На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема рационального использования топливных ресурсов России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    стр.
Введение 3
1. Нефтяная промышленность 5
 
      Нефтедобывающая промышленность
5
 
      Нефтеперерабатывающая промышленность
7
 
      Нефтепроводы
9
 
      Проблемы  рационального использования нефти
10
2. Газовая промышленность 15
  2.1. Газодобывающая  промышленность 15
  2.2. Газопроводы 18
  2.3. Проблемы  рационального использования газа 20
3. Угольная промышленность 23
  3.1. Проблемы  рационального использования угля 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение 32
 
 


Введение.
     Развиваясь, человечество начинает использовать все  новые виды ресурсов (атомную, ветряную, геотермальную, гелиотермальную, солнечную энергию, гидроэнергию приливов и отливов). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает «приходная часть» топливно-энергетического баланса. Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.
     Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации представляет собой сложную систему ? совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.
     В наше время всё более актуальной становится проблема исчерпаемости ресурсов, ведь мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизнедеятельности современного человека. Каждый день добываются тонны, баррели, кубометры природных ресурсов. Для топливно-энергетического комплекса необходима огромная сырьевая база. Эта проблема особенно остро встала перед нами сейчас, в эпоху научно технического прогресса, ведь развитие производства использует богатства природы. В свете научно-технической революции вопросы, связанные с природными ресурсами, выдвинулись в число самых насущных вопросов современности. В связи с бурным развитием производительных сил, ведущим к поглощению огромного количества природного сырья, проблемы обеспеченности основными его видами приобрели особую актуальность. Это связано как с сознанием факта их ограниченности, так и с интенсивно увеличивающимся потреблением. Темпы роста потребления ресурсов примерно на порядок превышают темпы роста населения.
     К середине ХХ века человечество вплотную столкнулось с проблемой исчерпаемости нефти и газа, являющимися наиболее энергоемкими и удобными в использовании природными топливными ресурсами. Из общего мирового потребления около 70-80 % приходится на нефть и природный газ, разведанные запасы которого могут быть исчерпаны уже в ближайшие несколько десятилетий. Кроме того, нельзя забывать, что нефть и газ - весьма ценное сырье для химической промышленности. Еще во второй половине XIX века Д.И.Менделеев говорил, что дешевле топить печи ассигнациями, чем сжигать в них нефть.
     К началу XXI века человечество израсходовало  примерно 50 % разведанных запасов нефти и газа. По некоторым оценкам, уже в первом десятилетии нашего века количество энергии, которую надо будет потратить для добычи 1 т нефти, сравняется с энергией, которая содержится в добытой тонне нефти. Иначе говоря, энергетическая эффективность затрат и пользы станет равной 1:1. После Второй мировой войны это соотношение составляло 1:50. В середине 80-х гг. прошлого века оно упало до1:5. Таким образом, вся "легкая" нефть практически исчерпана. Безусловно, количество разведанных запасов нефти ежегодно возрастает за счет открываемых месторождений. Но оно составляет 0,8 % от уже разведанных, а потребляем мы ежегодно 2 % мировых запасов. Природного газа в недрах земли осталось несколько больше, чем нефти, но и его запасы также будут исчерпаны в ближайшие десятилетия. Таким образом, проблема рационального использования природных ресурсов становится всё более актуальной. 

