На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и виды референдума Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление:
     Введение……………………………………………………………….......3
    Понятие и виды референдума Российской Федерации………......5
    Развитие института референдума в России……..………………..11
    Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации ………………….……………………....................................14
    Референдум как форма народовластия……………………….…21
     Заключение………………………………………….……………………23
     Библиографический список……………………….…………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Тема  курсовой работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и  актуальной.
     Интересно отметить, что особое распространение  референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской  зрелости населения, демократизацией  политических режимов, наличием технических  возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий.
     Проведение  референдумов в отдельных странах  зависит от национальной культуры и  традиций. Например, референдум никогда  не проводился в США на федеральном  уровне, Нидерландах, Индии, Германии после Второй мировой войны, в Великобритании этот институт почти не применялся. По числу проведенных после Второй мировой войны референдумов Италия в Европе уступает лишь Швейцарии. В отличие от ее соседей – Франции и Швейцарии – референдум в Италии длительных традиций не имеет. Регулярно референдумы проводятся в Швейцарии, Норвегии.1 Со времени принятия в 1848 году первой швейцарской Конституции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира вместе взятых (более 400 раз референдум использовался на федеральном уровне). Можно сказать, что в Швейцарии референдум является основным институтом в функционировании политической системы.2
     Институт  референдума в России был известен Конституции СССР 1936г. Правда, определялся  референдум там как всенародный  опрос, однако таким определением вряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результат голосования  в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и  в Конституции РСФСР 1978 г., однако стал применяться сравнительно недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.
     Вторым  стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту и парламенту.
     И, наконец 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция Российской Федерации принята.3
     Поскольку референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации  является «высшим непосредственным выражением власти народа», является одним  из важнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решаться принципиально  важные вопросы жизни страны и  всего народа, такие как принятие новой Конституции – все это  говорит, на мой взгляд, о большой  практической значимости выбранной  темы.
     Целью данной курсовой работы является  показать какую роль играет и какое место занимает референдум как форма народовластия.  
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и виды референдума Российской Федерации
     В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции  Российской Федерации Российская Федерация  есть демократическое государство. Термин «демократия» – производное  от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится буквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.
     В Конституции Российской Федерации  указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ (Ч.1. ст.3). Это означает, что  Россия провозглашается государством народовластия.
     Каждая  из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.
     С юридической точки зрения понятие  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.
     Власть  есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо, подчинять  своей воле других. Власть как явление  социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует  управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и  принуждение4.
     С возникновением государства возникает  и государственная власть как  один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в  качестве своих основных элементов  общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.
     Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно  в своих собственных интересах.
     Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу  многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
     Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
     В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии5.
     В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации  различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той  или иной территории). Причем, некоторые  специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или  иной формы демократии, так как  они равным образом важны для  реализации народовластия6.
     Непосредственная  демократия исходит из того, что  в демократическом государстве  воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам  народ должен непосредственно участвовать  в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
     При непосредственной демократии народ  изъявляет свою волю в форме:
    референдума;
    выборов;
    всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
    правотворческой инициативы;
    участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;
    индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.
     «Высшим непосредственным выражением власти народа»  – указывается в Конституции  Российской Федерации (ч.3 ст.3), - являются референдум и свободные выборы.
     Референдум (от латинского — “должное быть сообщенным”) — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.
     Самыми  активными и действенными формами  народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах  и референдумах.
     Референдум  и выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям  и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них –  выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют  право принимать участие в  референдуме и в выборах.
     Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для  выполнения в государственных органах  или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению  власти в соответствии с волей  и интересами граждан, выраженными  на выборах7.
     Основное  отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит  в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в  депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При  референдуме объект волеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.
     На  практике проведение выборов является главным средством обеспечения  состязательности и реальности политического  процесса, дозволенной и узаконенной  формой политической борьбы, которая  в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных  установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических  государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной  властью.
     Различают следующие виды референдума.
     В зависимости от содержания законопроекта  выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.
     По  времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.
     Кроме того, референдумы могут быть обязательными  и факультативными. На первый выносятся  вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем  референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение  которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных  органов, либо избирателей.
     По  территориальному признаку различают  референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и  местный референдум.
     Стоит обратить особое внимание, что в  референдуме Российской Федерации  имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.
     Гражданин Российской Федерации, проживающий  или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме  Российской Федерации.
     Не  имеет права участвовать в  референдуме Российской Федерации  гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору  суда.
     Референдум  Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.
     Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме  Российской Федерации лично. Участие  в референдуме Российской Федерации  является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  института референдума  в России
     В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:
     ст.49 (д) «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. На практике и таких референдумов не было. Конституция СССР 1977 г. определила голосование:
     ст.5 Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)8».
     Однако долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящее время организация и порядок проведения референдума регламентированы законодательством. Появилась и практика их проведения.
     За 70-летний период существования СССР первое всенародное голосование  на его территории  было проведено  лишь однажды – 17 марта 1991 года. Была поставлена задача – выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза  как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента России. Исторически это стало  возможным благодаря тому, что  16 октября 1990 г. был принят Закон «О референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР). Союз ССР в декабре 1991 года прекратил свое существование. Т.о. Референдум 1991 г. был единственным за всю историю существования Союза ССР.
     По  данным  Национальной службы новостей9 в результате голосования не референдуме 25 апреля 1993г. ответы избирателей на вопросы распределились следующим образом: 

