На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нормативное регулирование и виды социальных норм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение…………………………………………………………
1.  Нормативное  регулирование и виды социальных  норм………………………………………………………………
2.  Соотношение  права и других социальных норм: …...............
2.1. Соотношение  права и религии……………….……………...
2.2. Соотношение  права и обычаев…………………....................
2.3. Соотношение  права и морали..….…………………………..
2.4.Соотношение права и корпоративных норм.……………….
3. Право и социально-технические нормы. …..………………..
Заключение……………………………………………………….. 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

               Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.1 Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
     Разновидностью теории правового  государства является концепция  "господства права". Примечательно,  что теория "господства права"  и концепция правового государства  питались, в общем-то, из одного  духовного источника - философии  Возрождения. Вместе с тем романо-германская  теория правового государства  имеет ярко выраженный рационалистический  аспект, поскольку упорядочение  общественных отношений мыслилось  только посредством позитивных  законов. В русле этого право  интерпретировалось как своеобразная  дисциплинирующая система, и по  сути немецкое правовое государство  есть не что иное, как, воплощение  определенного правопорядка.
           Но все же, чтобы объективно  определить в какой  степени  существующее положение приближено  к истине, следует разобраться  в том, какое место в современном  обществе занимает право (в  его позитивном, т.е. юридическом  смысле).
         В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования. 

          Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий. 

              Эту проблему в своих работах  затрагивали такие ученые как  Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева  Е.А., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и  многие другие деятели юридической  науки.            

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Нормативное регулирование и  виды социальных норм.
 
