На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие рынка производства игрушек

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


развитие 

Введение 

1. Тенденции  развития рынка и ассортимента  игрушек 

1.1 Состояние  мирового рынка торговли игрушек 

1.2 Тенденции  развития ассортимента игрушек 

1.3 Особенности  формирования ассортимента игрушек  в России 

1.4 Факторы, влияющие  на формирование ассортимента игрушек 

1.5 Показатели  ассортимента игрушек и возможности  их управления 

2. Характеристика  ассортимента игрушек в торговле 

2.1 Торговая классификация  игрушек 

2.2 Характеристика  ассортимента игрушек, реализуемых  в фирменных и универсальных магазинах 

2.3 Характеристика  ассортимента игрушек, реализуемых  на оптовых и розничных рынках 

2.4 Критический  анализ состояния ассортимента  игрушек в торговле 

Выводы и предложения 

Список используемой литературы 

Введение 
 

Игрушки - изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важнейшая роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству. 

Игрушки и игры на всех этапах развития общества отражали в своеобразной форме материальную и духовную жизнь людей. Велико идейно-воспитательное значение игрушек в формировании личности ребенка. Макаренко говорил, что в жизни ребенка игра имеет такое же значение, какое у взрослого работа, творческая деятельность. Поэтому игрушки должны служить средством познания мира ребенком, воспитывать патриотизм, рождать мечту, развивать мысль. 

Именно с помощью  игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. 

Играя, ребенок  осваивает различные способы  действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений. 

Ассортимент игрушек  чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних  достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом. 

Цель данной работы - исследовать современные  тенденции развития и формирования ассортимента игрушек. 

Задачи исследования: 

- Рассмотреть  состояние мирового рынка торговли  игрушек; 

- Рассмотреть  тенденции развития и особенности  формирования ассортимента игрушек; 

- Выяснить: состояние  ассортимента игрушек в торговле; 

- Сделать выводы. 

1. Тенденции  развития рынка и ассортимента  игрушек 
 

1.1 Состояние  мирового рынка торговли игрушек 
 

В последние  годы наблюдается активный рост рынка  товаров для детей. Российский рынок  игрушек считается одним из самых  перспективных и оценивается в 500 млн. долларов США, в то время как мировой рынок игрушек оценивается почти 90 млрд. долларов США. По оценкам «Национальной ассоциации игрушечников России» весь объем российского рынка игрушек (в розничных ценах) составляет менее 1% от мирового объема продаж игрушек. 

Рисунок 1. Доля российского рынка в объеме мирового рынка игрушек 

Несмотря на столь незначительную долю, российский рынок игрушек стабильно растет примерно на 25-30% в год. Специалисты  связывают это явление с тем, что показатель рождаемости и благосостояния населения за последние годы увеличивается. Однако увеличение доли отечественной продукции на рынке происходит менее быстрыми темпами. 

Наиболее крупным  производителем игрушек для детей  является Китай. На его долю приходится 70% игрушек, представленных на российском рынке. Несмотря на то, что китайцам принадлежит большая доля российского рынка игрушек, теперь растет популярность игрушек из Восточной Европы и по-прежнему ведущие позиции на нем принадлежат иностранным производителям. На втором месте по производительности Европа (Польша, Германия, Испания) она поставляет 20% игрушек на российский рынок. На долю российских производителей приходится около 10% производимых игрушек (см. рис. 2). 

Рисунок 2. Доли страны-производителей игрушек на российском рынке 

На российском рынке представлены различные виды игр и игрушек, его структура  выглядит в настоящее время следующим  образом: 40% занимают куклы и всевозможные плюшевые звери, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 8% - технические игрушки и 10% - настольные игры и паззлы (см. рис. 3). Современный потребитель все большее внимание уделяет развивающим играм, а популярность моделей технических средств (самолетов, танков) падает. То же можно сказать и об электрических железных дорогах. По данным Академии конъюнктуры промышленных рынков, производство пластиковых игрушек катастрофически не успевает за спросом, и получается, что на каждые 7 импортных кукол приходится одна российская. Российский рынок на 80% заполнен импортными конструкторами, на 75% импортными настольными играми и на 65% куклами иностранного производства. 

Рисунок 3. Структура  российского рынка игрушек 

Мягкие игрушки  российского производства дешевле  китайских на 10-15%, но их заказывают в основном магазины небольших городов. Самые дорогие привозные игрушки - западные. Товары транснациональных корпораций и производителей из Испании, Германии, Италии, по данным агентства исследований, имеют свои стабильные 20% российского рынка игрушек, и революции в этом сегменте не ожидается из-за того, что цены здесь кусаются. Средняя ниша заполнена товарами из Польши и других стран Восточной Европы. 

Существуют малопопулярные ниши, где еще не очень активно  ведут себя иностранные игроки. Это  развивающие, интеллектуальные, музыкальные, настольные, спортивные игры. Чтобы поднять долю отечественной продукции на российском рынке игрушек отечественным производителям следует обратить внимание и заняться освоением именно этих сегментов рынка игрушек. 

