На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая  работа по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» 
 
 

Тема : Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………...3
    Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности………………………………………………………………………...4
    Типы предприятий…………………………………………………...13
    Интеграция предприятий……………………………………….…..23
    Заключение…………………………………………………………..…..26
    Список  литературы…………………………………………………..…27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
 
     Актуальность  данной темы заключается в том, что  успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии:
      - глубокого понимания предприятия  – как хозяйствующего субъекта, основные права и обязанности которого находят отражение в Гражданском Кодексе РФ;
    четкого соблюдения правил построения организации предприятия и принципов его экономической деятельности;
    знания механизма формирования предприятия;
    умения выбрать ту или иную организационно-правовую форму, позволяющую эффективно использовать капитал, находящийся в ведении предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Предприятие – основной субъект  предпринимательской 
деятельности

     Трудно  переоценить роль предприятия в экономической системе страны, поскольку обмен и распределение возможны только при наличии произведенных товаров, работ и услуг.

     В экономической литературе и хозяйственной  практике широко употребляются слова “фирма”, “предприятие”, “корпорация”, “компания”. Все они обозначают близкие, но все-таки разные формы предприятий.
     С точки зрения российского законодательства в предпринимательской сфере  субъектом экономических отношений  являются коммерческие организации, предприятия, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Характер и особенности деятельности предприятия позволили сформулировать следующее определение.
     Предприятие (организация) – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).
     Термин  «предприятие» используется в гражданском  праве применительно как к субъектам, так и объектам права. Так, предприятие, являясь юридическим лицом, рассматривается как субъект гражданского права. Предприятие в смысле объектов права означает определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав этого имущества включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также другие права.
    Основные  признаки  предприятия  (организации) сформулированы в ГК РФ, а именно:
    обладает правами юридического лица (ст. 48 ГК РФ);
    производит продукцию (ст. 48 ГК РФ);
    наличие обособленного имущества (ст. 48 ГК РФ);
    наличие цели деятельности предприятия (ст. 50 ГК РФ);
    подлежит государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ);
    действует на основании устава, либо учредительного договора (ст. 52 ГК РФ);
    способно выступать на рынке от своего имени (ст. 48 ГК РФ);
    выступает на рынке в качестве объекта различных сделок (ст. 48 ГК РФ);
    право предприятия быть истцом, а также ответчиком в арбитражном суде (ст. 48 ГК РФ);
    имеет свое наименование и юридический адрес (ст. 51 ГК РФ);
    ориентация на капитал как на самовозрастающую стоимость1.
     Рассмотрим  их содержание. “Юридическим лицом, - в  соответствии со статьей 48 ГК РФ, - признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету”.
     В указанной статье ГК РФ подчеркивается, что предприятие производит продукцию. В данном случае продукция рассматривается, как результат деятельности предприятия, который может выступать в виде вещественного продукта, работ и услуг.
     В данной статье, следует также обратить внимание на один из важных признаков предприятия – наличие обособленного имущества. Этот признак является общим для всех существующих предприятий и имеет большое значение при анализе его деятельности – при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, его кредитоспособности и т.д.
     При характеристике понятия предприятия  важен учет цели его деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: “Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)”.
     Начало деятельности предприятия определяется в соответствии с положением статьи 51 ГК РФ. “Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование,  включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления… Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации”.
     Каждое  предприятие как юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст.52 ГК РФ).
     В перечисленных документах указывается  предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов, свидетельствует о том, что особенностью современных предприятий является их многопрофильность.
     Важным  признаком предприятия как юридического лица является, его способность выступать  на рынке от своего имени. Оно в  соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).
     К числу основных признаков предприятия как юридического лица относятся и его право быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случае нарушения законодательства или условий договоров, выступать в качестве объекта различных сделок, чаще всего, если речь идет о его продаже.
     Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место своего нахождения.
     Вместе  с тем в условиях рыночных отношений  предприятие нельзя рассматривать только с позиции использования вещественных и личностных факторов (как это было в условиях централизованно-плановой экономики). Оно должно ориентироваться на капитал как на самовозрастающую стоимость на основе выпуска продукции и оказания услуг, пользующихся спросом. В данном случае капитал – не просто балансовая стоимость предприятия, а стоимость, устанавливаемая и изменяемая рынком, а также характером новых отношений между собственниками и наемными работниками, определяющими его самовозрастание.
     Важнейшими  задачами действующего предприятия являются:
    получение дохода владельцем предприятия;
    обеспечение потребителей продукцией предприятия;
    обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
    создание рабочих мест для населения;
    охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
    недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижение рентабельности производства).
     Важное  значение для выполнения перечисленных  выше задач имеет организация  экономической деятельности предприятия.
     Организация предприятия – это структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства. 
     Организация предприятия должна строится с учетом следующих правил:
    наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой  информации и возможностей ее своевременной обработки;
    объединение через организацию всех процессов хозяйственной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;
    обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся условиях на основе гибких управленческих решений.
     Сложность организации на предприятии наглядно показывает схема, приведенная  на рис.1., в которой дается характеристика производственного преобразовательного  процесса. Предприятие на момент создания или начала производственного процесса затрачивает деньги на приобретение факторов производства с тем чтобы переработать их и выдать результат. В данном случае преобразовательный процесс представляет собой производство. Целью этого процесса является получение продукции, пригодной для удовлетворения потребностей, и получение прибыли. Этот процесс осуществляется собственником потому, что он позволяет преобразовать затраты в начале производственного процесса в результат:  производственный – продукт и услуги и финансовый -  прибыль. При этом должны соблюдаться определенные правила осуществления этого процесса.
       Об ошибках в процессе хозяйственной деятельности в условиях рынка информируют ценовые сигналы. Ценовые обвалы ведут к сокращению прибыли или к убыткам. Эти сигналы заставляют предприятие менять свое поведение. Факторы производства на начальной его стадии представлены в годовом бухгалтерском отчете в виде активов на начало периода. Средства производства непосредственно не становится составной частью конечного результата производства. К ним относятся участки земли, здания, машины и машинное оборудование, инструменты и установки.
      Сырье и материалы полностью или частично входят в стоимость продукции предприятия. Трудовые ресурсы (рабочая сила) предприятия по виду труда делятся на исполнителей (которые занимаются непосредственно осуществлением производственных процессов) и управленческий персонал (который занимается деятельностью по руководству и управлению производственным процессом, подготавливает и принимает решение).
      Результат производственного преобразовательного  процесса на предприятии выражается в стоимости выпускаемой продукции и в величине прибыли (убытка).
 


