На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Человек, индивид, личность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


“Человек, индивид, личность”
ЧЕЛОВЕК
Человек – представитель  вида Homo sapiens. Многие мыслители и  ученые не всегда проводят различия между  понятиями “человек”, “индивид”  – единичный представитель вида Homo sapiens и “личность” – соц. система, содержание нашего Я, что вполне оправдано  при каких-либо частных решениях, но недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой экзистенции. Так, биологи н медики не обращают внимания на соц. характеристики, гуманитарии упускают из виду, что  культурные особенности человека основаны на нейробиологических механизмах человеческого  тела. Единство духовной и физической сторон человека может показаться тривиальным  в своей очевидности, однако именно в силу своей очевидности нередко  недооценивается в ряде современных  концепций жизненной среды человека. Относительно развития техногенной  цивилизации не делается необходимых  выводов из того обстоятельства, что  человек, развивая свою культуру, не перестает  быть представителем вида Homo sapiens, который  связан со своей средой природными и общественными связями, как  этническими, экономическими, так и  биологическими, физическими, космическими связями.
Человек как продукт  длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте эволюцию нашей Вселенной  после Большого взрыва, отражает в  себе в закодированном виде последовательность истории нашего Космоса... К тому же, ч. является одновременно и продуктом  соц. эволюции. Российские исследователи  В.П. Казначеев и Е.А. Спирин рекомендуют  проводить комплексное изучение Homo sapiens, опираясь на представление  о человеке как целостном космопланетарном явлении. Согласно такому подходу, в  течение длительного времени  эволюции формирование биологических  черт происходило во взаимодействии с культурой, а этнических, религиозных  и иных обычаев – во взаимодействии с природной средой. 

Социальное не противостоит физическому, космическому и биологическому, ибо от рождения человек имеет  телесную организацию, которая содержит в себе возможности ее универсального социально-деятельного развития. Поскольку природа человека инвариантна, то общество не может формировать заново в каждом поколении и в каждом человеке человеческую природу. Оно вышивает по канве (человек как сжатая Вселенная) социальный узор (личность, которая представляет собой микрокосм социума) в зависимости от набора ценностей.  
 

Человек – прежде всего пластичное существо, несущее  в себе следы космофизической, биогенетической  и социокультурной эволюции.
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД
Понятие личности
Понятие личности относится  к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется  термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских  языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое  целостное существо, особенно в юридическом  смысле. Раб не рассматривался как  персона, для этого надо быть свободным  человеком. Выражение “потерять  лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату своего места н статуса  в определенной иерархии. 

Нужно отметить, что  в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только н не столько с лицом  человека, но и со всем телом. В европейской  традиции лицо рассматривается в  оппозиции с телом, так как  лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят н телесные н духовные качества индивида. 

Как в восточном, так н в западном мышлении сохранение своего “лица”, т. е. личности – это  категорический императив человеческого  достоинства, без чего наша цивилизация  потеряла бы право называться человеческой.
 В конце XX века  это стало подлинной проблемой  для сотен миллионов людей,  ввиду тяжести социальных конфликтов  и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека  с лица Земли. 

Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию “гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в  европейских языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке  слово “человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть  человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую  нагрузку в зависимости от той  или иной культуры и цивилизации
Индивид 

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую  дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный  человек рассматривается не только как единичный представитель  рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая  простая н абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что  он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отдаленность не составляет его существенную характеристику, ибо  отделены друг от друга н в этом смысле “индивндны” все объекты  во Вселенной. В истории философии  и социально-политической мысли  известен индивидуализм – фнлософско-этнческая  концепция, утверждающая приоритет  личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений  об атомарности индивида. 

Человек в различных  вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет  к субъективизму н солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности н делающем человека самоцелью развития.
В этом смысле индивидуализм  был противоположностью коллективизму  и особенно псевдоколлектнвнстскнм концепциям казарменного коммунизма. 

Гораздо более содержателен другой термин “индивидуальностью, обозначающий уникальность н неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает  сначала как особь, “случайный индивид” (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) н затем как  личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей н отношений. “...Сущность “особой  личности”,– писал К. Маркс,–  составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальны качество...” Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении  представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его  как личность. 