Основными покупателями игрушек являются родители, имеющие детей от 0 до 6 лет. В несколько меньшей степени родители младших школьников 7-9 лет (см. рис. 4). Подростков игрушки интересуют меньше всего. Поэтому многочисленный сегмент подростков является для производителей игрушек менее перспективным, чем понемногу растущий по численности сегмент детей младшего возраста. 

Рисунок 4. Доли покупателей игрушек 

При покупке  игрушек родители руководствуются  различными факторами. Для родителей  имеющих детей до 3 лет самым  важным фактором является безопасность изделия (безопасность материалов, из которых игрушка изготовлена). Следом по важности идет развивающие функции игрушки и предпочтения ребенка. По мере взросления ребенка на первый план выходят желания ребенка и развивающие возможности игрушки. 

Сейчас более 60% детских покупок совершается на специализированных рынках. И только 30% родителей покупают товары в детских магазинах (см. рис. 5). Причиной тому служит недостаточный доход родителей и высокие цены в детских магазинах. Таким образом, потребитель со средним достатком давно ждет возникновения магазинов "нового типа" т. е. магазинов доступных по цене и соответственного качества. И пока что время для появления компаний, которые решили бы эту задачу, вполне благоприятно, так как рынок детских товаров еще находится в стадии формирования. 

Рисунок 5. Места  совершения детских покупок 

1.2 Тенденции  развития ассортимента игрушек 

На протяжении последних лет происходит активный рост рынка детских товаров, в  частности, быстро развивается рынок  игрушек и игр. 

Значительное  и понятное влияние на покупку игрушек оказывает уровень дохода родителей. Доля покупателей игрушек среди обеспеченных семей в 2 раза превышает долю покупателей среди менее обеспеченных слоев. Стремительный рост затрат на игрушки говорит о том, что с ростом доходов населения рынок игрушек будет активно расти и прежде всего в стоимостном выражении. 

При сравнительно постоянном интересе к категории  кукол растет доля покупателей различных  аксессуаров для них: домиков, мебели, одежды. Все более охотно родители покупают своим детям игрушки с развивающими функциями: конструкторы, паззлы, мозаики. 

Дети все раньше начинают знакомиться с новыми видами игрушек. Все больше родители предлагают малышам до трех лет паззлы, мозаики, конструкторы, лото, кукол с большим  набором аксессуаров и другие достаточно сложные игрушки. Для мам детей до 3 лет наиболее важными факторами являются безопасность изделия для ребенка (в т.ч. безопасность материалов, из которых игрушка изготовлена), развивающие функции игрушки и предпочтения ребенка. Ситуация, когда родители стремятся предложить маленькому ребенку широкий выбор игрушек с целью стимулировать его развитие, является очень привлекательной для производителей и обуславливает высокую перспективность этого сегмента рынка. 

Когда ребенок  подрастает, выбор игрушки перестает зависеть только от родителей. Как показывает исследование "Новое поколение", около 40% 4-6- летних детей выбирают игрушки в основном самостоятельно, еще 40% - вместе с родителями и другими родственниками. Для производителей игрушек и оптовым продавцам игрушек такое положение вещей является достаточно сложным, поскольку детские вкусы крайне изменчивы. Год от года дети меняют свои увлечения и своих кумиров, будь то герои мультфильмов, киноактеры или музыкальные группы. Отечественные производители товаров для детей должны быстро адаптироваться к новым потребностям своей целевой аудитории, чтобы остаться привлекательными для потребителей. 

Производство  детской игрушки - это бизнес с  многомиллионными доходами. И, как в  любом серьезном бизнесе, конкуренция за детское внимание и родительские карманы идет нешуточная. Отечественные производители с трудом успевают в этой гонке. Есть очень перспективные разработки хорошего технологического уровня. А самое главное - они делаются именно для российских детей. Помимо привычных, хоть и модернизированных игрушек, на рынке появилось много новинок, в которых нашли отражение новые педагогические и психологические теории. Такие игрушки получили обобщенное название "развивающие игры". 

Этот сегмент отрасли находится сегодня на начальной стадии формирования. Его потенциал велик, а темпы роста высоки и стабильны. Огромный, большей частью неудовлетворенный потребительский спрос и низкая конкуренция в сегменте качественных товаров открывают большие возможности для предприятий игропрома. Динамичный и молодой российский рынок развивающих игрушек стремительно привлекает как все большее число торговых компаний со всего мира, так и отечественных производителей. По оценкам специалистов, ежегодный рост данного рынка составляет 20-25%. 

Сегодня во всем мире лидерами продаж являются именно развивающие товары для детей, в  том числе и настольно-печатные игры. В Европе культура игр находится  на высоком уровне, там есть различные  ассоциации, клубы, премии в данной области. 

Родители стремятся  выявить способности малыша и  начать их активно развивать с  того момента, как только он появился на свет. Это обстоятельство значительно  расширяет круг потенциальных покупателей  и приводит к росту спроса на игрушки  с "полезными" для развития маленького человека свойствами. Ведь уже с первых месяцев жизни ребенок учится хватать, держать разные предметы, реагирует на звуки и т.д. Значительную долю на рынке развивающих игрушек занимает продукция иностранного производства. Под маркой Aqua Doodle на рынке представлены обучающие коврики из ткани, бумаги или полиуретана, на которых можно рисовать карандашом, наполненным водой. В течение 5 минут все рисунки ребенка исчезают. В комплект могут входить печать, трафареты, роллер, рисующий рельсы и паровозик, который путешествует строго по рельсам. Такой коврик формирует собственный мир ребенка, развивает его внутренний потенциал, помогает самообучению, познанию мира. Также он развивает усидчивость, уверенность, воображение, логику, творческие и артистические навыки. 

