На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые формы и методы осуществления функций государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     ВВЕДЕНИЕ

 
      Знание таких понятий, как функции  государства, является сегодня  совершенно необходимым условием  формирования нашего мировоззрения  и юридического профессионализма.
       Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
       Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя основными причинами:
Вопросы сущности государства и его места в  политической системе прямо и  непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий.
       Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы. Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.
      Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теорий государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
      Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права.
      Эта тема актуальна для современного  общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
    Целью данной работы является попытка комплексное рассмотрение и освещение основных форм и методов осуществления функций государства. Российской Федерации.
      Для достижения поставленной  цели в работе, прежде всего,  необходимо решить следующие  задачи:
- рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли 
   государства,
- дать общую характеристику самого понятия «государство» и определить  
   его содержание,
- показать особенности функционирования государственного механизма,
- дать представление об основных внутриполитических и 
   внешнеполитических  функциях современного государства.
      Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее в последующих главах дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
    В процессе работы была использована научная  и периодическая литература. Данная курсовая работа состоит из введения, пяти глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
  
 
 
 
 
 

  Глава I. Понятие  и классификация  функций государства
    1. Понятие «функция государства»
   Социальную  и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует.
   Функции  государства - это основные направления  его деятельности, выражающие сущность  и социальное назначение государственного  управления обществом.1
    Другими  словами, функции государства  - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
   Таким  образом, функции государства непосредственно выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества.
    Функции  государства объективны. Они не  зависят ни от сознания и  воли объединившихся в сообщество  людей, ни от тех, кто этим  сообществом управляет. Главной - генеральной функцией государства является реализация «общих дел». Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.
    Необходимо  упомянуть о том, что практически  все, известные ныне теории  происхождения и функций государства  в основе своей имеют две  основные концепции, принимающие  во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во-первых, - концепция государства как воплощения идеи «всеобщего блага».
    Второй  является концепция государства  как аппарата для осуществления  насилия одной части общества  над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных концепций развивают, прежде всего, естественно-правовая и органическая теории.
   В функциях  государства выражается его сущность, его предназначение, и структура  государства, т.е. его внутреннее  строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
   Теория  государства для описания, объяснения  и прогнозирования деятельной  стороны государства использует  понятие функции государства  - характеристики именно того, что  и как государство «делает».
   Функция,  как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
  Это есть  свойство юридического языка, - заимствовать  чужие понятия и наполнять  их своим специальным, особенным  смыслом, причем таким, который  понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.
   Вот и  с понятием «функция», когда  оно включается в юридический  понятийный аппарат, происходит  этот процесс. Функция в теории  государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.2
  
2. Содержание функций
 Понятие функции  государства появилось и стало  широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско - ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных  образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.
   Далее  это понятие особенно широко  было использовано для определения  деятельности социалистического  государства - его роли как  главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально - освободительных  движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.
   На современном  этапе развития отечественной  теории государства и права  тоже сохраняется функциональный  подход к деятельной стороне  государства, но с уточнениями:
    - расширяется  и углубляется понимание социального  назначения государства;
  - отвергается  провозглашаемая ранее жесткая  связь между изменениями классовых  характеристик государства и,  соответственно, его функций.3
   Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но все равно сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.
  Функциональный  подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Признаки функций
   Попробуем  выделить признаки функций, то  есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные  стороны деятельности государства  именно к функции.
    К  этим признакам относятся:
      - прочно сложившаяся предметная  деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
      - непосредственная связь между  сущностными, формальными характеристиками  государства и его социальным  назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
      - направление деятельности государства  на решение крупных социально  - экономических, политических и  иных задач, достижение крупных,  общественно значимых целей, которые  встают на каждом историческом  этапе развития общества;
      - деятельность государства в определенных  формах (чаще всего правовых) и  с применением особых, в том  числе властно - принудительных  методов.4
    Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет  о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
    Функциональная  характеристика позволяет изучать  не только государство конкретного  типа, вида, формы у того или  иного народа в той или иной  конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе. 
 
