На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Избирательные кампании в ПР, имидж

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Тема  № 19. Избирательные  кампании и PR.
 1. Значение  избирательных кампаний в становлении  гражданского общества.
 2. Структура   избирательных кампаний.
 3. Значение  ресурсов в избирательных кампаниях.
 4. «Грязные»,  «серые» и «белые» избирательные  технологии.
 5. Учет  избирательного права в ИК.
 6. Проектирование  избирательных кампаний с учетом  личных качеств кандидата и  характеристик избирателей.
 7. Агитационно-рекламная  деятельность.
 8. PR-работа с кандидатом.
 9. Создание  PR-коммуникаций с избирателями.
 10. Значение  исследований в избирательных  кампаниях.
 11. Динамика  голосования как показатель уровня  избирательной борьбы. 

 Королько
 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
 Всякая  масштабная политическая кампания представляет собой скоординированные, целенаправленные и осуществляемые на протяжении определенного периода времени усилия, рассчитанные на решение одной или нескольких задач, которые должны приблизить организатора кампании к стратегической цели, обусловленной его общей социальной миссией.
 Кампании  преимущественно планируются и  проводятся ради того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, разрешить или каким-либо образом исправить или же изменить общую социальную ситуацию. Такая цель достигается путем модификации поведения людей, изменения общественного мнения или законодательства либо путем сохранения в неизменном виде существующего поведения, общественного мнения, законодательной базы по определенному вопросу. 

 К какому бы типа не принадлежала кампания, в  том числе и избирательная, чтобы надеяться на успех, ее организаторам, как правило, необходимо соблюдать несколько основополагающих принципов, в соответствии с которыми они должны: (1) путем аналитической работы выявлять потребности, цели и возможности приоритетных групп общественности; (2) систематически планировать мероприятия и своевременно реализовывать их; (3) постоянно отслеживать и оценивать проделанную работу и в случае необходимости вовремя вносить соответствующие коррективы и прилагать дополнительные усилия; (4) особое внимание уделять вопросам роли и использования средств массовой информации и межличностной коммуникации; (5) осуществлять точную селекцию соответствующих СМИ с целью выхода на каждую приоритетную группу общественности и наиболее эффективного распространения среди них сообщений.  

 Изучение  успешно проведенных кампаний показывает, что им всегда свойственны следующие элементы:
 * Просветительство. Кампания должна обогащать общественность  новыми знаниями, нести нечто такое, о чем люди не имели представления, выводить их за пределы обыденности и раскрывать перед ними более широкие перспективы.
 * Планирование. Имеется в виду заблаговременное  обеспечение необходимых материальных средств для реализации общественностью тех действий, к которым призывает организатор кампании. Так, если он призывает избирателей принять участие в запланированном митинге, место его проведения должно быть удобным, заранее оборудованным и организационно обеспеченным во всех отношениях.
 * Принуждение.  Для достижения успешных результатов  кампании, помимо стимулирующих факторов, должно быть что -то такое, что выходит за пределы усилий собственно кампании. Например, кампания, направленная на стимулирование использования ремней безопасности, может пройти фазы обучения и полного предоставления возможности приобрести и установить в автомобиле такие ремни, однако не принести желательных последствий до тех пор, пока не будет принят закон о штрафных санкциях к тем водителям, которые не соблюдают установленных правил использования ремней безопасности на автотранспорте.
 * Полномочия. Это в какой-то мере дополнительная  форма усиления значения кампании. В данном случае имеются в виду дополнительные усилия, направленные на убеждение общественности в чрезвычайной важности обращений кампании и ее сообщений. Та кой эффект достигается тогда, когда кампания организовывается от имени или по поручению официального учреждения или авторитетной организации или же когда к кампании подключаются и оказывают ей поддержку лица и организации, пользующиеся особым авторитетом среди общественности ("третья партия").
 * Оценка  кампании. Организаторы кампании  должны время от времени проверять ход развития последней, устанавливать, какие ожидавшиеся изменения произошли в поведении общественности, ее отдельных приоритетных групп. 

 ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
 Избирательная кампания - это те же самые скоординированные, целенаправленные, но осуществляемые в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.
 Одна  из самых заметных особенностей избирательной  кампании заключается в том, что в качестве ее главного действующего лица выступает сам кандидат на определенную выборную должность. Кандидат, который надеется победить на выборах, должен стать органической составляющей относительно многочисленной, хорошо организованной команды своих помощников. Характер избирательной кампании предполагает совместную работу коллектива людей, которые вместе с кандидатом преодолевают путь к намеченной цели. Кандидаты, проигравшие выборы, как правило, хорошо знают из собственного опыта, что "в одиночку" выиграть кампанию практически невозможно.
 Самоорганизованность кандидата непосредственно влияет на результаты кампании. В ходе избирательной кампании необходимо разумно использовать все имеющиеся ресурсы, которые всегда ограничены. Такими ресурсами являются прежде всего время, средства, люди и их таланты.Но, какой бы талантливой ни была команда непосредственных помощников кандидата, выборы невозможно выиграть без участия и скоординированной работы добровольцев. Именно они устанавливают связь между кандидатом и избирателями. Характерно, что такие контакты с избирателями дают дополнительные стимулы для самой кампании. Как уже говорилось, каждая избирательная кампания уникальна по содержанию, структурному построению и характеру протекания.  

 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
 КАМПАНИИ
 Каждая  избирательная кампания не похожа на другие. Но есть пять принципов, которые всегда следует иметь в виду, чтобы эффективно организовать кампанию.
 Во-первых, должен быть план действий, охватывающий организационные вопросы и общую стратегию проведения кампании. Во-вторых, организация проведения кампании должна учитывать конкретную обстановку. Никогда не стоит копировать структуру других избирательных кампаний. Уникальность кампании обусловливается не только личностными характеристиками кандидата, но и политической ситуацией, которая сложилась на конкретный момент. Всегда нужно помнить, что каждый тактический ход, запланированное мероприятие должны быть кем-то реализованы. Например, если предусматривается распространение агитационной литературы, нужно продумать, кто ее напечатает, распространит или разошлет по указанным адресам. В-третьих, для эффективной организации кампании нужны способные и талантливые люди. Выборы во многом зависят от добровольцев, работающих бесплатно. Добровольные помощники могут эффективно работать и обеспечить победу на выборах, если их работа умело организована Очень важно доверять добровольцам и благодарить их за приложенные усилия. Во время каждой кампании возникает множество дел, которые нужно выполнить немедленно. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью людей, особенно предлагаемой добровольно. В-четвертых, сердце кампании - это создание организации (команды) для ее проведения. Несмотря на новейшие технологические достижения, применяемые в средствах связи, при исследованиях общественного мнения, в рекламе, кандидату все равно необходимо иметь действенную организационную структуру. Сегодня следует эффективно применять разнообразную тактику, чтобы добиться победы. Цель организации именно в том и заключается, чтобы с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся ресурсы избирательной кампании для укрепления сильных сторон кандидата и нейтрализации их у его оппонента И, наконец, необходимо соблюдать определенные "правила игры" как при организации (команды), так даже и тогда, когда кандидат решил снять свою кандидатуру. Правила игры требуют поддерживать постоянные контакты с партийной организацией, ее руководителями, избранными должностными лицами, которые в состоянии оказать помощь при создании организации. К ним следует обращаться за советами и по ходу кампании, поскольку они обладают опытом проведения собственных кампаний, как правило, владеют информацией о надежных добровольцах, оппозиции, знакомы с состоянием дел в регионе, имеют статистические данные о прошлых выборах. Следует вежливо относиться к этим людям и заранее решать, с какими просьбами к ним можно обратиться.  