Покупатель сегодня  ждет уникальных и интересных игрушек. Родители с их помощью хотят развивать  своих детей и общаться с ними. По мнению специалистов, рынок развивающих  игрушек и игр сегодня еще  не наполнен, и его насыщение произойдет не раньше чем через 5-6 лет. 

Емкость национального  рынка детских игрушек и развитие потребительского спроса обеспечивают ему высокие темпы роста - не менее 20 - 25% ежегодно. В условиях зависимости  рынка от уровня доходов населения  и социальной ситуации отечественный характер отрасли имеет значительную региональную дифференциацию. Наиболее развитыми являются рынки Москвы, СПб и другие промышленно-развитые города. Доля национального производителя и оптового продавца детских игрушек на рынке примерно 10%. Наряду с этим детские товары, российского производства, идущие на экспорт, конкурентоспособны за рубежом. Значит, отечественные детские игрушки могут конкурировать и на российском рынке. Внимание государства к проблемам отрасли, а также прямая поддержка российского производителя, приведут к увеличению доли российских детских игрушек в стране. 

В некотором  виде брендом можно считать сегмент  «мягкие игрушки для детей», который  по темпам своего развития опережает  другие рыночные товары. 

Потребительские предпочтения формируются в основном через восприятие родителей о полезности детских игрушек. Приоритетом пользуются, прежде всего, зарубежные бренды. 

Сегодня на смену  традиционным игрушкам приходят интерактивные  товары. Кроме того, существуют такие  ниши, как развивающие игрушки, интеллектуальные, музыкальные, настольные и спортивные игры, где не очень активно ведут себя участники рынка. 

Широко используются форматы многопрофильной торговли. В целом, можно заключить, что  отечественный рынок детских  игрушек на сегодняшний день имеет большую инвестиционную привлекательность, а выход на рынок обеспечивает инвесторам хорошую перспективу ведения очень эффективного бизнеса. 

Тенденции развития ассортимента игрушек во многом обусловлены  особенностями поведения потребителей. «Во-первых, большинство родителей готовы заплатить за более дорогие товары и получить моральное удовлетворение от сознания того, что ребенок «получил самое лучшее». Во-вторых, спрос на детские товары слабо зависит от цены: если взрослый человек может отложить покупку какой-то вещи для себя, то детскую вещь он вынужден покупать в любом случае». Эксперты связывают перспективы рынка детских товаров именно с последним фактором: дети растут, требуя ежегодного обновления гардероба и обеспечивая оборот рынка. Расходы на детей слабо зависят от уровня дохода семьи, за исключением очень бедных и очень богатых семей. 

На рисунке 6 представлен рост затрат в России на покупку игрушек за период 2000-2003 гг. 

Рис. 6. Рост затрат на покупку игрушек с 2000 по 2003 г. 

Исследование показало, что чем беднее семья, тем больше денег в процентном отношении она тратит на ребенка. В некоторых семьях эта статья расходов превышает расходы на питание, а в ряде семей на ребенка уходит более 70% всех доходов. 

Вместе с тем  большинство семей к этому стремится, поскольку у потребителей высокая цена на этом рынке ассоциируется с высоким качеством товара. «Рынок детских товаров -- закрытый рынок. Здесь нет сравнительных исследований качества различных товаров. Вернее, они есть и публикуются в специализированных журналах. Но российские родители их не читают и при выборе товара ориентируются в первую очередь на цену. Кроме того, очень большую роль играют эстетические качества, которые служат еще одним индикатором качества». 

Постепенно детская торговля движется в сторону цивилизованных форм. На рынке появляется больше брендов, в первую очередь это касается рынка игрушек. До сих пор довольно большую долю рынка составляли игрушки без определенной марки (машинки, куклы, плюшевые игрушки и т.д.), присутствие марок было ограничено несколькими известными игроками. Сейчас все больше мировых брендов появляется на российском рынке, тем самым вытесняя небрендовую низкокачественную игрушку. 

Формирование  способностей умственного развития индивида начинается с детства, и основным помощником при этом являются игры и игрушки, в которые играет ребенок. Игра является фундаментом социальных отношений. 

На современном  этапе эволюции игрушечной индустрии, основополагающим является разработка продукции, целью которой является воспитание умственно здорового поколения. 

Необходимо переходить к новой концепции управления деятельностью игрушечной индустрии. Ее сущность -- в рассмотрении производимой продукции с точки зрения ее влияния  на поведение человека во взрослой жизни. Задача маркетингового управления при этом заключается в проведении такой политики, когда целью всей деятельности предприятия становится наилучшее удовлетворение растущих запросов и потребностей покупателей с учетом отражения на поведении ребенка в текущий момент времени и в будущем. 

