На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой статус кредитных организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 2
Раздел  I. Правовой статус и виды кредитных организаций 3
Подраздел 1.1 Понятие и признаки кредитной организации 3
Подраздел 1.2 Правоспособность кредитной организации 7
Подраздел 1.3 Виды кредитных  организаций 8
Раздел  II Регистрация, реорганизация и управление кредитной организацией 12
Подраздел 2.1 Регистрация кредитных  организаций 13
Подраздел 2.2 Реорганизация  и ликвидация кредитной  организации 16
Подраздел 2.3 Банкротство кредитной  организации 18
Подраздел 2.4 Правовой статус участников и учредителей  кредитной организации 23
Подраздел 2.5 Органы управления кредитной организации 24
Заключение 24
Список  используемой литературы: 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Актуальность  и практическая значимость темы не вызывает сомнений. Банковская система, будучи одним из самых важных элементов  экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.
       Бесперебойное и эффективное  функционирование государственных  органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов. Кредитные организации, и прежде всего, банки, являются основой двухуровневой банковской системы России. Именно банки, выступая в качестве финансовых посредников, обеспечивают взаимосвязь финансового и промышленного секторов экономики, предоставляют средства платежа и посредничают в кредите. Это требует разработки гражданско-правовых проблем правового положения банков, их видов и функций.
       Современное развитие кредитных  организаций и иных финансовых  институтов предопределяет острую потребность в непрерывном совершенствовании механизма правового регулирования, расширении системы правовых средств регулирования банковской деятельности. Банковская деятельность является исключительным и публично необходимым видом частного предпринимательства, осуществляемым на финансовых рынках специальными субъектами. При этом банки, как финансовые посредники, неизбежно вовлекают в свою деятельность не только других частных субъектов предпринимательской деятельности, но и государство, вынужденное регулировать предложение денег в экономике различными инструментами денежно-кредитной политики. Эти обстоятельства обусловливают необходимость особого государственного контроля как за процессом создания, реорганизации и ликвидации банков, так и за осуществлением банковской деятельности Проблемы, связанные с правовым положением банков, их видами и функциями нашли отражение в работах многих советских и российских ученых-правоведов, таких как А.Г. Братко, П.Д. Баренбойм, А.В. Белов, А.В. Викулин, Я.А. Гейвандов, Ю.С. Голиков, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Л.Г. Ефимова, А.А. Жданов, И.В. Игнатовская, В.И. Лафитский, В.О. Лучин, В.В. Невинский, Ю.А. Тихомиров, Г.А. Тосунян, Н.И. Химичева, Н.Д. Эриашвили и др.
       Объектом курсовой работы выступают  общественные отношения, связанные с правовым положением банков как участников правоотношений, а предметом исследования – нормы гражданского и банковского законодательства, специальная литература, судебная практика.  

     Целью курсовой работы является комплексный  анализ правового положения банков, для чего были поставлены следующие задачи: - уточнить понятие и признаки банков; - изучить функциональное назначение банков; - классифицировать банки по различным критериям; - проанализировать особенности правового статуса банков; - выяснить особенности государственной регистрации и лицензирования банков.  
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  I. Правовой статус и виды кредитных организаций