 КАНДИДАТ
 Кандидат - лицо, несущее полную ответственность  не только перед самим собой, но и перед теми, кто его поддерживает. Любой кандидат с самого начала должен быть уверен в себе, в правильности принятого решения и готов отдать все силы для победы. Кандидат - это эпицентр избирательной кампании. Его поведение определяет успех борьбы. Хотя и не бывает одинаковых кампаний, однако существует ряд универсальных принципов, которых следует придерживаться всем кандидатам на выборные должности. Таких принципов, определяющих роль кандидата во время избирательной кампании, насчитывается, как минимум, десять.
 1. Ключевое  ответственное лицо. В избирательный бюллетень вносится только имя кандидата, поэтому основная ответственность за избирательную кампанию и выборы ложится на его плечи. Именно он дал согласие включиться в борьбу за выборную должность. Кандидат - всегда босс.
 2. Бодрый  лидер. Кандидат - это общественный "продукт", который должны "купить" избиратели. Основная его задача заключается в том, чтобы завоевать голоса избирателей. Поэтому он обязан сосредоточиться и использовать все свое время для работы с людьми. На публике кандидат должен демонстрировать положительные эмоции и проявлять энтузиазм. Ему нужно быть бодрым и настойчивым в достижении своей цели.
 3. Главный  оратор. Кандидат .задает тон кампании. Он должен пользоваться широкой популярностью. Кандидат - именно тот человек, высказывания которого должна цитировать пресса Поэтому ему необходимо верить в то, что он говорит. Кандидат должен сформулировать тему (лейтмотив) избирательной кампании. Цель кандидата во время кампании заключается в том, чтобы убедить людей в том, что именно он и есть той уникальной личностью, которая способна лучше всех служить им в случае своего избрания.
 Кандидат  должен гармонически вписываться в  тот общий имидж, который распространяется во время избирательной кампании.
 4. Главный  сборщик средств. Ведущая роль  кандидата в обеспечении избирательного фонда обусловлена двумя обстоятельствами: никто другой так, как он, не ощущает потребности в этом фонде, и никто лично в нем не заинтересован так, как он. Откровенно говоря, большинство жертвователей предпочитает персонально поддержать кандидата, поскольку именно на него
 он делает свою ставку. Сбор средств нередко осуществляется путем распределения усилий. В таких случаях задача кандидата - аргументировать, почему он стремиться занять выборную должность. Сбором же средств непосредственно занимается его уполномоченный помощник. Таким помощником может быть лидер партии, руководитель партийной организации, выдвинувшей кандидата Особенно часто это происходит тогда, когда основным источником избирательного фонда кандидата являются средства партии.
 5. Председатель  комитета кампании. Кандидат обязан  следить за избирательной кампанией в целом, однако не вмешиваться абсолютно во все дела. Мера личного участия кандидата в принятии решений по тем или иным вопросам ведения кампании - одна из острых проблем. Приведем правило, которое никогда не следует забывать: если кандидат одобрил стратегию избирательной кампании, ее план и график, его обязанность – делегировать полномочия руководить деталями своим помощникам, а самому общаться с избирателями. Разумным и эффективным оказывается кандидат, информированный обо всех основных дедах, но сосредоточенный на главном - контактах с избирателями.
 6. Главное  действующее лицо кампании. Кандидат  должен четко придерживаться разумно составленного графика. Он должен точно знать о времени, которое следует потратить на пребывание в отдельных регионах, встречи с нужными избирателями, реализацию таких мероприятий, как встречи с представителями средств массовой информации, контакты с целью пополнения избирательного фонда, речи на митингах, посещения жилищ "от двери до двери".
 Исчезновение  кандидата из поля зрения - самое  плохое, что может произойти во время избирательной кампании. Очень важно, чтобы график кампании был реалистичным и рассчитанным на живого человека.
 7. Доверяющий  руководитель. Кандидат должен доверять  человеку или людям, которым он делегировал часть своих полномочий. Чаще всего – это руководитель избирательной кампании. Им может быть человек, которому кандидат безгранично доверяет. Руководитель кампании - лицо, дополняющее черты характера и способности кандидата. Лучше с самого начала совместной работы четко распределить роли между кандидатом и руководителем кампании. От последнего кандидат должен получать полную и свежую информацию о ходе кампании, а так же ответы на возникающие у него вопросы. В то же время не стоит преуменьшать авторитет руководителя кампании и вмешиваться в дела или решения, находящиеся в пределах его компетенции. Другими словами, доверие – это ключ к взаимопониманию между кандидатом и руководителем его избирательной кампании.
 8. Поддержка  со стороны семьи. Чтобы рассчитывать  на успех кампании, кандидатам необходимы согласие и поддержка со стороны их семей. Кандидат и члены его семьи должны также научиться выдерживать нападки со стороны оппозиции и быть стойкими к возможным оскорблениям в свой адрес.
 9. Прекрасный  парень. Кандидату нужно быть  источником доброты и вызывать у людей чувство, что он лично заинтересован в разрешении их проблем, давать избирателям почувствовать, что даже при расхождении мнений по каким-либо вопросам он заботится о них. Необходимо уметь слушать людей и сочувствовать им. Еще одно важное обстоятельство. Кандидаты, добившиеся наибольшего успеха, как правило, откровенны. Любое темное дело из их собственного прошлого с большой вероятностью может всплыть на поверхность в ходе напряженной избирательной борьбы. Поэтому кандидату следует быть честным и демонстрировать высокую мораль, обладать здравым смыслом, но не быть при этом наивным человеком.
 10. Инициатор,  новатор, лидер. Кандидат обязан  видеть перспективы развития местности, где он баллотируется. Мало просто понимать суть проблем, крайне важно предложить разумный и реальный подход к их разрешению. Кандидат должен четко представлять, почему он добивается избрания на определенную должность и как он сможет наладить успешный ход дел. Кандидат должен хорошо разбираться в ключевых и текущих проблемах округа и возглавить стремление людей их разрешить. Стоит сосредоточиться на какой-либо одной ключевой проблеме, разрешения которой он будет добиваться в случае победы на выборах. Эта проблема должна входить в круг его профессиональных интересов и совпадать с опытом прошлой работы кандидата. 