Что же меняется при данной точке зрения? Если раньше предприятие удовлетворяло текущие  потребности потребителя, то на современном  этапе идет ориентация на формирование личности ребенка и формирование его будущих потребностей как высокоразвитого и умственно здорового индивида. Результатом данной деятельности может стать получение конкурентных преимуществ и повышение лояльности потребителей. 

Таким образом, изменяется система взглядов на потребителя -- ребенка: пытаются удовлетворять его потребности не на сей день, а в будущем, формируя их. 

Нельзя отрицать влияние игрушки на поведение  индивида во взрослой жизни. Различные  исследования показывают, что если в детстве ребенок предпочитал  играть в военные игрушки, то и  во взрослой жизни у него остается склонность к агрессии, в то время как ребенок, игравший в развивающие игры, повзрослев, интересуется больше интеллектуальной деятельностью и менее склонен к разврату и насилию. Так, например, в Швеции и Японии вообще запрещены военные игрушки, а в Германии и Испании запрещена реклама таких игрушек. 
 

Конечно, если снижать  производство военных игрушек и  игр с элементами насилия, это  не означает, что дети, став взрослыми, не будут в своей жизни использовать элементы насилия и агрессии. Но не исключено, что сменится не один десяток поколений и значительно уменьшиться насилие в мире. 

По сути, новая  игрушка -- это новая психологическая  и педагогическая идея, новое техническое  устройство и оригинальное произведение дизайнерского искусства. Игрушки, которые причиняют вред полноценному развитию ребенка, препятствуют воспитанию нравственных качеств ребенка, тоже несут в своей сущности новую идею. Но никто, кроме государства, не может предотвратить введение данных игрушек на рынок. Потребитель может покупать товар, который принесет ему вред. Более того, данная категория товаров может пользоваться повышенным спросом. Удовлетворяя потребности потребителей, предприятия, производящие, к примеру, военные игрушки и игры с элементами насилия, наносят непоправимый ущерб психическому здоровью малышей, и их продукция является первопричиной проявления агрессии и насилия у взрослого населения в будущем. Спустя неопределенное время общество на себе ощутит весь причиненный вред, и начнется борьба по ограничению оборота на рынке данных товаров на уровне власти. 

Поэтому со стороны  государственных органов необходимо отслеживать целесообразность идеи, которую в себе несет та или  иная игра и игрушка, функциональные свойства, характеристики, предназначение. Только на уровне государственной идеологии, национальных ценностей возможно формировать потребности потребителей и приучать общество к полезным и необходимым продуктам. 

1.3 Особенности  формирования ассортимента игрушек  в России 
 

Формирование  ассортимента игрушек в России представляет собой разработку и установку в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих их совокупность для торговли на данном объекте - торговом предприятии. 

С помощью формирования ассортимента решаются важные взаимосвязанные  задачи в сферах производства и обращения. 

Путем установления ассортимента предприятие определяет специализацию и концепцию своей  деятельности, создает нужные источники  с расчетом на выпуск товарной продукции  соответствующего качества с относительно низкой себестоимостью их производства. Это способствует лучшему использованию материально-технической базы, времени работников, совершенствованию коммерческо-хозяйственных связей. 

Объем и структура  производимой продукции, оптового и  розничного товарооборота, качество коммерческо-хозяйственных показателей находится в прямой зависимости от формирования ассортимента товаров и обеспечение его относительной устойчивости. 

Формирование  товарного ассортимента игрушек  является одним из средств или  методов управления ассортиментом: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные товары, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. 

Рынок требует, чтобы в каждом звене движения товара, особенно на предприятиях оптовой  и розничной торговли, был представлен рациональный ассортимент игрушек. Добиться этого весьма сложно, поэтому первоначально надо стремиться иметь обязательный ассортимент (ассортиментный минимум). При этом следует учитывать конкретные условия: специфику и особенности товарных групп, отдельных видов товаров, объем и структуру товарооборота, размеры складских и торговых площадей. Постоянное наличие в продаже товаров обязательного ассортимента в определенной мере может служить гарантией обеспечения потребителей соответствующими товарами. Следовательно, необходимо вести постоянную работу по обеспечению устойчивости обязательного ассортимента, так как отсутствие в продаже в данное время конкретного товара, по существу, означает отказ покупателям в удовлетворении их спроса. 

Обязательный  ассортимент, надлежаще сформированный, имеет огромное значение для всей оперативно-торговой деятельности конкретного торгового предприятия. Он вносит организованность в работу предприятия, служит ее главным стержнем. Вместе с тем обязательный ассортимент не всегда отражает возможности продавца, а также потребности в товарах. На практике довольно часто встречаются торговые предприятия, где ассортиментный минимум составлен из товаров, который легче всего приобрести для обеспечения стабильного ассортимента. Однако в угоду ассортиментному минимуму торговые склады могут заполняться игрушками, не пользующимися достаточным спросом. Поэтому обязательный ассортимент должен носить переменный характер, периодически пересматриваться. 