Индивидуальность  – не просто “атомарность” человека, скорее характеристика его единичности  н своеобразия, выводящего за рамки  этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является “заслугой” человека и “самость”  не является нашей собственностью. Как хорошо сказал современный немецкий философ 10. Хабер-мае, “моя концепция  меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как  именно эта индивидуальная личность. 

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность  и у него, как считает, например, Г. И. Гурджнев, “нет индивидуальности... нет единого большого “Я”. Человек  разделен на множество малых “я”. Современный еврейский религиозный  мыслитель Мартин Бубер говорит  так: “Личность видит самое себя. Индивидуальность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений”. Стало быть, для личности характерно утверждение: “я есть”, а для индивидуальности - “я такова”.
Наверно прав и Оскар  Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: “Ты сам – последняя  из всех тайн”. 

Чтобы разобраться  в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса; происхождения  личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос - когда  рождается личность, что этому  способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку  термин “личность” не приложим, хотя все люди появляются на свет как  индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности. Под последним понимается то, что  в каждом новорожденном ребенке  уникально неповторимым образом  запечатлена как в генотипе, так  и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д. При рождении, все дети не только разные, но и уникальные, ибо  даже однояйцевые близнецы различаются  по ряду существенных признаков. Получение  генетической копии - двойника человека – в принципе, видимо, возможно уже  к концу XX в., но потребует еще  огромных усилий специалистов по генной инженерии и биотехнологии н  вызовет массу сложнейших этических  проблем. 

В последние годы большое внимание уделяется так  называемой пренатальной общности, т. е. формированию особых отношений между  матерью и плодом. Пренатальная общность ограничена во времени зачатием н  рождением н включает в себя все  связи н отношения с миром, реальные н воображаемые, в которых  находится женщина, ожидающая ребенка. Следует отметить, что границы  препатальпого возраста (зачатие  – рождение) задаются существующей культурой и не являются раз и  навсегда жестко определенными. В восточных  цивилизациях считается, что “присутствие”  человека в мире начинается еще за год до его зачатия. 

Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрее  осваивает те воздействия, которые  обращены непосредственно к нему.
Мать, субъективно  обособляя ребенка, вступая в  отношения с ним как с Другим, соединяет его с миром, готовит  предпосылки для его связей с  будущей средой. На втором месяце внутриутробной жизни развивается центральная (ЦНС) и периферическая нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует  на боль, отстраняется от света, направленного  на живот матери, прикосновения к  подошвам, в шесть-семь недель возникает  орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод). Пятимесячный эмбрион слышит громкие  крики, “пугается”, “сердится”, “грозит”, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери н отца, эмбрион способен увязать свое поведение  со знакомым голосом, способен даже к  опережающему отражению в своем  поведении; он “знает”, какие движения вызовут чувство удовольствия, какие  – неудовольствия. 

Иными словами, многие предпосылки личностного развития .закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующего осмысления в рамках определенного  мировоззрения. 

“Кризис рождения”  имеет не только физиологическое  значение, но во многом определяет параметры  психической деятельности взрослого  человека. Первый крик – это крик “пет”!, подчеркивают современные  специалисты, это отказ от того, что  называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе  обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил  эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии  сознания, и на этой основе разработал методику “второго рождения”. В плане  личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек  приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности.
 Более того, последние  данные науки по поводу специфики  генома человека говорят о  том, что мы находимся в глубочайшем  родстве с живой н неживой  природой и в этом смысле  предпосылки личности каждого  во многом определяются природным  основанием человека. 

Итак, новорожденный  уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает  потребность в многообразных  реакциях на окружающий мир. Психологи  сравнивают ребенка первого года жизни с петухом, ибо плач и  крик для пего единственно доступные  способы дать знать о своих  неудовлетворенных потребностях, единственные способы самовыражения. Буквально  с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т. д. формируется  свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и  близкими. Индивидуальность ребенка  нарастает к двух-трехлетнему  возрасту, который сравнивают с обезьяной  по интересу к миру и освоению собственного “я”. Именно в этом периоде проявляются  первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что  ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны, н если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет гармонично. Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые “критические” моменты, во время  которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение  человека. Они носят название импрессннга  и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события  или внешним видом человека. 

