На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Закон предложения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Теоретические основы влияния  ценовых и неценовых факторов  на предложение.

     1.1. Сущность предложения и его функция. Понятие величины предложения.

         Одним из основных элементов экономической  теории, с помощью которого познаются  закономерности рыночного механизма, является понятие предложения и  его графическая интерпретация.
         Экономический анализ предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на цену, по которой продавцы готовы предложить свой товар, и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на производителей.
     Существует  множество определений понятия  «предложение», вот некоторые из них:
     Подходы к понятию предложения, представленные в учебной литературе.       
Таблица 1
           Автор(ы)/источник      Определение      Ключевые  слова
     11.      Камаев В.Д.[ и др]/ Учебник по основам экономической теории(экономика).(Москва, «Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС», 1997)[с.65-66]      Предложение- это одна из сторон предпринимательства, выражающая прямую зависимость между  ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже.      Сторона предпринимательства,      прямая  зависимость, цена, количество товаров, продажа.
     22.      Чепурина М.Н., Киселева Е.А./ Курс экономической теории.( Киров,«АСА»,2000) [с. 89]      Предложение- это количество товаров, которое  имеется в продаже при данной цене.      Количество товаров, продажа, цена.
     33.      А.Г. Грязнова, А.Ю Юданова/ Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics)( Москва,«Кнорус»,2009.)[с. 83]      Предложение- это желание и способность  продавцов совершать сделки по реализации поставленного на рынок товара.      Желание, способность, реализация, рынок, товар.
     44.      Л.М. Куликов./ Экономическая теория. Учебник. (Москва, «Проспект» 2008.)[с.188]      Предложение- это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.      Количество  продукта, продажа, цена, время
     55.      Н.В. Дроздова, Л.Б Парфенова/ Микроэкономика в наглядном изображении. Учебное  пособие. (Ярославский государственный  университет 2004) [с.22]      Предложение- желание и способность продавцов  реализовать товар на рынке.      Желание, способность, реализация, товар, рынок.
     66.      Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И./ Микроэкономика 1 т. (СПб.: Экономическая школа. 1999.)[с. 46]      Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.      Готовность  продать, определенное количество товара и период времени.
 
 
 
 
     Проанализировав представленные в таблице определения, можно сделать вывод о том, что существует множество мнений насчет определения сущности предложения. Часть авторов сходятся во мнении, что предложение характеризует желание и способность продавцов реализовать товар на рынке, но, например, Л.М. Куликов, В.М Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов дополняют определение такими ограничениями, как определенный промежуток времени, определенное количество товара (Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов) и определенная цена (Л.М. Куликов),, другие же авторы дают более широкое понятие предложения, как, например, Камаев В.Д, делая акцент на существовании прямой зависимости между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже, в то время как А.Г. Грязнова, А.Ю Юданова, Н.В.Дроздова, Л.Б. Парфенова) этот момент не озвучивают. Таким образом, все авторы сходятся в том, что предложение- это желание и способность продавцов совершать сделки по реализации поставленного на рынок товара.
     Основными понятиями, связанными с предложением являются цена предложения, объем предложения, функция предложения, кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.
     Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия. [Гольперин, т 1 с.46]
     На  микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макроуровне — о совокупном предложении — реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.
     Индивидуальное предложение — предложение, с которым на рынок выходит отдельный продавец. Именно цели деятельности фирм определяют повседневную деятельность последних на рынке. Другими словами, цели фирмы определяют, сколько товаров фирма готова будет предложить к продаже при тех или иных уровнях цены, т. е. ее индивидуальное предложение. 

  P                                   S 
 

     
           Q
     Рисунок 1. Кривая индивидуального предложения.
     Совокупное предложение — общее количество конечных товаров и услуг, которое фирмы страны могут и готовы в течение определенного периода предложить на рынок при: 
1) сложившемся в стране уровне цен 
2) существующей технологии 
3) имеющихся ресурсах всех видов.

     На  уровне страны совершенно по-особому  начинает звучать проблема ограниченности ресурсов. Отдельная фирма может  расширять масштабы использования  ресурсов в очень больших размерах — лишь бы предельные затраты на производство не превышали предельной выручки от продаж.
     В масштабах страны в целом ситуация меняется. Если производство начнут наращивать все фирмы, то, в конце концов, в хозяйственную деятельность будут  вовлечены все доступные в  данный момент производственные ресурсы  страны. Вот почему кривая совокупного  предложения имеет вид, отличающийся от вида обычной кривой предложения. 
 