 Существует несколько упражнений, выполнение которых позволит кандидату лучше изучить людей в округе и глубже понять, что их волнует.
 1. Кандидат  читает все письма, пришедшие  в редакцию местной газеты  в последние две недели. Выбирает среди них 10, наиболее заинтересовавших его. Связывается с их авторами и устраивает с ними встречу для обсуждения вопросов, которые они подняли в письмах. Записывает свои впечатления об этих встречах, а также ключевые фразы, которыми пользовались присутствующие.
 2. Кандидат  проводит несколько рабочих дней  на трех различных предприятиях, где он никогда не был раньше, причем подбирает такие, где работает большинство людей его избирательного округа (лучше сделать это инкогнито). Записывает свои впечатления о работе на предприятиях.
 3. Поочередно, в воскресные дни кандидат  посещает различные церкви на территории избирательного округа. В каждой пытается поговорить с прихожанами и духовными лицами. Записывает свои впечатления.
 4. Кандидат  встречается с местными руководителями  сферы охраны здоровья, просит у них разрешения провести какое-то время в больницах. Беседует там с больными, родственниками, которые их навещают, и другими людьми. Берет интервью у врачей. Делает записи о своих впечатлениях.
 Приведенные упражнения являются примером того, как  можно узнать о жизни и проблемах жителей избирательного округа. Кандидат должен начать со сбора географической, демографической и исторической информации о своем избирательном округе. Следует также собрать материал о результатах предыдущих выборов.
 5. Встретиться с ключевыми людьми. Кандидат составляет список известных людей в своем избирательном округе и организовывает встречи с ними. Заносит в список избранных должностных лиц, а также влиятельных представителей промышленности и предпринимательских структур, культуры, лидеров общественного мнения. Кандидату нужно встретиться с руководством местных партийных организаций, посоветоваться с бывшими кандидатами, которые баллотировались на должность, за которую он теперь борется.
 6. Изучить ведущих "игроков" в средствах массовой ин формации. Дальновидный кандидат должен установить добрые отношения со средствами массовой информации в округе. До того, как он выдвинет свою кандидатуру на выборы, необходимо выяснить, кто является ведущими фигурами в средствах массовой информации, способными повлиять на избирательную кампанию. Кандидат составляет список всех каналов массовой информации, обслуживающих округ, включая ежедневные и еженедельные газеты, радио - и телестанции, ведомственные издания. В каждом из информационных каналов он находит наиболее влиятельных работников, которые могли бы освещать его кампанию: издателей, редакторов газет, руководителей радио - и телестанций, тех, кто задает тон в освещении новостей. Изучает, как эти люди преподносят местные и общегосударственные новости, подают аналитические материалы. Узнает, кто из журналистов специализируется по тем или иным вопросам. Следит за их публикациями на протяжении нескольких месяцев. В зависимости от своего общественного статуса кандидат делает попытку
 встретиться с этими ключевыми фигурами и  узнать как можно больше об их организациях. Выясняет порядок работы возглавляемых ими информационных каналов, их отношение к письмам на имя редактора, ведут ли они какие-то особые рубрики, например, колонку гостей в газете, местные программы на радио и телевидении и т.д. Эта люди могут стать неистощимым источником информации об округе, его жизни и острых проблемах.
 7. Проявить внимание к местным общественным организациям. Кандидат пытается расширить свое участие в жизни местных общественных организаций, но без лишней рекламы. Достает информацию обо всех клубах и общественных объединениях, действующих в его избирательном округе. Если он не является их членом, пробует вступить в наиболее влиятельные организации и активно в них работать. Старается посещать общие собрания таких общественных образований, как советы ветеранов, организации женщин, школьные советы и пр. Выясняет, какие проблемы их волнуют, узнает об их финансовом положении и штатных работниках.
 8. Оттачивать свой профессионализм. Кандидат должен быть в хорошей физической форме. Некоторые кандидаты ради этого худеют, бросают курить, начинают систематически заниматься физическими упражнениями. Многих беспокоит необходимость выступать перед большими аудиториями. Существуют специальные школы, курсы и отдельные специалисты, которые проводят занятия по ораторском у искусству.
 9. Набрать руководящую команду. Кандидат определяет начальное количество штатных работников кампании и начинает подбирать помощников. Наметив план кампании и глубже разобравшись в ее будущих требованиях, он может организовать больший штат команды. Существует несколько задач, которые в самом начале должны выполнить члены руководящей команды: помочь собрать аналитические материалы, чтобы разработать план кампании, установить потенциальных сторонников и составить список тех, кто делал пожертвования на ведение предыдущих кампаний. Они также могут помочь кандидату подобрать руководителя кампании и других штатных работников команды.
 10. Обратиться за поддержкой к партии. Если кандидат - член партии или входит в состав фракции в представительском органе, то прежде чем заявить о своем намерении принять участие в избирательной кампании, он должен встретиться с лидерами своей партии.  