          В повседневной жизни каждого  человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в  той или иной ситуациях на  работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки  с интересами государства, других  людей. Ответ на вопрос о  допустимом, желаемом и должном  поведении в подавляющем большинстве  случаев мы получаем из сложившихся  в обществе социальных норм, в  которых в общей форме аккумулируется  опыт многих поколений людей.
           В современной общественной науке  обоснован взгляд на общество  как на целостный социальный  организм. Отсюда следует, что  весьма важным качеством общества  является организованность, упорядоченность  образующих социальную жизнь  общественных отношений, а значит, и объективная необходимость  их социального регулирования,  которое характеризуется рядом  особенностей и закономерностей  развития, обусловленных требованиями  данной общественной системы. 
         Существование и развитие социального  регулирования, его место и  функции в общественной жизни  характеризуется рядом закономерностей.  Во-первых, каждое исторически конкретное  общество объективно требует  строго определенной меры социального  регулирования, иначе неизбежны  отрицательные последствия для  социальной системы - ее неорганизованность  или, наоборот, ее излишняя регламентация.  Эта мера , выражающая объем и  интенсивность социального регулирования,  зависит от требований данной  социальной системы, от этапа  развития общества, уровня его  организованности. Такая мера тем  значительней, чем сложнее общественные  отношения, чем больше необходимость  их согласованного и скоординированного  развития. Во-вторых, в процессе развития  регулирования в обществе все  более возрастает удельный вес  социального; не порывая с психобиологическими  факторами человеческого поведения  и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее  все более освобождается от  стихийно-естественных природных  элементов и сторон, все более  связывается с потребностью выражения  и обеспечения объективных социальных  интересов в поведении людей,  а в условиях цивилизации во  все большей степени - свободы  человека, автономной личности; соответственно  в регулировании наряду с повышением  конкретности и определенности  возрастает нормативность и в  связи с этим абстрактность,  всеобщность - то, что так или  иначе относится к общественному  сознанию. В-третьих, закономерной  тенденцией развития социального  регулирования является формирование  относительно обособленных регулятивных  средств и механизмов. Определяющая  роль экономического базиса на  всех этапах развития общества  остается решающим фактором социального  регулирования и неизменно присутствует  во всех его проявлениях и  разновидностях. В-четвертых, по  мере развития социальной жизни  происходит изменение качества  регулирования , усложнение, утончение,  и совершенствование регулятивных  средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти,  идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость  в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.
     Инфраструктура - это не просто структура социального  регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное  построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных  форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются  на определенные, тоже устойчивые организационные  формы... В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает  главным образом в виде организационного "базиса", или "скелета", особого  построения нормативно-организационных  форм, от которых непосредственно  зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.
            Следует строго разделять идеальную  и фактическую инфраструктуру  социального регулирования. Первая - это такая модель основных  организационно-нормативных форм  социальных регуляторов, которая  объективно обусловлена данным  социальным строем и является  оптимальной для обеспечения  функционирования общественной  системы в соответствии с ее  объективными законами. Фактическая  же инфраструктура представляет  собой реальное положение организационно  нормативных форм социальных  регуляторов, действующих в данном  обществе и в данное время,  их реально существующую расстановку,  которая, выражая ее идеальную  модель, в то же время исторически  находилась и находится под  влиянием целого ряда разнообразных  условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые  относятся к субъективной стороне  жизни общества, к сложившимся  традициям, науке, даже личностным  особенностям отдельных людей.  В соответствии с этим фактическая  инфраструктура есть особая, в  наличии существующая реальность, данность нормативно -организующих  форм. Инфраструктура социального  регулирования во многом зависит  от его видов. Регулирование  в социальной жизни в принципе  может быть двух основных видов:  индивидуальное и нормативное.
          Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
          Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
           Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.
      Весьма существенно, что нормативное  регулирование затрагивает область  общественного сознания, связывается  с ним, связывается с ним,  с существующей системой ценностей.  Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий будущей  оценки форм поведения, суждение  о ценностях, обращенное в будущее  и объективированное в том  или ином виде.
       Разумеется, нормативное регулирование  имеет и свои минусы, в особенности  в случаях, когда оно становится  орудием политической власти  авторитарного типа, авторитарной  идеологии. Да и с точки зрения  регулятивных особенностей оно  само по себе не обеспечивает  того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем:  учета конкретной, индивидуальной  ситуации, неповторимых особенностей  данного случая.
       Этим и объясняется потребность,  которая остро ощущается в  ходе общественно-исторического  развития, - заполнить в необходимой  мере нормативное регулирование,  в том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять  громадных социальных преимуществ  нормативного регулирования, формирование  которого имело переломное, этапное  значение в развитии регулятивных  механизмов, свойственных обществу  как социальной системе, кода  и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.
       Если говорить о системе нормативного  регулирования как об автономном, объективно существующем явлении,  то ее можно определить как  всю совокупность норм, посредством  которых осуществляется регуляция  поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм.
        Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка - это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
         Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества. В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.
Несмотря  на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все  исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений  между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни  общества, средством общественного  управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного  развития общества, в них находят  отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности  жизни страны, характер государственной  власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций  общественного развития, т.е таких  законов, которые действуют с  естественно -исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь  от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. "Урегулированность  и порядок являются именно формой общественного упрочения данного  способа производства и потому его  относительной эмансипации от простого случая и просто произвола." В этом свете не совсем ясной остается мысль В.Д. Плахова о том что социальные нормы "путь социологические законы" особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи".  Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с законами естественно - техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.
        В последующем нормы права  и морали тесно переплелись,  взаимодействуя с другими средствами  социальной регуляции. Понятие  "норма" и "правило"  употребляются и воспринимаются  в обиходе как равнозначные. Они  обычно определяются друг через  друга : норма - это правило,  а правило - это норма. Между  тем, при более внимательном  подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма". Правовые нормы  довольно сложны по своей конструкции,  элементному составу, где правило  заключено лишь в диспозициях,  не охватывая собой гипотезу  и санкцию. Социальным нормам  посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности  и значимости проблемы. При этом  особое внимание уделяется норма  права и морали как двум  наиболее мощным и эффективным  регуляторам, тесно взаимодействующим  между собой. Социальная норма  - не просто абстрактное правило  желаемого поведения. Она означает  так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось  в жизни, практике. В этом случае  поступки и становятся правилом.
     В философской и естественнонаучной литературе под нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже  сложилось и давно бытует в  действительности. Применительно к  человеческому поведению можно  сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма - это  проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и  ее свойствам, является оптимальным  либо, по меньшей мере, допустимым для  данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а  по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма  выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного  результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее - патология. Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип основанный как на внутренних побуждениях так и на внешних детерминантах. 
          Социальные нормы весьма многочисленны  и разнообразны. Это связано с  разнообразием самих общественных  отношений - предмета регулирования.  В социологии они делятся по  различным основаниям на соответствующие  виды, классы, группы ( элементарные  и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные  и директивные, "живые" и  "мертвые", функционирующие и нефункционирующие ).
          Юридическая наука не вдается  в столь подробную и исчерпывающую  классификацию, а подразделяет  указанные нормы в основном  из таких критериев, как способы  формирования, среда действия, социальная  направленность. С этой точки  зрения выделяют: правовые нормы,  моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные,  нормы обычаев, нормы культуры, экономические,       общечеловеческие  нормы. Это - общепринятая и  наиболее распространенная классификация.
         Объединяющим началом этих норм  является социальный, а не технический  характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют  изолированно одни от других, в " рафинированном " виде.
         Такова система социальных регуляторов,  принятая в нашем обществе, как,  впрочем, и во всяком ином . К ним можно добавить нормы  международного права в той  части в которой они не противоречат  воле Российского государства  (двусторонние и многосторонние  договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации ).
          Говоря о праве можно обозначить, что право - уникальный высоко  значимый и авторитетный регулятор,  но оно лишь один из компонентов  системы нормативного регулирования.  Выявление места и роли права  среди иных социальных регуляторов  имеет важное значение для  понимания его природы, определения  возможностей и пределов регулятивного  действия. 

  

  

  

  

                  
                   
 
 
 
 
 

      Соотношение права и других социальных норм.
 
