На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Поведение потребителя

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Тема 5: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 

    Сейчас уже практически ни  у кого не вызывает сомнений  особая экономическая роль потребителя,  который является одним из  главных действующих субъектов  рыночного механизма. 
     Именно решения отдельных потребителей  о приобретении того или иного  товара формируют в конечном  счете рыночный спрос.
     Выходя на рынок, потребитель  ставит перед собой цель максимально  удовлетворить свои потребности,  получить наивысшую полезность  от потребления какого-либо блага.
     В данной теме рассматривается  модель поведения потребителя,  который составляет  план поведения  в соответствии со своими предпочтениями  при заданных ценах на блага  и заданном бюджете. 
 

ВОПРОС 1. Полезность: совокупная и предельная. Потребительские  предпочтения. 

     Потребительское  поведение – это  процесс формирования  спроса отдельного  потребителя на  различные товары  и услуги.
    Поведение индивидуальных  потребителей зависит  от того, как удовлетворяются  их потребности  теми благами,  которые они приобретают  на рынке.
     Благо  в теории  потребления –  это любой объект  потребления, способный  доставить определенное  удовлетворение потребителю,  то есть повысить  уровень его благосостояния.
     Благами могут выступать   как  предметы, так и действия (в рыночной  экономике в данной связи различаются  товары и услуги). Важно отметить, что при этом не делается  различия между благами материального  и нематериального характера.
     Экономические решения  при выборе благ  продиктованы желанием  покупателя достичь  наибольшей выгоды  при имеющихся  возможностях.
     Эта выгода, представляющая  степень удовлетворения  потребностей, называется  полезностью (U – utility).
     Но здесь необходимо  сделать два замечания: 
1) понятия «полезность»  и «польза» не  являются синонимами.
    Например, произведения живописи могут быть бесполезными с практической точки зрения, но они обладают полезностью, т.к. удовлетворяют  наши потребности в положительных  эмоциях.
    2) полезность – это не объективное свойство блага, а субъективное отношение людей к ним.
    Полезность  одного и того же блага может быть разной для разных людей – например, очки для людей с испорченным  зрением и для людей со здоровыми  глазами; лыжи для людей Севера и  Юга.
     О происхождении самого термина  «полезность».
Его придумал и ввел в экономический оборот англ. Философ и социолог Иеремия  Бентам (1748-1832г.г.). Он изучал английское законодательство и пришел к идее его реформирования по принципу «наибольшее  благо для наибольшего числа». Бентам искал слова для выражения  понятия максимального блаженства.
     Все обычные слова, такие как  «удовольствие», «удовлетворение», «счастье»,  по его мнению , не подходили. И он придумал слово «полезность», и организовал общественное движение под названием «утилитаризм», призванное способствовать распространению этой идеи.
     Пройдя через века этот термин утратил свой первоначальный смысл и сегодня экономисты используют это понятие для определения цели, к которой стремится потребитель, осуществляя выбор среди экономических благ.
     Различают общую  и предельную полезность.
     Общая полезность  – это удовлетворение, которое потребители  получают от потребления  определенного набора  благ.
   Предельная  полезность  (MU) – это величина добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от использования еще одной единицы блага (при прочих равных условиях).
   Например, если кто-то собирает фильмотеку –  общую полезность будет характеризовать весь набор дисков и эта полезность будет возрастать с покупкой каждого нового диска.
   Предельная  полезность – это то удовлетворение, которое некто будет получать от последней покупки очередного диска.
   Графически  общая и предельная полезность могут  быть представлены следующим образом: 

     