 
 

      P             

   P1 L
     
     
           Q1 Q
     Рисунок 2. Кривая совокупного предложения.
     Как мы видим на этом рисунке, величина совокупного предложения при  росте цен вначале тоже увеличивается, демонстрируя готовность и возможность  фирм страны предложить на рынок больший  объем товаров и услуг.
     Но  после того как величина предложения  достигает точки L с координатами P1 и Q1 рост совокупного предложения практически прекращается: все ресурсы уже пущены в дело, а новых пока взять неоткуда.
     Реально это означает, что: 
1) безработица уже упала до своего естественного уровня (т. е. в стране осталась практически только фрикционная безработица); 
2) оборудование на всех фабриках работает в три смены и на полную мощность; 
3) разрабатываются все доступные месторождения полезных ископаемых и т. д.

     Тогда при росте цен будет увеличиваться  только номинальный валовой продукт (т. е. общая рыночная стоимость произведенных  в стране за год конечных товаров  и услуг), а реальный валовой продукт (т. е. физическое количество произведенных  конечных товаров и услуг) больше расти не сможет.
     Именно  поэтому на рисунке, представленном выше в точке L, кривая совокупного предложения меняет свою форму: она начинает подниматься вертикально вверх, послушно следуя за ростом цен.
       Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
     Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:
     QiS {Li; P1..., Pk; Ti; N;...)      (1)
     где QiS -объем предложения i-того товара (i = 1,2,..., к); Li; — характер применяемой в производстве i-того товара технологии; P1..., Pk — цены товаров, включая i-тый товар; Ti — налоги и дотации, установленные по i-тому товару; N — природные условия.
       Если все факторы, определяющие  объем предложения, кроме цены  товара (Pi), положить неизменными, то от функции (1) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены:
     QiS = QiS (Pi)         (2)
     Функция предложения от цены (2) может быть представлена тремя способами:
      1) табличным, например:
Таблица 2
     Pi (руб.)      QiS (штук)
     P1      Q1S
     P2      Q2S
     2) аналитическим, например:
     QiS = a + b Pi  (3)
     Уравнение функции предложения показывает, что между уровнем рыночной цены(P) и количеством продукции, которое  производитель готов предложить на рынке(Qs) существует прямая зависимость. Параметры a и b отражают изменение экзогенных( неценовых) факторов предложения. При изменении величины a происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.
     3) графическим. На рис. 1 линияSS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты — цены предложения. Как видим, линия предложения имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда. Существуют линии предложения другой конфигурации. Положительный наклон линии предложения принимается пока лишь в качестве первого приближения.
       
     Рисунок 3. Линия предложения  
     При рассмотрении предложения, следует  различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (2) — движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 2, при повышении цены с P1 до P2объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагопри ятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1 S1 до S2 S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2 — Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1 S1. [6, с.46-48]
     
     Рисунок 4.Изменение объема предложения и сдвиг линии предложения
     Предложение является универсальной рыночной силой, именно поэтому очень важно провести анализ логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению, а поскольку продавать на систематической основе можно лишь то, что столь же систематически кем то производится, то в поле нашего внимания неизбежно попадает и производитель( кстати, часто сам выступающий в роли продавца).Следует различать понятия величина предложения и предложение. Величина предложения (объём предложения) представляет собой количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях., а предложение— это вся совокупность значений количества предложенного товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара при прочих равных условиях. Функцией, определяющей предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов, является функцией предложения, которая может изображаться таблично, аналитически и графически (линия предложения).Линия предложения- представляет графическое отображение функции предложения от цены. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары. Таким образом, предложение является одним из фундаментальных понятий в микроэкономике.

1.2. Влияние  цены на величину предложения. Закон предложения и формы его представления. Эластичность предложения по цене.

     Известно, что на спрос влияет как ценовой, так и неценовые факторы. В  данном параграфе будет рассмотрен ценовой фактор. Цена- это та сумма денег, которую покупатель уплачивает, а продавец получает за единицу товара или услуги.[4,с.129]
     Итак, главным фактором, оказывающим влияние на величину предложения, является цена. Конкретнее, практика показывает, что при прочих равных условиях объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на товар. Другими словами, закон предложения состоит в существовании прямой зависимости между ценой и товарным предложением.[3,с.83] .
       Формы проявления закона предложения:
     1.Функция предложения.(2)
     2 .Шкала предложения. 

