На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа География международных туристических потоков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ОГЛАВЛЕНИЕ:
     Введение 3 
     Глава 1. Методологический подход к изучению туризма 4 
     Глава 2. Закономерности и тенденции в географии международных туристических потоков в России  11
     2.1   Роль туризма в экономике России 11 
           2.2 Факторы и условия  формирования туристических потоков в России.. 15
     2.3 Динамика развития международных  туристических потоков в России  20
     Заключение 31 
     Список  используемой литературы 33 
     Приложение   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     Темой курсовой работы является география  международных туристических потоков в России.
     Актуальность  данной темы и выбор для рассмотрения именно туристических потоков России объясняется тем, что туризм в  России с каждым годом набирает обороты  и привлечение иностранных туристических  потоков является не только условием экономического и социального развития, но и является отражением укрепления международных, экономических и культурных связей.
     Целью курсовой работы является изучение основных туристических потоков в России, являющихся следствием роста уровня жизни и повышения ее качественных сторон, технического прогресса на транспорте и связи, либерализации отношений между странами и положением России в системе международного туризма.
     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:
     1) установить факторы и условия  формирования туристических потоков;
     2) проследить закономерности и тенденции в географии международных туристических потоков России;
     3) охарактеризовать динамику развития  международных туристических потоков  в России.
     Работа  состоит из введения двух глав, …рисунков, … таблиц, списка используемой литературы, в количестве … наименований и приложений.
     В основу исследований положены работы посвященные туризму Биржака, Кускова, Николаенко…….
     В работе используются картографический, статистический, типологический, сравнительный и историко-географический методы исследования.
     Глава 1. Методологический подход к изучению туризма.
     Понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Единицей наблюдения в туризме является посетитель, выезжающий в путешествие с туристскими целями.[1]
     Туризм  является особой разновидностью отдыха, который возникает и развивается  в процессе роста у людей возможности переезжать из одних мест в другие. Он удовлетворяет естественное стремление людей к не только пассивному, но и активному отдыху, который связан с личным знакомством со знаменитыми памятниками природы, истории и культуры, с обычаями и традициями разных народов.
     Туристами называют людей, которые с целью  отдыха временно переезжают за пределы  их обычных мест проживания. Таким  образом, при определении туризма  используют три критерия:
     - изменение места пребывания. Нельзя, например, считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды;
     - кратковременность пребывание в новом месте. Это не должно быть местом постоянного или длительного проживания. За критерий оценки длительности пребывания принято, что приезжающий должен находиться в посещаемом им месте сутки и более, но менее 12 месяцев подряд. Тот, кто живет (или планирует жить) один год и более в определенном месте, считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом;
     - отдых как цель переезда. Целью поездки не должна быть трудовая или любая иная деятельность, оплачиваемая из какого-либо источника в посещаемом месте. Любое лицо, переезжающее на новое место для работы, оплачиваемой из любого источника в этом новом месте, считается уже не туристом, а мигрантом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны.[]
     Существует  международное определение туризма: это совокупность отношений и явлений, происходящих в результате путешествий и пребывания в стране или районе лиц, не проживающих и не работающих там и не стремящихся к этому. [] (Реймерс, 1990).
     Туризм  подразделяется на: внутренний и международный.
     Внутренний  туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
     Международный туризм — систематизированная и  целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране, за рубежом (выездной туризм).[]
     Между тем, международный туризм как социально-экономическое явление имеет множество определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию.
     В юридической литературе международный туризм определяется следующим образом — это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев.[]
     Следует акцентировать внимание на различии дефиниций «международный туризм», «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Международный туризм — легальная дефиниция, поэтому нет правовых оснований для существования терминов «зарубежный туризм» и «иностранный туризм». Нет оснований и для вывода о том, что понятие «международный туризм» поглощает термины «иностранный туризм» и «зарубежный туризм». Данные понятия являются скорее экономическими категориями, и более характерны для советского периода государства и права.