    Нефтяная  промышленность

     1.1 Нефтедобывающая  промышленность

     По  разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира. В ее недрах сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти.
     История развития нефтедобывающей промышленности в России характеризуется периодами роста и падения основных показателей. Максимальный уровень добычи нефти в России был достигнут в 1987-1988 гг. (более 560 млн. т.) за счет начала разработки главной нефтяной базы страны ? Среднего Приобья в Западной Сибири. Впоследствии, с распадом СССР, произошло резкое снижение добычи, т.к. Россия потеряла доступ ко многим месторождениям. К началу XXI в. добыча стабилизировалась на уровне чуть более 300 млн. т. в год, а в 2005 г. в силу благоприятной ценовой конъюнктуры выросла до 460 млн. т. в год.  В соответствие с прогнозируемым социально-экономическим развитием страны добыча нефти для удовлетворения внутренних потребностей и экспортных поставок к 2020 г. должна составить 450 млн. т в год.
     Основные  тенденции развития нефтедобывающей  промышленности заключаются в росте числа предприятий за 1995-2009 гг. в 5,8 раза, численности промышленно-производственного персонала ? в 1,4 раза, рабочих ? в 2 раза. Положительной тенденцией является рост индекса промышленного производства за последние годы (Приложение, табл.1).
    Первые  нефтепромыслы появились в России еще в конце XIX в. на Кавказе и в Предкавказье, которые сохраняли свои лидирующие позиции в нефтедобыче до середины XX века. В военные и послевоенные годы в разработку последовательно вовлекались новые месторождения: в Башкортостане ? Туймазинское, Шкаповское, в Татарстане ? Бавлинское и Ромашкинское. Позже в эксплуатацию вступили месторождения в Самарской области ? Мухановское, в Пермской области ? Яринское и др. С середины 1950-х гг. главным нефтедобывающим районом страны стала территория между Волгой и Уралом, на которой за десятилетие добыча нефти увеличивалась почти в 4 раза. В настоящее время Волго-Уральская нефтегазоносная провинция дает примерно 24% нефти в стране и является наиболее изученной и освоенной.
     С 1964 г. началась промышленная эксплуатация западно-сибирских месторождений нефти, что позволило увеличить объемы ее добычи за 1970-е г. более чем вдвое и занять 1-е место в мире. Сейчас этот регион дает 69,6% российской нефти, которая отличается к тому же высоким качеством.
     Действующей и довольно перспективной является Тимано-Печорская нефтегазовая провинция (2,5% российской добычи), где эксплуатируется крупнейшее месторождение ? Усинское. Добыча здесь осуществляется дорогим шахтным способом, причем качественные параметры нефти характеризуются большим наличием тяжелых фракций.
     Таким образом, основные районы добычи нефти  ? Западно-Сибирский, Волго-Уральский и Тимано-Печорский. Кроме того, начата разработка месторождений на шельфе острова Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского и Охотского, Каспийского морей. По прогнозам, примерно 70% территории шельфа перспективны для поиска нефти и газа.
     В региональном разрезе нефтедобычи очевидно, что сохраняется явное лидерство Тюменской области, дающей 65,9% нефти в стране (Приложение, табл. 2). На ее территории основным районом добычи нефти является Ханты-Мансийский автономный округ; 2-е и 3-е места соответственно занимают Поволжье, где выделяются Республика Татарстан, и Урал с несколькими нефтедобывающими субъектами ? Республикой Башкортостан, Пермской и Оренбургской областью.
     Замедление  развития нефтедобычи в 1990-е гг. связано  с кризисом всей российской экономики, а также с объективными причинами, в частности с качественным ухудшением сырьевой базы этой отрасли.
     Основные  нефтегазоносные провинции вышли  на поздние стадии разработки с падающей добычей. Доля трудноизвлекаемых запасов достигла 55-60% и продолжает расти; по прогнозам, к 2010 г. она может достичь 70%. Время открытия гигантских месторождений, за счет которых обеспечивались приросты запасов, а издержки развития и добычи снижались, прошло. Начальный ресурсный потенциал "новых" нефтегазоносных провинций (Западная Сибирь) в разы меньше, чем "старых" (Кавказ, Урал, Поволжье).
     Характерной чертой размещения современной нефтедобывающей промышленности является продвижение ее на север, в том числе на полуостров Ямал, где находится одно из крупнейших нефтегазовых месторождений ? Русское. Однако нефть в этом месторождении имеет низкое качество и ее нельзя транспортировать по трубопроводам. Положено начало добычи нефти в Арктике, на шельфе у острова Колгуев (Песчано-Озерское месторождение).
     Перспективным районом добычи нефти является также  Дальний Восток, где особенно выделяется остров Сахалин. В разработке месторождений активное участие принимают иностранные инвесторы.
     Добычей нефти в настоящее время занимаются главным образом российские нефтяные компании: "Лукойл", "Татнефть", ТНК, "Сибнефть", "Сургутнефтегаз", ЮКОС. Они же являются экспортными лидерами. Общий объем поставок нефти "Лукойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз" и ТНК составил в 2001 г. 53,6% всего российского экспорта. Эти компании диктуют на внутреннем рынке высокие цены на нефть и определяют взаимоотношения России с другими нефтедобывающими странами, в основном с ОПЕК.
     1.2 Нефтеперерабатывающая  промышленность