Таблица 3
     Pi (руб.)      QiS (штук)
     P1      Q1S
     P2      Q2S
 
         3.Кривая предложения (рис.3.) 
     Кривая  предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной. [Пиндайк, с.11]
     Движение  вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем  выше цена, тем выше величина предложения  и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
     Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно  происходит под влиянием неценовых  факторов, определяющих функцию предложения.
     Свойства  кривой предложения:
     1) возрастающая;
     2) тангенс угла наклона положительный; 
     3) отражает прямую зависимость  между P и Q. 

       
     Рисунок 5. Кривая предложения. 

     Например, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В - наоборот, при повышении цены - больше предлагается товара. На оси ординат обозначена цена единицы товара P в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось ординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени. [Пиндайк, с.12]
     Изображенная  кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
     Как уже указывалось ранее, предложение  товара напрямую зависит от его цены . Например, если цена на товар возрастет, изменится объем предложения. Однако зачастую мы хотим знать величину роста или снижения предложения . Насколько чувствительно предложение товара к изменению цен? Если цена увеличится как изменится предложение? Чтобы ответить на подобные вопросы, воспользуемся понятием эластичности.
     Эластичность  — мера реагирования одной переменной величины на изменение другой; точнее это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. [Пиндайк, с. 17] Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения по цене. Он показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1 %:
            . (4) 

     Коэффициент ES всегда положительный, потому что по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении.
     Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3):
      1.Если ES >1- предложение эластично(относительно эластично). В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%.
     P  S’
      S
   Q
     Рисунок6. Относительно эластичное предложение.
      2.Если Es<1, - предложение неэластично(относительно неэластичное предложение). При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
 P S’ 

      S
                                         Q
     Рисунок 7. Относительно неэластичное предложение.
3.Если Es=1, - в этом случае имеет место единичная эластичности. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров,
                             
 

           S’
          S                         

                                
     Рисунок 8. Единичная эластичность предложения.
      4.Если Es=0 – предложение абсолютно неэластичное. Объем предложения не зависит от изменения цены.
  P
                                     S 
 

      S
     
                                         Q
   Рисунок 9. Абсолютно неэластичное предложение. 

     5.Если  Es=? – предложение абсолютно эластичное. Цена не зависит от изменения объема предложения. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
      P
         S S’
       

                                             Q
     Рисунок 10.Абсолютно эластичное предложение.
     Следует отметить, что эластичность предложения  зависит от нескольких факторов:
         1.Способности  к длительному хранению и стоимости  хранения, для товара, который не  может храниться длительное время  экономические предложения будут  низкие.
         2.Особенности  производственного процесса, если  производитель товара может расширить  его производство при повышении  цены, либо при понижении цены  переключиться на выпуск другой  продукции, то предложение этого  товара является эластичным.
         3.Временный  фактор имеет наибольшее значение, так как производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода:
     1) Кратчайший период- промежуток времени, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 на рис.4). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).
     2) Короткий период- промежуток времени, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (увеличивая продолжительность рабочей недели, выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу.), (кривая S1). То есть с ростом спроса (D -> D1) значительное изменение цены (P0 -> P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).
     3) В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0 -> P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1).
     

     Рис. 11. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
     Можно сделать вывод, что для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в кратчайшем и в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работы на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возрастет, если цена резко подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров, используя существующие производственные мощности, увеличивая продолжительность рабочей недели, выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих.По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример. В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится.
     Однако  для большинства товаров и  услуг фирмы могут найти способы, чтобы увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен. Проблема заключается  в том, что из-за ограничений, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличение выпуска связано со значительными расходами, и поэтому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен. По ряду товаров предложение более эластично в короткие, а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т. е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т. е. предложение металлолома, который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше, чем эластичность кратковременная.[Пиндайк, с.22-23]
     Таким образом, ценовой фактор влияет на объем  предложения согласно закону предложения: объем предлагаемого к продаже  товара будет тем больше, чем выше цена на товар. Движение по кривой предложения отражает реакцию производителей на изменение цены товара при прочих равных условиях, предполагает изменение величины предложения. Изменение количества товара, которое производители будут предлагать в результате изменения цены при прочих равных условиях, показывает перемещение от одной точки (А) на кривой предложения к другой точке (В) на этой кривой. Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене(Es). Рассчитывается как отношение процентного изменения величины предложения данного блага к процентному изменению его цены. Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Наибольшее значение имеет фактор времени( чем больше временной интервал, тем больше значение Es), а также факторы, обусловленные спецификой производственного процесса.

