На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные займы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

     

    ВВЕДЕНИЕ

 
     Государственные заимствования осуществляются с  помощью выпуска государственных  ценных бумаг, которые в свою очередь  являются выгодным вложением свободных средств. В силу своей специфики они выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг. Важнейшим источником развития экономики и преодоления инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, а также в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики. С 1992 года в России проводится активная политика по привлечению необходимых кредитных ресурсов посредством эмиссии государственных ценных бумаг. Растут не только объемы эмиссии, но и спектр видов государственных долговых обязательств в соответствии с потребностью устойчивости финансового рынка. Важной задачей, стоящей перед Министерством финансов России, является использование накопленного опыта по организации рынка государственных ценных бумаг для реализации стратегической линии - увеличения сроков заимствования.
     Предмет исследования данной работы – отношения  связанные с процессом государственных  заимствований Российской Федерации.
     Цель  данной работы – рассмотреть сущность государственных займов как инструмента  привлечения инвестиция в Российскую экономику, выявить тенденции привлекательности  для инвесторов, а также проанализировать динамику структуры государственного долга Российской Федерации.
     Задачами  данной работы являются следующие: рассмотрение сущности государственных заимствований, роли и значения государственных  заимствований Российской Федерации, а также предложение рекомендаций по поводу государственных займов Российской Федерации.
     В ходе работы были использованы следующие  источники информационной базы: учебники отечественных и зарубежных авторов, статистические материалы государственных  органов и периодические издания.
     С учетом специфики данной темы структура  работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретический аспект государственных займов РФ, во второй – анализ государственных займов РФ, в третьей части – рекомендации и предложения по поводу государственных займов РФ.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ РФ

     

1.1 Экономическое содержание  государственных  займов РФ
 
     По  мере социально-экономического развития общества неуклонно растут масштабы государственных функций, реализация которых вынуждает государство  перераспределять все большую долю ВВП. При недостатке налоговых поступлений и образовании бюджетного дефицита органы государственной власти используют кредитный механизм. Он приобретает особую актуальность в наиболее сложные периоды: подготовка и ведение войн, восстановление экономики, проведение дорогих общенациональных или региональных социально-экономических проектов. Так возникают государственная кредитная политика, охватывающая принципы защиты и реализации интересов государственных органов власти при формировании и использовании ссудного фонда, и государственное кредитное право как совокупность государственных нормативных актов, регулирующих кредитные отношения между государством и различными экономическими субъектами.
     В настоящее время государственный  кредит – национальное и мировое  явление, свойственное в той или иной части всем странам. Особая социально – экономическая роль государства и институциональный характер его деятельности накладывают специфический отпечаток на понятие государственного кредита.
     Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и экономическими субъектами по поводу формирования и использования ссудного фонда. К основным функциям государственного кредита относятся: перераспределительная, регулирующая и контрольная.1
     Перераспределительная функция государственного кредита  проявляется в перераспределении  части вновь созданной стоимости  организаций и физических лиц  на принципах возвратности, срочности, платности и др. При этом, в  конечном счете, государство может выступать финансовым посредником перераспределения средств одних субъектов (в основном физических лиц) в пользу других (государств или организаций). Можно выделить и иные проявления распределительной функции, в частности, государственный кредит позволяет более равномерно распределять ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями; выплата доходов кредиторам государства обеспечивается большей частью за счёт бюджетных средств, т.е. за счёт всех налогоплательщиков, и т.д.
     Регулирующая  функция государственного кредита  заключается в том, что, вступая  в кредитные отношения, государство  воздействует на объём денежной массы  в обращении, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на темпы экономического роста, занятость, уровень ликвидности коммерческих банков и т.д.
     Контрольная функция государственного кредита  тесно связана с контрольной  функцией финансов в целом. Необходимость  контроля вытекает из самой природы  кредита. Контроль осуществляется за: соблюдением условий кредитного договора; целевым использованием заемщиком выделенных средств; движением денежных потоков, осуществляемых в сфере государственного кредита.
     В отношениях государственного кредита  государство может выступать  в качестве заёмщика, кредитора и  гаранта. В данной работе задача – рассмотреть государственный заем.
     Государственный заем (заимствование) – это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета  от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика.
     Государственные займы осуществляются путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ. Таким  образом, по договору государственного займа заёмщиком и эмитентом выступает РФ, а инвестором – гражданин или юридическое лицо – резидент или нерезидент.
     Договор государственного займа заключается  путём приобретения инвестором выпущенных государственных облигаций или  других государственных ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо других имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается правительством РФ в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга. В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путём предоставления государственных гарантий, учитываются в составе государственного долга. В расходы на обслуживание государственного долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая2.
     В Российской Федерации действует  единая система учёта и регистрации  государственных заимствований  РФ. Минфин РФ ведёт государственные  книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ в течение трех дней с момента возникновения обязательства. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.
      