 ШТАТНЫЙ ПЕРСОНАЛ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ  КАМПАНИИ
 Структура организации, создаваемой для участия  в предвыборной борьбе, должна соответствовать чертам характера кандидата и отвечать потребностям конкретной кампании. Первый шаг к ее определению связан с разработкой общего плана кампании. Цели и задачи, сформулированные в нем, обусловят тип структуры организации, на котором следует остановиться, чтобы реализовать данный общий план. Сама схема организации вырастает из потребности делегировать и распределить полномочия и обязанности. В большинстве случаев кампанию местного уровня начинает группа людей, состоящая из кандидата и его ближайших сторонников. Однако сразу же после составления плана вырисовываются отдельные конкретные задачи и рождается примерная схема структуры избирательной кампании. Делегирование и распределение полномочий и обязанностей крайне необходимы для создания эффективной структуры организации (команды кандидата).
 В избирательных  кампаниях местного уровня для укомплектования  их штата чаще всего прибегают к услугам добровольцев, бесплатно выполняющих ключевую работу. Единственная награда для них - удовлетворение от работы на пользу местного населения, кандидата или просто причастность к выполнению доброго дела. Тут нужно проявить находчивость, дать такие названия должностям, которые, разумеется, хорошо бы звучали и имели смысл. Осознание каждым своей значимости явится дополнительным стимулом для людей, добровольно помогающих кандидату.
 Руководитель (менеджер) избирательной кампании. На выборах в местные органы власти руководитель кампании, как правило, является единственным членом команды кандидата, работа которого оплачивается. Наряду с кандидатом менеджер несет ответственность за успех кампании. Он должен быть способен возглавить и объединить разных людей в сплоченную, эффективно действующую команду. Чтобы работать плодотворно, менеджер должен обладать достаточным объемом полномочий.
 Председатель  комитета поддержки. Это почетная должность, на которую назначается уважаемый и хорошо известный населению округа человек. Кандидат предоставляет эту должность тому, кто оказал ему доверие. Имя председателя может иногда появляться на основных документах избирательной кампании, брошюрах и объявлениях.
 Комитет поддержки. В некоторых случаях  комитет поддержки формируется для того, чтобы ввести в его состав нескольких "столпов" местной общественности и тем самым укрепить доверие к избирательной кампании и придать ей больший вес. Эти люди позволяют использовать свои имена в качестве сторонников кандидата, но они, как правило, не являются работающими членами штатной команды. В состав данного комитета входят также председатель исполнительного комитета избирательной кампании, заместитель председателя и секретарь.
 Руководящий комитет ("кухонный" кабинет). Это  рабочая группа в составе 5 - 7 человек, к которым кандидат и менеджер могут обратиться за советами по ходу избирательной кампании. Это люди, с которыми кандидат считается и которым разрешено откровенно, открыто и критически высказываться о кампании. Состав данной группы не должен превышать десяти человек. В зависимости от содержания кампании членами кабинета могут быть ведущие работники штаба, которые постоянно встречаются, чтобы оценить ее течение и обменяться информацией. В состав такого кабинета могут также входить менеджер кампании, ответственный за ее график, руководитель группы добровольцев, председатель финансового комитета, казначей, директор по вопросам связей с общественностью (пресс -секретарь) и консультант по юридическим вопросам (юрисконсульт).
 Казначей  кампании. Основная обязанность казначея кампании -контроль за своевременным и в строжайшем соответствии с действующим законодательством поступлением средств в избирательный фонд. Казначей - это главный бухгалтер избирательной кампании. Он обязан
 хорошо  знать бухгалтерское дело, избирательное  законодательство, поскольку несет ответственность за оформление финансовых документов, связанных с использованием фондов избирательной кампании. Казначей ведет бухгалтерские книги, оплачивает счета, готовит отчеты об использовании средств и общем состоянии финансов. Он должен работать в тесном контакте с руководителем кампании и ее коммерческим директором.
 Коммерческий  директор. Вместе с кандидатом он является главным сборщиком средств, необходимых для ведения избирательной кампании. Коммерческий директор должен быть хорошо известен в финансовых кругах. Чтобы собрать необходимые средства, коммерческому директору приходится обращаться за пожертвованиями к предпринимателям, к каждому, кто может сделать взнос.
 Юрисконсульт  кампании. Это может быть практикующий юрист, который консультирует штаб кампании по всем вопросам избирательного законодательства, а также о путях предупреждения возможных его нарушений. Юрисконсульт всегда полезен во время организации деловых встреч, подписания контрактов, соглашений об аренде помещений и сбора подписных листов. Законодательством, как правило, предусмотрен целый ряд ограничений в ведении кампании, поэтому юрисконсульт тут незаменим. Он обязан следить за тем, чтобы ни кандидат, ни руководитель кампании, ни казначей не оказались за решеткой.
 Руководитель  группы добровольцев. Еще одним ключевым лицом среди членов команды является руководитель группы добровольцев, умеющий привлекать их и организовывать их работу по выполнению задач избирательной кампании. Иногда такого человека называют еще "организационным директором". Руководитель добровольцев - ведущая фигура в проведении кампании.
 Ответственный за график кампании. Одно и только одно лицо должно составлять график работы кандидата. Ответственный за график должен хорошо разбираться в вопросах политики. Он обязан составлять еженедельное расписание и сбалансировано распределять время кандидата: на публичные выступления, интервью, поездки, аналитическую работу, заседания штаба избирательной кампании, персональные дела и т.д. Ответственный за график обязан также следить за тем, чтобы кандидат был обеспечен транспортом, подбирать сопровождающих на различные мероприятия, и если нужно, содокладчиков.
 Ответственный за связи с общественностью (пресс -секретарь). Это лицо, отвечающее за коммуникацию во время избирательной кампании. Главная задача ответственного за связи с общественностью (или пресс-секретаря) - сделать кандидата человеком, хорошо известным избирателям. Имеется в виду обеспечение общения в работниками средств массовой информации, подготовка речей, дирижирование разнообразными мероприятиями, заслуживающими внимания прессы, планирование появления кандидата перед работниками средств массовой информации, координация оплачиваемых рекламных материалов в прессе. Идеальной кандидатурой на эту должность может стать человек, который знает местных журналистов и имеет опыт работы с людьми.
 Руководитель  штаба постоянно печется об его  своевременном открытие и закрытие, чистоте в комнатах, работе оборудования, пишущих машинок, компьютеров, телефона и др. Он также обязан встречать и приветствовать посетителей, исполнять административные и секретарские функции. Общая цель его усилий - сделать штаб удобным для работы добровольцев и граждан, которые сюда приходят.
 Участковые  координаторы. Участковые координаторы во всех деталях планируют организацию кампании "от двери до двери", созывают помощников, чтобы провести оперативные встречи с избирателями, выяснить, кто из них будет голосовать на дому. Они очень тщательно дирижируют работой по распространению агитационных материалов и проведению иных конкретных мероприятий. Участковые координаторы должны хорошо знать жителей, уметь привлекать друзей и соседей к проведению кампании. Но прежде всего они призваны убеждать людей принять участие в голосовании и обеспечивать избирателям возможность сделать это.
 Руководители  специальных программ. Во время проведения избирательных кампаний возникает необходимость в осуществлении специальных программ, способствующих росту их общей эффективности. Содержание этих программ в каждом отдельном случае конкретно и определяется планом кампании. Поскольку в период избирательных кампаний такие специальные программы имеют большое значение, для их выполнения на участке назначается то или иное определенное лицо. Руководителю специальных программ можно поручать выполнение
 различных заданий: отправку специальной почтовой корреспонденции, расклеивание предвыборной агитационной литературы, сбор информации, написание писем редакторам средств массовой информации и т.д.
 - примеры возможных обязанностей руководителей специальных программ при выполнении отдельных заданий
 - Руководитель  телефонных акций
 - Руководитель агитационной автоколонны
 - Организатор  сбора подписей
 - Руководитель агитпоходов по участку
 - Руководитель по специальным вопросам голосования избирателей
 - Руководитель программы распространения листовок и плакатов
 - Руководитель дня выборов
 - Руководители коалиций (групп) избирателей с особыми интересами. Специальными группами избирателей или их ко алициями могут быть объединения пожилых людей, ветеранов, женщин, молодежи, учителей, врачей, рабочих, сторонников различных партий и другие четко выделяющиеся объединения.
 Консультанты  кампании. Наряду с назначением руководителя избирательной кампании очень часто нанимают также специальных консультантов по вопросам ее проведения, которые нужны для предоставления рекомендаций или же оказания некоторых услуг в специфических делах. Существуют различные типы консультантов. В основном они консультируют по таким вопросам, как общая стратегия кампании; планирование; руководство кампанией; работа на радио и телевидении; наглядная агитация; сбор средств; привлечение избирателей и др., или по нескольким этим вопросам в их определенной комбинации. 