Подраздел 1.1 Понятие и признаки кредитной организации

     Правовой  статус кредитных  организаций регулируется нормами различных отраслей права:
     - в общих аспектах, как правовой  статус субъекта предпринимательской  деятельности - нормами конституционного  права,
     - непосредственно, как правовой  статус субъекта, гражданско-правовых  отношений - нормами гражданского  права;
     - как правовой статус субъекта  банковских отношений, то есть  субъект взаимоотношений с Банком  России, по поводу соблюдения  и исполнения правил проведения банковских операций - нормами банковского права.
     Конституция Российской Федерации и другие федеральные  законы предусматривают определенные гарантии правового статуса кредитной организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают гарантии против незаконной конкуренции, против монополизации. Важно, чтобы эти гарантии реально действовали в банковской системе.
     Следует различать правовой статус и правовое положение кредитной организации.
     Общий правовой статус (правоспособность, права  и обязанности) у всех российских кредитных организаций одинаков.
     Правовое  положение у всех разное в зависимости  от того, в какие гражданско-правовые отношения вступает кредитная организация. Их может быть больше или, наоборот, меньше. Здесь все зависит от предпринимательской деятельности кредитной организации, от того, насколько эффективен ее банковский бизнес.
     Однако  и здесь должны быть созданы соответствующие  гарантии. Смысл их состоит в том, чтобы в экономике страны были созданы одинаковые условия для  предпринимательской деятельности всех субъектов. Для этого закон  должен предусматривать равные условия бизнеса, с одной стороны, и более гибкие формы этого бизнеса - с другой.
     Пока  же Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", на мой  взгляд, предусматривает примитивный  набор возможностей для выбора организационно-правовых форм банковского предпринимательства.
     Если  анализировать только догму банковского  права, то получается, что банковское законодательство предусматривает  только универсальные банки и  другие кредитные организации. В  ряде случаев закон не содержит признаков  такого понятия, как государственный  банк, хотя на практике некоторые банки, на мой взгляд, являются государственными (например, Сбербанк, Внешторгбанк). Нет в законодательстве понятий специализированного и регионального банка. В этом смысле набор статусов весьма однообразен.
     Такое могло бы подходить к стабильной экономике, но никак не к переходной экономике России.
     Учитывая, что в России пока еще существуют проблемы с законностью в банковской
 системе,  как раз было бы полезным  использование разнообразных организационно-правовых форм и видов кредитных организаций. Причем это должны быть непросто экономические или финансовые понятия, а четкие определения, закрепленные в законе. Пока же такой четкости нет. Поэтому банк может, например, называться сберегательным, но ничем, кроме названия, не отличаться от других банков.
     В других странах эти вопросы решены однозначно.
     Например, банковская система Италии предусматривает  государственные банки.
     Или, например, посмотрим на банковскую систему Швейцарии. Это гибкая и разветвленная система. В ней есть крупные банки, есть частные банкирские дома, есть региональные банки, сберегательные кассы, ссудные кассы. В Швейцарии имеется 29 кантональных банков (так называемые "домашние банки" кантонов, которые работают именно и прежде всего в кантоне). Все они являются государственными: государство отвечает по их обязательствам, а управление осуществляется с участием местных органов управления. Они универсальны. То же относится и к сберкассам и региональным банкам. Это весьма многочисленная и гетерогенная группа. Часть этих институтов принадлежит государству, а часть организована в форме товариществ. Тем не менее, вне зависимости от формы собственности целевой рынок здесь является локальным. Самая многочисленная (более 1000) - группа ссудных касс, организованная по немецкой системе Райффазена. Кредиты эти кассы выдают только своим членам.
     Можно было бы приводить и другие примеры  того, что во многих современных зарубежных странах существует разветвленная банковская система и в действующем законодательстве предусмотрены различные виды банков, а не только их общий правовой статус.
     Однако  следует перейти к анализу  догмы банковского права.
     Кредитная организация - это понятие, которое  является общим для банков и небанковских кредитных организаций. Банк - это  разновидность кредитной организации.
     В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 1) приводится определение кредитной организации: "Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество".
     В этом определении содержится несколько  существенных признаков.
     Во-первых, кредитная организация - это юридическое лицо. В п. 1 ст. 48 ГК РФ сказано: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету".