Относительная устойчивость достигается путем надлежащего контроля за состоянием ассортимента, т.е. необходимо систематически проверять наличие товаров к реализации, определять соответствующие показатели. В частности, такими показателями может служить коэффициент устойчивости ассортимента, выражающийся отношением фактического ассортимента к обязательному. Этот коэффициент можно определить как по торговому предприятию в целом, так и по отдельным товарным группам. Такой коэффициент целесообразно устанавливать по видам товаров и отдельно по их разновидностям. В первом случае фиксируется степень устойчивости ассортимента товаров, не заменяемых в потребительском спросе, во втором - взаимозаменяемых товаров. 

Ассортимент товаров  должен формироваться с учетом следующих  принципов: 

- Отражение в  ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей товаров; 

- Обеспечение  комплектности в выборе и закупке  товаров покупателями; 

- Обеспечение  достаточной полноты и устойчивости  ассортимента товаров постоянного  спроса; 

- Составление  простого ассортимента, списка товаров незаменяемых и трудно заменяемых; 

- Определение  круга взаимозаменяемых товаров; 

- Обеспечение  достаточной широты видов товаров  по каждой группе и подгруппе; 

- Расширение  ассортимента за счет новых  товаров; 

- Достижение путем рационального подбора товаров 4 условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товарооборота, повышению прибыли. 

Главная цель формирования ассортимента игрушек - наиболее полно  удовлетворить покупательский спрос - важнейший элемент рыночного механизма. В спросе концентрируются общественные отношения по проблемам производства, товародвижения, реализация товаров общественного труда. Спрос определяет емкость рынка - ту часть товарного предложения, которая должна быть реализована в обмен на платежные средства субъектов рынка. 

Спрос показывает, какие игрушки нужно производить  и иметь в продаже, он предъявляет  требования к ассортименту, к качеству игрушек. Значит, изучение спроса может  дать правильное направление на формирование товарного ассортимента. 

1.4 Факторы, влияющие  на формирование ассортимента  игрушек 
 

Различают общие  и специфические факторы формирования ассортимента игрушек. 

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного  и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность. 

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью  потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит  от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и  других особенностей). 

Рентабельность  производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых  оказывают определенное влияние  государственные меры по поддержке  отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). 

Специфичными  факторами формирования промышленного  ассортимента являются сырьевая и материально-техническая  база производства, достижение научно-технического прогресса, а торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса, материально-техническая база торговой организации. 

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. 

Материально-техническая  база товарного производства также  оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. 

Достижение научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента игрушек. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также игрушек повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии. 

Торговый ассортимент  неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перерастают быть определяющим фактором формирования ассортимента. 

Заказы торговых организаций, определяемые спросом  потребителей, оказывают все большее  воздействие на формирование торгового  ассортимента игрушек. У работников торговли появилась реальная возможность  влиять на промышленный ассортимент через заказы игрушек, пользующихся спросом. 

Каналы распределения  товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через  приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки  и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок игрушек, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения игрушек. 

Методы стимулирования сбыта и формирование спроса, в  частности рекламная поддержка  товаров, в условиях насыщенного  рынка игрушек, также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется  тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль. 

Материально-техническая  база торговой организации также  может оказать определенное воздействие  на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность игрушек в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки игрушек сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна планировать формирование такого ассортимента. 

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов. 

1.5 Показатели  ассортимента игрушек и возможности  их управления 
 

Показатель ассортимента - количественное выражение свойств  ассортимента, при этом измерению  подлежит количество видов и наименований товаров. 

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента. 

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп. 

Широта может  служить косвенным показателем  насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых игрушек. Кроме того, производство разнообразных игрушек требует более обширных закупок сырья, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуется дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы. 

На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся  удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм. 

Таким образом, для изготовителей и продавцов  расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная. 

Каково же отношение  потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта может служить единственным показателем рациональности ассортимента. 

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. 

Полнота характеризуется  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. 

Наибольшее значение показатели полноты имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на игрушки будет удовлетворен. 

Повышенная полнота  ассортимента может служить одним  из средств стимулирования сбыта  и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными факторами. 

Вместе с тем  увеличение полноты ассортимента требует  от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств  товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/ или поставщика. 

Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты  ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота  должна быть рациональной. 

Устойчивость  ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос  на одни и те же игрушки. Особенностью таких игрушек является наличие  устойчивого спроса на них. 

Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение  которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на игрушки, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Поэтому сроки реализации игрушек как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента. 

Выявление игрушек, пользующихся устойчивым спросом, требует  маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных игрушек. 

Изготовители  и продавцы чаще всего стремятся  расширить количество игрушек, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует  иметь в виду, что вкусы и  привычки со временем меняются, поэтому  устойчивость ассортимента должна быть рациональной. 

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. 

Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводиться, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся игрушек. 

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять  ассортимент, являются: замена игрушек, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых игрушек улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации. 

Следует иметь  в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными  затратами и риском, что они  могут не оправдаться, например, новая игрушка может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным. 

Структура ассортимента характеризуется удельной долей  каждого вида и / или наименования товаров в общем наборе. 

Структура ассортимента относиться к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение. 

При регулировании  структуры ассортимента следует  учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых игрушек, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация. 

Выбор показателей  структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльность отдельных видов игрушек учитывают структуру ассортимента в денежном выражении. 

Рациональность  ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять  реально обоснованные потребности  разных сегментов потребителей. 

Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/ или использования. 

Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент  и его разновидности, наименьшей - смешанный. 

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит  описательный характер. 

Стремление к  гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя - на поиск и приобретение игрушек, близких по назначению или дополняющих друг друга. 

2. Характеристика  ассортимента игрушек в торговле 
 

2.1 Торговая классификация  игрушек 

Игрушки классифицируют по трем основным признакам: 

1) воспитательному  (педагогическому) назначению, 

2) возрастному  назначению, 

3) сырьевому  признаку. 

Классификация и ассортимент игрушек по воспитательному (педагогическому) назначению. В основу классификации игрушек по воспитательному  назначению положена их педагогическая направленность, что позволяет наиболее полно проанализировать потребительские свойства игрушек, а именно: их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. По воспитательному назначению игрушки подразделяют на 8 групп. Орловский Э.И. Товароведение культтоваров. М., 2000. - 367 с. 

1-я группа - игрушки,  способствующие развитию первоначальных движений и восприятий. К ним относятся сенсорно-моторные игрушки - различные погремушки, подвески, шарики, мячи и др. Эти самые первые в жизни ребенка игрушки развивают у него чувство осязания, координацию движений. В эту группу входят и некоторые дидактические игрушки, содержащие элементы обучения и дающие ребенку первое представление о форме, размере, цвете: кубики с картинками, разборные пирамидки, башенки, разъемные шары, матрешки и др. 

Игрушки данной группы, ярко окрашенные, полированные, из легко моющихся пластических масс, резины и древесины, привлекают малышей звучанием, формой, цветом. Различные точеные из дерева матрешки, шары, башенки, мозаики, игры «Нанижи бусы», «Что в мешочке?» способствуют умственному развитию детей. В них сочетаются познавательные функции с эмоциональностью и занимательностью. 

2-я группа - игрушки,  способствующие физическому развитию  детей. Игрушки этой группы  способствуют развитию у детей  силы, ловкости, меткости ударов  и бросков, координации движений, т.е. укреплению физических сил, а также укреплению мускулатуры, усилению гибкости тела. Это игрушки, необходимые для прыгания (различные скакалки), бега и ходьбы (обручи, тележки, каталки, санки и др.), развитие мышц рук и пальцев (башенки, матрешки, разъемные коробочки и другие полые игрушки), бросания (мячи, кегли, городки и др.), укрепление мускулатуры ног (спортроллеры, велосипеды, педальные автомобили и др.), для меткости (игрушечные пистолеты, луки, ружья и др.) 

3-я группа - игрушки,  знакомящие детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки). В этой группе игрушки, весьма разнообразные по своему содержанию: они знакомят детей с окружающим внешним миром, животными, природой, людьми, способствуют развитию речи, сообразительности, расширению кругозора детей. В этой же группе игрушки, знакомящие детей с предметами домашнего обихода (посуда, одежда, мебель), транспортом. Многие игрушки снабжены механизмами, приводящими их в движение. Особое место в играх детей занимают традиционные и наиболее любимые из всех игрушек куклы, разные по оформлению и размерам, многие с подвижными ногами, руками, головой, озвученные, с закрывающимися и открывающимися глазами. Среди многочисленных кукол кукла-повар и кукла-матрос, кукла-космонавт и кукла-доктор и т. д. Играя, дети узнают о многих профессиях, которые ждут их в будущем. Игры с куклами доставляют детям большую радость, на многие годы кукла становиться неразлучным спутником ребенка в игре. 

Стремление детей  участвовать в окружающей их жизни  побудило к созданию таких наборов игрушек, как «Зоосад», «Завод», «Школа», «Детский сад» и др. 

4-я группа - игрушки,  знакомящие детей с элементами  науки и техники, - политехнические  игрушки. В этой группе игрушки,  которые в занимательной, доступной  для них форме знакомят детей с конструкцией и действием отдельных машин, механизмов, различных сооружений, помогают развить трудолюбие, внимательность, аккуратность, учат понимать схемы и чертежи. Это - наборы для сборки моделей самолетов, вертолетов, автомобилей, вездеходов, подъемных кранов; различные конструкторы; действующие модели различных машин. Такие игрушки, как химические наборы, микроскопы, наборы для опытов по физике, проекционные фонари, фильмоскопы и пр., знакомят детей с некоторыми законами химии, физики, механики и даже в какой-то степени помогают им в усвоении школьной программы этих дисциплин. 

Конструкторы  изготовляют разной степени сложности: универсальные (конструкторы-механики № 1-6), тематические (сельскохозяйственных и дорожных машин и др.). 

В этой же группе различные электронные, электротехнические, электромеханические (с микроэлектродвигателями), аэродинамические, магнитные, пневматические игрушки, радио- и телеуправляемые  игрушки и другие технические  игрушки. 

Политехнические игрушки способствуют развитию у детей смекалки, сообразительности, творческой мысли. Умение читать чертежи, разбираться в монтаже, регулировке работы игрушек, уход за ними повышают техническую грамотность ребят способствуют их политехническому образованию. Такие игрушки дают детям основы знаний о принципах построения новейших машин и приборов. 

