринимательства 

     9 июля 2009 г. Советом по Международным  стандартам финансовой отчетности (IASB) был опубликован долгожданный Стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий. Документ, призванный существенно снизить нагрузку на малый и средний бизнес по составлению отчетности по международным стандартам является актуальным, поскольку доля малых и средних предприятий в секторах экономики развитых стран достигает 90 процентов. Внедрение МСФО для малых и средних предприятий в России не заставит себя долго ждать, учитывая современное состояние системы российского бухгалтерского учета.
     Актуальность  МСФО для Малых и средних  предприятий (МСП) обусловлена рядом причин:
     - развитием международной торговли;
     - производственной деятельностью;
     - расширением рынков капитала малыми и средними предприятиями.
     Однако  основная причина появления МСФО для МСП заключается в том, что большинство стран, внедряющих МСФО в практику ведения и организации своих бухгалтерских систем, столкнулись с проблемой увеличения бремени в отношении составления финансовой отчетности. Учитывая сравнительно небольшой объем нового документа, составляющий 230 страниц текста и значительное количество упрощений, роль данных стандартов в процессе глобализации бизнеса в общемировом масштабе трудно переоценить.
     Данный  стандарт предназначен для применения только определенными экономическими субъектами - организациями, отвечающими определению малых и средних предприятий, которое приведено в секции 1 МСФО для МСП. Согласно данному определению, малые и средние предприятия (МСП) - это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей.
     Стандарт  не устанавливает количественных критериев  для определения малых и средних  предприятий. В каждой стране могут  использоваться свои критерии, среди  которых основным, как правило, считается  численность персонала. Принимая во внимание отсутствие количественных критериев, стандарт по смыслу следовало бы назвать  «не для малых и средних», а  «для непубличных компаний».[15]
     Основным  аргументом в пользу разработки отдельного Стандарта для малых и средних  предприятий стали ограничения  в финансовых возможностях небольших  предприятий по выполнению всех требований составления отчетности, предусмотренных  полной версией МСФО. Некоторые различия в типах и потребностях пользователей  финансовой отчетности крупных предприятий  и предприятий малого и среднего бизнеса также повлияли на принятие решения о необходимости разработки отдельных стандартов для МСП
     В отличие от полной версии стандартов, которая во многих случаях дает возможность  выбора между основным и альтернативным вариантами учета, для малых и  средних предприятий предусмотрен только один наиболее простой вариант. Исключена возможность учета основных средств и нематериальных активов по переоцененной стоимости, разрешено списывать на расходы затраты по займам и затраты на разработки независимо от целей понесения данных затрат, разрешение только двух наиболее простых методов учета инвестиций в ассоциированные и совместно контролируемые компании - по сумме затрат и по справедливой стоимости через прибыль или убыток.
     Упрощения также проводились в отношении  принципов признания и оценки элементов отчетности. Среди упрощений  требований к представлению информации важно отметить, что при определенных условиях МСП разрешили приводить один отчет о доходе и нераспределенной прибыли вместо двух отдельных отчетов: отчета о совокупном доходе и отчета о движении капитала. Также существенно снижены требования к раскрытию информации и упрощена система внесения изменений. [15]
     В результате всех проведенных модификаций  и упрощений, выпущенный Стандарт представляет собой полностью самодостаточный документ объемом 230 страниц (для сравнения полный текст МСФО без интерпретаций включает 2325 страниц). Изложение материала организовано по темам и представлено менее сложным языком, чем полный текст МСФО. В целом, Стандарт более понятен в практическом применении, удобен для пользования, однако такое существенное сокращение объема изложения материала не могло не сказаться на качестве получаемой отчетности. Достоверность такой отчетности будет меньше по сравнению с отчетностью, составленной по всем правилам МСФО. Однако если принять во внимание, что недостаточная компетентность и профессиональные навыки бухгалтеров и аудиторов МСП в осуществлении сложных расчетов, требуемых полными стандартами, приводят к искажениям в отчетности, оценить которые стороннему пользователю практически невозможно, то предсказуемое и контролируемое снижение достоверности отчетности представляется оправданным.
     Практика  применения МСФО в России показала, что ошибки, возникающие из-за сложности  методик расчетов или некорректного  толкования положений стандартов, допускаются  довольно часто, поэтому применение упрощенного Стандарта для непубличных компаний, представляется актуальным и целесообразным. Однако возможности широкого распространения Стандарта в России ограничены. В первую очередь это объясняется тем, что на сегодняшний день большинство российских компаний, применяющих МСФО, являются крупными публичными компаниями, которые обязаны использовать полную версию стандартов. Остальные компании в основном представлены "дочками" зарубежных компаний, составляющими отчетность для целей консолидации с группой. Хотя дочерние компании имеют право применять упрощенный Стандарт даже в том случае, когда их материнская компания составляет консолидированную отчетность согласно полной версии МСФО, данный Стандарт, скорее всего, не будет использоваться данными компаниями, поскольку для консолидации потребуются дополнительные корректировки, а это приведет к двойной работе.
     Полезным  Стандарт может оказаться для  небольших компаний, составляющих отчетность по МСФО с целью получения банковских кредитов. Сегодня таких компаний немного, однако, снижение издержек составления  отчетности по международным стандартам дает возможность небольшим российским компаниям получить более дешевые  зарубежные кредиты.
     В связи с наступлением мирового финансового  кризиса многие компании, которые  планировали в будущем провести первичное размещение ценных бумаг  на фондовых рынках, отложили на время  подобные планы, а вместе с ними и  намерения составлять отчетность по МСФО. Применение упрощенного Стандарта  сегодня может существенно упростить  переход данных компаний на полные международные стандарты в будущем  и, в то же время, не потребует больших  капиталовложений.
     Несмотря  на ограниченные возможности применения в России, Стандарт, учитывая мировые тенденции в отношении применения МСФО и МСФО для МСП, и меры, предпринимаемые Правительством РФ по развитию сектора малого бизнеса, внедрение данных стандартов в практику организации и ведения бухгалтерского учета российскими субъектами малого предпринимательства не заставит себя долго ждать.  
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета  по установленным формам.
     Нормативная база составления отчётности малых  предприятий регламентируется федеральным  законом «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, приказом от 26 июля 2003 г. № 67н «О формах Бухгалтерской отчётности», положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99). Перед составлением бухгалтерской отчетности осуществляется комплекс процедур, выполнение которых позволяет получить наиболее точные данные бухгалтерской отчетности. Можно выделить следующие процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности:
     1. Исправление ошибок, выявленных  до даты представления бухгалтерской  отчетности.
     2. Уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерской учете.
     3. Отражение финансово результата  деятельности организации (реформация  баланса).
     4. Сверка данных синтетического  и аналитического учета на  дату составления бухгалтерской  отчетности.
     Считаю, что в ходе выполнения курсовой работы достигнута поставленная цель и решены задачи, а именно:
     - изучены особенности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства.  
 