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СХЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ  КАМПАНИИ
 Наилучший способ распределения ответственности  работников штаба избирательной кампании - это составление организационной схемы. Она предусматривает ключевые должности, необходимые для реализации общего плана кампании. Организационная схема, определяющая обязанности и ответственность руководящего персонала штаба, нужна даже при проведении местных выборов.
 
 Базовая организационная схема. Она чаще всего используется для проведения небольших по масштабам избирательных кампаний (местных выборов), где их организация ориентируется на кандидата. Единственным оплачиваемым работником тут является руководитель (менеджер), задача которого - практически, во всех деталях реализовать избирательную кампанию. В данном случае на руководителя избирательной кампании дополнительно возлагается ответственность за установление связей с общественностью (исполнение обязанностей пресс-секретаря). Кроме того, кандидат тут пользуется помощью руководящего ("кухонного") комитета, в состав которого входят: менеджер кампании, председатель комитета поддержки, казначей, финансовый директор, руководитель группы добровольцев и юрисконсульт. Во время такой кампании приглашается консультант, непосредственно работающий с ее руководителем (менеджером) и кандидатом. Ответственный за график кампании одновременно исполняет обязанности руководителя штаба. Как правило, в штат входит также ответственный за выполнение специальных программ.
 
 Средняя организационная схема. Эта схема  более сложная, поскольку тут кандидат полагается на руководящий комитет и менеджера при проведении избирательной кампании и на ее исполнительный комитет в случае необходимости получить консультацию. Сам кандидат более отдален от непосредственного руководства ежедневной работой. По этой схеме руководитель (менеджер) кампании непосредственно сотрудничает с руководящим ("кухонным") комитетом, в состав которого входят он сам, ответственный за график, финансовый директор, ответственный за связи с общественностью (исследовательскую работу) и руководитель группы добровольцев. В состав исполнительного комитета входят менеджер, председатель комитета поддержки, его заместитель, казначей, юрисконсульт и секретарь. Руководитель (менеджер) кампании руководит работой ответственных за график, работу добровольцев и за связи с общественностью (исследовательскую работу). Ответственный за выполнение графика наблюдает за работой руководителя штаба. Финансовый директор подотчетен руководящему комитету. Консультант кампании работает вместе с кандидатом, руководящим комитетом и финансовым директором.
 
 Развернутая организационная схема. Эта организационная  схема применяется при проведении крупных по масштабам избирательных кампаний, руководство которыми осуществляется менеджером. Кандидат еще более отдален от непосредственного руководства текущими делами и целиком полагается на менеджера в управлении избирательной кампанией. Помимо менеджера, оплачивается еще и труд руководителя по вопросам средств массовой информации, также работающего на постоянной основе. Руководящий комитет действует под председательством менеджера кампании. В состав этого комитета входят председатель комитета поддержки, его заместитель, финансовый директор, казначей, ответственный за соблюдение графика кампании, руководитель группы добровольцев и директор по вопросам средств массовой информации. Казначей, юрисконсульт, финансовый директор выступают советниками менеджера кампании. Консультант по преимуществу имеет дело с менеджером кампании, но может давать советы и кандидату. Подчиненный руководящему комитету, менеджер имеет в своем распоряжении полный штат работников в составе ответственного за график, руководителя группы добровольцев, директора по вопросам СМИ, ответственного за работу с коалициями (группами избирателей с особыми интересами) и руководителя штаба. Существует еще один уровень структуры, состоящий исключительно из добровольцев, который подотчетен этим постоянным штатным работникам. 

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
 КАМПАНИИ
 К наиболее важным программам такого рода следует  отнести по крайней мере две мини-кампании: "от двери до двери" и "активизацию явки избирателей на выборы".
 КАМПАНИЯ "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ"
 Кампания "от двери до двери" призвана обеспечить личные контакты кандидата или его доверенных лиц с избирателями. Она особенно эффективна с точки зрения мотивации их поведения, ведь людям преимущественно запоминаются "живое" общение, контакты "с глазу на глаз". Поэтому такие встречи помогают кандидату в депутаты получить дополнительные голоса. Походы "от двери до двери" - один из основных элементов избирательных кампаний в законодательные органы власти. Кандидат, не жалеющий своих ног и демонстрирующий заинтересованность во встречах с избирателями у них на дому, умножает свои шансы на победу. Обход жилищ по системе "от двери до двери" основывается на принципе "соседских отношений": кандидат заходит к избирателям как сосед, объясняет, почему он баллотируется, и вследствие этого скорее заручается их поддержкой. Подобный личный контакт еще более эффективен, когда кандидата сопровождают агитаторы-добровольцы из числа соседей, друзей или членов посещаемой семьи, являющиеся местными жителями. Например, кандидат обходит сельские дома или городские квартиры в сопровождении лица, хорошо знакомого местному населению и почитаемого им. Это может быть участковый врач, школьный учитель, авторитетный руководитель или работник местного предприятия, коллективного хозяйства и т.д.  

