На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 

Кафедра менеджмента и маркетинга
(наименование  кафедры)
 
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
 
Студента                   Григоряна Артура Камоевича                 
 
(фамилия,  имя, отчество)
Отделение заочное  Факультет экономики и управления
 
На тему: Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России 

 
 
 
 
Руководитель: кандидат экономических наук, профессор
 
_________________Н.С. Ульянова
 
               «Допустить  к защите»
               Заведующий  кафедрой:
 
_______________________ Э.А. Понуждаев
                   (подпись,  фамилия)
 
             «____» ______________ 2010 г.
 
 
 
 
Москва, 2010
 
 


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА
 
Кафедра менеджмента и маркетинга
(наименование  выпускающей кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий  кафедрой
                     ________________Э.А. Понуждаев
(подпись, инициалы, фамилия)
                     «___» _________ 2010 года
ЗАДАНИЕ
на  дипломную работу студенту
Григоряну Артуру Камоевичу
(фамилия,  имя, отчество)
Тема  работы: Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России
Утверждена приказом ректора института № ___ от «___»________ 200_ года
Целевая установка  Рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.
     Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
1. Рассмотреть этапы становления менеджмента в России.
2. Анализ современного состояния российского менеджмента и его современных проблем.
3. Анализ современной концепции менеджмента. Формирование российской модели менеджмента.
4. Пути развития российского менеджмента в 21 веке
     Основная  литература:
1. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Трикста, 2005.
3. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М.: Финансы,2003.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Срок  представления работы:  «     »             2010 года
     Дата  выдачи задания:    «     »             2009 года
 
Руководитель: кандидат экономических наук, профессор ___________Н.С..Ульянова
Задание получил(а):            ___________ А.К. Григорян
                  (подпись)   
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель  дипломной работы
                     ________________Э.А. Понуждаев
(подпись,  инициалы, фамилия)
                     « 01 » сентября  2009 года
ГРАФИК
подготовки  и оформления дипломной  работы
на тему: Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России.
Студента 6 курса                           Григоряна Артура Камоевича        
                   (фамилия,  имя, отчество)
факультета  экономики и управления
 
№ 
пп
Выполняемые работы 
и мероприятия
Сроки  
выполнения
Отметка  
о выполнении  
и решение  
руководителя
1 Выбор и согласование темы с руководителем Июнь, 2009  
«ВЫПОЛНЕНО 
 
_______________ 
Н.С. Ульянова
2 Подбор литературы, ее изучение и обработка.  
Составление предварительной библиографии
Июнь-август, 2009
3 Составление развернутого плана дипломной работы и согласование его с руководителем Июнь-август,  
2009
4 Уточнение и  корректировка плана, цели и задач, подготовка введения дипломной работы 01.09 – 30.09 2009
5 Разработка  и представление на проверку  
первой главы работы
01.10 – 31.10 2009
6 Разработка  и представление на проверку  
второй главы работы
01.11 – 30.11 2009
7 Разработка  и представление на проверку третьей  главы работы 01.12 – 25.12 2009
8 Подготовка  заключения работы (основных теоретических выводов и рекомендаций) 10.01 – 30.01 2010
9 Представление готовой и подписанной студентом  работы на проверку руководителю Не позднее  20 дней до защиты  
ВЫПОЛНЕНО 
 
______________ 
Н.С. Ульянова
10 Представление окончательной редакции работы на кафедру (с отзывом руководителя) Не позднее  15 дней до защиты
11 Ознакомление  с отзывом 
12 Предварительная защита дипломной работы Не позднее  10 дней до защиты
13 Ознакомление  с рецензией Не позднее  7 дней до защиты
14 Принятие решения  о допуске дипломной работы к защите заведующим кафедрой
 
             ___________ /Григорян А.К./
          (подпись  студента)
«    »                 2010 года
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель  дипломной работы
                     ________________Н.С. Ульянова
                     « 10_ » сентября  2009 года
ПЛАН
дипломной работы на тему: Актуальные проблемы становления и развития менеджмента в России
студента 6 курса Григоряна Артура Камоевича
 