Дальнейшее развитие личности связано с “прохождением” других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек  н юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует  личность. На жизненном пути неизбежны  и взлеты – как правило, в юности н в возрасте 30–40 лет н застои (25-30 лет, 40-45 лет). Рубежами в жизни  человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей н т. д. Английский поэт XVIII в. Вордсворт сказал так: “Ребенок – отец мужчины”.
В этом парадоксе  хорошо выражена глубокая мысль –  человека делает личностью прежде всего  забота о другом человеке, о ребенке, любимой или любимом. Недаром  среди рецептов долгой и счастливой жизни ведущее место занимает чувство любви к людям и  миру. 

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного  общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести  себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью  становится практически каждый человек  в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретно-исторической обстановке. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий  родовой травмы или заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека н общества. В течение  жизни человек может в той  или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний  ЦНС н т. п. В принципе личность может “умереть” в еще живом  человеке, что говорит о сложной  внутренней структуре этого феномена. 

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или  телесная организация человека, самый  устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах н самоощущениях. Тело не только первый “предмет” для  познания, но н обязательный компонент  личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах  общения. К физической личности могут  быть отнесены также одежда н домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится н к произведениям  ручного или интеллектуального  труда человека – украшениям его  быта, коллекциям, рукописям, письмам  и т. д. Защита себя, своего тела, своей  идентичности, равно как н своего ближайшего окружения, относится к  числу древнейших личностных качеств  человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним...” 

Социальная личность складывается в общении людей, начиная  с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает  как система социальных ролей  человека, в разных группах, мнением  которых он дорожит.
Все формы самоутверждения  в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве н т. д. формируют социальную структуру  личности. Психологи отмечают, что  довольство или недовольство собой  всецело определяется дробью, в которой  числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания. 

При увеличении числителя  и уменьшении знаменателя дробь  будет возрастать. Т. Карлейль по этому  поводу говорил: “Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет  у ног твоих”. Этот принцип культивировали также античные философы – стоики и сторонники ряда восточных философских  систем. 

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “я”, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они  могут н не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные  моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования  и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования  или подражания даже лучшим примерам. 

Зачастую она не только “держит” личность, подобно  стержню, но н является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой  иногда жертвуют жизнью. Потребность  в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия.
Более того, история  дает массу примеров того, как интенсивная  духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных  подвижников) была залогом не только физического выживания, но н активного  долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг н концлагерей, что еще раз подтвердил горький  опыт XX в. 

Выделение физической, социальной и духовной личности (так  же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой  может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной  заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения н обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта  принимает снстемообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Вместе с тем, возраст, тяжелые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее “расщеплению”  или деградации. 

Выделяют несколько  крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. 

Первый тип –  “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы  и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное  – активное действие, изменение  мира и других людей, включая и  самого себя. Они “горят” на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь  заметны. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой  личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей  ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях была всегда острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”. 

Второй тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы  соревноваться и торговать (как  на Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.
Недаром многие великие  мудрецы и пророки: Будда и  Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон  и Лао-Цзы, Конфуций и Махавнра Джина, Христос и Мухамед считались  либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышление о мире всегда требует определенного днстанцироваиия, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители  оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта “жгут сердца людей”. Еще с библейских времен известно, что “никакой пророк не принимается  в своем Отечестве”. Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, но эти “маяки”  человечества всегда будут 'вечно живыми для современников и потомков. 

Третий тип –  люди чувств и эмоций, которые остро  чувствуют, как “трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные  прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал  стихи, где упоминалась атомная  бомба, а его великий современник  А. Блок слышал “музыку” революций  задолго до ее начала. Таких примеров немало н они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов н художников граничит с чудом. 

Четвертый тип - гуманисты  и подвижники, отличающиеся обостренным  чувством ощущения душевного состояния  другого человека, как бы “вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие.  

