Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы социального планирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации
ФГОУ  ВПО «Оренбургский  государственный  аграрный университет»
Институт  управления 
 

Кафедра управления
персоналом  и психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по  дисциплине « Социология управления»
на  тему:
«Методы социального планирования» 
 
 

Выполнила: студентка
5 курса «УП» 51 группы
Гаскарова М.Б.
Проверил: преподаватель,
к.и.н. Алимбаева Б.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург-2010г. 

Содержание 
 

 Введение…………………………………………………………………………….3
 Глава 1. Теоретические аспекты методологии социального планирования…....5
      Сущность социального планирования………………………………………....5
      Методы социального планирования……………………………………….…..8
Глава 2. Анализ методов социального планирования МУСОН «Переволоцкий  КЦСОН»…………………………………………………………………………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»…………………………………………………………………….………15
2.2 Программно-целевое  планирование социального развития  МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»……………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………..………….….27
Список использованных источников и литературы……………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления, установления приоритетности и решения социальных проблем, так как социальное планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов социальной сферы.
  Анализ различных периодов развития нашей страны позволяет сделать вывод, что социальные проблемы существовали всегда и современный этап не исключение. Безработица, неустойчивое моральное поведение, последствия социальных и экономических реформ - это лишь некоторые негативные аспекты социальной среды. Наше государство осуществляет решение актуальных проблем социальной сферы на всех уровнях управления, однако ведущая роль принадлежит предприятиям, так как именно здесь формируются важнейшие условия жизнедеятельности  членов общества, их социальное положение и условия труда. Решение данных задач заключается в проведении социального планирования организации. Эффективность данного мероприятия и достижение поставленных целей зависит от правильного выбора того или иного метода социального планирования. В настоящее время, в теории и практике  представлено большое количество методов, направленных на достижение определенной цели. Эти методы имеют свой инструментарий. Пользуясь этим, специалист в области социального планирования выбирает соответствующий метод в зависимости от особенностей своей организации и поставленных перед ним задач.
    В отечественной социологии большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В.М. Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов.
    Объектом исследования является муниципальное учреждение социального обслуживания населения «Переволоцкий комплексный центр социального обслуживания населения».
      Предметом курсовой работы является исследование методов социального планирования учреждения.
     Целью данной  курсовой  работы  является  рассмотрение  методологии    определения социального планирования, выявление областей   применения      наиболее    эффективных    методов.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
   1. Раскрыть сущность и содержание методов социального планирования.
    Проанализировать состояние  социального планирования в МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
    Применить  программно-целевое планирование социального развития МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
        В процессе написания данной курсовой работы были использованы  учебники:  Катаева В., Бухалкова М.И., Решетникова А.В.,  а также журнал «Проблемы прогнозирования», «Российский  экономический  журнал».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты методов  социального планирования 

     1.1Сущность  социального планирования
      Социальное  планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий  развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития.
        Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности[24,с.527].
     Объектом  социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:
     - социальную дифференциацию;
     - социальную структуру;
     - качество и уровень жизни населения, качество и уровень потребления;
     - обеспеченность жильем, его комфортность;
     - обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
     - развитие образования, здравоохранения, культуры;
     - определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе.
      Идея  планирования по своему происхождению  – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р. Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни.  Уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм. Сам термин социальное планирование впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.
        Наиболее ярким примером  социального  планирования в Советской России  является программа ликвидации неграмотности, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы на решение этой задачи перспективного значения. В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В. М.Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов. В 80-е годы интерес к данной проблематике снизился, а в 90-е годы практически исчез в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности [23, с.246].
      Выделяют  три  уровня социального планирования:
      общегосударственный уровень;
      региональный уровень;
      уровень предприятия.
    Социальное планирование на общегосударственном уровне
     Законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование: например, Федеральный Закон «О минимальных государственных социальных стандартах» от 11 июня 2003 года, «Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52143—2003 [22, с.163].
     На  основе действующего законодательства, посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития.  На общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования, формулируется ряд задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.
    Социальное планирование на региональном уровне
     Планирование социальных программ в регионах предусматривает и определение содержания изменений. К ключевым элементам этого процесса относят: создание инициативного комитета по планированию, избрание местного координатора или организатора; выбор организационной структуры, которая может обеспечить участие населения. А также поиск, отбор и привлечения членов для организационной структуры, которые будут внедрять программы в регионе; определение цели и задач программы, распределение ролей и обязанностей, обеспечение обучения. Социальное планирование на региональном уровне заключается в том, что территориальные органы получают возможность самостоятельно выбрать метод определения социальной проблемы  [18, с.112].
        3.Социальное планирование на предприятиях
     Планирование  социального развития трудовых коллективов  составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:
     1. Способности и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства и самосовершенствования должны учитываться в первую очередь.
     2. Эффективность социального планирования  напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.
     3. Процессы взаимодействия человека  с производственной организацией, городом или районом не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности
     Выработке данных принципов и проведению социального планирования на предприятии помогает система трудового права Российской Федерации [2, с 315].  