факультета  экономики и управления
Введение…………………………………………………………………………..6
Глава 1. Теоретические основы становления менеджмента в России……9
1.1. Тектология как  предшественница  менеджмента….……….……….…..9
1.2. Развитие теории  и практики управления в 20-30-е годы XX веке….16
1.3. Кризис в развитии  науки в 1930-1950-е  годы и перестройка системы управления СССР с 1960-х годов……………..………….……….………….25
Глава 2. Анализ современного этапа развития менеджмента
и его современных  проблем……………………………………….…….…….28
2.1. Интеграция как закономерный этап
развития  систем менеджмента……………………….….……………………28
2.2. Проблема интеграции стратегического
и инновационного менеджмента…………………….………………….……49
2.3. Изменение предметной  области менеджмента…….…….………….…59
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития
менеджмента в России…………………………………………………………62
3.1. Управление в условиях кризиса…………………………………………62
3.2. Стратегия развития менеджмента в России в 21 веке……..…………67
Заключение……………………………………………………………………...74
Список  литературы…………………………………………………………….77
             ___________ /Григорян А.К./
          (подпись  студента)
«__ »________  2010 года
 
 
Введение
 
     Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и  любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
    всегда интересно и нужно;
    позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
    дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
    позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
     Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.
     Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный  с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.
     Создание  принципиально новой системы  управления в России адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
     Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
     Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.1 Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
     Однако  роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных  структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.
     Термин  «менеджмент» применим к любым типам  организаций, но, если речь идет о государственных  органах любого уровня, то более  правильно использовать термин –  «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».
     Цель  дипломной работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России.
     Основные  задачи исследования:
      Рассмотреть этапы становления менеджмента в России.
      Проанализировать современное состояние российского менеджмента и его современные проблемы.
      Рассмотреть стратегию развития менеджмента в России в 21 веке.
     В структурном плане работа состоит  из: введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические  основы становления  менеджмента в  России
      Тектология  как предшественница  менеджмента
     Первые  ростки научного отношения к организации  труда и управления появились  в России на рубеже XIX– XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках научной организации труда – НОТ. В период становления менеджмента как науки она имела несколько терминологических обозначений. Родоначальник этой отрасли знания американский инженер Ф. У. Тейлор дал её название “научный менеджмент”, что при переводе на русский язык значит “научное управление” (management – управление). В свою очередь, толкователь принципов Ф. Тейлора французский ученый де Шателье перевел это название на французский язык как “научная организация труда”. В Германии же эта новая область науки быстро распространилась под обозначением “рационализация”. В России все эти обозначения обычно употреблялись как синонимы, а развитие научного менеджмента долгое время шло под флагом “НОТ” (научная организация труда). Разделение же научного управления и собственно НОТ произошло гораздо позднее.
     Импорт  в Россию иностранной техники, капиталов  и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области  НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме появились в 1908-1909 гг. в узкоспециализированных журналах “Металлист” и “Записки Русского технического общества”. Пик интереса к творчеству Ф.Тейлора приходится на предвоенные годы, когда в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Ф.Тейлора, Ф.Гилбрета, Г.Гантта, и др.
     Пик популярности идей Тейлора в России следует пришелся на 1913 год, когда  появился журнал “Фабрично-заводское  дело”, где систематизировалась  самая разнообразная информация о создателе научного менеджмента. Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества – начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. В обсуждении приняли участие такие известные русские ученые, публицисты, политики как В.И.Ленин, И.Озеров, П.Маслов, А.Богданов.
     Главная работа А. А. Богданова - “Тектология”2 была издана уже в советские годы. По своему содержанию она намного обогнала свое время, и, как это часто происходило в истории, в момент публикации она оказалась непонятой научным философским обществом. Вместе с тем “Тектология”, конечно, неотделима от времени ее создания: уровень развития марксистской философии, характерные для начала ХХ в. дискуссии среди философов- марксистов - все это нашло свое выражение в тектологических идеях А. А. Богданова.