     Нефть является важным исходным сырьем для химии и нефтехимии. Она перерабатывается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтехимических комбинатах (НХК), где выпускается большое количество различных видов нефтепродуктов в виде топлива и углеводородного сырья для промышленности органического синтеза и полимерной химии.
     В первичную переработку поступает  ежегодно более 50% добываемой нефти; Основными видами производимой продукции являются бензин (19% всей продукции), дизельное топливо (более 28%) и топливный мазут (около 28%). Из бензина производят автомобильный бензин, составляющий 83% производства. Эффективность переработки нефтяного сырья по мере развития отрасли возрастает, в 2005г. она составила 79%.
     Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности (Приложение, табл. 3) характеризуются увеличением количества предприятий за последние 15 лет в 24,2 раза, ростом индекса физического объема продукции, ростом рентабельности. Однако при этом происходит повышение затрат на единицу производимой продукции, что объясняется выработанностью старых предприятий и повышением расходов на разработку новых.
     Размещение  НПЗ зависит от размеров потребления  нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти. Исторически под воздействием сырьевого фактора НПЗ и НХК размещены в районах добычи нефти:
    Поволжском: Самара, Волгоград, Саратов, Сызрань;
    Уральском: Ишимбай, Салават, Уфа, Орск, Пермь, Нефтекамск;
    Северо-Кавказском: Нефтегорск, Туапсе, Краснодар;
    Северном: Ухта;
    Западно-Сибирском: Омск.
     В процессе развития отрасли нефтеперерабатывающая  промышленность приблизилась к основным районам потребления нефтепродуктов. Поэтому заводы размещены на пути транспортировки нефти, в центрах, получающих нефтепродукты по магистральным нефтепроводам:
    Центральном: Москва, Рязань, Ярославль (крупнейший район – потребитель сырья);
    Северо-Западном: Кириши (нефть поступает по трубопроводу из Поволжья);
    Волго-Вятском: Нижний Новгород, Кстово (вдоль трассы нефтепровода из Западной Сибири);
    Восточно-Сибирском: Ачинск, Ангарск (вдоль трубопровода Омск – Ачинск ? Ангарск);
    Дальневосточном: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск (нефть поступает из Сахалинской области).
    1.3. Нефтепроводы.
     Особая  роль в развитии и размещении нефтяной промышленности принадлежит трубопроводному транспорту. Он признан наиболее дешевым и эффективным средством доставки нефти. Главным направлением магистральных нефтепроводов является направление из Западной Сибири в Центральную Россию, а также в Европу через страны СНГ (Украину и Беларусь).
     Основная  часть нефтепроводов идет из Волго-Уральской  нефтегазоносной провинции. В 1964 году была открыта первая нить нефтепровода "Дружба", который связал Волго-Уральский район с западной частью СССР и соцстранами Европы (Польшей, ГДР, Чехословакией и Венгрией).
     Нефтепровод имеет маршрут Альметьевск –  Самара – Брянск – Мозырь. В Мозыре "Дружба" разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Литвы, Польши и Германии) и южный (по территории Украины, Словакии, Чехии и Венгрии). Также из Волго-Уральского района на запад ведет нефтепровод Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва – Ярославль – Кириши, на юг Альметьевск – Саратов – Новороссийск, на восток Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск. С 1960-х гг. нефть идет из Западной Сибири через Волго-Уральский район: Усть-Балык – Курган – Альметьевск.
     Также с 1960-х гг. появляются новые ветки  в системе нефтепроводов из Западной Сибири: Нижневартовск – Самара – Кременчуг – Одесса, Сургут – Пермь – Ярославль – Новополоцк (вливается в "Дружбу"), Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент.
     Помимо  основных направлений действуют  локальные нефтепроводы Ухта – Ярославль, Волгоград – Новороссийск, Грозный  – Туапсе, Оха – Комсомольск-на-Амуре и др.
     Работу  трубопроводного транспорта осуществляет компания "Транснефть", контролирующая перекачку нефти не только по России, но и за ее пределы. Эта компания, по сути, ? государственная монополия и крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти. Она представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяженность системы магистральных нефтепроводов компании, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей емкостью 12,8 млн. м3. По магистральным нефтепроводам "Транснефти" транспортируется практически вся добываемая в России нефть.
      Проблемы  рационального использования нефти.
     Рост  добычи нефти  связан с ускорением научно технического прогресса. Современная техника допускает бурение скважин глубиной до 5 тыс. метров и более, не только вертикальных, но и наклонных. Использование буровых стационарных платформ типа "шельф" позволило  обеспечить  добычу нефти в открытом море на глубине до 300м.  Большое значение  имеют совершенствование способов извлечения нефти на поверхность и  повышение степени ее извлечения с 30-35% по отношению к ее содержанию в недрах до 50-60% с закачкой в нефтяные пласты пара при температуре до 100-110 С и теплой воде. При добыче нефти теряется попутный газ, а он является сырьём для химической промышленности. Из природного и попутного газа получают огромное количество товаров. При переработке нефти можно получить ещё больший ассортимент товаров:
       