     

1.2 Виды и классификация  государственных  займов РФ
 
     Государственные займы  можно классифицировать по целому ряду признаков, в том числе: эмитентам, технологии эмиссии, валюте, срокам погашения, форме выплаты дохода, видам кредиторов, способу обращения, форме выпуска, способу погашения и др. Различаются следующие виды государственных займов3:
     1) по эмитентам:
    федеральные – займы, осуществляемые от имени Российской Федерации, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;
    субфедеральные – займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;
    муниципальные – займы, осуществляемые от имени муниципального образования, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования;
     2) по технологии эмиссии:
    облигационные – займы, которые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций;
    безоблигационные – займы, оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров;
     3) по валюте займа:
    внутренние – займы, осуществляемые в валюте РФ;
    внешние – займы, осуществляемые в иностранной валюте;
     4) по срокам погашения:
    краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;
    среднесрочные – займы со сроком погашения от 1 до 5 лет;
    долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 5 лет (в РФ максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам составляет 30 лет, по муниципальным займам – 10 лет);
     5) по форме выплаты дохода:
    процентные – займы, доход по которым начисляется в виде процентов к номиналу и выплачивается один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов;
    выигрышные – займы, по которым доход выплачивается на основе результатов тиражей выигрышей;
    дисконтные займы (займы с нулевым купоном) – займы, которые продаются со скидкой с номиналом, а погашаются по номиналу;
     6) по видам кредиторов:
    займы, размещаемые среди юридических лиц;
    займы, размещаемые среди физических лиц;
    универсальные займы (распространяются как среди юридических, так и среди физических лиц);
     7) по способу обращения на рынке:
    рыночные – займы, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, т.е. могут перепродаваться инвесторами;
    нерыночные – займы, которые не подлежат обращению на рынке, т.е. не могут свободно перепродаваться;
     8) по форме выпуска (по материальному  носителю):
    займы в документарной форме;
    займы в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);
     9) по способу погашения задолженности:
    займы, погашаемые единовременно;
    займы, погашаемые частями.
     Существуют  и иные критерии классификации государственных  займов, например, по возможности изменения  уровня доходности, по обязанности  заёмщика соблюдать сроки погашения  займа, по целевому характеру и т.д.
     Рассмотрим  более подробно государственные  внутренние и внешние заимствования.
     Право осуществления государственных  внешних заимствований РФ и субъектов  РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров  поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет правительство РФ, от имени субъекта РФ – правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности4.
     Предельный  объем государственных внешних  заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
     От  имени РФ право осуществления  государственных внутренних заимствований  и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.
     Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние  заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего и  внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.
     Государственные внутренние и внешние заимствования  осуществляются в соответствии с  программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.
     Ежегодно  разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних  заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований  федерального бюджета на очередной  финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.
     В программе государственных внешних  заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные внешние заимствования.
     Программы государственных внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований представляют собой  перечень внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

     