     Вопросы референдума Доля избирателей, ответивших «да», в % от числа принявших  в голосовании
Доверяете ли Вы президенту РФ Борису Ельцину? Поддерживаете ли Вы экономическую политику, проводимую под руководством  Б.Ельцина?
Считаете  ли Вы необходимым  проведение  досрочных  выборов  президента в 1993г.?
Считаете  ли Вы необходимым проведение досрочных  выборов в народные депутаты в  1993 г.?
     
     58,7             
     53,0 
 

     49,5 

     67,2
 
     «Возникший  в стране конституционный «вакуум» (хотя формально старая Конституция  полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного  органа могли быть заполнены только президентской властью»10.  Из-за недостаточности лигитимности для введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением демократической процедуры, оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, т.е.  использовать референдум. Особенностью референдума 12.12.93 г. явилось то, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в федеральное Собрание, предусмотренное еще на принятой Конституцией. Возможность того, что проект Конституции может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21.09.93.) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Т.о. для выборов  в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.
     Референдум  о принятии проекта новой Конституции  РФ состоялся 12 декабря 1993г.  По данным  Национальной службы новостей 58,43% населения  РФ проголосовали за принятие новой Конституции. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.
     10 октября 1995 года Государственной  Думой РФ был принят Федеральный  Конституционный Закон «О референдуме  РФ».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации
     Федеральный конституционный закон «О референдуме  РФ» от 28 июня 2004 г. (в ред. Федеральных  конституционных законов от 30.12.2006 N 7-ФКЗ, от 24.04.2008 №1-ФКЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 №3-П) устанавливает общие принципы проведения референдума в РФ:
    Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании, на всей территории России (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
    Принимать участие в референдуме имеют право все совершеннолетние (достигшие 18-летнего возраста) граждане РФ, за исключением лиц находящихся по приговорю суда в местах лишения свободы (ст. №5 ФКЗ «О референдуме РФ»).
    Принимать участие в референдуме имеют право все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств (ст. № 2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
    Не имеют право принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными.
    Все участники референдума обладают равным количеством голосов.
    Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
    Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
    Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).
    Вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина.
     10. Референдум не может проводиться  в период военного или чрезвычайного  положения на всей территории  страны и в течении 3-х месяцев, после их отмены (ст. 7 ФКЗ «О референдуме»).
    Повторный референдум не проводится в течение 2 лет сл дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума РФ с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопросов.
    Финансирование референдума осуществляется за счет средств федерального бюджета.
     Вопросы, выносимые на референдум:
    Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации.
    На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.
    На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Не  выносятся на референдум вопросы:
    Об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
    О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов.
    Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
    О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов.
    Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
    О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
    Отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
     Инициатива  проведения референдума принадлежит:
    Не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них.
    Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации,
    Федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
     Процедура назначения референдума происходит в несколько этапов:
    Создается инициативная группа в количестве не менее 100 человек и регистрация в избирательной комиссии.
    При положительной регистрации инициативная комиссия должна собрать не менее 2 млн. подписей участников референдума. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума., передача подписных истов в Центризбирком.
    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей
    По итогам проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
    При наличии 2 млн. правильно собранных подписей или не более 5% неправильно собранных (недействительных) подписей Центризбирком направляет свое заключение Президенту РФ (не позднее чем в 5-тидневный срок), и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
    В случае если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центризбирком указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.
    Президент РФ направляет материалы в Конституционный суд РФ.
    Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данные материалы, принимает решение и направляет это решение Президенту РФ.
    Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу референдума соответствующей Конституции РФ Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.
    Указом президента определяется дата проведения референдума. Это может быть только воскресенье период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
     Не  допускается совмещение дня голосования  на референдуме с днем голосования  на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.
     Подготовку  и проведение референдума, обеспечение  реализации и защиты права на участие  в референдуме осуществляют избирательные  комиссии, созданные и действующие  на постоянной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах  и референдумах, а также специальные  территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.
     Члены территориальных и участковых избирательных  комиссий назначаются выборным органом  местного самоуправления. Соответствующие  избирательные комиссии выбирают из своего состава председателя. Госорганы, органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия обязаны  содействовать избирательным комиссиям  всех уровней в подготовке и проведении референдума.
     Агитация  за или против решений, выносимых  на референдум, допускается всеми  законными средствами. Запрещается  проводить агитацию:
    Органам госвласти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.