 
 
 
 
 

     Также возможна обработка нефти ОРВ-методом. Имеется новая запатентованная технология увеличения выхода светлых нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах. Предлагаемый метод обменных резонансных взаимодействий (ОРВ-метод) реализуется путем излучения генератором слабых электромагнитных волн, воздействующих на нефть в процессе ее первичной переработки. В основе технологии лежит явление резонанса, возникающее при воздействии на нефть слабых электромагнитных волн, частоты колебаний которых совпадают с собственными частотами колебаний между адсорбционно связанными тяжелыми и легкими углеводородами в процессе первичной переработки нефти. При воздействии таких электромагнитных волн увеличиваются амплитуды колебаний между адсорбционно связанными тяжелыми и легкими углеводородами (ассоциатами), что приводит к разрыву этих связей. Тем самым увеличивается концентрация свободных, несвязанных легких углеводородов.
     Следует отметить, что применение ОРВ-метода способствует повышению глубины переработки нефти и увеличению выхода светлых нефтепродуктов на 5 - 7% и не изменяет качество последних.
     Важным, уникальным преимуществом ОРВ-метода является то, что он не требует:
    изменения существующей технологии процесса на НПЗ;
    установки дополнительного нового, переделки или доработки используемого оборудования;
    дополнительных энергозатрат, поскольку генераторы электромагнитных волн могут устанавливаться вне территории заводов и находиться от них на достаточно большом расстоянии.
    Все это обеспечивает технологическую  безопасность и абсолютную экологическую чистоту использования ОРВ-метода. Проведение испытаний на различных нефтеперерабатывающих заводах подтвердило отсутствие влияния воздействия на оборудование, обслуживающий персонал и окружающую среду. Данные преимущества ОРВ-метода делают его универсальным, что позволяет его в различных отраслях народного хозяйства.
    Для рационального использования нефти  необходимо знать строение углеводородов, входящих в ее состав.
    Для рационального использования нефти  необходимо знать ее химический состав. Этим объясняется широкий интерес к исследованиям, ведущимся в этом направлении, как у нас, так и за рубежом.
    Проблемы  рационального использования нефти  необходимо рассматривать на основе имеющихся проблем использования нефтепродуктов. Твердые нефтепродукты рекомендуется при транспортировке и хранении упаковать в картонные барабаны, имеющие полиэтиленовые вкладыши. Жидкие нефтепродукты пакуются в металлическую тару, фанерные барабаны с полиэтиленовыми вкладышами или деревянные бочки. Если нефтепродукты предназначаются для использования в бытовых целях, допускается их упаковка в металлическую, пластиковую или стеклянную тару. При этом металлическая тара с целью минимизации эффекта электростатической напряженности должна иметь внутри паростойкое и маслобензостойкое покрытие. Температура нефти, заливаемой в тару, не должна быть выше тридцати градусов по Цельсию. Необходимо проследить, чтобы тара затем была герметично закрыта.
    После наполнения тару необходимо тщательно  протереть, а если в таре находятся  жидкие нефтепродукты - её надо опломбировать. При этом после того, как транспортировка  нефтепродуктов будет завершена, они  должны быть полностью слиты из тарной упаковки. Длительное хранение нефтепродуктов необходимо осуществлять в металлических емкостях, имеющих антикоррозийное покрытие. При этом нефти различных марок необходимо хранить в разных емкостях.