А. Швейцер н Ф. П. Гааз, А. Дюиан н Мать Тереза, тысячи их последователен в истории н  нашей действительности – живые  примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: “Люби ближнего твоего, как самого себя” находит  в их деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в. Ф. П. Гааза символизирует  стержень таких личностей. 

В основных культурах  и цивилизациях Земли сложились  определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон  личности, отражающий идеал цивилизаций  Запада с японским, как моделью  культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует  в разных ситуациях, сохраняя свой основной “стержень”. 

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека н корпаратнвной морали (феодальный мир) н, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления  феномена отчуждения в Новое время. Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков  как совокупности нескольких “кругов  обязанностей” – по отношению  к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой “кодекс” поведения. Личность здесь  не автономна и самоценна, и реализуется  лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как “твердая личность”, напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более  озабочен сохранением своей “мягкой” идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими. 

Особенности восприятия личности в разных культурах определяются еще и количеством слов (лексических  единиц) для выражения индивидуальных черт личности. Так, в русском языке  их около двух тысяч, в немецком четыре тысячи, а в английском до семнадцати тысяч. 
 

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который  отражает сущность н догматический  стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей  имеет любовь к Богу и любовь к  ближнему, что неразрывно связано. Чем  ближе человек к Богу, тем ближе  он н к другим людям.
Личностное развитие понимается как расцвет всех талантов, данных человеку Богом и, в то же время, постоянное приготовление к  жизни вечной, осознание своей  греховности и спасительной миссии Христа. Подлинность обретается личностью  в душевном и духовном бытии, когда  человек судит н оценивает  сам себя, ориентируясь на высшую реальность, на Бога. Как сказал русский религиозный  мыслитель С. Л. Франк: “Тайна личности как индивидуальности состоит, таким  образом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, определяющей ее существо особенности, получает выражение  общезначимое – общая всем людям, всех одинаково затрагивающая всеобъемлющая  бесконечность трансцендентного духовного  бытия”. 

Таким образом, в  основе христианского учения о личности лежит представление о совпадении всеобщего (Бога) с индивидуальным (человеком), что содержится в тайне феномена Богочеловека (Христа). Именно в личности Христа, в тайне соединения в нем  двух природ - божественной н человеческой - содержится сущность христианского  понимания личности человека. Путь стяжания благодати представляется кардинальным направлением жизни человека. 

Важно подчеркнуть, что в отличие от других религии, христианство сугубо персоналистичио, а не концептуалистичио. Главное  – личность Христа н основанная им Церковь как соединение верующих в единое тело, главой которой является он Сам. Если говорить об особенностях христианского миропонимания как основы нравственного поведения личности, главный отличительный признак личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам. Основатель христианства так выразил эту мысль: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас”.
Богатство н неповторимость личности христианства возрастают при  движении его к Богу, а путь в  обратном направлении чреват безликостью. 

В исламской модели личности главное – строгое н  безукоризненное выполнение воли Аллаха. Права Бога рассматриваются шариатом как основные н предшествующие всем остальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное единобожие, веру в Пророка  Мухаммеда; повиноваться Аллаху и поклоняться  ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за счет других личных прав и обязанностей.
Однако ислам настаивает на сбалансированности и умеренности, по принципу, что личность должна нести  меньшие потери, дабы избежать больших  потерь. В частности, ислам запрещает  бессмысленное кровопролитие и  призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для  мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в отношении последних возможны либо священная война, либо они могут  добровольно покориться исламу. 

Шариат запрещает  все, что может угрожать физическому, умственному н моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающихся нечистыми  н т. д. В то же время приветствуется н поощряется “правильное” пользование  всеми радостями жизни н запрещается  самоотречение, аскетизм и т. д. Категорически  осуждается самоубийство, прелюбодеяние, аборт, контрацепция. Половые роли четко  распределены и закреплены: муж - глава  семьи, ее кормилец н защитник, жена посвящает себя домашнему хозяйству  н воспитанию детей. 

Положение личности в обществе определяется на основе воли Аллаха, запретившего удовлетворять  желания одного человека за счет других. Сурово осуждаются воровство, мошенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры, “черный” рынок и т. п. Мусульманин  обязан активно приобретать знания и навыки н использовать их во благо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.