1.3. Влияние  неценовых факторов на предложение.

     Количество  товара, которое производитель готов  предложить рынку, может изменяться не только под воздействием цены. На предложение оказывает влияние  целая группа неценовых факторов, приводящих к сдвигу кривой предложения в сторону его увеличения( рис. 12а) или уменьшения( рис. 12б).
       
           P                       S’                                          P                            S
       S S’ 
 
 
 

                                              Q                                                                     Q
Рисунок 12. а) Увеличение предложения.                б) Уменьшение предложения.   
 

     У разных авторов экономических пособий  – разные взгляды на выделение  неценовых факторов предложения. Рассмотрим некоторые классификации, представленные в учебной литературе.
     Подходы к выделению неценовых факторов на предложение
     Таблица 4
     Неценовые факторы      Автор(ы)/Источники
     1)цены ресурсов, используемых в производстве товара;      2)уровень технологии;
     3)цели фирмы;
     4)величины налогов и субсидий;
     5) цены на иные товары;
     6)ожидания предпринимателей;
     7)количество  производителей товаров.
     Микроэкономика/В.Ф. Максимова [7, с.34]      
     1)технические возможности производителя, характер применяемой технологии;       2)налоги и дотации;
      3)ожидания продавцов;
      4)цены на другие товары;
     5)число продавцов.
     
     А.Г. Грязнова, А.Ю Юданова/ Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics)[3, с.84]
     1)цены на применяемые в производстве данного товара ресурсы;      2) цены на дополняющие товары и товары-заменители;
     3) технология производства товара;
     4) налоги и дотации
     5)Погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений, либо их исчерпаемость, а также условия добычи в месторождениях, если речь идет об ископаемом сырье.
     Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И./ Микроэкономика 1 т. [6, с. 48-49]      
 
     1)количество производителей;      2)цены  на экономические ресурсы;
     3)технология  производства;
     4)объем  функционирующего капитала;
     5)цены  взаимосвязанных товаров;
     6)экономическая  политика государства;
     7)ожидания  производителей. 

     
     Н.В. Дроздова, Л.Б Парфенова/ Микроэкономика в наглядном изображении. Учебное  пособие.[5,с.22] 
 
     
     Авторы  учебника «Микроэкономика: практический подход», А.Г. Грязнова, А.Ю Юданова выделяют такие неценовые детерминанты предложения: технические возможности производителя, характер применяемой технологии; налоги и дотации; ожидания продавцов; цены на другие товары; число продавцов. Все остальные вышеупомянутые авторы учебных пособий добавляют в этот список такой немаловажный неценовой фактор предложения, как цены на экономические ресурсы, используемые в производстве товара. Н.В. Дроздова, Л.Б Парфенова выделяют также такой дополнительный фактор, как объем функционирующего капитала.По мнению Гальперина В.М., Игнатьева С.М., Моргунова В.И. нельзя оставить без внимания следующий экзогенный (неценовой) фактор: Погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений, либо их исчерпаемость, а также условия добычи в месторождениях, если речь идет об ископаемом сырье. Таким образом, основными неценовыми детерминантами предложения являются цены на экономические ресурсы, используемые в производстве товара, уровень технологии производства, количество производителей, объем функционирующего капитала, цены взаимосвязанных товаров, экономическая политика государства (величина налогов и субсидий), ожидания производителей, погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений, либо их исчерпаемость, а также условия добычи в месторождениях, если речь идет об ископаемом сырье. Чтобы лучше понять влияние неценовых факторов на предложение, рассмотрим все факторы, выделенные вышеуказанными авторами. При влиянии на предложение неценовых факторов кривая предложения смещается, рассмотрим влияние этих факторов на предложение.
     1) цены на экономические ресурсы,  используемые в производстве  товара.
     Цены  ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Снижение стоимости сырья, так же как и любое снижение затрат, делает производство более прибыльным, стимулируя развитие производства и предоставляя новым фирмам возможность выйти на рынок со своим товаром. Поэтому если цена на рынке остается на уровне Pi, можно ожидать большего выпуска продукции, чем прежде. На рис. 2.2 это показано как рост от Qi до Q2. Выпуск растет независимо от цены, а поэтому вся кривая предложения сдвигается вправо, что показано на рисунке как смещение от S к S'.
     Другой  способ проследить воздействие снижения стоимости сырья — это представить себе, что производимое количество остается фиксированным Qi, и прикинуть, какую цену потребуют фирмы, чтобы производить это количество. Из-за того что затраты ниже, требуемая цена тоже будет ниже — Р2 на рис. 2.2. Так будет обстоять дело независимо от количества произведенной продукции. Мы опять видим, что кривая предложения должна сдвинуться вправо.
     Конечно же, и цена, и количество не обязательно  останутся постоянными, когда снижаются издержки. Обычно и то, и другое меняется, в то время как новая кривая предложения смещается с S к S', как и на рис. 2.2. В итоге рыночная общее произведенное количество возрастает (с Qi до Q3). Как и следовало ожидать, более низкие издержки приводят увеличению сбыта. [Пиндайк, с.12-13.]
     Соответственно, увеличение цен на применяемые в  производстве данного товара ресурсы, сделает производство менее прибыльным, что приведет к уменьшению предложения и сдвигу кривой предложения влево. 