 Кампания "от двери до двери" может быть эффективной в без такого сопровождения и даже при отсутствии самого кандидата. Тут опять–таки срабатывает сила личного контакта с избирателем. Хотя именно кандидат является главным действующим лицом в процессе любых контактов с избирателями, однако нередко он оказывается слишком загруженным, чтобы постоянно и длительно участвовать в них. Но агитаторы-добровольцы и доверенные помощники кандидата и в его отсутствие могут оказать огромное влияние на избирательную кампанию, демонстрируя свою поддержку кандидата во время посещений обитателей микрорайона или поселка.
 В пределах избирательной кампании п рограмма "от двери до двери" преследует несколько целей. Во-первых, такая программа закладывает фундамент "узнаваемости" кандидата и усиливает этот процесс, обеспечивает идентификацию его имени. Во-вторых, она создает доверие к кандидату и его избирательной кампании. Удачная программа "от двери до двери" демонстрирует способность кандидата и его команды работать на самом низшем территориальном уровне, умение сплотить силы добровольцев и создает ощущение постоянного присутствия кандидатов и его помощников среди местных жителей. В-третьих, контакт по системе "от двери до двери" помогает обеспечить явку своих сторонников на избирательные участки в день выборов. Такие визиты имеют ряд преимуществ, поскольку, как уже отмечалось, предоставляют возможность влиять на поведение людей и их мотивировки на персональном уровне. Существует система, усиливающая эффект личного контакта. Суть ее сводится к тому, что такие контакты устанавливаются с приоритетной (целевой) группой избирателей. Другими словами, чем целенаправленнее визиты к некоторым сторонникам кандидата и колеблющимся, тем результативнее система работы "от двери до двери". Если в распоряжении кандидата имеются необходимые ресурсы, можно разработать эффективную систему выполнения программы "от двери до двери", основанную на том, что к данной программе добавляется рассылка почтовой корреспонденции избирателям определенной категории, с которыми таким путем устанавливают как минимум семь контактов до дня выборов. Приведем пример этой комплексной поэтапной системы. Первый шаг - рассылка почтовой корреспонденции накануне встречи. Избирателю посылается шаговая открытка с сообщением, что кандидат или его добровольные помощники посетят избирателя в течение недели. Второй шаг - визит. Кандидат или его доверенное лицо заходят в дом, беседуют с избирателем (избирателями), оставляют литературу, собирают информацию об отношении избирателей к кандидату, выясняют их заботы и потребности. Третий шаг - почтовая корреспонденция после визита. Избирателю посылается почтовая открытка с благодарностью за предоставленную возможность встретиться с ним. Четвертый шаг -рассылка писем после визита. Избирателю посылается письмо, в котором затрагиваются волнующие его вопросы, сообщается о теме кампании кандидата, учитывающей заботы избирателя, содержится просьба поддержать кандидата в день выборов. Пятый шаг -рассылка почтовой корреспонденции накануне встречи, направленной на обеспечение явки избирателей на выборы. Накануне визита избирателю посылают почтовую открытку, цель которой - обеспечить явку избирателей на избирательные участки и получить голоса в пользу кандидата. Шестой шаг - визит к избирателям домой с целью заручиться их поддержкой. Седьмой шаг-рассылка корреспонденции с просьбой проголосовать за кандидата.
 А теперь в общем виде приведем контрольный  перечень действий, которые обязательно нужно предпринять при организации мини -кампании "от двери до двери". Контрольный план организации посещения квартир избирателей
 1. Назначается  координатор программы посещений  квартир избирателей.
 2. Уточняется, будет ли это сплошной обход  квартир (если позволяет время) или же посещение квартир только своих сторонников.
 3. На  основе маршрута обхода определяется, заходить ли в квартиры ко  всем зарегистрированным избирателям или лишь к тем, кто регулярно голосует.
 4. Составляется  список избирателей в соответствии  с маршрутом обхода квартир.
 5. Составляется  список избирательных участков  с учетом приоритетных на данный момент времени групп избирателей. Начинать обход лучше с тех, где кандидат пользуется наименьшей поддержкой.
 6. Согласовывается  стоимость печати и почтовой  рассылки открыток и писем накануне и после посещения квартир, определяется, на чем остановиться при планировании сметы кампании.
 7. Разрабатываются  и печатаются открытки -сообщения  о визите кандидата в определенный район. По возможности следует предусмотреть краткий опросник.
 8. Подбираются  помощники для рассылки по  почте предварительного сообщения о визите кандидата. Почтовая информация посылается каждую неделю или раз в две недели в соответствии с графиком обхода квартир по каждому району.
 9. Разрабатываются  и печатаются почтовые открытки-благодарности  для рассылки в те районы, где побывал кандидат, с напоминанием жителям, что он посетил эту местность и "разделяет их заботы".
 10. Заранее  готовится агитационная литература
 11. Для  кандидата готовятся инструкции  по организации кампании, составляются маршрут посещения им мест жительства избирателей в районе и соответствующий список (если можно - карта).
 12. Назначаются  участники обхода для сопровождения  кандидат та и оказания ему помощи при встречах с избирателями (его могут сопровождать супруга или члены штаба кампании).
 13. Составляются  списки избирателей, которым будут  отправлены по почте персональные письма накануне выборов, уточняются вопросы (проблемы), на которые следует обратить их внимание в этих письмах.
 14. Участники  обхода должны проверить, удобно  ли они одеты и готовы ли долгое время провести на ногах.
 АКТИВИЗАЦИЯ ЯВКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРЫ
 Важнейшей составляющей хорошо спланированной избирательной  кампании является ее заключительный аккорд, связанный с активизацией участия избирателей в голосовании. Это одно из последних, однако чрезвычайно ответственное усилие кандидата и его штаба в конце избирательной кампании. В самом деле, если количество избирателей, которые должны были прийти на избирательные участки и проголосовать за данного кандидата, будет меньше ожидаемого, все усилия нескольких месяцев предвыборной кампании окажутся напрасными.
 Стратегическая  задача мини-кампании, направленной на активизацию явки избирателей на выборы, отражает общую стратегию избирательной кампании каждого конкретного кандидата. Она охватывает три аспект а: Кто должен находиться в эпицентре внимания? (явку каких групп избирателей нужно обеспечить); Почему нужно обеспечить явку этих избирателей? (потому что они будут голосовать за данного кандидата); Как обеспечить явку? (методы и средства, призванные активизировать участие избирателей в голосовании и обеспечить их явку на участки в день выборов).  

 Кто должен находиться в эпицентре внимания? Приоритеты кандидата при обеспечении явки той или иной группы избирателей на избирательные участки могут быть следующими:
 1. Избиратели, симпатизирующие кандидату и  способные поддержать его на выборах.
 2. Члены  той партии, к которой принадлежит  кандидат, и симпатизирующие ей.
 3. Группы  избирателей, оказывавшие кандидату практическую помощь.
 4. Группы  избирателей, разделяющих позицию  кандидата по принципиальным положениям его избирательной программы. 