     “Всеобщая организационная наука” сразу же после ее публикации оказалась объектом интенсивной и резкой критики. Во многом эта критика давала ложное представление о целях этой концепции, ее основаниях и специфических особенностях. На часть этой критики успел ответить сам А. А. Богданов - эти ответы опубликованы в качестве приложений к 3-му изданию “Тектологии” (1925-1929гг.). Часть критических замечаний в адрес “Тектологии” вообще осталась без ответа, и в условиях в целом негативного отношения к творчеству А. А. Богданова, которое сложилось в 20 - 60-е годы, постепенно выработался набор внешне бесспорных аргументов против “Тектологии”, кочевавшей из издания в издание, от автора к автору.
     Исходным  пунктом тектологии является признание  необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную  точку зрения - значит изучать любую  систему с точки зрения как  отношений всех ее частей, так и  отношений ее как целого со средой, т. е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями, а на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим.
     Среди множества организационных форм А. А. Богданов выделяет два универсальных  типа систем - централистический (эгрессия) и скелетный (дегрессия). Для систем первого типа (эгрессия - от латинского “выхождение из ряда”) характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа (дегрессия - от латинского “схождение вниз”), напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами.
     Специальному  анализу подвергаются основные организационные  механизмы - механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим  механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия ( вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается Богдановым термином “подбор” и распространяется на процессы сохранения и разрушения всех видов систем. Прогрессивному отбору (“подбору”) уделяется основное внимание в “Тектологии”, поскольку, с точки зрения автора, действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным - он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития.
     Положительный отбор, усложняя формы, увеличивает  разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий; отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает последний. Взаимодополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир.
     В соответствии с организационной  точкой зрения мир рассматривается  А. А. Богдановым как находящийся  в непрерывном изменении, в нем  нет ничего постоянного, все суть изменения, действия и противодействия.
     В основе тектологии, согласно А. А. Богданову, лежат три основных цикла научного знания: науки математические, естественные и общественные. К их данным применяются научные методы исследования и рассуждения. Философские основания тектологии, вытекают из самих ее строительных кирпичей. А. А. Богданов высказывает тезис об отмирании философии в котором можно выделить две стороны. Первая в том, что “тектология должна делать излишней философию”. Вторая касается утверждения А. А. Богданова о том, что тектология не просто снимает философию, а преодолевает ее ограниченность, в том числе и ограниченность марксистской философии. А. А. Богданов разрабатывает, в частности, “огромный вопрос об идеологиях, т. е. формах речи, мышления, права, морали и т. д., вопрос, охватывающий обширную область социальных наук, обычно рассматривался вне представления о социальной организации, как целом, части которого связаны необходимой жизненной связью. Марксизм впервые определенно выяснил эту связь, но не полностью, а лишь частично, одну ее сторону - зависимость идеологии от отношений производства как форм вторичных или производных от форм основных... Вся идеологическая сторона жизни представляется в новом свете, и целый ряд ее загадок разъясняются сравнительно легко”. Эти и аналогичные рассуждения А. А. Богданова приводят его к выводу о том, что Карл Маркс - “великий предшественник организационной науки”.
     А. А. Богданов уделил большое внимание проблеме системной целостности  общества и его отдельных подсистем  различного рода. Он обосновал два  положения: общество как организованное целое есть сумма человеческих активностей, развертывающихся в природной среде;
     Каждая  отрасль народного хозяйства, предприятие, работник как часть организационной  системы выполняет в ней и  для нее свою определенную функцию. Эти два исходных момента лежат в основе равновесия экономики как всякой организационной системы.