     В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН. По этому определению следует, что  «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловой и прочими целями».[]
     В России термин «туризм» максимально приближен к понятию международного туризма, данному ВТО, и определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, Профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».[]
     В настоящее время существует множество классификаций туризма, которые в своей основе используют различные признаки и мотивационные факторы, позволяющие выделить различные виды туризма. Так можно выделить несколько классификаций, которые предлагает Забелин:
     1. По характеру отдыха и его организации, выделяют:
     а) Активный туризм, во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте. Путешествие производится на индивидуальных транспортных средствах или пешком (все виды спортивного туризма, часть познавательного и потребительского). Средства размещения, как правило, палатки. Питание готовится, как правило, самими членами группы (отдыхающими или инструкторами) в полевых условиях - на костре или примусе.
     б) Транспортно-экскурсионный туризм - разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах.
     в) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе. К стационарному относятся оздоровительный, лечебный, дачный и некоторые другие виды туризма.[]
     2. По продолжительности путешествия:
     а) Однодневные экскурсии. Не требуется заботы о ночлеге. Согласно закону о туризме подобные мероприятия не являются турами, а деятельность по их организации - туристской.
     б) Кратковременный ("конца недели", "weekend"). Отдых продолжительностью 2-3 дня. Как правило, это выходные дни в конце рабочей недели, под которые организаторы и приурочивают проведение туров.
     в) Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней. Его длительность ограничена продолжительностью средних отпусков, а также стремлением не перенасытить тур (слишком много впечатлений - тоже плохо). Для активного или транспортно-экскурсионного туризма это, как правило, 7-15 дней, для стационарного - 2-3 недели. []
     3. По удаленности от места постоянного проживания: (по Забелина, 1987).
     а) Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов. Территории, находящиеся на расстоянии, не больше указанного, от крупных городов, подвергаются наибольшему рекреационному прессу, а расположенные на них рекреационные объекты приобретают особую ценность и становятся местами массового посещения.
     б) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области.
     в) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения каких-либо объектов, отсутствующих в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных.[]
     4. По численности группы
     а) Индивидуальный тур - 1-2 человека. Организованный индивидуальный туризм (как правило, познавательный или потребительский) является очень дорогим, но в развитых странах достаточно распространен.
     б) Узкогрупповой тур - 3-15 человек. Это группы активного туризма. Границы несколько условны. Например, путешествие семьи из трех человек, возможно, правильнее отнести к индивидуальному туризму.
     в) Групповой тур - до 100 и более человек. Массовый отдых. В длительные активные походы такое количество людей в одной группе вести не стоит.[]
     Что касается именно международного туризма, то в нем как правило, выделяют: деловой туризм, туризм с целью отдыха, экологический туризм, религиозный туризм, учебный туризм и хобби-туризм.
     К деловому туризму относятся поездки для переговоров, участия в презентациях, поездки на конференции, выставки, ярмарки, биржи, визиты официальных делегаций и другие поездки со служебными целями без получения доходов в месте пребывания. Деловой туризм подразделяется на бизнес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (поездки, которыми фирмы награждают своих работников за высокие показатели в работе). (Квартальнов…, 2000)
     Туризм  с целью отдыха подразделяется на маршрутно-познавательный (посещение историко-культурных или географических достопримечательностей) и оздоровительный (туры оздоровительного характера с отдыхом или лечением на курорте). Обычная продолжительность такого тура — 24—28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и другие.[]
     Экологический туризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией служат наблюдение и приобщение к природе. Кроме того, экотуризм относится к тем формам туризма, при которых делается сознательная попытка свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду, оказать помощь в финансировании охраняемых природных территорий, создать источники дохода для местного населения.[] 
 Религиозный туризм включает паломничество, познавательные поездки с целью знакомства с религиозными памятниками- или историей религии, научные поездки религиозных деятелей и ученых-религиоведов.[]

     Хобби-туризм для занятия любимым делом: болельщиков  на спортивные состязания, для дегустации вин, съезды коллекционеров и другое.[]
     Помимо  множества определений и классификаций  международного туризма, к методологической основе относят и понятие "туристический поток", которое характеризует направленность и масштабы международного туризма.
     Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).  Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма.[]
     С точки зрения статистики туристский поток – это количество зарегистрированных туристов, побывавших в той или иной местности. Количество прибытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение для конкретного туристского центра.[]
     Но  также туристские потоки можно рассмотреть и как некие географические направления. Для этого, конечно же, нужно знать, откуда и куда эти огромные туристские массы направляются. В результате их можно изобразить на карте в точности также как на картах морские течения. А изучив подобную динамику можно, например, уже делать выводы, в каком именно регионе наиболее популярен туристский центр, а где следует провести рекламную кампанию, чтобы усилить спрос на турпродукт.
     Под туристскими потоками понимаются миграционные движения групп отдыхающих по земле, воде и воздуху из одного географического пункта в другой. С экономической точки зрения оба таких пункта с представляющими их хозяйственными системами могут завязывать между собой рыночные отношения.
     Туристские  потоки в условиях устойчивой экономики определяет степень инфраструктурной обустроенности регионов. Для решения проблем перспективного развития туризма необходимо выявить основополагающие факторы влияния на эту сферу услуг.  

     Глава 2. Факторы и условия формирования туристических потоков в России.
     2.1 Роль туризма в  экономике.
     Современный туризм играет одну из главных ролей  в мировой экономике. Эта отрасль  развивается быстрыми темпами и  в ближайшее время станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.
     Особенно  стремительно индустрия туризма  развивалась в послевоенные годы. В хозяйственный оборот туризма  вовлекались все новые и новые  страны всех континентов. За 35 лет число  туристов, выехавших в другие государства, возросло почти в 13 раз (с 1938 по 1985 гг. примерно в 27 раз), а доход от туризма - в 55 раз. [9]
     В настоящее время каждое 7-е рабочее  место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день.[]
     Становление и развитие туризма как отрасли  характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
     Система показателей развития туризма для  региона (страны) включает: 
- объем туристского потока;

- среднюю  величину туристских расходов в сутки;
- состояние  и развитие материально-технической базы;
- показатели  финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
- показатели  развития международного туризма.
     Отдельно  выделяются показатели, характеризующие  состояние и развитие международного туризма:
     - число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
     - число туродней по иностранным туристам;
     - суммарные денежные затраты, произведенные  туристами за время зарубежных поездок.[]
     Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль.
     Экономика связана с извлечением оптимальной  выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять  психологические и физические потребности человека.
     Туризм  — это такая сфера деятельности в современных условиях экономического и гуманитарного развития, которая является наиболее естественной, экологически чистой и быстро окупаемой областью вложения труда и капиталов. В целом рост туризма, и международного в особенности, является отражением укрепления международных, экономических и культурных связей. Международные туристские связи ведут к расширению географической сферы контактов между народами и увеличению их интенсивности. Уже около 10% населения мира выезжает за пределы своей страны с туристскими целями. Происходит глобализация туризма, куда вовлекаются с каждым годом все больше и больше людей.[]
     В развитии международного туризма наблюдались  периоды не только динамичного роста, но и спады, связанные с экономическими и социально-политическими кризисами. При не очень благоприятной экономической конъюнктуре, когда происходит уменьшение доходов населения, изменение характера туристского спроса, понижение класса обслуживания туристов и прочее, не изменяются его количественные масштабы. Это свидетельствует о том, что туристские поездки перешли в разряд первостепенных потребностей, от которых трудно отказаться даже в условиях возросших экономических трудностей.[]
     С учетом всего этого в экономике появляется такая отрасль как туристический бизнес. Туристический бизнес — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.[]
     В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и  частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые  компании, торговые фирмы, клубы, акционерные  общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает катализатором экономического развития.