     Поскольку в Федеральном законе сказано, что  кредитная организация - это хозяйственное  общество, которое образуется на основе любой формы собственности, то, стало быть, ее имущество как юридического лица не может принадлежать ей иначе, чем на праве собственности.
     Принципиальное  понимание кредитной организации  как юридического лица и целого ряда связанных с этим пониманием финансовых вопросов основывается на положении, которое закреплено в п. 2 ст. 48 ГК РФ, где сказано, что "в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы..."
     В связи с тем, что кредитная  организация может быть создана  только как хозяйственное общество, то, следовательно, ее участники имеют  в отношении ее только обязательственные  права.
     Согласно  ст. 7 Федерального закона кредитная  организация должна иметь наименование. Кредитная организация имеет  фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь  наименование на другом языке народов  Российской Федерации, сокращенное  наименование и наименование на иностранном  языке. Кредитная организация имеет  печать со своим фирменным наименованием.
     Фирменное наименование кредитной организации  должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на ее организационно-правовую форму
     Банк  России обязан при рассмотрении заявления  о регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.
     Ни  одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", Кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное Юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
     Кредитная организация должна иметь устав, предусмотренном федеральными законами. В соответствии с требованиями Федерального закона устав кредитной организации должен содержать:
     1) фирменное (полное официальное)  наименование, а также все другие  наименования, установленные федеральным  законом; 
     2) указание на организационно-правовую  форму; 
     3) сведения о месте нахождения (почтовом  адресе) органов управления и  обособленных подразделений; 
     4) перечень осуществляемых банковских  операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
     5) сведения о размере уставного  капитала;
     6) сведения о системе органов  управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и  их полномочиях; 
     7) иные сведения, предусмотренные  федеральными законами для уставов  юридических лиц указанной организационно-правовой  формы.
     Кредитная организация обязана регистрировать в Банке России все изменения и дополнения, вносимые ею в свой устав. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о регистрации изменений и дополнений в уставе кредитной организации.
     Во-вторых, основная цель кредитной организации - извлечение прибыли, Кредитная организация - это коммерческая организация. В п. 1 ст. 50 ГК РФ сказано, что "юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)". В п. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривается, что "юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий".
     Юридическое лицо должно быть зарегистрировано соответствующим  государственным органом. Кредитные организации регистрируются Банком России.
     В-третьих, кредитная организация наделена специальной правоспособностью. Это означает, что она действует на основании своего устава и разрешения (лицензии), выданного Банком России.
     Правоспособность - это предусмотренная законом  способность лица приобретать определенные права и обязанности. Для кредитной организации это специальная правоспособность юридического лица. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности может осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены уставом. Следовательно, юридическое лицо может быть участником только тех правоотношений, которые обусловлены этими видами деятельности.
     Законодательство  предусматривает, что определенные виды предпринимательской деятельности являются правомерными только в том случае, если они осуществляются на основе соответствующей лицензии
     Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России.
     В-четвертых, кредитная организация осуществляет банковские операции, которые, как сказано в ст. 1 Федерального закона, предусмотрены в этом же Федеральном законе. Замечу, что в ст. 1 Федерального закона не употребляется термин "сделки", в то время как в ст. 5 этого же Закона, которая называется "Банковские операции и другие сделки кредитной организации", указывается не только перечень банковских операций, но и перечень сделок. Перечень сделок не закрыт, так как помимо указанного перечня, кредитная организация, как сказано в этой же статье, может совершать и другие сделки.
     В-пятых, кредитная организация может создаваться и функционировать только в форме хозяйственного общества. Согласно гражданскому законодательству организационно-правовой формой кредитной организации могут быть только акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. Это означает, что учредители кредитной организации не могут использовать в процессе ее создания другие организационно-правовые формы учреждения, кооперативы и другие организационно-правовые формы, кроме как хозяйственное общество.