     1.2 Методы социального планирования
     Социальное  планирование является деятельностью, которая требует наличие приемов и способов, используемых для расчета плановых показателей и плана в целом. Это выражается в методах социального планирования.
      Метод - это систематизированный способ достижения теоретического или практического  результата, решения проблемы или  получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели и включает в себя стандартные и однозначные правила, обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания [3, с. 57].
      Выделим общеприменимые методы социального планирования, которые позволяют осуществлять планирование на различных уровнях:
    социальный эксперимент;
    балансовый метод;
    программно-целевое планирование;
    методы математического моделирования;
    нормативный метод;
    комплексный метод.
     1.Социальный эксперимент
      Социальный  эксперимент – это метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
     - внесение изменений в сложившиеся  отношения; 
     - контроль за влиянием изменений  на деятельность и поведение  личности и социальных групп;
     - анализ и оценку результатов  этого влияния.
      Осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент – это метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.  Классическим примером успешного осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности управления является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго [14, с. 432].
    Балансовый метод
      С помощью балансового метода реализуется  принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны, региона, организации в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям их расхода. В настоящее время усиливается роль балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций. Система балансов, используемых в планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые.
    Программно-целевое планирование
        В мировой практике менеджмента  и маркетинга программно-целевое  планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования.  Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий.      Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "дерева целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы.    
       Рассмотрим его основные стадии:
    1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).
    2.  Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).
      3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его  деятельности (стадия регламентации).
     На  данном этапе определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.
      Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:
      1. Формирование системы управления - это многоэтапный процесс.
      2. Необходимым условием для начала планирования, а затем и создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной потребности, требующей решения.
       3. Решение вновь возникающих проблем  не обязательно требует создания новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции.
       4. Для выбора способа решения  проблем предварительно проводится их исследование. Решение сложной проблемы обычно начинают с построения "дерева целей", которых требуется достичь путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков:   
     1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ. 

     2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
         3. «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались [20, с. 427].
     4. Методы  математического моделирования
  Математическое моделирование в социологии – это использование математического языка и аппарата для описания и последующего анализа основных свойств социальных явлений и процессов.  Математическое моделирование дает возможность заменить непосредственный анализ реальных явлений анализом свойств и характеристик математических объектов. Математическая модель социального объекта представляет собой некоторый набор формальных соотношений между показателями модели, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели обычно отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики. Переменные модели отражают основные для данного исследования характеристики; анализ изменения их значений представляет главную цель моделирования. Планирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.
  Использование моделирования математического в социологии практически началось в конце XIX в. и особенно усилилось в середине ХХ в., чему способствовало появление электронно-вычислительной техники и широкое распространение социологических исследований. В настоящее время трудно дать однозначную классификацию математических моделей, используемых в социологических исследованиях.   
 