     2) Уровень технологии производства.
     Уровень технологии производства- это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции и последующему увеличению объема предложения. Постепенное снижение издержек в результате технического прогресса и совершенствования управления приводит к увеличению объемов производства. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара.
     Если  же на производстве применяются устаревшие технологии, используется некачественная устаревшая техника, некачественное сырье, осуществляется неэффективная организация производства и труда, используется неквалифицированная рабочая сила, это, безусловно, приводит к значительному повышению издержек выпускаемой продукции и сокращению объемов производства.
     3) Количество производителей.
     Появление на рынке новых фирм способствует тому, что даже если цена на рынке остается на уровне Pi, можно ожидать большего выпуска продукции, чем прежде, так как организация новых производств данного вида товаров способствует увеличению предложения их на рынке, и кривая предложения будет смещаться вправо (кривая S1S1 ).
     В свою очередь отток производителей с рынка приводит к уменьшению предложения, так как это способствует тому, что прежний выпуск продукции снижается.
     4) Объем функционирующего капитала- величина, которая характеризует наличие собственных средств после погашения всех текущих обязательств.( www. Businessvoc. ru. Бизнесс-словарь)
     Увеличение  объема функционирующего капитала дает фирмам возможности для расширения производства, использования высококвалифицированного труда и др., а из этого следует, что производители могут произвести большее, чем ранее, количество товара. Это приводит к сдвигу кривой предложения в сторону его увеличения.
     В противоположном случае, уменьшение объема функционирующего капитала приводит к сокращению объемов производства и сдвигу кривой предложения в  сторону его уменьшения.
     5) Цены взаимосвязанных товаров.
     Понижение цен на товары, которые являются «конкурентами» данного товара в  производстве приведет к увеличению предложения(сдвигу кривой предложения вправо) (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови).
     Повышение цен на товары, производимые «совместно»  с данным товаром также приведет к увеличению предложения. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины.[6, с.49]
     Также может сложиться обратная ситуация, когда повышение цен на товары, которые являются «конкурентами» данного  товара в производстве и понижение  цен на товары, производимые «совместно»  с данным товаром приведет к сокращению объемов предложения.
     6) Экономическая политика государства  (величина налогов и субсидий).
     Государственная налоговая политика, политика поддержки  субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. способны существенно повлиять на уровень  издержек производства, способствуя  расширению или ограничению выпуска  продукции данного вида. Таким  образом, если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).
     Как известно, налог во всем его размере  полностью включается в цену готовой  продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная  продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.
     В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы  поддержки выпускающих продукцию  фирм и предпринимательства в  целом. В этом случае предложение  ими товаров на рынках будет возрастать.
     7) Ожидания производителей.
     Ожидания производителей относительно установления будущей рыночной цены на товары, наличия спроса на них, издержек производства и будущей прибыли, полученной от продажи товаров, способны изменить предложение. Ожидание падения рыночных цен, увеличения издержек и снижения прибыли ведет к сокращению текущего предложения товаров. И наоборот ожидания увеличения рыночных цен на товары, роста спроса на них, сокращения издержек и соответственно увеличения будущей прибыли, полученной от продажи данных товаров, приводят к увеличению товарного предложения.
     8) Погодные условия, если речь  идет о сельскохозяйственном  продукте, или открытие месторождений,  либо их исчерпаемость, а также условия добычи в месторождениях, если речь идет об ископаемом сырье.
     Благоприятные погодные условия, если речь идет о  сельскохозяйственном продукте, или  открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье могут стать причиной увеличения предложения.
     Также может сложиться обратная ситуация, когда неблагоприятные погодные условия приведут к уменьшению сборов урожаев с полей, если речь идет о  сельскохозяйственном продукте, или  исчерпаемость месторождений, возникновение неблагоприятных условий добычи могут привести к сокращению предложения.
     Таким образом, предложение находится  «под обстрелом» множества различных неценовых факторов. Видно, что неценовые факторы смещают кривую предложения вправо-влево в зависимости от направления их действия. Изменение неценовых факторов ведет к снижению или увеличению предложения данного товара, под влиянием таких факторов изменяется и структура рынка.
     Сдвиг вправо( в сторону увеличения, на рисунке- от SS до S’S’) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как уменьшение цен на используемые ресурсы, использование более эффективных технологий, увеличение количества производителей, увеличение объема функционирующего капитала. Он также может быть обусловлен понижением цен на товары, которые являются «конкурентами» данного товара в производстве, повышением цен на товары, производимые «совместно» с данным товаром, уменьшением налогов или увеличением государственных дотаций, ожиданиями производителей, стимулирующими их к увеличению объемов продаж, благоприятными погодными условиями, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытием месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
     Соответственно  сдвиг влево( в сторону уменьшения предложения, на рисунке- из положения SS в положение S'S') может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных субсидий, а также изменением других вышеуказанных факторов. 