     А. А. Богданов считал, что социалистическое (“коллективистское”) общество - “высокодифференцированная  система, между его частями и  разными сторонами должны возникать  все новые и новые расхождения”. Дифференциация, богатство внутренних связей системы выражают уровень ее развития. Одновременно целостность системы требует гармонизации во взаимодействии ее элементов, их взаимодополнения, что обеспечивается развитием соответствующих связей (“дополнительных соотношений”) между расходящимися частями. Таким образом возрастание различий между элементами системы ведет ко все более устойчивым структурным соотношениям внутри нее. “Системное расхождение заключает в себе тенденцию развития, направленную к дополнительным связям”
     Одновременно  системное расхождение заключает  в себе и другую тенденцию, развивающую  определенные условия неустойчивости - обострение системных противоречий. Противоречия эти способны перевешивать значение дополнительных связей.
     В трудах А. А. Богданова особое место  занимает использование тектологических  законов и принципов для разработки проблем организации и управления хозяйственными структурами. Богданов, так же как и многие другие марксисты, разделял мнение, что социализм означает преодоление товарного производства. Вместе с тем он признавал необходимость использования товарно- денежных отношений “в условиях строительства социализма”.
     На  основе “Тектологии” А. А. Богданов выдвигал в центр внимания научной и  плановой работы новаторскую в то время задачу разработки модели хозяйственного плана. В 1920 г., когда еще не было определенного представления об едином хозяйственном плане, А. А. Богданов сформулировал сущность и основные принципы его построения. Он писал: “Какое хозяйство может быть названо планомерным? Такое, в котором все части стройно согласованы на основе единого, методически выработанного хозяйственного плана. Как же следует приступать к решению этой задачи, беспримерной по масштабу и по своим трудностям? Принципы могут быть установлены лишь с научно-организационной точки зрения”.
     А. А. Богданов сформулировал важнейшие  принципы хозяйства: целостности экономики  и единства плана, прямых и обратных связей в управлении и планировании, равновесия плана, пропорциональности, сбалансированности, удовлетворения человеческих потребностей как исходного пункта планирования. Устойчивость равновесия всех организационных форм, по А. А. Богданову, определяется крепостью самого слабого звена (закон наименьших), что имеет особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных сторон, сфер и отраслей народного хозяйства. Наиболее важным в теории и практике планирования является необходимость учета наиболее слабых звеньев, их подтягивания до ушедших в своем развитии вперед и достижения нужного соответствия между различными частями и показателями плана. Именно эта идея в США была положена в основу распространенного в 60-70 гг. метода сетевого планирования и управления. Он состоит в определении “критического пути” управляемого процесса через “слабейшие точки” каждого его этапа. Этот “критический путь” наиболее напряжен и продолжителен по времени; им измеряется продолжительность всего процесса. Его “слабейшие точки” могут быть укреплены за счет ресурсов других, менее напряженных “событий и работ”, что сокращает время на прохождение всего пути.
     Укрепление  “слабейших точек” соответствует  и другому тектологическому правилу - пропорциональности между элементами единой системы. Развитие такого подхода  фактически являются практические меры и теоретические положения, направленные на опережающее развитие некоторых отраслей и производств, представляющих собою узкие места, сдерживающие “социально- экономический прогресс страны в целом.
     В волнах идеологических осуждений конца 20-х и 30-х годов утонула открытая “Тектологией” возможность математического моделирования экономических процессов вообще, и хозяйственного планирования в частности. Объясняя “конъюгацию как исходную категорию “Тектологии”, выражающую соединение различных элементов (комплексов) в нечто единое, А. А. Богданов пишет: “Научно-организационные понятия так же строго формальны, как математические; которые, собственно, к ним относятся; “конъюгация” настолько же формальное понятие, насколько сложение величин, которое есть ее частный случай”.
     И хотя идеи “Тектологии” открыто не принимались, некоторые из богдановских тектологических принципов, отражавших те или иные стороны общественных процессов, фактически в определенной степени осуществлялись в ходе “строительства социализма”.
     Многие  ученые придерживаются мнения, что  “Тектология” глубоко родственна таким современным научным направлениям, как кибернетика, системный подход, структурализм, теория катастроф и  т. п.
     “По существу Богданов был предшественником кибернетики Винера - писал советский кибернетик Г. Н. Поваров - Философские и политические заблуждения А. А. Богданова известны, но только ли они определяют его научное лицо... Сам Богданов отделял тектологию от своих философских теорий. Он определял ее как “всеобщую организационную науку”, но нередко толковал ее как теорию систем; термин “комплекс” у него в тектологии значит просто “система”...
     Несмотря  на недостатки ?всеобщей организационной науки, Богданова можно по праву считать родоначальником новой науки — организации.
 