    Среди всех видов нефтяного топлива  бензин на сегодняшний день считается наиболее популярным и востребованным. Бензин представляет собой смесь легких фракций нефти, получается он путем её перегонки. Бензин может использоваться в качестве топлива как для карбюраторных, так и инжекторных двигателей, особый вид бензина - синтин - применяется в качестве топлива для ракет. Также бензин находит применение и в качестве сырья для нефтехимической промышленности, например, он используется при производстве парафина. Может использоваться бензин и в качестве растворителя. В этом случае бензин используют для изготовления резиновых клеев, в процессе производства печатных красок и мастик, также он используется как обезжириватель для электрооборудования, кожи и тканей, а также металлических поверхностей, для промывки подшипников, для извлечения (экстракции) канифоли из древесины, никотина из никотинового листа. Широко известна разновидность бензина, используемого в качестве растворителя в лако красочном производстве - Уайт-спирит.
    Вторым  по популярности видом нефтяного  топлива, а когда-то бывшим и первым по популярности, является керосин. Интересно, что впервые в мире промышленным способом начали производить керосин  именно в России - ещё в начале девятнадцатого века. В дальнейшем он нашел широкое применение в качестве топлива для освещения - в знаменитых керосиновых лампах (керосинках), в уличных фонарях и т.п. Но к началу следующего, двадцатого века, керосин стал резко сдавать свои позиции - так как в качестве средства для освещения все шире стали применяться электрические приборы, а в промышленности резко возросло значение двигателей внутреннего сгорания, требующего применения бензина. Так бы керосин и ушел с исторической сцены в качестве топлива, если бы в середине двадцатого века не обнаружили, что он идеально подходит для использования в качестве топлива для авиации - это так называемый авиационный керосин.
    Под топливосмазочными материалами имеются в виду все нефтепродукты и продукты переработки нефти, которые можно использовать и в качестве топлива, и в качестве смазочных масел - это те же бензины и дизельное топливо, газообразные виды топлива, смазочные масла, пластические смазки и технические жидкости - например, тормозная жидкость. Также иногда относят к топливосмазочным материалам небольшую группу топлива не нефтяного происхождения - например, синтетические спирты или водород. Широко их использование как в быту, так и на различных производствах, однако и вред их тоже значим.
    В проблеме воздействия нефтепродуктов на окружающую среду решающее значение будет иметь проблема качества самих нефтепродуктов. Так, например, применение низкосортного топлива - бензина с низким октановым числом - увеличивает число вредных выбросов в атмосферу почти в три раза. Также большое значение имеет разработка и широкое применение технологий по переработке и утилизации изделий из нефтепродуктов - например таких, как пластмассы и резинотехнические изделия. Также особые меры предосторожности следует соблюдать при транспортировке и хранении нефтепродуктов, чтобы исключить случаи их прямого попадания в окружающую среду - в воду при транспортировке нефти танкерами или на грунт. И в первом, и во втором случае последствия для экологии являются самыми плачевными. Так, нефть способна растекаться по поверхности воды на десятки километров, образуя тончайшую пленку, перекрывающую обмен кислородом между атмосферой и водой.
 


