На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию. 
Государственное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования. 
Тульский государственный университет
 
 
 

      
Кафедра государства и права.

     Курсовая  работа
     По  дисциплине
     Административное  право 
Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
 
 
 

     Выполнил  студент группы 751061в____________Белозерова М.А. 
 

     Проверил ______________________________доц. Соломатин Е. Н. 
 
 
 
 
 

     Тула 2010 

    Оглавление 

 

     Введение

    20 декабря 2001 г. Государственной  Думой Российской Федерации был  принят Кодекс об административных  правонарушениях. Новый кодекс и российское административное законодательство в целом базируются на Конституции России и призваны защищать основы конституционного строя, права и свободы граждан1. Новый кодекс принципиально иначе толкует многие значимые для нас понятия и вопросы. Вот почему эта тема так актуальна.
    Актуальность данной темы заключается еще и в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.
    Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
    Выявление основных признаков административного правонарушения;
    Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
    Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
    Объектом данного исследования послужили общественные отношения, регулируемые нормами административного права, то есть управленческие виды правоотношений.
    Предметом исследования послужил КоАП и иные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид отношений, а также различные монографии, посвященные теоретическим и практическим вопросам, связанным с административным правонарушением в РФ.
    В данной курсовой работе использовались следующие общенаучные методы исследования: системный, аналитический, классификационный, логико-ситуативный, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический анализ и другие.
    Данная  тема достаточно широко изучена. Ее разрабатывали такие ученые, как А. Б. Агапов, А. А. Турусов, М. С. Студеникина и другие.
    Даная работа будет строиться на анализе нового Кодекс РФ об административных правонарушениях, научно-теоретических и прикладных указанных авторов.
 

Глава 1. Общая характеристика административного правонарушения.

§1. Понятие и признаки административного  правонарушения.

    В кодексе дано следующее определение административного правонарушения: «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»2. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.
    Исходным  в характеристике административного  правонарушения является понятие  деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).
    Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов)3.
    По  своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства  об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности  такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.
    Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность4.
    Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.
    Административная  ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
    С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность  – признак административного  правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.
    Признаки  административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса  имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При  наличии всех признаком может  отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего  возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
    Новый Кодекс более чётко определил  содержание основных признаков административного  правонарушения. Во-первых, Кодекс исходит  из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностей не только физических, но и юридических лиц. Понятие последних КоАП РФ не содержит, поэтому логично предположить, что законодатель оперирует в данном случае  понятием юридического лица, признаки которого закреплены в гражданском законодательстве.
    Во-вторых, впервые в законодательство об административной ответственности вводится понятие вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства.
    В-третьих, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, если это  предусмотрено в статьях Особой части КоАП РФ или в законах  субъектов Российской федерации  об административных правонарушениях5.
    Помимо  вышесказанного среди новых элементов  и подходов, отличающих понятие «административное  правонарушение», следует акцентировать  внимание на включении в него (понятие) законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность.
    В-четвёртых, в соответствии с Кодексом соблюдение административно-правовых норм и правил становится обязанностью  не только физических, но и юридических лиц.
    В-пятых, ещё одно нововведение – введение соотношения административной ответственности физических лиц и юридических лиц.
    Прежде  всего привлечение к административной или уголовной ответственности  физического лица не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
    Таким образом, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях в трактовке понятия «административное правонарушение» отразил новые  социально-правовые явления, происходившие в российском обществе  в 90-е годы.

§2. Социально-правовая сущность административного  правонарушения.