     Предложение является одним из основных понятий в микроэкономике. Именно с его помощью познаются закономерности рыночного механизма. Предложение отражается функцией предложения, которая может быть изображена таблично, аналитически, графически с помощью кривой предложения. Выделяют индивидуальный и совокупное предложение. Различают понятия величина предложения и предложения. Величина предложения (объём предложения) представляет собой количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия. Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени и по определенной цене, то есть, функциональная зависимость величины предложения от цены.
     На  предложение оказывают влияние, как ценовой фактор, так и неценовые факторы. Изменение цены товара влияет на перемещение предложения из одной точки на кривой предложения в другую. Действует закон предложения, из которого следует, что при повышении цены на товар, его предложение увеличивается. Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %). Так, предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.[4, с.221]. Изменение неценовых факторов сдвигает кривую предложения вправо-влево в зависимости от направления изменений, т.е. предложение увеличивается или уменьшается.

2. Особенности  предложения в различных типах  рыночных структур.

2.1. Понятие рыночной структуры и характеристика ее основных типов с точки зрения производителя.

     Термин "внутреннее строение рынка" в  русской экономической литературе был введен в 1906 году В.С. Войтинским в книге "Рынок и цены: теория потребления, рынка и рыночных цен". В экономической литературе термины, используемые для обозначения разных типов рынка, образованы от слов греческого происхождения. Они характеризуют принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям – poleo (продаем) и psoneo (покупаю) и их численность – mono (один), oligos (несколько) и poly (много) [Гальперин, с.12-13]. Комбинируя их попарно, можно получить наиболее общую простую классификацию типов строения рынков (табл.5). 
 
 

       Типы строения рынков
Таблица 5
Покупатели Продавцы
Конкуренция (полиполия)
Олигополия Монополия
Конкуренция (полипсония)
Совершенная конкуренция Олигополия Монополия
Олигопсония Олигопсония Олигополия ограниченная олигопсонией Монополия ограниченная олигопсонией
Монопсония Монопсония Монопсония ограниченная олигополией Двусторонняя монополия
     Источник: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – С.224.
     .Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, информированность и мобильность рыночных агентов степень воздействия на цену товара.   С учетом этих факторов выделяют четыре рыночные структуры:
       • совершенная (чистая) конкуренция;
     • чистая монополия;
     • монополистическая конкуренция;
     • олигополия. 
       Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - "несовершенная конкуренция".
     Содержание  указанных ключевых признаков в  сжатой форме представлено в табл.6. 
 

     Классификация рынков
Таблица 6
Структурные характеристики Совершенная конкуренция  Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия  Монополия
Количество  продавцов  Очень много Много Несколько один
Тип продукции Однородный  Дифференцированный  Однородный Однородный
Рыночные  барьеры Отсутствуют Отсутствуют Высокие, основной барьер – величина капитала Непреодолимые
Информированность Полная Полная или  ограниченная Ограниченная  Полная 
Степень влияния на рыночную цену Отсутствует Ограничена Ограничена  Полная
     Источник: Чеканский А.Н, Фролова Н.Л. –Микроэкономика. Промежуточный уровень – М. : Инфра – м, 2005. – C.266. 

