На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы конституционной законности в зарубежной и Российской практике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Социально-гуманитарный институт
Социально-экономический  факультет 

Кафедра управления и права 
 
 
 
 

ПРИНЦИПЫ  КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
курсовая  работа 
 

Исполнитель:
студентка 31 «Ю» гр. СЭФ
Исупова Е.А. 

Научный руководитель:
Попов А.А., к.и.н.,
старший преподаватель 
кафедры управления
и права 
 
 
 

Нижний  Тагил
2010
    Оглавление
    стр.
Введение                                                                                                                   3
Глава 1. Понятие и принципы конституционной законности                             5
Глава 2. Принципы конституционной законности в российской практике     10    
Глава 3. Принципы конституционной законности в зарубежной практике    15
Заключение                                                                                                            21
Список литературы                                                                                              22  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Существует  множество различных определений  законности. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что  и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.
    Законность  как требование строгого и неуклонного  соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом и является атрибутом правового регулирования. И если сама идея законности, по меньшей мере в отношении современных демократических режимов, в целом едина (она строится на верховенстве закона и гарантиях его неуклонного исполнения), то режимы законности в той или иной стране порой могут иметь, и в действительности имеют, существенные отличия.
    Законность  как режим, включает в себя систему  принципов и основывающихся на этих принципах специальных мер и гарантий, а также государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих действенность режима законности.
    В нашей работе мы  рассмотрим принципы конституционной законности в России и зарубежных странах.
    Актуальность  настоящей работы определяет высокая  теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность  темы. Изложенный в учебной литературе материал по проблеме носит в основном общий характер.
    Объект  нашего исследования – конституционная законность.
    Предмет исследования – принципы конституционной законности.
    Целью нашей работы является сравнение зарубежной и российской практики в отношении принципов конституционной законности. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
    1. Рассмотреть понятие и принципы конституционной законности
    2. Выделить принципы конституционной законности в российской практике
    3. Провести сравнительный анализ принципов конституционной законности в российской и зарубежной практике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и принципы конституционной законности 

    Для наиболее полного понимания темы сначала рассмотрим понятие «законность».
    В современной теории права законность трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни, а во-вторых - в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений. В этой двойственности нет, однако, ничего противоречивого. В форме основополагающего принципа государственной и общественной жизни законность предстает в качестве фундаментальной идеи, основополагающей для демократии и правовой государственности. Именно она, эта идея, изначально заложена в основы конституционного строя современной России.
      В форме особого режима законность получает воплощение в целой системе предметных и более частных принципов, отличающих один режим законности от другого, а также в базирующейся на этих принципах совокупности специальных мер и (или) гарантий и выступающих в этой роли государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих действенность режима законности.
    Акцент  на конституционные принципы законности в данном случае не случаен, ибо именно их уяснение создает наиболее полное представление об исходных составляющих режима законности.
    Чтобы избежать терминологической путаницы, здесь и в дальнейшем под принципами законности будет пониматься не сама основополагающая идея законности, а  принципы, лежащие в основе соответствующего режима, - режима законности.
    Теперь  перейдём к понятию «конституционная законность».
    Н.В. Витрук определяет конституционную  законность как реально действующую  систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой конституции1.
    В Энциклопедическом словаре экономики  и права мы находим следующее  понятие:
    Конституционная законность - режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений.
    Конституция государства занимает особое место  в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства  и обладает верховенством на всей его территории. Конституционная законность означает следующее:
    1.    Правовой характер самой Конституции как Основного Закона государства. Иными словами, Конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования) правового государства.
    Верховенство Конституции в правовой системе государства, т. е. Конституция, имеет высшую юридическую силу.
    3.   Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
    Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства - федеральная Конституция действует во всех субъектах (членах) Федерации, конституции субъектов (членов) Федерации на всей их территории.
   Верховенство, высшая юридическая сила Конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотя она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, ибо является главным, верховным, основным законом, имеющим приоритет перед всеми другими законами, своего рода «законом законов». Любой закон, не говоря уже об административных актах, противоречащий или не соответствующий Конституции, является недействительным и подлежит отмене. Такое верховенство устанавливается не каким-либо другим законом, а самой Конституцией. Во-вторых, Конституция носит учредительный характер, поскольку принимается народом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления носят первичный характер. При этом она регулирует основы общественного и государственного строя, служит основополагающим источником других отраслей права. В-третьих, Конституции обычно принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем их особую роль и значение. В-четвертых, именно Конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры. В-пятых, Конституцию обязаны соблюдать все государственные opганы, общественные организации, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. В-шестых, особое место Конституции в системе национального законодательства обеспечивается, как правило, специальным механизмом ее реализации и охраны2.
   Характерными  чертами Конституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность Конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократической власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения правовых норм. Поэтому Конституции, принятые иным путем (например, в результате дворцовых переворотов без их легитимизации) и не получившие одобрения со стороны большинства народа или его представителей, не могут быть признаны легитимными и пользоваться необходимым уважением со стороны мирового сообщества3.
   Стабильность отражает иное свойство Конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие от положений многих других законов и иных правовых актов, обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической конъюнктурах. Стабильность Конституций не означает, однако, их неизменность вообще, поскольку их реальное действие, функционирование неизбежно вызывает со временем назревшую потребность частичного обновления и совершенствования любой Конституции в соответствии с серьезно изменившимися условиями, вновь обнаружившимися ее недостатками, достигнутым новым уровнем развития конституционной теории и т.д.
    Однако указанные принципы не реализуется автоматически. Их действие может быть нарушено умышленно, либо в силу правоприменительной ошибки. Иными словами, действие принципов конституционной законности может дать сбои. Для предотвращения и ликвидации их существует система правовых средств охраны Конституции.
    Специфическим институтом обеспечения и охраны действия конституционной законности, принципа верховенства Конституции  служит, конституционный контроль. Судебный конституционный контроль означает специализированный механизм охраны Конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.
    Государственными  органами, осуществляющими конституционный  контроль, как показывает мировая  практика, являются:
    - глава государства, парламент, правительство, которые осуществляют конституционный контроль в процессе осуществления своих основных функций либо наряду с другими своими функциями;
    - специализированные органы конституционного  контроля в виде органов конституционного  надзора (квазисудебные органы);
    - судебные органы.
    Исходя  из вышеизложенного, можно выделить особую охрану Конституции, как ещё  один из признаков конституционной  законности4. 