   Т.о., функция общей полезности имеет  возрастающий характер, т.е. каждая дополнительная единица блага увеличивает общую  полезность до некоторой точки насыщения.
   Каждая  следующая единица приносит меньшее  увеличение общей полезности, чем  предыдущая. По мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к  уменьшению.
   Появляется  вопрос о том, как можно измерить величину предельной полезности?, то есть определить, насколько увеличилось или уменьшилось удовлетворение потребителя от приобретения дополнительной единицы блага.
   Экономисты  уже много лет пытаются это сделать и пока безуспешно. Но все же некоторые подходы в решении этого вопроса существуют.
   В поисках единицы  количественного  измерения предельной полезности благ выделилось два направления:
   Первое – кардиналистское, когда каждый потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки этого блага.
   Авторами  количественной теории полезности, исходящей  из гипотезы о возможности прямого  измерения полезности различных  благ, являются У.Джевонс, К.Менгер и Л.Вальрас. Эта теория была разработана ими в 70-х гг. ХIХ в. К ней благосклонно относились многие экономисты, в том числе и А.Маршалл. Были и противники, которые соглашались с правильностью ее принципиальных положений, но отмечали ряд недостатков. Основной недостаток -  невозможность использования теории на практике из-за отсутствия надежного и объективного инструмента измерения субъективной полезности благ.
   Для этого они вводят специальную  единицу измерения – ютиль .
   Общая полезность измеряется по формуле:
   TU = ? ui ,
   где ui – полезность i – той единицы блага в ютилах; n – количество единиц данного блага.
   Предельная  полезность рассчитывается по формуле:  MU = ?TU/?Q.
   Второе  направление – ординалистское. С его помощью можно выяснить уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, но нельзя определить саму эту степень удовлетворения.
   Порядковая  теория полезности, предложенная В.Парето и И.Фишером позволила преодолеть противоречия, с которыми столкнулась количественная теория.
   Порядковый  подход основан на менее жестких  предпосылках, чем количественный. Он не требует измерения полезности в абсолютных единицах.
   Если  вернуться к примеру с домашней видеотекой: будет ли одинаковой в  процессе ее формирования полезность 10-го диска и 54-го?. Очевидно, что нет. Так по мере накопления дисков острота потребности будет падать. Соответственно, полезность 54-го диска будет меньше, чем 10-го.
   На  основе порядкового  подхода можно  сделать следующий  вывод:  полезность блага зависит от количества потребляемых единиц этого блага.
   Это можно записать в виде следующей  функции: U = ? (х), где х – количество единиц потребляемого блага.
   Если  потребление других благ остается неизменным, то по мере насыщения  потребности в  этом благе удовлетворение от потребления последующей  его единицы снижается.
   Это относится ко всем товарам и рассматривается  как закон убывающей  предельной полезности.
   Теоретическое обоснование принцип убывающей  предельной полезности находит в  основном психо-физиологическом законе Вебера-Фехнера, согласно которому раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенного времени, сопровождаются снижением интенсивности ощущений (макивара – доска, обмотанная рисовой соломой; футболисты, хоккеисты).
   Снижение  предельной полезности связано с  уменьшением субъективной оценки потребителем единицы блага, когда возрастает количество приобретаемых единиц этого  блага.
   Иными словами, чем большее количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению  дополнительных единиц этого же продукта.
   Наиболее  наглядно это видно на примере  товаров длительного пользования. Например, если человек не имеет  компьютер, потребность в нем  может быть очень большой. Желание  иметь 2-ой компьютер уже ослабевает.
   Порядковый  подход базируется на нескольких аксиомах, которые остаются в силе для большинства людей в большинстве ситуаций.
   1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений: потребитель всегда может сказать, как он относится к сравниваемым наборам благ. Это означает, что либо он предпочитает один набор другому, либо они для него равнозначны.
   Поэтому для любых 2-х наборов А и В всегда могут быть 3 варианта:
   а) А > В  -  А предпочтительнее набора В;
   б) А < В  -  А менее  предпочтительнее В;
   в) ? В*А   - потребителю все равно, он безразличен в выборе.
   Говоря  об упорядоченности предпочтений, как  и в последующих аксиомах, следует  иметь в виду, что игнорируется стоимость приобретаемых наборов. Если набор А предпочтительнее набора В , это вовсе не означает, что  стоимость набора А меньше стоимости набора В. Мы можем предпочитать отдых на Багамах, но на каникулах поедем в деревню к родственникам, т.к. это дешевле.
   2. Аксиома транзитивности предпочтений: то есть предпочтения потребителя последовательны и всегда можно перенести предпочтения с одного набора благ  на другой.
   Если А > В, а В > С, то > А > С;
   Если А ? В, а В ? С, то > А ? С.
   Если  «Жигули» предпочтительнее «Москвича», а «Москвич» предпочтительнее «Оки», то «Жигули» предпочтительнее «Оки».
   3. Аксиома ненасыщаемости потребностей: все товары желательны, но не учитывая их стоимости потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему.
   Если  набор А включает большее количество товаров, чем набор В, то он будет предпочтительнее. То есть, лучше то, что больше.
   4. Аксиома независимости потребителя: удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ, и не зависит от количества благ, потребляемых другими.
   5. Аксиома рефлексивности: при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.
   Под все эти аксиомы не подходят антиблага – блага, обладающие отрицательной полезностью, когда потребление этого антиблага не увеличивает, а сокращает уровень благосостояния данного потребителя (например, потребление наркотиков, трансгенных продуктов и т.д.).
   Но  в теории потребления анализируется  поведение разумного, рационального  человека, который стремится максимизировать  общую полезность. 
 