1.3. Эмиссия облигаций  в РФ
 
     Рассмотрим  процесс государственного заимствования  денежных средств на примере эмиссии  облигации. Облигация – эмиссионная  долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение  от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права5.
     Государственные облигации занимают большую часть российского рынка облигаций. Их репутация пострадала после кризиса 1988 года, подорвав доверие инвесторов к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Существующие на сегодняшний день выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска. Предельные объёмы выпуска государственных облигаций РФ по номинальной стоимости устанавливаются Правительством РФ в соответствии с верхним пределом государственного долга РФ, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
     Главное назначение рынка субфедеральных и  муниципальных облигаций РФ (СМО) для эмитентов — субъектов  РФ (СРФ) и муниципальных образований (МО) — заключается в предоставлении им возможности обеспечения финансовыми ресурсами на рыночной основе потребностей в ускорении их социально-экономического развития. По составу эмитентов рынок СМО является своеобразным индикатором центров экономической активности на карте России. Важные черты этой активности — рыночная основа и опора на собственные силы. Он мог бы послужить одним из элементов обеспечения прорыва в экономическом развитии России
     Субфедеральные  облигации – это облигации, которые выпускаются исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления. Самые известные среди таких облигаций - это питерские облигации, московские облигации, оренбургские облигации. Поскольку считается, что региональные облигации более рискованные чем государственные, то и доходность по ним должна быть выше. Например, доходность по питерским облигациям колеблется от 17 до 18 % годовых в зависимости от срока погашения.
     Муниципальные облигации – облигации, выпускаемые  местными органами власти. В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать в РФ органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Предельные объемы выпуска субфедеральных облигаций РФ или муниципальных облигаций по номинальной стоимости на очередной финансовый год устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, установленным законом о соответствующем бюджете.
     Рассмотрим  подробнее эмиссию государственных  федеральных облигаций.
     Эмитентом государственных федеральных облигаций  от имени РФ выступает Минфин РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковые дату погашения и регистрационный номер. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если другое не предусмотрено условиями отдельных выпусков. Облигации предоставляют их владельцу право на получение основной суммы долга – номинальной стоимости, выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Если право на получение процентного дохода в условиях отдельных выпусков не определено, доходом является разница между  ценой реализации и ценой покупки облигации.
     Параметры выпуска, включая дату погашения, объём выпуска, срок обращения, порядок и форму выплаты доходов и погашения номинальной стоимости облигации, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Минфином РФ. Отличительной особенностью облигаций является их выпуск в документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает Центральный банк РФ. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты передаются Минфином РФ на хранение и учёт в депозитарий, функции которого выполняет Центральный банк РФ или другая организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, заключившая с Минфином РФ депозитарный договор. При размещении облигации зачисляются на счета «депо» владельцев в депозитарии. В дальнейшем сертификаты облигаций могут выдаваться депозитарием на руки владельцам, кроме владельцев, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются нерезидентами. Облигации, выданные на руки владельцам, могут передаваться в депозитарий. По поручению Минфина РФ Центральный банк РФ осуществляет при погашении выпуска за счёт средств федерального бюджета выплату процентного дохода и основной суммы долга владельцам, облигации которых хранятся или учитываются на счетах «депо» в депозитарии. Владельцы, которым сертификаты облигаций выданы на руки, при погашении выпуска для получения процентного дохода и основной суммы долга предъявляют в депозитарий сертификаты. Государственным ценным бумагам присваиваются государственные регистрационные коды. Выпускам внешних облигационных займов РФ государственные регистрационные коды не присваиваются. 

    2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЗАЙМОВ РФ

     

2.1 Государственный  долг в системе  активов и пассивов  государства
     Стандартные компоненты платежного баланса используются и для определения международной  инвестиционной позиции страны, которая  представляет собой статистический отчет о величине ее внешних активов и обязательств на начало и конец отчетного периода. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации публикуется Банком России.
     В качестве основных классификационных  групп, используемых для определения чистой инвестиционной позиции страны, выступают внешние активы и обязательства резидентов, разность между которыми и дает искомую величину.6
     Международная инвестиционная позиция содержит информацию, имеющую важное значение для анализа  экономического состояния страны. Чистая международная инвестиционная позиция страны характеризует состояние и тенденции развития ее внешнеэкономических связей с остальными странами мира. В зависимости от того, положительна или отрицательна эта позиция, можно говорить, является ли страна "чистым кредитором" или "чистым должником".
     В целом анализ показателей платежного баланса и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при  выработке экономической политики страны, например, при разработке и  практическом осуществлении программ экономической стабилизации, оценке потребности в финансировании, связанном с реализацией таких программ.
     Объем внешних финансовых активов РФ по состоянию на 01.01.2008 г. составил $ 1 098, 6 млрд., что на 33,4 % превышает значение на 01.01.2007 г. На рисунке ниже представлена динамика внешних активов РФ с 01.01.2005 г.