        
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Принципы конституционной  законности в российской  практике 

    Перейдём к рассмотрению принципов конституционной законности в РФ.
    Исходной  для современного понимания законности в Российской Федерации является статья 15 федеральной Конституции, включающая четыре основных положения, которые следует одновременно считать  принципами обеспечения законности.
         Первое (часть 1 статьи 15) состоит  в том, что Конституция Российской  Федерации имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской  Федерации. Законы и иные правовые  акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
    Все законы и иные акты органов государственной  власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.
         Второе (часть 2 статьи 15) определяет, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы5.
    Однако, если судебные или иные правоприменительные  органы обнаруживают, что закон или  отдельные его положения не соответствуют  Конституции, то они непосредственно  применяют нормы Конституции. Постановление  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
         Третье (часть 3 статьи 15) заключается в том, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
         Четвертое (часть 4 статьи 15) состоит  в том, что общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы.  Если международным договором  Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора6.
         Непосредственный анализ основных  положений, изложенных в статье 15 Конституции Российской Федерации,  дает основание для теоретического выделения в понятии законности ряда составляющих, которые по своей значимости могут быть интерпретированы как основные (конституционные) принципы законности в Российской Федерации. Одни из них прямо следуют из анализируемой статьи, а другие, имея те же истоки, определяются иными статьями Конституции.
         К числу основных принципов  законности в данном случае  следует отнести: 
         1. Принцип верховенства Конституции  над иными законами и нормативными  правовыми актами, который определяет  основу иерархии российского законодательства, развитую в других статьях федеральной Конституции.
         2. Принцип прямого действия Конституции. 
         3. Принцип всеобщей обязательности  требований Конституции и законов. 
         4. Принцип обязательного официального  опубликования законов.
         5. Принцип обязательного официального  опубликования нормативных правовых  актов, которые в той или  иной мере затрагивают права  и свободы человека и гражданина.
         6. Принцип примата международного  права в отношении национального  законодательства.
         Итак, из общих норм статьи 15 Конституции  Российской Федерации вытекают  по меньшей мере 6 главных принципов,  которые в совокупности образуют  основу понятия законности в  современной России7.
         Анализ других статей Конституции  позволяет дополнить и развить перечень и содержание этих главных принципов.
        Принцип приоритетности ценности  человека, его прав и свобод  пронизывает буквально все содержание  Конституции Российской Федерации  (см., например, ч. 2 ст. 6, ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, 55). Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения законодательства. Все остальные конституционные принципы - равноправие и самоопределение народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства и др. – могут рассматриваться как однопорядковые, но подчиненные конституционному принципу признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.
    Из  конституционного принципа признания  человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты8.
    Особый, усложнённый порядок изменения  и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в "переходный период, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения политического противоборства, социальных и национальных конфликтов, выражающая волю не большинства российских граждан ... не сможет длительное время оставаться неизменной"9.
    Что касается легитимности, то Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей10.
    За  соблюдение конституционных предписаний  и обеспечение соответствия Конституции  РФ федеральных конституционных  законов, законодательных актов  субъектов РФ отвечают федеральные  органы - Президент и Конституционный  Суд РФ.
    Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент  России является ее гарантом. В своей  присяге он обязуется соблюдать  и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)11.
    Президент вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
    Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов  и иных нормативных актов как  федеральных органов государственной  власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принципы конституционной  законности в зарубежной практике 