 Почему  нужно обеспечить явку этих избирателей? Основания для того, чтобы обеспечивать явку на выборы сторонников данного кандидата в целом понятны. Ведь они уже пообещали ему свою поддержку. И кандидату абсолютно не нужно, чтобы его сторонники в день выборов остались дома. Поэтому план обеспечения явки избирателей на выборы состоит из следующих элементов:
 1. Выявление  сторонников кандидата во время  проведения кампании "от двери до двери".
 2. Раскладывание  открыток-напоминаний по почтовым  ящикам избирателей.
 3. Обход  домов и квартир с целью  активизации явки избирателей  на выборы.
 4. Мероприятия  и акции, привлекающие внимание  избирателей.
 5. Активность  в день выборов:
 * мероприятия,  привлекающие внимание населения;
 * обход  "от двери до двери";
 * обеспечение  избирателей транспортными средствами  или направление к ним агитаторов (добровольцев) для того, чтобы помочь им добраться до избирательного участка.  

 Как обеспечить явку?
 1. Мероприятия  накануне выборов. Руководитель  агитаторов на участке при взаимодействии с руководителями избирательного штаба кандидата должен предусмотреть мероприятия, требуемые для активизации участия в голосовании избирателей данного участка, и иметь в своем распоряжении:
 => фамилии  избирателей, их адреса для  обхода домов и квартир в  день выборов;
 => фамилии  агитаторов и помощников, которые  будут отвечать на телефонные звонки;
 => информацию  о месте голосования;
 => информацию  о распорядке дня и местонахождении  кандидата в день выборов и после закрытия избирательных участков;
 => систему  обеспечения избирателей транспортом  и присылки людей, которые помогут им добраться до избирательного участка или присмотрят за детьми в случае необходимости;
 => систему  привлечения внимания избирателей,  напоминаний и призывов принять участие в голосовании. 

 2. За  четыре-пять дней до выборов  участковым руководителям агитколлективов через своих помощников следует связаться с избирателями, которые предположительно отдадут свои голоса за их кандидата, и уточнить, не потребуется ли им помощь, чтобы попасть на избирательные участки, не нужны ли им будут няни для детей, не потребуется ли еще какое–либо содействие. Позже следует еще раз зайти к тем избирателям, которые просили о помощи, чтобы убедиться, получили ли они ее. Вероятнее всего, что окружная избирательная комиссия тоже разработала программу оказания подобных услуг в день выборов. Если это не так, нужно связаться с участковыми избирательными комиссиями и узнать, смогут ли они оказать такую помощь избирателям, особенно людям преклонного возраста. 

 3. За  два дня до выборов руководители  избирательной кампании кандидата через своих помощников на местах должны организовать масштабное раскладывание по почтовым ящикам приглашений избирателям от имени кандидата прийти на избирательные участки и проголосовать за него. Для выполнения такой работы необходимо мобилизовать всех агитаторов и добровольных помощников.
 4. За  день до выборов нужно провести  такую же масштабную акцию,  но уже "от двери до двери", и лично вручить хозяе вам каждой квартиры или дома, являющимся предположительными сторонниками кандидата, приглашения прийти на выборы от его имени. Естественно, работа по обеспечению явки избирателей на выборы требует огромных усилий агитационного коллектива.  

 Основные  мероприятия в день выборов
 1. Утром,  в день выборов, в многолюдных  местах (остановки общественного транспорта, универсамы, базары и т.д.) следует провести акции с призыва к избирателям прийти на избирательные участки. Для этого можно использовать привлекающие внимание плакаты, раздачу листовок избирателям и пр. Однако следует помнить, что скитания в поддержку кандидатов в день выборов запрещена Поэтому содержание агитации должно быть направлено исключительно на то, чтобы просто призвать избирателей принять участие в выборах.
 2. В первой  половине дня необходимо еще  раз наведаться к тем избирателям, которые могли бы отдать свой голос за конкретного кандидата, но до этого времени не проголосовали, или позвонить им по телефону.
 3. После  обеда (в 14 часов) наблюдателям  от кандидата на избирательном участке нужно точно установить, какова явка избирателей на выборы, кто из сторонников кандидата еще не проголосовал и составить соответствующий список. Исходя из данных этого списка, агитаторы должны еще раз посетить избирателей, которые не проголосовали, и попросить их сделать это до 17 часов.
 4. В 17 часов наблюдатели на избирательных участках должны опять уточнить общую картину явки избирателей на выборы и проверить, кто из сторонников данного кандидата не проголосовал. Затем нужно сообщить участковым агитаторам адреса еще не проголосовавших избирателей, предложить агитаторам посетить этих избирателей и попросить их проголосовать. Если потребуется, следует предоставить избирателям возможность быстро добраться до избирательного участка. 

 Другие  мероприятия в день выборов
 1. Проследить, чтобы удостоверения наблюдателей  или документы, подтверждающие их полномочия, а также списки избирателей находились на избирательных участках.
 2. В соответствии  с указанием представителя кандидата или руководителя центрального штаба избирательной кампании сообщить им окончательные результаты голосования на избирательном участке.
 3. В случае  победы на выборах пригласить  руководителей агитколлективов  и добровольных помощников на специальный вечер -это награда за хорошо выполненную работу. 

 После выборов
 По завершении кампании нужно не забывать поблагодарить  всех тех, кто оказывал помощь. Поблагодарить их устно и письменно. Следует позаботиться о том, чтобы добровольные помощники были приглашены на торжества по случаю победы на выборах. Необходимо сообщить их имена кандидату, который также может выразить благодарность своим помощникам. 