 

  4. Классификация функций
   Классификация  функций государства может быть  осуществлена по нескольким критериям.  Наиболее распространенными являются:
- особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности обусловленная общественными отношениями,
- специфика содержания каждой функции, то есть более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
   В зависимости  от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - они подразделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних и внешних выделятся также основные и не основные.
   К неосновным  функциям государства относятся направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. Причем исследователи подчеркивают, что термин «неосновные функции» является по большей мере условным и его употребление правомерно лишь потому, что позволяет лучше рассмотреть более широкие по объему функции.
       В познании государственно - правовых  явлений и процессов в теории  государства и права используется  метод классификации, ибо без  этого метода упорядочить и  сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений и процессов попросту невозможно.
   Эффективно  используется метод классификаций  и при изучении непосредственно  функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например:
   - объекты  и сферы государственной деятельности;
   - территориальный  масштаб;
   - способ  государственного воздействия на  общественные отношения;
   - взаимоотношения  государств;
   - содержание  функций.
   Действительно,  в научных и практических целях  функции государства могут быть  классифицированы по самым различным  критериям.
   По времени  действия функции делятся на:
- постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);
- временные (появление  которых вызвано специфическими  условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).
   По сферам  политической направленности (внутренняя  и внешняя политика) функции государства делятся на:
- внутренние [см. Главу II] (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);
- внешние [см. Главу III] (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).
       По сферам общественной жизни  функции государства могут быть  разделены на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые  в духовной сфере. 
    Выскажем  также мнение, что функции государства  следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.
    К  числу критериев также можно  отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
      - законодательные (правотворческие);
      - управленческие;
      - правоохранительные (в том числе  судебные);
      - информационные.
    Особенность  данной классификации состоит  в том, что она отражает процесс  реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, «держащего» в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.5
     Классификация  функций государства, опирающаяся  на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, смешение функций государства и государственной власти. 

Глава II. Внутренние функции:
1. Экономическая функция
   В современных  условиях, когда неизмеримо умножились  и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
   Государство  влияет на экономику через  налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
   В условиях  развитых рыночных отношений,  свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех  форм собственности, добросовестной  конкуренции экономика развивается  на основе саморегулирования.  Вмешательство государства имеет определенные пределы.
Оно сводится, как  правило к:
а) выработке  экономической политики;
б) управлению предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность.
в)  установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, охране прав потребителя и пр.
г) регулированию  внешнеэкономических отношений государства.
   В периоды  экономических кризисов, состояния  депрессии, на переходных этапах  вмешательство государства в  экономику увеличивается. Как  показывает опыт, экономические  реформы, которые в настоящий  момент реализуются в нашей  стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов.    Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.    

2. Социальная  функция
   Социальная  функция многообразна по содержанию  и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить  общественное благополучие, создать  равные возможности для всех граждан в его достижении.
   Многие  государства характеризуют себя  социальными. Это означает, что  они считают своей важной задачей  заботу о всех тех гражданах,  кто в силу каких-либо причин  не в состоянии обеспечить  для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.6
    Так  в Конституции Российской Федерации  в частности сказано: «Каждому  гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом».7
   В Российской  Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления  здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.8
   Поощряются  добровольное социальное страхование,  создание дополнительных форм  социального обеспечения и благотворительность.9
Кроме этого  в РФ принят ряд важнейших законов  и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г., Федеральный Закон РФ «О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий» от 27.05.1997 г. и др.
Таким образом, государство принимает различные  меры для повышения жизненного уровня граждан.
   В реализации  социальной функции большое место  принадлежит проведению государственной  политики в области образования,  науки, культуры, здоровья граждан.  В указанных сферах социальная  функция осуществляется в форме  государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
   Общество  в целом и государство заинтересованы  в том, чтобы каждый гражданин  имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в настоящее время немыслимо  активное участие граждан в  общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
   Государство  поощряет и развивает искусство,  обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
   Большое  значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
   Основы  государственной политики в области  образования закреплены, в частности  в Законе РФ «Об образовании»  от 10.07.1992 г., в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г., в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9.10.1992 г. и др.  
 
 

3. Экологическая функция
    Непосредственно  примыкает к социальной экологическая  функция, которая обусловлена  социальной обязанностью государства  обеспечивать экологическое благополучие  граждан, их экологическую безопасность.
    Охрана  природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
    В  современную эпоху проблемы охраны  и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
   Чем разумнее  использовать богатства, тем больше  успехов добьются промышленность  и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
   Деятельность  по охране природы в рамках  своей компетенции осуществляют  все звенья механизма государства  и его органов.
   Так, в  статье 9 Конституции Российской  Федерации говорится: «Земля и  другие природные ресурсы используются  и охраняются в Российской  Федерации как основа жизни  и деятельности народов проживающих  на соответствующей территории».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.