     Для раскрытия основных характеристик данных структур необходимо ввести понятия суммарной, средней и предельной выручки.  
     Суммарная выручка (ТR) - это общая выручка, получаемая фирмой от продаж своей продукции. Если всего было реализовано q единиц товара по цене Р рублей, то ТR = Р ? q.
       Средняя выручка (AR) – доля суммарной выручки, приходящаяся на единицу продукции: AR = TR / q = P.  
     Предельная  выручка (MR) - приращение к суммарной  выручке фирмы, вызванное увеличением ее продаж на дополнительную единицу товара: MR = ?TR / ?q.

 
2.1.1. Совершенная конкуренция.

 
     В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все виды соперничества  как между продавцами, так и между покупателями.Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое пред­ приятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.[ Гальперин, 2т, с.29]
     Рынку в условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:
     1. На рынке совершенной конкуренции  действует большое число фирм, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Каждая из них независима от поведения других фирм и принимает решение самостоятельно. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. 

     2. Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. Совокупность всех предприятий, производящих какой- то однородный продукт, образует отрасль. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.
     3. Свобода входа и выхода. Все  продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Ограничителями здесь выступает получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются.
     Свобода входа и выхода предполагает также  совершенную мобильность продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.                                                                      
     4.Совершенная информированность (совершенное знание). Производители обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно (англ. timeless) и ничего им не стоит (англ. costless).
     5. Отсутствие рыночной власти в условиях совершенной конкуренции проявляется, в частности, в том, что здесь всякое предприятие вынуждено продавать свою продукцию по не зависящей от него рыночной цене. Она и является независимой переменной в модели совершенной конкуренции, а находящееся в этих условиях предприятие часто называют ценополучателем (англ. price taker). Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, и/или к обусловленным технологией собственным затратам — с другой. Но оно не может оказать влияние на цену продукции. Кривая спроса на его продукцию бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может продать любой объем продукции по существующей рыночной цене. Поскольку в таком случае общая выручка предприятия, TR, растет (падает) пропорционально увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (Р = AR = MR). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.
   P
     P*                                   P*=AR=MR 

                                                   q 

            Рисунок 13. Линия спроса совершенно конкурентного предприятия

 
2.1.2. Монополистическая конкуренция. 

          Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
     Монополистическая конкуренция является промежуточной рыночной структурой между двумя крайними случаями — совершенной конкуренцией и чистой монополией.
     Основными признаками монополистической конкуренции  являются:
     1) относительно небольшая доля  всего рынка, приходящаяся на одну фирму ( в типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года), 
а следовательно, ограниченный контроль над ценой;

     2) сравнительно большое число фирм  гарантирует, что тайный сговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;
     3) фирмы самостоятельны в выборе  производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;
     4) дифференциация продукта в различных фирмах по качеству, долговечности, дизайну, мощности и т.п.;
     5) экономическое соперничество сосредоточивается  не только на цене, но и на неценовых факторах;
     6) относительно легкое вступление  в отрасль, так как необходимый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства продукта, который отличается от продукта конкурента.
     Кривая  спроса на продукцию фирмы имеет  отрицательный наклон, что объясняется  тем, что товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми  качественными характеристиками, которые  нравятся определенной категории покупателей, тогда фирма может поднять  цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное  число потребителей готово заплатить  более высокую цену.
     На  монополизированном рынке монополист и есть отрасль. Поэтому кривая спроса на продукцию монополиста тождественна кривой отраслевого (рыночного) спроса. На совершенно конкурентном рынке кривая спроса на продукцию отдельного предприятия имеет вид прямой , параллельной оси выпуска, тогда как кривая отраслевого спроса имеет отрицательный наклон. Эти различия в конфигурации кривых спроса приводят к разным условиям равновесия на том и другом рынках. Особенность рынка монополистической конкуренции в том, что здесь предприятие сталкивается с двумя разными кривыми спроса: той, что отображает пары цена — количество, когда данное предприятие варьирует цену, а его конкуренты нет, и той, что отображает эти пары, когда все продавцы изменяют свои цены соответственно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.