    В теории и на практике при выявлении и квалификации правонарушения часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением.
    Административные  правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит  существенного вреда обществу, они  не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.
    По  существу же, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно  опасными, различаясь лишь по степени  такой опасности.
    Во-первых, оба эти вида правонарушений часто  имеют общий объект посягательств; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространённостью, «массовидностью»6, в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности, в-четвёртых, общественная опасность выражается во вредности правонарушения. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности,  обществу или государству. В-пятых, постоянно идёт процесс декриминализации и криминализации одних и тех по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых,  за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще (внешне сходных), частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.
    Особый  вопрос в рамках социально-правовой проблемы административных правонарушений – о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.
    Такие юридические критерии содержатся в  уголовном и административном законодательстве и могут относиться как к объекту, объективной стороне состава соответствующих правонарушений, так и к его субъекту, субъективной стороне. Например, закон определяет, что субъектом определённых преступлений признаётся лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения – только лица, достигшие 16-летнего возраста. Например, нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего – административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжёлого или средней тяжести вреда здоровью – преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.
    Административное правонарушение отличается от общественно опасного дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признаётся административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)»7. Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определённых трудовых, служебных функций.
    Общественная  опасность административного правонарушения во многом определяется субъективной стороной состава правонарушения. «Волевая реакция, - пишет А. б. Агапов, - проявившаяся в осознанном противоправном поведении, означает, что лицо совершает общественно-опасное деяние, прогнозируя вредоносность результата своего действия (бездействия), при этом субъект сознательно допускает последствия поступка (так называемый косвенный умысел)»8. В данном случае субъект решается на противоправное действие или бездействие опосредованно.
    Таким образом, нет оснований подвергать сомнению общественно опасный «статус» административных правонарушений. Всякое административное правонарушение в той или иной степени является общественно опасным.
 

Глава 2. Юридический состав административного правонарушения

 
    Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения его  от смежных (частично совпадающих) с  ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов их состава.
    В законодательстве отсутствует понятие  состава административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь  административную ответственность9.
    Признаками (элементами) состава административного  правонарушения являются: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

§1. Объект административного правонарушения.

    Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения10. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан  в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает  запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.
    Итак, объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.
    К административным правонарушениям, помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся  также правонарушения: в области  охраны окружающей природной среды  и природопользования; в области  дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.
    Общественные  отношения, выступающие как объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
    Если  конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов  субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, а следовательно, и нет состава административного правонарушения.

§2. Объективная сторона административного правонарушения.

    Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия. При этом действие или бездействие может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.
    Кроме того составной частью объективной  стороны правонарушения является и  такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и  наступившими в результате его вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные по следствия в основном нематериальны и проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.
    Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления  в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) является административным правонарушением с формальным составом. Административным правонарушением с формальным составом является также превышение водителем транспортного средства установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ).
    Однако  кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено  немало и правонарушений с так  называемым материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, следствием которых стали материальные последствия в виде возникновения пожара (материальный состав).
    В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь  между противоправным деянием и  наступившими вредными последствиями  зачастую далеко не очевидна и требует установления.
    Законодательство  об административных правонарушениях  в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной  стороны административного правонарушения.
    Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения11. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.
    Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось  административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений12.
    Длящимся  является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных  на виновного законом под угрозой  административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.
    Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.
    В отдельных редких случаях противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. «Очень часто вредоносность правонарушений, а особенно преступлений, совершённых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно превышает вред мотивированного поступка»13.
    В отличие от действия бездействие  физического лица представляет собой лишённую волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектацией, поскольку не обусловлена проявлением волевых свойств.

§3. Субъект административного правонарушения.

    Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинён вред потерпевшему или общегосударственным интересам.
    Среди физических лиц  различаются: а) граждане; б) другие весьма разнообразные категории  лиц, признаваемые субъектами административного  правонарушения с учётом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.
    Для одних категорий лиц эти факторы  обусловливают дополнительные основания  для административной ответственности, для других – ограничением применения её мер.
    К числу первой группы относятся должностные  лица, водители транспортных средств  и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности  в случае совершения ими  административных правонарушений в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях14.
    Кодекс  РФ об административных правонарушениях  второй группе относятся лица, которые  за административные правонарушения несут  ответственность в основном в  соответствии с дисциплинарными  уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определённых органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях – административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа15.
    КоАП  в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста16.
    В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях нет упоминания если гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.
    Отсутствует и понятие субъекта административного  правонарушения. Из закона вытекает необходимость  различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Например, военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.
    По  КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.