 
 

   ВОПРОС 2. Кривые безразличия. Карта безразличия. 

   При порядковом подходе для исследования поведения потребителей пользуются понятием кривой и карты безразличия.
   Этот  метод был предложен итальянским  ученым В.Парето в начале ХХ в.,  а затем в 1939 г. был дополнен англ. экономистом Дж. Хиксом.
   В основе метода лежит геометрическое совмещение 2-х типов кривых –  так называемой бюджетной линии  и собственно, кривых безразличия.
   Недостаток  графических методов – двухмерность пространства. Поэтому анализ ограничивается двумя благами в наборе. Но основные выводы распространяются на любое количество товаров в наборе.
   Если  выполнены все  аксиомы, то потребитель  может всегда указать, что два набора либо равноценны, либо один набор предпочтительнее другого.
   Эта информация может  потом использоваться для классификации  всех возможностей потребительского выбора.
   Чтобы показать это графически, предположим, что имеется только 2 товара:
   (1) – одежда (Х) и
   (2) – продукты питания (У), доступные  для потребителя.
   Наборы  дадут сочетание продуктов питания  и одежды, которые человек захочет  приобрести.
                                                      Покажем эти наборы на графике.  Набор А
   ( 20х; 30y) предпочтительнее набора Е (10х; 20 y).          

                                                    
                                                      Набор Д (30х; 40у ) предпочтительнее  набора А   (20х; 30у) – исходя из аксиомы ненасыщаемости.
   Так можно сравнить все наборы на заштрихованных участках с набором А, так как они содержат или больше, или меньше товаров Х и У.       
   Но  сравнение набора А с наборами В и С требует большей информации об их оценке потребителем, т.к. набор В содержит больше товаров У, но меньше товаров Х, чем набор А; а набор С – наоборот.
   Эту дополнительную информацию дает график кривой безразличия, которая проходит через точки В, А, С.
   Кривая  безразличия – это совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.
   Потребитель безразличен к  выбору наборов, которые  представлены на кривой. Они равноценны.
   То  есть, потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 3 единиц продуктов питания (из В в А) и получив 2 единицы одежды. Точно также он может отказаться от 1,5 единиц продуктов питания, чтобы получить 3 единицы одежды, перемещаясь от набора А к С.
   Кривая  безразличия имеет  следующие свойства :
   1) Она всегда имеет  отрицательный наклон.
   Объясняется это тем, что для  потребителя товары Х и У обладают определенной полезностью, и чтобы переходя от набора В к набору А сохранить общую полезность, увеличить потребление товара Х можно только при условии сокращения потребления товара У.
   Иными словами, между двумя наборами благ существует обратная зависимость. А  любая кривая, выражающая обратную связь переменных имеет нисходящий вид.
   Отрицательный наклон кривой безразличия можно  доказать еще иначе: предположим, что  кривая безразличия идет вверх >  от А к Д.
   Но  тогда это противоречит предположению, что, чем больше товаров в наборе, тем лучше.
   Так как набор Д содержит больше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть набору А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А.
   2) Кривая всегда  вогнута по отношению  к началу координат  и по мере удаления  от середины она  становится менее  крутой.
   Это говорит о том, что готовность потребителя  к замещению одного товара другим по мере перемещения вверх  по кривой уменьшается.
   Например, если мы будем рассматривать набор  В.
   Для потребителя продукты питания более  ценный товар, чем одежда.
   Чтобы увеличить потребление одежды, он должен заплатить сокращением потребления  продуктов питания. Перемещаясь  по кривой потребитель готов отдать все меньше  и меньше товара У для увеличения Х.
   Поэтому кривая безразличия вогнута, то есть неравномерна по готовности замещения  одного товара другим.
   Названные характеристики относятся  к кривой безразличия, если оба товара являются нормальными благами.
   Но  возможны несколько  частных случаев:
   А) оба товара являются антиблагами ( MU<0)
   Б) оба товара являются нейтральными. Добавление в набор одного из них не изменяет общей полезности, а MU = 0.
   В) набор смешанного типа, когда при  малом объеме потребления (А) товары являются благами, а при большом  – антиблагами.
   Практически все пищевые продукты относятся  к такому типу: начиная с некоторого момента наступает «переедание» и потребление дополнительной единицы продукта сокращает общую полезность (например, мороженое).
   Г) блага, образующие комплект (например, левый и правый сапог. MU=1).
   Люди  всегда идут на компромиссы, когда делают выбор между товарами. Чтобы количественно  определить объем товара, которым  потребитель готов пожертвовать ради другого, рассчитывается показатель предельной нормы замещения одного товара другим (MRSx,y).
   MRSx,y  - это норма, в соответствии с которой одно благо можно заменить на другое без изменения общей полезности набора.
   Чтобы сделать дальнейшие выводы, построим график и рассчитаем MRS.
   