    5. Нормативный метод
        Нормативный метод - метод регулирования деятельности производственных и непроизводственных звеньев с помощью норм и нормативов, отражающих общественные требования к затратам и результатам деятельности, их распределению и использованию. Ориентирует трудовые коллективы на выполнение плановых заданий при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Единство процесса общественного воспроизводства, всех его сторон и элементов обеспечивает объективную возможность формирования единой системы взаимосвязанных норм и нормативов. Ее основные принципы:
     - общность методологического подхода к формированию норм и нормативов независимо от уровней управления и горизонтов планирования;
     - прогрессивность норм и нормативов, систематическое их обновление в соответствии с изменениями в процессе производства и непроизводственной сферы на базе научно-технического прогресса и других факторов;
     - сопоставимость норм и нормативов, формируемых на различных уровнях управления[21, с. 243].
      На  предприятиях нормативная база уточняется ежегодно на основе учета влияния  таких факторов, как повышение  технического уровня производства, улучшение организации производства и труда, повышение качества продукции, изменение ее состава и объема. В действующей системе норм и. нормативов они группируются следующим образом:
     - нормативы эффективности общественного производства; нормы и нормативы затрат труда и заработной платы;
     - нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии; нормы и нормативы использования производственных мощностей и нормы продолжительности освоения проектных мощностей вновь вводимых предприятий и объектов;
     -  нормативы капитальных вложений и, капитального строительства;  

     - нормы и нормативы потребностей и запасов оборудования, а также его использования; финансовые нормы и нормативы;
     - нормы денежных затрат на производство;
     - социально-экономические нормы и нормативы;
     - нормы и нормативы охраны окружающей среды.
    Комплексный метод
      Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных  факторов: материальных, финансовых и  трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований:
     - определение темпов и пропорций  развития социального процесса;
     - статистической и динамической  модели и выработка основных  показателей плана[7, с. 153].
  Подводя итоги, необходимо отметить, что социальное планирование является совокупностью целей и показателей развития социальных процессов.Оно является важным элементом не только на государственном и региональном уровнях, но и на уровне предприятия. В данной главе представлены общепринятые методы социального планирования. Каждый метод отличается своей направленностью, областью применения, инструментарием. Такое разнообразие методов дает возможность широкого выбора. Следует отметить, что каждый метод наряду с положительными аспектами имеет и отрицательные, которые необходимо учитывать при выборе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ методов  социального планирования МУСОН «Переволоцкий  КЦСОН 

     2.1 Организационно-экономическая характеристика МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
     Муниципальное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Переволоцкий комплексный центр социального обслуживания населения»" (далее - центр) создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Сокращенное наименование: МУСОН «Переволоцкий КЦСОН». Центр, является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, отраженное на его самостоятельном  балансе, расчетный и иные счета  в учреждениях банков, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.
      Имущество центра  является муниципальной собственностью Переволоцкого района Оренбургской области и принадлежит центру на праве оперативного управления. Учредителем центра является муниципальное образование  Переволоцкий район Оренбургской области в лице главы администрации  муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области. В своей деятельности центр руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Указами и распоряжениями  президента Российской Федерации,  постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и Министерства социального развития Оренбургской области, Российской Федерации, Уставом муниципального  образования Переволоцкий район   Оренбургской области, другими нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
    Юридический адрес: Оренбургская область Переволоцкий район, п. Переволоцкий, ул. Ленинская,86
    Деятельность  центра осуществляется по следующим  функциональным  направлениям:
    - решение общих вопросов поддержки  граждан;
    - социальная поддержка семьи, женщин  и детей;
    - социальная поддержка граждан  пожилого возраста и инвалидов.
      Деятельность центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем, центр осуществляет:
    - мониторинг социальной и демографической  ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
    - учет граждан, нуждающихся в  социальной поддержке, определение  необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
    - оказание гражданам социальных, социально-педагогических, юридических, психологических, медицинских, бытовых, торговых, консультативных и иных услуг;
    - участие в работе по профилактике  безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
    - привлечение государственных, муниципальных  и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и так далее), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.