     Рис. 2.1 Внешние финансовые активы Российской Федерации  по состоянию на 1 января (млн. долл. США)7 

     Динамика  структуры внешних активов в  последние годы характеризовалась уверенным приростом доли прямых инвестиций заграницу (c 26,4% в 01.01.2005 г. до 33,7% в 01.01.2008 г.). Объем прямых инвестиций заграницу возрос почти в 3,5 раза – до $370,2 млрд. Доля портфельных инвестиций из РФ и доля финансовых производных по-прежнему остаются минимальными.
     Основную  долю в структуре внешних финансовых активов в 01.01.2008 г. как в абсолютном объеме, так и в относительном  исчислении, занимают резервные активы. По состоянию на 01.01.2008 г. их удельный вес составил 43,5% ($477,8 млрд.). Прочие инвестиции демонстрируют уверенный рост на протяжении последних лет, так, на 01.01.2008 г. их объем составил $222,3 млрд. Удельный вес в структуре активов в данном году составил 15,7%.
   
 

     Рис. 2.2 Внешние финансовые пассивы Российской Федерации по состоянию на 1 января (млн. долл. США) 8 

     С 01.01.2005 г. прирост объема внешних  обязательств составил 193,7%, при этом на 01.01.2007 г. наблюдалось ускорение  роста. Как видно из рисунка, объем  обязательств в форме прямых инвестиций на 01.01.2008 г. превышает объем портфельных инвестиций. Эта тенденция просматривалась и в предыдущих годах. На 01.01.2008 г. доля портфельных инвестиций в структуре внешних обязательств составила 28,1% (прирост в абсолютном объеме с 01.01.2005 г. составил $213,9 млрд.), прямых инвестиций – 40,1% (прирост составил $368,9 млрд.).
     Наибольший  удельный вес в структуре внешних  финансовых пассивов на протяжении почти  всего рассматриваемого периода  занимали прочие инвестиции. Прочие инвестиции в российскую экономику более чем на 80% представлены ссудами и займами.
     Анализ  показателей платежного баланса  и международной инвестиционной позиции имеет важное значение при  выработке экономической политики страны. Как видно из приведенных  выше данных, на протяжении последних четырёх лет чистая международная инвестиционная позиция РФ является отрицательной. Это означает, что наша страна является нетто-должником, хотя до 2004 года она являлась нетто-кредитором. Хотя в структуре активов происходит увеличение объема прямых инвестиций, прирост объема прочих инвестиций заграницу, а также значительный прирост резервных активов, объем внешних обязательств также растет, опережая объем внешних финансовых активов. Динамика внешних обязательств определяется, прежде всего, ростом объемов ссуд и займов, полученных банковским секторами и прочими секторами.
     В последующих годах ожидается  возвращение России из списка стран  чистых должников в группу чистых кредиторов. Ожидается продолжение  положительной динамики относительно резервных активов страны. Усиление вывоза капитала частным сектором в форме активов и незначительный рост обязательств относительно предыдущего года будут способствовать формированию положительного сальдо в международной инвестиционной позиции.
     Перейдем  к рассмотрению краткосрочной и долгосрочной структуры внешнего долга Российской федерации в 2008 г. Рассмотрим основные методы стимулирования эффективного притока иностранного капитала. В этой связи возникает два вопроса: во первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.
   Табл. 2.1
   Внешний долг Российской Федерации в 2008 году 9
   (млрд. долл. США) 

  01.01.2008 01.04.2008 01.07.2008 01.10.2008 01.01.2009
Внешний долг Российской Федерации 465,4 479 528,6 542,1 484,7
  Краткосрочные обязательства 108
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.