    Верховенство  Конституции проявляется в ее высшей юридической силе и прямом действии (ст. 4 Конституции Казахстана, ст. 12 Конституции Кыргызстана, ст. 10 Конституции Таджикистана, ст. 8 Конституции Украины, ч. 3 ст. 20 Основного закона ФРГ). Предписания Конституции обладают верховенством на территории государства.
      В большинстве конституций, как и в российской, верховенство обеспечивается их собственными нормами. Так, в § 4 ст. 15 Конституции Ирландии 1937 года говорится:
    «1. Никакой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, не может быть принят Парламентом.
    2. Любой закон, противоречащий в  чем-либо настоящей Конституции  или какому-либо ее предписанию,  будет недействителен, но лишь  в той мере, в какой он им противоречит».
    В ст. 98 Конституции Японии 1946 года указывается, что она является «верховным законом  страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные  акты, противоречащие в целом или  в части ее положениям, не имеют  законной силы»12.
  Как правило, Конституция вступает в действие на всей территории государства. В случае последующего присоединения к данному государству каких-либо новых его частей с этого или с иного установленного особым актом момента конституция начинает действовать и на их территориях. Например, Основной закон для ФРГ, принятый в 1949 году, в соответствии с его ст. 23 действовал первоначально на территориях тогдашних западногерманских земель и должен был вступить в силу в остальных частях Германии после их вхождения в состав Федеративной Республики; в 1990 году после того как бывшая ГДР вошла в состав ФРГ, указанная статья, полностью реализованная, была отменена13.
  Очень важное значение имеет вопрос о непосредственном действии конституционных норм. Целый ряд конституций предусматривает такое действие. Например, ч. 2 ст. 5 Конституции Республики Болгарии 1991 года гласит: «Положения Конституции имеют непосредственное действие». В социалистических странах конституция зачастую рассматривается как политико-правовой документ, то есть практически как декларация принципов, непосредственно государственные органы и должностных лиц не обязывающих. Не случайно в нашей стране было бессмысленно обращаться в суд, ссылаясь только на Конституцию: если нет какого-либо закона, указа или, еще лучше, приказа министерства по данному вопросу, суд дело не принимал, да и в судебных решениях ссылок на Конституцию не бывало. Демократический же режим предполагает судебную защиту конституционных прав, и поэтому в каждом случае важно выяснить, можно ли конституционную норму применить непосредственно14.
  Есть  самоисполнимые конституционные нормы, в отношении которых сомнений в их непосредственной применимости не возникает. Возьмем, например, ст. 23 японской Конституции, которая устанавливает: «Гарантируется свобода научной деятельности». В случае любого преследования научного работника за избранное им направление исследований или за опубликование их результатов научный работник может обратиться за защитой в суд, ссылаясь на свою конституционную свободу. Или другой пример из той же Конституции. Согласно ее ст. 6, части второй, «Император назначает Главного судью Верховного суда по представлению Кабинета». Эта норма для своей реализации не нуждается ни в какой конкретизации и может быть применена непосредственно.
  Но  вот согласно ст. 47 той же Конституции  «избирательные округа, способ голосования  и иные вопросы, относящиеся к  выборам членов обеих палат, определяются законом». Эта норма имеет чисто  отсылочный характер, и очевидно, что  без соответствующего закона определить, в каком порядке избираются члены Парламента, невозможно. Невозможны, следовательно, и выборы. Действует ли данная конституционная норма непосредственно? Если иметь в виду, например, регулирование отношений между избирателями и кандидатами в члены Парламента, то безусловно нет. Если же учесть, что она обязывает законодателя издать соответствующий закон, то безусловно да (тем более, что в части второй ст. 100 устанавливается срок для выполнения этой обязанности).
    Встречаются, однако, более сложные случаи. Например, часть вторая ст. 19 Испанской конституции устанавливает, что испанцы «имеют право въезжать в Испанию и свободно покидать ее на установленных законом условиях». Возникает вопрос: до принятия закона, о котором идет речь, возможно ли осуществление испанскими гражданами указанного конституционного права? Вопрос спорный. Представляется, однако, что опоздание законодателя с изданием закона и вообще отсутствие процедуры реализации права не может служить основанием для отрицания за любым гражданином возможности осуществлять право, поскольку оно гарантировано Конституцией. С этой точки зрения примечательно положение ч. 3 ст. 1 Основного закона для Германии, согласно которому «нижеследующие основные права обязывают законодательство, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право». А ч. 1 и 2 ст. 19 устанавливают, что предусмотренный Основным законом и ограничивающий эти права закон должен носить общий характер и не может затрагивать существенное содержание основного права15.
    Что касается стабильности конституций, то большинство из них «жесткие» (как  и российская). Например, Конституция США, так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах. За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые16.
    Ещё один пример «жесткой» конституции  – французская. В ней  предусмотрены две различные процедуры внесения изменений в текст основного закона. Первая предусматривает вотирование конституционного закона посредством референдума, вторая — возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса.
    К числу «гибких» конституций относится  Конституция Великобритании, поскольку  в английском праве нет различия между "конституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.
    Конституция в современном значении этого  понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.
    Характерно, что возникновение в XVII веке самой  идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.
    Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте "народного соглашения" Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.