На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Трансформация централизованной экономики в рыночную на примере Египта. Особенности политического стиля Х. Мубарака и реализация его программы структурных реформ в экономической, финансовой и социальной областях. Политическая политика правительства АРЕ.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 15.03.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



14
Размещено на webkursovik.ru/
РЕФЕРАТ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АРЕ
Сейчас, когда в ряде государств происходит трансформация централизованной экономики в рыночную, особый интерес представляет опыт в этом отношении крупнейшей страны арабского мира - Египта.
Осуществлявшиеся в Объединенной Арабской Республике в 60-е годы мероприятия антикапиталистической направленности привели к появлению мощного госсектора, охватывавшего промышленность, транспорт, финансовую сферу, внешнюю торговлю. К началу 70-х годов этатистская экономическая система исчерпала, однако, возможности своего развития, и переход президента Египта Анвара Садата к ее реформированию был обусловлен объективными причинами. С 1974 г. в Египте начала проводиться политика «открытых дверей», целью которой было обеспечить экономический рост, предоставив свободу действий частному сектору. При этом, однако, мероприятия по приватизации крупных и средних промышленных предприятий практически не проводились.
Шаги А. Садата во многом шли в том же русле, что и предпринимавшиеся в 1952-1955 гг. премьер-министром Египта Гамаль Абдель-Насером попытки привлечь к развитию реальной экономики национальный капитал, дав ему финансово-налоговые льготы. В обоих случаях результаты оказались аналогичными: не располагавшая достаточными средствами египетская буржуазия предпочла вкладывать деньги в те сферы, где был возможен быстрый оборот капитала - торговлю, сервис, подряды и т.п. В 70-е годы дело осложнялось к тому же тем, что господствующие позиции в промышленности занимал госсектор и частные производители были связаны с государственными предприятиями, производственные возможности которых (а не требования рынка) и предопределяли объемы выпускаемой продукции. Свою роль сыграл, как представляется, и морально-психологический фактор. Дело в том, что в 60-е годы в ОАР сформировалась так называемая паразитическая буржуазия, сколотившая состояние на спекуляциях, воровстве, взяточничестве. Теперь, приобретя возможность действовать легально, она предпочитала идти «проторенными путями», а не рисковать своими капиталами, инвестируя их в производственную сферу. Кроме того, либерализация внешней торговли привела к тому, что в страну хлынул из-за рубежа поток потребительских товаров. Это нанесло существенный урон местной легкой промышленности и повлекло за собой образование (в связи со значительным увеличением импорта) отрицательного внешнеторгового сальдо.
Довольно быстро страна оказалась в ситуации финансового кризиса. Дефицит платежного баланса возрос с 68 млн. долл. в 1970 г. до 1360 млн. долл. - в 1975 г.3 Бюджетный дефицит достиг в 1976 г. 2840 млн. долл.4 Попытки правительства стабилизировать ситуацию, повысив собираемость налогов, результатов не принесли. Так, в 1975 г. оборот капитала в сфере подрядов составил 600 млн. ег. ф., из которых в виде отчислений в казну поступило лишь 600 тыс. ег. ф.5 Египетское руководство тогда стало искать выход на путях сокращения государственного субсидирования цен на продукты питания и другие товары первой необходимости, на что действительно расходовались значительные средства - только дотации на поддержание цен на сахар «съедали» всю выручку от экспорта хлопка6. Подобный шаг был, однако, чреват тем, что значительная часть населения осталась бы без средств к существованию. В этих условиях заявление А. Садата в январе 1977 г. о намерении отменить субсидирование вызвало массовые стихийные выступления в Каире и других городах, вынудившие президента отменить свое решение.
В обществе начала быстрыми темпами нарастать социальная дифференциация. В 1975 г. в Египте насчитывалось 500 миллионеров, в то время как до революции 1952 г. их было всего четыре7. Вместе с тем 90% населения оказалось за чертой бедности8. Выпускники вузов получали зарплату всего 30 ег. ф. в месяц, а крупные чиновники - 70-80ег. ф.9
В результате резко обострилась внутриполитическая ситуация. Начала нарастать активность подпольных фундаменталистских группировок. По стране прокатилась волна организованных исламистами террористических акций и даже открытых вооруженных выступлений. Попытки режима силой подавить оппозицию успеха не принесли, и в октябре 1981 г. А.Садат был убит боевиками экстремистской группировки «Джихад».