Подраздел 1.2 Правоспособность кредитной организации

     Правоспособность  кредитной организации - это частный  случай правоспособности юридического лица.
     В ст. 49 ГК РФ сказано, что юридическое  лицо может иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
     Коммерческие  организации, за исключением унитарных  предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут  иметь гражданские права и  нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных законом.
     Отдельными  видами деятельности, перечень которых  определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами
     Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в ст. 5 "Банковские операции и другие сделки кредитной организации" относит к банковским операциям:
     1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады;
     2) размещение указанных в п. 1 части  первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет1 
     3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;
     4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;
     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
     6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;
     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;
     8) выдача банковских гарантий;
     9) осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов)2.
     Помимо  перечисленных банковских операций кредитная  организация вправе осуществлять следующие  сделки:
     1. выдачу поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение  обязательств в денежной форме;
     2. приобретение права требования  от третьих лиц исполнения  обязательств в денежной форме;
     3. доверительное управление денежными  средствами и иным имуществом  по договору с физическими  и юридическими лицами3;
     4. осуществление операций с драгоценными  металлами и драгоценными камнями  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;
     5. предоставление в аренду физическим  и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
     6. лизинговые операции;
     7. оказание консультационных и  информационных услуг.
     Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами. Правила осуществления уполномоченными банками операций и сделок с иностранной валютой и с ценными бумагами в иностранной валюте без получения отдельных разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, установлены Указанием Банка России от 27 марта 1998 года № 193-У.
     Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
     Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в ст. 6 "Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг" разъясняет, что в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
     Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг в соответствии с  федеральными законами4.