5-я группа - игрушки,  знакомящие детей с трудовыми  процессами. Эти игрушки способствуют  трудовому восприятию детей. Такими  игрушками для детей ясельного  и школьного возраста являются лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки, деревянные молотки, гаечные ключи, отвертки, тачки и др. для детей школьного возраста изготовляют различные конструкторы для самостоятельных работ - «Сделай сам», строительные наборы, различные наборы слесарных и столярных инструментов, наборы для выжигания и выпиливания, вязания, вышивания, склеивания и для технического творчества, наборы для изготовления мягкой игрушки, наборы цветной бумаги для вырезания, переводные картинки, аппликации, детские швейные машинки, фильмоскопы. Большое значение для развития у детей трудовых навыков имеют различные наборы детских сельскохозяйственных инструментов для выполнения ими несложных работ в саду или на огороде. 

6-я группа - игрушки,  способствующие музыкальному и  художественному развитию детей. В этой группе музыкальные и театрально-художественные игрушки. Музыкальные игрушки помогают ребенку воспроизвести несложные мелодии, развивают у него слух и чувство ритма, прививают любовь к музыке, знакомят с основами музыкальной грамоты. Разумеется, игрушки эти не средство обучения ребенка музыке, а только игрушки-забавы. Это - детские музыкальные инструменты (гитары, балалайки, гусли, скрипки и др.), дудочки, музыкальные органы и погремушки, губные гармошки, музыкальные коробочки, металлофоны, ксилофоны, бубны и барабаны, тарелки, трубы, флейты, свирели, свистульки, пианино и рояли и т.д. 

Театрально-художественные игрушки - театр кукол, образы героев рассказов и сказок в театральных  костюмах, театральные куклы, различные  разрезные картинки из картона, альбомы для раскрашивания картинок, панорамы, диорамы, переводные картинки - знакомят детей с азами театрального искусства, дарят им такое чудесное чувство, как радость творчества, приобщают к самостоятельным театральным постановкам, способствуют развитию и обогащению речи. 

В этой же группе игрушки народных художественных промыслов: дымковские, гжельские, балхарские и  другие керамические игрушки; богородские, загорские, семеновские и другие деревянные игрушки. Все эти игрушки  помогают развивать и утверждать у детей художественный вкус. 

Кроме того, в  этой группе елочные и карнавальные игрушки: ведь, украшая елку по своему вкусу, движимые своей фантазией, дети учатся самостоятельному художественному  творчеству. 

7-я группа - настольные  игры. Эти игрушки, содержащие элементы обучения, способствуют развитию у детей памяти, сообразительности, выдержки, находчивости, чувства коллективизма, дисциплинирует детей, развивает у них глазомер, меткость, ловкость. К этой группе игрушек относят игры-головоломки, лото, домино, шахматы, шашки и др. Многие настольные игры имеют печатный текст, иллюстрации. Это электровикторины типа «Знаешь ли ты?», зоологическое и ботаническое лото на четырех языках, разрезные картинки, книжки-панорамы и другие настольно-печатные игры. Эти игры знакомят детей с историей, литературой, географией, природой нашей и других стран. Многие настольные игры электрифицированы. К каждой игре, предназначенной для детей определенного возраста и развития, предпосылаются описание и правила поведения игр. Выполнение правил в игре требует от детей чувства коллективизма - умение согласовать свои действия с интересами других участников игры. 

8-я группа - игрушки-забавы. Это особая группа игрушек:  они воспитывают у детей жизнерадостность, чувство юмора и умение удивляться. Главное в таких игрушках - элемент неожиданности. Это игрушки с механизмом движения: звери в движении, гимнасты на кольцах, поющие птицы, акробаты, клоуны, кувыркающиеся обезьяны, заяц-барабанщик, куклы-неваляшки, волчки, наборы фокусов, игрушки-шаржи, автотрассы, железные дороги, аэропорты и др. 

Классификация и ассортимент игрушек по возрастному  назначению. Такая классификация  игрушек имеет в товароведении  теоретическое и практическое значение. 

Теоретическое обоснование классификации состоит в том, что при разработке новых образцов игрушек необходимо прежде всего учитывать, на кого они рассчитаны и каким должен быть их воспитательный эффект. Дети разных возрастов значительно отличаются уровнем своего развития, у них по-разному проявляются интересы к окружающим их предметам и явлениям. Они с интересом играют в те игрушки и игры, которые им понятны, т.е. соответствуют их подготовленности. 

Практическое  значение такой классификации проявляется  при продаже игрушек детским  учреждениям (яслям, детским садам, интернатам) и отдельным покупателям, а также при размещении игрушек в специализированных магазинах с таким расчетом, чтобы помочь покупателям выбрать игрушку для своего ребенка. 

По возрастной предназначенности игрушки классифицируют на три основные группы: 

1) для детей  ясельного возраста до трех  лет; 

2) для детей  дошкольного возраста от 3 до 6 лет; 

3) для детей  школьного возраста от 6-7 до 17 лет. 

Дети каждой возрастной группы отличаются своим  восприятием окружающего мира, предметов, их взаимосвязей, уровнем развития, способами использования игрушек. Правда, нередко дети привязываются к «своей», когда-то полюбившейся игрушке, с которой играют долгие годы, и , даже став взрослыми, вспоминают ее. 