 

     
  ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 

     ООО «Эталон» имеет основное производство в составе двух цехов (№ 1 – механический и № 2 – сборочный), вспомогательное производство по осуществлению текущего ремонта оборудования механического и сборочного цехов. В основных цехах вырабатывается два вида продукции: «изделие А» и «изделие В».
     Исходные  данные для выполнения расчетов следующие:
    Выписка из учетной политики для целей бухгалтерского учета.
     Учет  материалов ведется с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Текущий учет материалов на счете 10 «Материалы» ведется по учетным ценам. Отклонение фактической  себестоимости материалов от их стоимости  по учетным ценам списываются  со счета 16  «Отклонения в стоимости  материальных ценностей» пропорционально  стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.
     Учет  затрат на производство ведется по видам продукции ведется на следующих  субсчетах, открытых к счету 20 «Основное производство»:
     20-11 «Затраты на производство изделия А цеха № 1»;
     20-12 «Затраты на производство изделия В цеха № 1»;
     20-21 «Затраты на производство изделия А цеха № 2»;
     20-22 «Затраты на производство изделия В цеха № 2».
     Учет  затрат по вспомогательному производству осуществляется в разрезе следующих  субсчетов:
     23-1 «Затраты на ремонт оборудования  цеха № 1»;
     23-2 «Затраты на ремонт оборудования  цеха № 2»;
     23-3 «Общепроизводственные расходы  ремонтного цеха».
     Управленческие  расходы учитываются общим порядком на счетах:
     25-1 «Общепроизводственные расходы  цеха № 1»;
     25-2 «Общепроизводственные расходы  цеха № 2»;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.