Подраздел 1.3 Виды кредитных  организаций

     ФЗ  «О банках и банковской деятельности», позволяет выделить два вида кредитных  организаций – банки и небанковские кредитные организации. Разновидностью банка признана также особая категория – «иностранный банк».
     Рассмотрим  понятие и правовой статус каждого  из указанных субъектов банковской деятельности.
     Банки
     Банком  признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц5.
     В определении банка выделены следующие  главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.
     Об  особом статусе такого вида кредитной  организации, как банк, говорит и  специальное определение «банка»  данное законодателем в подп.1 ст.2 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», где банк определен как «кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
     Как видно, базисным критерием, позволяющим  отличить банки от иных кредитных  организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечении денежных средств от физических лиц. Понятия закрепленное в ФЗ «О страховании вкладов…» - является «узким», ориентированным законодателем к специальным правоотношениям, регулируемым ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», при этом данное понятие нельзя рассматривать как заменяющее понятие банка данное в ФЗ «О банках и банковской деятельности».
     Для того, чтобы стать банком, кредитная  организация должна получить соответствующую  лицензию и «войти» в систему  страхования вкладов, что является обязательным условием для всех банков.
     Законом «О страховании вкладов  физических лиц в  банках Российской Федерации» определены четыре критерия для вхождения  банка в систему  страхования вкладов. Банк может вступить в систему страхования  вкладов, если он одновременно отвечает следующим  критериям:
     а) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными.
     Учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными в случае, если одновременно (п.2 ст.44 Закона):
     1) учет и отчетность банка соответствуют  федеральным законам, нормам и  правилам, установленным Банком  России, собственной учетной политике  банка;
     2) возможные недостатки или ошибки  в состоянии учета или отчетности  банка не влияют существенным  образом на оценку его финансовой  устойчивости.
     б) банк выполняет обязательные нормативы, установленные  Банком России;
     в) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной. Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов действует Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1379-У. Согласно п.3 ст.44 Закона, гл.1 вышеуказанного Указания для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:
     - группа показателей оценки капитала;
     - группа показателей оценки активов;
     - группа показателей оценки качества  управления банком, его операциями  и рисками;
     - группа показателей оценки доходности;
     - группа показателей оценки ликвидности.
     Оценка  показателей также регулируется Инструкцией ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И О показателях оценки ликвидности  кредитной организации.
     г) меры, предусмотренные  ст. 74 Закона о Банке  России, ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, к банку  не применяются, а  также отсутствуют  основания для  их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной согласно требованиям ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.
     Банки, участвующие в  системе страхования  вкладов, обязаны (п.3 ст.6 Закона «О страховании  вкладов…») обязаны:
     1) уплачивать страховые  взносы в фонд  обязательного страхования  вкладов. Порядок  уплаты, ставка страховых  взносов, порядок  расчетов страховых взносов урегулированы актами Агентства. В частности, необходимо выделить:
     - Порядок уплаты страховых взносов  (утв. решением Правления Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 5 февраля 2004 г. (протокол №2) с изм. и доп. от 14 июля 2005 года);
     - Порядок расчета страховых взносов  (утв. решением Совета директоров  Государственной корпорации «Агентство  по страхованию вкладов» от 3 февраля 2004г. (протокол №3)).
     Согласно  официальному сообщению Агентства  по страхованию вкладов от 6 февраля 2004г. О ставке страховых взносов  банков в фонд обязательного страхования  вкладов решением Совета директоров Агентства от 3 февраля 2004 года (протокол N 3, раздел I) на основании пункта 2 статьи 19 и части 7 статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» установлена ставка страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов в размере 0,15 процента расчетной базы за расчетный период (календарный квартал года).
     Страховые взносы едины для всех банков и  подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня  отзыва (аннулирования) лицензии Банка  России или до дня исключения банка  из реестра банков.
     Если  банк более одного месяца не исполняет  обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов Агентство вправе обратиться в Банк России с предложением об отзыве у банка лицензии на осуществление банковских операций (п.29 Порядка уплаты взносов).
     2) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам. О порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов действуют Рекомендации Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 30 июня 2005 г., протокол N 48.
     3) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
     4) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства. О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками действует Указание ЦБР от 1 апреля 2004 г. N 1417-У.
     5) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
     Таким образом, правовой статус Банка регламентируется не только ФЗ «О банках и банковской деятельности», но и специальным  ФЗ «О страховании вкладов», где  закреплены особенности функционирования данной формы кредитной организации.
     Небанковские  кредитные организации
     Согласно  ч.3 ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»  небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
     Деление небанковских кредитных организаций  на виды осуществляется по российскому  законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.
     Как уже отмечалось, в настоящее время  действуют: Инструкция ЦБР «О банковских операциях и других сделках расчетных  небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных  небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением», Положение ЦБР «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции». Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух видах небанковских кредитных организаций: небанковские депозитно-кредитные организации и расчетные небанковские кредитные организации.
     Расчетные небанковские кредитные  организации (п.1.1 Инструкции ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И) вправе осуществлять в сочетании следующие  банковские операции:
     - открытие и ведение банковских  счетов юридических лиц;
     - осуществление расчетов по поручению  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их  банковским счетам;
     - инкассацию денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
     - куплю-продажу иностранной валюты  в безналичной форме;
     - осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов (за исключением почтовых  переводов).
     Рассматриваемые небанковские кредитные организации  вправе осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со ст.6 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
     Расчетные небанковские кредитные  организации6 не вправе осуществлять следующие банковские операции:
     - привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады;
     - открытие и ведение банковских  счетов физических лиц;
     - осуществление расчетов по поручению  физических лиц по их банковским счетам;
     - куплю-продажу иностранной валюты  в наличной форме;
     - привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;
     - выдачу банковских гарантий.
     К числу разрешенных  операций небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, отнесены7:
     - привлечение денежных средств  юридических лиц во вклады (на  определенный срок);
     - размещение привлеченных во вклады  денежных средств юридических  лиц от своего имени и за  свой счет;
     - купля-продажа иностранной валюты  в безналичной форме;
     - выдача банковских гарантий.
     Соответственно  небанковские депозитно-кредитные  организации не вправе осуществлять следующие  банковские операции:
     - привлечение денежных средств  физических лиц во вклады (до  востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
     - открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;
     - осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;
     - инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
     - купля-продажа иностранной валюты  в наличной форме;
     - привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;
     - осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов.
     Небанковские  кредитные организации не вправе открывать филиалы и создавать  дочерние организации за рубежом.
     О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка действует Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У.
     Таким образом, в заключение настоящего подраздела хочу подчеркнуть, что банки и  небанковские кредитные организации  обладают всеми признаки кредитной  организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности. 
 