      . Развитие  теории и практики управления  в 20-30-е годы XX века
     Основывая построение баланса в значительной мере на тектологических идеях Богданова, его составители по обстановке того времени находили более целесообразным ссылаться не на А. А. Богданова, а на Н. И. Бухарина, который довольно упрощенно воспринял тектологическое объяснение универсальных явлений природы и общества. Однако после обвинения Бухарина в правом уклоне началась резкая критика его теоретических позиций, приведшей к ее огульному отрицанию. На конференции аграрников-марксистов И. В. Сталин отверг идею экономического равновесия, трактуя ее как обоснование ее как статического (а не динамического) равновесия секторов хозяйства, как “антимарксистский поиск несуществующего пути между капитализмом и социализмом.
     20-30-е  годы 20 века – это период развития  классической (административной) школы  управления и школы человеческих  отношений. 
     Классическая (административная) школа управления. Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Основоположником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основных деятелей теории управления.
     Его называют отцом менеджмента. Его  заслуга состоит в том, что он разработал универсальные принципы администрирования управления и разделил их на две группы. В первую группу входили функции управления и организации. Файоль выделял пять функций: финансы, производство, маркетинг, планирование и организацию. Вторая группа принципов относилась к структуре организации и управлению работниками. В этой группе существовали следующие принципы: разделение труда; полномочия и ответственность (полномочия - право отдавать приказы); дисциплина (уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и работниками; справедливое применение санкций); единоначалие; единство направления (каждая группа, действующая в рамках единой цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала; иерархия управления; справедливость и порядок (доброта и правосудие); стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.  Представители классической школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Файоль считал, что число принципов управления неограниченно и изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил. В отличие от Тейлора, Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а осуществляют подготовку к будущему и выявляют возможные способы совершенствования организации. Особое внимание Файоль уделял составлению плана и прогноза. Заслугой Файоля является также вывод о том, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности. Файоль первым классифицировал процесс управления по его функциональным признакам, таким как планирование, организация, распоряжение, координация, и контроль.
     Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций. Файоль утверждал, что руководящий  работник имеет огромное значение для  процветания организации. К числу основных качеств, необходимых менеджеру, он отнес:
1. Здоровье  и физическую бодрость.
2. Ум  и интеллектуальные способности. 
3. Моральные  качества, такие как настойчивость,  энергия, мужество в принятии  решений и ответственности, чувство долга и так далее.
4. Хорошее  общее образование. 
5. Управленческие  способности: предвидение, умение  разрабатывать план действий, организационные  навыки, искусство обращения с  людьми, способность объединять  и направлять усилия многих  людей и умение их контролировать.
6. Общую  осведомленность во всех существенных  функциях предприятия. 
7. Подлинную  компетентность в той специфической  деятельности, которая характеризует  организацию.
     На  базе работ Файоля в двадцатые  годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, между элементами которой устанавливаются определенные взаимосвязи по реализации основных функций управления. Файоль проводил исследования функционального аспекта менеджмента, а Макс Вебер развивал институциональный аспект. Его основная работа "Теория общества и экономическая организация" (1920) посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделяет три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический).
     Харизматический тип организации имеет место  тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами.
     Традиционный  тип организации возникает из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.
     Идеальный (бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
     Особенно  подробно Вебер разработал характеристики третьего типа организации. Указанные  характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации  и определить направления формализации её деятельности.
     В нашей стране, как уже указывалось, также проводились исследования которые, можно отнести к школе  управления.
     Развитие  административной школы происходило  по двум направлениям: рационализация производства и исследование проблем управления.
     В нашей стране в начале 20-х годов  также развернулась активная исследовательская  работа в области научной организации  труда, управления во всех отраслях народного  хозяйства и государственном  аппарате. Большой вклад в развитие науки об управлении внесли такие ученые, как Алексей Константинович Гастев (1882-1941),Платон Михайлович Керженцев (1881-1940) и Осип Аркадьевич Ерманский (1866 – 1941).
     О.А. Ерманский внёс значительный вклад  в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрытыим в книге «Научная организация труда и система Тейлора», которая вышла в светв 1922 г. и затем в течение четырёх лет ежегодно переиздавалась. Новое переработанное и дополненное издание этой книги вышло в 1928 г. под названием «Теория и практика рационализации», которое так же 5 лет переиздавалось вплоть до 1933 г. По этим работам Ерманского училось не одно поколение студентов и практических работников.
     В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он видел в следующем:
    соиалистическая  рационализация осуществляется в интересах рабочего класса, в отличие от капиталистической рационализации, направленной против рабочих.