 
 

 
 
 
 




 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1. Производственный процесс на предприятии
      Существенное  влияние на экономический финансовый результат оказывает Механизм функционирования предприятия, рыночная модель которого, имеет следующий вид (рис. 2), где: 







 

 
 
 

Рис.2. Рыночная модель предприятия.

Блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование

               ресурсов.

Блок 2 – ресурсы  на входе – трудовые, материальные, финансовые.
Блок 3 – ресурсы  на выходе, т.е. преобразованные ресурсы  – готовая продукция, отходы предприятия, прибыль, денежные средства.
Блок 4 – социальная среда, с которой взаимодействует  предприятие – государство, муниципальные органы, законодательство.
Блок 5 – природная  среда – потребление природных  ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды.
Блок 6 – взаимосвязь  с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе.
Блок 7 – соотношение  ресурсов на входе с ресурсами  на выходе образует
               экономическую работу на предприятии,  экономику предприятия.
      Рассмотрим  содержание основных блоков механизма функционирования предприятия.
     В условиях рынка предприятие решает две задачи – произвести и реализовать продукцию. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве – предприятие должно, изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно – как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме рынок дан до начала производства и после его окончания.
           Для принятия решений  о запуске продукции в производство необходимо: собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
    характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточного, готовыми изделиями или полуфабрикатами, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;
    общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условия продажи у конкурентов;
    каналы распространения товаров;
    конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
    финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения целей;
    перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
    оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
    В производстве продукта и осуществлении  маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий: 
 

        
         Объем
         продаж
            

           

          Внедрение         Рост        Зрелость        Насыщение       Спад    
     
       0                      1                2                   3                           4                    Время 

Рис.3. Жизненный  цикл товара 

     
    внедрение, требующее больших затрат, поэтому  торговля товаром на этой стадии, как  правило, убыточна;
    рост, как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
    зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
    насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
    спад представляет собой период резкого снижения продаж; а затем и прибыли.
     Вернемся  к блоку 2. Предприятие на входе  потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы иной потребительной стоимости. 