 
 

Раздел  II Регистрация, реорганизация и управление кредитной организацией

Подраздел 2.1 Регистрация кредитных  организаций8

     В статьях 12-13 Федерального закона о Банке  России предусматривается, что кредитные  организации подлежат государственной  регистрации в Банке России.
     Банк  России осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации.
     Указанием ЦБРФ от 24 ноября 1998 года № 421-У сбор за государственную регистрацию кредитной организации установлен в размере 0,1 процента от размера уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе, а за открытие филиала - в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на момент уведомления Банка России об открытии филиала. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.
     Кредитные организации получают право осуществления  банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном федеральным законом. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
     Реестр  лицензий, выданных кредитным организациям, подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения указанного реестра публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
     Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание  с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
     Банк  России вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
     Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
     В ст. 14 цитируемого  Федерального закона сказано, что для  государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
     1) заявление с ходатайством о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии  на осуществление банковских  операций;
     2) учредительный договор, если его  подписание предусмотрено федеральным законом;
     3) устав;
     4) протокол собрания учредителей  о принятии устава и об утверждении  кандидатур для назначения на  должности руководителей исполнительных  органов и главного бухгалтера;
     5) свидетельство об уплате государственной  пошлины;
     6) копии свидетельств о государственной  регистрации учредителей - юридических  лиц, аудиторские заключения о  достоверности их финансовой  отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года9;
     7) декларации о доходах учредителей  - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации10;
     8) анкеты кандидатов  на должности руководителей  исполнительных органов  и главного бухгалтера  кредитной организации,  заполняемые ими  и содержащие сведения:
     - о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
     - о наличии (отсутствии) судимости у них.
     В ст. 15 Федерального закона устанавливается, что при представлении Документов, перечисленных в ст. 14 Федерального закона, Банк России выдает учредителям  кредитной организации письменное подтверждение Получения от них  документов, необходимых для государственной  регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
     Принятие  решения о государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных Федеральным законом документов.
     После принятия Банком России решения о  государственной регистрации кредитной  организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.
     Неоплата  или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о  государственной регистрации кредитной организации.
     В целях оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированной кредитной организации корреспондентский счет в Банке России, реквизиты которого указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
     По  предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного  капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
     Кредитная организация обязана сообщать Банку  России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения. Сообщение о назначении нового руководителя и (или) главного бухгалтера должно содержать сведения, предусмотренные п. 8 ст. 14 цитируемого Федерального закона. Банк России в месячный срок дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных ст. 16 Федерального закона.
     Основания и порядок отказа в государственной  регистрации кредитной  организации и  выдаче лицензии на осуществление банковских операций предусмотрены в ст. 16 Федерального закона:
     1) несоответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым  к предлагаемым  кандидатам на  должности руководителей  исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимаются:
     - отсутствие у них высшего юридического  или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
     - наличие судимости за совершение  преступлений против собственности,  хозяйственных и должностных  преступлений;
     - совершение в течение года  административного правонарушения  в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
     - наличие в течение последних  двух лет фактов расторжения  с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;
     2) неудовлетворительное финансовое  положение учредителей кредитной  организации или невыполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
     3) несоответствие документов, поданных  для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
     Решение об отказе в государственной регистрации  и выдаче лицензии должно быть сообщено учредителям кредитной организации  в письменной форме. Оно должно быть мотивировано. Отказ в государственной  регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
     В ст. 17 цитируемого  Федерального закона предусматривается, что для государственной  регистрации кредитной  организации с  иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо документов, указанных в ст. 14 Федерального закона, иностранное юридическое лицо дополнительно представляет:
     1) решение о его участии в  создании кредитной организации  на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
     2) документ, подтверждающий регистрацию  юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
     3) письменное согласие соответствующего  контрольного органа страны его  местопребывания на участие в  создании кредитной организации  на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания. Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
     Кроме того, в ст. 18 Федерального закона устанавливаются  дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты. Кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являются недействительными, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
     Банк  России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.
     Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов рассматривается Банком России в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение Банка России на проведение указанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается разрешенной
     Банк  России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности
     Банк  России имеет право устанавливать  в Порядке, установленном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.
     В настоящее время действует "Положение  об особенностях регистрации кредитных  организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств  нерезидентов", утвержденное приказом ЦБР от 23 апреля 1997 года № 02-195.

Подраздел 2.2 Реорганизация  и ликвидация кредитной  организации11

     Реорганизация кредитной организации может  быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование.
       Каждая из них  имеет свои особенности,  однако, общим для  всех форм реорганизации  является следующее: 
     1. При всех формах реорганизации  кредитной организации с созданием  нового юридического лица ЦБ  РФ рассматривает вопрос о  выдаче им новых лицензий на  осуществление банковских операций;
     2. Кредитные организации уведомляют  ЦБ РФ о своей реорганизации  и представляют необходимые для  регистрации документы в течение  1 месяца со дня принятия решения  о реорганизации; 
     3. При реорганизации с кредитной  организации взимается регистрационный сбор;
     4. Информация о реорганизации публикуется  в «Вестнике Банка России». 
     При осуществлении слияния и присоединения  следует руководствоваться Положением Банка России от 30 декабря 1997 г. № 12-П  «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения».
     Слияние и присоединение  проводятся поэтапно и включают:
     - подготовка договора о слиянии  или присоединении; 
     -уведомление  территориального учреждения Банка  России по месту нахождения реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;
     -проведение  совещания представителей реорганизующегося  банка с представителями территориального учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т.п.;
     -проведение  общих собраний участников реорганизующихся  банков, где решаются вопросы  об утверждении договора о  слиянии или присоединении; 
     -уведомление  кредиторов реорганизуемых банков  о принятом общим собранием участников решении о реорганизации. Срок для такого уведомления - не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации;
     -проведение  общего собрания участников реорганизующихся  банков.
       Протокол этого собрания представляется  в территориальное учреждение  Банка России, в нем отражаются  следующие вопросы: утверждение  учредительных документов (при слиянии) или изменений в них (при присоединении); избрание исполнительных органов; решение о выпуске ценных бумаг; утверждение сводного баланса и т.п.;
     -представление  в территориальное учреждение  Банка России документов, связанных  с регистрацией банков. Срок представления  документов - не позднее 30 рабочих  дней с даты проведения совместного  общего собрания.
     За  регистрацию банка в случае реорганизации  в форме слияния взимается  сбор 0,01% от величины его уставного  капитала. Необходимо также представление заключения федерального антимонопольного органа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.