    Газовая промышленность.

     2.1. Газодобывающая промышленность.

     Газовая промышленность ? быстроразвивающаяся  и самая молодая отрасль топливной промышленности России. Отрасль занимается добычей, транспортировкой, хранением и распределением природного газа. Она является единственной отраслью, не испытавшей тяжелого экономического кризиса и спада производства. Производимая продукция отрасли ? самое экологически чистое, высококалорийное топливо и ценное сырье для химической промышленности.
     По  мировым разведанным запасам  газа на долю России приходится около 40%. Далее следуют Иран, Катар, США, Абу-Даби, Саудовская Аравия, Нигерия. По добыче газа Россия также находится на первом месте в мире. Ее доля по добыче составляет примерно 30%.
     Добыча  естественного газа в России в 2005 г. составила 614 млрд. м3, в том числе природного газа ? 563, и попутного ? 53 млрд. м3.
     Газовая промышленность влияет на развитие российской экономики, ее экспортный потенциал и будущие возможности. Растет доля природного газа в топливно-энергетическом комплексе России; так, если в 1970 г. она составляла 19%, в 1990 г. – 43%, то в настоящее время достигает уже 50%. Этот рост обусловлен относительно низкой ценой газа по сравнению с мазутом и углём. В России до 60% электростанций работают на газе, только 20% ? на угле, а остальные ? атомные и гидроэлектростанции. Современное состояние отрасли характеризуется ростом числа действующих предприятий за последние 15 лет в 6,8 раза, численности промышленно-производственного персонала и рабочих — в 4,3 раза (Приложение, табл. 4).
     Газовая промышленность России имеет ведущие  показатели в мировой экономике. Объемы добычи газа составляют: в России ? 632 млрд. м3 (для сравнения: в США ? 569 млрд. м3, Канаде ? 200 млрд. м3, Великобритании ? 117 млрд. м3). По разведанным запасам газа Россия занимает 1-е место в мире (более 32% мировых запасов) и обеспечивает до 35% его мировой добычи.
     Из  общего объема разведанных запасов  газа России (46,9 трлн. м3) на глубинах до 1,5 км сосредоточено 23 трлн. м3 (49,1%), в интервале глубин 1,5-3,0 км ? 16,3 трлн. м3 (34,7%) и на глубинах более 3 км — 7,6 трлн. м3 (16,2%). В структуре запасов газа по компонентному составу метановые газы составляют 61,0%, этансодержащие (3% и более) – 30,3%, сероводородосодержащие – 8,7%.
     Начальные ресурсы газа в среднем разведаны  на 24,7%. По районам данный показатель колеблется от нулевых значений до 70-81%. Основные прогнозные ресурсы приходятся на Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток, шельф Карского, Баренцева и Охотского морей.
     В российской газовой промышленности начала XXI в. наступил период высокой степени вовлеченности в разработку относительно разведанных территорий. Так, максимально вовлечены в разработку запасы газа на территории Урало-Поволжья (94,6%) и Северного Кавказа (90%). В основном газодобывающем регионе страны ? Западной Сибири ? почти половина всех запасов уже вовлечена в разработку. Значителен этот показатель и на Дальнем Востоке (43%).
     Добыча  свободного и попутного газа ведется  в 25 субъектах РФ. Крупнейшим в стране по запасам и добыче газа является Ямало-Ненецкий автономный округ в Западно-Сибирском экономическом районе. Однако к настоящему времени крупнейшие эксплуатируемые месторождения (Уренгойское, Медвежье и др.) уже достигли пика добычи. За 1990-е гг. объемы добычи газа в регионе сохранились примерно на одном уровне (552-576,3 млрд. м3). Тем не менее, средняя выработанность разведанных запасов газа составляет всего 19,3%. Перспективы газодобычи в Западно-Сибирском экономическом районе связывают с разведкой и освоением перспективных ресурсов газа на суше и шельфе Карского моря.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.