                                         Экономика 
               предприятия 

 
 
 
 

                                      преобразование 
                                       ресурсов 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.4. Движение ресурсов на предприятии
      
     Соотношение ресурсов на входе  и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует, - это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).
      Как работает предприятие – прибыльно  или в рамках самоокупаемости в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности (например, производительность труда, фондоотдача,  материалоотдача, прибыль или убыток и т.д.), которые будут изучены в последующих темах.
      Что же скрыто в блоке за процессом  преобразования ресурсов? Для того чтобы осуществлялось преобразование ресурсов в рамках предприятия (см. рис. 4):
     -  оно должно иметь определенную  структуру;
    на нем должны происходить определенные процессы;
    оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства.
      Важным  элементом производственного процесса на предприятии является выбранный вариант технологии. Именно избранная технология определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии ведет к изменению профессионального и квалифицированного состава необходимых для производства кадров, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента, вплоть до изменения используемых видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Предприятие, в зависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у него возможностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями  работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции, чаще предпочтение отдается второму показателю. Почему? Для ответа на данный вопрос остановимся на этом показателе более подробно.
      Качество  продукции – результат качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии управления, производственной среды в целом.
      Если  мы получаем качество промежуточного продукта, то он в свою очередь формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни, где наряду с такой составляющей как качество продукта и услуг, участвует качество обороноспособности, природной среды, инфраструктуры, национального богатства (см. рис. 5).
      Более подробно вопросы ценообразования  и управления качеством  продукции  будут изучены в темах “Формирования  цен на товары в различных структурах” и  “Управление качеством продукции”.
      Эффективность производственного процесса на предприятии зависит от соблюдения принципов экономичности, финансовой устойчивости и получения прибыли.
      Принципы  организации. Принцип экономичности находит свое выражение в достижении определенных результатов при  наименьших затратах (принцип минимизации) или при заданном объеме затрат обеспечить достижение наибольших результатов (принцип максимизации).
      Принцип финансовой устойчивости предприятия  означает, что оно на каждый момент времени может произвести необходимые  платежи. При этом не имеет значения, за счет каких средств обеспечивается поддержание ликвидности предприятия: собственных средств, путем отсрочки его обязательных платежей или благодаря предоставлению ему кредитов. 
 


 

 
 
 
 

 


 
 
 
 
 
 
 

 
 

 
 
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Процесс преобразования ресурсов в рамках предприятий. 
 
 
 
 
 

        




 



 
 
 

Рис.  6 .  Формирование качества продукции 

      Принцип получения прибыли отражает высшую цель деятельности коммерческих предприятий (предпринимателей) в условиях рыночной экономики. Производство по количеству и ассортименту продукции, а также ее реализация организуется таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность.
     1. Таким образом, предприятие –  самостоятельный хозяйствующий  субъект, в котором планомерно комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления товаров или оказания услуг обеспечить достижение целей этого хозяйствующего субъекта или его собственника.
    В условиях дефицита ресурсов каждое предприятие должно стремиться к максимальному результату при минимуме затрат.
    Существенное влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают организация и механизм функционирования предприятия. 
 
2. Типы предприятий 

    Прежде  всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономики страны – промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д. Международными и российскими стандартами предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности при регистрации каждой хозяйственной единицы. Для этого  в РФ используется “Российский классификатор отраслей народного хозяйства”.
      Деление предприятий по отраслям происходит по однородности производства, по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса, общности используемого сырья, профессиональному уставу кадров и т.д.
     Предприятия различны по условиям, целям и характеру  функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия классифицируются по следующим признакам (рис. 7):
 



 
 
 


- производственные         - государствен.              - индивидуальные           - малые           
- строительные                 -муниципальные           - коллективные                - средние
- торговые                           - частные                                                                  - крупные
- научно-производ.            - смешанные                
  и  др.             
                        
 
 

 

- национальные           - с полной ответствен.     - полное товарищество        -  предпр. по 
- иностранные             - с огранич.ответств.        - товарищество на вере           производст.
- смешанные                                                            - общество с огранич. отв.     товаров;
                                                                                 - общество с доп. Отв.            – предпр. по
                                                                                 - акционерное общество         оказанию
                                                                                  - производ. Кооператив          услуг
                                                                                  - унитарное предприятие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.