     В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. 
 Экономика туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двух уровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы. Поэтому рассматриваются экономические аспекты развития туризма на уровне отрасли и лишь, отчасти затрагиваются аспекты экономики туристской фирмы.

     Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:
    он требует относительно небольших стартовых инвестиций;
    по мере роста уровня жизни постоянно растет спрос на туристические услуги;
    в этой отрасли высокий уровень прибыли (порядка 20% годовых);
    в туристическом бизнесе низкий срок окупаемости затрат (всего несколько лет);
    в этом бизнесе используются практически неисчерпаемые "естественно данные" ресурсы (теплый климат, исторические памятники), дающие так называемую туристическую ренту.[]
     В экономике стран, принимающих зарубежных туристов, этот вид бизнеса выполняет  ряд важных функций:
    1. является источником валютных поступлений для страны;
     2. способствует диверсификации экономики, стимулируя отрасли, обслуживающие сферу туризма;
     3. с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.[]
     Помимо  значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
     Международный туризм развит в разных странах современного мира крайне неравномерно. Это объясняется, во-первых, разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов, а во-вторых, различиями в обеспечении безопасности для туристов.
     Туризм в нашей стране – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.
     В условиях полной открытости национального туристского рынка перед мировым рынком туристских услуг и сохранением заметных различий между ценами на потребительские товары в России и за рубежом, российский туристский рынок стал не столько элементом индустрии досуга, сколько "челночной" формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу. Поскольку туристические поездки из России за рубеж многократно превосходят туристические поездки иностранцев в Россию, то современная отечественная экономика туризма выступает как одна из форм миграции капитала из России за рубеж.
     Эффективное развитие туризма позволит значительно  увеличить поток иностранных  туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной  стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.[]
     Таким образом, мы видим неоспоримое влияние экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли.
     2.2 Факторы и условия  формирования туристических  потоков в России.
     На  формирование международных туристских потоков оказывают влияние множество  природных, культурных, социальных, экономических  и политических особенностей конкретных территорий, которые в совокупности обусловливают формирование относительно стабильных туристских потоков.
     Современная мировая картина формирования и направленности международных туристских потоков является результатом действия нескольких групп факторов. В качестве важнейших из них можно назвать следующие:
     а) социально-экономические факторы – эти факторы являются основополагающими и включают: характер общественно-экономического строя; степень развития производительных сил, индустриализацию и научно-техническую революцию; объем и структуру свободного времени; материальное благосостояние; трудовую деятельность, культурный уровень, профессиональную и образовательную структуру населения.
     б) рекреационно-ресурсный потенциал (как природного, так и антропогенного происхождения) характеризуются разнообразием климатических, ландшафтных условий; экзотичностью флоры и фауны; наличием источников минеральных вод , месторождений лечебных грязей и других;
     в) культурно-исторические факторы отражают богатство материальной и духовной культуры народов и включают: старинные города, памятники архитектуры; местности, связанные со знаменательными событиями истории; коллекции исторических музеев; места археологических раскопок и т.д. [ ];
     г) инфраструктурный фактор;
     д) фактор географического положения (особенно по отношению к главным регионам удовлетворения туристского спроса);
     е) социокультурный фактор (сокращение рабочего времени, рост свободного времени, менталитет нации и приоритеты в системе духовных ценностей и т.д.). []
     Основные  факторы можно разделить на две группы: статичные и динамичные.
     Статичные - это природно-климатические (морское  побережье, минеральные источники, горы, пещеры и т.д.), географические, культурно-исторические факторы (памятники  архитектуры и др.). Они определяют в первую очередь привлекательность мест отдыха.
    К динамичным факторам относятся:
     - Политические;
     - Социально-демографические;
     - Финансово-экономические;
     - Материально-технические.[]
     Политические  факторы связаны с политикой государства. Это кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики, безработица, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.