1-я группа - игрушки  для детей ясельного возраста (до 3 лет). Ясельный возраст детей подразделяется на следующие группы: первая группа раннего возраста (первый год жизни ребенка); вторая группа раннего возраста (второй год жизни ребенка); и первая младшая группа (третий год жизни ребенка). 

Ясельный возраст  детей характеризуется их быстрым  ростом, в связи с чем и игрушки  меняются быстро и часто. Для детей  первого года жизни игрушки являются предметом первой необходимости: ведь с помощью них у ребенка  развивается зрение, слух, восприятие цвета, хватательные движения. Эти игрушки, как правило, ярко окрашены, легкие, хорошо озвученные, с простой и совершенной геометрической формой. Поскольку ребенок в этом возрасте часто игрушки берет в рот, они абсолютно безопасны, гигиеничны, хорошо моются теплой водой. 

В этой группе погремушки, подвески, кубы, шары и другие небольшие  по размеру игрушки из резины и  пластических масс (поликарбоната, полиэтилена). 

В последнее  время все большей популярностью  пользуются серии всевозможных погремушек, разработанные Научно-исследовательским институтом игрушек. К каждой из этих погремушек прикладываются советы-рекомендации для родителей. Погремушки изготовлены из формовой резины и поливинилхлорида (ПВХ) пластизоля. 

Дети в возрасте от 1 до 3 лет и третьего года жизни быстро развиваются, много времени проводят на воздухе в различных подвижных играх. Для укрепления мышц рук и ног детям этого возраста рекомендуются каталки, тележки, кони на колесах, кони-качалки, обручи, лопатки, лейки, совки, вожжи, трехколесные велосипеды, водоплавающие игрушки. 

Большое место  в играх детей этого возраста имеют образные игрушки: куклы, кукольная  посуда и мебель, кольца, кубики, фигурки  животных, мягконабивные игрушки, строительные кубики, автомобили, резиновые надувные мячи. Мячи выпускают семи видов: раскрашенные по трафарету по цветному фону, окрашенные в один или несколько цветов с цировкой, имитирующие спортивные мячи, из цветной резины с цировкой, окрашенные одним цветом с контурными рисунками. 

Дети в таком  возрасте очень любознательны; они получают первое представление о форме, цвете и назначении различных предметов. Для развития речи детям этого возраста можно рекомендовать книжки-картинки, разрезные картинки, книжки-ширмочки. Примерно с двух половиной лет ребенок начинает интересоваться куклами. 

2-я группа - игрушки  для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет). Дошкольный возраст  принято делить на: младший возраст  (от 3 до 4 лет); средний возраст (от 4 до 5 лет) и старший возраст  (от 5 до 6-7 лет). У детей дошкольного  возраста игры носят сравнительно творческий характер и достаточно разнообразны. Дети этого возраста проявляют особый интерес к явлениям окружающего мира, различным предметам. Дети этого возраста любят фантазировать, поэтому игры их носят творческий характер, а игрушки становятся более разнообразными. 

Детям младшего возраста дошкольной группы, которые  очень подвижны, подолгу бывают на воздухе, рекомендуются несложные  игрушки 1, 2 и 3-й групп в соответствии с классификацией по воспитательному  назначению, а также некоторые музыкальные игрушки и игрушки-забавы, куклы, кукольная мебель и посуда, зайцы, мишки, мозаики, игрушки для игр в песке, трехколесные велосипеды, транспортные игрушки, строительные материалы, простейшие конструкторы и др. 

Детям среднего возраста (от 4 до 5 лет), еще более подвижным и активным в играх, рекомендуется тот же набор игрушек, что и для детей младшего возраста, но более сложных. Это - мячи, кегли, различные транспортные игрушки, электрифицированные железные дороги, автомобили, городки, кольцебросы, стиральные машины, холодильники, посуда и др. Для развития у детей чувства коллективизма и товарищества большое значение приобретают тематические наборы - группы игрушек, объединенных одной темой: «Школа», «Завод», «Детский сад», «Больница», «Магазин» и др. 

Для детей старшего возраста (от 5 до 6-7 лет) рекомендуются  игрушки 4, 5 и 6-й групп (в соответствии с классификацией по воспитательному  назначению). Детям, которые в таком  возрасте все более стремятся  проявлять самостоятельность, творческий характер, фантазию в игре, придумывают свои сюжеты игры, перевоплощаются в любимых героев, рекомендуются настольные игры, требующие от детей внимания и сосредоточенности, а также игры и игрушки, подготовляющие детей к занятиям в школе, - наборы цифр и букв, счетные палочки, азбуки, игрушки-забавы, деревянные конструкторы-мозаики, комплекты «Больница», «Вязание», «Детский сад»; карнавальные наборы и др. 

3-я группа - игрушки  для детей школьного возраста (от 6-7 до 17-18 лет). Дети школьного  возраста подразделяются на следующие группы: дети младшего школьного возраста (от 6-7 до 12 лет); дети среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) и дети старшего возраста (от 14 до 17-18 лет). Игры детей школьного возраста становятся все более целенаправленными и серьезными, углубленными, соответственно появляется потребность в новых игрушках.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.