Ставший после его гибели президентом АРЕ Хосни Мубарак понимал, что возврат к изжившей себя практике «арабского социализма» Г.А. Насера невозможен, но и следование политике «открытых дверей» в ее прежнем варианте также невозможно, поскольку заводит страну в экономический, социальный и политический тупик. Но при этом сразу же проявилась одна из характерных черт политического стиля Х. Мубарака - не бросаться с ходу исправлять недочеты, принимая меры косметического или в лучшем случае тактического характера, а провести тщательный анализ сложившейся ситуации и на его основе выработать долгосрочную стратегию.
В результате была разработана программа структурных реформ. В течение первых четырех-пяти лет упор был сделан на развитие инфраструктуры (электроэнергетики, дорог, портов, средств связи, сервиса), что сформировало благоприятствующую капиталовложениям «окружающую среду»10. Это, а также государственная поддержка предпринимательства позволили вовлечь в производственную сферу частный капитал, и в течение последующих 10 лет в стране были построены сотни небольших, но хорошо оборудованных предприятий, с избытком обеспечивающих население почти всеми необходимыми и к тому же дешевыми товарами народного потребления11. Это, в свою очередь, создало необходимый для дальнейшего наращивания производства оборот средств.
Во второй половине 80-х годов в качестве стратегической была выдвинута задача добиться превышения роста производства над приростом населения12. Но для этого было необходимо повысить эффективность ведущих отраслей промышленности, что не представлялось возможным без их приватизации. Однако и здесь египетское правительство действовало крайне осторожно, тщательно просчитывая каждый свой шаг и детально анализируя его последствия прежде, чем двигаться дальше. Темпы денационализации нарастали постепенно. С 1994 по первый квартал 1998 г. было продано в частные руки 113 государственных компаний с активами 30,8 млрд. ег. ф., где работало 258 тыс. человек13. Пик приватизации, как ожидалось, должен был прийти на 1999 г., когда планировалось продать 97 госкомпаний с активами 30,8 млрд. ег. ф. (257 тыс. работников). Процесс перехода средств производства в частные руки предполагается в основном завершить в 2000 г., когда будет денационализировано еще 40 госкомпаний с активами в 8 млрд. ег. ф. (90 тыс. работников)14. При этом, однако, не будут приватизироваться Всеобщая компания Суэцкого канала и государственная нефтяная корпорация «Иджипшн Дженерал Петролеум», имеющие стратегическое значение для экономики, военные заводы, гостелевещание и радио, а также больницы и школы. Кроме того, за государством останется контрольный пакет акций мукомольных и фармацевтических предприятий (продукция которых субсидируется) с целью сохранить низкие цены на хлебобулочные изделия и лекарства. В целом, в результате осуществления программы денационализации доля госсектора в промышленном производстве должна понизиться до 13% и в валовом внутреннем продукте до 3%15.
Уже в течение года после приватизации 90% компаний, перешедших в частную собственность, добивались внушительного увеличения прибылей. Кроме того, продажа государственной собственности позволила обеспечить существенные финансовые поступления в госбюджет - 16,9 млрд. ег. ф. до 1 июля 1998 г.
Весьма осторожно проводилось и реформирование банковской системы, где сначала были модернизированы структуры контроля и лишь затем осуществлена либерализация. Это стало одной из причин того, что Египет сумел избежать финансово-экономического кризиса, охватившего в 1998 г. ряд регионов мира.
Улучшение общей экономической ситуации, а также систематическое корректирование «Закона об иностранных инвестициях и свободных экономических зонах» с целью его адаптации к изменяющимся условиям повлекли за собою усиление притока капитала из-за рубежа. По состоянию на середину 1998 г. в рамках этого закона в стране действовали более 2 тыс. предприятий с капиталом 39, 9 млрд. ег. ф. и капиталовложениями 65,8 млрд. ег. ф., из которых 48% приходилось на долю промышленности, 18% - финансов и 9% - строительства.