         Цивилизация выработала множество  различных норм и правил, которыми  люди руководствуются в своей  повседневной жизни.
          Наиболее рано обособились в  своей самобытности религиозные  нормы, нормы обычаев и морали. 

2.1. Соотношение права и религии.
         Назначение религии является  выработка " смыслов ", позволяющих  человеку так или иначе освоить  и определить свое место в  мире, в котором он живет. Религия,  с этой точки зрения, выступает  мерилом " хорошего " поведения.  Религиозные нормы есть разновидность  социальных норм, установленных  различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.
         В Библии, Коране и других источниках  вместе с собственно религиозными  канонами нашли выражение общечеловеческие  нормы. Такие общечеловеческие  нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых  законах" установлена обязанность  трудиться в течении шести  дней и отдыхать на седьмой,  требование почитать детям своих  родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные  нормы нашли выражение в христианском  церковном, каноническом праве.  Эти нормы регулируют внутреннюю  организацию церкви, взаимоотношения  между церковными органами, верующих  с государством, некоторые отношения  в жизни верующих. В 1917 году  римско - католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.
          Внешне эти нормы имеют определенное  сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы  и содержательно определены; хотя  в значительно меньшей степени,  но все же определенным образом  институционализированы и документально  зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов  и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права . В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни,  утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания" Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, "трансцендентное миру начало".
         Влияние права на религию в  известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14 ), федеральный  закон " О свободе совести"  гарантирует свободу совести  и вероисповеданий, равноправие  конфессий возможность для верующих  замены военной службы альтернативной  гражданской службой. В Российской  Федерации действуют нормы разных  религиозных верований и направлений.  В числе российских граждан  есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.  Российское законодательство о  свободе совести, религии, об  отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает  принципы " Всеобщей декларации  прав человека ",  Итогового  документа Венской встречи представителей  государств-участников совещания  по безопасности и сотрудничеству  в Европе. В принятой в России " Декларации прав и свобод  человека и гражданина " говорится,  что каждому человеку гарантируется  свобода совести, вероисповедания,  религиозной и атеистической  деятельности, каждый в праве  исповедовать любую религию или  не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные  либо атеистические убеждения  и действовать в соответствии  с ними при условии соблюдения  закона.
          В тоже время право не должно  быть безучастно к " причудливым  " формам пользования свободой  совести и, в частности, к  оккультным религиям и тоталитарным  сектам, подавляющим личность и  путем зомбирования превращающим  ее в слепого исполнителя воли " гуру ", " мастера " и стоящих  за ним темных сил. Право  в этой ситуации должно быть  правом и противодействовать  развитию и расширению такого  рода религиозных верований, иначе  неизбежен синдром " Аум Синрике  ". 

    
 
 

      Соотношение права и обычаев.
 
          Социальные действия, поведение  людей в обществе регулируются  так же обычаями.
 Обычай - это правило, утвердившееся в  общественной практике, вошедшее  в привычку, в результате многократного  применения, установившегося подхода  к оценке определенного образа  отношений, действий человека, коллектива  людей. Обычай представляет собой  привычную для членов общества, группы людей форму социальной  регуляции. Обычаи, имеющие нравственный  характер, называются нравами. В  правах находим выражение психологии  определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области  морали чаще всего удерживаются  в правах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу  с неприемлемыми в цивилизованном  обществе нравами.
К большинству  традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается  на привычные формы поведения, а  в ряде случаев закрепляет их в  своих нормах. В частности, имеющий  высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей  конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона (В Российской Федерации эта процедура предусмотрена  ст. 82 федеральной Конституции и  ст.10 закона " О конституционном  суде РФ").
Общая схема влияния права на обычаи таковы : прогрессивные обычаи стимулируются  правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный  закон признает преступления, связанные  пережитками местных обычаев (ст. 231 - 235 УК РФ).
         Испытывая на себе воздействие  права, обычаи в то же время  оказывают влияние на право,  При определенных условиях обычаи  признаются в качестве источников  права. В частности, гражданское  право признает обычаи делового  оборота - правило поведения, сложившееся  и широко применяемое в какой  - либо области предпринимательской  деятельности. Следует подчеркнуть,  что удельный вес деловых обыкновений,  являющихся по своему содержанию  источниками российского права,  возрастает. Очевидно, есть основания  и применительно к российской  правовой системе правовые обычаи  не считать исключением в числе  иных источников права.
Нормы права и обычаи обладают рядом  общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными  правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и  нормы права отличаются друг от друга  по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы  права существуют в государственно-организационном  обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права  существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.
В зарубежной, в частности в английской, литературе под обычаями понимают сложившиеся  стереотипы или тенденции определенного  поведения людей, имеющее, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер. Обычаи складываются и реализуются  чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического, нежели рационального, глубоко  осознанного, критического восприятия. Если рассматривать данный взгляд в  качестве верного, то можно сказать, что это еще одна черта выделяющая обычай в его соотношении с  правом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.