    социалистическая  рационализация учитывает интересы всего народного хозяйства и его части – предприятия, а капиталистическая рационализация учитывает интересы только отдельного предприятия.
     Опираясь  на народнохозяйственный подход, Ерманский выделил несколько последовательных ступеней её осуществления:
      Рационализация отдельного рабочего процесса.
      Рационализация производственного процесса в рамках предприятия как единого целого.
      Рационализация всей промышленности.
      Рационализация всего народного хозяйства.
     В отечественной литературе немало отводили место разработке принципов управления. Так, во многих работах выделяются 10 следующих принципов:
1. Принцип  демократического централизма. 
2. Принцип  единства политического и хозяйственного руководства.
3. Принцип  планового ведения хозяйства. 
4. Принцип  материального и морального стимулирования  труда. 
5. Принцип  научности управления.
6. Принцип  ответственности. 
7. Принцип  правильного подбора и расстановки  кадров.
8. Принцип  экономичности и эффективности.
9. Принцип  оптимального сочетания отраслевого  и территориального управления.
10. Принцип  преемственности хозяйственных  решений. 
     Из  приведенных принципов видно, что  объективно теория управления развивалась бы параллельно как в нашей стране, так и на Западе, естественно с учетом специфических условий - у нас в условиях командно-административной системы, на Западе в условиях рыночных отношений.
     В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.
     Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые  известны своими исследованиями в области  социологии производственных отношений.
     Первым  внимание на людей обратил Р. Оуэн. Он утверждал, что предприятие много времени тратит на обслуживание оборудования и мало заботится о людях.
     Основоположником  школы человеческих отношений принято  считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние  управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. Позднее исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
     Было  обосновано, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. Были предприняты поиски подходов к управлению через воздействие на систему социально-психологических факторов. Организация стала рассматриваться как социальную систему.
     Элтон Мэйо считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента состоит в том, чтобы  в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности. Формальная организация дополняется неформальной структурой, которая расценивается как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации.
     Организацию сравнивают с айсбергом, в подводной  части которого находятся различные  элементы неформальной системы, а в  верхней - формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет  этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации, более глубокий определяющий характер социально-психологических характеристик в организации.
     Взгляды Э. Мэйо можно сформулировать следующим  образом:
     1. Выработка рабочего определяется  скорее групповыми нормами, чем  его физическими возможностями. Все нормы, характеризующие определенные стандарты поведения или позицию человека, поддерживаются групповыми санкциями (например, угрозой социального остракизма). Групповые нормы по существу являются неписаными правилами, регулирующими неформальную организацию.
     2. Рабочие гораздо чаще действуют  или принимают решения как  члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве  случаев обусловливается групповыми  нормами. 
     3. Особое значение имеют неформальные  лидеры для достижения целей  группы, установления и поддержания групповых норм. Лидер группы - это человек, чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т. е. человек, чье поведение воспринимается как наиболее способствующее достижению целей группы.
     На  основе Хоторнских экспериментов Э.Мэйо и его сотрудниками была сформулирована доктрина, «человеческих отношений». Основой ее являются следующие принципы;
     - человек представляет собой социальное  существо, ориентированное на других  людей и включенное в контекст  группового поведения,
      - с природой человека несовместима  жесткая иерархия и бюрократическая  организация подчиненности,
      - руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей,
      - производительность труда будет  выше, если индивидуальное вознаграждение  будет подкреплено групповым,  коллективным, а экономические стимулы  – социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.
     Эти выводы, касающиеся мотивации труда, были в корне отличными от основных положений классической школы (административный подход), и школы научного управления (экономический подход), так как основное внимание Мэйо переносил на систему взаимоотношений в коллективе.
     Исходя  из этого, менеджер выполняет две  функции: экономическую и социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации, вторая - на создание и  управление трудовых объединений и групп, эффективно работающих вместе.
     Достижением Мэйо и его последователей в анализе  неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной  структуры.
     Из  других ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.
     Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию  как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в  развитии теории управления.
     К исходным положениям теории школы человеческих отношений относятся:
    люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
    в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
    люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
    работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.
     Неформальные  отношения в процессе совместного  труда были признаны весомой организационной силой, способствующей или препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.
     Главные задачи менеджмента состоят в  организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания  отношения к персоналу как  к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса.
 