 «Черные», «белые» и «серые»  политические технологии
 Разделение  политических технологий на «черные» («грязные») и «белые» («чистые») получило развитие главным образом в контексте  некоторых избирательных кампаний второй половины 1990-х годов, в которых  активно использовался административный ресурс, вмешательство криминалитета, применение незаконных методов воздействия  на выбор избирателей и, насколько  можно судить, «корректировка» нежелательных  для определенных политических сил  результатов выборов.
 ЛИТЕРАТУРНОЕ  ОБОЗРЕНИЕ 
 Несмотря  на широкий опыт применения и противодействия  таким технологиям, единства в оценке тех или иных конкретных технологий не наблюдается.
 Некоторые авторы, например, утверждают, что к  «черному PR у» следует относить только не оформленные официально и оплаченные «черным налом» работы. К сожалению, такая точка зрения вряд ли характерна даже для демократических стран. Проблема в том, что расходы на PR и рекламу вообще очень велики, а при нашем налогообложении  даже самые «белые» мероприятия  становятся неподъемно дорогими. Впрочем, известно, что реальные расходы на президентские выборы в США намного  перекрывают официальные фонды  кандидатов.
 Другие  считают, что «черный PR» — технологии создания негативного имиджа. Похожую  точку зрения высказал даже известный  российский политолог Г. Сатаров. Однако известно, что даже в США 2/3 политической рекламы имеют негативный характер. Другое дело, что дезинформация — действительно часть черных технологий.
 Оценка  того, что же представляют собой  «черные технологии», позволяет  наблюдателю выявить пределы, в  которых может работать данный технолог. Чаще всего, профессионалы либо воздерживаются от каких-либо определений, либо декларируют, что такие технологии неэффективны.
 Часто называют «грязными» технологии относительно применения административного ресурса. Однако далеко не все из таких технологий действительно можно счесть недопустимыми. Например, вполне естественным представляется более активное освещение в СМИ деятельности кандидатов, одновременно представляющих органы государственной власти и, соответственно, имеющих большие возможности создания информационных поводов. Причем это характерно не только для новых демократических государств, но и для западноевропейских демократий. Например, в немецкой политологии существует даже понятие «бонуса канцлера», означающее высокие шансы победы действующего канцлера на выборах.
 КАКИЕ ЖЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЧЕРНЫЕ»?
 Можно придерживаемся точки зрения, что классификация должна осуществляться по основанию соблюдения при использовании технологии норм действующего законодательства и общественной морали. Такая классификация не будет иметь всеобщего применения, но будет вполне функциональна в рамках каждого отдельного государства. Отметим тот известный факт, что в США агитация в день выборов не запрещена. В то время как в Украине это является серьезным нарушением законодательства, которое может привести к признанию недействительными результатов выборов.
 В рамках предложенного подхода «черными»  считаются те политические технологии, применение которых предполагает прямое нарушение действующего законодательства. Сюда могут относиться технологии как  откровенно криминальные (покушения  на соперников, подкуп членов избирательных  комиссий и т.п.), так и сравнительно невинные, но все же запрещенные  законом действия («подарки» избирателям, агитация со стороны должностных  лиц и т.п.).
  «Серыми» мы считаем те технологии, которые не предполагают прямого нарушения закона, но вступают в противоречие с нормами общественной морали и принятыми способами ведения политической (особенно — избирательной) кампании. Например — присутствие на митинге какого-либо политика группы его противников с транспарантами, листовками и другими материалами оппозиционного к нему содержания. С одной стороны, такого рода деятельность не является нарушением закона (если только материалы не содержат клеветы в адрес политика, а сами его противники не нарушают общественного порядка), с другой — общественность обычно осуждает такие действия, считая их нарушением неписаных правил публичных отношений политиков.
 «Белыми»  технологиями называются те, которые  входят в неофициальный «реестр» «разрешенных» и не противоречат закону. В большинстве это самые  простые и естественные технологии: расклейка информационных листовок, встречи с избирателями и т.п.
 Следует отметить, что границы между этими  видами технологий довольно неопределенные. Более того, некоторые технологии могут оказываться «черными»  или «белыми» в зависимости от специфики их применения в каждом данном случае. Для примера разберем типичный для демократических выборов  прием (реализованный во множестве  технологий) распространения о сопернике  компрометирующих его сведений.
 В случае, если сведения не соответствуют действительности (т.е. — являются клеветой) или правдивы, но получены незаконным путем (например — в результате нарушения врачебной  тайны), то эта технология, безусловно, «черная». В то же время, общественность в принципе склонна осуждать распространение  даже совершенно справедливого и  добытого исключительно законными  методами компромата. Хотя именно компромат  в действительности является чуть ли не главным источником относительно объективной информации о политиках. В этом отношении такие технологии можно посчитать и «серыми».
 Однако  если в руки журналиста или политика попадают данные относительно неблаговидного поведения соперника в прошлом (обычно это обман или неполное информирование избирателей относительно некоторых деталей биографии), его  гражданским долгом является оповещение об этом общественности. Кроме того, если незаконная деятельность политика не была в прошлом раскрыта правоохранительными  органами, желание утаить такую информацию из «моральных» соображений само по себе вступает в противоречие с  законом. Таким образом, с точки  зрения политика и его сторонников, распространение компромата о соперниках — технология «белая». Кстати, российское законодательство не считает нарушением распространение порочащих кандидата  сведений, если эти сведения соответствуют  действительности и получены законным путем.
 Диффамация — распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от неё двумя признаками:
 Диффамация  есть оглашение каких-либо позорящих  фактов в печати, тогда как клевета  может быть совершена как в  печати, так и на словах (публично) или в письме.
 В диффамации преступный момент заключается в  самом оглашении в печати позорящих  сведений, независимо от их правильности, клевета же всегда рассматривается  как сообщение заведомо ложных сведений.
 Одним словом, под диффамацией можно понять банальную сплетню. Поэтому против обвинения в клевете можно  защищаться, доказывая правильность сообщенных сведений, а против диффамации указанием на это защищаться нельзя. 

 Комичные  случаи имели место и в ходе реальных избирательных кампаний. Например, в литературе встречаются примеры обвинений кандидатов в таких «грехах» как «бесстыдная экстраверсия», «исповедание целибата до брака» и даже трезвенничество!
 ОТКУДА  ЭТО БЕРЕТСЯ?
 Каковы  же причины появления и развития «черных» и «серых» технологий? Наиболее удачный перечень таких причин дает российский ученый Е. Лебедев.
 Во-первых, это усиление конкурентной борьбы вообще и в особенности — конкурентная борьба между одинаково слабыми  оппонентами и бестолковыми «технологами». Специалисты знают, что чем серее  личность политика, чем позже он начал кампанию, чем непрофессиональней его команда, тем более вероятно, что для привлечения внимания этот политик воспользуется чем-то не слишком законным или моральным.
 Во-вторых, это довольно низкий моральный уровень  части политиков и, с другой стороны, журналистов, политологов и PR-щиков.
 В-третьих, имеющееся среди политиков и  политологов представление об исключительной эффективности таких технологий. Причем, зачастую такие мифы распространяют люди, которые сами вроде бы против «грязных технологий».
 В-четвертых, это несовершенство законодательства. Достаточно вспомнить вопрос о размере  избирательных фондов, который нередко  «выбрасывает» в область «черного PR-а» банальную расклейку листовок.
 В-пятых, это сравнительно низкий уровень  политической культуры людей, которые  не могут отличить, где правда, а  где ложь. У нас, например, часть  людей воспринимает фальсификацию  результатов голосования как  нечто естественное, и данным ЦИК  не доверяют по определению. И они  правы, ведь в советские времена  голосование в 99,9% было отнюдь не фальсификацией, а планом. А план можно было и  перевыполнить, как случилось на одних из выборов в социалистической Албании, где местный вождь Э. Ходжа получил существенно больше 100% голосов избирателей. Руководство  АПТ выкрутилось, объяснив, что люди по нескольку раз голосовали за любимого вождя, и члены комиссий не решались препятствовать народному волеизъявлению.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.