Результаты, которых удалось добиться, впечатляют. В 90-х годах экономическое развитие Египта приобрело устойчивый характер. Рост ВВП увеличился с 1,9% в 1990 г. до 5,7% в 1998 г.16 В 1999 г. рост ВВП должен составить, как ожидается, 6,2%. Таким образом, увеличение ВВП существенно обогнало прирост населения, составляющий 1 млн. человек (или 1,6%) в год17. Особенно важно, что в 90-х годах темпы увеличения сельскохозяйственного производства превысили темпы роста населения, достигнув в среднем 3,2% в год18. Во многом это было обеспечено за счет роста урожайности: с 1982 по 1997 г. сбор с 1 феддана пшеницы вырос с 15 до 24 ц, кукурузы - с 17 до 30 ц, риса - с 24 до 35 ц19.
Стабилизировалось и финансовое положение. Правда, сохраняется дефицит бюджета (2,6 млрд. ег. ф. в 1997 г.), но его отношение к ВВП, составляющее в настоящее время около 1%, постоянно сокращается20. В то же время платежный баланс является положительным21. Значительно выросли валютные резервы - с 1,5 млрд. долл. в дореформенный период до 20 млрд. долл. в 1998 г.22 Не менее важно существенное снижение инфляции - с 24% в год в середине 70-х годов до 4,6% в 1998 г.23
Вместе с тем, ряд серьезных проблем пока не нашел решения. Продолжается рост отрицательного сальдо такой важной отрасли, как торговля - 6,7 млрд. долл. в 1993 г., 12,5 млрд. долл. в 1998 г.24Национальный доход на душу населения составляет менее 1 тыс. долл. в год, что предопределяет затрудняющую ускорение темпов роста производства относительную узость внутреннего рынка25. В феврале 1997 г. произошел крах фондовый биржи, глобальный индекс которой до сих пор в 2 раза ниже, чем в январе 1997 г. Однако все эти трудности не порождают в экономике (по крайней мере, на данный момент) явлений кризисного характера.
Важные изменения произошли и в социальной структуре. Если в 1965г. 55% самодеятельного населения было занято в сельском хозяйстве, то в 1991 г. 44 - в сфере услуг, 34 - в сельхозпроизводстве и 22% - в промышленности26. Налицо, таким образом, тенденция к постепенному приобретению египетским обществом черт, характерных не для развивающихся, а для развитых стран.
Еще большее значение имеет рост численности среднего класса. В настоящее время около 3 млн. египтян получают доход 15 тыс. долл. ежегодно. Если в 1994 г. в стране было продано 40 тыс. новых автомобилей, то в 1998 г. - уже 60 тыс.27 Разрастание среднего класса ведет, в том числе, и к сужению социально-политической базы фундаменталистских движений: вряд ли его представители будут готовы жертвовать своим благосостоянием и своими жизнями ради очередной эгалитаристской утопии - возврата к обществу, существовавшему в VII в. во времена «праведных халифов», к чему призывают мусульманские «возрожденцы».
Продолжается - хотя и медленно - рост доходов населения в целом. Если в 1970 г. ВВП на одного человека составлял 234 долл., то в 1990 г. - уже 971 долл.28 Важно и то, что экономическая ситуация является стабильной и люди могут не опасаться за завтрашний день, что при проведении реформ учитывается социальный фактор (85% жителей страны имеют возможность приобретать по карточкам, т.е. по фиксированным ценам, хлебобулочные изделия, масло и сахар)29.
Курс египетского руководства на социальную поддержку малоимущих продиктован, помимо всего прочего, пониманием того, что если исламистские оппозиционные группировки возглавляют выходцы из интеллигенции и среднего класса, то их ядро составляют беднейшие и маргинальные слои, в наибольшей степени страдающие от экономической либерализации. При этом в качестве приоритетного географического направления социальных программ избран Верхний Египет, всегда бывший главным оплотом религиозных экстремистов. Так, из 1,6 млрд. ег. ф., израсходованных в 1991-1996 гг. Фондом социального развития Арабской Республики Египет на создание рабочих мест для молодежи и вовлечение в процесс оздоровления экономики неправительственных структур, основная часть вложений пришлась на верхнеегипетские провинции30.
В политическом плане правительство АРЕ проводит в отношении исламистов линию на подавление экстремистов, ограничение деятельности умеренных оппозиционных организаций и предоставление относительной свободы действий консервативному крылу, выразителем интересов которого является партия «Умма». Большое значение придается сохранению «мусульманского имиджа» режима, фактически носящего секулярный характер, и обеспечению под и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.