    1.3. Кризис  в развитии науки в 1930 –  1950-е годы и перестройка системы управления СССР с 1960-х годов.
     В 30-е гг. была проделана большая  научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
     В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
     В послевоенный период времени возобновилась  научная и практическая работа в  области организации и управления производством. Вместе с тем, имело  место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
   
     Начиная с 1957 г. был осуществлен переход  к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
     К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
     Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования  системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
     Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее  время, характеризуется проведением  в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.
     К ним относятся:
     1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
     2. Реформа системы управления 1979 г.
     3. Ускорение социально-экономического  развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).
     В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе  управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
     1) внесение отдельных элементов  рынка в существующую командно-административную систему управления;
     2) быстрый переход к рынку без  какого-либо государственного регулирования;
     3) создание системы управления  на основе регулируемой рыночной  экономики. Этот вариант совершенствования  системы управления соответствовал предложениям правительства.
     Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой  был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому  рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
     По  итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы  управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой  было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
     Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики  России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
     В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный  менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
 
Глава 2. Анализ современного этапа развития менеджмента  и его современных проблем
    2.1. Интеграция  как закономерный этап развития  систем менеджмента
     Новая версия международных стандартов ISO 9000:2000 кратко, но емко определяет систему как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов». При этом менеджмент (в прикладном значении термина) понимается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией». Речь идет о рыночных условиях, но, впрочем, международные стандарты других и не подразумевают.
     Подчеркнем, что и менеджмент как наука рассматривается в настоящее время не только как отдельная дисциплина, но как междисциплинарная область знания, аккумулирующая достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства и, как мы убедимся, многих других отраслей.
     Система менеджмента в соответствии с международными стандартами представляет собой не что иное, как систему для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Таким образом, в начале XXI века специалисты в области менеджмента на уровне международного стандарта закрепили весьма универсальное, близкое по широте охвата, принципам натурфилософии3 понятие – «система менеджмента».
     Точности  ради следует отметить, что к рассматриваемому определению дано примечание. Оно напоминает, что система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента в финансовой сфере или система экологического менеджмента. Возможно, это некоторая уступка тем, кто сроднился с мыслью о первородности и приоритетности системы менеджмента качества, или тем, кто не готов еще безоговорочно принять необходимость включения в число приоритетных целей организации тех, что имеют отношение к обеспечению благоприятных условий труда, промышленной безопасности или экологической результативности.
     Действительно, системы качества, как их называли в течение длительного времени, были формально описаны и закреплены на уровне стандартов (например, в Великобритании) раньше, чем другие. Но само понятие «качество» намного глубже, богаче, чем то, что распространено на бытовом уровне. Качество – это философская категория, выражающую неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Но это, безусловно, категориальное определение качества. Мы еще вернемся к нему, так как оно универсально и подчеркивает то обстоятельство, что некачественного, например, учебника, не бывает. Это уже не учебник, а нечто иное (набор имеющих некоторое отношение к предмету общих фраз, компиляция и т.п.).
     В Международных стандартах ISO 9000:2000 в контексте систем менеджмента понятие качества описано как «степень соответствия неотъемлемых характеристик (чего-либо) установленным или ожидаемым требованиям (потребностям)». Собственно говоря, не только уточнение чего-то (объекта, например), но и причастия «установленным или ожидаемым» привнесены в определение из других связанных позиций. Но такова особенность русского языка: он требует уточнений. Потому что объект (здесь) – это все, что мыслимо и ощутимо (в том числе продукция, процесс, система, люди).
     Итак, и философское, и прагматическое понятие едины в оценке роли неотъемлемых свойств; но в первом случае подчеркнуто  то, что именно эти свойства отличают рассматриваемый объект от других, а во втором — то, что эти свойства должны удовлетворять определенным требованиям или ожиданиям. Но ведь именно отличный от других, узнаваемый, отвечающий нашим ожиданиям объект мы и называем качественным. То есть мы оцениваем некоторую совокупность неотъемлемых характеристик, которые позволяют судить о качестве объекта в целом.
     Отсюда  следуют два вопроса. Во-первых: в  чем состоят особенности сегодняшнего восприятия этих характеристик? Во-вторых: каким образом система менеджмента  организации может (или должна) отражать эти особенности?
     «Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде... Менеджмент же существует ради результатов, которых организация достигает во внешней среде. В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности — внутри организации или за ее пределами».4 Такое расширение понимания ответственности П. Ф. Друкер называет новой парадигмой менеджмента. Но именно тенденции изменения внешней среды, влияющие на эффективность и результативность организации, закономерно обусловливают постепенную интеграцию систем менеджмента организаций. Изменчивость и многообразие внешней среды, усиление влияния заинтересованных сторон, которые прежде воспринимались как незначимые, второстепенные, и, наконец, стремительное нарастание интенсивности информационного взаимодействия налагают новые ограничения, но одновременно открывают и новые возможности развития бизнеса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.