   Двигаясь  от набора В к набору А потребитель готов
   отказаться  от -2 единиц товара У, чтобы на единицу
   увеличить потребление товара Х > MRS = (30 – 50) / (20 – 10) = - 2/1
   от  набора А к С: предельная норма замещения (MRS)
   равна -1 и т.д.
   Из  расчетов можно сделать  следующие выводы: (СЛАЙД 4)
   1) алгебраические значения  MRS всегда отрицательны, т.к. абсолютные приращения ?Х и ?У имеют разные знаки;
   2) величина MRS зависит от конкретной точки кривой безразличия, где проводится измерение MRS;
   3) величина MRS в конкретной точке определяется наклоном касательной, проведенной к кривой безразличия в этой точке (через tg угла).
   По  мере продвижения  по кривой безразличия  вниз или верх абсолютные значения MRS начинают уменьшаться. Это отражает правило уменьшающейся MRS:
       чем меньше единиц одного блага имеет человек, тем труднее ему отказаться от еще одной дополнительной единицы этого блага и тем больше потребуется другого блага, чтобы компенсировать потерю первого.
   Предельную  норму замещения  вдоль кривой безразличия  можно связать  с предельными  полезностями товаров  Х и У.
   Изъятие товара У в размере - ?У из набора приносит потребителю ущерб. Потеря полезности составит -?У * MUy. Утраченная полезность должна быть возмещена приростом полезности за счет увеличения потребления товара Х, то есть ?Х*MUх. И тогда >
   -?Y * MUy = - ?Х * MUx  
 
-?Y / ?Х = MUx / MUy = MRSx,y

   Кривая  безразличия может  быть проведена через  точку, соответствующу. Любому набору на графике.
   Набор кривых безразличия  образует карту безразличия – она представляет способ описания предпочтений потребителя.
   
   Свойства  карты безразличия:
   1) каждая кривая  безразличия на  карте соответствует  различной величине  совокупной полезности ;
   2) кривые безразличия  не пересекаются.
   
   Чтобы доказать это, предположим обратное: две кривые безразличия пересекаются в точке С, она общая для обеих кривых.
   Поскольку набор С находится на кривой U1, потребитель не будет различать набор А и К ( Uк = Uа).
   Аналогично  - набор А на кривой U2 вместе с набором С, поэтому потребитель не будет делать различия между А и С ( Ua = Uc ).
   Отсюда  вытекает, что потребитель также  не различает К и А, то есть
   Uс = Uк
   Uс = Uа      >    Uс = Uк = Uа.
   А по графику полезность набора К больше полезности набора А, чего не может быть. 

     ВОПРОС 3. Бюджетные ограничения. 

     Кривые  безразличия отражают систему предпочтений индивидуума, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть ограниченность ресурсов (а именно бюджета).
     Все доступные конкретному  покупателю товарные наборы могут быть выражены с помощью  бюджетной линии, если ее поместить  в ту же систему  координат, что и  кривую безразличия.
     Предположим, потребитель располагает доходом  в 40 ден.ед., которые он может потратить на одежду и питание за определенный фиксированный отрезок времени.  

Наборы  благ Питание (Х) Рх = 1
Одежда (У) Ру = 2
Общий расход
 А 0 20 40
В 10 15 40
С 20 10 40
Д 30 5 40
Е 40 0 40
 
 
     Отложим все значения таблицы на осях Х  и У, соединим точки А и Е прямой линией.
     
     Полученная  прямая носит название бюджетной линии или линии бюджетного ограничения (АВСДЕ).
     Каждая  точка бюджетной  линии показывает, какой набор товаров  Х и У может приобрести покупатель, располагая ограниченным бюджетом.
     Уравнение бюджетной линии  имеет вид:
     I = Рх* Х + Ру * У,                                                                         ( 1 )
     где I – доход потребителя,
            Рх – цена товара Х,
            Ру – цена товара У,
            Х – количество  приобретаемых единиц  товара Х,
            У - количество  приобретаемых единиц  товара У.
     Для исследования свойств  бюджетной линии  уравнение (1) запишем  как уравнение  прямой линии: у = а – вх      > 

     У = I / Ру – Рх / Ру * Х                                                                                                                      ( 2 )
       

     Свойства  бюджетной линии:
     1)  I / Ру – это точка пересечения бюджетной линии с осью У. Она показывает максимально возможный объем потребления товара У.
     2) Рх / Ру – угловой коэффициент бюджетной линии, который является отрицательным соотношением цен 2-х товаров. Его величина показывает норму замещения товаров, при условии, что общая сумма денег, затраченных на покупки, остается неизменной ( MRS = - Рх / Ру).
     3) При изменении  дохода потребителя  бюджетная линия  смещается параллельно  вверх-вправо или вниз-влево (при условии, что цены товаров Х и У остаются неизменными).
     Из  уравнения линейной функции следует, что при изменении дохода меняется длина отрезка, отсекаемого на оси  ординат, но угол наклона остается неизменным, так как цена ни одного из товаров не изменяется.
     Поэтому при изменении дохода происходит параллельный сдвиг линии влево  или вправо в зависимости от того увеличивается или уменьшается  доход.
     4) Изменение цены  товара Х сместит  бюджетную линию  вдоль оси Х  либо по, либо против  часовой стрелки,  не изменяя точки  ее пересечения  с осью У (аналогично, если меняется цена товара У).
     Предположим, цена товара Х сократилась, а цена товара У и доход потребителя остались неизменными. Тогда отрезок , отсекающий на оси ординат остается неизменным, а угловой коэффициент изменяется (уменьшается).
       

     ВОПРОС 4. Оптимальный выбор  потребителя. 

     Цель  любого потребителя – осуществлять покупки таким образом, чтобы  обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
     Чтобы достичь оптимума, необходимо выполнение 2-х  условий:
     1) Оптимальный набор должен находиться на бюджетной линии.
     Если  мы будем рассматривать любой  набор, расположенный ниже бюджетной  линии, то часть дохода потребителя  останется неизрасходованной. Можно  предположить, что потребители откладывают  часть дохода для будущего потребления.
     Но  это означает, что выбор сделан не просто между товарами Х и У, а между этими товарами в настоящем и в будущем. Но здесь мы упрощаем ситуацию, предполагая что весь доход расходуется в настоящее время.
     Любой набор, расположенный выше бюджетной  линии, не может быть закуплен, так  как это не позволяет сделать  ограниченный бюджет.
     2) Этот набор должен  предоставить потребителю  наиболее желаемое  сочетание товаров  и услуг.
     Исходя  из этого на бюджетной линии необходимо найти точку, где потребности покупателя удовлетворяются максимально.
     Графически  проиллюстрируем решение проблемы потребительского выбора.
       

     Любой набор потребительских благ, находящийся  на кривой безразличия (3), обеспечивал  бы потребителю самую высокую  степень удовлетворения потребностей. Но ни один из них недоступен, так как бюджетная линия лежит ниже кривой.
     Рассмотрим  кривую безразличия (1). Набор (А), хотя и  соответствует полному использованию  бюджета, все равно не является наиболее предпочтительным выбором, потому что  перераспределение дохода, при котором  больше тратится на товар Х и меньше на товар У, может увеличить степень  удовлетворения потребностей (полезность наборов Е,В,С одинакова).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.